Выплата пособия при сокращении пенсионеру

В сложной экономической ситуации работодатели используют кардинальные меры – сокращение сотрудников. Причины этого явления могут быть различными. Это реорганизация, уменьшение производства, смена типа деятельности. Часто происходит сокращение пенсионеров при сокращении штатов. Выполняется это на основе норм законодательства.

Сокращение штата предусмотрено законом. Увольнение по этому основанию осуществляется по Трудовому кодексу РФ. Если наниматель не исполняет условия, то это может повлечь восстановление уволенного работника. Также ему положены выплаты за незаконные действия за все время вынужденного отсутствия. Часто споры относительно увольнения решаются через суд.

Вопросы трудоустройства регулируются ТК РФ. Основные аспекты присутствуют в следующих статьях:

  • 178 и 179 – порядок выполнения процедуры, нормы о выходном пособии;
  • 261 – охранные гарантии;
  • 296 – сокращение сезонных работников.

Хоть увольнение пенсионера по сокращению штата может выполняться, все же эти категории граждан имеют следующие привилегии:

  • запрещается возрастная дискриминация пенсионеров;
  • право на труд есть у всех граждан страны, включая тех, которые освобождены от труда из-за возраста;
  • в приоритете остается высокая квалификация, знания, опыт, улучшение производительности труда;
  • у пенсионера есть право на внеочередной дополнительный отдых, равный 14 дням, но без выплаты зарплаты;
  • если пенсионер желает уволиться по своей инициативе, то ему не нужно отрабатывать 2 недели.

Дискриминация по возрасту устанавливается тогда, когда нет согласия между нанимателем и сотрудником-пенсионером. При различных вариантах разрешения споров обеим сторонам надо принять обоюдное решение. Для работников-пенсионеров используются те же нормы закона, что и для всех остальных.

Если лицо не является ценным подчиненным, не обладает высокой квалификацией и богатым опытом, то оно попадает под увольнение вместе с остальными. Пенсионный возраст не освобождает от таких рисков.

Прописано сокращение штатов в ТК РФ (Трудовом кодексе). В статье 78 указаны причины и основания для расторжения трудового соглашения между сторонами. Но там не написано, что при сокращении в приоритет может ставиться возраст работника.

В ФЗ №79 «О гражданской службе» содержится, что предельный возраст для гражданской службы составляет 60 лет, но этот срок можно продлить до 65. Лишь в исключительных случаях период увеличивается до 70 лет и то по указу президента РФ. На основе этих документов предусмотрено сокращение пенсионеров при сокращении штатов.

При сокращении штатов некоторые сотрудники пенсионного возраста в будущем могут иметь приоритет во время перевода на другие доступные вакансии и специальности. Но это правило распространяется на работников, которые имеют примерно одинаковую квалификацию или специальность с одинаковой производительностью.

  • инвалидов ВОВ;
  • инвалидов и участников боевых действий.

Приоритет имеют пенсионеры с 2-мя и более иждивенцами (внуками или детьми) и если человек является одним работающим в семье. Если человеком на предыдущей работе была получена профессиональная травма или сложное заболевание, которые не получится устранить с помощью перевода на другие должности и сокращения штатов, то он приоритетнее других работников.

Если пенсионеру ранее приходилось повышать квалификацию, то при сокращении штатов он будет пользоваться преимуществами по сравнению с другими сотрудниками из-за высокой квалификации и продуктивности труда. В документах и договорах организации могут быть указаны приоритеты по поводу переводов и сокращения штатов.

Существует пошаговая инструкция сокращения штата, которая предусмотрена законом. Ее используют для простых сотрудников и пенсионеров. Уведомление о сокращении штата происходит за два месяца до этого события. Работодатель должен отсылать оповещение об этом. Уведомляются Центр занятости РФ и профсоюз. Если сокращение будет массовым, то оповещается ЦЗН за три месяца.

Сокращение пенсионеров при сокращении штатов начинается с издания руководителем приказа о формировании комиссии. Она решает, по какой должности нужно уменьшить численность работников. Также определяется, какие сотрудники остаются. Но этот этап не считается обязательным.

Чтобы произошло сокращение пенсионеров по сокращению штатов, создается приказ, где фиксируются работники должностей, которые будут убраны из штатного расписания. В документе обозначаются реквизиты организации, ФИО руководителя, дата расторжения трудовых соглашений и другие важные сведения.

Не позже 2-х месяцев каждый сотрудник, попавший под сокращение, получает уведомление о сокращении штата. Оповещение закрепляется подписью работника. Если по каким-то причинам нет возможности ознакомиться с этим, в документе ставится отметка, подтверждающая отказ или невозможность получения информации.

Сокращение пенсионеров, штата работников предполагает, что всем сотрудникам предлагаются другие должности или вакансии, на которые можно перейти в будущем. Важно, чтобы специальность подходила работнику по квалификации.

Выплаты пенсионерам при сокращении штата предусмотрены статьей 180 ТК РФ. Суммы должны соответствовать среднему заработку. В последний день работы выплачивается выходное пособие. А в течение 2-х месяцев оплачиваются средства за период трудоустройства, но с решением ЦЗН срок продлевается до 3 месяцев. Пособие при сокращении штатов у всех разное. Все зависит от получаемого дохода.

Таким образом, увольнение пенсионера по сокращению штата практически не имеет отличия по сравнению с сокращением обычных работников. Исключения касаются некоторых категорий граждан (инвалиды, участники боевых действий). Принуждать пенсионера уволиться по своему желанию никто не должен, иначе это может привести к нежелательным последствиям.

Выходное пособие зависит от среднемесячного заработка сотрудника. Оно рассчитывается по следующим нормам:

  • 4-7 месяцев безработицы – 75% от среднего заработка;
  • 4 после выше обозначенного срока – 60%;
  • последующий период – 45%.

При сокращении действуют допущения и исключения. Во многих коллективах есть льготники, которым в первую очередь гарантируется рабочее место. Преимуществами пользуются граждане, которые относятся к социально слабо защищенным слоям населения, а также лицам, которые имеют заслуги перед Отечеством.

  • участников боевых действий в ВОВ;
  • инвалидов ВОВ и других боев;
  • пенсионеров, у которых есть иждивенцы до 18 лет;
  • сотрудников, указанных в коллективном договоре как приоритетные;
  • опекунов-пенсионеров, которые единственные в семье приносят доход.

Эти граждане могут остаться работать даже при сокращении. В эту категорию входят привилегированные подчиненные, которые были отправлены на повышение квалификации. Пока сотрудник не закончит обучение, его нельзя увольнять.

  • сокращении единиц штата по определенной должности;
  • полной ликвидации должности.

По закону работодатель не должен говорить причины, повлекшие сокращение. Но желательно предоставить подтверждение избытка трудовых кадров.

Штатом на любом предприятии называют численность должностей, находящихся в фирме. Сокращение выполняется по причинам, которые не зависят от руководства. Но все же в этой ситуации должны использоваться нормы сокращения штатов ТК РФ. В отдельных ситуациях эта процедура предполагает не увольнение, а только перераспределение числа сотрудников.

Сокращение должностей – удаление их из штатного расписания. Оформляется новое расписание, в котором предыдущих должностей нет. Сокращение пенсионеров выполняется на стандартных основаниях.

Законом предусмотрены гарантии для тех сотрудников, которые потеряли доход. Им дается время, за которое надо найти новую работу. Наниматель может предложить занять вакантное место, если оно есть. Если у фирмы есть несколько филиалов, то руководитель может предложить работу в одном из них, если она есть.

После увольнения по сокращению, которое оформлено документально, работник может в течение месяца подать иск в суд для обжалования решения. Следует учитывать, что судебная инстанция не всегда возвращает истца на занимаемую должность.

Судом иногда отклоняется иск, если бывший сотрудник не входит в категорию с охранными гарантиями, а процедура сокращения выполнена законно. Может быть изменена формулировка записи об увольнении, которая заносится в трудовую книжку. Суд обеспечивает выплаты работникам в размере среднего дохода.

Наниматель должен предоставить подтверждение правомерности расторжения договора:

  • старое и новое расписание по форме Т-3;
  • личные дела кандидатов;
  • письменный отказ уволенного от перехода на новую должность.

Сокращение работников, в том числе пенсионеров, должно выполняться по нормам закона. Если какие-либо действия противоречат им, то можно решить дело в суде. Такое право предусмотрено законодательством.

fb.ru

От увольнения в связи с сокращением должности не застрахован никто, но более всего в группе риска оказываются сотрудники предпенсионного возраста, которые, по мнению руководства компании, являются балластом, так как не могут мыслить прогрессивно либо не вписываются в молодой коллектив.

А между тем, сотруднику в солидном возрасте найти работу в преддверии пенсии достаточно сложно, именно поэтому на законодательном уровне для данной категории лиц и предусмотрен ряд гарантий, направленных на их защиту и оказание помощи.

В порядке норм закона сократить можно практически любого сотрудника, в том числе и будущего пенсионера, который в силу возраста уже не обладает гарантиями, в соответствии с которыми увольнение данной категории запрещено.

Именно поэтому работники предпенсионного возраста при решении вопроса о высвобождении некоторых должностей могут надеяться только на применение преимущественного права на оставление, в ходе которого оцениваются квалификация и опыт работы, а не наличие маленьких детей либо иных обстоятельств.

Однако если показатели оказываются равны, многие работодатели предпочитают сокращать именно будущих пенсионеров, забывая о том, что трудоустроиться за год или два до назначения пенсии достаточно сложно, ведь руководство компаний предпочитают сотрудничать с работниками в режиме перспективы и развития потенциала, а не ожидания достижения пенсионного возраста.

В соответствии со ст.8 ФЗ №400 правом на назначение пенсии обладают лица:

Однако, несмотря на условия назначения пенсионного обеспечения, закрепленные в оговоренной статье, без поддержки государства лица предпенсионного возраста не остаются.

Так, в соответствии со ст.32 ФЗ №1032-1 будущим пенсионерам гарантирована выплата пособия ежемесячно не на протяжении 12 месяцев, что актуально для других уволенных работников, а на более продолжительное время в зависимости от общего стажа и при условии, что до оформления пенсии по старости остается не более двух лет.

То есть в порядке ст.32 ФЗ №1032-1 за лицами предпенсионного возраста может быть сохранено право на получение пособия до 36 месяцев, вплоть до достижения возраста 60 и 55 лет соответственно, но при соблюдении некоторых условий, а именно: наличия общего стажа не менее 25 лет и увольнения в связи с ликвидацией компании либо сокращением, а не по собственному желанию.

Также согласно ч.2 ст.32 оговоренного закона по предложению Службы занятости сокращенный работник вместо пособия может получать пенсию, назначенную ему досрочно в порядке, установленном законом, и при условии, что гражданин отвечает критериям, оговоренным в ст.8 ФЗ №400.

То есть досрочная пенсия может быть назначена при наличии общего стажа не менее 25 лет, ИПК – 30 единиц и возраста 58 и 53 года для мужчин и женщин соответственно.

А если труженик имеет право на досрочную пенсию за выслугу лет — то в 53 и 48 лет.

Помимо выше оговоренной гарантии материального обеспечения, лицам предпенсионного возраста при сокращении положены и иные льготы.

  • преимущественное право на оставление в соответствии с нормами ст.179 ТК РФ, которая предусматривает рассмотрение производительности труда и квалификации при принятии решения о сокращении тождественных должностей;
  • запрет на увольнение опекунов маленьких детей либо детей инвалидов, согласно норм, закрепленных в ст.261 ТК РФ.

Также в локальных актах компании могут быть закреплены и иные льготы для данной категории лиц, учитывающие как долголетний труд, так и приобретение профессионального заболевания.

Можно ли уволить мать одиночку по сокращению штатов? Узнайте тут.

Увольнение труженика в преддверии пенсии в связи с оптимизацией штата предусматривает проведение установленной законом процедуры, применяемой в отношении всех сотрудников.

В частности, на начальном этапе сотруднику должны предложить вакантные должности, которые бы он мог занять с учетом имеющейся квалификации и состояния здоровья. Затем работника надлежит уведомить о предстоящем высвобождении за 2 месяца, по истечении которых уже будет издан приказ.

Также при проведении процедуры сокращения работника предпенсионного возраста учреждению надлежит уведомить Службу занятости, учитывая, что именно оговоренный орган будет заниматься и поиском работы и оформлением пособия в случае отсутствия подходящей вакансии, не говоря уже о направлении для назначения досрочной пенсии.

Далеко не каждый гражданин предпенсионного возраста может рассчитывать на получение пособия на протяжении 36 месяцев со дня увольнения, ведь в соответствии с ч.1 ст.32 ФЗ №1032-1 срок получения пособия сверх нормы напрямую зависит от общего стажа.

То есть работник предпенсионного возраста на момент постановки на учет в Службу занятости может рассчитывать только на годовое материальное обеспечение на протяжении 12 месяцев, а вот дальнейшее начисление пособия зависит уже от стажа работы, превышающего норму в 25 и 20 лет.

Так, в порядке ст.32 ФЗ №1032-1 за каждый год работы сверх указанной нормы будущий пенсионер может рассчитывать на оплату пособия на протяжении 2-х недель.

К примеру, при наличии стажа 26 лет, пособие будет выплачиваться 12 месяцев и 2 недели, а при 40 годах стажа дополнительно к 12 месяцам добавятся 7 месяцев 2 недели.

Поэтому при отсутствии 25 лет стажа сокращенному работнику изначально следует рассмотреть вопрос о назначении досрочной пенсии, ведь стажа для получения пособия в течение 3-х лет может и не хватить.

Также будущему пенсионеру надлежит знать, что досрочно пенсионное обеспечение может быть назначено только при соблюдении нескольких условий, а именно:

  • гражданин должен быть признан безработным в установленном порядке;
  • обязательно нужно подтвердить общий стаж труда не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно;
  • Служба занятости должна признать, что трудоустроить гражданина нет возможности;
  • работнику до достижения пенсионного возраста остается не более 2-х лет.

Труженику, претендующему на досрочную пенсию, следует помнить о том, что даже выплата пособия по безработице может быть приостановлена в связи с уклонением гражданина от трудоустройства. То есть Биржа труда обязана искать вакансии, направлять вставших на учет граждан на собеседования и предлагать все вакансии даже с низкой оплатой и квалификацией.

Если работник будет уклоняться либо отказываться от предложенной работы, в назначении досрочной пенсии ему будет отказано, не говоря уже о снятии с учета.

Досрочная пенсия при сокращении штатов может быть назначена при соблюдении одного из основных условий, а именно признанием Биржи труда того факта, что гражданина трудоустроить в данном населенном пункте невозможно в виду отсутствия вакансий, а также исчерпания всех возможностей его переобучить либо трудоустроить на предприятие хотя бы на временной основе.

Еще один из основных условий, закрепленных на законодательном уровне, является согласие гражданина на оформление пенсии после получения подобного предложения от работников Службы занятости в порядке, закрепленном в Приказе Минтруда №10н, утверждающем регламент работы работников Биржи труда.

В частности, после предложения об оформлении досрочной пенсии, выраженной в устной форме, гражданин, признанный безработным в установленном порядке, должен подать заявление с просьбой об оформлении пенсии ранее срока, регламентированного законодательством.

В свою очередь Служба занятости на основании поданного заявления, а также приказа о признании труженика безработным и трудовой книжки оформляет направление о досрочном назначении пенсии.

  • копия приказа о признании гражданина безработным;
  • копия книги о труде;
  • выписку из лицевого счета гражданина о наличии отчислений страховых взносов.

Со всеми вышеуказанными документами сокращенный работник обращается в Пенсионный фонд по месту регистрации, даже если она оформлена на временной основе.

И соответственно помимо направления с Биржи труда будущему пенсионеру нужно будет предоставить еще один пакет документов, перечень которых определен Приказом Минтруда № 958 и который включает в себя:

  • заявление с просьбой о назначении пенсии;
  • документов подтверждающих личность;
  • документы о стаже и перечислении страховых взносов;
  • справку о размере оплаты труда за два года с последнего места трудоустройства.

То есть подаются документы аналогичные перечню при выходе на пенсию по старости.

Основным документом, подтверждающим право на пенсионное обеспечение, является книга о труде, в которой приведены все периоды трудовой деятельности, а также наименование учреждений, в которых гражданин был занят.

И учитывая тот факт, что основным условием назначения данного вида материального обеспечения является общий стаж, предоставление трудовой книжки является обязательным.

Причем оговоренный документ положено предъявлять в оригинале с приложением копий, заверенных в установленном порядке, что, кстати, может осуществить и Биржа труда.

В порядке, закрепленном в ст.22 ФЗ №400, пенсионное обеспечение назначается со дня обращения за оговоренной выплатой, но не ранее чем гражданин достигнет установленного законом возраста, то есть в случае направления Службой занятости — за 2 года до пенсии по старости.

А вот выдача направления в Пенсионный фонд регламентированного срока не имеет, так как решение о предложении оформлении досрочной пенсии может быть принято только после использования всех способов поиска работы, от переобучения до привлечения к общественным работам, для которых, между прочим, высокой квалификации не требуется.

В соответствии со ст.32 ФЗ №1032-1 будущий пенсионер может рассчитывать на материальное обеспечение, которое напрямую зависит от двух показателей, а именно:

ИПК или индивидуальный пенсионный коэффициент складывается из имеющего стажа труда, в общем, и общей суммы страховых отчислений, которые производились работодателями на протяжении всей трудовой деятельности в процентном отношении к начисленному заработку. А стоимость баллов определяется ежегодно с учетом индексации.

К примеру, в 2017 году 1 балл равняется 74,27 рублей (ФЗ №385).

Расчет пенсии будет производиться в порядке, определенном ст.15 ФЗ №400, а именно: имеющаяся сумма коэффициента или балла, к примеру, будет составлять 30, стоимость балла представлена выше.

Таким образом: 30 х 74,27 = 2228,10 рублей.

Также к оговоренной сумме будет добавлена фиксированная выплата на основании ст.16 ФЗ №400 в размере 4558,93 рубля.

Таким образом, размер пенсии составит: 4558,93 + 2228,10 = 6787,03 рубля.

Кто имеет преимущества при сокращении штата? Узнайте тут.

Про увольнение совместителя по сокращению штата читайте здесь.

Остаться без работы за год до пенсии может каждый, но такая ситуация не всегда влияет на решение Службы занятости о направлении в Пенсионный фонд и назначении досрочной пенсии. Ведь признавать тот факт, что рабочего места для будущего пенсионера в районе не нашлось, оговоренный орган не слишком стремится, соответственно в большинстве случаев о направлении для досрочного назначения пенсии гражданам приходиться просить самим.

Однако даже направление Биржи труда не дает гарантии на прием документов и принятие положительного решения, ведь Пенсионный фонд обязан не только рассчитать пенсию, но и проверить достоверность документов, рассчитать все периоды стажа, а также учесть социальное положение безработного.

То есть к учету будут приниматься и наличие иждивенцев, и состав семьи, а также некоторые другие аспекты, которые в итоге могут привести к отказу в назначении досрочной пенсии.

В соответствии с нормами закона, в случае принятии решения об отказе в назначении досрочной пенсии, гражданину направляется уведомление с указанием оснований принятого решения и если будущий пенсионер с ним не согласен, у него есть право обратиться в суд для отстаивания своих интересов.

Однако в связи с тем, что судебный процесс может длиться достаточно долго с учетом того, что решение суда может и оспаривать сторонами, в некоторых случаях будущему пенсионеру следует представить неоспоримые доказательства своей правоты — в частности, приказы о приеме и увольнении с организаций, в которых он работал, и справки о суммах перечислений страховых взносов.

Назначение досрочной пенсии в связи с сокращением является мерой социальной поддержки, направленной на защиту граждан, которые в преддверии пенсии лишены права трудиться в связи с негласной возрастной дискриминацией.

Именно поэтому на законодательном уровне и предусмотрен данный вид гарантий, который позволяет труженику обеспечить необходимый материальный уровень для проживания.

kadriruem.ru

Трудовым кодексом предусмотрены гарантии и компенсации лицам, которые подлежат увольнению по сокращению штата учреждения. Следовательно, в этой ситуации необходимо определить, какие денежные выплаты положены увольняемому сотруднику. Кроме того, при проведении указанной процедуры возникают и другие вопросы, поэтому рассмотрим некоторые из них, а также остановимся на порядке отражения выплат в бухгалтерском учете и уточним, какими налогами они должны облагаться.

Расторжение трудового договора с работником в случае сокращения численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) возможно при условии, что он не имел преимущественного права на оставление на работе (ст. 179 ТК РФ) и был предупрежден персонально и под расписку не менее чем за два месяца о предстоящем увольнении (ч. 2 ст. 180 ТК РФ).

Не допускается увольнение по инициативе работодателя беременных женщин (ст. 261 ТК РФ). Если такие сотрудницы работали по срочному договору, то в момент истечения его срока организация обязана продлить трудовое соглашение по заявлению женщины и при представлении медицинской справки, подтверждающей беременность.

Законодательством разрешено увольнение беременной сотрудницы, если она была принята на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и нет возможности перевести ее на вакантную должность.

Кроме того, нельзя уволить в случае сокращения штата женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида — до 18 лет), других лиц, воспитывающих указанных детей без матери.

Внимание! Увольнение педагогических работников средних специальных учебных заведений, высших учебных заведений, образовательных учреждений повышения квалификации по инициативе администрации, связанное с сокращением штата работников, допускается только после окончания учебного года (п. 56 Постановления Правительства РФ от 18.07.2008 N 543 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)», п. 88 Постановления Правительства РФ от 14.02.2008 N 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)», п. 39 Постановления Правительства РФ от 26.06.1995 N 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов»).

Выходное пособие и средний месячный заработок

Статья 178 ТК РФ обязывает работодателя выплатить увольняемому работнику выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также сохранить за ним средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). По решению органа службы занятости средний месячный заработок может быть выплачен и за третий месяц, при условии что работник в двухнедельный срок после увольнения обратился в этот орган и не был трудоустроен.

За совместителями, увольняемыми при сокращении штата, среднемесячный заработок на период трудоустройства не сохраняется, так как, имея основное место работы, они в трудоустройстве не нуждаются.

Кроме того, сотрудники, уволенные в связи с сокращением штата, имеют право на досрочное назначение пенсии (п. 2 ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон N 1032-1)). В этом случае пенсия им оформляется не ранее чем за два года до установленного законодательством РФ возраста выхода на пенсию.

Компенсация за неиспользованный отпуск

С работником, уволенным по сокращению штата, нужно провести окончательный расчет по зарплате и выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск. Если сотрудник не был в отпуске несколько лет, то компенсация выплачивается ему за все годы (ст. 127 ТК РФ).

Если работник проработал в учреждении менее шести месяцев, денежная компенсация за неиспользованный отпуск все равно выплачивается (Письмо Роструда от 23.06.2006 N 944-6).

Расчет денежной компенсации за неиспользованный отпуск производится так же, как и при исчислении отпускных (ст. 139 ТК РФ). Компенсация за неиспользованный отпуск рассчитывается в соответствии с п. п. 4, 10 — 12 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922.

Рассмотрим на примере расчет выходного пособия и компенсации за неиспользованный отпуск.

Пример. Сотрудника учреждения образования уведомили о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата 23.04.2008. На работу он был принят 01.09.2006, дата увольнения — 24.06.2008. Сумма начисленной заработной платы за предыдущие 12 месяцев составила 126 000 руб., расчетный период отработан полностью. Работник обратился в службу занятости в двухнедельный срок после увольнения, на новую работу он устроился 07.09.2008. Необходимо рассчитать размер выходного пособия, сохраняемый средний заработок, а также компенсацию за неиспользованный отпуск.

1. Выходное пособие равно среднемесячному заработку.

Среднедневной заработок — 357,14 руб. (126 000 руб. / 12 мес. / 29,4 дн.).

Сумма выходного пособия составит 10 714,2 руб. (357,14 руб. x 30 кал. дн.) (с 25.06.2008 по 24.07.2008).

В рассматриваемой ситуации работник в течение первого месяца (с 25.06.2008 по 24.07.2008) после увольнения не трудоустроился. В этом случае сумма выходного пособия, выплаченного в связи с увольнением, засчитывается в счет сохраняемого среднего заработка за первый месяц после увольнения. При этом данному работнику выплачивается средний месячный заработок за второй месяц после увольнения (с 25.07.2008 по 24.08.2008 (31 кал. дн.)), поскольку он не был трудоустроен. Указанная выплата составит 11 071,34 руб. (357,14 руб. x 31 кал. дн.) (выплата производится по предъявлении паспорта и трудовой книжки).

В течение третьего месяца бывший сотрудник устроился на другую работу, поэтому учреждение не должно производить выплату среднего заработка за этот месяц.

Так как сотрудник отработал только 10 месяцев в расчетном периоде, служащем основанием для исчисления срока предоставления ему очередного отпуска в 2008 г. , рассчитаем количество дней, за которые будет выплачена компенсация: 28 дн. / 12 мес. x 10 мес. = 23,33 дн. Сумма компенсации составит 8332 руб. 08 коп. (23,33 дн. x 357,14 руб.).

Расчетный период для отпуска в 2008 г. — с 01.09.2007 по 01.09.2008, а сотрудник уволился 24.06.2008, поэтому отпуск следует рассчитать за 10 месяцев.

Бухгалтерский учет и налогообложение

Согласно Инструкции N 148н и Указаниям N 145н бухгалтерская запись при начислении выходного пособия, среднемесячного заработка и компенсации за неиспользованный отпуск будет следующей:

Дебет счетов 1 401 01 211 «Расходы по заработной плате», 2 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)»

Кредит счета 1 (2) 302 01 730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате».

Приказ Минфина России от 30.12.2008 N 148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету».

Приказ Минфина России от 25.12.2008 N 145н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

Выходные пособия увольняемых сотрудников в связи с сокращением численности или штата работников не подлежат обложению:

— пенсионными взносами (п. 2 ст. 10 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»);

— страховыми взносами в ФСС (п. 1 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 N 765).

Компенсация за неиспользованный отпуск подлежит обложению НДФЛ, но не облагается ЕСН, взносами на обязательное пенсионное страхование и на страхование от несчастных случаев.

Что касается налога на прибыль, то в случае, если выплаты сокращаемому работнику производятся за счет внебюджетных средств, указанные суммы можно учесть в составе расходов на оплату труда и уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на основании п. 9 ст. 255 НК РФ (Письмо Минфина России от 11.03.2009 N 03-04-06-01/54).

Отдельные вопросы по расчетам с работниками, увольняемыми по сокращению штатов

Вопрос: Если под сокращение подпадает пенсионер, с которым заключен срочный договор, то обязано ли учреждение произвести работнику-пенсионеру выплаты в связи с его увольнением по сокращению штата?

С пенсионерами по возрасту могут заключаться срочные трудовые договоры (ст. 59 ТК РФ). Работодатель вправе до истечения срока договора расторгнуть его в связи с сокращением численности или штата работников организации на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Следовательно, положения ст. 178 ТК РФ в этом случае распространяются на данного работника, и ему положены выплаты, указанные в данной статье.

Вопрос о сохранении за уволенным пенсионером среднего месячного заработка в течение третьего месяца является спорным, и в арбитражной практике по нему нет единого мнения.

В Постановлении ФАС ЦО от 16.03.2004 N А23-2779/03А-15-259 изложена следующая позиция. Согласно ст. 28 Закона РФ N 1032-1 государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице. Согласно п. 3 ст. 3 указанного Закона граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости, не могут быть признаны безработными. Поэтому средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения работнику, получающему пенсию по возрасту, не выплачивается. Аналогичная позиция изложена в Постановлениях ФАС ПО от 05.07.2007 N А12-20261/06, ФАС ЦО от 02.04.2007 N А54-2967/2006.

Но некоторые суды решают этот вопрос в пользу работника-пенсионера. В Постановлении ФАС ВВО от 20.12.2007 N А43-4154/2007-9-174 суд пришел к мнению: выплачивать средний заработок за третий месяц необходимо. Он указывает на то, что стороной трудового договора в силу положений ст. ст. 56, 63 ТК РФ может быть любой гражданин, достигший 16-летнего возраста, так как иных возрастных критериев заключения трудового договора законодательство не содержит. Следовательно, лица пенсионного возраста, состоящие в трудовых отношениях с работодателем, являются субъектами правоотношений, на которых распространяются положения трудового законодательства (включая предоставление установленных ч. 1, 2 ст. 178 ТК РФ гарантий и компенсаций). На основании вышесказанного суд сделал вывод: из приведенных норм не следует, что гарантии при увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия по старости. Такую же точку зрения ФАС ВВО ранее выразил в Постановлении от 13.12.2006 N А11-2077/2006-К2-20/226.

Вопрос: Производится ли удержание алиментов с суммы выходного пособия?

Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 N 841 «О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» (далее — Перечень) установлены виды выплат, с которых удерживаются алименты. В частности, в п. 1 Перечня указаны виды заработной платы и дополнительных вознаграждений, с которых следует удерживать алименты. Согласно пп. «к» п. 1 Перечня удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится с суммы среднего заработка, сохраняемого за работником во всех случаях, предусмотренных законодательством о труде. Такого исключения, как выходное пособие, выплачиваемое при увольнении, п. 1 Перечня не содержит.

Таким образом, с дохода в виде выходного пособия, выплачиваемого в связи с сокращением штата работников организации, по мнению автора, удержание алиментов производится на общих основаниях.

Кроме того, с сумм среднего месячного заработка, выплачиваемого работнику на период трудоустройства, удержание алиментов производится в силу пп. «е» п. 2 Перечня.

Вопрос: Следует ли округлять количество календарных дней при расчете компенсации за неиспользованный отпуск?

Трудовой кодекс не содержит указания на округление количества календарных дней неиспользованного отпуска. По этому поводу Минздравсоцразвития в Письме от 07.12.2005 N 4334-17 сообщило следующее: если в организации принимается решение об округлении, например, до целых дней, это надо делать не по правилам арифметики, а в пользу работника. Так, если работнику положена компенсация за 25,45 дней, то можно округлить количество дней до 26.

Таким образом, для урегулирования вопроса о подсчете количества дней в целях исчисления компенсации за неиспользованный отпуск можно закрепить порядок округления количества дней в локальном нормативном акте учреждения (например, в правилах внутреннего трудового распорядка, приказе (распоряжении)).

Может возникнуть ситуация, когда работник, получивший в день увольнения окончательный расчет, через какое-то время заболел и вновь обратился в учреждение с просьбой об оплате больничного листа. Правомерны ли его действия в этом случае?

Согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ застрахованному лицу, утратившему трудоспособность вследствие заболевания или травмы в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой оно подлежит обязательному социальному страхованию, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается работодателем по его последнему месту работы либо территориальным органом Фонда социального страхования РФ. Таким образом, работодатель должен принять от бывшего работника листок нетрудоспособности и произвести все необходимые выплаты, при условии что работник заболел в течение месяца после увольнения. Выданный листок нетрудоспособности, согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона N 255-ФЗ, подлежит оплате в размере 60% среднего заработка.

Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию».

О.Заболонкова Редактор журнала «Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение»

Подписано в печать «Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение», 2009, N 6

hr-portal.ru

Сотрудник увольняется 31.05.2016 по сокращению штата из организации, расположенной в РКС. Организация выплачивает заработную плату на 31.05.2016, выходное пособие за первый месяц трудоустройства, компенсацию за неиспользованный отпуск. На получение пособия за второй и последующие месяцы трудоустройства нужно ли работнику писать заявление на получение пособия, предъявлять копию трудовой книжки и справку с центра занятости, т.е. какие документы должен требовать работодатель от работника на получение пособия за второй и последующие месяцы трудоустройства?

Работники районов Крайнего Севера имеют право на пособия при сокращении штата в течение 3-х месяцев без обращения в службу занятости и в течение четвертого, пятого, шестого месяцев, если в службу занятости обратились в течение месяца после увольнения (ст. 318 ТК РФ).

  • Написать заявление на имя руководителя организации на выплату пособия за второй месяц трудоустройства.
  • Предоставить трудовую книжку, в которой отсутствует запись о новом месте работы и ее копию (вы можете самостоятельно засвидетельствовать верность копии и оставить данную копию у себя в качестве подтверждения права работника на получение соответствующего среднемесячного заработка)

На основании вышеперечисленных документов издается приказ руководителя организации, по которому работнику будет выплачена компенсация за второй, третий месяц.

В рассматриваемой ситуации предоставление Решения органа службы занятости населения необходимо предоставить как основание для выплаты среднемесячного заработка работнику районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, уволенному в связи с сокращением численности или штата, в четвертом, пятом и шестом месяцах со дня увольнения.

Срока, в течение которого работник обязан предоставить решение органа службы занятости населения, действующее законодательство не устанавливает в связи с чем считаем, что работник может представить документы из службы занятости в любое удобное для него время.

Как выплатить средний заработок на период трудоустройства при сокращении или ликвидации организации сотрудникам, которые работают в районах Крайнего Севера

Средний заработок на период трудоустройства до трех месяцев (с зачетом выходного пособия) сохраняется за сотрудниками, которые работают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при увольнении в связи с:

В отличие от общего правила для сохранения среднего заработка на период трудоустройства за третий месяц таким сотрудникам решение службы занятости не нужно.

Об этом сказано в части 1 статьи 318 Трудового кодекса РФ.

Кроме того, средний заработок в указанных случаях может быть сохранен за такими сотрудниками и на период до полугода на основании решения службы занятости. Это возможно в том случае, если в месячный срок после увольнения сотрудник обратился в эту службу, но не был ею трудоустроен. Об этом говорится в части 2 статьи 318 Трудового кодекса РФ.

Аналогичный порядок при увольнении в связи с сокращением или ликвидацией организации распространяется на сотрудников, работающих:

  1. в местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, но включенных в перечень территорий, где выплачивают районные коэффициенты и процентные надбавки к зарплате (определение Верховного суда РФ от 11 ноября 2005 г. № 53-В05-9). Например, в южных районах Иркутской области и Красноярского края;
  2. на территории закрытых административно-территориальных образований (п. 4 ст. 7 Закона от 14 июля 1992 г. № 3297–1).

Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Нужно ли выплатить выходное пособие и средний заработок на период трудоустройства пенсионеру, уволенному в связи с сокращением. Организация расположена в районе Крайнего Севера.

При увольнении в связи с сокращением выплатите сотруднику:

  • выходное пособие в размере среднего месячного заработка;
  • средний заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения с зачетом выходного пособия. В исключительных случаях этот срок может быть увеличен до шести месяцев. Решение об этом должна принять служба занятости.

Такой порядок установлен в статье 318 Трудового кодекса РФ. Пенсионеры имеют те же права и обязанности, что и остальные сотрудники организации. Несмотря на то что пенсионеры не признаются безработными (п. 3 ст. 3 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1), им положена выплата выходного пособия и среднего заработка на период трудоустройства. Никаких исключений для них статья 318 Трудового кодекса РФ не предусматривает.

Такой подход подтверждают ФНС России в письме от 9 июня 2010 г. № ШС-37-3/3837 и Минфин России в письме от 15 марта 2006 г. № 03-03-04/1/234. При этом выводы, сделанные в данных письмах, основаны на разъяснениях Роструда. Правомерность указанного подхода подтверждают и суды, см. апелляционное определение Архангельского областного суда от 2 октября 2014 г. № 33-5021/2014.

Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

С уважением и пожеланием комфортной работы, Алена Татарникова,

m.kdelo.ru

Закон о компенсации взносов за капитальный ремонт для отдельных категорий населения вызвал много споров, а сам его текст был значительно видоизменён. Итак, надо ли платить за капремонт пенсионерам которым более 70 лет, и какие льготы по налогу на капитальный ремонт пенсионерам старше 70 лет предусмотрены?

Разрабатывался новый закон о льготах на капремонт для людей более 70 лет. При его первом чтении в декабре прошлого года предлагалось разрешить одиноко проживающим пенсионерам, перешагнувшим определённый возрастной рубеж, не платить взносы за капитальный ремонт.

Во втором чтении закон претерпел существенные видоизменения — речь шла уже о компенсации денежных средств пенсионерам, причём не всем, а подпадающим под особые критерии.

  • не имеют работы;
  • одиноки или проживают только вдвоём, причём один из семейной пары должен достигнуть указанного возраста;
  • собственники жилья;
  • не имеют задолженности по уплате взносов;
  • их жильё отвечает определённым социальным нормам.

Размер компенсации рассчитывает соцзащита по минимальному взносу за квадратный метр площади, каждый из субъектов Российской Федерации определяет его сумму самостоятельно.

Возврат средств полагается только за площадь жилья, которая предусмотрена региональными стандартами. На примере Белгорода: одинокий собственник недвижимости получает компенсацию за 33 квадратных метра, для пары пенсионеров стандарт — по 21 на каждого. Если 80-летний белгородец — собственник недвижимости площадью 42 квадратных метра, за девять «лишних» квадратов компенсация не начисляется.

Важно. Статья ч. 2.1 ст. 169 ЖК РФ определяет точный перечень категорий льготников и условия, на которых предоставляется выплата.

Окончательные решения о компенсациях принимаются на уровне администрации региона, они несущественно отличаются:

  • в Костромской области нормативные акты были приняты еще до нового года;
  • в Белгородчине закон начнёт действовать только в июле, но возместят средства, заплаченные с января;
  • Владимирская и Курская область возвращают деньги с апреля;
  • в Калужской области закон действовать будет только в 2016 году. После его эффективность оценят и запланируют программу на год будущий;
  • Брянская область только начинает работу по принятию нового регламента;
  • в Туле законопроект пока также не внесён на рассмотрение;
  • в Тамбовской области предварительно рассчитывают число льготников.

Важно. Федеральное законодательство обязывает граждан вносить плату за капремонт своевременно, в противном случае начисляются пени, а региональный оператор может обратиться в суд с требованием взыскания общей суммы пени и взносов, а также понесённых судебных расходов.

Смотрите ролик о том, каковы льготы по капитальному ремонту пенсионерам старше 70 лет.

  • оплатить задолженность, если она есть. В письмах пожилые люди жалуются, что платят за работу, до выполнения которой могут не дожить: программы капремонта зачастую рассчитаны на 15-20 лет и отказываются платить. Бойкотирующим оплату взносов компенсация начисляться не будет;
  • собрать и подать документы в соцзащиту либо МФЦ.

Первые в этом году начисления производятся в марте-апреле, выплачиваются через почтовые отделения либо переводятся напрямую на счёт пенсионеру ежемесячно.

Документы для льготы по капремонту пенсионерам старше 70 лет:

  • справка об отсутствии задолженности;
  • удостоверение личности собственника жилья;
  • документы, подтверждающие право на компенсацию;
  • свидетельство собственности на жилое помещение;
  • бланк заявления.

Закон о сокращении выплат разочаровал многих собственников жилья: программа изначально вызвала много вопросов, жалоб и претензий к власти и региональным операторам. Получение компенсации за взносы на капремонт называют каплей в море, но всё же он помогает уменьшить расходы на коммунальные платежи.

svoe.guru