Льготы на пенсию для жен военнослужащих

Какая будет пенсия — если нет трудового стажа, этот вопрос волнует многих. При отсутствии стажа не положена страховая (зависящая от стажа) пенсия. Но есть возможность получать социальную пенсию, подчиняющуюся особому закону РФ. Рассмотрим порядок его применения в нашей статье.

Большинство населения РФ трудится, работает в той или иной форме. Если человек в состоянии подтвердить стаж работы (не менее 8 лет для получения пенсии в 2017 году, 9 лет в 2018 году и т. д. до величины минимального стажа не менее 15 лет) и факт уплаты с доходов в этот период взносов в ПФР, он может претендовать на выплату страховой пенсии по старости.

Подробнее о страховых взносах в ПФР, читайте в статьях:

Условия ее назначения содержатся в ст. 8 закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ. Причем в стаж работы, необходимый для такой пенсии, могут включаться и некоторые нестраховые (нетрудовые) периоды, если они были в промежутках между периодами труда (ст. 12 закона № 400-ФЗ).

Ряд периодов может быть учтен с увеличенной продолжительностью (пп. 6 и 7 ст. 13 закона № 400-ФЗ), а при необходимости стаж, заработанный до вступления в силу закона № 400-ФЗ, допускается учитывать по правилам, действовавшим во время соответствующего работе периода (п. 58 постановления Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Получение страховой пенсии по ряду параметров существенно выгоднее, чем социальной. Так что, прежде чем начинать заниматься оформлением социальной пенсии, рекомендуется оценить все свои шансы и, может быть, предпринять шаги, результатом которых станет выплата все-таки страховой пенсии.

Вопрос о социальной пенсии по старости становится актуальным для нетрудоспособных лиц, у которых либо отсутствует необходимый страховой стаж, либо его недостаточно для установления страховой пенсии.

Поскольку действующее законодательство РФ не предполагает оставление таких лиц без средств к существованию, они вправе претендовать на получение социальной пенсии, условия применения которой содержатся в законе «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ.

На нашем форуме можно узнать еще много полезного и интересного. Например, тут можно уточнить, в стаж для расчета пенсии включается период обучения от предприятия или нет?: https://forum.nalog-nalog.ru/drugie-voprosy-po-uchetu-i-nalogam/dolzhen-li-period-ucheby-ot-predpriyatiya-vklyuchat-sya-v-stazh-pri-raschete-pensii/

Разница между результатами начисления страховой (с учетом стажа) и социальной пенсии (без трудового стажа) весьма существенна:

  • Страховая пенсия позволяет раньше, по сравнению с социальной, выйти на пенсию по старости. Если же у человека есть право на досрочный выход на страховую пенсию, этот разрыв в возрасте увеличивается еще больше.
  • Величина страховой пенсии существенно выше. Так, например, в 2017 году она составила в среднем по РФ 13 657 руб., в 2018 году с учетом индексации ее размер составит 14 045 руб., в то время как средняя величина социальной пенсии не превысила 8 742 руб. в 2017 году и 9 045 руб. в 2018 году.
  • Страховая пенсия пенсионера, продолжающего работать, ежегодно пересчитывается с учетом увеличения его стажа и суммы дополнительно уплаченных им взносов, что дает ощутимую прибавку к ней. Величина социальной пенсии, зависящей от других параметров, несмотря на обязательность ее ежегодной индексации, растет значительно медленнее.
  • Обе пенсии назначаются без ограничения срока, в течение которого они будут начисляться, но выплаты социальной пенсии в ряде случаев могут быть прекращены на время или навсегда.

Социальная пенсия представляет собой один из видов пенсий, выплата которых обеспечивается государством (п. 1 ст. 5 закона № 166-ФЗ). Так же как страховая, она выплачивается по случаю:

Установление социальной пенсии возможно только для нетрудоспособных лиц (п. 6 ст. 5 закона № 166-ФЗ) и только для граждан РФ (п. 1 ст. 11 закона № 166-ФЗ).

Из перечисленных видов социальной пенсии со стажем работы (точнее, его отсутствием на момент достижения возраста, определяемого как пенсионный) связана только пенсия по старости (п. 4 ст. 11 закона № 166-ФЗ). Лица, которым она назначается, делятся на 2 группы:

  • граждане РФ, а также постоянно (не менее 15 лет) живущие на ее территории иностранцы и лица, не имеющие гражданства, которые достигли 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин;
  • представители малочисленных народов Севера, постоянно (в т. ч. на день установления пенсии) живущие в районах исторического существования этих народов, возраст которых достиг 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин.

Таким образом, условиями для установления социальной пенсии по старости являются:

  • достижение возраста, с которого гражданин законодательно признается нетрудоспособным;
  • наличие гражданства РФ или постоянное длительное проживание на ее территории;
  • выбор гражданином именно этого вида пенсии из нескольких, если у него есть на них одновременное право.

Одновременное получение социальной пенсии по старости возможно вместе с пенсией по потере кормильца, также обеспеченной государством, но не являющейся социальной:

  • для родителей и жен (не заключивших новый брак) военнослужащих, погибших в результате военных действий во время службы (подп. 3–4 п. 3 ст. 3 закона № 166-ФЗ);
  • членов семей граждан, пострадавших при аварии на ЧАЭС или принявших участие в ликвидации ее последствий (подп. 5 п. 3 ст. 3 закона № 166-ФЗ);
  • членов семей умерших космонавтов (подп. 7 п. 3 ст. 3 закона № 166-ФЗ).

Социальная пенсия по старости должна быть назначена с 1-го числа месяца обращения за ней, а если право на нее возникает у лиц, получавших до наступления возраста нетрудоспособности пенсию по инвалидности, то со дня исполнения нужного количества лет (п. 1 ст. 23 закона № 166-ФЗ). Одновременно прекращается выплата пенсии по инвалидности.

Социальная пенсия устанавливается ПФР по месту жительства обращающегося за ней гражданина. Для оформления пенсии (если нет трудового стажа) по старости будут нужны такие документы:

  • заявление об установлении пенсии;
  • паспорт или иное удостоверение личности;
  • документ, подтверждающий нужный срок проживания в РФ;
  • документ, подтверждающий отношение к малочисленным народам Севера.

В случае, когда допускается одновременное установление пенсии по потере кормильца, не являющейся социальной, дополнительно потребуются документы, удостоверяющие соответствующее право.

О социальных пособиях по потере кормильца узнайте из этой статьи.

Величина социальной пенсии по старости прямо указана в подп. 1 п. 1 ст. 18 закона № 166-ФЗ:

  • 5 034 руб. 25 коп. — гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 лет (мужчины) и 50 лет (женщины), инвалидам 2 группы и др.;
  • 12 082 руб. 06 коп. — инвалидам с детства 1 группы и детям-инвалидам;
  • 10 068 руб. 63 коп. — инвалидам 1 группы, инвалидам с детства 2 группы и др.;
  • 4 279 руб. 14 коп. — инвалидам 3 группы.

Она начисляется с соблюдением ряда условий, таких как:

  • Обязательная ежегодная индексация, определяемая ростом прожиточного минимума для пенсионеров, с 1 апреля (ст. 25 закона № 166-ФЗ).
  • Применение районного коэффициента для пенсий, выплачиваемых лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравниваемых к ним (п. 2 ст. 18 закона № 166-ФЗ). При смене места жительства коэффициент меняется или исчезает согласно правилам его применения на соответствующей территории.

Если социальную пенсию назначают после страховой, связанной с инвалидностью, ее размер не может быть меньше величины начислявшейся по инвалидности пенсии на последний день ее выплаты (п. 3 ст. 18 закона № 166-ФЗ).

В связи с тем, что установление социальной пенсии по старости определено рядом вполне конкретных условий, ее выплата может быть прекращена, если гражданин:

  • Меняет место постоянного жительства в РФ на территорию, расположенную за ее пределами, или имеет 2 места постоянного жительства: на территории РФ и вне ее (п. 3.2 ст. 24 закона № 166-ФЗ).
  • Начинает работать, т. е. теряет статус нетрудоспособного лица (п. 5 ст. 11 закона № 166-ФЗ). Однако это не касается малочисленных народов Севера, не поименованных в указанном пункте.
  • Не получает пенсию в течение полугода (п. 4 ст. 24 закона № 166-ФЗ и подп. 1 п. 1 ст. 24 закона № 400-ФЗ). В этом случае происходит приостановка выплат на полгода, а затем, если не поступает заявление об их возобновлении, они прекращаются (подп. 2 п. 1 ст. 25 закона № 400-ФЗ).

О нюансах исчисления «северных» пенсий узнайте из статьи «Какой размер пенсии за работу в районах Крайнего Севера?».

Действующее законодательство РФ не допускает оставления граждан, не имеющих необходимого стажа работы для назначения страховой пенсии, без средств к существованию. При обращении в ПФР возможно установление социальной пенсии по старости, если выполняется ряд необходимых условий.

nalog-nalog.ru

Быть женой военнослужащего непросто, учитывая, что предстоят частые переезды и смена мест жительства, а также поиски работы, которой для женщин в маленьких городках и военных частях может и не быть.

Именно поэтому на законодательном уровне для данной категории предусмотрен отдельный порядок пенсионного обеспечения. Ведь быть надежным тылом защитника отечества тоже нелегкий труд, который соответственно и вознаграждается.

Преданно следуя за мужем в военную часть, которая зачастую расположена на достаточно большом расстоянии от крупных населенных пунктов, многие женщины жертвуют не только личным комфортом, но и возможностью трудоустроиться, а значит, и накопить стаж, необходимый для пенсионного обеспечения.

Более того, многие жены военных не могут трудоустроиться не только в связи с отсутствие работы, но и потому что в маленьких гарнизонах не предусмотрены детские сады, в которые крох можно оформить и выйти на работу.

Именно поэтому на законодательном уровне для супруг военнослужащих в порядке ст.10 ФЗ №76 предусмотрена норма, позволяющая зачесть время нахождения в расположении военной части без возможности трудоустроиться в общий стаж труда, который впоследствии станет основанием для получения пенсии по возрасту.

Так, в п.4 ст.10 ФЗ №76 сказано, что весь период нахождения в части вместе с супругом до 1992 года еще в СССР входит в общий стаж, независимо от расположения военного гарнизона. А вот после 1992 года женщина должна подтвердить свою невозможность трудоустроиться путем постановки на учет в Центр занятости, который поиском работы в соответствии с имеющимся образованием и будет заниматься.

Если же работа найдена не будет, женщину в установленном порядке признают безработной, что собственно и станет основанием для подтверждения факта невозможности трудоустроиться, который автоматически приведет к вхождению периода безработицы в общий трудовой стаж.

Кстати, период ухода за ребенком старше полутора лет также войдет в общий стаж преданной супруги, но только в том случае, если ребенок будет болеть и женщина сможет подтвердить медицинскими документами факт осуществления постоянного ухода за крохой.

Норма, предусмотренная в отношении детей, введена в действие в связи с тем, что военные гарнизоны зачастую располагаются не только на большом расстоянии от крупных населенных пунктов, но и в сложных климатических условиях, которые не всегда благоприятно влияют на здоровье детей. Именно поэтому матерям и предоставляется право ухаживать за ребенком в домашних условиях и получать ежемесячное пособие.

Также в п.7 ч.1 ст.12 ФЗ №400 сказано, что период пребывания супруги военнослужащего в месте расположения части при невозможности трудоустроиться будет учтен в общий стаж только в общей совокупности, составляющей 5 лет.

То есть женщина может несколько раз переезжать вслед за мужем и осуществлять уход за детьми на дому в течении 20 лет, но вот только пять лет из указанного срока будет признаны общим стажем, в то время как остальной период при невозможности подтвердить его официальным трудоустройством либо постановкой на учет в Центр занятости учтен не будет.

В силу специфики службы военнослужащий может переводиться в расположение частей буквально через каждые несколько лет, но вот его жена становиться на учет в Центр занятости множество раз в силу закона не имеет права.

Так, в порядке ст.31 ФЗ №1032-1 зарегистрироваться в качестве безработной можно только два раза, но с правом продления статуса до 36 месяцев — к примеру, в случае пребывания в декретном отпуске.

То есть женщина может заработать трудовой стаж только в минимальном размере за следующие периоды:

  • постановки на учет в качестве безработной с правом продления в связи с болезнью ребенка;
  • ухода за ребенком до полутора лет, но не более 6 лет в общей совокупности;
  • зачетом пребывания в военных частях совместно с мужем до 5-ти лет, но только при наличии статуса безработной.

Таким образом, неработающие жены военнослужащих в качестве социальной меры могут получить совокупный стаж труда до 11 лет и при этом приобрести право на социальную пенсию в минимальном размере, в порядке ст.4 ФЗ №166. При этом право на получение пенсионного обеспечения у женщин возникнет только при достижении пенсионного возраста — в 55 лет.

Учитывая заслуги перед отечеством, а также повышенную психологическую нагрузки и риск получения травмы при прохождении службы, для военнослужащих, а также их близких родственников, в то числе и жен, предусмотрен ряд социальных льгот и гарантий, финансируемых за счет средств федерального бюджета.

В порядке ст.15 ФЗ №76 военнослужащие имеют право на предоставление жилья для всей семьи с учетом нормы метража на каждого, а именно 18 метров по прибытии в военную части по новому месту службы. Если же служебного жилья в части не предусмотрено либо свободных мест нет, служащему гарантируется компенсация затрат по найму жилья в размере 2700 рублей ежемесячно в соответствии с п.2 Постановления Правительства №909.

Также в порядке ст.16 ФЗ №76 супруги военнослужащих имеют право на бесплатное обслуживание в военных клиниках, не говоря уже о медицинской страховке и обеспечении лекарственными препаратами за счет средств федерального бюджета. И на основании ст.20 ФЗ №76 жены военнослужащих имеют право на бесплатный проезд от места жительства до места расположения части мужа при переезде на новое место занятости служащего, в том числе и для проезда в отпуск 1 раз в год.

Так, в порядке норм трудового законодательства жены военнослужащих имеют право на административный отпуск до 14 дней в год в случае гибели мужа и право на внеочередное предоставление отпуска в тот период, когда мужу предоставлен основной отпуск.

В соответствии со ст.29 Закона РФ №4468-1 супругам военнослужащих положена пенсия по потере кормильца в случае, если супруг-военнослужащий умер, а жены не имеют источника дохода либо признаны нетрудоспособными в установленном законом порядке.

Также в порядке ст.30 жены могут получить пенсию по потере кормильца при достижении пенсионного возраста, а если на иждивении находится ребенок младше 8-ми лет, то и ранее, причем независимо от факта наличия трудоустройства.

Согласно норм, закрепленных в ст.24 ФЗ №76, жены погибших военнослужащих имеют право на:

  • компенсацию расходов за коммунальные услуги в размере, определенном Постановлением Правительства РФ №475;
  • компенсацию расходов за пользование телефоном, радио и телевидением;
  • выплату ежемесячного пособия в размере от 14 тысяч до 2800 рублей ежемесячно в случае гибели мужа либо признании его пропавшим без вести (п.9 ст.3 ФЗ №306);
  • единовременное пособие, при сроке беременности в 180 дней (п.60 Приказ Минздравсоцразвития РФ № 1012н) в размере 24565 рублей;
  • ежемесячное пособие на ребенка до 3-х лет (п.73 Приказ № 1012н) в размере 10528 рублей.

Супруги военнослужащих, несмотря на их самоотверженное пребывание с мужьями в самых отдаленных уголках РФ, могут выйти на пенсию только по достижении пенсионного возраста в порядке пенсионного законодательства, определенного нормами ФЗ №400, то есть в 55 лет.

Также в соответствии со ст.15 ФЗ №166 жены военнослужащих могут претендовать на пенсию по потере кормильца и ранее выше оговоренного возраста, но только в том случае, если они являются нетрудоспособными либо на их содержании находится ребенок умершего военного.

И согласно норм, оговоренных в ч.4 ст.15 ФЗ №166, супруга военного имеет право рассчитывать на 200% социальной пенсии в случае гибели своего мужа, при отсутствии стажа работы, который дал бы ей право на назначение пенсии по старости в необходимом размере.

Если же военная чета проживала в условиях Крайнего Севера, то пенсия будет назначена еще и с соответствующим коэффициентом, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 216.

Как правило, жена военнослужащего имеет право на льготную пенсию только в том случае, если ее муж погиб при исполнении либо умер вследствие полученной травмы.

В подобной ситуации вдова, а также ее дети могут рассчитывать на пенсию по потере кормильца, которая назначается с учетом заслуг погибшего военнослужащего и размера его денежного довольствия. Если же военнослужащий продолжает служить его супруга имеет право на пенсию только в общем порядке, а именно, по старости.

В соответствии со ст.8 ФЗ №400 пенсия по старости устанавливается при соблюдении следующих условий:

  • достижении возраста 55 лет;
  • наличия минимального стажа в 15 лет;
  • перечислении взносов в ПФ;
  • ИПК не менее 30.

Для того чтобы оформить пенсионное обеспечение, женщине всего лишь нужно предоставить установленный законом пакет документов в соответствующий орган, который документы примет и изучит на предмет достоверности путем подачи дополнительных запросов в военкоматы по месту службы мужа и мест работы женщины и разъяснит, как начисляется пенсия в соответствии с имеющимся стажем.

Но для начала женщине нужно посетить ПФ РФ по месту нахождения с учетом прописки для предварительной консультации хотя бы за три месяца до 55-летия, для того чтобы выяснить условия назначения и перечень документов, которые нужно будет представить в связи с назначением пенсии.

Затем во исполнение норм ч.6 ст.21 ФЗ №400 женщине нужно будет представить следующий пакет документов:

  • удостоверение личности;
  • свидетельство о браке;
  • трудовую книжку;
  • свидетельство о рождении детей;
  • справку из военкомата о местах и сроке службы мужа;
  • справку с Центра занятости о постановке на учет;
  • справку о заработной плате с места работы;
  • справку о том, что женщина не получает пенсию другого вида, допустим, по инвалидности либо по потере кормильца.

Все вышеперечисленные документы нужно будет приложить к заявлению, бланк которого выдадут в ПФ, и предоставить в территориальное отделение по достижении пенсионного возраста в соответствии со ст.22 ФЗ №400.

При этом после подачи документов, при условии подтверждения всех периодов стажа, жене военнослужащего будет установлена пенсия по старости на бессрочной основе, конечно если она со временем не захочет перейти на пенсию мужа после его смерти.

Где оформить доверенность на получение пенсии? Узнайте тут.

Какие пенсионные выплаты после смерти положены родственникам? Смотрите здесь.

После изучения предоставленных документов женщине будет установлена пенсия, размер которой будет зависеть от нескольких факторов:

  • совокупного трудового стажа;
  • ИПК;
  • стоимости одного балла.

В соответствии с законом, жена военнослужащего имеет право на включение времени пребывания в военных гарнизонах совместно с мужем только в течении 5 лет, при наличии детей — еще в размере полутора лет за каждого ребенка, но не свыше 6 лет.

Также в общий стаж будет включен период пребывания в статусе безработной на протяжении 2-х лет и трудовая деятельность, если она имела место.

Таким образом, жена военнослужащего может в общей совокупности за 25 лет службы мужа заработать стаж, дающий ей право на получение пенсии по старости.

Если же необходимый для установления пенсии на общих основаниях минимум стажа женщина не заработала, то ей будет назначена социальная пенсия, в порядке ч.2 ст.4 ФЗ №166.

Хотя в случае ранней смерти мужа уже вдова сможет претендовать на военную пенсию супруга в размере, установленном ст.15 ФЗ №166, в зависимости от группы инвалидности мужа либо причины смерти.

Стандартная пенсия состоит из двух частей, а именно, фиксированной выплаты, которая составляет 4558,93 рубля, и ИПК, который рассчитывается в соответствии с формулой, оговоренной в ст.15 ФЗ №400.

То есть ИПК будет высчитываться в прямой зависимости от имеющегося в наличии стажа работы и размера отчислений в ПФ за оговоренный период.

При этом женщина будет иметь право на повышение фиксированной выплаты в том случае, если стаж ее работы был получен в районах Крайнего Севера либо она достигла 80 лет, в порядке норм, установленных ст.17 ФЗ №400.

И конечно, женщина будет иметь право на региональные выплаты, которые установлены в каждом субъекте РФ, и на увеличение уже установленной пенсии посредством индексации в порядке, определенном законом.

При начислении пенсии используются нормы ст.15 ФЗ №400, в которой оговорены формулы расчета пенсии.

Стоимость 1 балла по состоянию на 01.01.2017 составляет 74,27 рублей.

ИПК женщины в соответствии с законом составляет 30 баллов, из которых 5,4 относятся к декретному отпуску по уходу за двумя детьми.

Таким образом пенсия женщина будет составлять 6787,03 рубля.

В соответствии со ст.23 ФЗ №400 перерасчет пенсии может быть произведен в следующих случаях:

  • увеличение стажа, если женщина после оформления пенсии продолжит трудовую деятельность;
  • приобретение инвалидности и желание перейти на оговоренный вид пенсии;
  • смерть мужа-военного и переход на пенсию мужа уже по потере кормильца;
  • увеличении фиксированной выплаты при достижении 80 лет.

Как начисляется пенсия муниципальным служащим? Узнайте тут.

В соответствии с п.8 ст.3 ФЗ № 306 вдове умершего военнослужащего положена единовременная выплата в размере 3 миллионов рублей при условии, что служащий умер от ранения либо заболевания, полученного на службе в течении года после увольнения в запас.

В соответствии со ст.29 Закона РФ №4468-1 право на льготную пенсию военнослужащего в случае его смерти имеет только супруга при наличии свидетельства о браке. После расторжения брака на пенсию данного вида женщина претендовать не может, хотя при выходе на пенсию по старости трудовой стаж, полученный в период пребывания в гарнизоне в качестве супруги, учитывается на основании справки для пенсии, полученной от командования части.

Согласно норм, оговоренных в п.5 ст.23 ФЗ №400, перерасчет пенсии после 80 лет осуществляется автоматически в два раза с учетом установленной ранее пенсии, и фиксированной выплаты, которая собственно и подлежит перерасчету.

Льготы женам военнослужащих при выходе на пенсию, прежде всего, заключаются в том, что женщина, пребывая с мужем в военной части и не работая, может увеличить совокупный стаж работы на пять лет. Также же женщине дано право в случае безвременной кончины мужа воспользоваться его военной пенсией в размере, пропорциональном ранее установленному довольствию.

kadriruem.ru

Это право на досрочную трудовую пенсию по старости для «северян» регулируется Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Рос­сийской Федерации».

Особенности назначения «северянам» досрочных пенсий состоят:

в снижении пенсионного возраста за длительную работу на Севере, посколь­ку продолжительность жизни «северян» на 5-6 лет меньше, чем в среднем по России;

в льготном порядке исчисления общего трудового стажа, что связано с отрица­тельным воздействием на организм работника неблагоприятных природно-климатических условий;

в начислении районных коэффициентов к пенсиям, а также к компенсаци­онным выплатам, связанных с высокой стоимостью жизни в северных рай­онах.

У «северян» право на досрочную пенсию по старости возникает в более раннем возрасте, чем у граждан, работавших на территориях с обычными природно-климатическими условиями:

мужчины по достижении 55 лет и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севе­ра или не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к ним, при наличии страхового стажа 25 лет — для мужчин и 20 лет — для женщин;

женщинам, имеющим двух и более детей, пенсия по старости назначается по достижении возраста 50 лет при наличии страхового стажа не менее 20 лет, если они проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севе­ра или не менее 17 календарных лет в местностях, к ним приравненных.

Продолжительность требуемого специального стажа зависит от суровости природно-климатических условий (более тяжелыми являются районы Крайне­го Севера, чем местности, к ним приравненные), поэтому установлены правила суммирования периодов работы в разных северных районах и местностях.

Пенсия в таких случаях устанавливается за 15 календарных лет работы в районах Край­него Севера. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравнен­ных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Законом предусмотрена возможность назначения пенсии со снижением возрас­та пропорционально имеющемуся стажу.

Для этого требуется не менее 7 лет 6 ме­сяцев работы в районах Крайнего Севера.

В этом случае трудовая пенсия назна­чается с уменьшением пенсионного возраста на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

Льготный порядок исчисления северного стажа применяется при подсчете об­щего трудового стажа для назначения пенсии на общих основаниях, а также в свя­зи с особыми условиями труда, который исчисляется в полуторном размере неза­висимо от факта заключения срочного трудового договора.

Данная норма устанавливает право на пенсию по старости при неполном общем трудовом стаже, если он составляет не менее 5 лет.

Соответственно лицам, работавшим только на Севере, пенсия по старости при неполном трудовом стаже может быть назначена, если такая работа продолжалась не менее 3 лет 4 месяцев (3 года 4 месяца = 40 мес; 40 мес х 1,5 = 60 мес = 5 лет).

В полуторном размере северные периоды включаются в общий трудовой стаж женщине с двумя и более детьми, а также для назначения пенсии участникам лик­видации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения в со­ответствии с Федеральным законом «О социальной защите граждан, подвергших­ся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В льготном (полуторном) размере в общий трудовой стаж засчитываются не любые периоды, учитываемые в составе этого стажа, а только периоды работы (службы).

Право на досрочную пенсию имеют оленеводы, рыбаки, охотники-промысловики, постоянно проживающие в районах Крайнего Севера и приравнен­ных к ним местностях:

мужчины — по достижении возраста 50 лет и при стаже работы не менее 25 лет;

женщины — по достижении возраста 45 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Работа в качестве оленевода, рыбака и охотника-промысловика является рав­ноценной, поэтому им может быть назначена пенсия, если специальный трудо­вой стаж данного лица состоял из работы и оленеводом, и рыбаком, и охотником-промысловиком. В данном случае право на пенсию зависит не только от местности, где проходила трудовая деятельность, но и от характера работы.

Этим категори­ям работников пенсия устанавливается при пониженном пенсионном возрасте по сравнению с «северянами», занятыми на обычных работах. Для них установлено особое условие — факт постоянного проживания в северных районах.

В то же вре­мя для женщин требуемый стаж на 5 лет меньше, чем для мужчин.

Для назначения пенсии достаточно проработать оленеводом, рыбаком и(или) охотником-промысловиком на Севере мужчинам — не менее 16 лет 8 месяцев, жен­щинам — не менее 13 лет 4 месяца в календарном исчислении.

Для северных работников применяется общее правило о том, что к специально­му трудовому стажу приравнивается работа, дающая право на пенсию в связи с осо­быми условиями труда. Причем если она протекала в северных районах, то засчитывается в специальный стаж оленеводов, рыбаков и охотников-промысловиков в полуторном размере.

Работа же с обычными условиями труда во внимание не принимается независимо от местности, где она осуществлялась.

Например, если работа протекала в местностях, приравненных к районам Край­него Севера, и составляет менее 20 лет, то сначала надо установить, какова про­должительность стажа этой работы при переводе его в стаж работы в районах Крайнего Севера, а затем применять правило о назначении пенсии с уменьшени­ем возраста.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 меся­цев, досрочная пенсия назначается с уменьшением возраста на 4 месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера.

Каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за 9 ме­сяцев работы в районах Крайнего Севера.

Стаж работы в районах Крайнего Севера

Возраст, с которого возникает право на пенсию

www.ypensioner.ru

Общий трудовой стаж — величина, приобретающая значение для определения размера начисляемой пенсии с учетом в ней периодов работы до 01.01.2002. Рассмотрим, что в него входит и как он рассчитывается.

Общий трудовой стаж, включающий в себя все периоды трудовой, а также общественно-полезной деятельности гражданина, играет особую роль для учета в расчете пенсии периодов работы до 01.01.2002. После этой даты в связи с началом действия закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ это понятие заменяется определением «страховой стаж», сведения о котором начинают аккумулироваться уже непосредственно в ПФР.

О том, как в ПФР попадает информация о страховом стаже и доходах каждого человека, читайте в статье «С какого года введен персонифицированный учет?».

Принципиально эти 2 вида стажа различает то, что в общем трудовом стаже учитываются периоды трудовой и общественно-полезной деятельности, осуществлявшейся гражданином, а в страховом — периоды уплаты взносов с его доходов в ПФР. С введением закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ размер пенсии начал зависеть от разных величин в зависимости от периода осуществления трудовой деятельности:

  • для периода до 01.01.2002 — от продолжительности общего трудового стажа и объема среднемесячного заработка;
  • для периода с 01.01.2002 — от суммы уплаченных в ПФР взносов и наличия минимального страхового стажа.

Новый и старый алгоритмы расчета пенсии оказались несопоставимы. Права на пенсию, заработанные гражданином до 01.01.2002, при применении новых правил нельзя было учесть без соответствующей увязки данных. Для этого п. 1 ст. 30 закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ предусмотрел возможность пересчета этих прав в сопоставимую с новыми правилами сумму: расчетный пенсионный капитал, накопленный на дату изменения законодательства. В формулу расчета этого капитала входит величина расчетного размера трудовой пенсии, которая может быть определена по одному из 2 алгоритмов, приведенных, соответственно, в п. 3 или п. 4 ст. 30 закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ.

Различия в установлении расчетного размера трудовой пенсии не ограничиваются разницей в формулах их расчета: различаются также и перечни периодов, формирующих общий трудовой стаж, задействованный в них.

Для расчета по п. 3 ст. 30 закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ общий трудовой стаж состоит из периодов:

  • любых видов работы (в т. ч. творческой деятельности) в РФ или за ее пределами;
  • военной службы;
  • болезни, возникшей вовремя работы, или инвалидности 1-2 групп, связанной с работой;
  • необоснованного излишнего пребывания в заключении;
  • учета в службе занятости в связи с безработицей.

Для расчета по п. 4 ст. 30 закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ в общий трудовой стаж помимо вышеперечисленных периодов дополнительно входит время:

  • профессионального обучения;
  • ухода за нетрудоспособным человеком;
  • декретного отпуска и ухода за детьми до 3 лет (но не больше 9 лет);
  • отсутствия возможности трудиться у жен военнослужащих, пребывающих с мужьями по месту службы, и жен лиц, направленных на работу за границу. В последнем случае этот период не должен превышать 10 лет;
  • нахождения в период ВОВ на оккупированных территориях, в концлагерях или в блокадном Ленинграде.

Периоды, входящие в общий трудовой стаж, принимают в этот расчет по их реальной календарной продолжительности путем суммирования (п. 3–4 ст. 30 закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ). Однако есть ряд исключений, согласно которым относящиеся к ним промежутки учитывают в увеличенном размере. Например, для обоих вариантов определения общего трудового стажа за полный год принимается время работы в течение полного сезона в сезонных отраслях деятельности.

В расчете стажа по п. 4 ст. 30 закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ дополнительно увеличивается время:

  • работы на Крайнем Севере, в районах, приравненных к нему, в зоне аварии на ЧАЭС — в 1,5 раза;
  • службы призывника в армии, работ в лепрозориях, противочумных учреждениях, работы во время ВОВ (кроме районов оккупации), проживания в блокадном Ленинграде, нахождения в концлагере — в 2 раза;
  • участия в боевых действиях и службы в зоне аварии на ЧАЭС, лечения военных травм, работы в блокадном Ленинграде, необоснованного содержания в местах заключения — в 3 раза.

Право выбора формулы расчета и, соответственно, оценки общего трудового стажа законом оставлено за застрахованным лицом. Однако на практике такой расчет делает ПФР по имеющимся у него документам, выбирая из 2 вариантов наиболее выгодный для пенсионера.

Протяженность стажа оценивается в годах, месяцах и днях. При этом за полный месяц принимается 30 календарных дней, а за год — 12 месяцев (п. 47 постановления Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 и п. 35 действовавшего до него постановления Правительства РФ от 24.07.2002 № 555).

В качестве основного документа, подтверждающего общий трудовой стаж, используется трудовая книжка. При ее утрате, наличии в ней дефектных записей или при их отсутствии стаж может быть подтвержден:

  • справками;
  • выписками из учетных документов работодателя;
  • трудовыми договорами;
  • архивными документами;
  • показаниями свидетелей.

О правилах оформления записей в трудовой книжке подробнее читайте в материале «Инструкция по заполнению трудовых книжек».

Определение общего трудового стажа приобретает особую значимость для учета в расчете суммы пенсии прав на нее, приобретенных до вступления в силу закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, установившего новый порядок ее начисления. Существуют варианты учета этого стажа, в выборе которых вправе участвовать само застрахованное лицо. Стаж должен иметь документальное подтверждение.

nalog-nalog.ru

Все индивидуальные предприниматели отдают государству часть от своего дохода – две фиксированные суммы в Пенсионный фонд РФ и в Федеральный фонд обязательного мед. страхования. При этом если у ИП есть работники в подчинении, то взносы в ПФР и ФФОМС он должен вносить за себя и за работников.
– Куда сколько
– Если ИП работает меньше года
– Как понять, сколько заработал ИП
– Нюансы уплаты
– Как можно внести средства
– Об оформлении документов на уплату
– Кто имеет право на льготы
– Повышение 2016

Всего ИП каждый год должен отдавать по 23 153,33 рубля – в ПФР 19 356,48 рублей и 3 796,85 рублей в ФФОМС. Такова сумма взносов в 2016 году. Но если доход ИП за отчетный год выше 300 000 рублей, он должен отдать в ПФР еще 1 процент с заработанной суммы свыше этих 300 000. То есть, если человек зарабатывает за год 700 000 рублей, то от оставшихся 400 000 (700 000 – 300 000) нужно высчитать 1% и отдать их в Пенсионный фонд.

Формула для расчета взносов в ПФР и ФФОМС, если ИП зарабатывает больше 300 000, будет выглядеть следующим образом:

Сумма взносов = основной взнос в ПФР + (доход – 300 000)*0.1 + взнос в ФФОМС

Допустим, ИП Петров А.А. за прошлый год заработал 700 000 рублей. В таком случае он должен отдать в Пенсионный фонд 19 356,48 рубля (основной взнос в ПФР), 4 000 (дополнительный взнос в ПФР – (700 000 – 300 000) * 0.1) и 3 796,85 в качестве взноса на медицинское страхование. Всего получается 27 153,33 единиц национальной валюты.

Платить деньги государству нужно даже тогда, когда предприниматель работает не ровно один год, а меньше. В таком случае формула для расчета будет выглядеть следующим образом:

Сумма взносов в ПФР = МРОТ (минимальная зарплата, в 2016 году равна 6 204 рубля) * 0.26 (тариф взносов в Пенсионный фонд – 26%) * число месяцев работы + МРОТ * 0.26 * число дней, которые остались в месяце (если есть неполный месяц работы) / общее число дней в этом неполном месяце работы

Сумма взносов в ФФОМС = МРОТ (минимальная зарплата, в 2016 году равна 6 204 рубля) * 0.26 (тариф взносов в Фонд страхования – 5,1%) * число месяцев работы + МРОТ * 0.26 * число дней, которые остались в месяце (если есть неполный месяц работы) / общее число дней в этом неполном месяце работы

Стоит отметить, что для разных категорий индивидуальных предпринимателей тарифы будут разными, а конкретно:

  1. Для тех, кто применяет общую систему налогообложения – 25% пенсионное страхование и 5,1% медицинское.
  2. Для тех, кто применяет патентную систему – 20% и 0% соответственно.
  3. Для людей, работающих в сфере медицины (фармацевты) – 20% и 0%.
  4. Для являющихся резидентами особой зоны экономического воздействия и осуществляющие рекреационную деятельность – 8% и 4%.
  5. Для применяющих упрощенную систему налогообложения – 20% и 0%.
  6. Для жителей Крыма и Севастополя – 6% и 0,1%.
  7. Для жителей территорий, которые опережают экономическое развитие остальной территории Российской Федерации – 6% и 0,1%.
  8. Для резидентов порта во Владивостоке – 6% и 0,1%.

Допустим, тот же Петров А.А. начал свою деятельность 6 марта 2016 года. Заработал он те же 700 000. Для расчета суммы, которую нужно внести в фонд пенсионного страхования, следует провести такой расчет:

6 204 (МРОТ) * 0.26 * (12-3, так как март – это третий месяц) + 6 204 * 0.26 * (31-6) / 31 = 15 818,2

К этому нужно добавить 1 процент от суммы свыше 300 000, рассчитанный нами ранее, то есть еще 4 000 рублей. Получится 19 818,2.

Расчет же суммы, которую следует отдать для медицинского страхования, будет выглядеть так:

Всего нужно будет отдать государству 19 818,2 + 3102,8 = 22 921 рубль.

Чтобы отдать в Пенсионный фонд правильную сумму денег, необходимо понять, сколько заработал ИП за отчетный год. Для вычисления доходов следует обратить внимание на систему налогообложения предпринимателя. Так если ИП сдает налоги по системе УСН (упрощенная система налогообложения), то учитываются все доходы, учитываемые при расчете налога по этой системе.

Подсказка: Если человек обслуживается по упрощенной системе налогообложения, то его доходы будут указаны в налоговой декларации – строка 113, раздел 2.1.

Чтобы понять, сколько платить, нужно посмотреть на систему налогообложения

Для системы с единым налогом (ЕНВД) учитывается доход за год, который тоже указан в отчетных документах, а конкретно в декларации по ЕНВД – строка 100, раздел 2. При этом нужно взять общую сумму по этой строке на 4 квартала отчетного года. Наконец, если ИП обслуживается по патентной системе, которая предполагает освобождение от нескольких видов налогов, ему необходимо указывать ту сумму денег, которую он потенциально может заработать за период действия патента. Бывают ситуации, когда ИП совмещает сразу несколько форм налогообложения, тогда в ПФР нужно отдавать общую сумму дохода по всем этим формам.

Согласно действующему законодательству высчитанную сумму взносов в ПФР и ФФОМС необходимо перевести на счета до 31 декабря 2016 года. Сделать это можно единым платежом или же частями – каждый месяц, квартал или другой удобный для предпринимателя период времени. После внесения платежа следует взять квитанцию об оплате, чтобы по требованию предъявить ее сотрудникам контролирующего органа. Дополнительный 1% на доход больше 300 000 рублей нужно перечислить на счет государства до 1 апреля 2017 года. Эти правила действуют уже много лет, и не будут изменяться в будущем. То есть в 2017 году основную часть денег нужно будет внести до 31 декабря 2017 года, а дополнительную – до 1 апреля 2018 года и так далее по аналогии.

Важно: средства на пенсионное и медицинское страхование следует перечислять отдельными платежами. Если имеет место дополнительная часть страхового платежа (1%), ее следует вносить отдельно. Таким образом, должно получиться три отдельных квитанции об оплате.

Средства на страхование можно отдать государству одним из таких способов:

  1. В банке. Для этого необходимо пойти в ближайшее отделение Пенсионного фонда и взять там реквизиты, куда перечислять средства. Нередко их можно найти на официальном сайте этого государственного органа в своем регионе. Но лучше все-таки лично пообщаться с сотрудником и разузнать все нюансы, ведь информация на сайте может быть устаревшей.
  2. В кассе. В некоторых регионах страны реализована возможность уплаты страховых платежей прямо в кассе Пенсионного фонда Российской Федерации. Способ этот очень простой: приходите в кассу со всеми документами, даете деньги кассиру и берете у него чек. Дело сделано!

К сожалению, пока что возможность делать такие взносы при помощи интернет не реализована. Зато там можно найти все необходимые для этого документы и почитать новости по теме.

Чтобы внести средства в оба фонда, необходимо сформировать так называемое платежное поручение. Сделать это легче всего на сайте Пенсионного фонда, по ссылке pfrf.ru/eservices/pay_docs/. Для заполнения этого документа понадобится знать коды КБК, выглядят они следующим образом:

  • 392 1 02 02140 06 1100 160 для пенсионного страхования;
  • 392 1 02 02103 08 1011 160 для медицинского страхования;
  • 392 1 02 02140 06 1200 160 для пенсионного страхования на сумму, превышающую 300 000 рублей;
  • 392 1 02 02010 06 2100 160 для пени;
  • 392 1 02 02010 06 2200 160 для процентов;
  • 392 1 02 02010 06 3000 160 для штрафов.

Само платежное поручение заполняется в такой последовательности:

  1. Сначала заполняется поле под номером 101, то есть статус плательщика. Там нужно указать «08», что и будет обозначать индивидуального предпринимателя.
  2. В поле «Плательщик» указываем ФИО человека и адрес его фактического проживания (не адрес прописки).
  3. В поле номер 21 «Очередность платежа» нужно поставить цифру 5.
  4. Строку «Код» (№22) оставляем с цифрой 0, как и «КПП плательщика» (№102).
  5. Теперь заполняем КБК согласно вышеизложенному списку.
  6. Поле 105, ОКТМО заполняется согласно месту жительства. Это значит, что нужно отправиться в отделение Пенсионного фонда по месту жительства и спросить там код ОКТМО.
  7. В полях 106-110 оставляем ноли.
  8. Поле под номером 24, то есть назначение платежа заполняем согласно тому, куда мы хотим отдать средства.

Если индивидуальный предприниматель отказывается делать страховые взносы, государство может наложить на неплательщика штраф 20-40% от суммы долга. Если не вовремя предоставить декларацию, государство также может потребовать у человека платежи в максимальном размере по состоянию на отчетный год. Наконец, за каждый день просрочки накладывается пени в размере 0,003 объема рефинансирования Центрального Банка РФ. В общем, страна свои деньги все равно получит, только сам предприниматель может сильно пострадать из-за своей невнимательности.

В определенных случаях предпринимателю разрешается не платить соответствующие средства государству. Конкретно, это происходит в следующих случаях:

  1. Человек проходит службу в армии.
  2. Человек ухаживает за матерью или отцом, которые являются нетрудоспособными.
  3. Родитель осуществляет уход за ребенком. Допустимо только для одного из двух родителей и только до того, как ребенку исполнится 1,5 года.
  4. Человек ухаживает за инвалидом или тем, кому уже исполнилось 80 лет (при этом он даже может получать небольшое пособие от государства).
  5. Допускается не платить взносы супругам военнослужащих, которые проходят службу в отдаленных местностях, ведь те должны сопровождать своих мужей.
  6. Такая возможность есть у жен и мужей, чьи супруги работают за границей по поручению правительства Российской Федерации, являются торговыми или деловыми представителями РФ, участвуют в конференциях и деловых встречах. Допустимо только на протяжении пяти лет.

Только чтобы государство не считало Вас недобросовестным гражданином и не смогло начислять пени и штрафы, все вышеуказанное нужно подтвердить документами. В действующем законодательстве нет перечня документов, которые нужны в данном случае. Но для каждой ситуации и так понятно, какая бумага понадобится. К примеру, в случае прохождения воинской службы нужно предоставить копию военного билета. Если осуществляется уход за инвалидом, то удостоверение и паспорт того, за кем ухаживают. Те, кто сидит с ребенком, должны представить его свидетельство о рождении и так далее.

Больше информации по поводу внесения средств в страховые фонды, КБК и других нюансов изложено в этом вебинаре.

В 2016 году произошло повышение размера обязательных страховых платежей. В последние годы этот размер тоже постепенно становился больше. Так в 2012 году нужно было отдать 17 208,25 рублей на пенсионное обеспечение. Как говорилось выше, в 2016 году нужно будет отдать уже 19 356,48 единиц национальной валюты. Такое повышение связано со стремлением правительства оптимизировать бюджет, как заявляют сами чиновники. Также такой шаг позволит увеличить объем поступлений. Это означает, что в будущем всем нам должны платить хорошие пенсии, которые позволили бы хорошо жить даже с учетом инфляции. Но проблема в том, что инфляция настолько высока, что даже такое повышение не спасет ситуацию. Правда в том, что сейчас в российском бюджете имеется огромная дыра и залатать ее будет непросто.

Экономические последствия подобных повышений оказались настоящим ударом по благосостоянию отечественных предпринимателей и бизнеса в целом. Особенно это коснулось тех, кто зарабатывает меньше 300 000 рублей в год. В 2012 году предпринимательскую деятельность прекратило более 400 000 человек по всей стране. А количество регистраций в налоговом учете резко упало. То есть старые бизнесмены ушли, а новые, им на смену, не пришли. Отсюда и недостаток средств в бюджете пенсий. Учитывая, что с каждым годом в нашей стране становится все больше пенсионеров, а число работоспособных граждан стремительно падает, в будущем нас ожидает очень плачевная ситуация. Скорее всего, в будущем послабления ждать не стоит – все отечественные бизнесмены будут отдавать государству еще больше денег. Но вот откуда они сами будут их брать, остается загадкой.

pensiyainfo.ru