Юрист консультант инструкция

Заказчики и поставщики предпочитают заключать соглашения путем проведения наиболее простых закупочных процедур. Если закон позволяет использовать для закупок не обремененную многочисленными условиями и требованиями процедуру, то можно остановиться на запросе котировок.

От множества остальных способов определения поставщика запрос котировок отличается следующими признаками:

  • заказчик запрашивает цену на необходимые ему товары, услуги или работы у неопределенного круга лиц, путем опубликования извещения в единой базе – ЕИС;
  • основной критерий выбора победителя – цена. Кто предложит наименьшую цену, тот должен выступать второй стороной по контракту;
  • для проведения запроса котировок необходимо, чтобы начальная цена соглашения не превышала полумиллиона рублей. При этом существуют еще два ограничения на проведение запроса котировок в течение года: сумма контрактов, подписанных по результатам данной процедуры закупок, не должна быть больше – 10% от СГОЗ и 100 миллионов рублей;
  • отсутствие платы для претендентов за участие в данной процедуре выбора поставщика.

Несмотря на то, что процедура запроса котировок выглядит достаточно простой, законом предъявлено немало требований к ней. Рассмотрим их подробнее в отношении заказчика.

В извещение заказчик должен включить следующую информацию:

  • данные о заказчике (название, адрес, телефон, электронная почта и ответственное лицо);
  • кратко описать условия контракта – данные об объекте закупки, в соответствии со ст. 33 ФЗ-44; количество товара; место его доставки или место оказания услуг, выполнения работ; сроки исполнения контракта; НМЦК, в том числе и обоснование цены контракта; источник поступления денежных средств;
  • идентификационный код закупки (требование об отражении данной информации начнет действовать только с 01.01.2017 года);
  • ограничительные условия об участии в закупке СМП или СОНО;
  • форма выбора поставщика – запрос котировок;
  • сроки (дата и время), в течение которых необходимо подать заявку, адрес – где она будет приниматься и порядок её подачи (например, указание на рабочие дни и часы, время перерыва на обед, номер кабинета и ответственное за прием заявок лицо);
  • размер обеспечения контракта, если это условие предусмотрено в соответствии со ст. 96 ФЗ-44;
  • требования к претендентам на заключение контракта;
  • документы, которые участники должны предоставить – полный перечень;
  • форма заявки на участие в запросе котировок (также должна быть приложена форма заявки в электронном виде);
  • дата и время, а также место, где будет происходить процедура определения победителя (рассмотрение представленных заявок, их оценка, составление протокола);
  • данные контрактной службы (контрактного управляющего), которые отвечают за заключение контракта;
  • сроки для подписания контракта;
  • условия, при которых участники (победитель или иной участник) признаются уклонившимися от заключения контракта;
  • информация о существовании возможности в одностороннем порядке отказаться исполнять соглашение в соответствии с ч. 8-26 ст. 95 ФЗ-44.

К извещению необходимо приложить следующие документы:

  • проект контракта;
  • обоснование цены контракта;
  • форма заявки на участие в запросе котировки.

После подготовки извещения его необходимо разместить в ЕИС. Сроки размещения ограничены законом и зависят от цены контракта:

  • не менее чем за 7 рабочих дней до окончания срока предоставления заявок – для контрактов с суммой свыше 250 тысяч рублей;
  • не менее 4 рабочих дней до окончания срока предоставления заявок – для договоров с суммой менее 250 тысяч рублей.

Заказчик должен обеспечить нахождение извещения в ЕИС в течение всего периода, когда участники могут подать свои заявки.

Обратите внимание! У заказчика есть право одновременно с размещением извещения в ЕИС также направить запрос о предоставлении котировок. Запрос необходимо направить в адрес не менее 3 компаний, предпринимателей, которые торгуют необходимым товаром или оказывают требуемые услуги. Такой запрос можно направить с использованием любых средств связи, в том числе и в виде электронного документа.

Да, закон позволяет подобные действия со стороны заказчика. Но есть определенные требования и ограничения по внесению изменений:

  • нельзя изменять объект закупки;
  • решение о правках извещения должно быть принять не позднее, чем за 2 рабочих дня до окончания периода, когда участники могут предоставить заявки;
  • заказчик должен разместить измененный документ в ЕИС в течение 1 рабочего дня после того, как было принято соответствующее решение;
  • срок направления заявок в этом случае увеличивается следующим образом – дополнительные 7 рабочих дней от даты опубликования в ЕИС извещения в новой редакции (или 4 рабочих дня – для закупок на сумму, не превышающую четверти миллиона рублей).

Для участия в запросе котировок претендентам необходимо подать заявку. Каждый из участников может направить в адрес заказчика лишь одну заявку.

Заявки подаются либо в конверте, который не позволяет узнать его содержимое до вскрытия конверта, либо в виде электронного документа.

Обязанности заказчика при приеме заявок:

  • зарегистрировать заявку;
  • выдать расписку о получении заявки – указывается дата и время получения (выдается по просьбе участника);
  • сохранять конфиденциальность и защищенность поданных участниками заявок до вскрытия конвертов или рассмотрения заявок в электронном виде.

Обратите внимание! Заказчик не имеет права отказать в приеме и регистрации конверта с заявкой, на котором отсутствуют сведения о лице, направляющем её.

При наступлении даты и времени рассмотрения представленной претендентами документации, заказчик должен организовать данный процесс. В обязанности заказчика при рассмотрении заявок входит:

  • сообщить всем присутствующим о возможности подать заявку на участие в запросе котировок – непосредственно перед вскрытием конвертов. Заказчику необходимо учесть, что при проведении процедуры рассмотрения представленных претендентами документов могут присутствовать не только участники, которые ранее подали заявки, но и иные лица, которые могут изъявить желание подать заявку за несколько минут до непосредственного вскрытия конвертов. Запретить им присутствовать заказчик не имеет права, а также у заказчика есть обязанность принять такую заявку и рассмотреть её;
  • организовать возможность присутствия при вскрытии конвертов всем участникам, которые предварительно направили свои заявки, в том числе и их представителям;
  • вскрыть конверты с заявками, открыть доступ к электронным формам заявок, рассмотреть и оценить их. Все эти действия должны быть произведены в один день – дата, которая указана в извещении;
  • при вскрытии конвертов с заявками и открытии доступа к электронным заявкам представители котировочной комиссии должны озвучить вслух следующие данные – место, дата, время вскрытия конвертов и открытия доступа к электронным заявкам; название – для компании, ФИО – для физических лиц; почтовый адрес участника; предложенная цена контракта;
  • обеспечить произведение аудиозаписи процесса вскрытия конвертов. Обратите внимание на то, что любой участник в тоже время может самостоятельно производить аудиозапись или видеозапись;
  • при подаче двух и более заявок со стороны одного участника, заказчик обязан вернуть ему все поданные заявки.

Для выявления победителя запроса котировок необходимо оценить заявку с точки зрения её соответствия требованиям, указанным в извещении. А главным критерием при выборе победителя будет предложенная им цена. Участник признается победителем, если:

  • предложил самую минимальную цену;
  • предоставил заявку, соответствующую требованиям извещения.

В случае, когда несколько претендентов на заключение соглашения предложат одинаково минимальную цену, победителем будет считаться участник, подавший заявку раньше.

Результаты проведенной процедуры оформляются протоколом, в котором необходимо отразить следующие сведения:

  • данные заказчика;
  • существенные условия конкурса;
  • данные на всех участников, которые подали свои заявки;
  • об отклоненных заявках, также указываются и причины отклонения со ссылкой на нормы соответствующих законов, например, поздно подали заявку или предложенная цена больше указанной в извещении;
  • самая низкая цена;
  • сведения о победителе запроса котировок;
  • информация об участнике, который предложил такую же цену, как и победитель.

Протокол должен быть подписан всеми членами котировочной комиссии, которые присутствовали на заседании. Данный документ должен быть опубликован в ЕИС в день его подписания.

Заказчик передает один экземпляр протокола, а также проект соглашения победителю. Сделать это необходимо в течение 2 рабочих дней с момента подписания протокола. Второй экземпляр данного документа остается у заказчика.

Выигравший участник должен подписать соглашение и вернуть его заказчику в сроки, установленные в извещении. Также закон устанавливает следующие ограничительные сроки для подписания контракта:

  • не раньше 7 дней с момента опубликования протокола в ЕИС;
  • не позднее 20 дней с даты подписания протокола.

Кроме того, победитель в силу закона обязан с подписанным договором передать заказчику следующие документы:

  • выписка из ЕГРЮЛ (для российских компаний) – документ должен быть получен не позднее 6 месяцев с даты опубликования извещения в ЕИС;
  • документы о государственной регистрации иностранной компании (предоставляется в виде заверенного перевода на русский язык).

Обратите внимание! Выписка из ЕГРЮЛ может быть направлена в виде:

  • бумажного оригинала;
  • нотариально заверенной копии;
  • электронного варианта, заверенного квалифицированной подписью налогового органа.

Вы можете получить временный бесплатный доступ к разделу «Запрос котировок» в справочной системе «Консультант заказчика». Там собраны ответы на вопросы по котировкам. Получить доступ можно здесь.

Для этого удобно использовать программу «Эконом-Эксперт». Скачать бесплатную версию программы можно здесь.

parta1.com

Постараемся подробно изложить порядок действий для того, чтобы каждый смог с легкостью преодолеть бюрократический механизм и получить нужную выписку.

Стоит напомнить, что занесению в государственный кадастр подлежат такие виды недвижимости:

  • земельный надел;
  • строение, предназначенное или не предназначенное для жилья;
  • квартира;
  • помещение в строении;
  • отдельные помещения в квартире или частном доме (комнаты).

Одного желания собственника для прекращения кадастрового учета мало. Причин, которые могут служить основанием для снятия с ГКУ может быть несколько:

  • гибель (т.е. такое повреждение, при котором затраты на восстановление превысят фактическую стоимость) недвижимости;
  • реконструкция недвижимости, после которой формируются новые помещения;
  • соединение нескольких сооружений в одно здание;
  • разделение сооружения на несколько отдельных зданий;
  • реконструкция коммунальной квартиры в обычную;
  • изменение границ земельного надела.

Обобщенно можно сказать, что для прекращения ГКУ фактически прежний объект недвижимости должен перестать существовать в том виде, в котором был внесен в кадастровый реестр.

Некоторые операции, проводимые с недвижимостью, не могут быть основанием для прекращения кадастрового учета. В частности, если помещения внутри строения вносятся в кадастровый реестр, то здание, в котором они находятся, с кадастра не снимается. Также реконструкция помещения, когда его площадь увеличивается, не может быть поводом для снятия с ГКУ.

Более подробно об этом написано в ФЗ о государственном кадастре недвижимости в 3-й главе 26 и 27 статьях:

Статья 26. Приостановление осуществления кадастрового учета

1. Орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (далее- решение о приостановлении), если такое приостановление допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.

2. Осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если:

1) имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения);

2) одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями пересекает одну из границ другого земельного участка (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости);

3) местоположение помещения, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями частично или полностью совпадает с местоположением другого помещения (за исключением случая, если другое помещение является преобразуемым объектом недвижимости);

4) не представлены необходимые для кадастрового учета документы.

3. Орган кадастрового учета при принятии в соответствии с пунктом 1, 2 или 3 части 2 настоящей статьи решения о приостановлении должен установить возможные причины возникновения обстоятельств, являющихся основанием для принятия такого решения (в связи с технической ошибкой, допущенной органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости, с ошибкой, допущенной кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ в отношении объекта недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, или в отношении другого объекта недвижимости, кадастровый учет которого был осуществлен ранее, и тому подобным).

4. Решение о приостановлении должно содержать причину приостановления осуществления кадастрового учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 2 настоящей статьи. Если такое решение принято в соответствии с пунктом 1, 2 или 3 части 2 настоящей статьи, в нем указываются обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения этих обстоятельств и рекомендации по устранению данных причин. Если решение о приостановлении принято в соответствии с пунктом 4 части 2 настоящей статьи, такое решение должно содержать указание на все документы, которые отсутствуют и которые должны быть представлены для осуществления соответствующего кадастрового учета.

5. Решение о приостановлении должно быть принято не позднее срока, установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

6. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении, направляет уведомление о принятии такого решения по указанному в соответствующем заявлении адресу электронной почты (при наличии в данном заявлении сведений о таком адресе).

7. Орган кадастрового учета обязан выдать решение о приостановлении соответствующему заявителю или его представителю лично под расписку либо не позднее рабочего дня, следующего за пятым рабочим днем со дня истечения установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона срока, направить такое решение посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в соответствующем заявлении почтовому адресу.

8. Если причиной возникновения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении в соответствии с пунктом 1, 2 или 3 части 2 настоящей статьи, являются ошибки в государственном кадастре недвижимости, исправление таких ошибок осуществляется в установленном статьей 28 настоящего Федерального закона порядке.

9. Осуществление кадастрового учета приостанавливается на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца. Принятие решения о приостановлении прерывает течение срока, установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. Часть такого срока, истекшая до принятия этого решения, не засчитывается в новый срок, течение которого начинается со дня устранения соответствующих обстоятельств.

10. Решение о приостановлении может быть обжаловано в судебном порядке.

Статья 27. Отказ в осуществлении кадастрового учета

1. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.

2. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если:

1) имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона;

3) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется в результате преобразования объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком преобразовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями;

4) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется в результате преобразования объекта недвижимости или объектов недвижимости и внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о таком преобразуемом объекте недвижимости или таких преобразуемых объектах недвижимости носят временный характер;

5) с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо;

6) истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.

3. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если:

1) размер такого земельного участка не соответствует установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (максимальным или минимальным) размерам земельных участков;

2) такой земельный участок образуется в результате преобразования земельного участка и размер последнего в связи с этим преобразованием не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным минимальным размерам земельных участков;

3) доступ к такому земельному участку (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута, не обеспечен;

4) такой земельный участок образуется в результате преобразования земельного участка и к последнему в связи с этим преобразованием не будет обеспечен доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута;

5) одна из границ такого земельного участка пересекает границу муниципального образования и (или) границу населенного пункта;

6) такой земельный участок образуется в результате преобразования земельных участков, и эти преобразуемые земельные участки не относятся к одной категории земель, за исключением установленных федеральным законом случаев.

4. При кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено преобразованием земельного участка или уточнением его границ.

5. При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если:

1) в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости;

2) при уточнении указанных границ нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора.

6. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при преобразовании объектов недвижимости.

7. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет помещения также в случае, если такое помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении.

8. Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, и указание на допущенные нарушения. Если такое решение принято на основании пункта 2 части 2 настоящей статьи, оно должно содержать также рекомендации о доработке представленных документов.

9. Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно быть принято не позднее срока, установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

10. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об отказе в осуществлении кадастрового учета, направляет уведомление о принятии такого решения по указанному в соответствующем заявлении адресу электронной почты (при наличии в данном заявлении сведений о таком адресе).

11. Орган кадастрового учета обязан выдать решение об отказе в осуществлении кадастрового учета соответствующему заявителю или его представителю лично под расписку либо не позднее рабочего дня, следующего за пятым рабочим днем со дня истечения установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона срока, направить такое решение посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в соответствующем заявлении почтовому адресу.

12. Если решение об отказе в осуществлении кадастрового учета принято на основании пункта 2 части 2 настоящей статьи, одновременно с таким решением должен быть возвращен документ, представленный с соответствующим заявлением и подтверждающий уплату государственной пошлины за кадастровый учет. Данный документ может быть представлен повторно с заявлением о кадастровом учете соответствующего объекта недвижимости после доработки документов в соответствии с рекомендациями органа кадастрового учета.

13. Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке.

Когда основания для прекращения кадастрового учета недвижимости достаточные, то первое по плану кадастра, что необходимо сделать – пригласить кадастрового инженера для подтверждения обследования недвижимости и создания акта по полученным результатам. Такие специалисты могут быть как индивидуальными предпринимателями, так и работать на организацию. В любом случае, у инженера должен быть аттестат, подтверждающий его полномочия.

Но случается, что в акте обследования нет необходимости. К примеру, если собственник зарегистрировал права на строение, то он может снять с ГКУ помещения, которые в нем находятся. Для этого нужно предоставить исключительно заявление собственника строения и документы для кадастрового учета. Собственник может заявить об аннулировании ГКУ любого числа помещений внутри указанного здания.

После того, как акт составлен, необходимо собрать документы.

  1. Заявление. Его подают в орган кадастра того региона, где расположен объект недвижимости. Бланки такого заявления можно взять в офисе Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии, Кадастровой палаты или МФЦ, а также найти на электронном ресурсе Росреестра. На этом же сайте можно подать электронную заявку на снятие с ГКУ.
  2. Заключение кадастрового инженера для построек; акт землеустроительных работ для земельных наделов, с подтверждением того, что объект недвижимости прекратил существование.
  3. Документация, которая подтверждают полномочия заявителя требовать снятие указанной недвижимости с ГКУ (свидетельство о правах собственника на объект). Кроме этого кадастровый паспорт и кадастровый номер.
  4. Документы, по которым можно идентифицировать заявителя для физических лиц и ОГРН и учредительную информацию для юридических лиц.

В некоторых случаях необходимо приложить решение суда о прекращении кадастрового учета объекта. Этот документ может понадобиться, если заявителем выступает не собственник недвижимости, а тот, чьи интересы были нарушены предварительным внесением объекта в кадастровый реестр.

После того как заявление заполнено и собран пакет документов, следующим действием будет отправить этот пакет в областную Кадастровую палату. Это можно сделать:

  1. Лично принести заявление и подготовленную документацию в Кадастровую палату. Кстати, на сайте Росреестра можно записаться на прием.
  2. Выслать документацию почтой с извещением о вручении. В таком случае подпись заявителя необходимо заверить у нотариуса.
  3. Сделать электронную заявку на сайте Росреестра. Для этого у заявителя должна обязательно быть электронная подпись.

Заявление будет зарегистрировано в Кадастровой палате в тот день, когда поступит сотрудникам управления. Расписка об этом сразу будет направлена заявителю.

В соответствии с ФЗ N 221 «О государственном кадастре недвижимости» решение о прекращении кадастрового учета принимается не дольше 20 рабочих дней с того дня, когда заявление зарегистрировали в Кадастровой палате. Решение предоставляется заявителю на 21 рабочий день. Тот же срок предусмотрен и для предоставления отказа. До 26 дня с момента подачи положительное или отрицательное решение могут высылать по почте с уведомлением.

Как узнать собственника квартиры по кадастровому номеру — читайте здесь.

Отказать в прекращении ГКУ объекта недвижимости могут в двух случаях:

  1. Если акт обследования недвижимого имущества был оформлен лицом, которое не имеете достаточных на то полномочий. Проще говоря, документ составлял не кадастровый инженер. Стоит обратить внимание, что на сайте Росреестра есть список всех аттестованных специалистов;
  2. Если в органы кадастрового учета обратились заявители, не имеющие достаточных прав на имущество, учет которого они намереваются прекратить.

Если документы будут поданы не в полном объеме или оформленные не правильно, то сотрудники учетного кадастрового органа имеют право приостановить рассмотрение заявления до исправления указанных погрешностей заявителем.

Если же заявитель считает, что ему отказали неправомерно, то он может оспорить решение кадастрового органа в суде.

Как оформить кадастровый план земельного участка — читайте тут.

lawyer-consult.ru

На этапе регистрации прав собственника в Росреестре бумажная волокита, связанная с приобретением жилья, для счастливого владельца не заканчивается. Это только начало длительного похода по инстанциям с целью переоформления многочисленных договоров на предоставление коммунальных и иных услуг.
Поэтом рекомендую отложить празднование новоселья на пару-тройку недель и заняться делами более насущными. В этой статье я расскажу о том, что нужно сделать в первую очередь при покупке квартиры, куда при этом обратиться и как происходит процедура переоформления коммунальных и иных услуг на себя.

Первоочередность действий по оформлению коммунальных услуг зависит от рынка, на котором была приобретена недвижимость – являетесь ли Вы владельцем квартиры в новостройке или собственником жилья, купленного на «вторичке».
В любом случае первым этапом будет обращение к управляющей организации – посреднику между собственниками и ресурсоснабжающими организациями (в старых домах функции управляющего может исполнять ТСЖ).
Вторым этапом будет заключение или переоформление соглашений на поставку ресурсов с соответствующими компаниями.

Первым делом регистрируем право собственности на квартиру в Росреестре.
Для этого понадобится подписать с застройщиком акт приема-передачи и получить от него технический план на квартиру. Иногда технический план нужно оформлять самостоятельно (это зависит от договоренности с застройщиком). Заказать техплан можно в Кадастровой палате Росреестра или у кадастрового инженера.
С актом приема-передачи и техпланом нужно обратиться в Росреестр.
С момента получения акта-приема передачи, на имя нового собственника начисляются коммунальные платежи. Основанием служит п. 6 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ:

«Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:

6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи».

Управляющая организация (УО) является посредником между жильцами и ресурсоснабжающими организациями (ч. 6.2 ст. 155 ЖК РФ). Ресурсоснабжающая организация выставляет УО счет за услуги. УО, в свою очередь, выставляет счет жильцам, получает от них деньги и передает организации, предоставляющей ресурс.
Как узнать новому собственнику в какую УО обратиться? Местный орган власти самостоятельно проводит конкурс на отбор управляющей организация. В течение 10 дней после его проведения лицам, получившим передаточный акт от застройщика, местным органом власти сообщается о его результатах – о том, какая УО выиграла конкурс и об условиях договора (ч. 13 ст. 161 ЖК РФ).

Лицевой счет – понятие, используемое в обиходе для платежного документа, выдаваемого УО собственнику. Он выдается на каждую квартиру и отражает информацию о внесении коммунальных услуг.
Чтобы его оформить, необходимо обратиться в управляющую компанию с заявлением, написанным в произвольной форме с просьбой об открытии счета на Ваше имя. К заявлению следует приложить паспорт и передаточный акт.

По правилам Постановления Правительства РФ № 442, физические лица, являющиеся потребителями электроэнергии, должны заключить договор с гарантирующим поставщиком или энергосбытом (п. 71 Постановления).
Договор не обязательно должен быть письменным и считается заключенным с момента начала использования электроэнергии. Наличие договорных отношений подтверждается соответствующими квитанциями. Сообщает информацию о пользователе электроэнергией в этом случае УО (пункты 72, 73 Постановления).
Чтобы заключить письменное соглашение на потребление, нужно обратиться к энергосбыту, обслуживающему зону, где находятся энергопринимающие устройства, с заявлением о желании заключить договор. Перечень необходимых документов можно посмотреть в п. 34 Постановления Правительства РФ № 442 (если всех документов нет, энергосбыт должен их собрать самостоятельно).

Если в новостройке предусмотрено использование газовых плит, то необходимо обратиться в горгаз для заключения соответствующего договора.
Если Вы собираетесь жить в помещении, не забудьте в нем прописаться. Для этого необходимо обратиться в орган регистрационного учета. Зарегистрировать по адресу нужно всех – и постоянных, и временных жильцов.
Домашние сети (и телефон, и интернет, и телевидение) зачастую предоставляются одним провайдером, который еще на этапе строительства подводит к дому необходимые провода. Узнайте у застройщика, кто является Вашим провайдером и отправляйтесь к нему заключать договор.
Если Вас оператор телефонной связи не устраивает, то Вы вправе выбрать любого другого. Порядок предоставления услуг телефонной связи регулируется пунктами 15-18, 57-59 Постановления Правительства РФ № 1342.
Кроме того, сейчас можно воспользоваться дополнительными услугами, такими как страхование квартиры, установка охранной сигнализации, доставка воды и т.д.

Обязанность по уплате коммунальных платежей возникает после оформления права собственности (п. 5 ч. 2 ст. 155 ЖК РФ). То есть, после регистрации нового владельца в Росреестре.
Чтобы не получать платежки на имя старого хозяина, следует поскорее переоформить все документы на оплату на себя.

Поинтересуйтесь у соседей или бывшего собственника о наличии ТСЖ в Вашем доме. Это сообщество собственников, о котором обязан знать каждый жилец. Если ТСЖ не создавалось, поинтересуйтесь адресом управляющей организации.
Чтобы вступить в ТСЖ необходимо подать соответствующее заявление.
Если адрес УО Вам не подсказали, можно его узнать из приходящих платежных документов, в расчетно-кассовом центре или через специальные сервисы в интернете.
С управляющей организацией заключается договор.

Переоформлением лицевого счета занимается ТСЖ или УО. Для этого необходимо подать соответствующее заявление, паспорт и подтвердить права собственника.
Отказ в переоформлении лицевого счета по причине задолженности не является законным. Новый владелец не должен отвечать по долгам продавца. Исключение – сборы на проведение капитального ремонта.

Энергосбыт необходимо известить о смене собственника. Для этого следует обратиться в компанию, поставляющую электроэнергию в зону обслуживания, где находится Ваш дом.
Чтобы переоформить договор, необходимо взять с собой паспорт, правоустанавливающий документ на квартиру и снять текущие показания счетчика. Если Вы уже начали платить по счету, возьмите с собой квитанцию.

Если имеются приборы на учет воды, необходимо переоформить счетчик на горячую и холодную воду на себя.
Для этого снимаются показания приборов. С паспортом, документами на квартиру и документами на счетчики (если есть) необходимо обратиться в водоканал.

Если в квартире, куда Вы вселились есть действующая телефонная линия, нужно обратиться к оператору связи.
Как переоформить домашний телефон на себя? Для этого в течение месяца с момента заселения необходимо обратиться к оператору со своим паспортом и с правоустанавливающим документом на квартиру. Никаких отказов от пользования сетью от бывшего собственника получать не нужно. Старый договор прекращается автоматически, об этом свидетельствует п. 5 ст. 45 Закона «О связи»:

«В случае прекращения у абонента права владения и пользования помещением, в котором установлено оконечное оборудование (далее — телефонизированное помещение), договор об оказании услуг связи с абонентом прекращается.
При этом оператор связи, с которым прекращается договор об оказании услуг связи, по требованию нового владельца телефонизированного помещения в течение тридцати дней обязан заключить с ним договор об оказании услуг связи.»

Договор о газовом обслуживание необходимо заключать каждому собственнику квартиры, в которой есть внутриквартирное газовое оборудование (п. 17 Постановления Правительства РФ № 410). От имени собственника заключить договор может управляющая организации или ТСЖ. О наличии договора необходимо обязательно поинтересоваться у вышеуказанных лиц.
Если в квартире устанавливается дополнительное оборудование, в газовую компанию направляется заявка на заключение договора, где указывается перечень внутриквартирного оборудования (п. 18 Постановления № 410). Поручить заключение договора можно УО или ТСЖ.

Платить по старым квитанциям не нужно. Это проблема не Ваша, а управляющей организации. Вы являетесь плательщиком коммунальных платежей с момента регистрации права собственности (п. 5 ч. 2 ст. 155 ЖК РФ).
Просто оформите на себя новый лицевой счет и платите по своим счетам. Взыскать задолженность с Вас УО не имеет права.
Если управляющая организация не желает открыть лицевой счет, обратитесь в суд. Суд в таких случаях становится на сторону нового собственника (например, решение по делу № 2-1837/12 Заволжского районного суда).

Если Вы обратились с просьбой об оформлении счета в единый расчетно-кассовый центр, там, скорее всего, потребуют, чтобы Вы расторгли договор с управляющей организацией.
Если отказывает в открытии счета УО, вспомните, точно ли Вы с ней подписывали договор на основании передаточного акта на жилье. В договоре должны быть прописаны обязанности УО по оформлению лицевых счетов. Если такой обязанности нет, созывается собрание собственников помещений в многоквартирном доме и принимается решение об изменении условий договора. На основании протокола собрания собственников соответствующие изменения вносятся в соглашение.

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

topurist.ru

Каждый водитель, соблюдающий правила движения, старается избежать ДТП. Однако бывают ситуации, когда ничего сделать нельзя – и был причинён вред животному или даже человеку. Что закон требует от водителя в этом случае?

Самой страшной для автомобилиста является ситуация, когда под удар его машины попал человек. Даже в том случае, если все требования ПДД были соблюдены, тщательно выдерживался скоростной режим, а автомобиль был абсолютно исправен – пешеход может переходить дорогу в неположенном месте, внезапно выйти на проезжую часть из-за припаркованного автомобиля, либо каким-то иным способом оказаться сбитым. К сожалению, автомобиль всегда был и остаётся источником повышенной опасности, который владелец не может полностью контролировать, и неприятные случайности могут произойти в любой момент.

С точки зрения закона действия водителя после столкновения описаны в п. 2. 6 ПДД. Правила требуют от автомобилиста:

  1. Немедленно оказать помощь пострадавшему.
  2. Вызвать скорую и полицию, а самому оставаться на месте в ожидании их прибытия. Лишь в экстренном случае дозволяется покинуть место ДТП, но лишь для того, чтобы доставить пострадавшего в больницу.
  3. Освободить проезжую часть для движущегося транспорта, если машина мешает проезду. Перед этим нужно зафиксировать (в том числе и с помощью фото- либо видеосъёмки) положение машины, пострадавшего, следы торможения и другие обстоятельства имеющие отношения к делу. В том же случае, если оставленный на проезжей части автомобиль можно объехать, действует п. 2.5 ПДД, по которому водителю достаточно выставить знак аварийной остановки и ждать прибытия сотрудников правоохранительных органов.
  4. Записать данные очевидцев и передать их прибывшим сотрудникам полиции.
  5. Связаться со своей страховой компанией и адвокатом. Этих требований нет в ПДД, однако они необходимы, чтобы возместить ущерб пострадавшему и избежать несправедливого наказания.

Отдельно нужно оговорить оказание первой помощи. Сейчас она уже не называется медицинской: никто не требует от каждого водителя наличия медицинских знаний. Однако есть некоторый минимум того, что сделать может каждый. В него входят:

  • Остановка кровотечений, в том числе и с помощью жгута.
  • Искусственное дыхание, если пострадавший не дышит.
  • Закрытый массаж сердца, если отсутствует сердцебиение.
  • Наложение шин на места переломов, если планируется доставка пострадавшего в медицинское учреждение своими силами.

Однако если ожидается прибытие скорой, лучше предоставить это профессиональным медикам. Первую помощь оказывать можно только в том случае, если есть серьёзный риск для здоровья или жизни пешехода.

Фиксировать все следы на том месте, где произошло ДТП, обязаны сотрудники полиции. Однако и сам водитель может кое-что сделать.

Прежде всего, необходимо воспользоваться фотосъёмкой. Поскольку сейчас мобильные телефоны есть практически у всех, а на большинстве моделей предусмотрена камера, имеет смысл тщательно сфотографировать:

  • Положение пострадавшего и автомобиля.
  • Повреждения автомобиля.
  • Тормозные следы на асфальте.
  • Осколки, если при ДТП были разбиты стёкла или пластиковый бампер автомобиля.
  • Состояние асфальта (сухой, мокрый, покрытый снегом, грязью и т. д.).

Съёмку можно (и нужно!) производить и во время осмотра места происшествия сотрудниками полиции. Крайне желательно настроить аппаратуру так, чтобы на снимке печатались дата и время, когда он был сделан.

При составлении протокола необходимо проследить, чтобы все обстоятельства и данные замеров были внесены в документ точно. Если водитель не согласен с тем, что зафиксировано в протоколе, он вправе сделать об этом отметку в специальной графе, а позднее – указать это сначала в объяснениях, а позднее, если будет возбуждено дело – в протоколе допроса.

ДТП, в котором пострадал пешеход – повод для применения к водителю мер ответственности по закону. Разберёмся, в чём они состоят, и как избежать несправедливого наказания.

Говоря о сбитых пешеходах, необходимо помнить: автомобиль – источник повышенной опасности. Это означает, что избежать ответственности удастся лишь в том случае, если окажется, что в ДТП виноват сам пешеход. Однако есть разница между гражданской ответственностью и возмещением вреда – и уголовной или административно-правовой, когда водитель будет не компенсировать причинённый ущерб, а отвечать непосредственно перед государством.

Поэтому для того, чтобы отвести от себя ложные обвинения, водителю необходимо предпринять следующие шаги:

  1. Собрать как можно больше доказательств того, что ПДД нарушил пешеход. Записи видеорегистратора, показания свидетелей, пассажиров в салоне автомобиля, очевидцев – сгодится всё.
  2. Доказать, что сам водитель ПДД соблюдал, в частности — выдерживал нужный скоростной режим. Здесь очень поможет фиксация тормозного следа, который обычно чётко виден на асфальте.
  3. Внимательно следить за тем, что сотрудники полиции фиксируют в своих документов, внимательно читать все протоколы и при не согласии – ставить об этом отметку.
  4. Как можно быстрее обратиться к адвокату. Это касается тех случаев, когда в результате столкновения пешеход либо получил тяжкий вред, либо и вовсе погиб. В идеале стоит вызвать адвоката прямо на место ДТП.

В том случае, если может быть возбуждено дело по уголовной статье, последний пункт – самый важный, при этом обращаться надо именно к адвокату. Обычный юрист сможет помочь, когда грозит только компенсация ущерба, но по уголовным делам работать и выступать в качестве защитника на процессе он уже не сможет.

В том случае, если водитель сбил пешехода, виновного ждут следующие виды ответственности:

  • Гражданско-правовая – возмещение причинённого вреда. При этом вред понимается как материальный (в частности, так компенсируются понесённые расходы на лечение), так и моральный – возмещение испытанной боли и страданий. Избежать выплат можно лишь в том случае, если водитель сможет доказать, что никак не мог избежать столкновения – никакая презумпция.
  • Административная – за нарушение правил ПДД. В частности, если водитель покинул место ДТП, был пьян или превысил скорость, он дополнительно будет оштрафован и лишён прав.
  • Уголовная – касается тех случаев, когда был причинён тяжёлый вред здоровью, либо пешеход погиб по вине водителя.

В том случае, если водителю не удалось доказать свою невиновность, он должен будет компенсировать пешеходу:

  1. Вред имуществу – стоимость повреждённой одежды и иного имущества, которое было у пешехода при себе, и которое повредилось или было уничтожено при ДТП.
  2. Вред, причинённый здоровью – компенсация расходов на лечение, потери работоспособности и т. д. Здесь возможно взыскание и выгоды, упущенной из-за того, что человек пострадал от действий автомобилиста и не мог работать или получать прибыль.
  3. Моральный вред – возмещение понесённых страданий от боли и по другим нематериальным причинам. Особенность этого возмещения в том, что доказывание его – очень нетривиальная задача, и размер выплат часто остаётся целиком на усмотрении судьи, который ведёт процесс по делу.
  4. Выплаты в случае гибели – расходы на похороны и выплата иждивенцам. Их перечень определяется ст. 1088 ГК РФ.

В том случае, если ДТП закончилось тем, что пешеход погиб, водителю придётся отвечать по нормам уголовного законодательства. Конкретно ст. 264 УК РФ гласит следующее:

  • 1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —
  • наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  • 2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —
  • наказывается принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
  • 3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, —
  • наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
  • 4. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека, —
  • наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
  • 5. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —
  • наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
  • 6. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —
  • наказывается лишением свободы на срок от четырех до девяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Если вкратце подытожить, то водителю, из-за которого погиб человек, грозит не только срок от 2 до 9 лет – но и лишение прав после того, как будет отбыто наказание. Прав могут лишить на долгое время – вплоть до 3 лет.

Но далеко не всегда ДТП происходит по вине водителя. Что, если окажется, что столкновение произошло исключительно по вине того, кто передвигался пешком?

В этом случае для водителя последствия будут следующими:

  1. Он избежит возмещения вреда.
  2. К нему не будут применены административные штрафы, если не было дополнительной вины (оставления места аварии, вождения в пьяном виде и т. д.).
  3. Он не понесёт уголовной ответственности.

Более того: если авария произошла по вине пешехода, возможна ситуация, когда платить будет не водитель, а сам пешеход. В частности, если из-за нарушения Правил пострадал товарный вид автомобиля – виновный пешеход обязан будет компенсировать причинённый вред уже автовладельцу.

А теперь рассмотрим, какие последствия будут для водителя в некоторых конкретных случаях столкновения с пешеходом.

Самый плохой вариант – если получилось так, что пешеход был сбит на «зебре». В этом случае почти никогда не удаётся избежать ответственности. Даже если пострадавший был легко ранен или вообще отделался испугом – водителя ждёт ст. 12.24 КоАП РФ. По ней виновного ждёт штраф до 5 тысяч рублей или расставание с правами до 2 лет.

Отделаться от наказания не выйдет: даже если никакого вреда здоровью не было. Не пропущенный на переходе человек – это для автомобилиста всегда ответственность. Как минимум по ст. 12.18 КоАП РФ. Даже если никто не пострадал – водителя, нарушившего п. 14.1 ПДД ждёт штраф в 1500 рублей.

Единственная возможность избежать наказания – это доказать, что столкновение произошло в тот момент, когда автомобиль уже пересекал «зебру». В этом случае, как показывает практика, водитель никогда не признаётся виновным: он исполнил свои обязанности, а пешеход виноват сам, если чётко не обозначил намерение перейти.

В том случае, если столкновение произошло за пределами «зебры», у водителя больше шансов оправдаться. Для этого ему необходимо доказать:

  1. Что он не мог избежать столкновения (к примеру, пешеход выскочил с тротуара слишком близко к машине – и водитель физически не успевал затормозить).
  2. Что после ДТП он принял все необходимые меры – вызвал скорую и полицию, оказал первую помощь, выставил аварийные знаки и т. д.
  3. Что причинённый пешеходу вред был незначительным. Если пострадавший не был серьёзно ранен, а отделался синяками и порванной одеждой – вопрос об уголовной ответственности ставиться не будет, даже если автомобилист и виноват в столкновении. Однако здесь может быть довольно серьёзное административное наказание – штраф и возможное лишение прав до 2 лет.

В целом же действия водителя при таком ДТП должны осуществляться по стандартному алгоритму: «Помощь пострадавшему – вызов служб – фиксация доказательств».

Если речь идёт о ДТП, в котором никто серьёзно не пострадал, у участников часто возникает соблазн не оформлять всё через ГИБДД, а «договориться на месте». И действительно, так проще: не нужно ждать, пока приедут инспектора, пока оформят все бумаги, можно избежать штрафа и т. д. Но стоит ли так делать?

Дело в том, что сразу определить, насколько существенен вред для пешехода, обычно нельзя. Человек может искренне чувствовать себя здоровым – и лишь потом обнаружить, что у него не синяк, а трещина в ребре, не просто ушиб головы – а сотрясение мозга. Если обнаружится такое, водителя может ждать дополнительное наказание.

Кроме того, пешеход может оказаться юридически грамотным. В этом случае он позднее соберёт доказательства и уже сам обратится в суд с требованием возместить ущерб и компенсировать моральный вред. Отбиваться в суде владельцу машины будет тогда намного труднее.

Но даже и в этом случае есть возможность обезопасить себя: водитель должен взять у пострадавшего расписку. В ней должно быть чётко зафиксировано, что:

  • Претензий пострадавший не имеет.
  • Вред ему компенсирован или же будет компенсирован в чётко установленные сроки и в чётком размере.
  • От вызова ГИБДД он отказывается сам.

В том же случае, если произошёл наезд на пешехода, но водитель предпочёл скрыться, действовать надо следующим образом:

  1. Вызвать ГИБДД.
  2. Опросить свидетелей, записав модель и цвет машины. Очень хорошо, если свидетели запомнят номер автомобиля. Чем больше информации – тем выше вероятность, что виновного найдут.
  3. Прибывшим на место ДТП сотрудникам необходимо сообщить всю информацию, а также данные о свидетелях ДТП.
  4. Написать заявление, в котором будет просьба привлечь виновного в ДТП к ответственности.
  5. Если повреждения серьёзные и потребовалась скорая – пострадавшему надо убедиться, что медработники зафиксировали то состояние, в котором его обнаружили.

После того, как виновный будет найден, уже может идти речь о возмещении вреда через суд.

Отдельно надо разобраться с куда более частыми, но, к счастью, менее тяжёлыми случаями, когда под колёса машин попадают животные. Здесь тоже есть свои нюансы, связанные с определением статуса животных и порядком оформления ДТП.

В том случае, если под колёса угодил зверь, от водителя требуются следующие шаги:

  1. Остановиться, включив аварийную сигнализацию.
  2. Осмотреть машину и животное. Оказывать помощь законодательство не требует.
  3. Вызвать ГИБДД.
  4. Попытаться найти владельца, погонщика или иное лицо, отвечающее за животное (если оно сельскохозяйственное или домашнее). Если животное дикое – сообщить в местный природоохранный комитет.
  5. После прибытия на место ДТП инспекторов – провести оформление ДТП.

На практике, конечно, этот порядок соблюдается лишь в случаях, если или животное было крупным, и автомобиль оказался помят, либо когда оно было хозяйским – и хозяин сразу же начал предъявлять претензии. Тем не менее, даже если на пустой загородной дороге сбит заяц – лучше подстраховаться и оформить всё по правилам.

Перечисленные выше шаги необходимы, поскольку для целей ПДД наезд на животное, даже дикое, всё-таки рассматривается как ДТП. Согласно п. 1.2 ПДД происшествием считается любая ситуация, когда при движении ТС не только пострадали люди, но и был причинён материальный ущерб.

С последним иногда возникают возражения: понятно, что принадлежащее владельцу животное имеет стоимость, и потому его гибель или травма вводят хозяина в лишние расходы. Но что, если животное было диким или бродячим? Здесь нужно учитывать нормы ФЗ «О животном мире». Согласно ст. 4 этого закона дикие объекты живой природы, находящиеся на территории страны, относятся к государственной собственности. Таким образом, даже если сбита бродячая собака или перебегавший дорогу заяц – ущерб всё равно нанесён, хотя бы и минимальный, а потерпевшим будет выступать непосредственно государство. Поэтому сбитое животное – это однозначно ДТП, и здесь должны действовать все нормы, предусмотренные ПДД.

Здесь, конечно, возможны проблемы с нижней границей. Понятно, что ДТП с участием полутонного лося или даже косули оформлять надо: столкновение с ними, как правило, корёжит автомобиль так, что требуется ремонт – да и «стоимость» крупного животного может достигать 200 и более тысяч рублей. Но формально ФЗ «О животном мире» касается всех живых объектов – и тогда получается, что за раздавленную мышь или червяка-выползка водитель тоже будет нести ответственность, если скроется с места ДТП.

Дополнительной ответственности за то, что водитель сбил животное, нет. Более того, любая ответственность в этом случае возможна лишь в том случае, если водитель нарушил ПДД. К примеру, лихач, задавивший кошку, отвечать будет не за то, что её задавил, а за превышение скорости – если она была превышена.

Однако поскольку наезд всё-таки рассматривается как ДТП – то в случае, если водитель просто поехал дальше, он будет отвечать за оставление места аварии по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Виновному тут грозит наказание в виде лишения прав на полтора года, либо арест на 15 суток.

Кроме того, нужно учитывать: если не оформлять ДТП по правилам, не удастся получить страховку по ОСАГО или КАСКО.

Кроме того, если сбито крупное животное, пригодное в пищу – водителю не стоит пытаться забрать тушу себе. В этом случае его может ждать штраф ещё и за незаконную охоту, особенно если охотиться на этот вид запрещено.

Животное по ГК РФ является имуществом, имеющим определенную ценность. Поэтому если оно погибло в ходе ДТП, виновный будет оплачивать его стоимость. Однако произойдёт это лишь в том случае, когда в столкновении виновен именно водитель. В тех случаях, когда вина лежит на владельце или ином контролирующем лице, не исполнившим свои обязанности (например, пастух не уследил за стадом коров – и одна выбежала на трассу, или хозяин спустил собаку с поводка в неположенном месте – и пёс кинулся под колёса), ответственность будет лежать уже на нём.

В результате чтобы определить, кто несёт гражданскую ответственность, необходимо изначально разобраться с ответственностью административной и правомерностью действий водителя. Если не было нарушения ПДД, то виноватым будет владелец животного, а если животное дикое или бродячее – то никто. Вероятность взыскать стоимость ремонта автомобиля с государства в этом случае равна нулю.

Вопрос о возмещении ущерба по ОСАГО остаётся спорным. С одной стороны, законодательство утверждает, что ущерб в результате наезда на домашнее животное должен быть возмещён – и страховые компании его возмещают. С другой стороны, при столкновении с участием диких зверей компании под любым предлогом отказываются от выплат. Кроме того, любые выплаты увеличивают КБМ – и потому имеет смысл, оформив ДТП, всё-таки не обращаться в страховую компанию, а возмещать ущерб по соглашению с владельцем.

Что же касается убытков самого автомобилиста на ремонт машины – то ОСАГО их по определению не покрывает: эта форма страховки нужна лишь для отношений с третьими лицами. Здесь нужно использовать полис КАСКО – но и здесь возможны определённые нюансы. В частности, далеко не все страховщики включают действия безнадзорных животных в договор в качестве страхового случая. Поэтому прежде чем обращаться в компанию, следует проверить, на каких условиях был приобретён полис.

Как уже было сказано, такое возмещение возможно только по КАСКО – и только в случаях, предусмотренных договором со страховщиком. Если договор такого пункта не включает – возмещение придётся требовать со владельца через суд.

  • Зафиксировать все обстоятельства случившегося, сохранив запись в памяти видеорегистратора, сделав несколько снимков с телефона и т. д.
  • Вызвать ГИБДД. Если не получается дозвониться или же инспектор отказывается приехать – нужно будет позднее подать официальный запрос на получение материалов. Даже письменный отказ в их предоставлении (если никто не выезжал – то и протоколов нет) поможет в общении со страховщиком.
  • Связаться со страховой компанией и сообщить о случившемся.
  • Подать в страховую заявление о возмещении вреда. Сделать это необходимо в срок, установленный договором.
  • Предоставить страховщику необходимые документы (их перечень автовладельцу должны сообщить в компании).
  • Получить либо выплаты – либо официальный отказ от них. Отказ можно обжаловать в суде.

Вне зависимости от того, по чьей вине произошло ДТП, водитель должен оказать помощь пострадавшему, вызвать ГИБДД и совершить иные действия, которые описаны выше. Но вот если действительно вина лежит на пострадавшем – следует заранее озаботиться доказательством этого. Поэтому следует:

  • Найти свидетелей.
  • Самостоятельно провести фиксацию повреждений и тормозного следа на фото или видеокамеру.
  • Проследить, чтобы в протоколе ГИБДД были отражены верно все обстоятельства случившегося.

Необходимо помнить: ПДД распространяются не только на водителей, но и на пешеходов. И в том случае, если по его вине пострадал или погиб человек (например, автомобилист, пытаясь избежать наезда, выкручивает руль и врезается во встречную машину) – пешеход тоже может оказаться за решёткой.

Что на самом деле грозит за сбитого пешехода и почему сбить пешехода это еще не самое страшное? Рассказывает юрист «ЛексПрайм Сервис» Заболоцкий Олег.

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

topurist.ru