Лекции по разводу

Публикуемый ниже материал – доклад «Фундамент традиционных ценностей и стержень нравственности», прочитанный Михаилом Хасьминским на 18-х областных Рождественских чтениях в г. Магадане, тема которых в этом году – «Нравственные ценности и будущее человечества».

Михаил Игоревич Хасьминский – руководитель Центра кризисной психологии при Патриаршем подворье – храме Воскресения Христова на Семеновской (Москва), помощник настоятеля подворья; член Общественного совета Федеральной службы исполнения наказаний России (ФСИН); член научно-консультативного совета Московского межрегионального следственного управления на транспорте Следственного Комитета Российской Федерации; член рабочей группы Министерства РФ по развитию Дальнего Востока.

Хотелось бы поговорить о будущем человечества с точки зрения практикующего кризисного психолога. Согласитесь, что будущее человечества напрямую зависит от того, как живут наши дети, потому что они и есть наше будущее.

Школы, училища, вузы – все эти учреждения называются «образовательными». Вопрос в том, что понимать под образованием. Сейчас это понимается главным образом как передача определенной суммы знаний, но не воспитание.

Образование, если рассмотреть это слово этимологически, – придание образа. И образа не какого-нибудь, а образа Божия. Это делается и с помощью знаний, и с помощью воспитания – то есть это комплексное действие, в котором нельзя выделить или отбросить какую-либо часть. Я могу подтвердить это словами известных философов: например, французский писатель и философ Мишель де Монтень писал: «Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит вред». Ему вторит Дмитрий Иванович Менделеев, наш великий ученый, говоря, что «знание без воспитания – это меч в руках сумасшедшего». А Михаил Васильевич Ломоносов просто писал: «Не сумма знаний, а правильный образ мышления и нравственное воспитание – вот цель обучения».

Все очевидно, но поясню еще несколькими примерами. Все, наверное, слышали о насильнике Чикатило, чье имя даже стало нарицательным. Так вот у него было три (!) высших образования (одно из них неполное) и одно среднее специальное: он окончил училище связи, потом поступил в МИИТ, там проучился два курса, а после окончил филологический факультет Ростовского университета и Университет марксизма-ленинизма при педагогическом институте. Он работал учителем русского языка и литературы и воспитателем в школе-интернате.

Просто наделить молодых людей какой-то суммой знаний – это не есть образование в полном смысле этого слова

Другой пример: Джек-Потрошитель в Англии был самым известным и искусным на тот момент и образованнейшим хирургом. И в литературной классике встречаем такие примеры. Вот, в частности, злой гений профессор Мориарти у Конана Дойла: очень образованный и культурный человек. Кстати, исследователи предполагают, что у Мориарти имелся реальный прототип в лице профессора Уолтэра Лойда МакЛаренса, который преподавал математику в Оксфорде в конце XIX века

Итак, наделить молодых людей определенным знанием (я уже не говорю о том, что современные выпускники просто натасканы на ЕГЭ) – это еще, к сожалению, не есть образование в его полном смысле. Человек может иметь высшее образование, но не иметь образа Божиего. Если так в образовании и дальше будет продолжаться, тогда будущее человечества весьма печально, ибо тогда социум будет сложен из индивидуумов без стержня, без содержания, без образа Божиего.

Хотелось бы спросить: а что плохого в суициде? Мы боремся с этим явлением, хотим снизить количество суицидов среди несовершеннолетних, а что в нем плохого? Давайте вспомним, что в Древнем Риме самоубийство было вполне уважаемым поступком, который не только не порицался, но даже считался доблестью. И конечно, древние римляне с ним не боролись. Почему же сейчас мы боремся с этим явлением? Мы боремся потому, что, когда христианство пришло в Рим, заповеди, и в частности заповедь «не убий», стали определять мировоззрение людей, их поведение, их отношение, их мораль и нравственность. В том числе и отношение к самоубийству. Именно религиозная основа стала определять нравственное состояние общества и отношение к тому или иному явлению.

То же самое, разумеется, можно сказать и об убийстве другого человека. Если человек совершает убийство другого, не веря ни в вечную жизнь, ни в то, что ему придется держать ответ перед Богом за это деяние, – например убивает, чтобы получить много денег и до конца жизни ими пользоваться – то с точки зрения человека нерелигиозного что в этом плохого? Может быть, это просто (как у нас иногда подается) естественный отбор. Вот так человек понимает мир: «Почему нельзя убить, если я сильнее? Право сильного! Дарвин рулит».

А нельзя убивать потому, что это нарушение заповеди. Если человек понимает, что у того, кого он хочет убить, есть бессмертная душа и бесценная жизнь, данная Самим Богом, что он встретится после своей смерти с невинно загубленным и его неминуемо ждет самый нелицеприятный Суд за невинно убиенного, то он выстраивает свое отношение к этому действию исходя из такого представления. И тут понятно, почему убийство – это огромный грех.

Далее. Возьмем разбой: почему нельзя, например, что-то у другого отнимать, красть? А если ты сильнее? Нельзя потому, что это нарушение заповеди «не укради», это тоже имеет под собой религиозную основу. Убираем фундамент – и в общем-то непонятно становится, почему этого нельзя делать.

Или коррупция, например, с которой все сейчас так страстно борются. А почему нельзя получить что-то в обход закона, но за свои же деньги и притом по собственному желанию отданные? Тем более иногда бывает, что коррупционер может даже некое с практической точки зрения полезное дело осуществить: допустим, не проходил какой-то важный документ, но ему дали «на лапу», и он его провел. Со светской точки зрения это то, с чем бороться, может быть, и необязательно. Но это то, с чем бороться необходимо, потому что под этой борьбой стоит религиозная основа, которая определяет нравственную основу.

И вообще все право (система общеобязательных юридических норм, устанавливаемых государством) вышло из заповедей основных авраамических конфессий. Если взять Уголовный Кодекс, то можно увидеть, что это практически расширенное толкование последних шести заповедей из Декалога (10 заповедей, данных Богом Моисею).

Рассмотрим и такой поступок, как измена супругу. Она не карается законом, по крайней мере в нашей стране, но порицается. А почему? Если, к примеру, кто-то изменил жене с соседкой, а она, соответственно, изменила своему мужу, и никто об этом не узнал? И мужчине хорошо, и соседке тоже, так, собственно говоря, что же тут плохого? Никто никого не убил, государству ущерба не нанес, все живы и довольны. Но тем не менее нравственно это порицаемо. Почему? Потому что это опять же уходит корнями в религиозную основу: заповедь «не блуди». И если мы признаем «не блуди», то мы признаем и все, что вытекает отсюда. Если не признаем, то все вытекающее теряет смысл и становится совершенно непонятно нашим ученикам. И мы не сможем им этого объяснить! Мы не сможем вырастить из них нравственных людей, которые понимают эти корни. И больше скажу: если они не будут нравственными, то скорее всего они, к сожалению, будут нравственными уродами.

Мне могут возразить: в Советском Союзе не было религиозного фундамента, но при этом люди были высоконравственными, – и я вынужден с этим согласиться. Но тут есть вполне простое объяснение: на протяжении веков у нас была христианская страна, и во многих поколениях люди соответствующим образом воспитывали своих детей и внуков. И как дерево с подрубленными корнями не умирает сразу, то, когда этот религиозный фундамент ушел, люди продолжали подрастающее поколение воспитывать в христианском по сути духе.

К чему может привести слом религиозной основы

Объяснить, почему что-то нельзя делать, без разъяснения религиозного основания практически невозможно

Но пришло то время, когда эта инерция вековых христианских традиций закончилась. И вот мы видим, что начинается то самое оскотинивание, примеры которого мы встречаем и в социальных сетях, и в реальной жизни, в псевдо- и контркультуре, нас окружающих. Все эти вещи теснейшим образом взаимосвязаны! При этом объяснить ребенку, почему нельзя делать то или иное, без разъяснения религиозного основания практически невозможно. Наши дети благодаря современным технологиям живут уже в другом мире. Попробуйте с точки зрения светской объяснить эгоисту-потребителю, почему надо уважать отца и мать. Это тоже, кстати, всех нас волнует. Если у ребенка нет авторитета, нет основы, нет Бога – то почему он должен, собственно говоря, ограничивать себя в потреблении ради своих постаревших родителей, а не сдать их в интернат (дом престарелых) дожидаться очередного пожара? Здесь нет, я считаю, мирского объяснения. Просто то, что мы так со своими родителями не поступали? Просто то, что мы так его воспитывали? Это не объяснение. Потому что, скажем, до подросткового возраста вы как родители в авторитете, а потом – уже нет, в авторитете уже другие.

Пирамидка без стержня, или Неисправная операционная система

Итак, если у человека нет этой правильной религиозной основы, то, к сожалению, весь воспитательный процесс будет обречен. Я это сравниваю порой с детской пирамидкой. Пирамидку, как все, вероятно, замечали, маленькие дети часто собирают неправильно – просто ставя колечки одно на другое, а в ней самое главное – основа и стержень. И если нет религиозной основы, из которой вырастает вот этот нравственный стержень, то скорее всего пирамидка собрана будет неверно, криво, и, может быть, пересобрать ее правильно уже не будет никакой возможности.

Если зашла речь о метафорах, то воспитание хотелось бы еще сравнить с операционной системой компьютера. У всех нас есть компьютеры, и мы представляем себе, что если операционная система дает сбой, неисправно работает, то, соответственно, все программы, все приложения будут работать плохо. Так и в человеке: если нравственная система работает плохо, то все, чему мы его научим, будет работать тоже, увы, плохо, и не обязательно это проявится сейчас, может проявиться и на других жизненных этапах. Более того, неисправная операционная система может даже сломать весь компьютер. И это мы видим, когда человек совершает преступление или идет на самоубийство: ментальные программы входят в конфликт друг с другом, то есть человек не может разобраться в ситуации и не может правильно себя повести, у него нет для этого навыков. И человек, как и компьютер, «ломается».

«Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха:
“Что такое хорошо, и что такое плохо?”»

Хотелось бы обратить внимание и на то, что мы зачастую сами транслируем очень странные вещи своим детям. Вообще что такое хорошо, и что такое плохо – это то первое, жизненно важное, чему издревле учил отец сына. Это, кстати, нашло отражение в известном стихотворении Владимира Маяковского. И отец однозначно говорил: вот это – плохо, а вот это – хорошо. И – что немаловажно – доказывал свои слова каждодневным примером. То есть сам так жил!

Абсурд: мы говорим детям, что суициды – это плохо, но при этом не возражаем против абортов как против убийств

Вот мы постоянно говорим о ценности жизни человека. А ценность жизни – это та категория, которая тоже определяется религиозно. Жизнь бесценна, это дар. А этот дар дает кто? Дает Бог. Значит, Бог и спросит с нас за эту жизнь – за этот Свой бесценный дар. И ясно, что если есть понимание этого, а также того, что душа вечна, то делать гадкие вещи, а тем более окончить, например, жизнь самоубийством или убить человека становится просто противоестественно.

А вот если заповеди не являются фундаментом, то часто получается абсурд. Мы говорим детям, что суициды – плохо, что убивать ужасно, подразумевая, что жизнь имеет высочайшую ценность. Но при этом не возражаем против абортов публично и ясно как против убийств. И получается такой парадокс: вот здесь человеческая жизнь важна, мы говорим о ее ценности, о ее сохранении, даже когда человек уже сам готов от нее отказаться (потому что, опять же, у него его «операционная система» сломалась), но при этом мы почему-то игнорируем важность жизни совсем еще маленького нерожденного человечка. Как же так?! Как дети смогут понять, что жизнь ценна, если в обществе осуществляется столько абортов и они, бывает, знают, что мать сделала аборт до него? Как ребенку потом говорить о ценности человеческой жизни?! Тут очень важный момент. Ведь почти всегда ценность человеческой жизни, отношение к собственной душе и детерминирует поведение человека.

Ценность жизни определяется религиозным позиционированием личности, а у наших детей этого нет!

Говоря о причинах суицидального поведения, хотелось бы привести еще одну метафору. Все помнят историю, когда европейцы, попав на американский континент, меняли у коренных жителей золото на стеклянные бусы. И, конечно, это был неравнозначный обмен, сейчас мы прекрасно это понимаем. И знаем, что индейцев потом практически всех уничтожили, то есть не только у них забирали драгоценный металл, но и самих убивали – например, взамен давали им одеяло, зараженное оспой, и так далее. Это был настоящий геноцид. Но ведь могли же индейцы и сопротивляться! Могли ведь? Зачем им было менять золото на какие-то жалкие стекляшки? Конечно, могли, но их проблема была в том, что они не понимали: эти привлекательные стекляшки на самом деле просто обработанные дешевый кварцевый песок, сода и известняк. И при этом они не понимали цену того, чего у них было в достатке, то есть цену золота. Вот почему они шли на такой неравнозначный обмен. И напрашивается вопрос: не то же ли самое происходит и сегодня, когда дети легко меняют собственные бесценные жизни на какие-то странные обещания подонков насчет страны синих китов, колонии и так далее? Дети ломают и не ценят свои жизни, не ценят радости каждого дня. И совершенно логично, что такие дети, не имея целостной структуры личности, живя во фрагментарном эгоистичном сознании, бросают вызов и Творцу, и всем нам. И этим вызовом напрямую доказывают, что ценность жизни определяется религиозным позиционированием личности, которого у них нет.

Я видел сотни людей, желающих убить себя, но ни разу не видел психически здоровых и по-настоящему (подчеркиваю: по-настоящему) православных или мусульман, которые бы совершали попытки самоубийства. Я не абсолютизирую данные, я допускаю, что у коллег, возможно, были такие случаи, но я уверен, что эти случаи просто единичны.

Что отличает «здоровые» регионы от «больных»

Мы говорим о профилактике деструктивных видов поведения несовершеннолетних, мы ищем, что могло бы снизить уровень такого поведения хотя бы на несколько процентов в год – в этом году у нас самоубийств на 15% меньше, чем в прошлом (в целом все возрастные категории), и это уже достижение. А я могу дать рецепт, каким образом можно снизить многократно не только самоубийства, но решить и вопрос демографической безопасности, и многое другое.

И это я могу доказать данными Росстата, которые представлены этой диаграммой. Тут показаны уровни самоубийств на Дальнем Востоке, в Сибири и в Ингушетии и Дагестане (в расчете количества суицидов на 100 000 населения). Бросается в глаза, что разница в 15–30 раз между Дальневосточным регионом (Еврейской АО) и Ингушетией с Дагестаном. Как же можно объяснить эту колоссальную разницу? Ни экономическими, ни социальными причинами этого не объяснишь. Так, на Дальнем Востоке не может быть экономического положения в 25 раз хуже, чем в Ингушетии. Также не может быть такой колоссальной разницы ни в количестве психологов в школах, конечно же, ни в количестве душевнобольных, ни в качестве оказания психиатрической помощи. Ну не может быть на Дальнем Востоке в 25 раз больше душевнобольных, чем в Ингушетии! Единственным, на мой взгляд, настоящим объяснением данного феномена может служить то, что на Кавказе есть традиционное общество, которое структурирует человека и на все вопросы дает конкретные ответы. А также четко позиционирует, что допустимо, что недопустимо в обществе, исходя, опять же, из авраамического традиционного ислама. И просто принадлежность к религиозным корням и следование определенным законам снижает количество суицидального поведения в десятки раз.

Отмечу также, что в более традиционном обществе этих регионов полностью отсутствуют детские дома, интернаты для престарелых (хотя мне говорили, что там есть интернаты, но как раз только для русских, к нашему позору), что там значительно меньшей проблемой являются различные виды зависимостей (алкогольной, наркотической, игровой и т.п.), если взять в расчете на 100 000 человек. Там больше процент активно занимающихся спортом, ну а про многодетность даже нечего и говорить. Там гораздо крепче институт семьи: точно в такой же пропорции, как и суицидов, меньше разводов, чем на Дальнем Востоке. Вот оказывается, как принадлежность к традиционным ценностям кардинально меняет ситуацию! И если мы будем воспитывать наших детей в наших традициях, то мы тоже многократно уменьшим количество трагедий.

Хотелось бы вспомнить основателя суицидологии Эмиля Дюркгейма, известного французского социолога и философа, который говорил: «Нравственность – это обязательный минимум и суровая необходимость, это хлеб насущный, без которого общества не могут жить». Но нравственность, как мы видим, не может развиться и существовать сама по себе, без религиозных корней.

Нравственность, основанная на потреблении, существовать не может, потому что человека нельзя до конца удовлетворить. И тут хотелось бы процитировать еще одного известного человека – писателя Эрнеста Хемингуэя. Он сказал о материальных потребностях одну, на мой взгляд, глубоко психологичную вещь, подтверждение которой мы можем легко увидеть у нас в сердце:

«Дайте человеку необходимое – и он захочет удобств. Обеспечьте его удобствами – он будет стремиться к роскоши. Осыпьте его роскошью – он начнет вздыхать по изысканному. Позвольте ему получать изысканное – он возжаждет безумств. Одарите его всем, что он пожелает, – он будет жаловаться, что его обманули и что он получил не то, что хотел».

Удовлетвориться материальным нельзя в принципе! Потому что душа нематериальна и требует совершенно другого

Удовлетвориться чем-то материальным человек не может в принципе! Потому что душа нематериальна. Она требует совершенно другого питания! А когда человек не может чем-то удовлетвориться, он впадает в так называемую фрустрацию. Он не может достичь чего-то, и ему окружающая его реальность уже не нравится. И у него находятся такие, например, выходы: уйти в игровую зависимость, то есть в некий иллюзорный мир, где он всего может достичь. Или уйти в наркотический угар или в деструктивное поведение другого рода. Но при этом не задумываясь о душе, то есть не удовлетворяя истинные потребности, которые могут исправить ситуацию. Но ведь нельзя удовлетворить те потребности, о которых ты сам не знаешь, которые ты не чувствуешь!

И вот что интересно: когда у людей в кризисном состоянии спрашиваешь об их самочувствии, почти все, за редчайшим исключением, говорят, что у них болит душа. То есть душу все-таки чувствуют, понимая локализацию боли, когда ужасно болит. Но при этом многие не идут в Церковь, эту лечебницу душ, а пытаются зачастую вышибать «клин клином» потребления, развлечений, зависимостей и других деструктивных действий, что не решает саму проблему, но приводит обычно к трагедиям.

Думаю, никто не будет спорить, что к разрушению человека – внутреннему разрушению – порой приводит гнев. И все прекрасно знают, что гнев может привести к убийству или самоубийству. А блуд может привести к самоубийству? Конечно, может. Очень часто измены – когда кому-то изменили или сам человек изменил – приводят или к убийству, или к самоубийству, или к алкоголизму, или к наркомании. А может ли привести сребролюбие к убийству? Да, и мы знаем массу примеров этому. А ненависть? Конечно, тут даже пояснять не надо. Уныние? Да. Гордыня? Конечно. И даже чревоугодие. Может? Может. Вопрос: что это тут перечислено? Гнев, ненависть, блуд, сребролюбие, чревоугодие – это же страсти! Человеческие страсти, давно описанные в аскетической литературе. Раньше детям с самых младых ногтей это объясняли и давали понять, что с этими страстями надо бороться, учили, как именно. А сейчас многие ли вообще знают, что со страстями надо бороться и что страсти разрушают личность и душу? Наоборот, часто страсть подается за норму. Так как можно бороться с той болезнью, которую ты не воспринимаешь как болезнь?!

Увы, это наша вина. Наша вина, что наши дети страдают, что они убивают себя, что они разводятся (в 70% случаев в среднем по стране). Все это происходит потому, что духовные сорняки растут в душах наших детей, а дети даже не понимают, что эти сорняки необходимо выпалывать, пока они еще не разрослись в непроходимую чащу. И это тоже имеет отношение не только к их, но и к нашему собственному будущему. Конечно, к деструктивным действиям приводит отсутствие традиционных ценностей в воспитании, о чем мы выше говорили. Конечно, часто детерминирует поведение и атеистические представления о жизни после смерти, а именно отсутствие таких представлений. Мол, чего бояться жить по правилам? «Один раз живем! Все надо попробовать! Делай что хочешь!» Можно даже и убить – тормозов-то нет, отвечать не придется, после смерти же ничего не будет.

Налицо навязывание потребительской и гедонистической философии вместо традиционных форм. А ведь мы понимаем, откуда идет потребительская философия. Выгодно из людей делать потребителей, чтобы они покупали, покупали и покупали. Потребители – топливо экономики. Но самому человеку-то это невыгодно! И невыгодно делать потребителей из наших детей. Тут у нас с производителями товаров и услуг совершенно расходятся интересы.

Потребительство захватит детей, если у них не будет религиозного понимания жизни, опыта христианской жизни

Потребительство захватит наших детей, если у них не будет альтернативного религиозного понимания, опыта христианской жизни. А у них не будет этого, если мы их этому не научим. А для этого мы должны так жить сами и показывать им пример положительный, а не такой, какой они могут увидеть в интернете. Это трудно, это сложно, но есть ради чего становиться другими и родителям, и учителям, и чиновникам.

Мы можем не дать достаточного количества материальных благ, но мы должны дать ребенку значительно большее – традиционную иерархию смыслов. Мы должны объяснить с точки зрения нашей традиционной культуры, зачем человек живет, зачем нужна семейная жизнь, зачем нужно менять себя. Пока, увы, дети не получают ответов на эти вопросы. Мы очень мало объясняем детям. Конечно, мы хотим, чтобы дети знали смыслы: и смысл жизни, и смысл создания семьи и воспитания; чтобы они понимали смысл страданий и правильно определяли свое отношение к труду, к стране. И нам надо дать этот религиозный стержень, этот аккумулированный опыт всех прошлых поколений, которые тоже проходили через разные кризисы. Проходили кризисы в семье, переживали потерю близких – и шли вперед; жили, когда не хотелось жить, когда была война, когда был голод… Они знали, как ко всему этому относиться, чтобы это преодолеть! И они это преодолевали. Мы сами, наше существование является свидетельством того, что они это преодолели.

Итак, только религиозная основа позволяет справиться с кризисами, неизбежными в жизни каждого человека. Она дает понятие абсолютного авторитета Бога, который выше сиюминутной человеческой морали, ни на чем не основанной.

Я часто бываю в различных молодежных аудиториях. И когда спрашиваешь, что такое любовь, обычно все просто отвечают, что любовь – это чувство. Почти никто не говорит, что это созидание, что это сострадание, что это жертвенность. А ведь жертвенность – это всё! Это когда человек хочет не взять, а дать. Почему происходит большинство разводов? Потому что девочку растят принцессой и она привыкла брать, и мальчика растят так же, а потом они соединяются в семью, и каждый хочет от другого вырвать побольше, чем дать. Естественно, это приводит к разводу. А раньше на чем строилась семья? На жертвенности. Как раз на том, чтобы безвозмездно что-то сделать для близкого человека, чтобы ему было хорошо. И другой так же делал, потому что так же был воспитан.

И вообще все, что двигало нашу страну, и все, что может определять наше будущее, обуславливается и обуславливалось именно жертвенностью, отдачей, а не эгоизмом и потребительством. Это не только семья, но и патриотизм (если нет жертвенности, то кто пойдет защищать страну? Ради чего?), это и труд, и творчество (ибо за деньги невозможно сделать шедевр). И вообще созидательное развитие – это всегда отдача. И это, конечно, должны понимать дети.

Великий Иван Аксаков сказал: «Прогресс, отрицающий Бога, в конце концов становится регрессом, цивилизация завершается одичанием, свобода – деспотизмом и рабством. Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечет с себя и образ человеческий и возревнует об образе зверином».

И когда вы видите сатанинскую символику в группах смерти, когда вы слышите детский мат, узнаете о зверствах детей по отношению друг к другу, читаете о насилии и крови, то знайте, что они просто совлекли с себя образ Божий и поменяли его на образ звериный.

И давайте согласимся с тем, что мы и сейчас не стараемся в полной мере вернуть образ Божий детей, образовывая их. Мы ищем крайних в трагедиях, думаем о вторичных вещах, не обращая достаточного внимания на основную проблему.

Вернусь к метафоре пирамидки. Представим: пирамидка со стержнем или без стержня. Если нет стержня, то просто ногтем по этой конструкции стукни – и все развалится, что собственно мы все чаще и чаще видим, когда случаются очередные трагедии.

В заключение хотелось бы привести слова блаженного Августина Иппонийского – великого ученого, святого, подвижника, который сам много ошибался в жизни, но тем не менее обрел христианский стержень и смог стать отцом Церкви: «Если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем».

Так давайте обратим на это самое пристальное внимание и подумаем, что конкретно мы можем сделать для наших детей, у которых есть бесценная душа, и ее мы должны напитать живительной энергией любви и благотворными знаниями, а не формальными ЕГЭ, баллами и не потребительским и гедонистическим отношением к жизни, что может привести лишь к страданиям и катастрофам.

www.pravoslavie.ru

Цели: дать определение и сформировать понятия молодая семья; рассмотреть и изучить проблемы молодой семьи.

Методы проведения: рассказ, беседа, объяснение.

Молодая семья – это семья в первые 3 года после заключения брака (в случае рождения детей – без ограничения продолжительности брака) при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста.

Таким образом, брак должен быть первым; продолжительность совместной жизни до 3 лет; граница возраста супругов от 18 до 30 лет.

Молодая семья – одна из самых незащищённых групп населения. Высокий процент молодых браков – это следствие наступившей беременности или рождения ребёнка. Среди молодёжи «бытует» искаженное представление о браке, семье, сексе. Каждый 4–й молодой человек готов на свободные отношения, без брака, но осуждает свободную сексуальную жизнь. В ряду приобретенных жизненных ценностей на 1–е место молодежь относит отношения в семье, удовлетворённость в любви, сексе, интимной жизни; ценность брака молодые определяют наличием детей.

Общественное мнение утверждает, что брак без детей нельзя считать полноценным (78% населения). У молодёжи сложилось устойчивое представление, что лишь однодетная семья, максимум двухдетная отвечает современной действительности.

Среди 15 – 17 летних женщин отмечена беспорядочная сверхранняя половая жизнь. 222,55 девочек ( 43,7% мальчиков) в возрасте 14 – 17 лет уже имеют опыт сексуальных отношений, при этом увеличивается разрыв между началом половой жизни и вступлением в брак.

В настоящее время отмечается средний процент студенческих семей в связи с изменением социально – экономической ситуации в стане, снижения уровня жизни, появлением платного образования, отсутствием финансированием для осуществления государственной политики в области семьи.

Изменились духовно – нравственные ориентиры молодёжи на получение образования, престижную работу, отодвинулся возраст вступления в брак. Повлияло так же повышение культуры отношений между полами: лично счастье, удовлетворение семейными и интимными отношениями становиться жизненными приоритетами молодёжи. Возрастает ориентация на эмоциональную сферу личности, его чувства, настроения, стремления.

10 -15 лет назад студенческая семья считалась обычным явлением, что было обусловлено целым рядом причин: социальной защитой детей, самих молодых родителей, льготным предоставлением жилья, бесплатным образованием, повышенной стипендией, умеренно платой за общежитие, т.е. государство, стимулировало создание студенческой семьи.

Нестабильность студенческой семьи менее заметна, чем, например, асоциальное поведение, но не менее опасна и разрушительна, так как приводит к разбитым надеждам, судьбам, заброшенным детям.

Поведение нынешних молодых супругов отличается от поведения супругов более старшего поколения. Молодые мужья гораздо чаще помогают жёнам в домашней работе, в уходе за ребёнком, причём в решении важных семейных вопросов принимают участие, как правило, оба супруга. Такие изменения обусловлены повышением уровня образования женщин. Равноправное распределение домашней работы чаще отмечается в тех семьях, где молодая супруга имеет высшее образование, а так же в студенческих семьях.

Современные мужья активно вовлекаются в сферу воспитания и ухода за ребёнком, хотя их участие не столь велико, как хотелось бы жёнам. Одна из особенностей современной молодой семьи связанна с развитием личности современного человека. Его духовный мир усложняется, и ощущение счастливой жизни в значительной степени связанно с удовлетворением этих потребностей. Поэтому в свои семейные взаимоотношения молодёжь часто рассматривает не только с точки зрения любви, уюта, удовлетворения сексуальной потребности, наличия детей, но и сквозь призму возможности или невозможности реализовать в браке свои идеалы, творческие, в том числе профессиональные устремления. И если такая позиция вполне традиционна для мужчин, у которых обычно общественная сфера деятельности была более важной, чем семейная, то в настоящее время нередко аналогичный взгляд на брак характерен и для женщин. На повышение взаимопонимания супругов, укрепления молодой семьи большое внимание оказывает совместное проведения досуга. Особенно это важно на этапе раннего супружества, когда начинает формироваться, единая ценностная система молодой семьи. Как свидетельствуют социологические исследования, проведённые в ряде городов Российской Федерации (в г. Новом Уренгое и др.) абсолютное большинство молодожёнов предпочитают ходить в гости к друзьям и знакомым вместе и совместно проводить досуг. Хотя в последние годы определённое распространение получила и иная тенденция – стремление части молодёжи проводить досуг отдельно.

Первые пять лет совместной жизни – основа всего будущего существования семьи. На определённом этапе определяются главные черты семьи, от которых будут зависеть завтрашние судьбы людей, вступивших в брачные отношения. Средний стаж распадающихся браков в условиях нашей страны – пять лет и именно здесь больше всего требуется помощь. Это этап когда рождается совместимость супругов – психологическая опора семьи; время, когда создается материальная база семьи – её экономическая опора, когда возникают воспитательные устои семьи. В эти годы закладываются основания для всех главных сторон семейной жизни – психологическое, сексуальной, материальное воспитательноё.

В первые пять лет молодая семья проходит три ступени возраста: младший супружеский, младший родительский и начало среднего супружеского.

Младший супружеский возраст — «медовый год» который часто бывает полезным. Это самый ответственный из всех лет супружества — год радостей и горя. Глубинные перевороты пронизывают всю жизнь молодожёнов, из иждивенцев в родительской семье теперь они становятся хозяевами своей жизни. В их юношеской одинокой жизни прав было больше, нежели обязанностей. В их совместной жизни личных свобод меньше, а обязанностей согласовывать свою жизнь с другим человеком, переделывать внутренний мир в такт с ними – гораздо больше. Главный конфликт этого периода — конфликт приноравливания друг к другу двух непохожих людей, очень трудное создание из двух «Я» одной системы — «МЫ». На этом этапе люди постепенно начинают глядеть друг на друга без прикрас, такими, как они есть. У них рождаются или порождаются близкие интересы, взгляды, привычки, возрастает или не возрастает похожая система поведения, отношения друг к другу, т.е. появляется совместимость. Одна из частых неурядиц «медового года» — борьба двух самолюбий, война за власть в семье. Многие специалисты говорят о том, что несмотря на низкий процент разводов, первый год брака достаточно нестабильный. Молодую семью часто «лихорадит», её терзают противоречия, которые часто усугубляются вмешательством родителей. Но, к счастью, эти противоречия не соль разрушительны, чтобы сразу привести к семейной катастрофе. Самое «трудное в это время то, что социологи называют адаптацией. Начиная жить друг с другом, супруги открывают себя заново, однако, эти открытия ее всегда радостные. Каждый приносит из своей родительской семьи массу привычек и пристрастий, то, к чему он и она привыкли дома, и что другому кажется нелепым, странным.

Молодые люди вступают в брак с разными ожиданиями. До свадьбы им кажется, что они ждут от брака одного, а после вдруг открывают, что получили совсем другое. Браки, основанные на сильном влечении, наиболее неустойчивые. Гораздо более устойчивыми являются браки по стереотипу: люди, достигнув определённого возраста, считают, что «уже пора», и выбирают подходящий для семейной жизни вариант. В первое время семейной жизни отнюдь не любовь смягчает конфликт, а терпение и терпимость. В первый год совместной живи не стоит вступать в борьбу за первенство, а стремится к взаимопониманию, налаживать контакты.

Гораздо хуже обстоят дела в браке по расчёту, когда людей объединяет материальный интерес. Здесь очень высокая степень неудовлетворённости: она считает, что «продешевила», а он убеждён, что не получил того, за что заплатил. Такие семьи сохраняются очень не на долго. Если нет обоюдных интересов, духовного родства, то всё держится на одном сексе, а эта опора — не прочна, а значит и недолговечна. В первый год супружества люди должны научиться понимать, кто как воспринимает те или иные слова, ту или иную информацию. В силу психологических особенностей, женщина чаще более требовательна к словам, мужчина более чувствителен к интонациям.

За младшим супружеским возрастом идёт младший родительский — новая сфера радостей и противоречий. Только сто возникла система «Ы» и тут же её разрушает новая система из трёх человек, новым центром тяжести — ребенком. Идёт коренная ломка сложившихся стереотипов жизни, меняется и весь домашний обиход. Супруги открывают для себя новое чувство — родительскую любовь, которая становиться новым счастьем. Однако одни супружеские пары прибавляют к радостям своей любви, радости любви к детям— особенно это проявляется у молодых матерей. Это приводит к тому, что их чувство к мужьям резко охлаждается: резко спадает не только доля внимания, но и любовность, сердечность этого внимания. Молодые мужья часто отвечают на это обидой, ревностью к ребенку, порой несправедливой. И хоти для многих супружеских пар ребенок выступает связующим звеном, многих он отдаляет друг от друга. Вся семейная жизнь делается у молодых родителей другой: сужаются её духовные слои, растут хозяйственные заботы. У многих молодых семей именно в это время возникает домашнее неравенство. До рождения ребёнка хозяйственных забот у супругов было не много, и даже если в их делении стола разница, она не очень ощущалась. Теперь эти заботы резко возрастают и возлагаются в основном на жену.

Третья стадия молодой семьи — средний супружеский возраст. Ребёнок немного подрос, быт устоялся, домашняя жизнь перестаёт резко меняться. Главные противоречия этой ступени — противоречия рутины, однообразия. Когда люди живут однообразно, то чувства их часто делаются непредсказуемы, а отношения становятся нудными.

Таким образом, изменения, которые происходят, в нынешнем обществе, главным образом сказываются и на семье. Как было уже отмечено, в последнее время наблюдается омоложение брачного возраста и существенную роль среди общественных институтов начинает играть молодая семья. Критериями молодой семьи является очередность брака (продолжительность совместной жизни до 3 лет) и граница возраста супругов (от 18 до 30 лет). Выявлено, что в последнее время наряду с уже отмечавшимся омоложением браков увеличилось число гетерогенных браков, а также браков, где жена и муж имеют различное происхождение (городское или сельское). Многие молодые супруги, вступившие в брачно-семейные отношения, думают, что брак существует для любви. Но вера в это может быстро исчезнуть, когда у них появляются какие-проблемы. И когда перед ними встают следующие вопросы: «Почему же мы стали такими? Что происходит?»

Материально проблемы. Финансовая проблема. Бюджет складывается из зарплаты (зарплаты молодого специалиста, стипендии), пособия на ребенка; вторичные заработки непостоянные и минимальные; помощь родителей.

Несовершеннолетние юные матери целиком находятся на иждивении своих родителей. В основной массе молодая семья является низкодоходной, а многие находятся за чертой бедности.

Жилищная проблема тоже одна из самых важных для молодых семей. Это вызвано сокращением жилищного строительства, свертыванием практики предоставления бесплатного жилья государством и недоступное из-за дороговизны жилье на свободном рынке.

В большинстве случаев самый предпочтительный вариант — проживание е родителями. Это улучшает материальное положение семьи, помогает воспитанию детей, родители имеют время для вторичного заработка, учебы, досуга.

Таким образом, проблема материальной и жилищной обеспеченности стоит на 1-м месте укрепления семьи. Тенденция молодых семей — отдельное проживание, и лишь небольшой процент из них хотели бы жить с родителями.

Проблема трудоустройства молодого специалиста, низкая зарплата, особенно в бюджетной сфере, неудовлетворенность вторичными заработками толкает молодых специалистов искать работу в другом городе и даже уезжать за рубеж. Работа, связанная с длительным отсутствием дома, не способствует укреплению семьи, созданию в ней атмосферы любви, взаимопонимания, доброжелательности.

Психологические проблемы. К ним можно отнести совместные эмоциональные отношения, психологическую совместимость, привыкание супругов к изменившемуся образу жизни. Супругам приходится привыкать к увлечениям, проявлениям характера друг друга.

В браке молодые семьи на первое место ставят взаимопонимание, доброжелательность; на второе — эмоциональные отношения; на третье — материальное благополучие; и лишь четвертое место — детей.

В раннем супружестве формируется единая ценностная система семьи, большое значение для этого имеет совместное проведение досуга.

Медицинские проблемы. Неподготовленность молодых семей к браку, недостаточное половое воспитание проявляется несформированностью культуры интимных отношений, неосознанным отношением молодых людей к репродуктивному поведению. Охрана здоровья семьи в репродуктивном возрасте играет большое значение, так как его уровень определяет эффективность выполнения функции деторождения.

Женщины, не состоящие в браке, страдают хроническими заболеваниями больше, чем замужние женщины из полных семей. Семейная неустроенность, отсутствие мужской опоры существенно влияют на возникновение у женщин хронических заболеваний. Выявлена связь между неблагополучным семейно-психологическим климатом и риском возникновения хронических заболеваний.

Особенно опасна для здоровья женщин и детей — беременность женщин, не достигших 20 лет. Юные матери недостаточно физиологически подготовлены и у них в 2 раза чаше наблюдаются преждевременные роды, мертворождение. 66,7 % несовершеннолетних матерей предпринимают неудачные попытки прервать беременность на 2-м месяце и в более ранние сроки. Совсем не обращались в женские консультации во время беременности 27,3 % юных матерей, и беременность у них протекала без медицинского контроля. У 36,9 % всех несовершеннолетних матерей были серьезные осложнения во время беременности. Особенно опасно для ре продуктивного здоровья женщины искусственное прерывание первой беременности, которое в ряде случаев может привести даже к летальному исходу, к бесплодию. Единственной разумной мерой, действительно сокращающей количество абортов, является массовое распространение средств предупреждения нежелательной беременности.

В структурном отношении молодую семью можно условно разделить на два вида — благополучную семью и социального риска. К последним относятся: семьи одиноких матерей, студенческие семьи, семьи несовершеннолетних матерей и отцов, где отец проходит срочную военную службу. Причём наиболее многочисленные из них студенческие семьи. Социологи также выделяют особую категорию браков, получивших название «легкомысленных». Эту категорию семейно – брачных отношений составляют жизненные случаи, объединяет же эти семейные пары не продолжительный период добрачного знакомства, отсутствие представлений о том, где, на что и как придется жить. Молодые люди легкомысленно относятся не только к заключению брака, но и к разводу. По данным социологов, лишь в одной трети разводящихся пар между супругами полностью разрушаются эмоциональные связи, и если бы они могли разрешить неизбежные трудности начального периода совместной жизни, преодолевая кризисные ситуации развитии супружеских отношений, значительная часть молодых браков могла бы быть сохранена.

Счастливый брак вовсе не предполагает отсутствия семейных конфликтов. Один из источников конфликта в молодой семье — нарушение механизма преемственности поколений. На данном этапе более раннее вступление в брак происходит на фоне удлинения периода экономического самоопределения семьи, тем самым, повышая её материальную зависимость от родителей. Семейный бюджет современной молодой семьи складывается из заработной платы или семейной помощи государства на ребёнка, приработков супругов. Однако, весомую долю бюджета молодой семьи составляет помощь родителей. Проблемы возникают тогда, когда молодой человек, зарегистрировав свои отношения с избранницей, считает что он стал взрослым, вполне самостоятельным человеком и поэтому без вмешательства родителей может принимать решения. Однако, его родители по – прежнему продолжают видеть в нём ребёнка и руководят молодожёнами, вмешиваясь во взаимоотношения молодых супругов. Такое положение дел осложняется и тем, что молодая жена хочет видеть в своём супруге взрослого мужчину, который был бы способен решать проблемы, связанные с жизнедеятельностью молодой семьи, Ожидания жены не сбываются; муж находятся в ситуации противоположных требований, предъявляемых к нему как к ребёнку со стороны родителей и как к взрослому со стороны жены. Однако наряду с некоторым дискомфортом, молодые пары прекрасно чувствуют себя под опекой родительской семьи.

Молодая семья так же часто сталкивается с серьёзными жилищными трудностями. Сегодня, сравнительно небольшой процент молодых семей имеет нормальное, по нынешним стандарта жильё. В основном молодые семьи проживают в государственных кооперативных, частных квартирах, общежитиях, или проживают совместно с родителями. Съём частной квартиры имеет массу минусов, как с экономической, так и психологической точек зрения. Другой вариант — проживание с родителями, имеет не только положительные, ном отрицательные стороны. Положительной стороной является помощь родителей, особенно выполнение хозяйственных функций и создание условий для наличия свободного времени, необходимого для продолжения учёбы, организации досуга и т.д. Минусом при проживании с семьёй родителей является создание стрессовых конфликтных ситуаций в недостаточно удобных жилищных условиях, которые порой приводят к возникновению причин для распада семьи.

Как уже было отмечено ранние браки, как правило, характеризуются материальными трудностями, жилищными проблемами, острой зависимостью от родителей. Но, пожалуй, даже эти проблемы не самые главные, так как при желании можно приобрести дополнительный заработок денег. Дело в том, что молодые супруги продолжают развиваться как личность, меняются с годами, и часто выясняется, что поженились совершенно разные люди, с различными жизненными ценностями и потребностями. Очень часто распадаются молодые пары, в которых один супруг продолжает образование, а другой нет. У учащегося супруга формируется свой круг общения, новые увлечения и интересы, которые другой супруг не всегда может разделить, а иногда испытывает ревностные чувства по отношению к новым друзьям или подругам мужа (жены). Кроме того, юноша и девушка в возрасте до 20 лет в большей степени идеализируют своего избранника. Их взаимоотношения до брака обычно романтичны, поэтому впоследствии в браке им бывает особенно тяжело смириться с будничной жизнью, с тем, что это не вечный праздник.

Другой источник конфликтов в молодой семье – трудности достижения молодыми супругами ролевой совместимости в браке ( «притирки»). В прежние времена поведение человека в семье подвергалось жесткой регламентации. Женщина, хорошо знала, как себя вести, чтобы не вызвать неодобрение мужа, родстве6нников. Роль супруга в семье также была ясно определена существующими правилами. Нынешние молодожены не всегда осознают тот факт, что их представления о ролях мужа и жены в семье существенно различаются. Их расхождения порой служат источником конфликтов, которых можно было избежать. Сегодня молодые люди, вступая в брак, часто считают, что семейная жизнь родителей не является для них образцом, и, пытаются в своей семье сделать всё иначе, в соответствии с собственными идеалами. Но не редко организация жизни в родительской среде переноситься молодыми супругами в собственную семью. Очень часто от супруги молодой муж ожидает поведения, сходное с тем, как вела себя в семье его мать.

В процессе совместной жизнедеятельности молодым супругам проходится постоянно адаптироваться к их обоюдным интересам, потребностям, намерениям. Жизнеспособность молодого брака определяется процессами брачной адаптации, которые особенно интенсивно происходят в первые два года совместной жизни. По мнению психологов, работающих с молодыми семьями, можно выделить следующие виды брачной адаптация:

-адаптация к интересам, привычкам и стилю жизни брачного партнера к его темпераменту и характеру;

-адаптация к профессиональной деятельности молодожёнов.

У молодых людей, вступивших в брачно-семейные отношения, могут быть все условия для крепкого брака: сильные чувства друг к другу, хорошие материальные и жилищные условия, но брачная жизнь не складывается из-за того, что они не могут друг к другу приспособиться. В итоге их брачная жизнь становится невыносимой. Поэтому залогом успеха хороших взаимоотношений в молодой семье является брачная адаптация.

1.Азаров Ю.Р. Семейная педагогика. М., 1985.
2. Бойко В.В. Если ты мать и жена. М., 1991.
3. Зацепин В.О. О жизни супружеской. М., 1978.
4. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л., 1969.

bjd-online.ru

Уровень самооценки влияет на все поступки человека. Чаще всего самооценка личности бывает занижена, то есть реальные возможности человека выше, чем представления человека о своих возможностях. Обычно это связано с тем, что формирование самооценки происходит, в основном, в детстве, когда возможности человека развиты слабо. Кроме того, серьезное влияние оказывает негативное окружение. Конечно, встречаются случаи, когда у человека завышенная самооценка, но, на мой взгляд, это характерно только для очень молодых людей.

А для взрослых людей характерна обратная ситуация — заниженная самооценка, что вполне объяснимо. Личность формируется в детстве и ранней молодости, когда возможности человека по понятным причинам серьезно ограничены.

Повысить самооценку вполне реально, хотя это часто довольно медленный процесс. Однако сознательные попытки в формировании самооценки могут быть полезны практически каждому.

Как повысить самооценку и уверенность в себе? Здесь 12 советов, которые помогут в этом:

1. Прекратите сравнивать себя с другими людьми. Всегда будут люди, у которых чего-то больше, чем у вас, и есть люди, у которых этого меньше, чем у вас. Если вы будете заниматься сравнениями, то всегда будете иметь перед собой слишком много оппонентов или противников, которых вы не можете превзойти.

2. Прекратите ругать и порицать себя. Вы не сможете развить высокий уровень самооценки, если повторяете негативные высказывания в отношении себя и своих способностей. Говорите ли вы о своем внешнем виде, своей карьере, отношениях, финансовом положении или любых других аспектах вашей жизни, избегайте самоуничижительных комментариев. Коррекция самооценки прямо связана с вашими высказываниями о себе.

3. Принимайте все комплименты и поздравления ответным «спасибо». Когда вы отвечаете на комплимент чем-то вроде: «да ничего особенного», вы отклоняете этот комплимент и одновременно посылаете себе сообщение о том, что не достойны похвалы, формируя заниженную самооценку. Поэтому принимайте похвалу, не принижая свои достоинства.

4. Используйте аффирмации (утверждения) для того, чтобы повысить самооценку. Поместите на каком-нибудь часто используемом предмете, например, пластиковой карточке или кошельке утверждение вроде: «я люблю и принимаю себя» или «я привлекательная женщина и заслуживаю в жизни самого лучшего». Пусть это утверждение всегда будет с вами. Повторяйте утверждение несколько раз в течение дня, особенно перед тем, как лечь спать и после того, как проснетесь. Всякий раз, когда вы повторяете аффирмацию, почувствуйте положительные эмоции в отношении аффирмации. Таким образом эффект воздействия будет значительно усилен.

5. Используйте семинары, книги, аудио и видеозаписи, посвященные повышению самооценки. Любая информация, допускаемая вами в свой разум, пускает там корни и влияет на ваше поведение. Доминирующая информация влияет на ваши поступки доминирующим образом. Если вы смотрите негативные телевизионные программы или читаете в газетах криминальную хронику, скорее всего ваш настрой будет склоняться в циничную и пессимистическую сторону. Точно так же, если вы будете читать книги или слушать программы, позитивные по своей природе и способные повысить самооценку, вы будете приобретать качества от них.

6. Старайтесь общаться с позитивными и уверенными в себе людьми, готовыми вас поддержать. Когда вы окружены негативными людьми, которые постоянно подавляют вас и ваши идеи, ваша самооценка понижается. С другой стороны, когда вас принимают и поощряют, вы чувствуете себя лучше и ваша самооценка личности растет.

7. Сделайте список ваших прошлых достижений. Это не должно обязательно состоять из чего-то монументального. Список может включать небольшие победы, например: научились кататься на сноуборде, получили водительские права, начали регулярно посещать спортзал и т.д. Регулярно просматривайте этот список. Читая свои достижения, попробуйте закрыть глаза и вновь почувствовать удовлетворение и радость, которую вы когда-то испытали.

8. Сформируйте список ваших положительных качеств. Вы честны? Бескорыстны? Полезны для других? Креативны? Будьте к себе благосклонны и запишите по крайней мере 20 своих положительных качеств. Как и с предыдущим списком важно просматривать этот список почаще. Многие люди фокусируются на своих недостатках, подкрепляя там самым заниженную самооценку, и затем удивляются, почему в их жизни все не так хорошо, как хотелось бы. Начните концентрироваться на своих достоинствах, и у вас станет гораздо больше шансов для достижения того, чего вы хотите.

9. Начните больше давать другим. Я говорю не о деньгах. Здесь подразумевается отдача самого себя в виде поступков, которыми вы можете помочь другим или позитивного поощрения других. Когда вы делаете что-то для других, вы начинаете чувствовать себя более ценным индивидуумом, а ваши самооценка и настроение повышаются.

10. Старайтесь заниматься тем, что вам нравится. Трудно испытывать в отношении себя позитивные чувства если ваши дни проходят на работе, которую вы презираете. Самооценка процветает, когда вы заняты работой или какой-либо другой активной деятельностью, которая приносит вам удовольствие и дает возможность почувствовать себя более ценными. Даже если ваша работа не вполне устраивает вас, вы можете посвятить свободное время каким-то своим увлечениям, которые приносят вам радость.

11. Будьте верны себе. Живите своей собственной жизнью. Вы никогда не будете себя уважать, если не будете проводить свою жизнь так, как вы хотите ее проводить. Если вы принимаете решения, основанные на одобрении ваших друзей и родственников, вы не верны себе и у вас будет низкая самооценка.

12. Действуйте! Вы не сможете развить в себе высокий уровень самооценки, если будете сидеть на месте и не принимать возникающие перед вами вызовы. Когда вы действуете, независимо от получаемого результата, растет ваше чувство самоуважения, вы чувствует более приятные ощущения в отношении самого себя. Когда же вы медлите с действиями из-за страха или какого-то другого беспокойства, вы будете чувствовать только расстройство и грустные ощущения, что, конечно, приведет к снижению самооценки.

Вы уникальная личность, с огромными возможностями, с огромным потенциалом. По мере того, как ваша самооценка будет расти, ваши истинные способности будут раскрываться. Вы начнете принимать на себя больший риск и не бояться отказа; вы не будете ориентироваться на одобрение других людей; ваши взаимоотношения будут намного полезней как для вас, так и для других; вы будете делать то, что приносит вам радость и удовлетворение. Что наиболее важно, высокая самооценка принесет вам душевное спокойствие, и вы действительно по настоящему оцените самого себя.

newgoal.ru