Распространенные правила русского языка

Сколько букв в арабском алфавите? Какие особенности у арабской вязи?

Арабский алфавит состоит из 28 букв, которые обозначают только согласные фонемы. Для обозначения долгих гласных используются три согласные буквы: «алиф», «уау» и «йа». Краткие гласные, удвоение согласных, отсутствие гласной обозначаются специальными знаками — огласовками, которые бывают надстрочными и подстрочными. Однако обычно на письме огласовки не используются, они проставляются только в случаях, когда нужно передать точное звучание текста: в Коране, словарях, учебниках.

Направление арабского письма — справа налево. В зависимости от положения в слове буквы имеют разные варианты написания: изолированное, начальное, срединное и конечное. Шесть букв арабского алфавита: «алиф», «даль», «заль», «ра», «зайн», «yау — не соединяются с последующими буквами, то есть не имеют срединного написания. «Алиф» — единственная «немая» буква арабского алфавита, не обозначающая никакой согласный звук. В зависимости от контекста она может использоваться для обозначения долгого гласного [а] либо как вспомогательный орфографический знак, не имеющий собственного звучания. Некоторые сочетания букв на письме образуют определенные слитные написания — лигатуры, самая распространенная из которых — «лям-алиф» — ??.

Кроме 28 самостоятельных букв в арабском письме используется еще три знака, не являющихся ни буквами, ни огласовками: «хамза» (?), «та-марбута» ( ?) и «алиф-максура» (?).

Арабское письмо имеет ряд разновидностей (шрифтов). Самый широко используемый (типографский) — насх. Именно им печатаются практически все книги на арабском языке. Кроме этого, есть еще и упрощенный вариант шрифта насх — рук’а — шрифт, применяемый в скорописи. Владение этими двумя шрифтами обязательно для любого образованного араба. Кроме них существует еще орнаментально-декоративный — куфический шрифт, самый древний, используемый в настоящее время там, где неприменимы скорописные шрифты: в архитектуре, декоративных заголовках, вывесках и т. п. Исключительно для написания каллиграмм (произведений каллиграфов) используется шрифт сулюс. Все перечисленное далеко не исчерпывает вариантов письма, ведь в каждой из стран, где было принято арабское письмо, разрабатывались свои каллиграфические шрифты, самые распространенные из которых — дивани (разработан в Османской империи) и та’лик (Иран, Пакистан).

www.primavista.ru

Презентация по русскому языку для 3 класса – современное дидактическое средство, позволяющее наилучшим образом донести до учащихся новый материал. Эти наглядные пособия позволяют эффективно провести урок, экономно использовать время на каждом его этапе и мотивировать школьников к изучению предмета, усвоению правил и норм написания. Презентации к уроку русского языка в 3 классе выполняют сегодня важную обучающую функцию: они позволяют поднять качество знаний, не вызывают при этом переутомления учащихся, так как учитель, используя электронное средство наглядности, имеет больше возможностей для частой смены деятельности учащихся с учетом возрастных особенностей третьеклассников.

Для проведения открытого и обычного урока на любую тему по русскому языку по ФГОС в 3 классе можно использовать презентацию при работе с УМК «Школа России», «Школа 2100», «ПНШ», «Гармония». Содержание слайдов, предложенные задания будут соответствовать программным требованиям. Они подобраны в соответствии с рекомендациями ФГОС, потому что каждая работа создавалась учителем-практиком.

Из раздела можно скачать бесплатно презентации урока русского языка для начальной школы в 3 классе. Ко многим презентациям имеются и конспекты открытого урока, которые тоже можно скачать вместе с электронным пособием бесплатно. Прежде чем скачать любую работу, предлагаем смотреть слайды презентации, читать аннотацию, чтобы убедиться в том, что предложенный материал подходит для работы в конкретном классе.

Пусть ваш урок русского языка в 3 классе с презентацией, которую вы скачали бесплатно из нашей коллекции, станет лучшим: принесет радость учителю, удивит коллег и даст прочные знания учащимся.

Презентация на тему «Имя прилагательное» для урока русского языка в 2 классе расскажет много интересного о данной части речи, с чем дети во 2 классе еще не сталкивались. По слайдом презентации может провести урок рус. языка в виде сказочного путешествия, которое вызовет огромный интерес к изучению новой темы. Небольшая сказка.

Презентация на тему «Имена прилагательные в загадках» — это небольшой проект по русскому языку, выполненный ученицей 3 класса. В своей работе школьница представила загадки, отгадать которые можно только при внимательном наблюдении над прилагательными, которые в них употреблены. Девочка постаралась при выполнении работы. Все загадки оформлены красиво на листах, а затем.

На основе данной презентации учащиеся 2 класса будут изучать изменение имен прилагательных по родам. Цель этого учебного занятия: вспомнить те знания, которые уже имеются из предыдущих классов и систематизировать их, развивать умение определять род прилагательного по существительному, с которым оно согласуется в предложении или словосочетании. На уроке русского языка.

Презентация подготовлена учителем начальных классов и знакомит учащихся 3 класса на уроке русского языка с темой «Изменение имён прилагательных по числам». Использовать предложенное электронное пособие можно для урока пв 3 кл о УМК «Школа России» по учебникам автора Канакиной или Рамзаевой. Это второй урок в цикле изучения темы, поэтому учащиеся.

Презентация представляет практический материал для обучения написанию сочинения по серии картинок на тему «Дружок». Скачать готовое пособие можно как для 2, так и для 3 класса. Тема сочинения понятна детям, картинки яркие, волнующие, поэтому их небольшое сочинение может стать настоящим шедевром, который будут приятно читать. Материал в презентации представлен.

Презентация на тему «Корень» создаст на уроке русского языка в 3 классе условия для изучения нового материала в интересной форме. Скачать электронное пособие для урока можно к любому УМК. В разработке достаточно материала для того, чтобы сосредоточить внимание школьников на изучении нового материала. На слайдах работы имеется ряд заданий.

Презентация на тему «Корень слова» дает возможность провести урок-исследование в 3 классе по русскому языку. Учащиеся смогут почувствовать себя первооткрывателями, исследующими тайны корня, который является частью растений, спрятанной под землей, держит зуб в десне и живет в словах. Скачать пособие на 14 слайдах вместе с готовым конспектом урока можно к.

Презентация предлагает тест по теме «Однокоренные слова» по русскому языку. Провести проверочную работу можно в 3 классе. Скачать материал допустимо без ограничения УМК. Его использование уместно после изучения темы на этапе закрепления. Выполнять тест лучше индивидуально, поэтому проведение урока желательно в компьютерном классе. Скачать бесплатно этот же ресурс родители могут.

Презентация на тему «Родовые окончания прилагательные» поможет учителю интересно провести урок русского языка в 3 классе, формируя навык правильного написания орфограмм. Школьники не только познакомятся с новым материалом, но и будут попутно закреплять знания о данной части речи, полученные на предыдущих занятиях. Выполнено электронное пособие на 17 слайдах. Его первые.

Презентация на тему «Имя прилагательное как часть речи» выполнена для использования в 3 классе по УМК «Школа России». Материал со схемой-опорой для учащихся и текстовыми заданиями можно скачать для проведения открытого урока. Представлен электронный ресурс по русскому языку 13 слайдах. Его использование целесообразно на протяжении всего урока. Учащимся предлагается вначале.

Презентация на тему «Качественные имена прилагательные» выполнена для проведения урока русского языка в 3 классе по УМК «Школа 21 века» (учебник Виноградовой). Скачать материал можно по ссылке без конспекта урока. Наглядное пособие содержит ряд заданий для изучения темы. В процессе работы школьникам предстоит научиться отличать качественные прилагательные от относительных.

Презентация на тему «Изменение имен прилагательных по падежам» позволит учащимся 3 класса познакомиться со склонением данной части речи, научиться определять падеж прилагательного в предложении по окончанию и по падежному вопросу, по существительному, с которым оно связано. Скачать презентацию можно для урока русского языка по любому УМК («Школа России», «ПНШ»). Выполнено.

Презентация «Игра по русскому языку» может быть использована в начальных классах. Ученикам 2, 3 или 4 класса можно предложить интересное внеклассное занятие «Занимательный русский», которое способствует привитию любви к предмету, развитию мышления, смекалки. Скачать материал разрешается и для урока. На слайдах презентации предлагаются задания разнопланового характера, позволяющие задуматься над.

Презентация на тему «Правописание приставок» выполнена для проведения урока русского языка в 3 классе по программе Занкова. Учащиеся познакомятся, когда в приставках пишется буква О (до-, во-, от-, под-, со- и другие). Скачать мультимедийное пособие для урока можно вместе с конспектом. Обе работы предложены учителем начальных классов г. Бийска Остроуховой.

Презентация познакомит учащихся с суффиксом, как значимой частью слова, которая расположена в нем после корня и служит для образования слов, которые являются родственными, но имеют другое значение. Скачать разработку по русскому языку вместе с конспектом можно для 3 класса. Составлено пособие с использованием учебника Поляковой. Выполнен электронный ресурс на.

Презентация для 3 класса по теме «Окончание» выполнена на 11 слайдах для проведения урока русского языка. С этой частью слова школьники уже знакомы со второго класса, поэтому на данном занятии можно исследовать проблему «Бывают ли окончания синонимами и антонимами?» Для того чтобы ответить на вопрос, который будет поставлен в.

В архиве содержатся две презентации на тему «Грамматическая основа предложения» и «Умение находить грамматическую основу предложения». Выполнены ресурсы для сопровождения урока русского языка в 3 классе по УМК «Школа 2100». Вместе с каждой разработкой в архиве имеется дополнительный материал, который учитель может предложить учащимся для работы. В первом архиве имеется.

Презентация учит распознавать главные и второстепенные предложения. Выполнено данное пособие для урока русского языка в 3 классе с учетом требований ФГОС. Урок будет интересным, готовиться к нему учителю очень легко, так как вместе с электронным ресурсом можно скачать и готовый конспект (технологическую карту) проведения урока. Начинается урок-презентация необычно. На первом.

Презентация на тему «Подлежащее и сказуемое» — это хорошее пособие для урока русского языка в 3 классе, которое поможет учителю сформировать у учащихся практические умения находить в предложении главные члены, вырабатывать постепенно навык правильного письма и воспитывать, прививать интерес к данному предмету. Вместе с электронным ресурсом для сопровождения урока можно.

Презентация по русскому языку для 3 класса на тему «Падежи имен существительных» познакомит учащихся с новой грамматической категорией, которую имеют существительные, прилагательные и другие части речи. Материал достаточно сложный. Запомнить названия всех падежей не каждому сразу удается. Однако, если вы решите скачать бесплатно данный ресурс, то падежи имен существительных школьники.

Презентация на тему «Разбор глагола как части речи» поможет учителю интересно провести урок русского языка в 3 классе. Кроме заданий по разбору глагола на страничках ресурса имеется ряд заданий на повторение изученного материала. Труднее всего при разборе глагола учащимся определить, к какому спряжению относится данное слово. На страничках пособия школьники.

Презентация на тему «Личные местоимения» станет добрым помощником в проведении урока русского языка в 3 классе. Ресурс яркий, привлекательный. Выполнен грамотно. Упражнения подобраны в соответствии с заявленной темой занятия. Ничего лишнего нет, но и скучно ребятам на уроке не будет, поэтому рекомендуем скачать бесплатно пособие для урока в свою копилку.

Презентация к уроку на тему «Изменение личных местоимений по родам и падежам» — это хорошее пособие для сопровождения урока русского языка в 3 классе. Скачать электронный ресурс можно для работы с учебником Канакиной, хотя ограничений по УМК работа не имеет. Выполнено мультимедийное пособие на 29 слайдах. Начиная с первого.

Презентация выполнена к уроку изучения второстепенных членов предложения в 3 классе. Материал интересный, соответствует ФГОС, поэтому его можно использовать при работе с работе с программой «Школа 2100». Скачать готовое пособие учитель начальных классов может для объяснения новой темы или для закрепления имеющихся знаний. На 23 слайдах предлагается материал для.

В презентации подобран материал для знакомства школьников с дательным падежом имен существительных. Скачать готовое пособие можно для уроков русского языка в 3 или 4 классе по любому УМК. Выполнен интерактивный ресурс для урока на 10 слайдах. Неплохая работа для сопровождения урока. Благодаря подобранному материалу на занятии учитель сможет предлагать разные.

Презентация позволит узнать о значении предложного падежа имен существительных, которое очень разнообразно. Узнают на уроке русского языка школьники и об особенностях этого падежа, который требует употребления слов в речи только с предлогами. Именно поэтому Ломоносовым и было предложено такое необычно название для него. Скачать готовое пособие можно для урока в.

Презентация позволит познакомить учащихся с именительным и винительным падежами и на основе предложенного материала учиться отличать падежные формы имен существительных. Скачать разработку можно для урока русского языка по любому УМК в 3 или 4 классе. Выполнен электронный ресурс учителем начальной школы на 21 слайде. С первых минут урока школьники.

По презентации на тему «Родительный падеж имен существительных» учащиеся будут учиться находить слова, которые отвечают на вопрос кого? чего?, стоящие в единственном и множественном числе. Скачать разработку можно для урока русского языка в 3 классе. Изучая данную тему, можно сразу обратить внимание на схожесть и различия родительного и винительного падежа.

Презентацию на тему «Предложение. Текст» можно использовать при проведении обобщающего урока по русскому языку. С помощью предложенного на слайдах материала целесообразно выполнять различные задания, повторяя все о структуре текста, его видах, отличии от предложения. Скачать электронный ресурс можно для урока без конспекта. Задания и упражнения мультимедийной разработки: составить.

Презентация на тему «Имя числительное» позволит познакомить учащихся 3 класса с новой частью речи в интересной форме. Скачать пособие можно для проведения первого урока русского языка по данной теме с использованием УМК «Школа России». Использование пособия рассчитано не для сопровождения всего учебного занятия на протяжении 45 минут, а для.

Презентация на тему «Речевой этикет» подготовлена для показа материала учащимся начальной школы. Ее можно использовать на уроке русского языка в 1, 2, 3, 4 классе или на классном часу, чтобы познакомить учащихся с правилами речевого этикета и культурой общения. Скачать готовое пособие можно с конспектом урока, в котором оговорены все.

Презентация к уроку русского языка в 3 классе поможет в написании изложения по небольшому рассказу «Лорд и зайчишка» о том, как добрая собака помогла залечить раны больному животному и выходила его. Скачать электронное пособие можно для любого УМК («Планета знаний», «Гармония», «Школа России»). Написать обучающее изложение даже в 3.

По презентации на уроке русского языка в 3 классе учащиеся будут писать обучающее изложение «Кошкин выкормыш». Текст довольно интересный, его автором является Бианки. Выполнить работу лучше в конце третьего класса в 3 – 4 четверти. Скачать разработку можно для работы по учебнику Соловейчик (УМК «Гармония»). Презентация выполнена на 5.

Презентация к уроку изложения в 3 классе содержит небольшой текст о котенке. Его сюжет достаточно прост для запоминания и пересказа своими словами по памяти, поэтому с работой учащиеся могут справиться не только в последней четвертой четверти, но и во 2 или 3. Работа на уроке начинается с рассматривания иллюстраций. Школьники.

Презентация поможет в написании изложения с элементами сочинения на тему «Синичка». Скачать и использовать материал можно для проведения урока русского языка в 3 классе по учебникам Виноградовой, Канакиной, Бунеева или других авторов. Электронное пособие для проведения обучающего занятия по написанию изложения, которому присущи элементы сочинения, представлено на 8 слайдах.

Презентация предлагает структурированный материал для проведения минуток чистописания на уроках русского языка в3 классе. Каждый учитель ежедневно тщательно готовится с этому этапу учебного занятия, стараясь предложить что-то новое, без повторений. Теперь такой проблемы не будет, потому что можно скачать пособие, в котором подобран материал для 20-ти уроков. На каждой отдельной.

Презентация является замечательным интерактивным тренажером для проверки усвоения написания парных согласных в слабой позиции. Использовать пособие можно как на уроках русского языка, так и дома. Скачать ресурс можно для тех школьников, которые обучаются во 2 – 3 классе. Работать со слайдами можно не только индивидуально, но и фронтально. Например, учитель.

Презентация наполнена материалом для отработки темы «Удвоенная согласная». Учащимся предлагается выполнить ряд заданий, в которых встречаются две одинаковые буквы рядом. Пособие можно скачать для любого УМК, так используется оно дополнительно к учебнику. Также им можно пользоваться на дополнительных занятиях. Эти упражнения дети смогут выполнить дома. В пособии рассматриваются разные.

Презентация предлагается для показа на уроке русского языка в 3 классе при изучении темы «Непроизносимые согласные в корне слов». Скачать пособие вместе с готовым конспектом рекомендуется для УМК «Школа России». Составлено учебное занятие с опорой на учебник Зелениной. На поиски новых открытий школьников приглашает мудрая Сова. Этот сказочный герой.

Презентация поможет учителю представить школьникам тему «Дополнение как второстепенный член предложения». Материал может быть использован для показа в 3 классе на уроке русского языка. Тема изучается по УМК «Школа 21 века». Сначала в пособии дается определение дополнению, а затем предлагаются предложения, в которых необходимо найти и правильно подчеркнуть данный.

Презентация предлагает познакомиться с фразеологизмами русского языка. Эта тема очень нравится школьникам, так как меткие фразеологические обороты привлекают их внимание. Чтобы оно не ослабло к концу урока, предлагаем скачать ресурс, который можно использовать в 3 – 4 классе по любому УМК. Сначала дается общее представление об изучаемом понятии. А.

Презентация предлагает материал для усвоения написания безударных гласных в корне слова, которые могут проверяться путем подбора родственных, у которых ударение падает на проверяемый звук. С такой темой предстоит работать ученикам 3 класса. Скачать пособие можно всем, как на уроке русского языка хочет разнообразить работу школьников. Предлагается совершить поход за.

Презентация знакомит школьников с употреблением синонимов в русском языке. Что это за необычные слова, когда уместно их вспомнить и зачем они нужны, предстоит разобраться ученикам 3 класса, для которых можно скачать это пособие, выполненное на 17 слайдах. Первые три слайда могут показаться перенасыщенными информацией, но их важность следует признать.

Презентация для 3 класса раскрывает тему «Три склонения имен существительных». Скачать пособие можно для проведения тематического урока русского языка по любому УМК. Учебное занятие проходит по плану, соблюдаются все основные этапы урока. Пособие используется на разных его этапах, предлагая детям не только задания для выполнения, но и теоретический материал, представленный.

Презентация выполнена как интерактивный тест для повторения частей слова. Использовать пособие можно на обобщающем уроке по теме «Состав слова». Такая форма работы понравится детям, поэтому они могут скачать пособие, чтобы дома закрепить свои знания и подготовиться к уроку русского языка в 3 классе. Чтобы начать проверочный тест, необходимо кликнуть.

Презентация выполнена на 12 слайдах. Ее назначение: познакомить школьников со сложными предложениями и расстановкой знаков препинания в них. Это пособие для начальной школы (3 – 4 класс), поэтому информация подается в соответствии с данным возрастом детей. Чтобы на уроке русского языка все оказалось понятным, к каждому правилу даются примеры. Предложения.

Презентация подготовлена для проведения открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме «Изменение имен существительных по падежам». Пособие выполнено учителем, который работает по системе развивающего обучения (Занкова). Скачать ее материалы вместе с конспектом занятия могут все, кто тоже использует данный УМК, или молодые педагоги, которые желают освоить данную.

Презентация выполнена для одного из уроков русского языка по УМК «Школа 2100». Это тема «Правописание безударных гласных в приставках». Ресурс можно скачать тем, кто будет проводить занятие в 3 классе. Пособие небольшое, просто оформлено. Первое задание для школьников – словарная работа. Предлагается вставить в словарные слова пропущенные буквы.

Презентация полностью посвящена отработке умений по правописанию приставок на согласные з-, с-. Школьники уже в 3 классе научатся различать, когда в словах русского языка пишется без – бес, раз – рас, воз – вос, из — ис, низ – нис. Для работы предлагается много интересных упражнений: подобрать парные согласные, записать.

Презентация предлагает практический материал для знакомства с восклицательными и невосклицательными предложениями. Пособие разработано для 2 класса. Его можно использовать и в 3 классе, если УМК предполагает изучение темы. В разработке оформлено 12 страниц. На каждой предлагается какое-то интересное задание. Начинается урок с минутки чистописания, которую можно провести не только.

Презентация станет помощником учителя в изложении темы «Распространенные и нераспространенные предложения». Материал изучается на уроке русского языка в 3 классе (УМК «Школа 2100»). Школьникам будет интересно работать на занятии, где сочетаются разные формы работы. Пособие, которое предлагается скачать бесплатно, можно условно разделить на 2 части. В первой ведется подготовительная.

Презентация формирует представление о том, что полный синтаксический разбор простого предложения проводится по определенной схеме и включает несколько обязательных пунктов. В разработке дается алгоритм о последовательности разбора, рассказывается о его составляющих. Также показано на отдельном слайде, как оформить письменно разбор в тетради. В пособии видно, как сокращать слова, как подписывать.

Презентация предлагает материал для знакомства с видами текста и их особенностями. Пособие рекомендуется скачать для показа на уроке русского языка в 3 классе. Изучение темы строится с использованием наглядности и готовых примеров. Сначала школьникам предлагается выполнить небольшой тест, который станет опорой при изучении нового. Далее рассматривается несколько текстов о дельфинах.

Презентация является обучающим тренажером, который можно использовать для проверки знаний по теме Состав слова». Пособие выполнено для уроков русского языка. С ним интересно и просто работать. Скачать ресурс можно для любого УМК. Ученикам 2, 3, 4 класса будет полезно отработать тему по данному ресурсу. На страницах домики. Каждый со своей.

Презентация составлена для проведения урока русского языка на тему «Изменение глаголов по числам». Пособие создано для 3 класса. Скачать ресурс может каждый, кто желает учить интересно и добиваться поставленных целей. Всего в готовой работе 20 слайдов. Первые страницы посвящены повторению предыдущих тем, подготовке к изучению нового. На этом этапе.

Презентация представляет интерессный рассказ о слове «Береза». Это ученический проект, который выполнен учеником 3 класса. Скачать пособие можно для показа на уроке русского языка. Школьники, которые получили задание составить собственный проект, тоже могут воспользоваться ресурсом в качестве образца. Начинается знакомство со словом с объяснения его лексического значения, истории. И.

Презентация выполнена как ученический проект на тему «Зимняя страничка». Автором разработки является ученица 3 класса Сухарева Наташа. Под руководством учителя начальных классов (своей мамы) девочка оформила прекрасную работу для показа на уроке русского языка. Скачать пособие могут не только учителя, но и дети с родителями, которым предстоит заняться созданием проекта.

Презентация предлагается учителям, которые изучают тему «Части речи». Пособие можно скачать для показа на уроке русского языка в 3 классе в конце второй четверти. Задания тематически связаны с зимой, с Новым годом. Скачать пособие можно для любого УМК, используемого в начальной школе. С первого слайда ребята включаются в работу.

Презентация предлагает много интересного материала для знакомства с новой частью речи – наречие. Скачать пособие могут те, кто в 3 классе на уроке русского языка изучает данную тему (УМК «Школа 2100). Сначала учащиеся рассмотрят, какие бывают виды наречий по значению (времени, места, образа действия, меры и степени, причины, цели).

Презентация поможет учителю в проведении урока русского языка в 3 классе, на котором планируется написание обучающего изложения на тему «Кот и куры» по рассказу Паустовского. Разработка небольшая, но ее материал подготовит детей к записи пересказа, так как все основные моменты учебного занятия здесь отражены: рассказ о Паустовском и его.

Презентация предлагается для использования на уроках русского языка во 2 – 3 классах при написании изложения «Клесты» по рассказу В. Вольского. Скачать ресурс можно без ограничений по УМК. В пособии собран материал о птицах, которые стали героями небольшого повествовательного текста. Дети увидят изображение пернатых на картинках. Отметят особенности строения.

Презентация дает понятие о том, что собой представляет неопределенная форма глагола. Тема изучается на уроке русского языка в 3 классе. Скачать пособие можно как для УМК «Школа России», так и для других образовательных программ. Выполнено пособие на 12 слайдах. Начинается урок с эпиграфа к занятию, который всех настроит на.

Презентация поможет разобраться с тем, как происходит изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Для урока русского языка подобран дополнительный материал. Учащиеся будут не просто изучать тему, но и вспоминать произведения Пушкина. Скачать пособие можно для проведения комбинированного урока языка с литературой или внеклассным чтением. На 17 слайдах.

Презентация предлагает знакомство со словами орфографического словаря. Это проект ученика 3 класса. Он подготовил свою работу к уроку русского языка. Возможно, у кого-то получится составить лучше, но эта работа тоже достойна того, чтобы ее скачать и посмотреть пример оформления. К тому ж учителя могут использовать ее в своей работе. .

Презентация предлагается для помощи учителю и школьникам на уроке русского языка в 3 классе при написании обучающего сочинения по картине Юона «Конец зимы. Полдень». Урок можно провести комбинированным, добавив сюда изо, хотя лучше не отвлекать детей рисованием, а дать лишь теоретические сведения о художнике, который создал это произведение. Скачать пособие.

Презентация оформлена для организации урока русского языка в 3 классе, на котором школьники будут писать обучающее сочинение с элементами описания по картине Васнецова «Снегурочка». Пособие можно скачать всем, кто готовит учебное занятие. Большая наглядность на экране вызовет интерес к творчеству художника, активизирует внимание детей, поможет в выборе правильных слов для.

Презентация прилагается для изучения темы «Имя существительное» в 3 классе. Разработка поможет активизировать работу школьников на протяжении всего учебного занятия. Как только внимание детей станет ослабевать или им потребуется акцентировать его на новом задании, дается для просмотра слайд на большом экране и школьники снова работают с новым энтузиазмом. Скачать ресурс.

Презентация позволит научиться отличать словосочетание от других синтаксических единиц (слов, предложения). Скачать пособие можно для проведения урока русского языка в 3 классе. Изучение темы предполагается во втором полугодии, поэтому все задания связаны с темой весны. Вначале школьникам предлагается отгадать загадку и определить, кто сегодня будет гостьей урока. Затем выполняются задание.

Презентация может использоваться на уроке закрепления материала по теме «Сложные слова». В пособии, которое предлагается скачать учителям 3 класса, предлагается ряд заданий для школьников. Начать урок лучше с минутки чистописания. Не только записывается буква С, но и подбираются сложные слова, которые с ее начинаются. Кстати, ряд можно продолжить.

Презентация поможет интересно познакомиться с составом слова, изучая новую тему или закрепляя материал. Пособие предлагается скачать тем, кто работает с УМК «Школа России». Пусть никому не покажется банальным, но на уроке русского языка путешествие в мир знаний на этот будет организовано на волшебном поезде. Он цепляет к себе вагончики.

Презентация будет использоваться для усвоения правильного написания словарных слов в 3 классе. Учитель может скачать пособие и использовать его на уроках русского языка или дополнительных занятиях по своему усмотрению (перед написанием диктанта). Слайды показываются на отдельном занятии все по порядку или по одной странице при изучении конкретного слова. На.

Презентация не только поможет разобраться, на какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени, но и понаблюдать за их употреблением в текстах, в предложениях. Рекомендуется скачать пособие для показа школьникам при изучении темы в 3 классе. Думается, что УМК не играет большой роли при использовании указанного ресурса. К тому ж можно работать.

По материалам презентации предстоит знакомство с глаголами прошедшего времени. На уроке русского языка ученикам 3 класса будет предложено познакомиться с вопросами, на которые отвечает данная группа слов, понаблюдать за их особенностями словообразования. Для этого учитель подобрал ряд интересных заданий: распределить слова на группы по частям речи, разобрать слова по составу.

Презентация дает общее понятие о глаголе как самостоятельной части речи. До этого школьники уже выделяли из групп или предложений слова, обозначающие действие, но сегодня, изучая тему, им предстоит усвоить важные определения и использовать их в дальнейшем при выполнении заданий. Скачать пособие можно тем, кто будет рассматривать тему в преддверии праздника.

Презентация предлагается для проведения урока русского языка в 3 классе, на котором школьники будут совершенствовать знания о глаголах. Кроме того им предстоит вспомнить, какие слова называются синонимами и антонимами. Объединив эти две большие темы, учитель сможет провести интересное и полезное занятие. А если скачать предлагаемый ресурс, то работать будет вдвойне.

Презентация рассматривает тему «Употребление глаголов в речи». Пособие может быть использовано в 3 – 4 классах, как на уроке русского языка, так и на дополнительных занятиях. В разработке 11 слайдов. Предлагаются интересные задания, которые дети будут выполнять на разных этапах урока, проходя по станциям: минутка чистописания (написание.

Пособие поможет представить тему «Времена глаголов» не скупой сухой теорией, а интересными заданиями, схемами и правилами, которые остаются в памяти, потому что привлекают к себе внимание. Скачать пособие можно для организации урока в 3 классе. Детям будет интересно, потому что им предстоит выполнять интересные задания: определить, какой.

Презентация представляет материал для работы с темой «Будущее время глагола». Вся информация, задания подобраны для учеников 3 класса. Скачать пособие можно для любого УМК, который используется в школах России. На 9 слайдах отобраны только самые те задания, которые будут интересны детям и полезны для отработки умений и навыков. С данными.

www.klassnye-chasy.ru

  • цыган, цыпленок, цыц, на цыпочках и производные от них
  • О — Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных

    Не большой, а маленький.
    Не плохой, а хороший.
    Река мелкая? Река не мелкая.

    матрос — матросский
    француз — французский
    богатырь — богатырское

    В кратких прилагательных -Н-, -НН- пишутся в соответствии с полной формой

    Окончания имен прилагательных

    • Безударные окончания имен прилагательных проверяются вопросом:

    О книге (какой? -ой, -ей) интересной.
    К дереву (какому? -ому, -ему) высокому.
    Кустарник (какой? -ой, -ый, -ий) колючий.

  • В прилагательных на -ий, -ья, -ье, -ые (лисий, лисья, лисье, лисьи) во всех формах, кроме Им. и Вин. падежей ед. ч. м., перед окончанием пишется Ь:
    лисий, лисьего, лисьему, лисьем, лисьих.
  • В прилагательных, образованных от названий месяцев, Ь сохраняется:
    апрель — апрельский
    июль — июльский
    сентябрь — сентябрьский
    Исключение: январь — январский
    1. качество с дополн. оттенком:
      кисло-сладкий
      горько-соленый
    2. оттенки цвета:
      иссиня-черный
      молочно-белый
      бледно-розовый
    3. однородные прил. (= и, но, не только):
      англо-русский
      электронно-вычислительная
    4. первая часть оканчивается на -ико:
      физико-математический

    Имя числительное

  • По значению и грамматическим признакам
    • количественные

    У составных числительных, обозначающих целые числа, склоняются все слова, из которых они состоят.

    3 — числитель: количественное числительное

    5 — знаменатель: порядковое числительное

    При склонении дробных числительных изменяются обе части: числитель склоняется как целое число, а знаменатель — как прилагательное во множественном числе.

    Запомнить:

    • В середине Ь не пишется
      пятнадцать
      шестнадцать
      семнадцать
      восемнадцать
      девятнадцать

    НЕ-, НИ- в отрицательных местоимениях

    • НЕ- под ударением

    Спряжение глаголов определяется по неопределенной форме.

    Особенности спряжения некоторых глаголов:

    1. От глагола победить 1-е лицо ед. числа не образуется.
    2. 1-е и 2-е лицо ед. и мн. ч. наст. вр. от глагола быть не употребляется.
    3. Разноспрягаемые глаголы хотеть, бежать, брезжить:
      хочет, хочет — по I спр..;
      хотим, хотите, хотят — по II спр.;
      бежишь, бежит, бежим, бежите — по II спр.;
      бегут — по I спр.;
      брезжит — по I спр.;
      брезжут — II спр.

    Гласные в безударных суффиксах глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)

    Действительные и страдательные причастия

    • действительные причастия обозначают признак того предмета, который сам производит действие:

    Книга, написанная известным писателем, вышла из печати.
    Написанная известным писателем книга вышла из печати.

    не прочитанная мною книга
    не прочитанная, а лишь просмотренная книга

    -Н-, -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

    медленный
    желанный,
    священный,
    неслыханный,
    нежданный и др.

    Гласные перед -Н-, -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных

    Пропев до конца песню, раненые начали петь ее сначала.
    Голубь, увидя детей, взлетел вверх.
    Он что-то писал, наклонив голову.

    Деепричастия несов. вида не образуются от глаголов:

    1. с основой, состоящей из одних согласных:

    Ь на конце наречий
    После шипящих на конце наречий пишется ь:
    прочь, вскачь, невмочь, наотмашь.
    Исключения: уж, замуж, невтерпеж.

    Правописание наречий через дефис

    • Наречия с приставкой по- на -ому, -ему, -ски, -ки, -ьи

    еле-еле
    точь-в-точь
    чуть-чуть
    как-никак
    подобру-поздорову

    Раздельное написание наречий

    • Существительное сохранило некоторые падежные формы

    наизнанку (с изнанки)
    поодиночке (в одиночку)
    наспех (не к спеху)

    в меру (в полную меру)
    на скаку (на полном скаку)
    до смерти (до самой смерти)

    Служебные части речи

    • Предлог
      • Непроизводные предлоги

      без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, перед, при, про, с, у, через:
      из-за, из-под, .

  • Союз
  • Частица
    1. Не изменяются.
    2. Не имеют самостоятельного лексического значения.
    3. Не являются членами предложения.

    и, да (= и), не только . но и, также, тоже, и . и, ни . ни, как . так и

    или, или . или, либо, либо . либо, то . то, то ли . то ли, не то . не то

    Разряды частиц

    • Модальные частицы
      • вопросительные:

      бы (для образования условного наклонения):
      пусть, пускай, да, давай, -ка (для образования повелит. наклонения):
      бывало, было (для образования особых форм прошедшего времени).

      -то,
      -либо,
      -нибудь,
      -ка,
      -тка,
      -с,
      -де,
      кое- (кой-),
      -таки (после наречий, глаголов и со словами все-таки, так-таки)

      же (ж)
      бы (б)
      ли (ль)
      будто
      дескать
      как будто
      почто что
      после кое- следует предлог (кое с кем)
      ведь
      мол

      точно так же, то же самое, тот же, тотчас же, все так же, к тому же, то-то-ж.

      Виды сказуемого

      • Простое глагольное
        • Глагол в форме какого-либо наклонения:

        Погода была хорошая.
        Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

        Тире между подлежащим и сказуемым

        • Тире ставится
          • сущ. — сущ.

          Жить — родине служить.
          Превосходная должность — быть человеком.

          Второстепенные члены предложения

          • Дополнение — отвечает на вопросы косвенных падежей, обозначает предмет.

          Типы односоставных предложений

          • Главный член — сказуемое
            • Определенно-личное: сказуемое — глагол в форме 1-го или 2-го лица ед. или мн. числа.

            Сосны, березы, лиственницы обступали поляну.

            1. Отвечают на один общий для них вопрос:

            Знаки препинания в предложениях с однородными членами

            и (), и ()
            И берег, и море молчали.
            Не то север, не то восток.

            и то и се
            ни то ни се
            ни свет ни заря
            и так и сяк
            и туда и сюда
            ни рыба ни мясо
            ни жив ни мертв

            Обобщающие слова при однородных членах предложения

            • Двоеточие
              1. После обобщающего слова перед однородными членами (иногда здесь ставятся слова как-то, а именно, например):

            <(*): (), (),()>.
            Снег покрыл все: и деревья, и дома, и стога сена.
            <(*), как-то: (), (), ()>.
            <(*), а именно: (), (), ()>.
            <(*), например: (), (), ()>.
            Мне нужны некоторые инструменты, например: молоток, напильник, ножовка.

            Основные группы вводных слов

            • Различные чувства говорящего в связи с сообщением

            к счастью, к несчастью, к радости, к ужасу, к сожалению, .

            Запомнить:
            Вводные слова не являются членами предложения, на письме выделяются запятыми.

            Основные виды сложных предложений

            • Союзные
              • Сложносочиненные
              • Сложноподчиненные
                • С придаточными определительными
                • С придаточными обстоятельственными
                • С придаточными изъяснительными
                  • времени, места, образа действия, меры и степени, причины, цели, сравнительные, условия, уступки, следствия, присоединения
            • Бессоюзные

            Знаки препинания в сложносочиненном предложении

            • Запятая ставится
              • Между частями сложного предложения, соединенных союзами:
                и, да (=и), ни. ни;
                а, но, да (=но), однако, . ;
                или, либо, ли. ли, . ;
                да, да и, тоже, также;
                то есть, а именно.

              Едва рассвело, нас разбудили и мы отправились в путь.

              Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

              • Запятая ставится
                • Придаточное предложение отделяется или выделяется запятыми:

                Мы подумали, что он опоздает, что мы не сможем проститься с ним.

                Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть все.

                Он стал выяснять не что произошло, а кто это сделал.

              • Перед устойчивыми оборотами как угодно, во что бы то ни стало, сколько угодно, как ни в чем не бывало, .

            Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

            • Последовательное подчинение
              Гл. пред. — Прид. I ст — прид. II ст.

            Он достиг последнего лестничного марша и увидел, что кто-то сидит на ступеньках пониже площадки, на которую выходила его дверь.

            Ели завтра увидите его, то попросите его, чтобы он ко мне заехал на минутку.

            Оленин знал, что в лесу опасно, что абреки всегда скрываются в этих местах.

            Знаки препинания перед союзом КАК

            • Запятая ставится
              • Сравнительный оборот:

              Лицей дал России таких людей, как Пушкин, Пущин, Дельвиг.

              Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

              • (): причина

              Любите книгу: она поможет разобраться в путанице жизни.

              Картина переменилась: снег стоял, влажная земля дымилась.

              Скажи мне, ветка Палестины, где ты росла, где ты цвела?

              Тире в бессоюзном сложном предложении

              • () — ()
                быстрая смена событий, неожиданный результат

              www.stihi-rus.ru

              Здравствуйте! Я рада приветствовать Вас в Школе любителей английского языка!

              Когда я начала заниматься преподаванием, то поняла, что хочу показать людям английский с другой стороны, без занудных учебников и правил грамматики!

              Причина, почему Вы захотели выучить английский, не так важна. Главное — у Вас есть цель и мотивация. А я готова делиться с Вами «полезностями», которые удалось накопить за много лет обучения английскому языку. Есть маленькие хитрости, которые ОЧЕНЬ СИЛЬНО облегчают изучение.

              Мы — компания, которая несет людям радость. Они наконец-то начинают РЕАЛЬНО понимать, что английский язык – это действительно легко. У людей меняется жизнь в лучшую сторону, уходят блоки, мы показываем им новые возможности о которых они даже не подозревали.

              Когда мы создавали свою Школу по изучению иностранных языков, то хотели, чтобы наша система обучения позволяла получать быстрые результаты независимо от уровня подготовки студентов. Мы начинали в Москве, но сейчас, благодаря Интернету и отзывам наших студентов, о нас узнал весь мир. Да-да, с нами уже более 300 тысяч человек из 100 стран мира.

              Наша репутация – превыше всего. Мы всегда с радостью приходим на помощь нашим студентам, с каким бы вопросом они не обратились. И я горжусь достижениями каждого своего ученика! А отзывы и отклики участников моих мастер-классов заряжают меня еще большим желанием развиваться и улучшать свою методику. Кстати, за годы работы Школы мы получили более 500 отзывов от наших студентов.

              Главное — мы хотим делать свое дело с душой, доставляя людям радость от их побед в покорении английского. Ведь эта победа может стать трамплином к большим переменам в их жизни.

              На протяжении 19-ти лет я собирала самые эффективные и скоростные техники, фишки, методики по изучению языка. Все они включены в систему обучения, которая за 1,5 месяца охватывает весь школьный курс английского — без зубрежки, в игровом формате.

              Что же нужно для легкого изучения английского языка?

              Правильный подход и система. После прохождения полной обучающей программы Вы:

              • Начнете говорить с первых уроков.
              • Узнаете секретные техники по разгону речи и тренировки памяти.
              • Поставите красивое английское произношение за 2 месяца.
              • Узнаете технологии, позволяющие запоминать до 100 новых слов, фраз и выражений в день.
              • Сможете понимать речь носителя на слух через 2 месяца.
              • Избавитесь от языкового барьера и страха общения с носителем.
              • Сможете свободно владеть английским уже через 6 месяцев!

              Я знаю, как помочь Вам преодолеть самые распространенные сложности в изучении языка, такие как:

              • языковой барьер и боязнь сделать ошибку при общении с носителем;
              • непонимание английской речи на слух;
              • плохая память: сложности с запоминанием новых слов, фраз и выражений;
              • путаница в правилах и английских временах.

              Самое большое заблуждение — многие считают, что русский и английский языки похожи.

              Вы знаете чем английский отличается от русского языка?

              В английском совсем другие звуки, а в речи часто слиты слова, поэтому многие сталкиваются со сложностями в произношении и понимании речи на слух. Кстати, красивое английское произношение можно поставить всего за 2 месяца, что мы и делаем в нашей мотивационной программе “Перезагрузка”.

              Английский — системный язык. Предложения строятся с помощью конструкций (паттернов). Для того, чтобы свободно общаться на английском, нужно знать около 200 паттернов. Но учить только правила и паттерны недостаточно, ведь в английском огромное количество исключений. И зубрежка тут не поможет — важно сразу применять все в речи, на практике. И в нашем курсе собраны специальные технологии и методики, с помощью которых Вы разгоните свою память и сможете вывести свои знания в актив.

              Еще один совет — погрузитесь с головой в мир английского. Создайте для себя «британский» уголок, где Вы будете полностью переключаться на нужный лад. Смотрите фильмы, слушайте музыку и радио, читайте книги на английском.

              Идите к своей цели, а я буду направлять Вас на этом пути и, как батарейка, подзаряжать мотивацией на успех!

              Присоединяйтесь к нам, ведь здесь и сейчас у Вас есть возможность получить серию пробных уроков и на себе почувствовать эффективность скоростных методик изучения английского. Сделайте первый шаг, чтобы уже через 6 месяцев свободно владеть английским!

              marinarusakova.biz

              П режде чем говорить о сроках исполнения документов, поговорим о сроках их доведения до исполнителей. Ведь данная процедура тоже «съедает» время.

              Как правило, все документы, поставленные на контроль, должны доводиться до исполнителей в течение 1 дня с даты вынесения резолюции руководителем или подписания им документа, а срочные и оперативные – в течение нескольких часов. Приведенные данные являются примерными и должны конкретно устанавливаться в каждой организации в соответствии с требованиями ее руководства.

              47. Доведение поручений до исполнителей и контроль их исполнения обеспечиваются Аппаратом Правительства, как правило, в 2-дневный срок, а срочных и оперативных поручений – незамедлительно, но не позднее чем в течение 12 часов с момента их подписания.

              В соответствии с ГОСТом Р 6.30-2003 отметку о контроле за исполнением документа на бумажном носителе обозначают буквой «К», словом или штампом «Контроль». Такую отметку ставят справа на верхнем поле первой страницы документа (см. Пример 1).

              Входящее письмо с резолюцией руководителя и отметкой о контроле

              Обычно на предприятии создается специальная служба (отдельное подразделение, группа или отдельный сотрудник), на которую возлагаются обязанности и по доведению документов до исполнителей, и по контролю их исполнения.

              Cрок исполнения документа – срок, установленный нормативно-правовым актом, организационно-распорядительным документом;

              типовой срок исполнения документа – срок, установленный нормативно-правовым актом;

              индивидуальный срок исполнения документа – это срок исполнения документа, установленный организационно-распорядительным документом организации или резолюцией.

              Примером типового срока исполнения документов может служить срок рассмотрения обращений граждан руководителем государственного органа или органа местного самоуправления. Он установлен Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и составляет 30 дней со дня регистрации письменного обращения. См. также Примеры 4 и 5.

              Теперь поясним, как могут быть установлены индивидуальные сроки исполнения.

              См. статью Елены Юсиповой «Что будем контролировать?» на стр. 30 журнала «Делопроизводство и документооборот на преприятии» № 7’ 2011

              Во-первых, в организации может быть издан специальный документ, регламентирующий этот вопрос. О содержании «Примерного перечня документов, подлежащих контролю за исполнением с указанием сроков исполнения» мы рассказали в предыдущем номере журнала.

              Во-вторых, конечная дата исполнения конкретного документа может быть указана на нем самом:

              • в резолюции руководителя (которая должна строиться по формуле «кому, что и когда нужно сделать») или
              • в тексте этого документа (например, каждый пункт приказа или другого распорядительного документа может содержать срок выполнения того или иного поручения, а запрос вышестоящих органов может содержать конкретную дату предоставления информации).

              Было бы просто работать, если бы все поступали так, как должны. Но ведь большинство из нас – люди творческие, сильно занятые, а некоторые работают так, будто правила не для них писаны. Вот и встречаются документы без указания конкретной даты исполнения. Как быть в этом случае? Действительно, документы могут быть без указания конкретной даты, но:

              • содержать пометку «срочно», «незамедлительно». В этом случае срок исполнения составляет 3 дня;
              • содержать пометку «оперативно». В этом случае срок исполнения принято исчислять 10 днями;

              Если же в документе и этих слов не нашлось, то срок исполнения можно установить в 30 дней. Но лучше это делать не самовольно, а зафиксировать такое правило во внутреннем нормативном документе.

              Если в вашей организации утвержден перечень документов, которые необходимо ставить на контроль, а к вам пришли не упомянутые в нем документы, то решать вопрос о том, ставить их на контроль или нет, должен руководитель. В этом случае срок исполнения будет указан в резолюции. Как правило, срок исполнения таких документов может быть установлен в интервале от 3 до 30 дней, а иногда и превышать данный срок. Если срок исполнения превышает 30 дней, желательно, чтобы руководитель в резолюции указал не только конечный срок исполнения, но и сроки предоставления промежуточных отчетов о ходе исполнения, которые тоже должны быть поставлены на контроль. Пример такой резолюции:

              Резолюция, устанавливающая конечный и промежуточные сроки исполнения

              Течение срока исполнения документа в делопроизводстве обычно начинается именно с той даты, которая указана в документе или иным образом определена (а не на следующий день, как это принято в гражданско-правовой практике).

              Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

              Кстати, в трудовых правоотношениях вообще применяются оба принципа:

              Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей.

              Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений.

              «Если срок сформулирован с использованием фразы «в течение», а далее подставляется какой-либо период, обычно в днях, то с точки зрения русского языка это означает, что день выдачи поручения уже включается в данный период. Например, когда говорят «в течение трех дней с момента подписания», а подписали документ 1 августа, то это означает, что поручение должно быть выполнено в течение 1, 2 и 3 августа. Еще раз подчеркну, что такой смысл вкладывает в эту фразу наш родной язык.

              Такую же текстовую конструкцию с таким же смыслом использует и большинство инструкций по делопроизводству. В различных органах государственной власти в них традиционно указывается, что сроки исполнения документов исчисляются в календарных днях:

              • с даты подписания (утверждения) документа либо
              • с даты поступления из сторонних организаций (или от граждан).
              • п. 7.1.6 Типовой инструкции по делопроизводству и работе архива в таможенных органах» (утв. приказом ФТС РФ от 18.10.2004 № 160);
              • п. 5.11 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов (утв. приказом ФССП РФ от 10.12.2010 № 682).

              Аналогичным образом в Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти (утв. постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 № 452) в части сроков исполнения поручений содержится указание на их исчисление с даты подписания поручения. Как правило, инструкции по делопроизводству коммерческих организаций, да и тех некоммерческих, которые не относятся к органам государственной власти, фиксируют правила исчисления сроков таким же образом, поскольку это логично.

              Однако есть случаи, когда сроки, определяемые периодами времени, следует считать по-особому. И вот эти особые случаи законодатель и оговаривает отдельно, например:

              • начальный момент течения срока, установленного для отношений, регулируемых Гражданским кодексом РФ, приходится на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало (ст. 191 ГК РФ);
              • равным образом течение срока, установленного законодательством о налогах и сборах, также начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

              В определении от 31.08.2007 № 6-Г07-7 Верховный Суд РФ, рассматривая трудовой спор, разъяснил:

              • в трудовых отношениях, когда какой-то срок ведет к возникновению трудовых прав и обязанностей, следует руководствоваться ст. 14 ТК РФ и считать его, начиная с указанного календарного дня (тогда получается, например, что срок ознакомления с приказом по личному составу начинает течь в день его издания);
              • а во всех остальных случаях нужно руководствоваться ГК РФ (действовать по аналогии с ним), т.е. срок начинает считаться на следующий день.

              Поэтому очень важно прописать в инструкции по делопроизводству, как считается срок, когда затрагиваются трудовые или гражданские отношения и когда не затрагиваются – и не будет у вас споров!»

              Итак, запомним, что по общему правилу в делопроизводстве, касающемся организационно-распорядительных документов, сроки начинают течь в день указанного события, а не на следующий после него день (о существующих исключениях из этого общего правила мы предупреждаем в нашей статье). Теперь рассмотрим, от каких событий может стартовать отсчет сроков исполнения организационно-распорядительных документов:

              1. От даты утверждения (подписания) руководителем создаваемых в организации распорядительных документов, например, таких, как приказы, распоряжения (Примеры 3 и 4).

              Достаточно часто в приказах употребляется такая формулировка:

              «4. Начальнику секретариата Юковой П.А. довести настоящий приказ до коммерческого директора Петрова А.К. в течение трех дней с даты подписания приказа».

              В случае подписания приказа с такой формулировкой 3 августа 2011 года исчисление срока начнется с даты подписания приказа, т.е. с 3 августа 2011 года. Следовательно, приказ должен быть доведен до исполнителей с 3 по 5 августа 2011 года включительно, т.е. в течение трех дней. Отметим, что в данном примере рабочие дни совпадают с календарными.

              Но как контролировать выполнение распорядительного документа, если в нем указано несколько сроков исполнения? В таком случае срок выполнения распорядительного документа в целом будет определяться по сроку исполнения последнего из выполненных поручений.

              Кроме того, возможен и такой вариант, когда срок исполнения поручения по одному пункту распорядительного документа может исчисляться с даты подписания документа, а в других пунктах может определяться иначе, например, конкретной датой.

              2. Отсчет срока исполнения документа может начинаться от даты поступления документа в организацию (даты регистрации). Чаще всего в делопроизводстве используют именно эту точку отсчета срока исполнения, если иное прямо не указано в тексте документа или резолюции на нем руководителя. При такой схеме работы важным становится срок, в течение которого поступивший документ должен быть зарегистрирован, это стоит регламентировать (оптимально – в течение одного-двух дней).

              3. Гораздо реже в качестве отправной точки исчисления сроков исполнения используют дату вынесения резолюции руководителем или дату получения документа исполнителем.

              Любой из этих вариантов может быть зафиксирован в инструкции по делопроизводству конкретной организации. Но подобные правила могут устанавливаться и законодательством для определенной группы документов и организаций (см. Примеры 4 и 5). Если «внутренние» и «вышестоящие» правила конфликтуют, то приоритет отдается «вышестоящим».

              Отсчет срока исполнения начинается с даты подписания поручения тем руководителем, который направил документ в вашу организацию.

              Данное правило установлено Типовым регламентом внутренней организации федеральных органов исполнительной власти (утв. постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 № 452) и дословно звучит так:

              «При поступлении в федеральный орган исполнительной власти поручений Президента РФ, поручений, содержащихся в актах Правительства, протоколах заседаний Правительства, координационных и совещательных органов Правительства, возглавляемых Председателем Правительства, заместителями Председателя Правительства, а также поручений Председателя Правительства и заместителей Председателя Правительства, содержащихся в протоколах проведенных ими совещаний и резолюциях, содержащие указание «срочно», «незамедлительно» (или аналогичное), они подлежат исполнению в течение 3 дней с даты подписания поручения».

              Отсчет срока исполнения документа может начинаться на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало срока.

              Например, службам делопроизводства приходится регистрировать и ставить на контроль исполнительные документы. Они являются основанием для совершения действий по принудительной реализации судебных решений, а также актов других органов. Такие документы обычно выдаются судами и нотариальными органами, к ним относятся:

              • исполнительные листы, выдаваемые на основании решений, приговоров, определений и постановлений судов (судей), мировых соглашений, утвержденных судом, решений третейских судов, решений иностранных судов;
              • судебные приказы;
              • исполнительные надписи нотариальных органов;
              • приказы арбитражного суда;
              • не оплаченные в срок акцептованные платежные требования;
              • постановления, выдаваемые административными органами, о производстве взысканий с граждан в бесспорном порядке и др.

              В соответствии с п. 3 ст. 15 Закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ для таких документов течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало срока.

              • не только конкретной календарной датой1 (как в Примере 2),
              • но и периодом, в течение которого действие может быть совершено (Пример 3), при этом исчисляться днями, месяцами, годами;
              • а также указанием на событие, которое должно произойти. Такой вариант используется достаточно редко, и в тех случаях, когда срок исполнения по каким-либо причинам нельзя определить ни конкретной датой, ни конкретным периодом:

              Пункт распорядительного документа с привязкой срока исполнения к определенному событию

              4. Начальнику коммерческого отдела Меркулову А.В. подготовить отчет о реализации продукции по государственному контракту № 234/04-11 от 11.01.2011, заключенному с Минздравсоцразвития России, в течение трех рабочих дней с даты осуществления отгрузки последней партии продукции и представить генеральному директору Общества.

              В сроки, исчисляемые днями, могут включаться или не включаться нерабочие дни. Поэтому следует помнить о разнице между календарными и рабочими днями:

              • рабочие дни – это последовательные дни, исключающие выходные (суббота, воскресенье) и нерабочие праздничные дни (устанавливаются в соответствии со статьей 112 ТК РФ);
              • календарные дни – это последовательные дни, в которые включаются выходные дни (суббота, воскресенье), а также официальные праздничные дни.

              Как понять, в каких днях (календарных или рабочих) указан срок исполнения? Как правило, по умолчанию срок исчисляется в календарных днях. Если же автор документа подразумевает рабочие дни, то к количеству дней обязательно приписывается слово «рабочие». Поясним примером:

              Резолюция на документе может быть сформулирована следующим образом:

              Такой срок исполнения исчисляется в календарных днях. Данное поручение дано 04.08.2011, значит, срок начинает течь 04.08.2011 (это 1-й день), а 20-м днем будет 23.08.2011.

              Если же автор документа подразумевает рабочие дни, то это дополнительно отмечается: «Подготовить отчет в течение 20 рабочих дней». И тогда последним днем своевременного составления отчета будет 31.08.2011 (ведь 6, 7, 13, 14, 20, 21, 27 и 28 августа – нерабочие дни).

              В каких днях исчисляется срок исполнения документа, если прямо не написано прилагательное «календарный» или «рабочий», необходимо закрепить в локальном нормативном акте, регламентирующем контроль исполнения документов в вашей организации.

              В тех случаях, когда последний день срока (исчисляемого днями, месяцами или годами) приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день (это правило, закрепленное в ст. 193 ГК РФ, обычно распространяют не только на гражданско-правовые отношения, но и на иные; чтобы узаконить такой подход на вашем предприятии, рекомендуем зафиксировать его во внутренних нормативных документах, например, в инструкции по делопроизводству).

              «5. Руководителю канцелярии Петровой А.К. ознакомить с настоящим распоряжением работников Предприятия в течение трех дней с даты подписания распоряжения».

              Если данное распоряжение будет подписано 26 августа 2011 года, то доведено до исполнителей оно должно быть в течение трех дней, т.е. с 26 по 28 августа 2011 года, но учитывая, что 27 и 28 – выходные дни, ознакомить сотрудников с распоряжением можно будет 26 (пятница) и 29 (понедельник) августа 2011 года.

              Срок, исчисляемый месяцами, оканчивается в соответствующий день последнего месяца установленного срока.

              Приказом выдано поручение 1 августа, и оно должно быть выполнено в течение месяца. Значит, последним днем его своевременного выполнения будет 1 сентября. Если бы на его выполнение отводилось 2 месяца, то выполнять его можно было бы по 1 октября включительно. Но 1 октября 2011 года – это выходной день (суббота), поэтому здесь подключается следующее правило (о переносе срока с нерабочего дня на следующий ближайший рабочий день) и окончание срока перемещается на 3 октября 2011 года.

              Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который соответствующего числа не имеет, срок оканчивается в последний день этого месяца.

              Допустим, поручение выдано 30 ноября 2010 г. на 3 месяца. Но в феврале нет 30 числа. Поэтому срок своевременного исполнения заканчивается 28.02.2011.

              К сроку, исчисляемому кварталами года, применяются правила для сроков, исчисляемых месяцами. Срок, исчисляемый годами, оканчивается в соответствующие месяц и день последнего года установленного срока.

              Обычно распорядительные документы содержат конкретный срок исполнения в виде даты (периодами в виде месяцев и лет чаще «балуются» в договорах). Но и с конкретными датами бывает путаница. Здесь тоже есть что прояснить. Начнем с действий, которые документ/резолюция предписывает совершить непосредственно в вашей организации.

              1. Если просто указана дата, то поручение должно быть выполнено в этот день до конца рабочего времени (обычно до 18:00 или 19:00).

              В приказах и протоколах рекомендуют после описания сути поручения, указания должности и Ф.И.О. ответственного исполнителя отдельным предложением писать срок исполнения:

              «5. Начальнику отдела реализации Чеканову А.П. предоставить план реализации продукции Общества на 2012 год на утверждение генеральному директору. Срок исполнения – 01.11.2011».

              Но дата может быть вписана и иначе. Здесь важно обратить внимание на отсутствие перед ней каких-либо предлогов:

              «5. Начальнику отдела реализации Чеканову А.П. предоставить план реализации продукции Общества на 2012 год на утверждение генеральному директору 01 ноября 2011 года».

              Обе формулировки поручения подразумевают, что план реализации продукции должен быть представлен на утверждение генеральному директору 1 ноября 2011 года до 18.00 часов (окончание рабочего дня в данной организации).

              2. Если перед датой стоит предлог «до», то поручение необходимо успеть выполнить в день, непосредственно предшествующий указанной в документе/резолюции дате до конца рабочего времени.

              «6. Руководителям структурных подразделений предоставить заявки на подписку на II полугодие 2011 года начальнику общего отдела до 01 июня 2011 года».

              Тогда заявки на подписку должны быть предоставлены 31 мая 2011 года до 18:00 часов (время окончания работы в этой организации) или ранее.

              3. Если перед датой стоит предлог «по», то поручение необходимо успеть выполнить в указанный день до конца рабочего времени.

              «7. Руководителям структурных подразделений предоставить заявки на приобретение мебели начальнику общего отдела по 01 июня 2011 года».

              При такой формулировке поручения заявки должны быть предоставлены 1 июня 2011 до 18.00 часов или ранее.

              Получается, что при использовании предлога «по» дата включается, а при использования предлога «до» – не включается. Но в случае конфликтных ситуаций сложно будет ссылаться на правила русского языка при определении границ временного значения предлогов «до», «по» и «к». Тем более что есть точка зрения, согласно которой значение данных предлогов одинаково. Лучше избавиться от разночтений, т.е. уменьшить риски и отказаться от использования предлогов, отдав приоритет указанию конкретной даты без предлога. Это правило следует прописать в инструкции по делопроизводству организации и там же разъяснить, что своевременным будет считаться выполнение поручения в этот день до конца рабочего дня вашей организации.

              4. Если перед датой написано «не позднее», то поручение должно быть выполнено до конца рабочего дня указанной даты.

              «5. Руководителям структурных подразделений предоставить номенклатуры дел подразделений на 2012 год начальнику службы делопроизводства не позднее 01 декабря 2011 года».

              Такая формулировка подразумевает, что номенклатуры дел должны быть предоставлены 1 декабря 2011 года до 18.00 часов, но желательно – ранее.

              В организацию поступило письмо-уведомление ПФР о вступлении в силу с 1 января 2011 года изменений, внесенных в закон о страховых взносах, касающихся сроков и состава отчетности. Отчетность в ПФР теперь необходимо представлять не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом, полугодием, девятью месяцами и календарным годом).

              Таким образом, ПФР пояснил, что последними датами сдачи отчетности в ПФР в 2011 году становятся 15 февраля, 16 мая (15 мая – выходной день), 15 августа и 15 ноября.

              А как быть со сроком исполнения в том случае, если результат выполнения поручения нужно предоставить во «внешнюю» организацию (например, в налоговый орган)?

              Здесь надо учесть, каким образом будет осуществлена доставка документов (курьером или почтовым отправлением). Курьер, нарочный доставит ваши документы в течение 1 дня (нескольких часов). Ему важно:

              • успеть привезти документы (или иной результат выполнения поручения) до конца рабочего дня организации-получателя «пакета» и
              • получить подпись в получении с указанием должности и Ф.И.О. принявшего «пакет», а также даты и желательно времени доставки.

              Если же отправка осуществляется через «Почту России», то нужно руководствоваться следующим правилом: письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до 24 часов последнего срока, считаются сданными в срок (ст. 194 ГК РФ). В этом случае важно сохранить реестры почтовых отправлений (Список для отправки партионных отправлений (форма 103) или Список для отправки международных партионных отправлений (форма 103а), на которые ставится подпись оператора почтового отделения связи и оттиск календарного штемпеля отделения почтовой связи), а также кассовый чек (квитанцию). Образцы указанных форм приведены в Почтовых правилах, принятых Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи.

              Следует учитывать, что иногда и законодательство устанавливает «специальные требования» для отправки отдельных видов документов.

              Для исполнительных документов статья 16 Закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ устанавливает такие требования: «Действие, для совершения которого установлен срок, может быть совершено до 24 часов последнего дня установленного срока». Это означает, что если заявление, жалоба, другие документы либо денежные суммы были поданы в орган или переданы уполномоченному их принять лицу либо сданы на почту до 24 часов последнего дня установленного срока, то срок не считается пропущенным.

              Из практики работы можно сказать, что проблема со сроками исполнения (особенно вопрос «от чего отсчитывать»?) возникает в том случае, когда документ, что называется, «пролежал» у руководителя. Особенно это касается тех документов, срок исполнения которых составляет до 10 дней включительно. Поэтому, направляя документы руководителю организации на рассмотрение, следует сразу же отбирать документы с ограниченным сроком исполнения. Во многих организациях для этого специально создают папки с пометкой «Срочно». Из своего опыта могу сказать, что руководители работают с этой папкой по-разному.

              Например, рассматривают ее содержимое в первую очередь. Но если документов в ней окажется много, то времени на рассмотрение «несрочных» документов может не остаться, либо руководитель будет просто занят решением других вопросов. Тогда может получиться, что и «несрочные» документы станут уже «суперсрочными».

              Положительным является опыт руководителей, которые придерживаются правила «все документы рассматриваются руководителями организации в тот день, когда они их получают, и не заканчивают свой рабочий день до тех пор, пока не рассмотрят все документы». Такой принцип действительно хорошо работает, что существенным образом сказывается на эффективности контроля исполнения документов. Но кто может заставить руководителя, кроме него самого? Хотя дисциплина первого лица обычно дисциплинирует руководителей всех рангов.

              Иногда на срок исполнения могут повлиять и внешние причины. Например, в организацию несвоевременно доставили документ (плохая работы почты, курьера, различные форс-мажорные обстоятельства). И вместо того, чтобы зарегистрировать его, например, в 10:00 1 августа 2011 года, вы должны будете зарегистрировать его на следующий день. Понятно, что данный документ по не зависящим от вас причинам попадет на рассмотрение к руководителю на целые сутки позже. Если документ содержит конкретный срок исполнения, то срок исполнения вашей организацией сократится на один день, т.е. целый день выпадает. А если выпадает 5 дней из 10? Вопрос в том, сможете ли вы уложиться в такой срок? Если сможете, то хорошо. А если нет? Тогда надо подумать, что можно предпринять. Рекомендуем регистрировать срочные документы в день поступления с указанием времени. Кроме того, документы, поступившие и зарегистрированные в организации после 17.00 часов, при невозможности их рассмотрения в день поступления должны быть рассмотрены руководителем до 11.00 часов следующего дня. Важные документы обычно доставляют заказной корреспонденцией, и если такой конверт/пакет задержался в дороге, то вам нужно при получении почтового отправления в почтовом отделении связи в бланке уведомления о вручении (форма 119) проверить, правильно ли заполнена работником почтового отделения его оборотная сторона (там указывают, когда и кому передано отправление, лично или по доверенности оно получено; если по доверенности, то пишется фамилия доверенного лица), при этом получатель в строке «Получил» ставит свою подпись и Ф.И.О.

              Срок исполнения документов должен быть реальным и учитывать время, необходимое для выполнения технических операций исполнителя с документами, степень загруженности сотрудников.

              Возможно ли изменение срока исполнения документа? Да:

              • типовые сроки меняются принятием нового нормативного акта,
              • индивидуальные – руководителями, которые их установили.

              Нередко случается так, что после детальной проработки поручения ответственным исполнителем выясняется, что срок, отведенный руководителем, недостаточен. В этом случае ответственный исполнитель информирует руководителя, осуществляющего контроль исполнения документа по существу, и обозначает возникшие проблемы, обосновывает реальный срок исполнения. Далее возможно изменение срока исполнения, но только после информирования руководителя, который его установил. Обычно информирование руководителя о необходимости изменения срока исполнения документа осуществляет тот, кто контролирует исполнение документа по существу.

              Документом, регламентирующим процедуру контроля исполнения документов на предприятии, должен быть предусмотрен порядок изменения срока исполнения или снятия документа с контроля в случае, если отпала необходимость его выполнения.

              Продление срока исполнения должно быть оформ­лено сразу при получении документа исполнителем или до истечения срока исполнения документа. В случае нарушения этих условий документ будет считаться невыполненным.

              В ходе исполнения руководитель может не только изменить сроки исполнения документа, но и уточнить задание, изменить состав исполнителей и соисполнителей. Все эти сведения в случае их изменения немедленно сообщаются ответственным исполнителем в группу контроля.

              Но возможны и такие ситуации, когда срок выполнения поручения, что называется, «сорван», т.е. поручение своевременно не выполнено. Для таких случаев в соответствующем регламентирующем документе необходимо предусмотреть ответственность для «нарушителей».

              Эта ситуация нашла отражение в Регламенте Правительства РФ:

              «В случае если поручение не исполнено в установленный срок, исполнитель (головной исполнитель) поручения в течение 3 дней после истечения срока, данного на исполнение поручения, представляет в Правительство объяснение о состоянии исполнения поручения, причинах его неисполнения в установленный срок с указанием должностных лиц, на которых возложено исполнение поручения, и о мерах ответственности, принятых в отношении работников, виновных в неисполнении поручения».

              Проанализировав исчисление сроков исполнения поручений и документов, мы видим, что проблема эта не так проста, как кажется. Поэтому вопрос исчисления срока исполнения должен быть детально регламентирован в ваших организационно-распорядительных документах. Кроме того, сам документооборот организации должен быть выстроен так, чтобы исключить задержки документов.

              Календарная дата – это календарный день длительностью 24 часа от полуночи до полуночи. Вернуться назад

              www.delo-press.ru