Госпошлина новый учредитель

Юридические лица по закону имеют право на коммерческую деятельность только после регистрации в качестве плательщиков налогов. Регистрирующим органом на территории РФ выступает ФНС. Процедура приобретения юридического статуса имеет свои особенности, они связаны с организационными моментами, которые предшествуют подготовке документов.

Налоговая не может принять документы, пока собственники не определятся с юридическим адресом ООО. Потому что законодатель требует, чтобы на этом месте, в жилом помещении не только находился офис фирмы, но была предоставлена возможность исполнительному органу (директору) выполнять свои обязанности. По юридическому адресу должна вовремя поступать корреспонденция, там предприятие в любой момент должны найти проверяющие.

Собственники, не имеющие своего помещения для размещения фирмы, а также возможности зарегистрировать ООО по прописке директора или учредителя, должны прибегать к арендованному. Лучше всего, если владелец арендованного помещения согласится предоставить его адрес в качестве юридического для фирмы. Нередко случается так, что приобретая адрес, фирма фактически находится в другом месте.

В любом случае налоговая затребует у регистрирующегося предприятия документы, в которых должна быть отображена арендованная площадь и разрешение на ее использование. Таким соглашением между собственником помещения и учредителями, открывающими бизнес, является предварительный договор аренды для регистрации ООО, а, точнее, гарантийное письмо, основанием оформления которого является соглашение.

Зарегистрировать ООО можно не только по месту жилого помещения, но и в нежилом. Только в этом случае там не может размещаться офис, а расхождение фактического местонахождения и юридического адреса нередко приводит к негативным последствиям в организационных вопросах.

Фактически пока фирма не зарегистрирована, не имеет расчетного счета, печати и права на оформление каких-либо документов, имеющих юридическую силу, договор на аренду может быть только предварительным. Его следует заключать одному из собственников бизнеса или будущему директору с арендодателем.

В дальнейшем, когда предприятие приобретет официальный статус, договор следует переоформить, где одной стороной будет выступать арендодатель (физ- или юрлицо), а другой ООО. Чтобы избежать проблем, соглашение должно быть только письменным.

На его основании владелец помещения обязывается предоставить помещение и его адрес в качестве юридического за определенную плату, а арендатор берет на себя обязательства оплачивать услуги аренды и соблюдать другие требования, оговоренные условиями договора.

Компании, которые используются два адреса, тем более это касается «фирм-однодневок», идут в противовес с законом. Крайне желательно, чтобы фирма располагалась по юридическому адресу, поэтому договор аренды должен быть долгосрочным. В аренду будущая компания может брать жилой дом или квартиру, помещение под офис, склад или производственный цех, другие.

Главное, чтобы арендодатель согласился предоставить адрес помещения в качестве юридического. Дополнительно потребуется гарантийное письмо, в котором будет отображено, что владелец помещения и другие совладельцы, если они имеются, не возражают против размещения фирмы и предоставления адреса для ее регистрации на этом месте.

Именно гарантийное письмо входит в список документов, необходимых для регистрации, а сам договор аренды налоговая может попросить только показать, так указывает законодатель. Дополнительно законодатель рекомендует сотруднику, принимающему регистрационные документы, сделать звонок владельцу помещения и удостовериться, что соглашение является действительным.

Если письменный договор аренды будет отсутствовать, налоговая может принять документы на регистрацию только при наличии одного гарантийного письма, однако учредители рискуют оказаться в ситуации, когда в ближайшее время им придется менять юридический адрес, а значит, начинать регистрационный процесс, в который также входит оплата госпошлины, снова

Законодатель рекомендует заключать с арендодателями письменное соглашение также для того, чтобы избежать спорных вопросов в процессе аренды. В документе отображаются не только обязанности сторон, но и требования, а это защищает права обоих.

Если договор аренды и гарантийное письмо, оформленное на его основании, будут подписаны, арендодатель сможет расторгнуть соглашение только в том случае, если арендатор не выполняет условия договора. В противном случае фирме обеспечено не только местонахождение, но и юридический адрес. Также любому предприятию важно знать заранее сроки аренды и стоимость оплаты, они могут быть изменены, только если стороны приходят к обоюдному согласию.

Регистрация устава ООО происходит при первичной регистрации общества с ограниченной ответственностью, однако при внесении любых изменений в него их также следует регистрировать.

Что нужно для того, чтобы сделать регистрацию ООО по доверенности быстро и безопасно, читайте в статье по ссылке.

По условиям договора владелец помещения передает учредителю открывающейся компании помещение, желательно это сделать на основании передаточного акта, в котором будут указаны основные детали.

Если не указан срок аренды, то согласно ГК договор заключен на неопределенный, а это может вызвать негативные последствия для фирмы. Но если он долгосрочный, т. е. на срок более года, то соглашение регистрируется в департаменте ФРС, потому что предмет договора – нежилое помещение, т. е. недвижимость.

Оформляется документ в 2 экземплярах, нотариальное заверение не требуется. Фактически соглашение остается на руках у арендодателя и учредителя фирмы, адрес будущего расположения фирмы необходимо указать в учредительных документах и других, а также обязательно в заявлении, подаваемом в налоговую при регистрации.

Для налоговой достаточно гарантийного письма для проведения регистрации. Если арендуемое помещение жилое, то договор можно заключать или нет, на усмотрение учредителя. Когда оно нежилое, требуется регистрация договора аренды в ФРС, но только если документ долгосрочный. Для этого подаются заверенные нотариально копии бумаг, и оплачивается госпошлина.

Дополнительно должна быть оформлена доверенность на будущего директора или учредителя, если их несколько. Данное лицо будет заниматься всеми регистрационными вопросами. В департамент ФРС доверенным лицом подается заявка и необходимые документы.

После успешной регистрации у фирмы остается:

  • гарантийное письмо, в котором изложено, что собственник (и) не возражает против предоставления адреса помещения в качестве юридического;
  • договор аренды, где описаны все условия, права и обязательства сторон друг перед другом;
  • копия свидетельства на собственность владельца помещения.

Во время регистрации договора Федеральная регистрационная служба должна выяснить некоторые важные детали:

  • почтовый адрес;
  • размер сдаваемой площади, количество комнат в помещении;
  • цель аренды, т. е. как арендатор планирует использовать.

Сегодня сложилась тенденция, что многие, особенно малые предприятия не только покупают юридические адреса у сомнительных компаний за небольшую плату, но могут быть зарегистрированы по 5–10 штук в одном помещении. Причем с каждым арендатором собственник помещения заключает договор аренды. Конечно, фирмы там не находятся.

Для выявления фиктивности юридических адресов, предоставляемых в НС, деталям договоров аренды уделяется особое внимание. Благодаря «черным спискам» многим ООО отказывают при регистрации, тем самым мотивируя фиксировать в документах реальные юридические адреса, где в дальнейшем фирму можно будет найти.

Необходимо отметить, что сдать на регистрацию можно только официальный договор аренды, а не предварительный, т. е. тот, который фирма заключит с арендодателем, когда получит в налоговой регистрационный номер. Предварительный документ является основанием для заключения официального.

Желательно, чтобы основанием для заключения договора аренды был реальный юридический адрес, где расположено помещение. В последнее время в этой сфере деятельности происходит много мошеннических операций, учредители, которые заключают сделки с нечестными компаниями, расплачиваются не только финансами за повторную регистрацию, но нередко оказываются в суде, где отстаивают свои права.

Случаи, когда арендодатели заключают договора, берут предоплату за аренду на длительный срок и исчезают, довольно часты. Поэтому настоятельно рекомендуется обращаться за покупкой юридических адресов с возможностью аренды помещений только в организации, которые реально представляют интересы владельцев.

Если соглашение будет заключено на короткий срок, необходимо в одном из пунктов прописать условия возможной пролонгации. В гарантийном письме, составляемом на основании договора, обязательно прописывается адрес помещения, количество совладельцев, номер свидетельства, удостоверяющего права их собственности, кем выдано, общая площадь.

Также в письме прописывается название общества с ОО, которое будет арендовать помещение. Обязательной припиской является фраза о том, что адрес помещения может быть использован в качестве юридического для учредительных документов.

Независимо от того, что предприятие берет в аренду, даже если это квартира одного из учредителей, тем более директора, как нанятого лица, письменное соглашение лучше заключить. Если помещением под офис выступает площадь абсолютно посторонних людей или фирмы, тем более договор пригодится на случай возникших недоразумений.

Подкрепить его юридическую силу смогут квитанции и чеки, свидетельствующие об оплате аренды. Но официальное соглашение может быть заключено только после регистрации фирмы.

До этого момента предварительный договор аренды, на основании которого оформляется гарантийное письмо, не имеет для налоговой и суда юридической силы в отношении еще не существующей фирмы. Но в нем все-таки необходимо указать данные, т. е. название фирмы, которую учредитель предполагает в ближайшее время зарегистрировать.

Никакие регистрационные номера или реквизиты указывать не нужно. Фактически на арендуемую территорию ООО должно въехать после регистрации. Подписывает соглашение учредитель или директор, с одной стороны, и арендодатель, с другой.

В предварительном соглашении прописываются:

  • паспортные данные физических лиц, которые являются сторонами;
  • в другом случае паспортные данные физлица-арендатора и полные данные юрлица-арендодателя;
  • условия, на которых будет арендоваться помещение после того, как фирма зарегистрируется;
  • точная дата, когда будущий арендатор, как юрлицо заключит с владельцем официальный договор.

Договор аренды (предварительный), заключаемый для регистрации предприятия должен выглядеть, как обычный, типовой. У него должно быть название и дата, наименование сторон, которые приходят к согласию.

К основным требованиям относится наличие:

  • шапки;
  • основной части;
  • данных сторон;
  • подписей и печати (если она есть).

Главное, чтобы там содержалась полная информация о сторонах, арендуемом помещении и условиях аренды.

При более детальном рассмотрении документа можно выделиться такие основные моменты:

Проводить оплату можно наличными или по безналу:

  • помесячно;
  • поквартально;
  • ежегодно;
  • по факту;
  • другими способами.

Если оплата производится наличными, после каждого расчета владелец помещения должен выдать арендатору письменное заверение о получении денег. При безналичных расчетах следует сохранять все квитанции об оплате.

  • арендная плата систематически вносится не вовремя;
  • помещение используется не по назначению (была договоренность, что в помещении будет располагаться офис, а фактически оно было превращено в склад);
  • имущество арендодателя пострадало из-за умышленных действий арендатора.

Впоследствии официальный документ будет выглядеть также, как и предварительный, за исключением некоторых пунктов, которые стороны уберут или добавят

Если фирма действительно планирует на длительное время расположиться по данному адресу, а не только зарегистрироваться, то договор аренды поможет в будущем избежать некоторых негативных моментов, например, владелец помещения:

  • на законных основаниях не сможет сдать его в субаренду или продать до момента, пока срок договора не истечет;
  • повысить арендную плату, если компания выполняет все условия договора;
  • закрыть помещение без ведома арендатора.

Несмотря на то, что на официальном сайте ФНС можно найти много полезной информации, а также воспользоваться консультацией юристов, у большинства учредителей, регистрирующих фирму, остаются вопросы.

  • Документ оформляется после официальной регистрации общества с ОО. На этапе регистрации оформляется только предварительный договор между учредителем и арендодателем.
  • Но, если в нем не указать точно, что впоследствии, когда фирма приобретет официальный статус с печатью и полными реквизитами, регистрационным номером плательщика налогов, будет оформлен договор аренды, сделка может быть признана судом ничтожной. Причем в предварительном договоре обязательна точная дата заключения официального соглашения.
  • Нет. Для регистрации общества с ОО учредитель, если он один, должен возложить на себя обязанности директора.
  • Также он имеет право предоставить свой домашний адрес своей же компании для размещения. От него налоговая потребует только гарантийное письмо и то, только в том случае, если у жилплощади есть совладельцы.
  • Если их нет, он может смело предоставлять копию своего паспорта, где указана прописка, и копию документов на собственность. Хотя эти документы не входят в пакет для регистрации, сотрудник налоговой их потребует.

Пакет документов для регистрации ООО с одним учредителем значительно меньше, чем при регистрации ООО с несколькими участниками.

О всех изменениях в правилах первичной регистрации в 2018 году можно прочитать здесь.

Читайте также тут о нюансах проведения срочной регистрации ООО.

calculator-ipoteki.ru

Такой вопрос, как оплата государственной пошлины за различные виды регистрационных действий, обсуждался на Регфоруме много раз с разных сторон. Я же хочу объединить то, что было накоплено, в одну публикацию, попутно добавив новую информацию.

Прежде всего, следует напомнить, что с 1 января 2015 года, несмотря на грустные прогнозы, госпошлина за регистрацию ООО и ИП останется прежней. Поэтому «расценки» все те же:

  • регистрация при создании (первичная или реорганизация): 4000 рублей;

С 1 января 2015 года, если подавать документы на регистрацию ООО через портал госуслуг, то будет еще и скидка в размере 30%.

Реквизиты для Москвы можно посмотреть в соответствующей публикации. Для Санкт-Петербурга следующие:

Получатель: УФК по г. Санкт-Петербургу (Межрайонная ИФНС России № 11 по Санкт-Петербургу)

Банк получателя: Северо-Западное ГУ Банка России г. Санкт-Петербург

Счет получателя: 40101810200000010001

Спасибо уважаемому almira за информацию, госпошлину в окрестностях МИФНС №15 можно оплатить в Сбербанке, где много терминалов. В самой инспекции есть терминалы другого банка, но там комиссия 10 % даже с госпошлины. На карте это будет вот где:

В окрестностях МИФНС №46 по Москве опять-таки можно оплатить в Сбербанке:

В самой инспекции есть терминалы другого банка, комиссия 50 рублей с платежа. (спасибо Мурзик за информацию). Кстати, эти терминалы «не умеют» давать сдачу, поэтому готовьте суммы без размена.

Для формирования платежной квитанции можно воспользоваться сервисом Регфорума: пошлина за государственную регистрацию юридического лица и ИП. Пока предусмотрено заполнение только для московского рег. органа.
По поводу того, кто должен ее оплачивать. Есть замечательная статья: Госпошлина. Всегда ли платит именно заявитель?

В Москве пошлину в сбербанке может оплатить любое лицо, главное, чтобы в квитанции значился сам заявитель. В других регионах — могут придраться, например, к тому, что при внесении изменений в устав ООО (как пример ОПФ), госпошлина за регистрацию была оплачена не со счета организации (как-то отказали в регистрации по данному поводу, по-моему, в Омском рег. органе). Поэтому — лучше уточнить в своей инспекции, кого они хотят видеть плательщиком.

А вот в Симферополе, по сообщениям от Натальи Руденко (Регистрационный офис), с оплатой госпошлины пока все крайне неудобно — приходится простоять в очереди в банке 3 часа. Ну, а терминалов пока нет.

Правда, для первичной регистрации пошлину можно оплатить, к примеру, пользуясь Сбербанком-онлайн. По крайней мере, там есть функция оплаты по заданным реквизитам. Комиссии за это нет.

Также существует возможность оплаты при помощи сервиса на сайте ФНС. Там выбирается, за что платится пошлина, заполняются необходимые данные, и далее, при выборе безналичной оплаты, предлагаются ряд банков, через которые можно произвести оплату:

Для оплаты необходимо указать ИНН физического лица, иначе пишут, что оплата невозможна.

Далее уже система отсылает ко входу в личный кабинет конкретного банка. Поэтому, если Вы к нему не подключены — не теряйте время. Проще выбрать вариант «наличная оплата», сформировать квитанцию, и оплатить ее в ближайшем банке.

Вполне возможно, существует мобильное приложение для оплаты государственной пошлины, но я таковое не нашел (хотя мобильный Сбербанк вполне можно для этого использовать).

Можно воспользоваться платежной системой Яндекс-деньги:

В общем, вариантов много. А учитывая, что с 12 марта 2014 подавать на регистрацию подтверждение оплаты госпошлины необязательно, то можно не заморачиваться с распечатыванием квитанции. Хотя, есть новости, что данная система не работает. Так что — распечатываем.

Коллеги, у кого есть информация по другим регионам, прошу поделиться!

regforum.ru

Добрый день, уважаемые подписчики, сегодня столкнулась с такой ситуацией.

Один из владельцев малого бизнеса сдавал отчет П 4 ежемесячно, меня это удивило, так как у него на фирме работает 10 человек, соответственно данный отчет он может сдавать поквартально.

А ведь если численность работников за предшествующий год превышает 15 человек, то отчет сдается ежемесячно, а если не превышает то поквартально, соответственно зачем сдавать больше?!

А чтобы не ошибиться при расчете среднесписочной численности работников, и по каким формулам это делается, давайте рассмотрим в статье.

Определите списочную численность полностью занятых работников организации на каждый календарный день каждого месяца. В нее включаются и те работники, для которых законом установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, например занятые на вредных работах.

В рабочие дни списочная численность равна количеству полностью занятых работников, с которыми у вас заключены трудовые договоры (в том числе не явившихся на работу по причине временной нетрудоспособности, а также находящихся в командировках и отпусках).

Физические лица, занятые только по гражданско-правовым договорам, при расчете списочной численности не учитываются.

2. Рассчитайте среднесписочную численность полностью занятых работников за каждый месяц по формуле :

3. Рассчитайте количество часов, отработанных не полностью занятыми работниками за месяц. При этом рабочие дни, приходящиеся на период их болезни или отпуска, включаются в отработанное время в количестве часов, отработанных ими в предыдущий рабочий день.

К не полностью занятым работникам относятся те, кто по соглашению с работодателем трудится неполное рабочее время.

4. Рассчитайте среднесписочную численность не полностью занятых работников за каждый месяц по формуле :

5. Рассчитайте среднесписочную численность всех работников за каждый месяц по формуле :

Округлите полученный результат до целых единиц: значение менее 0,5 отбрасывается, а 0,5 и более — округляется до целой единицы (форма П-4).

Определив среднесписочную численность всех работников за каждый месяц, рассчитайте их среднесписочную численность за соответствующий период (год, квартал, полугодие, 2 — 11 месяцев) по формуле :

Округлите полученный результат до целых единиц: значение менее 0,5 отбрасывается, а 0,5 и более — округляется до целой единицы.

Сведения о среднесписочной численности сотрудников должны быть рассчитаны за соответствующие отрезки времени, исходя из потребностей налогообложения.

На 1 марта в организации было трудоустроено 28 сотрудников. 5 марта один из них уволился. С 10 марта был принят новый сотрудник, 12 марта еще один. На период с 20 по 25 марта было привлечено 3 временных сотрудников по причине пиковой нагрузки.

Расчет среднесписочной численности будет выглядеть следующим образом:

  • С 1 по 4 марта включительно 28 сотрудников (28+28+28+28=112)
  • С 5 по 9 марта 27 сотрудников (27+27+27+27+27=135)
  • 10 и 11 снова 28 сотрудников (28+28 = 56)
  • Далее с 12 по 19 было 29 сотрудников (29+29+29+29+29+29+29+29=232)
  • С 20 по 25 было 32 сотрудника (32+32+32+32+32+32=192)
  • С 26 по 31 марта снова 29 сотрудников (29+29+29+29+29+29=174)

Для того, чтобы узнать среднее значение за месяц, сложим количество всех сотрудников за каждый день (112+135+56+232+192+174=901) и разделим на число дней в месяце – 31 (901/31=29,06). Среднесписочная численность за март получится 29.

Этот же принцип применяется и к неполному месяцу – независимо от даты начала работы, делить нужно на фактическое число календарных дней в месяце.

Например: численность в марте -29, в апреле – 34, в мае – 40. Тогда среднее значение будет равно (29+34+40)/3=34 сотрудника за квартал.

Предположим, что организация начала работу с 15 июня. Первоначально в ней работали 2 человека. Через 3 месяца – с 15 сентября – их количество увеличилось до 5. С 1 декабря сотрудников стало 20.

Чтобы рассчитать среднюю численность за год, сначала вычислим это значение для каждого месяца отдельно:

Поэтому вместо суммирования для понимания принципа проще умножить на количество дней. На самом деле эти значения получаются суммированием за каждый день числа сотрудников, которое взято из документации по учету труда.

Не учитываются при подсчете численности адвокаты, сотрудники, трудоустроенные на основаниях внешнего совместительства, а также те, с кем трудовые отношения оформлены гражданско-правовым договором.

Отдельно следует отметить те категории сотрудников, которые могут быть учтены либо не учтены, в зависимости от определенных факторов:

  • Совместители – как уже говорилось, если это внешний совместитель, он не входит в отчетность, если совместительство внутреннее, то такой сотрудник учитывается один раз (как один человек), а не по количеству ставок или человеко-часов;
  • Учредители – учитываются, если им начисляется заработная плата. Если учредитель ведет на предприятии какую-либо трудовую деятельность, но зарплата ему при этом не выплачивается (получение дивидендов не относится к данному пункту), то в списочную численность он не войдет;
  • Командированные за границу – учитываются в зависимости от длительности командировки. Если она краткосрочная, такой сотрудник включается в общую численность, если командировка длительная – то нет;
  • Проходящие обучение (в том числе, если они направлены от организации и получают от нее стипендию) – учет зависит от того, сохранена ли за сотрудником заработная плата. Если да, то даже если обучение происходит с отрывом от работы, такой сотрудник учитывается.

Если имеются сотрудники, работающие неполный рабочий день, они также должны учитываться при расчете среднесписочной численности.

Если график работы стандартный – восьмичасовой рабочий день при пятидневной неделе, то общее количество человеко-часов за день делится на 8.

Таким образом достигается сопоставимость числа сотрудников, работающих неполный день.

Например, если в организации трудится 10 сотрудников со стандартным графиком и 4 человека работают по 6 часов в день, то путем приведенных выше расчетов получим:

В таком случае списочная численность за один день составит 10 + 3 = 13 человек.

Если при расчете человеко-часов сумма сотрудников в пересчете на один день получилась дробной, в отчет указывается целое число, полученное в соответствии с правилами округления.

Необходимо помнить, что помимо сотрудников, которым предоставлен график с неполным рабочим днем на основании обоюдного соглашения или по условиям трудового договора, есть отдельная категория лиц, которым работодатель в любом случае обязан предоставить возможность работать неполный день.

К этой категории относятся несовершеннолетние сотрудники, кормящие женщины, инвалиды первой и второй групп, работники, занятые на вредных или опасных условиях работы.

Особенности и нюансы процедуры вычисления рассмотрены в следующем видеоролике:

Если расчет среднесписочной численности требуется по формам РСВ-1 и 4-ФСС то к тому значению, которое было рассчитано, потребуется вычислить средние значения численности за отчетный период по тем категориям сотрудников, которые в это значение не включаются (внешние совместители и сотрудники, оформленные по гражданско-правовым договорам)

Средняя списочная численность работников ООО «Омега» на 29.12.2013 составляет 340 человек.
В данном учреждении 5-дневная рабочая неделя, 30 и 31 декабря соответственно суббота и воскресенье, численность списочная была такая же.

В соответствии со статьей 112 Трудового кодекса, праздничными нерабочими днями считаются: 1, 2, 3, 4, 5, 7 января. 9 января было принято 5 новых работников.

В период с 11 по 25 января — 4 сотрудника находились в отпуске без сохранения зарплаты, с 15 числа — одна сотрудница ушла в декретный отпуск, 17— был уволен один работник.

Итого, в ходе расчета показателя за 31 день января 2014 года участвовало 10 563 человеко-дней. Средняя списочная численность за январь месяц составляет 341 человек (10 563 человеко-дней : 31 день).

Расчет средней списочной численности ООО «Омега», за период: январь-апрель 2014 года.Допустим, что средняя списочная численность за февраль составила 339,52 человека; за март – 338,64 человека; за апрель – 340,92 человека.

В январе такой показатель был – 340,74 человека.Средняя списочная численность за данный период составляет 340 человек ((340,74+339,52+338,64+340,92):4).

blognalog.com

Здравствуйте, как хорошо вы понимаете отличие казенного учреждения от бюджетного?

А ведь мы постоянно работаем с двумя организациями, поэтому сегодня в статье, когда размещала информацию про казенные предприятия, также рассмотрела и вопрос отличий.

Вы знаете, что казенное предприятие может быть частными? Например я об этом не задумывалась.

Также, казенное учреждение может получать доход от своих услуг или существовать на добровольной основе.

Для меня эта информация была достаточно неожиданной, так как я считала, что такие предприятия должны существовать только на бюджетной основе. Подробнее о казенных учреждениях — читайте в статье.

В свою очередь, государственные и муниципальные учреждения делятся на автономные, бюджетные, а с 01.01.2011 еще и на казенные.

В общем порядке бюджетные учреждения отличаются от казенных тем, что доходы, приносящие от осуществляющей ими деятельности будут использовать по своему усмотрению, не перечисляя их в доход бюджета.

Отличия в основных направлениях деятельности заключаются в том, что казенное учреждение оказывает государственные (муниципальные) услуги, выполняет работы и (или) исполняет государственные (муниципальные) функции, в то время, как бюджетное выполняет работы, оказывает услуги в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления.

Следует отметить субсидиарную ответственность учредителя в казенном учреждении, в бюджетной субсидиарной ответственности нет.

Говоря об ответственности перед кредиторами, казённое отвечает денежными средствами, а бюджетное отвечает всем имуществом, кроме недвижимого и особо ценного движимого имущества, переданного учредителем или приобретенного за счет выделенных им средств.

В бюджетном учреждении крупные сделки и сделки с заинтересованностью заключаются только с согласия учредителя. Заключение контрактов происходит от своего имени, в то время, как в казённом учреждении контракты заключаются от имени учредителя.

Какие учреждения будут относиться к казенным, каковы особенности их правового положения, кем будут осуществляться функции и полномочия их учредителей? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

Государственным (муниципальным) учреждениям, осуществляющим оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы, присваивается статус казенных учреждений (ст. 6 БК РФ).

Согласно п. 1 ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ изменить правовой статус федеральных государственных учреждений на федеральные казенные учреждения должны:

  • а) управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил РФ, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;
  • б) учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления;
  • в) специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
  • г) учреждения МВД, Главного управления специальных программ Президента РФ, ФМС, ФТС, ФСБ, Службы внешней разведки, Федеральной службы охраны, специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения федеральной противопожарной службы МЧС, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;
  • д) психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.

В соответствии с п. 2 ст. 17.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» изменение типа бюджетного учреждения в целях создания казенного учреждения осуществляется в порядке, устанавливаемом:

  • Правительством РФ – в отношении федеральных казенных учреждений;
  • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении казенных учреждений субъекта РФ;
  • местной администрацией муниципального образования – в отношении муниципальных казенных учреждений.

В целях создания федерального казенного учреждения решение об изменении типа федерального учреждения принимается Правительством РФ в форме издания распоряжения (п. 15 Порядка N 539*(1)), которое должно содержать:

  • а) наименование существующего федерального учреждения с указанием его типа;
  • б) наименование создаваемого федерального учреждения с указанием его типа;
  • в) наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя федерального учреждения;
  • г) информацию об изменении (сохранении) основных целей деятельности федерального учреждения;
  • д) информацию об изменении (сохранении) штатной численности;
  • е) перечень мероприятий по созданию федерального учреждения с указанием сроков их проведения.

Одновременно с проектом распоряжения в Правительство РФ представляется:

Если изменение типа федерального казенного учреждения приведет к невозможности осуществления государственных функций, в пояснительной записке указывается информация о том, кому данные государственные функции будут переданы (п. 22 Порядка N 539).

Перечислим основные особенности правого положения казенных учреждений:

  • финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161, ст. 6 БК РФ);
  • операции по исполнению бюджета казенными учреждениями осуществляются на открытых им лицевых счетах в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта РФ (муниципальном образовании) (п. 4 ст. 161, ст. 220.1 БК РФ);
  • казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика (п. 8 ст. 161 БК РФ);
  • казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (п. 5, 7 ст. 161 БК РФ). При недостаточности указанных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник имущества;
  • казенное учреждение не вправе предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются (п. 10 ст. 161 БК РФ);
  • казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (п. 4 ст. 298 ГК РФ);
  • казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 3 ст. 161 БК РФ);
  • размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг осуществляется казенным учреждением в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
  • имущество казенного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 537 утверждено Положение об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального казенного учреждения, согласно которому орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, в установленном порядке:

  • а) выполняет функции и полномочия учредителя федерального казенного учреждения при его создании, реорганизации, изменении типа и ликвидации;
  • б) утверждает устав федерального казенного учреждения, а также вносимые в него изменения;
  • в) назначает руководителя федерального казенного учреждения и прекращает его полномочия;
  • г) заключает и прекращает трудовой договор с руководителем федерального казенного учреждения;
  • д) формирует и утверждает государственное задание для федерального казенного учреждения в соответствии с предусмотренными его уставом основными видами деятельности;
  • е) определяет на основании правового акта перечень федеральных казенных учреждений, которым устанавливается государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) юридическим и физическим лицам (далее – государственное задание);
  • ж) осуществляет финансовое обеспечение деятельности федерального казенного учреждения, в том числе выполнения государственного задания в случае его утверждения;
  • з) определяет порядок составления и утверждения отчета о результатах деятельности федерального казенного учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного имущества в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином;
  • и) устанавливает порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином;
  • к) согласовывает с Росимуществом (за исключением решения в отношении федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Минобороны, Управления делами Президента РФ и Росморречфлота (в отношении подведомственных ему федеральных казенных учреждений, за которыми закреплено в оперативном управлении имущество, расположенное в границах морских портов)) распоряжение недвижимым имуществом федерального казенного учреждения (в том числе передачу его в аренду).

Росимущество рассматривает проект решения и не позднее 15 рабочих дней со дня его получения согласовывает данный проект либо направляет мотивированный отказ в согласовании.

В отношении федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Минобороны, Управления делами Президента РФ и Росморречфлота (в отношении подведомственных ему федеральных казенных учреждений, за которыми закреплено в оперативном управлении имущество, расположенное в границах морских портов), решение принимается соответственно Минобороны, Управлением делами Президента РФ и Росморречфлота;

  • л) согласовывает распоряжение движимым имуществом федерального казенного учреждения;
  • м) осуществляет контроль за деятельностью федерального казенного учреждения в соответствии с законодательством РФ;
  • н) осуществляет иные функции и полномочия учредителя, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

Органами государственной власти субъектов РФ и органами муниципальных образований также должны быть изданы нормативные документы, устанавливающие функции и полномочия учредителей для подведомственных им казенных учреждений.

В соответствии с этими рекомендациями в целях определения типа муниципального учреждения применяются критерии, основанные на положениях федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов и исходящие из нормативного правового регулирования правового положения соответствующего типа муниципального учреждения.

А также дополнительные критерии, основанные на учете экономического и управленческого потенциала государственного (муниципального) учреждения.

  • возможность исполнения государственных (муниципальных) функций в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления). С целью исполнения указанных функций может создаваться только казенное учреждение, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами;
  • сферу деятельности учреждения. С учетом особенностей правового положения казенных учреждений целесообразно относить к таковым только учреждения, созданные в сфере управленческой деятельности, либо учреждения, отнесенные к казенным в соответствии с законом (п. 7 Методических рекомендаций).

В соответствии с п. 9 Методических рекомендаций экономический потенциал государственного (муниципального) учреждения рекомендуется определять на основании следующих показателей:

  • а) средняя доля внебюджетных средств в общем объеме финансового обеспечения государственного (муниципального) учреждения за отчетный финансовый год и два предыдущих финансовых года;
  • б) средний рост доходов государственного (муниципального) учреждения (по всем источникам финансового обеспечения) за отчетный финансовый год и два предыдущих финансовых года;
  • в) средний рост балансовой стоимости основных фондов государственного (муниципального) учреждения за отчетный финансовый год и два предыдущих финансовых года;
  • г) средний рост затрат бюджетных средств на единицу государственной (муниципальной) услуги за отчетный финансовый год и два предыдущих финансовых года;
  • д) средний рост заработной платы работников государственного(муниципального) учреждения в среднем по учреждению за отчетный финансовый год и два предыдущих финансовых года;
  • е) коэффициент эффективности использования фонда оплаты труда, определяемый как отношение среднего роста заработной платы работников государственного (муниципального) учреждения (за исключением административно-управленческого персонала) к среднему росту заработной платы административно-управленческого персонала государственного (муниципального) учреждения за отчетный финансовый год и два предыдущих финансовых года.

Управленческий потенциал государственного (муниципального) учреждения рекомендуется определять на основании следующих показателей (п. 11 Методических рекомендаций):

  • а) способность административно-управленческого персонала эффективно осуществлять организационно-управленческую и финансово-хозяйственную деятельность, в том числе направленную на развитие соответствующего государственного (муниципального) учреждения, после изменения типа государственного (муниципального) учреждения (оценивается с помощью метода экспертных оценок, социологических методов и (или) иных методов, определенных органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления);
  • б) рейтинг государственного (муниципального) учреждения по данным независимых рейтинговых агентств;
  • в) наличие плана (программы) учреждения по внедрению энергосберегающих технологий;
  • г) наличие программы развития автономного учреждения.

После принятия правового акта об изменении типа федерального государственного учреждения на казенное необходимо внести эти изменения в его устав, в котором должны содержаться (п. 33 Порядка N 539):

  • наименование федерального казенного учреждения;
  • информацию о месте его нахождения;
  • наименование учредителя и собственника имущества;
  • наименование федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции и полномочия учредителя, собственника федерального казенного учреждения;

2. Предмет и цели деятельности казенного учреждения в соответствии с федеральным законом, иным нормативным правовым актом, муниципальным правовым актом, а также исчерпывающий перечень видов деятельности (с указанием основных видов деятельности и иных видов деятельности, не являющихся основными), которые оно вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано;

3. Раздел об организации деятельности и управлении учреждением, содержащий в том числе сведения о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов, а также положения об ответственности руководителя учреждения;

4. Раздел об имуществе и финансовом обеспечении учреждения, содержащий в том числе:

  • порядок распоряжения имуществом, приобретенным казенным учреждением (за исключением имущества, приобретенного за счет средств, выделенных учреждению собственником на приобретение такого имущества);
  • порядок осуществления крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;
  • запрет на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за федеральным казенным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных ему из федерального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда РФ, если иное не установлено законодательством РФ;
  • положения об открытии лицевых счетов в органах Федерального казначейства, а также об иных счетах, открываемых федеральному казенному учреждению в соответствии с законодательством РФ;
  • положения о ликвидации учреждения по решению собственника имущества и распоряжении собственником имуществом ликвидированного учреждения, если иное не предусмотрено законодательством РФ;
  • указание на субсидиарную ответственность РФ по обязательствам федерального казенного учреждения в лице федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя;

5. Сведения о филиалах и представительствах учреждения;

6. Иные разделы – в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя, своим правовым актом утверждает изменения, вносимые в устав федерального учреждения (п. 32 Порядка N 539). И. Зернова,эксперт журнала «Казенные учреждения:бухгалтерский учет и налогообложение»

Но это не так. В статье рассмотрим действия, связанные с изменением типа учреждения. Т. В. Саакян,заместитель директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

Казенное учреждение имеет следующие характерные признаки:

  • финансовое обеспечение — на основе бюджетной сметы;
  • действует от имени публично-правового образования;
  • право осуществлять приносящую доход деятельность определяется уставом казенного учреждения, но все полученные доходы подлежат зачислению в соответствующий бюджет (не позднее 1 января 2012 года);
  • лицевые счета по-прежнему открываются только в органах Федерального казначейства (финансовых органах);
  • закупки товаров, работ и услуг осуществляются в соответствии с Законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (далее — Закон № 94-ФЗ);
  • бухгалтерский учет — по бюджетному плану счетов.

Как видим, статус казенного учреждения по сути совпадает с закрепленным в законодательстве статусом бюджетного учреждения, действовавшим до 1 января 2011 года, с дополнительным ограничением в виде требования о зачислении доходов от платных услуг в бюджет.

Вместе тем существуют серьезные вопросы в отношении казенки и в части принятия решения о том, какие подведомственные учреждения целесообразно отнести к данному типу, и касающиеся особенностей функционирования казенного учреждения после окончания переходного периода, так как Закон № 83-ФЗ установил серьезное отличие для этих учреждений по сравнению со старым бюджетным учреждением в виде дополнительного ограничения в части зачисления с 2012 года всех доходов от приносящей доход деятельности в соответствующий бюджет.

В данной статье предлагается рассмотреть этот тип учреждения в сравнении с бюджетным и автономным, а также особенности его функционирования в переходный период и после его завершения.

Какими же нормами регулируется деятельность казенного учреждения с учетом положений Закона № 83-ФЗ, уточнивших положения Бюджетного и Налогового кодексов, Закона № 94-ФЗ и других законов, обеспечивающих создание правовых основ для функционирования казенных учреждений?

Государственное (муниципальное) имущество принадлежит казенному учреждению на праве оперативного управления.

Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества, в отличие от автономного и бюджетного учреждений, чьи полномочия расширены в отношении определенной части имущества:

  • у автономного учреждения — в части недвижимого имущества, приобретенного за счет доходов от платной деятельности, а также движимого имущества, не отнесенного к особо ценному движимому имуществу;
  • у бюджетного учреждения — в части движимого имущества, не отнесенного к особо ценному движимому имуществу.

Порядок согласования распоряжения федеральным казенным учреждением любым объектом имущества, находящимся у него на праве оперативного управления, регулируется пунктом 3 Положения № 537.

Согласно подпунктам «к» и «л» вышеуказанного пункта федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении федерального государственного учреждения (далее — орган-учредитель), согласовывает распоряжение всем имуществом федерального казенного учреждения, в том числе передачу его в аренду.

В случае не поступления от Росимущества соответствующей информации в течение 30 рабочих дней со дня направления ему проекта решения органом-учредителем, решение считается согласованным. Орган-учредитель обязан уведомить Росимущество о принятом решении (с приложением его копии) в срок не позднее 10 рабочих дней со дня его принятия.

Аналогичные нормы рекомендуются Минфином России в модельном акте субъекта Российской Федерации, размещенном на сайте Минфина России www.minfin.ru в разделе, посвященном Закону № 83-ФЗ.

Учитывая, что из всех типов государственных (муниципальных) учреждений норма о сохранении статуса участника бюджетного процесса сохранилась исключительно в отношении казенного учреждения, то и субсидиарная ответственность государства и муниципального образования распространяется на обязательства только казенных учреждений, в отличие от бюджетных и автономных.

Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам только денежными средствами, находящимися в его распоряжении. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества в лице главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение.

Так, согласно пункту 10 статьи 242.3 Бюджетного кодекса при неисполнении федеральным казенным учреждением-должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган Федерального казначейства, в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично не ­исполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств федерального бюджета, такой исполнительный документ направляется в орган Федерального казначейства по месту открытия главному распорядителю средств федерального бюджета лицевого счета как получателю средств федерального бюджета для исполнения в порядке, установленном Бюджетным кодексом.

Рассмотрим ситуацию с судебными исками в отношении бюджетного учреждения, установленную подпунктом 11 пункта 20 статьи 30 Закона № 83-ФЗ.

В случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с бюджетного учреждения-должника в связи с отсутствием на лицевых счетах должника денежных средств более трех месяцев исполнение исполнительного документа производится путем обращения взыскания на имущество должника в соответствии с законодательством об исполнительном производстве.

К такому имуществу относится движимое имущество бюджетного учреждения, не отнесенное в установленном порядке к особо ценному движимому имуществу.

При этом принудительное взыскание обращается на имущество должника — автономного учреждения в соответствии с законодательством об исполнительном производстве в части недвижимого имущества, приобретенного за счет доходов от платной деятельности, а также движимого имущества, не отнесенного к особо ценному движимому имуществу.

Обратите внимание! Требования об отсутствии субсидиарной ответственности по обязательствам бюджетного и автономного учреждений вступили в силу по обязательствам, принятым этими учреждениями с 1 января 2011 года, независимо от даты окончания переходного периода с учетом особенностей, связанных с принятием отдельных обязательств бюджетным учреждением в 2011 году.

Исключением из правила являются случаи, предусмотренные нормативными актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, правовыми актами местной администрации муниципального образования, когда при осуществлении в течение 2011 года мероприятий, предусмотренных указанными нормативными и правовыми актами, положения, установленные Бюджетным кодексом применительно к получателю бюджетных средств, распространяются на бюджетные учреждения.

Эта норма вытекает из пункта 13 статьи 31 Закона № 83-ФЗ и действует до 1 января 2012 года. Закон № 83-ФЗ не ограничивает область регулирования актов, содержащих указанную норму, устанавливая только то, что это должны быть акты высших органов власти. Примером ее реализации на федеральном уровне служит постановление Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. № 1204, утверждающее порядок предоставления бюджетных инвестиций федеральным бюджетным и автономным учреждениям в 2011 году.

Указанные положения распространяются с 1 января 2011 года и на те бюджетные учреждения, в отношении которых еще не принято решения о предоставлении бюджетному учреждению субсидии из бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания.

Как видим, еще одним отличительным признаком казенного учреждения от других типов учреждений является его право не только оказывать государственные (муниципальные) услуги и выполнять работы, но и осуществлять отдельные функции и полномочия органов государственной власти и местного самоуправления.

Для исполнения государственных (муниципальных) функций может создаваться только казенное учреждение, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами.

Хотя законодательство не содержит прямой нормы об отличии государственной услуги или работы от функции, можно сделать вывод, что главное отличие заключается в том, что исполнение функции связано с властными отношениями, контролем, надзором, утверждением нормативных актов и т. д.

Например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (далее — Указ № 314) определяет функцию органа власти по контролю и надзору как:

  • «осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;
  • выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
  • регистрация актов, документов, прав, объектов…»

Орган власти (местного само­управления) при передаче казенному учреждению исполнения своих отдельных функций и полномочий, не связанных с властными действиями, закрепляет их в уставе учреждения.

Если рассматривать функции по принятию нормативных актов, то понятно, что они не могут быть переданы учреждению, так как в соответствии с Указом № 314 даже не все органы власти могут их осуществлять, но подготовку аналитических материалов, необходимых для разработки проектов актов, можно поручить казенному учреждению.

К полномочиям, которые с большой вероятностью можно передать казенному учреждению, можно отнести функции органов государственной власти или местного самоуправления по предоставлению государственных услуг, если эти услуги (работы) выполняются в интересах органа власти (общества в целом), например, осуществление функций дирекции — заказчика строящегося объекта.

Главное, из чего следует исходить при приятии решения, — целесо­образность выбора именно этого варианта реализации расходного обязательства публично-правового образования.

Рассмотрим такой пример. До принятия Закона № 83-ФЗ одним из основных видов деятельности больницы, являющейся бюджетным учреждением, был отбор на конкурсной основе организаций на поставку и (или) хранение, отпуск лекарственных средств (изделий медицинского назначения) в рамках оказания отдельным категориям граждан дополнительной бесплатной медицинской помощи с последующим заключением с ними договоров (контрактов).

Возможно ли сохранить такой порядок закупки и хранения лекарственных средств, когда бюджетное учреждение перейдет на новый порядок финансового обеспечения, или необходимо передать реализацию этого полномочия органа государственной власти казенному учреждению?

Учитывая, что данный вид деятельности осуществляется в интересах органа государственной власти субъекта Российской Федерации (общества в целом), при переводе больницы с бюджетной сметы на субсидию целесообразно эту работу осуществлять самому департаменту здравоохранения либо поручить ее осуществление подведомственному казенному учреждению для размещения государственного заказа для нужд субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством о закупках товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд.

В государственном задании должны быть определены перечень лекарственных средств (изделий медицинского назначения), которые должны быть приобретены учреждением, требование об их отпуске в порядке, установленном департаментом здравоохранения, и другие условия в целях защиты имущественных интересов субъекта Российской Федерации от отчуждения или обременения в результате проведенных больницей сделок (например, требование о том, что все приобретенные лекарственные средства и изделия включают в установленном порядке в состав особо ценного движимого имущества, которым больница не вправе распоряжаться без согласия департамента здравоохранения).

Рассмотрим еще один аспект соответствия полномочий казенного учреждения и органа власти, который является финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

В дополнение к этим «строгостям» пунктом 11 статьи 161 Бюджетного кодекса определено, что положения, установленные этой статьей, распространяются на органы государственной власти и местного самоуправления (муниципальные органы).

Данная норма, судя по вопросам, поступающим на горячую линию, очень беспокоит финансовые органы, составляющие и организующие исполнение местных бюджетов, имеющие право на проведение всех необходимых для бюджетного процесса действий: привлекать и предоставлять бюджетные кредиты, размещать бюджетные средства в установленных статьей 236 Бюджетного кодекса случаях 1

При исполнении бюджетной сметы финансовые органы попадают под ограничения, установленные статьей 161 Бюджетного кодекса, то есть не могут предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги, получать субсидии для финансового обеспечения своей деятельности как учреждения.

Таким образом, ограничения, налагаемые законодательством на казенное учреждение, не препятствуют финансовому органу в выполнении его функций по составлению и организации исполнения соответствующего бюджета.

Необходимо отметить, что Минфин России подготовил и направил в Правительство РФ соответствующие поправки к статье 161 Бюджетного кодекса и статье 41 Закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ), уточняющие содержащиеся в них нормы.

Так, пункт 11 статьи 161 будет дополнен положением о том, что нормы, установленные указанной статьей, распространяются на государственные, муниципальные и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства РФ, устанавливающих полномочия указанных органов, а в пункте 2 статьи 41 Закона № 131-ФЗ исключена содержащаяся в ней норма о том, что органы местного самоуправления являются муниципальными казенными учреждениями, так как этот вопрос регулируется Бюджетным кодексом со всеми вышеуказанными особенностями.

По мнению автора, ответ будет зависеть от того, в каких целях создается это учреждение:

  • если только для ведения централизованного межотраслевого бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений в соответствии с решением местной администрации либо соответствующего органа-учредителя для учреждений отрасли (образования, культуры и др.), то эту государственную услугу (работу) может оказывать как бюджетное, так и казенное учреждение. При этом если государственные (муниципальные) услуги и работы предоставляются в интересах органа власти, то, вероятно, целесообразно оформлять их как работы, а не как услуги;
  • если кроме бухгалтерского учета учреждению дается государственное (муниципальное) задание еще на какие-нибудь функции (централизованная закупка, подготовка различной оперативной информации для органа власти и т. д.), то может быть принято решение об изменении его типа на казенное, поскольку это учреждение создается не только для оказания услуг, но и для реализации функций.

Кроме того, на основании пункта 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса для казенного учреждения можно не формировать государственное (муниципальное) задание, так как оно устанавливается не для всех, а только для тех учреждений, которых определил своим решением главный распорядитель бюджетных средств.

Например, пунктом 19 статьи 31 Закона № 83-ФЗ устанавливается запрет на создание (в том числе изменением типа) государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений, участвующих в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, в форме казенных учреждений.

Кроме того, статья 31 Закона № 83-ФЗ определяет федеральные бюджетные учреждения, которые могут действовать в силу закона исключительно в типе казенных.

Аналогичная норма установлена для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований пунктом 2 указанной статьи, согласно которой органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления было поручено принять до 1 декабря 2010 года нормативно-правовые акты, в силу которых создаются казенные учреждения путем изменения типа бюджетных учреждений, действующих на дату принятия указанных нормативно-правовых актов, с указанием в них перечня казенных учреждений.

Возможно ли уточнить данный перечень казенных учреждений, изменение типа которых проведено в силу закона, позволяющего осуществлять этот процесс в более удобном, «упрощенном» режиме, то есть без принятия дополнительных решений, связанных с изменением типа?

Согласно пункту 2 статьи 17.1 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ) изменение типа бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации (муниципального учреждения) в целях создания казенного учреждения осуществляется в порядке, устанавливаемом высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), к утверждению которых в силу пункта 14 статьи 33 Закона № 83-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) необходимо приступить со дня официального опубликования названного закона.

Кроме того, необходимо принимать во внимание еще одно важное положение Закона № 83-ФЗ, установленное подпунктом 4 пункта 2 статьи 31, согласно которому органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны обеспечить до 1 декабря 2011 года внесение изменений в уставы подведомственных бюджетных и казенных учреждений субъекта Российской Федерации.

Таким образом, рассматривая в совокупности указанные нормы, можно сделать следующий вывод: если бюджетное учреждение субъекта Российской Федерации признано казенным в силу закона (акта, определенного пунктом 2 статьи 31 Закона № 83-ФЗ), но еще не внесены в установленном порядке изменения в его устав, очевидно, возможно сохранить за таким учреждением тип «бюджетное», исключив его из перечня казенных учреждений путем внесения изменений в названный акт.

Расширять данный перечень включением в него казенных учреждений после 1 декабря 2010 года нельзя, так как право на упрощенную процедуру изменения типа действовало до указанной даты.

Именно соблюдение интересов потребителей услуг и упрощение организационных процедур в деятельности учреждения преследует поправка в статью 14 Закона № 7-ФЗ, устанавливающая, что указание на тип учреждения в его наименовании, не является обязательным. Указание типа, безусловно, должно быть в уставе государственного (муниципального) учреждения, но исключение требования указывать его в наименовании учреждения позволяет провести все связанные с изменением (при необходимости) его типа процедуры, не влияя на процесс оказания государственных услуг.

Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений утверждены приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н, в который приказом Минфина России от 30 июля 2010 г. № 84н были внесены соответствующие поправки.

Кроме поправок, заменяющих наименование типа «бюджетное» учреждение на «казенное», существенной является норма об установлении единой формы бюджетной сметы для всех государственных и муниципальных казенных учреждений. Эта поправка потребует уточнения нормативных актов главных распорядителей бюджетных средств, утверждающих порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет подведомственных казенных учреждений.

Неизменным остается положение о том, что бюджетная смета устанавливает в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств, вводя для казенного учреждения жесткое ограничение на принятие бюджетных обязательств, на осуществление расходов по их оплате пределами доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Таким образом, самостоятельность казенного учреждения в использовании бюджетных средств сведена к минимуму, более того, на лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом казенному учреждению в органе Федерального казначейства или финансовом органе, отсутствует показатель «деньги», их заменяют лимиты бюджетных обязательств, определяющие заданные конкретные направления расходов, которые вправе осуществлять казенное учреждение, и их размеры.

Правда, Бюджетный кодекс не запрещает расширить самостоятельность казенного учреждения в определении расходов бюджета, которые оно вправе определить самостоятельно в пределах «укрупненных» лимитов бюджетных обязательств, когда на основании пункта 4 статьи 217 Бюджетного кодекса порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи утверждение показателей сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств может осуществляться по кодам расходов классификации операций сектора государственного управления дифференцированно для разных видов расходов бюджета и (или) главных распорядителей бюджетных средств.

В этом случае лимиты бюджетных обязательств могут быть доведены до казенного учреждения, например, по коду КОСГУ 20 «Оплата работ, услуг», и само учреждение вправе при исполнении бюджетной сметы определять, на какую сумму ему необходимо принять и исполнить обязательства по транспортным услугам, связи, аренде и прочим услугам.

Необходимо иметь в виду, что казенное учреждение осуществляет операции со средствами бюджета на основании бюджетной сметы, а не плана финансово-хозяйственной деятельности, как это установлено для бюджетных и автономных учреждений.

Вместе с тем требование о составлении отчета о результатах деятельности и использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества распространяется на все типы государственных (муниципальных) учреждений, включая и казенные учреждения.

Указанный отчет составляется и утверждается в отношении казенного учреждения главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение, в соответствии с Общими требованиями, утвержденными приказом Минфина России от 30 сентября 2010 г. № 114н (вступает в силу с 1 января 2012 года).

Аналогичная норма установлена статьей 161 Бюджетного кодекса, в соответствии с которой казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Напоминаем, что эта же статья устанавливает важную норму о том, что доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Вместе с тем согласно пункту 8 статьи 33 Закона № 83-ФЗ, положения абзаца 2 пункта 4 статьи 298 Гражданского кодекса, абзаца 4 пункта 3 и пункта 5 статьи 41, пункта 1 статьи 51, абзаца четвертого части 1 статьи 57 и абзаца четвертого части 1 статьи 62 Бюджетного кодекса (в части зачисления в соответствующий бюджет доходов от оказания казенными учреждениями платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности) применяются с 1 января 2012 года, если законом субъекта Российской Федерации или актом органа местного самоуправления не установлено иное в отношении указанных доходов соответствующих казенных учреждений.

Минфин России предлагает дополнить пункт 3 статьи 161 Бюджетного кодекса поправкой, уточняющей полномочия органа-учредителя (главного распорядителя бюджетных средств) о необходимости установлении порядка определения платы при осуществлении приносящей доход деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, осуществление казенным учреждением приносящей доход деятельности зависит от решения органа-учредителя.

В случае принятия положительного решения о возможности оказания казенными учреждениями услуг на платной основе, органу-учредителю необходимо определить источник финансового обеспечения осуществления казенными учреждениями указанной деятельности.

Правовые основания определения источника финансового обеспечения указанной деятельности установлены пунктами 21 и 22 статьи 30 Закона № 83-ФЗ, на основании которых на очередной финансовый год бюджетные ассигнования главным распорядителям бюджетных средств, в ведении которых находятся казенные учреждения, осуществляющие приносящую доход деятельность, планируются с учетом расходов, осуществляемых указанными учреждениями в предыдущем финансовом году в соответствии со сметой доходов и расходов от приносящей доход деятельности.

Данная норма не противоречит бюджетному законодательству, так как в соответствии с принципом общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, установленным статьей 35 Бюджетного кодекса, расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся в том числе отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года, то есть когда эти доходы, например от платной деятельности казенных учреждений, впервые становятся доходами бюджета.

Установление такой нормы как постоянно действующей противоречит Бюджетному кодексу, но согласимся, что в ней уже и нет такой надобности, так как отчетный год позволяет получить базу для расчета бюджетных ассигнований на последующие планируемые финансовые периоды.

В соответствии со статьей 582 Гражданского кодекса пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим предприятиям в соответствии с законом.

Таким образом, законодательство разрешает и казенному учреждению, осуществляющему указанные виды деятельности, получать такой источник расходов, соответствующих целям, на достижение которых физические и юридические лица предоставляют добровольные взносы и пожертвования.

Правда, при этом указанные средства должны поступать в соответствующий бюджет и, исходя из положений Федерального закона, источником финансового обеспечения всех расходов, осуществляемых казенным учреждением после 1 января 2012 года, является соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

При этом на основании пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса в случае получения безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете, в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.

Таким образом, исходя из приведенных положений законодательства Российской Федерации, при поступлении в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации добровольных пожертвований и безвозмездных поступлений сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете, на сумму указанных поступлений могут быть увеличены бюджетные ассигнования соответствующему главному распорядителю бюджетных средств для последующего доведения в установленном порядке до конкретного казенного учреждения лимитов бюджетных обязательств на осуществление целевых расходов в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, в случае если законом (решением) о бюджете предусмотрена увязка указанных расходов и доходов.

Более того, с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года установлен переходный период, который позволяет как бюджетным учреждениям с расширенным объемом прав, так и казенным учреждениям функционировать по сути в прежнем правовом режиме (в частности, действуют ранее принятые нормативные акты, лицевые счета учреждений не переоткрываются, а внебюджетные доходы казенных учреждений не зачисляются в бюджет, переназначение руководителя и иных работников учреждения не требуется, все лицензии и иные разрешительные документы, оформление которых необходимо в соответствии с законодательством Российской Федерации, продолжают действовать до окончания срока их действия).

К числу важных документов, регулирующих деятельность казенных и новых бюджетных учреждений, относится генеральное разрешение главного распорядителя средств федерального бюджета на осуществление приносящей доход деятельности подведомственными ему учреждениями (далее — Генеральное разрешение) и разрешение на осуществление приносящей доход деятельности (далее — Разрешение).

Установлено, что казенное учреждение вправе осуществлять предусмотренные его уставом виды деятельности на основании лицензии, свидетельства о государственной аккредитации и иных разрешительных документов, выданных государственному учреждению, тип которого был изменен, до окончания срока действия таких документов.

Положения Порядка осуществления федеральными казенными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, согласно пункту 5 приказа Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 88н, устанавливаются для федеральных казенных учреждений и распространяются на федеральные бюджетные учреждения — получателей бюджетных средств.

Таким образом, нецелесообразно до окончания срока действия Генерального разрешения и Разрешения вносить в данные документы изменения в связи с указанием в наименовании подведомственного учреждения его типа в табличной части раздела «Источники формирования и направления использования средств от приносящей доход деятельности» Генерального разрешения и заголовочной части Разрешения.

Поэтому необходимо воспользоваться возможностями переходного периода и еще раз взвесить все принятые решения в отношении соответствующего типа государственного (муниципального) учреждения и разработки всех необходимых нормативных актов, учитывающих особенности учреждений и создавших их учредителей — публично-правых образований. По материалам журнала «Бюджетный учет»

blognalog.com