Закон на видеонаблюдение

Видеонаблюдение: юридические аспекты

Установка системы видеонаблюдения и ее использование является весьма эффективным способом контроля за соблюдением надлежащего порядка на предприятии, помогает пресекать противоправные действия сотрудников и посетителей. Тем не менее применение такой системы может нести в себе определенные риски.

1. непосредственное осуществление видеонаблюдения посредством использования видеокамер для получения видеоинформации об объектах и помещениях; а также
2. запись полученного изображения и его хранение для последующего использования.

1. для доказывания факта совершения противоправного действия; а также
2. для установления личности лица, совершившего соответствующее противоправное действие.

Однако, как следует из ч. 2 ст. 55 Гражданско-процессуального кодекса РФ, ст. 75 Уголовно-процессуального кодекса РФ, допустимыми судом признаются лишь доказательства, отвечающие, в частности, критерию законности.

www.lidings.com

Приобретение и использование специальной аппаратуры наказуемо (лишение свободы до 3 лет или привлечение к административной ответственности).

  • видеосъемка не содержит материалов касательно частной жизни человека;
  • кадры видеонаблюдения не порочат честь и достоинство человека;
  • установка видео согласована с человеком;
  • в общественных местах присутствуют специальные таблички, которые предупреждают о ведении видеонаблюдения.
  • для физического лица в размере от 300 до 1000 рублей;
  • для должностных лиц в размере от 500 до 2000 рублей;
  • для юридических лиц от 5 до 10 тысяч рублей.

    Использование видеонаблюдения становится популярнее с каждым днем. При слежении за домом, например, разумно установить камеру в целях предупреждения опасности. При наблюдении за сотрудниками на предприятии существуют определенные риски нарушения Федерального Законодательства Российской Федерации.

    Обычно, установка камер видеонаблюдения осуществляется с целью установки противоправных действий, таких как порча имущества или кража. В этих случаях запись является доказательством нарушения закона и используется в суде.

    Когда видеонаблюдение ведется сторонним предприятием, необходимо обязательное оповещение посетителей в местах общего доступа.

    Ответственность за нарушение процедуры видеонаблюдения бывает гражданско-правовая и административная. Обработка и утечка персональных данных влечет за собой выплату штрафа:

    В Законодательстве Российской Федерации не предусмотрен отдельный закон о ведении видеонаблюдения. В некоторых нормативных актах, таких как ФЗ «О персональных данных», ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», Уголовном Кодексе Российской Федерации и других, присутствуют некоторые замечания по ведению видеонаблюдения.

    В статье №22 в пункте 1 ФЗ «О персональных данных» говорится о том, что данные, позволяющие идентифицировать личность являются персональными, а по отношению к ним предусмотрены более жесткие меры. Необходимо предварительно оповестить Федеральное агенство по надзору в сфере связи, информационных технологий, массовых коммуникаций (Роскомнадзор), об установке камер видеонаблюдения. Исключения указаны в статье № 2 — это съемка на предприятиях в рамках трудовых отношений. Роскомнадзор вводит указанные данные в реестр, и видеонаблюдение становится общедоступным. Если не получить разрешение на установку камеры, то данные съемки не будут иметь юридической силы при фиксации преступления.

    Закон о ведении видеонаблюдения

    Установка скрытого видеонаблюдения запрещена законом РФ (Статья № 5 ФЗ»О персональных данных»). Исключение составляют уполномоченные органы власти, такие как МВД, ФСО и другие.

    Видеонаблюдение в местах общего доступа предполагает, что появление любого человека может быть зафиксировано. В последствии эти записи сохраняются.

    В статье № 5 Федерального Закона «О персональных данных» учтен порядок обработки записей с камер видеонаблюдения. Персональные данные допускаются к сохранению до полной целевой обработки. При увольнении сотрудника работодатель обязан удалить все видеозаписи с его участием. Исключения составляют случаи, когда необходимо предоставить запись в суд.

    Видеонаблюдение и конституционные права

    Как не нарушить закон в видеонаблюдении

    Как видим, в обеих статьях речь идет о частной жизни граждан, а видеонаблюдение может рассматриваться как вторжение в эту самую частную жизнь. Тем более что точной формулировки этого понятия в самой конституции нет. Поэтому закон предусматривает ограничения использования видеонаблюдения в различных местах. Установка скрытых видеокамер разрешена в следующих случаях:

  • замаскированные под бытовые предметы;
  • имеющие вынесенный зрачок входа (PIN — HOLE);
  • работающие при низкой освещенности объекта (0,01 лк и менее);
  • работающие при освещенности на приемном элементе 0,0001 лк и менее;

    Работники любого объекта коммерческих структур должны быть предупреждены о ведущемся видеонаблюдении. Предупреждающие таблички, например, «Внимание, ведется видеонаблюдение», избавят от любых претензий и исков как со стороны работников, так и посторонних лиц, которые могут также стать объектами съемки.

    Если территория коммерческих объектов находится под охраной, то использование видеокамер оговаривается также в части 3 статьи 12 Закона РФ № 2487-1 от 11.03.92 г. «О частной детективной и охранной деятельности в РФ».

    • аналоговые и цифровые видеокамеры, работающие в системе CCTV;
    • видеокамеры, встроенные в бытовые предметы — зажигалки, авторучки, флешки и т.п.

    Согласно этому пункту, лицензирования требуют телевизионные и видеокамеры

    Для начала стоит сказать, что рассматриваемый документ касается двух сторон вопроса — технической и собственно юридической. Остановимся сначала на первой.

    В результате под ограничение ввоза-вывоза попадают два типа видеооборудования:

    Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

    По сути, широко распространившиеся в последнее время автомобильные видеорегистраторы не имеют отношения собственно к видеонаблюдению и могут быть отнесены скорее к любительской видеосъемке. Тем более что общественные дороги, улицы и проспекты не имеют частного собственника, и съемка в таких местах не запрещена. Однако проблемы могут возникнуть и здесь. Чаще всего они связаны с работой сотрудников ГИБДД, которым не всегда нравится, что их снимают. В таком случае нужно знать, что сотрудники дорожной полиции не являются секретными агентами и не имеют права запретить использование фото- или видеооборудования на общественных дорогах.

    Владелец любой частной собственности имеет право устанавливать все виды разрешенного к использованию на территории РФ видеооборудования. При этом оно должно быть установлено таким образом, чтобы не вторгаться на территорию объектов владения других собственников.

    Как правило, видеонаблюдение в современном мире служит защитой. Например, запись, сделанная наружными видеокамерами, пригодится в случае порчи или кражи личного имущества.

    В соответствии с законодательством, видеозаписи, на которых изображен конкретный человек, считаются частной собственностью. Поэтому человек, который хочет установить видеоаппаратуру вокруг своего дома или здания, обязан зарегистрировать ее в организации по защите персональных данных.

    В соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности, в соответствии со ст 5 ФЗ 152 скрытое видеонаблюдение запрещается вести законодательством. Покупка и применение специального оборудования для ведения слежки наказывается законом (предусматривается статьей уголовного кодекса). Мера наказания — лишение свободы до трех лет или смена статьи на административную ответственность.

    Видеонаблюдение становится частью повседневной жизни. Ежедневно каждый человек попадает в объектив десятков камер, которые устанавливаются на витринах магазина, углах, переулках и так далее.

  • Подписать контракт с сотрудниками об обработке персональных данных;
  • Оповестить работников о том, что ведется видеосъемка;
  • Выделить отдельное помещение, которое будет считаться архивом и охраняться;
  • Взять на работу людей, которые будут ответственны за видеозаписи.

    Закрытые зоны — это территории, которые скрыты от общего доступа. К примеру, это может быть цех или офис сотрудника какого-либо предприятия. Чтобы камеры были установлены на законных основаниях, работодатель должен действовать согласно следующей процедуре:

    Законодательство Российской Федерации не предусматривает отдельного положения закона, в котором говорилось бы о видеонаблюдении. Чтобы ознакомиться с тем, правомерны ли действия конкретного человека в отношении видеонаблюдения, следует ознакомиться со следующими законопроектами:

    Нарушение закона в отношении ведения видеонаблюдения состоит из двух видов:

    Закон о видеонаблюдении: правила, меры наказания

    Установка видеонаблюдения в общественном месте предусматривает, что появление человека на кадрах может быть зафиксировано, а запись передана в архив.

  • Физическому лицу грозит штраф в размере от 300 рублей до 1000 рублей;
  • Должностное лицо может получить штраф в размере до 2000 рублей, когда как минимальная сумма равняется 500 рублей;
  • Юридическому лицу может быть выписан штраф до 10 тысяч рублей.

    Следует отметить, что разрешение на установку видеокамеры нужно иметь обязательно. В противном случае при фиксации правонарушения (порчи или кражи имущества) и обращения в суд, доказательство не будет иметь юридической силы

    3. Закон предусматривает, что в случае нарушения права потребителя на свободный выбор товаров (работ, услуг) могут быть взысканы причиненные убытки. В случае навязывания потребителю дополнительных услуг без его согласия он может потребовать возврата уплаченных за такие услуги сумм.

    Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ п. 3 комментируемой статьи изложен в новой редакции, направленной на усиление гарантий потребителя. Уточнено, что продавец (исполнитель) не только не вправе без согласия потребителя оказывать ему дополнительные услуги за плату, но также выполнять такие работы. Кроме ранее предусмотренного права потребовать возврата уплаченных за такие услуги сумм предусмотрено право потребителя отказаться от оплаты таких работ (услуг).

    Появление этой статьи вызвано тем, что обстоятельства заключения договоров, и прежде всего, розничной купли — продажи, не всегда дают возможность потребителю исключить условия, противоречащие законодательству. Согласно действующему законодательству договор — это не только письменное, но также и устное соглашение сторон (в данном случае потребителя и продавца (исполнителя) о цене, качестве и других условиях. Этим обстоятельством нередко злоупотребляют недобросовестные продавцы и исполнители для того, чтобы, пользуясь зависимым положением потребителя, навязать ему ненужную продукцию или незаконные условия договора.

    2. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.

    Закон говорит о недействительности отдельных условий договора, тем самым признавая возможность одновременной действительности других условий. Возникающий в связи с этим вопрос о юридической судьбе всей сделки должен решаться в соответствии со ст. 180 Гражданского кодекса: недействительность части сделки не влечет за собой недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части. Следовательно, если можно предположить, что сделка не состоялась бы без включения недействительных ее условий, она признается недействительной в целом.

    Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года N 55, предусмотрено, что в случае доставки крупногабаритного товара силами покупателя продавец обязан бесплатно обеспечить погрузку товара на транспортное средство покупателя.

    1. Общие условия и порядок заключения и исполнения гражданско — правовых договоров регулируются гражданским законодательством. Одним из главных принципов договорных отношений является полное равноправие сторон договора. Однако длительная монополия государства в области торговли и бытовых услуг привела к фактической зависимости потребителя от воли продавца и исполнителя, несмотря на принимаемые «правильные» решения на разных уровнях управления. В связи с этим в Законе на высшем юридическом уровне закрепляются некоторые положения, направленные на защиту интересов потребителя в этой области. Важной гарантией защиты интересов потребителя являются правила, установленные ст. 16 Закона.

    Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.

    2. Некоторые права потребителей в сфере торгового и других видов обслуживания, имеющие практическое значение и часто нарушаемые, Закон определяет более конкретно. К таким правам относится право свободного выбора товаров (работ, услуг). Это означает, во-первых, что любой товар, находящийся в магазине, должен быть продан, а любая услуга, относящаяся к профилю исполнителя, — оказана по требованию потребителя. Во-вторых, выбор должен быть действительно свободным, без принуждения прямого или косвенного. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (услуг) обязательным приобретением иных. Убытки, причиненные потребителю нарушением этой нормы, возмещаются торговым предприятием или исполнителем в полном объеме.

    Представляется, что по аналогии с п. 7 ст. 18 Закона это правило может быть распространено на товары весом более 5 кг. По этим же основаниям в случае неисполнения продавцом обязанностей по погрузке покупатель вправе осуществить ее за свой счет, а продавец обязан возместить ему понесенные расходы. Например, путем предоставления соответствующей скидки с цены.

    1. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

    Закон о защите прав потребителей

    Применение изложенных норм на практике может вызвать определенные затруднения. Навязывание ненужных потребителю товаров и услуг обычно происходит путем продажи пресловутых «наборов», куда наряду с дефицитными помещаются ненужные, залежалые товары, или использования дорогостоящих необязательных отделочных материалов, фурнитуры, упаковки и т.п. Созданные продавцом, исполнителем незаконные объективные условия нередко вынуждают потребителя соглашаться с ними. При этом не всегда ненужные товары или услуги могут быть отделены от основных. В этих случаях, если обращение с соответствующими требованиями к руководству предприятия не дало результатов, потребитель может прибегнуть к судебной защите, к помощи органов по защите прав потребителей при местной администрации, общественных организаций потребителей.

    Не допускается размещение программно-технических комплексов видеонаблюдения на архитектурных деталях, элементах декора, поверхностях с ценной архитектурной отделкой, а также их крепление, ведущее к повреждению архитектурных поверхностей.

    «2. Границы благоустройства (уборки) территорий определяются границами земельного участка на основании документов, подтверждающих право собственности или иное вещное право на земельный участок, на котором располагаются здания и (или) сооружения, и прилегающей к его границам территории на расстоянии 5 метров, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области и правовыми актами органов местного самоуправления.»;

    3) в абзаце первом части 4 статьи 18 слово «обеспечить» заменить словами «размещать свои транспортные средства способом, обеспечивающим»;

    и их использования инвалидами и другими маломобильными группами населения, установленные настоящим Законом, применяются исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию объектам.

    е) ведение реестра планов благоустройства в Московской области;

    л) координацию работы органов местного самоуправления в сфере строительства, эксплуатации, капитального ремонта и реконструкции систем наружного и архитектурно-художественного освещения;

    Уполномоченный орган осуществляет следующие полномочия в сфере благоустройства:

    8) Статью 76 дополнить частью 4 следующего содержания:

    «2. Содержание территорий Московской области и мероприятия по развитию благоустройства осуществляются в соответствии с настоящим Законом, законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области о социальной защите инвалидов и правилами благоустройства, утверждаемыми для каждого муниципального образования Московской области (далее – муниципальное образование).

    Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования за исключением статьи 2 настоящего Закона.

    н) разработку и принятие правовых актов по утверждению технических требований и правил подключения программно-технических комплексов видеонаблюдения, предусмотренных при проектировании и реконструкции элементов благоустройства;

    4) часть 1 статьи 23 после слов «Средства размещения информации» дополнить словами «, за исключением информационных стендов дворовых территорий,»;

    pahomova-nsk.ru

    Сегодня практически в каждом учреждении и во многих офисах установлены камеры видеонаблюдения. С одной стороны, они обеспечивают нашу безопасность, с другой – всё чаще возникает вопрос: «законно ли видеонаблюдение?», «не нарушаются ли наши личные права?».

    Тема «Законность видеонаблюдения» в последнее время становится всё более популярной у различных слоёв населения. Это неудивительно: у каждого на этот счёт имеется своё мнение, исходя из конкретной позиции и ситуации. Видеонаблюдение ведется на дорогах, в магазинах, в учебных заведениях, в офисах. Во избежание неприятных ситуаций, использовать видеонаблюдение следует, строго соблюдая закон.

    Все рекомендации основаны на официально закрепленных принципах защиты персональных данных, и они должны соблюдаться на всем протяжении жизненного цикла систем видеонаблюдения и при любых операциях с их использованием. Требования к видеонаблюдению регулируют использование замкнутого ТВ, осуществляющих запись изображений идентифицируемых физических лиц либо информации, имеющей к ним непосредственное отношение, в следующих целях: выявление того, чем занят гражданин — к примеру, при наблюдении в помещении магазина либо на улице; осуществление определенных действий по отношению к гражданину — например, передача его изображений в полицию для применения в целях расследования преступления; использование изображений граждан, могущее каким-либо образом нарушить их право на неприкосновенность частной жизни — к примеру, передача видеоматериалов телекомпании. Требования к видеонаблюдению относятся, прежде всего, к коммерческим структурам и организациям, постоянно практикующим видеозапись граждан на находящиеся в их распоряжении техсредства охранного телевидения.

    Использовать видеонаблюдение адекватно целям безопасности

    Имеется в виду, что необходимо выбирать оборудование и места размещения камер таким образом, чтобы достигались именно цели безопасности. И фиксированные, и перемещаемые камеры должны располагаться таким образом, чтобы в зону обзора не попадали участки территории, не представляющие оперативного интереса и не могущие быть поставленными под видеонаблюдение по закону — например, объекты частной собственности граждан. Расположение камер должно обеспечивать достаточно высокое техническое качество изображений.

    Законно ли видеонаблюдение в местах, где предполагается максимальный уровень приватности — например, в раздевалках и туалетных комнатах? – Да, но с учётом требований: камеры должны использоваться лишь в исключительных случаях при условии наличия серьезных оснований для их применения. В данной ситуации следует известить граждан о том, что за ними ведется наблюдение. В противном случае, законность видеонаблюдения будет нарушена.

    Вы обязаны известить людей о том, что они находятся в зоне, находящейся под наблюдением. Предупреждение о съёмке наиболее эффективно и в то же время традиционно осуществляется посредством размещения чётко различимых знаков на входе в контролируемую зону и присутствие внутри смой зоны дублирующих знаков. Хорошо заметные и визуально понятные знаки, в частности, весьма важны там, где камеры находятся не на виду, а также в местах, где граждане могут не предполагать, что за ними ведется видеонаблюдение. В общем случае, более частое и бросающееся в глаза размещение знаков должно быть там, где люди меньше ожидают применения охранного телевидения. В исключительных случаях, когда ведется запись звуковой информации, об этом должно сообщаться ясно и недвусмысленно. Знаки предупреждения о видеосъёмке должны быть: чёткими, хорошо читаемыми; содержать информацию об организации, осуществляющей эксплуатацию системы видеонаблюдения; иметь достаточные физические размеры, соотносящиеся с содержанием сообщения — к примеру, предназначенные для пешеходов либо водителей.

    Предоставление видеоинформации

    Предоставление видеоинформации должно также быть подконтрольным и соответствовать цели, с которой изначально она внедролась. К примеру, если видеонаблюдение устанавливалась с целью предотвращения и выявления преступных действий, видеоматериалы следует предоставлять правоохранительным структурам, занимающимся расследованиями преступлений, однако передавать идентифицируемые видеоизображения людей представителям средств массовой информации и размещать их в сети Интернет запрещается. Лишь в особых случаях, для облегчения идентификации изображения могут быть предоставлены СМИ, однако в общем случае это должно осуществляться уполномоченными представителями правоохранительных органов.

    secandsafe.ru

    В этой статье я хотел бы рассмотреть животрепещущий вопрос о правомочности использования скрытого видеонаблюдения гражданами РФ, который волнует очень многих людей нашей страны, а особенно инсталляторов. Быть или не быть скрытому видеонаблюдению — вот в чем вопрос, а вот ответ я постараюсь написать сам.

    Давно не секрет, что закамуфлированные устройства видеозаписи под пожарные датчики, охранные датчики, авторучки, зажигалки, часы, очки, галстуки, пуговицы, игрушки … список можно продолжить до бесконечности, свободно продаются и используются людьми почти во всех странах мира.

    Китайских интернет магазинов с бесплатной доставкой в Россию просто немерено, а цены настолько низкие, что интернет просто краснеет. Набираете в Яндекс поисковике «китайские интернет магазины с доставкой в россию» и вам предлагаются каталоги – целые сборники магазинчиков с продукцией, которую в Россию без лицензии не привезешь, но хитрые китайцы научились обходить все преграды, короче говоря, ваш интернет заказ будет в течение месяца доставлен через таможню РФ и почту России по адресу.

    Так почему же, только у нас в России тематика скрытого видеонаблюдения и закамуфлированных под различные бытовые предметы записывающих устройств находится под запретом? Почему — так никто и не знает, а кому надо знать – «знать не хочет» и разъяснений не дает. И все бы ничего, но ответственность за покупку, продажу и использование этих так называемых «спецсредств» у нас для граждан уголовная! Дело в том, что наша страна самая демократическая, и государство печется о правах и свободах человека, в данном случае — о неприкосновенности частной жизни, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и прочих сообщений. Ну, вот мы и подошли к букве закона. Читать законы – дело настолько утомительное и унылое, что я подумал не делать ссылки «прочитай закон сам», а решил кратенько своими словами, пересказать в чем суть вопроса использования скрытого видеонаблюдения в России.

    Самый главный документ в нашем случае — это Уголовный кодекс от 13.06.1996 г. РФ №63-ФЗ. Разберемся, о чем он говорит:

    1. Статья 137. Говорит о том, что в России наказуем сбор и распространение сведений о частной жизни человека без его согласия, которые являются его личной тайной или тайной его семьи.
    2. Статья 138. Говорит о том, что в России наказуемо нарушение тайны телефонных переговоров, переписки, почтовых, телеграфных или иных сообщений.
    3. Статья 138.1. Говорит о том, что в России нельзя незаконно покупать, изготавливать и продавать специальные технические средства, которые предназначены для получения негласной информации (то есть без предупреждения тех людей, которых вы записываете с помощью средств скрытого видеонаблюдения) и за нарушение этой статьи грозит максимальное наказание лишение свободы аж до четырех лет (или штраф до трехсот рублей).

    С первым и вторым пунктами все понятно — собирать и распространять сведения о частной жизни людей, телефонных разговорах, переписки и прочее мы не собираемся. Обоснованием наших действий служит аргумент, что производится или производилась съемка собственных действий и поступков. С третьим пунктом все посложнее.

    Для начала выясним, что подразумевает закон под термином «специальные технические средства» и «незаконно покупать, изготавливать и продавать спецсредства».

    Постановление Правительства РФ от 1 июля 1996 г. N 770 рассказывает о лицензировании деятельности физ. и юр. лиц по приобретению, разработке, изготовлению и продаже специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. Из Постановления можно сделать вывод, что если у вас нет лицензии ФСБ на какой-либо вид деятельности указанный выше, то этот вид деятельности будет для вас незаконным и даже в том случае, если бы вы решили купить одно устройство для себя, а не для продажи. Использовать спецсредства скрытого видеонаблюдения в нашей стране могут только лица, которые уполномочены осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

    Статья 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» определяет кто у нас в стране может вести такую деятельность, а, следовательно, свободно пользоваться, покупать и продавать спецсредства для негласного получения информации – это МВД, ФСО, федеральные органы государственной охраны, служба внешней разведки, таможенные органы, федеральная служба исполнения наказаний, органы по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ…, теперь понятно, что это не простые граждане и не инсталляторы.

    Одним словом для того чтобы не нарушая закон свободно использовать спец. средства необходима лицензия ФСБ и нужно состоять в рядах спец. служб. Веселенькое начало. Теперь выясним что же это такое — спец. тех. средства.

    В Постановление Правительства РФ от 10 марта 2000 г. N 214 дается разъяснение, как ввозить, вывозить специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, и дается их список. Тут-то мы и находим в одном из десяти разделов, что под спец. средствами негласного получения информации подразумевается оборудование, имеющее хотя бы один из перечисленных признаков:

    — записывающие видеоустройства, которые закамуфлированы под бытовые предметы;

    — фото и видеокамеры, которые имеют вынесенный зрачок входа (PIN-HOLE);

    — видеокамеры, которые могут работать при освещенности объекта 0,01 лк и менее, или которые могут работать при освещенности на матрице 0,0001 лк и менее.

    Этот список устарел просто чудовищно, техника настолько далеко шагнула вперед, что критерии, по которым определяется принадлежность оборудования к спецсредствам, просто смешны. Чего только стоит «закамуфлированные под бытовые предметы». Получается, что видеокамера в телефоне – это спецсредство, закамуфлированное под сотовый тел., которое вы покупаете в магазине, не имеющем лицензии ввозить и продавать такое оборудование, то есть вся страна (за исключением бабушек и дедушек в «глубокой» глубинке) попадает под статью 138.1. Вот так вот, а закон-то есть и он действует. Давайте разберемся, какое оборудование может подпасть под статью 138.1, а какое нет:

    1. Подпадает под статью скрытое видеонаблюдение, которое камуфлируется под бытовые предметы.

    Камуфлируется – это когда внешнему виду оборудованию придаются формы, очертания, расцветка, запах под предметы имеющее другое назначение, не связанное со сбором видео информации.

    Ключевое значение имеет словосочетание «бытовые предметы». Бытовой предмет – это тот предмет, которым пользуются повседневно. Ну например: авторучка, пуговицы, телефон, часы, плеер, зажигалка, шкаф, стул, стол. Стена, потолок, дверь – это не бытовой предмет – это часть здания, элементы различных систем охран и жизнеобеспечения – это тоже не бытовые предметы, а часть системы, а, следовательно, — телекамеры встроенные в части здания и части различных систем не подпадают под определение «закамуфлированные под бытовые предметы».

    2. В продаже имеется много видеоглазков для скрытого видеонаблюдения так называемых PIN-HOLE, но таковыми они не являются, все дешевые китайские и корейские модели, к счастью, не подпадают под признак «неразрешенного» оборудования, потому что у них нет как такового выноса зрачка входа (вынос зрачка входа — это расстояние, на которое можно установить ось диафрагмы видеокамеры от оси входного отверстия предмета, через которое ведется скрытое видеонаблюдение, чтобы увидеть все поле зрения, чем больше вынос зрачка, тем лучше маскировка).

    3. Освещенность объекта видеосъемки определяется количеством света, который падает на объект, чем больше падает света на объект, тем четче и лучше получается видеокартинка. Есть граничное значение освещенности после которого на видеокартинке объекты не различимы. Так вот дешевые миниатюрные видеокамеры, которые продаются в свободном доступе имеют граничное значение от 0,05 и до 0,5 лк., следовательно, недорогое китайское оборудование не подпадает и под этот признак специального оборудования, но учтите, что техника быстро развивается и в ближайшем будующем появятся матрицы с большей светочувствительностью.

    Большинство уголовных дел в России было заведено по признаку «камуфлировано под бытовой предмет», стена косяк, дверь, потолок, охранный датчик, пожарный датчик не являются бытовыми предметами. Значит фирма инсталлятор может без нарушения закона установить скрытое видеонаблюдение, например смонтировать видеокамеру, в стене, пробив в ней дыру, а затем аккуратно заделав отверстие с установленной в ней телекамерой, или в охранный/пожарный датчик, который вешается на потолке. До сих пор инсталляторов правоохранительные органы ловили за скрытый монтаж в картине, часах, шкафу, а это и есть бытовые предметы.

    Есть один очень спорный вопрос о необходимости оповещения людей о том, что ведется скрытое видеонаблюдение. Наверняка вы видели таблички с этой надписью в общественных местах. С точки зрения закона – это необходимо делать, чтобы защитить права человека по статье 137 УГК РФ, чтобы люди знали, что все снимается на видео, в целях уберечь людей от непреднамеренного засвечивании своих тайных секретов частной жизни. С точки зрения безопасности – это предупреждение, что любое противозаконное действие будет задокументировано, а есть ли там скрытые телекамеры или нет уже не узнаешь. На практике у меня был один случай, владелец магазина решил сэкономить и вместо системы видеонаблюдения расклеил таблички «ведется скрытое видеонаблюдение» в результате кражи уменьшились аж в 10 раз. Тут-то и задумываешься для чего придумали предупреждение «Внимание в помещение ведется видеонаблюдение», в данном случае это мощный психологический сдерживающий фактор.

    Проконсультировавшись с юристом по этому спорному вопросу я выяснил, что в общественных местах: офис, ресторан, улица, рынок, «частной жизни нет», так как это публичные места, то есть, если буквально понимать, то можно делать скрытую видеозапись без опасений нарушить закон. Наверняка по телевизору много раз вы видели телепередачи о том, как смелые журналисты с помощью скрытых телекамер выводят на чистую воду нехороших дядь и тёть и не кричат они всем, что производится скрытая видеосъемка и не держат плакатики «ведется скрытое видеонаблюдение», ни разу не слышал, чтобы за это хотя бы одного журналиста оштрафовали или осудили.

    Выводы:

    1. Копмлектацию системы скрытого видеонаблюдения вы найдете на нашем сайте по этой ссылке » установка скрытого видеонаблюдения» .
    2. Нужно научиться понимать и дружить с законом, если написано, что нельзя камуфлировать видеокамеры в бытовых предметах, значит не надо этого делать. Устанавливайте их в дверях, стенах, дверных косяках, пожарных и охранных датчиках, которые являются частями здания, охранной и пожарной сигнализации, система безопасности никогда не являлась бытовым предметом.
    3. Будьте осторожны при заказе через интернет-магазины из Китая интересных технических штучек: возможно они запрещены для свободного использования, покупки и продажи на территории России. Скрытое видеонаблюдение с использованием брелоков, авторучек, часов тому пример.
    4. Устанавливайте китайские PIN-HOLE, находящиеся в свободной продаже на территории РФ, в качестве дверных глазков, при этом обращайте внимание на светочувствительность.
    5. В общественных местах вы можете свободно делать видеозапись, опираясь на то, что в публичных местах закон не запрещает фото и видеосъемку.
    6. Самый важный вывод. Закон, касающийся скрытого видеонаблюдения, очень сильно устарел, потому что многие технические новинки, заполнившие нашу жизнь, без которых мы уже и не мыслим комфортного существования, начинают подпадать под ограничения этого закона, то что считалось раньше спец. средствами, сейчас используется уже как игрушка, например, встроенная видеокамера в защитный шлем велотрекера, в сотовый телефон, в солнечные очки или в подводную маску. За нарушение закона, в этом случае, у нас уголовная ответственность, получается на многие вещи сейчас закрываются глаза, но если кому-то надо, то наказание применить можно в полной силе и потом доказывай, что стена и охранный датчик — это не бытовой предмет. Поэтому, уважаемый читатель, будь осторожен, скрытое видеонаблюдение в том числе его инсталляция и эксплуатация собственными силами может принести некоторые проблемы. Наши специалисты установят скрытое видеонаблюдение в соответсвтии с законами РФ по договору и с гарантией качества. Обращайтесь к профессионалам.

    Вы можете прочитать еще другие мои статьи:

    podohranu.ru

    Скажите пожалуйста, нужна ли лицензия на монтаж систем видеонаблюдения? В интернете много читал, информация противоречивая. Некоторые говорят, что на установку видеонаблюдения лицензирование отменили, оставили только на монтаж пожарной сигнализации.

    Добрый день. По действующему законодательству РФ в этом на сегодняшний день нет необходимости. Монтаж системы видеонаблюдения не входит в перечень видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию.

    1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
    1) разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
    2) разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;
    3) деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
    4) разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации;
    5) деятельность по технической защите конфиденциальной информации;
    6) производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции;
    7) разработка, производство, испытание и ремонт авиационной техники;
    8) разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники;
    9) разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия;
    10) разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом;
    11) деятельность по хранению и уничтожению химического оружия;
    12) эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;
    14) деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;
    15) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
    16) производство лекарственных средств;
    17) производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники;
    18) оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений;
    19) деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах;
    20) деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров;
    21) деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов;
    22) деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
    23) деятельность по перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
    24) деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
    25) деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров;
    26) деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов;
    27) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;
    28) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах;
    29) деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
    30) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности;
    31) деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
    32) частная охранная деятельность;
    33) частная детективная (сыскная) деятельность;
    34) заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов;
    35) оказание услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
    36) оказание услуг связи;
    37) телевизионное вещание и радиовещание;
    38) деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование данных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора);
    39) деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности);
    40) образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»);
    41) космическая деятельность;
    42) геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства);
    43) производство маркшейдерских работ;
    44) работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления;
    45) деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства);
    46) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»);
    47) фармацевтическая деятельность;
    49) деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности;
    50) деятельность, связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения;
    51) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами.

    Еще добавлю (но к Вам, как к лицу осуществляющему монтаж системы видеонаблюдения это не относится), что

    в случае оказания охранных услуг с использованием видеонаблюдения, а также оказания охранных услуг в виде обеспечения внутриобъектового и (или) пропускного режимов персонал и посетители объекта охраны должны быть проинформированы об этом посредством размещения соответствующей информации в местах, обеспечивающих гарантированную видимость в дневное и ночное время, до входа на охраняемую территорию. Такая информация должна содержать сведения об условиях внутриобъектового и пропускного режимов.

    Данный вид деятельности лицензированию не подлежит

    Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ
    Статья 12. Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии
    1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
    1) разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
    2) разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;
    3) деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
    4) разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации;
    5) деятельность по технической защите конфиденциальной информации;
    6) производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции;
    7) разработка, производство, испытание и ремонт авиационной техники;
    8) разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники;
    9) разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия;
    10) разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом;

    МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ПИСЬМО
    от 26 апреля 2010 г. N Д05-1223
    В соответствии с письмом по работе с обращениями граждан Департамент развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России рассмотрел обращение о порядке перехода в строительной сфере к саморегулированию и сообщает.
    С 1 января 2010 г. лицензирование строительных видов деятельности прекращено.
    Лицензии вне зависимости от указанного в них срока с 1 января 2010 г. не имеют юридической силы.
    Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации (ст. ст. 47, 48 и 52) виды работ в области строительства, включенные в Перечень работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный Приказом Минрегиона России от 09.12.2008 N 274 (далее — Перечень), могут выполняться только членами СРО. Минюстом России 15.04.2010 N 16902 зарегистрирован новый Приказ Минрегиона России от 30.12.2009 N 624, который вступит в силу после официального опубликования.
    В том случае, если виды работ по устройству охранной сигнализации и систем видеонаблюдения включены в Перечень и осуществляются при строительстве объекта или капитальном ремонте, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, организация должна иметь допуск СРО.
    Виды деятельности, осуществляемые при эксплуатации объектов или текущем ремонте зданий и сооружений, законодательством о градостроительной деятельности не регулируются.
    В этом случае регулирование соответствующих видов деятельности осуществляется в порядке, установленном соответствующими федеральными законами.
    Например, при осуществлении работ по монтажу охранной сигнализации и систем видеонаблюдения необходимо руководствоваться Законом Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Согласно данному Закону монтаж охранной сигнализации и систем видеонаблюдения должен проводиться на основании лицензии.
    Заместитель директора
    Департамента развития
    малого и среднего предпринимательства
    Н.Н.АНТИПИНА
    26.04.2010

    Уважаемый Евгений, здравствуйте.

    Перечень, содержащийся в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не содержит такого вида деятельности. В случае, если монтаж производится на здание, являющееся объектом культурного наследия, может потребоваться разрешение органа власти субъекта РФ.

    m.pravoved.ru