Все о пенсиях компенсационная выплата

Лица пенсионного возраста, которые перешагнули 80-летний рубеж, принадлежат к наиболее незащищенной социальной категории граждан.

Чтобы улучшить качество жизни престарелых людей старше 80 лет разработаны различные меры их поддержки со стороны государства, предусматривающие предоставление ряда льгот и повышение размера пенсионных начислений.

Рассмотрим, какие именно привилегии полагаются гражданам данного возраста.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

В согласии со ст. 17 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.13 г. и Постановлением Правительства России № 249 от 18.03.15 года для пенсионеров старше 80 лет увеличивается на 100 % фиксированный базовый размер (ФБР) к пенсионному обеспечению по старости, сумма которого устанавливается ч. 1 ст. 16 рассматриваемого закона о пенсиях.

С 1-го февраля текущего года его размер составляет 4805 рублей 11 копеек (после индексации), а значит для престарелых людей фиксированная выплата равняется 9610 рублей 22 копеек.

Пожилым людям данного возраста, которые проживают в Заполярье или в приравненных к ним областях, в момент их проживания в данных районах увеличение ФБР осуществляется с учетом районного множителя.

Для пожилых людей, имеющих «северный» стаж, к фиксированной удвоенной выплате добавляется определенная сумма в следующих случаях:

  • 50 % лицам, которые работали не менее 15 календарных лет в Заполярье;
  • 30 % физлицам, отработавшим не менее 20 календарных лет в приравненных к Заполярью районах.

Престарелым людям, которые имеют право и на увеличение выплаты за «северный» стаж, и на применение районного множителя к ФБР, предоставляется возможность выбрать одно из них. При данных расчетах учитывается список местностей, относящихся к Заполярью и районам, приравненных к нему, который действовал на дату оформления повышения данной выплаты.

Если на иждивении у пожилого человека находятся нетрудоспособные лица, ему доплачивается ? от размера ФБР на каждого иждивенца (не более 3-х). Поэтому данная доплата составляет 1601 рублей 70 копеек на одного, 3203 рублей 40 копеек на двух и 4805 рублей 11 копеек на троих человек. Однако данная норма закона не распространяется на пожилых лиц, являющихся инвалидами 1 группы, так как ФБР для них уже является увеличенным вдвое. Стоит отметить, что эта надбавка не полагается гражданам, получающим пенсионные начисления по потере кормильца, либо социальную пенсию.

Рассматриваемая выплата удваивается автоматически при достижении гражданином 80-летия в течение месяца. Процесс оформления данной доплаты производится Пенсионным фондом РФ, посещать его отделение пожилому человеку не нужно.

Чтобы оформить данную льготу необходимо обратиться в МФЦ или отдел соцзащиты по месту проживания.

При этом необходимо подать заявление и следующую документацию:

  • право собственности на недвижимость или договор аренды;
  • данные о доходах пожилого человека и членов его семьи;
  • квитанции оплаченных счетов за коммунальные услуги.

Кроме того, с появлением нововведений в ЖК РФ (статья 169, часть 2.1) данная категория пенсионеров теперь может рассчитывать на дополнительные привилегии. Например, региональные власти наделены правом полностью освобождать одиноких лиц старше 80 лет от оплачивания капремонта многоэтажного жилого дома.

Рассматриваемой категории лиц пенсионного возраста полагаются следующие преференции:

  1. Приобретение медпрепаратов с 50 %-й скидкой (не позднее 10 дней после того, как был выдан рецепт).
  2. Оплачиваемый государством проезд до места прохождения лечения в области проживания пенсионера.
  3. Выдача санаторно-курортных путевок для прохождения лечения 1 раз каждые 2 года.
  4. Частичная компенсация стоимости протезов различного предназначения (кроме зубных).
  5. Обслуживание вне очереди в медучреждениях.
  6. Выезд на дом медработника.

Путевки для оплачиваемого санаторно-курортного лечения предоставляются в отделении Пенсионного фонда, либо местном фонде соцстрахования.

Помимо заявления необходимо предоставить следующую документацию:

Они могут предоставляться либо в виде проездного билета, либо включаться в пенсию в виде определенной суммы.

Также некоторые льготы распространяются на определенные виды транспорта:

  • На билеты для проезда в поездах и пригородных электричках.
  • Скидки на авиаперелеты устанавливаются авиакомпаниями. При этом на некоторые авианаправления скидки могут предоставляться благодаря государственному субсидированию.

Льготы на проезд пожилым людям предоставляются во время приобретения билета при предъявлении ими пенсионного удостоверения.

Также пожилые граждане, перешагнувшие 80-летний рубеж, имеют некоторые налоговые преференции:

  1. Освобождены от уплаты подоходного налога.
  2. При покупке недвижимости предоставляется право на налоговый вычет.
  3. Размер земельного сбора уменьшается на 10000 руб.
  4. Не требуется уплата имущественного налогового сбора за недвижимость, находящуюся в собственности престарелого человека. При подаче в суд искового заявления имущественного характера стоимостью до 1 млн. руб. отменяется уплата госпошлины.
  5. Некоторые регионы предоставляют данным гражданам освобождение от уплаты налога на автотранспорт, мощностью до 100 л. с.

Если пожилой человек после 80 лет продолжает трудовую деятельность, то ему предоставляется ряд преференций в согласии с ТК РФ:

Также данная категория граждан может воспользоваться при необходимости правом на уход за ними трудоспособных лиц. Ухаживающий должен соответствовать ряду условий:

  • не должен быть трудоустроенным или быть ИП;
  • не должен получать госпособие по безработице;
  • возраст от 14 лет (при разрешении хотя бы одного из родителей и госоргана опеки);
  • не должен получать пенсию.

В данном случае пенсионерам ежемесячно начисляется государством вместе с пенсией дополнительное госпособие (в сумме 1200 руб.) для оплаты услуг ухаживающих за ними граждан. Стоит отметить, что данная компенсационная выплата не подлежит индексации с наступлением нового года. Однако пенсионер и ухаживающее лицо могут самостоятельно договориться о величине оплаты. Оплату услуг лицу, ухаживающему за пенсионером, производит сам пенсионер.

Компенсационная выплата полагается независимо от следующих факторов:

  • Родства престарелого человека и лица, которое ухаживает за ним.
  • Раздельного или совместного проживания.

Данная дотация выплачивается с 1-го числа месяца, в котором было написано заявление о ее предоставлении, а также была представлена вся необходимая документация. Она выплачивается на протяжении времени, указанного в заявлении. Чтобы оформить компенсационную выплату, нужно обратиться в госорган (ПФР или соответствующее военное ведомство), который производит выплату пенсионных начислений лицу, требующему ухода. Оформить его может как сам пенсионер, так и доверенное физлицо.

При этом необходимо предоставить следующую документацию:

  • заявления от престарелого лица и ухаживающего за ним;
  • паспорта данных лиц;
  • документы, которые свидетельствуют об отсутствии проведения трудовой деятельности у пожилого человека и ухаживающего лица (трудовые книжки);
  • справки о том, что лицо, осуществляющее уход, не является получателем пенсии или госпособия по безработице.

Затраченное на уход за пожилым лицом время учитывается при исчислении страхового стажа — за один год добавляется 1,8 пенсионного балла, благодаря чему возможно формирование страховых пенсионных выплат. Размер госпособия повышается на соответствующий районный множитель при проживании гражданина в Заполярье или местностях, приравненных к нему.

Кроме того, пожилым людям помимо перечисленных полагаются следующие льготы:

  • предоставление мест в домах-интернатах, домах для людей преклонного возраста, пансионатах для пожилых, а также иных госмедучреждениях;
  • бесплатное соцобслуживание;
  • при непригодности жилплощади для проживания и при наличии подтверждающей документации может быть предоставлено жилье от государства.

Также престарелые люди могут воспользоваться следующими соцуслугами, предусмотренными на региональном уровне:

  • бесплатная юрпомощь;
  • выдача продуктов питания или разового обеда;
  • адресная помощь в виде денежной выплаты или предоставления одежды, предметов первой необходимости и гигиенических средств.

Также им могут предоставляться субъектами РФ и другие льготы, например, скидки на оплату счетов за коммунальные услуги, бесплатный проезд в гортранспорте, компенсация оплаты за пользование стационарным телефоном и так далее.

К сожалению, на данный момент 80-летним пожилым людям, получающим военную пенсию, дополнительные льготы законодательством РФ не предусмотрены, если не считать компенсационной выплаты по уходу за человеком преклонного возраста.

На сегодняшний день престарелым гражданам 80 и более лет, проживающим в столице, не предусмотрены на законодательном уровне дополнительные привилегии.

О скидке на оплату за капитальный ремонт многоквартирных домов для граждан старше 80 лет рассказано в следующем видеосюжете:

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

posobie-help.ru

Государственная услуга предоставляется неработающим трудоспособным лицам из числа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающим на территории Российской Федерации, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, а также членам их семьи и их наследникам в случае неполучения начисленной суммы компенсационной выплаты в связи со смертью лица, осуществлявшего уход (далее – гражданин).

К нетрудоспособным гражданам относятся инвалиды I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также престарелые, нуждающиеся по заключению медицинской организации в постоянном постороннем уходе либо достигшие возраста 80 лет.

Гражданин может воспользоваться государственной услугой через своего законного или уполномоченного представителя (далее – представитель).

Государственную услугу предоставляют территориальные органы ПФР.

Территориальные органы ПФР при предоставлении государственной услуги не вправе требовать от гражданина осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации.

Результатом предоставления государственной услуги является удовлетворение либо отказ в удовлетворении поданного заявления:

  • о назначении ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином;
  • заявления о согласии нетрудоспособного гражданина на осуществление за ним ухода неработающим трудоспособным лицом;
  • заявления о прекращении осуществления ухода неработающим трудоспособным лицом за нетрудоспособным гражданином;
  • заявления о продолжении осуществления ухода неработающим трудоспособным лицом за нетрудоспособным гражданином;
  • заявления о выплате неполученных в связи со смертью нетрудоспособного гражданина сумм компенсационной выплаты;
  • заявления о выплате начисленных сумм компенсационной выплаты, причитавшихся неработавшему трудоспособному лицу, осуществлявшему уход за нетрудоспособным гражданином, и оставшихся неполученными им в связи с его смертью;
  • заявления о выдаче справки о суммах компенсационной выплаты, неполученных при жизни неработавшим трудоспособным лицом, осуществлявшим уход за нетрудоспособным гражданином;
  • извещения о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществлявшему уход за нетрудоспособным гражданином.

Заявление о назначении ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином, рассматривается территориальным органом ПФР в течение 10 рабочих дней со дня его приема территориальным органом ПФР со всеми документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, и документами, находящимися в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, представленными гражданином по собственной инициативе.

В том случае, когда к заявлению о назначении ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином, приложены не все документы, необходимые для предоставления государственной услуги, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, гражданин вправе дополнительно представить на основании разъяснения территориального органа ПФР недостающие документы. Такие документы должны быть представлены не позднее чем через 3 месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа ПФР.

В данном случае, а также в случае, если к заявлению о назначении ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином, были приложены не все необходимые документы из числа документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые он вправе представить по собственной инициативе, территориальный орган ПФР рассматривает заявление о назначении ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином, и принимает решение о назначении компенсационной выплаты либо об отказе в назначении компенсационной выплаты не позднее чем через 10 рабочих дней со дня представления гражданином дополнительных документов (в срок не позднее 3 месяцев со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа ПФР) и поступления документов, запрошенных территориальным органом ПФР в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.

В случае если до поступления документов, запрошенных территориальным органом ПФР в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, гражданин представит такие документы по собственной инициативе, территориальный орган ПФР рассматривает заявление о назначении ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином, с учетом документов, представленных гражданином по собственной инициативе, не позднее 10 рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми для назначения ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином, документами, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, и документами, находящимися в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, представленными гражданином по собственной инициативе.

В случае если гражданин на основании разъяснения территориального органа ПФР в срок не позднее 3 месяцев со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа ПФР не представил недостающие для назначения компенсационной выплаты документы, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, , и при этом в территориальный орган ПФР поступили документы, запрошенные в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, заявление о назначении ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином, вместе с имеющимися в распоряжении территориального органа ПФР документами рассматривается не позднее 10 рабочих дней со дня истечения 3 месяцев со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа ПФР.

Компенсационная выплата назначается с месяца, в котором лицо, осуществляющее уход, обратилось за ее назначением с вышеназванным заявлением и документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, в территориальный орган ПФР, но не ранее дня возникновения права на указанную выплату.

Принятие решения о прекращении осуществления компенсационной выплаты осуществляется территориальным органом ПФР в день получения территориальным органом ПФР заявления о прекращении осуществления ухода неработающим трудоспособным лицом за нетрудоспособным гражданином и (или) извещения.

Прекращение осуществления компенсационной выплаты производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие прекращение осуществления компенсационной выплаты.

Заявление о продолжении осуществления ухода неработающим трудоспособным лицом за нетрудоспособным гражданином рассматривается территориальным органом ПФР не позднее 5 рабочих дней со дня его получения территориальным органом ПФР со всеми документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, обязанность по предоставлению которых возложена на гражданина.

Возобновление осуществления компенсационной выплаты производится на основании вышеназванного заявления с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором оно было приостановлено.

Выплата неполученных в связи со смертью нетрудоспособного гражданина сумм компенсационной выплаты, а также начисленных сумм компенсационной выплаты, причитавшихся неработавшему трудоспособному лицу, осуществлявшему уход за нетрудоспособным гражданином, и оставшихся неполученными им в связи с его смертью, производится не позднее 5 рабочих дней со дня приема территориальным органом ПФР заявления о выплате неполученных в связи со смертью нетрудоспособного гражданина сумм компенсационной выплаты или заявления о выплате начисленных сумм компенсационной выплаты, причитавшихся неработавшему трудоспособному лицу, осуществлявшему уход за нетрудоспособным гражданином, и оставшихся неполученными им в связи с его смертью, со всеми документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, обязанность по предоставлению которых возложена на гражданина, и информации организации, занимающейся доставкой пенсии, о недоставленных суммах пенсии.

Справка о суммах компенсационной выплаты, не полученных при жизни неработавшим трудоспособным лицом, осуществлявшим уход за нетрудоспособным гражданином, выдается территориальным органом ПФР в течение 3 рабочих дней после приема территориальным органом ПФР заявления о выдаче справки о суммах компенсационной выплаты, неполученных при жизни неработавшим трудоспособным лицом, осуществлявшим уход за нетрудоспособным гражданином, со всеми документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, обязанность по предоставлению которых возложена на гражданина.

В случае отказа в удовлетворении поданного заявления территориальный орган ПФР не позднее 5 рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом гражданина с указанием причины отказа и порядка обжалования вынесенного решения любым способом, позволяющим определить факт и дату его направления, и одновременно возвращает все представленные им документы.

Территориальные органы ПФР при предоставлении государственной услуги руководствуются:

Гражданским кодексом Российской Федерации (часть первая);

Гражданским кодексом Российской Федерации (часть третья);

Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»;

Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»;

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;

Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами»;

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 г. № 343 «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации»;

приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. № 885н «Об утверждении Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии»;

приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 958н «Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению».

Максимальное время ожидания в очереди при обращении по вопросам предоставления государственной услуги не должно превышать 15 минут.

Предоставление территориальными органами ПФР государственной услуги осуществляется бесплатно.

Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, отсутствуют.

Основания для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги отсутствуют.

Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, и которые гражданин вправе представить, а также способы их получения гражданином, в том числе в электронной форме, порядок их представления

Территориальные органы ПФР при предоставлении государственной услуги не вправе требовать от гражданина:

представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;

представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении территориальных органов ПФР, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ перечень документов.

Гражданин вправе представить документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, дополнительно к документам, необходимым для предоставления государственной услуги, подлежащим представлению гражданином.

В качестве документа, подтверждающего факт неполучения лицом, осуществляющим уход за нетрудоспособным гражданином, пособия по безработице, гражданин, вправе представить справку органа службы занятости по месту его жительства.

Лицо, осуществляющее уход за нетрудоспособным гражданином, являющимся получателем пенсии в соответствии с Законом от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 и одновременно пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ или Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ, при обращении за назначением компенсационной выплаты в качестве документа, подтверждающего, что компенсационная выплата в связи с уходом за данным нетрудоспособным гражданином никому не назначалась, вправе представить справку, выданную органом, осуществляющим выплату соответствующей пенсии.

В качестве документа, подтверждающего неназначение лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином, пенсии в соответствии с Законом от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, гражданин вправе представить справку, выданную соответствующим органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.

В качестве документа, подтверждающего место жительства на территории Российской Федерации гражданина Российской Федерации, гражданин вправе представить паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, с отметкой о месте регистрации по месту жительства, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, а граждане, не достигшие 14-летнего возраста – свидетельство о регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом Федеральной миграционной службы.

В качестве документа, подтверждающего место пребывания на территории Российской Федерации гражданина Российской Федерации, гражданин вправе представить свидетельство о регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации.

В качестве документа, подтверждающего место жительства на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, проживающего на территории Российской Федерации, гражданин вправе представить вид на жительство или разрешение на временное проживание с отметкой о регистрации по месту жительства.

www.pfrf.ru

В жизни наиболее беспомощными оказываются лица, которые в силу определенных причин по состоянию своего здоровья не имеют возможности сами себя обслуживать. Как правило, такую поддержку им оказывают ближайшие родственники, но иногда бывает и так, что заботу о нуждающемся берет на себя совершенно посторонний человек.

Наше государство предусмотрело, чтобы человек, который вынужден оставить работу в связи с необходимостью присмотра за нуждающимся в нем, смог получать денежные средства для обеспечения своего существования. Такими средствами является компенсационная выплата трудоспособному лицу, занятому уходом (КВУ). Размер таких выплат в 2018 году составляет 1200 рублей, которые начисляются вместе с пенсией нетрудоспособного.

Это граждане, которые не могут сами обслуживать себя: инвалиды первой группы, кроме инвалидов с детства, пожилые люди старше 80 лет, или моложе этого возраста, если нуждаются в постоянном постороннем уходе.

  • Согласно статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидом является лицо, у которого нарушено здоровье и стойкое расстройство функций организма, вследствие заболеваний, последствий травм или наличии дефектов, которые привели к ограничению жизнедеятельности. Вследствие этого ему необходима социальной поддержка. При тяжелом состоянии больного он признается инвалидомIгруппы.
  • В силу гендерных изменений, происходящих в организме, гражданам старше 80 лет необходима постоянная посторонняя помощь. Однако и более молодые пенсионеры могут нуждаться в помощи в случае преждевременного одряхления организма. Нуждаемость пожилых граждан, не достигших 80-летнего возраста, в уходе должна быть подтверждена заключением лечебного учреждения.

Если человек достиг 80 лет, работает (например, преподает в учебном заведении или является индивидуальным предпринимателем), и при этом нуждается в посторонней помощи, то он будет считаться трудоспособным с точки зрения права на получение КВУ.

Этот вид поддержки не новый в пенсионном законодательстве. Но, с принятием указа Президента Российской Федерации от 26.12.2006 г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» произошел ряд существенных изменений. Так, была увеличена сумма дотации, она стала составлять 1200 рублей. Кроме того, одному ухаживающему теперь может быть назначена КВУ за каждым подопечным.

Компенсационная выплата устанавливается неработающему трудоспособному гражданину, если он обслуживает инвалида 1 группы (кроме инвалидов с детства), нуждающегося в заботе престарелого или достигшего 80 лет.

  • Ежемесячная выплата лицам, осуществляющим уход за детьми инвалидами и инвалидами с детства 1 группы.

    Порядок установления данного вида государственной поддержки регулируется Указом Президента Российской Федерации от 26.02.2013 № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы».

    Ежемесячная выплата (ЕВУ) положена трудоспособным неработающим гражданам, которые помогают детям-инвалидам или инвалидам с детства 1 группы.

    Размер выплаты разный и зависит от того, кто занят обслуживанием:

    • если родитель, (усыновитель), опекун (попечитель), то 5500 рублей;
    • если иные граждане, то 1200 рублей.
  • Разберем, что общего и в чем различия компенсационной (КВУ) и ежемесячной выплаты по уходу (ЕВУ).

    Для компенсационных выплат не имеет значения факт совместного проживания и наличие родства. Т.е. осуществлять уход может любой гражданин. Главными условиями их установления являются трудоспособность ухаживающего гражданина и отсутствие работы.

    • Согласно действующему Трудовому кодексу, общая трудоспособность наступает с 16 лет.
    • Однако есть исключения, так лица, достигшие 15 лет, могут выполнять легкий труд, если он не причиняет вред здоровью.
    • Несовершеннолетний с 14 лет может работать с согласия одного из законных представителей и органов опеки и попечительства.

    Если Судом ребенок признан дееспособным, он может работать независимо от возраста и без чьего-либо согласия. Вместе с тем обучение, даже по очной форме, не является работой и учащиеся или студенты, достигшие 14 лет, могут ухаживать за нетрудоспособными в свободное от учебы время и получать компенсацию независимо от наличия стипендии.

    Под работой имеется в виду не только оформление по трудовому договору, но и выполнение её по договорам гражданско-правового характера, частная охранная деятельность, работа в качестве индивидуального предпринимателя (ИП), адвокатская деятельность, работа в качестве детективов и т.д.

    Гражданин является предпринимателем, но временно вынужден оставить деятельность по причине необходимости ухода за лицом, нуждающимся в нем.

    Право на выплаты от государства он иметь не будет. Такое право возникнет только после полного прекращения индивидуальной деятельности и утраты статуса ИП, не зависимо от отсутствия дохода в конкретный период. Тоже относится и к другим видам индивидуальной деятельности (адвокаты, нотариусы, частные детективы и т.п.).

    Предельного возраста осуществления трудовой деятельности не существует. Однако ухаживающий сам не должен получать пенсию и не может быть признан безработным.

    КВУ составляет 1200 рублей. Конечно, эта сумма не может покрыть все нужды лица, осуществляющего присмотр. Это даже значительно меньше прожиточного уровня для трудоспособного населения. Однако следует помнить, что это своего рода материальная помощь от государства, поэтому обычно уход осуществляется либо близкими родственниками лица, либо альтруистами, либо сам инвалид или его родные доплачивают из других средств лицу, осуществляющему присмотр.

    Если человек нуждается в уходе, но не имеет возможности дополнительно его оплачивать и нет граждан, которые готовы за 1200 рублей в месяц его осуществлять, то государством гарантировано предоставляется бесплатный уход со стороны социальных служб.

    Размер доплат увеличивается на районный коэффициент, такой же как для пенсий, в соответствии с Федеральными законами от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях«.

    Индексация (увеличение) размера компенсационных выплат (в зависимости от повышения стоимости товаров и услуг, уровня инфляции в стране), действующим законодательством не предусмотрена.

    Компенсационная выплата производятся вместе с пенсией нуждающегося в присмотре. Далее нетрудоспособный самостоятельно передает средства заботящемуся о нем лицу.

    Следует заметить, что размер оплаты за помощь не всегда составляет сумму, установленную компенсационной выплатой. Иногда он может быть выше или ниже указанного значения. В зависимости от договорных обязательств, пенсионер сам передает сумму оплаты за присмотр в порядке, оговоренном с ухаживающим гражданином.

    Установление КВУ производится учреждениями, осуществляющими выплату пенсионного обеспечения нетрудоспособного гражданина – органами Пенсионного фонда России (ПФР) или силовыми ведомствами (ФСБ, ОВД и др.).

    Назначение КВУ происходит при подаче заявления нетрудоспособного гражданина и ухаживающего лица и необходимого комплекта документов, но не ранее возникновения права на получение (наступление инвалидности или достижение возраста 80 лет).

    Ухаживающий подает в пенсионный отдел заявление и следующие документы:

    1. документ, удостоверяющий личность (паспорт) и трудовые книжки заявителя и нетрудоспособного гражданина;
    2. заключение лечебного учреждения, подтверждающее нуждаемость престарелого в постоянном постороннем уходе;
    3. выписка из акта освидетельствования инвалида 1 группы;
    4. разрешение родителей (в произвольной форме) и органов опеки (для несовершеннолетних моложе 16 лет), справка об учебе;
    5. документы, удостоверяющие полномочия законного представителя (удостоверение или решение органов опеки, свидетельство об усыновлении, паспорт, иные документы);
    6. справка об отсутствии пенсии и пособия по безработице.

    Заявление о назначении КВУ подается в орган ПФР, заполненное ухаживающим лицом. От нетрудоспособного гражданина или его представителя требуется подать заявление-согласие на уход за ним конкретного лица. Если нетрудоспособный не может сам подать заявление, то подлинность его подписи в заявлении может быть подтверждена специалистами пенсионного органа выездом на место проживания.

    В заявлении указывается персональные данные (ФИО, адрес, паспортные данные и др.), трудовой статус («в настоящее время не работаю»), основание для компенсации, а также дату, с которой происходит уход.

    В случае, если на момент подачи заявления не имеется всех необходимых документов, они могут быть предоставлены в течение 3-х месяцев со дня подачи заявления.

    Выплата назначается с первого числа месяца подачи заявления. Решение о назначении или об отказе в назначении будет приниматься после донесения (поступления) последнего документа.

    Следует учесть, что при наступлении обстоятельств, которые повлекут прекращение права на получение КВУ, гражданин, который осуществляет уход, должен в течение 5 дней сообщить об этом в ПФР.

    • смерть лица, за которым осуществлялся присмотр;
    • выход на работу гражданина, который выполнял уход, а также назначение ему пенсии или пособия по безработице;
    • фактическое прекращения присмотра за нетрудоспособным лицом.

    КВУ нетрудоспособному лицу осуществляется пенсионным органом одновременно с получением пенсии тем же способом, которым выплачивается пенсия (через кредитное учреждение, почтовое отделение или альтернативный орган доставки пенсии) за текущий месяц (ежемесячно).

    Как уже говорилось ранее, пенсионер самостоятельно передает компенсацию лицам, которые за ним присматривали, и при своей возможности может повысить данную сумму.

    Ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что периоды ухода за нетрудоспособными входят в страховой стаж гражданина. Таким образом компенсационная и ежемесячная выплаты являются особым видом государственной поддержки, который предусматривает не только материальное обеспечение, но и возможность заработать трудовую пенсию.

    За один год ухода за нетрудоспособным лицом ухаживающему положено начисление 1,8 балла и включение этого периода в страховой стаж. Все периоды ухода за нетрудоспособным лицом включаются в страховой стаж без ограничения.

    Если гражданин в один и тот же период одновременно осуществлял уход за несколькими нетрудоспособными, то период ухода будет подсчитан один раз и количество баллов при расчете размера пенсии при этом не изменяется.

    Гражданин А ухаживал за нетрудоспособным лицом Б в период с 01.12.2016 г. по 13.05.2017 г., и одновременно за нетрудоспособным лицом В. в период с 12.01.2017 по 18.09.2017.

    В этом случае в страховой стаж будет учтен период ухода с 01.12.2016 по 18.09.2017 как один период, не зависимо от того, за сколькими гражданами осуществлялся уход. Периоды ухода включаются в индивидуальный лицевой счет и будут учтены при назначении ему трудовой пенсии.

    Компенсационная выплата является уникальным видом государственной поддержки и позволяет не только повысить материальное состояние лиц, оказывающих помощь нуждающимся, но и обеспечивают их возможностью заработать страховой стаж на трудовую пенсию.

    • Несмотря на то, что законодатель не ограничивает права на получение выплат ухаживающему лицу, не проживающему совместно с нетрудоспособным, у пенсионных органов есть право проверить, как в действительности осуществляется уход и прекратить выплату средств в случае его фактического отсутствия.
    • Кроме того, доплаты положены только неработающим, поэтому при трудоустройстве ухаживающий обязан сообщить в течение 5 дней в пенсионный орган об этом, даже если он продолжает заботится. В противном случае суммы, излишне перечисленные пенсионеру, будут признаны выплаченными незаконно и подлежат возврату.

    Здравствуйте! Мне 60 лет, получаю трудовую пенсию. Моя сестра с 1988 года инвалид первой группы, живет со мной, я ей во всем помогаю. В пенсионном отделе мне отказали в выплате. На каком основании мне отказано? Я не работаю с 2012 года и все время одна помогаю ей.

    Указ Президента РФ от 26.12.2006 № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» устанавливает порядок их назначения. Для получения этого вида государственной поддержки не важно родство и место проживания. Главными критериями являются трудоспособность ухаживающего, т.е. возможность работать по законодательству Российской Федерации, но отсутствие такой работы. Предельного возраста для трудовой деятельности не существует. Однако, ухаживающий сам не должен получать пенсию или пособие по безработице.

    Учитывая изложенное, Вам правомерно отказано в установлении компенсации, так как Вы пенсионер. Вместе с тем, период ухода за инвалидом I группы, входит в страховой стаж и учитывается при расчете пенсии независимо от наличия данной выплаты по уходу.

    Из вопроса не прослеживается, учтен ли в подсчет Вашего стажа уход за сестрой. Данный период может быть включен в стаж с момента увольнения, в Вашем случае это с 2012 года. Для увеличения пенсии необходимо обратиться в пенсионный отдел с заявлением. Также потребуется заявление Вашей сестры, подтверждающей, что ухаживали именно Вы.

    Вы получаете пенсию. А надо человека, который ничего не получает.

    Этих 1200 рублей не хватит даже на хорошую веревку и мыло, чтобы повеситься. Слава тебе нефтяная богатая ресурсами страна, которая ухаживает за своими инвалидами! Спасибо, дорогие олигархи!

    Вы не поверите, но мы сами своей гражданской пассивностью создаем себе нищебродские условия существования.

    Мне 21 год, учусь в институте, проживаю в г. Москва и получаю стипендию 6000 рублей, не работаю. Моей бабушке 81 год, проживает в г. Тверь, я ухаживаю за ней. Положена ли мне компенсация за уход?

    Неработающему трудоспособному лицу, ухаживающему за пожилым человеком, достигшим возраста 80 лет, устанавливается компенсационная выплата. Указ Президента Российской Федерации от 26.12.2006 № 1455 регулирует правила ее установления. Для назначения выплаты не имеет значения наличие родства и место проживания.

    Основными условиями для получения денежных средств являются трудоспособность ухаживающего, т.е. право работать по законодательству государства, и отсутствие работы. Согласно действующему трудовому законодательству работоспособность наступает с 16 лет. Ухаживающий не должен быть пенсионером или получать пособие по безработице.

    Обучение не является работой. Поэтому за то, что Вы ухаживаете за бабушкой, Вам положена компенсация в сумме 1200 рублей в месяц. Для ее назначения следует обратиться в пенсионный отдел.

    Подскажите, я студентка, на момент учебы в 11 классе была оформлена в качестве лица, оказывающего уход за бабушкой, была назначена КВУ. Я не была осведомлена о том, что на момент трудоустройства на работу необходимо уведомить ПФР в течении 5 рабочих дней, КВУ выплаты производились в течении года на карту пенсионера вместе с пенсией ежемесячно, я же лично не разу не получала никакого протокола и денег тем более, денежные средства были взысканы с моей личной карты, как быть? Вообще, имели ли право взыскивать данную сумму с моей карты? Да и была я трудоустроена официально,
    бухгалтер направляла сведения в ПФР.

    Дело в том, что по закону Вы должны сообщать лично в ПФР обо всех обстоятельствах, влияющих на право получения выплаты. Поэтому, к сожалению, вряд ли Вам вернут удержанные средства. ??

    Интересно: а как вы ухаживаете за ней на расстоянии?

    Удаленность проживания имеет значение. У нас не назначают уход, если ухаживающий живет далее 300 км или в др. регионе.

    Добрый день! Нами был подан полный комплект документов в Пенсионный фонд для назначения компенсации по уходу 28 июля 2016 года. Замечаний к документам не было, документы приняты. Подскажите, пожалуйста, с какого месяца должна быть назначена компенсация? С июля или с августа 2016 года?

    Компенсационная выплата должна назначаться с месяца обращения гражданина, который осуществляет уход, в органы ПФР. Таким образом, выплата должна быть назначена Вам с июля.

    Здравствуйте! Я ухаживаю за своими бабушкой и дедушкой уже давно (им давно за 80), и с прошлого года не работаю (и не состою на бирже, пособий и пр. не получаю). Сейчас узнали о КВУ и решили подать заявления. Насколько я понял, выплаты начнут производиться после подачи нами заявлений.

    Скажите, пожалуйста, что будет с моим трудовым стажем? Он продолжится только с даты подачи заявлений, или его можно оформить «задним числом» с даты моего последнего увольнения (и нужны ли в этом случае какие-то справки и документы, кроме трудовой книжки)? Спасибо.

    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, два года назат я была оформлена по уходу за бабушкой, она умерла, сейчас мне назначена группа по инвалидности, при расчёте пенсии в пенсионном затребовали для подтверждения того, что я ухаживала за бабушкой ещё свидетельство о смерти, правомерно ли это? Хотя в пенсионном есть дело, в котором все документы есть.

    Если в Пенсионном фонде есть подтверждения о том, что Вы осуществляли уход за престарелой женщиной, то никаких подтвержнений предоставлять не требуется. Свидетельство о смерти они, скорее всего, требуют для подтверждения прекращения выплаты пособия по уходу, однако так как они больше пенсию женщине не платят в связи с ее смертью, то и автоматически компенсационная выплата по уходу (1200 рублей) ей была прекращена, свидетельство о смерти предоставлять не обязательно.

    Моей бабушке 65 лет, могу ли я оформить за ней уход с доплатой? которая будет начисляться ей? Я учусь в школе.

    Можно только, если она признана инвалидом I группы, в ином случае компенсационную выплату 1200 рублей можно будет оформить только при достижении ей 80-ти лет.

    Читайте Указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», а также Правила осуществления компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелыми, нуждающимися по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.06.2007 г. № 343.

    Можно, если есть справка из лечебного учреждения в том, что бабушка нуждается в постоянном уходе. Указ президента номер 1455.

    Читайте выше: «Нуждаемость пожилых граждан, не достигших 80-летнего возраста, в уходе должна быть подтверждена заключением лечебного учреждения».

    Таким образом, для оформления ухода за вашей бабушкой необходимо ЗАКЛЮЧЕНИЕ лечебного учреждения, что она нуждается в постороннем уходе.

    Добрый день! Подскажите, могу я назначить уход за инвалидом 3 группы (я студентка), если есть справка, что нуждается в постоянном постороннем уходе? Пенсионер 62 года.

    Добрый день! Официально я безработная. На учёте в центре занятости не состою. Нахожусь в отпуске по уходу за ребёнком до 1,5 лет, и пособие по уходу за ребёнком до 1,5 лет поэтому получаю через Управление социальной защиты населения. Могу ли я ухаживать за 80-летним пенсионером с получением компенсации?

    Моей маме 67 лет, она инвалид 2-й группы. Сегодня была в поликлинике по месту регистрации с вопросом, чтобы дали заключение о том, что она нуждается в постороннем уходе. При этом есть справка от хирурга (после операции АКШ — обширная трофическая язва голени и пяточной области), где он написал, что она нуждается в постороннем уходе, а также есть справка от невролога и терапевта, также стоит на учете у кардиолога. Председатель врачебной комиссии сказала, что таких заключений она инвалидам 2-й группы не дает по приказу (от 2008 г.). Что можно сделать в данной ситуации, ведь мама реально из дома не выходит?

    Я приезжаю и привожу ей продукты, лекарства, делаю перевязки, выношу биотуалет и т.п. Куда обратиться с претензией к данной поликлинике в том, что «она» не выдает такую справку? По словам председателя ВК: если всем вам такие справки выдавать, мы останемся без работы или нашу зарплату будут убавлять… Если кто сталкивался с подобной дерзостью, напишите….

    Добрый день! Я нахожусь в отпуске по уходу за ребёнком до 1,5 лет, пособие по уходу получаю. Могу ли я ухаживать за 80-летним пенсионером с получением компенсации?

    Мой сын ухаживает за бабушкой 80-ти лет. Сыну 14 лет, учтется ли ему в стаж этот период? Просто слышала, что только начиная с 16 лет учитывается.

    Здравствуйте, нахожусь в декретном отпуске, моей бабушке 84 года. могу ли я оформить пособие по уходу за ней?

    Размер пособия по уходу за нетрудоспособным гражданином устанавливается исходя из прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала и составляет 100% его величины, а при уходе за за несколькими нетрудоспособными гражданами — 120%. С 1 мая 2017 года размер пособия по уходу за инвалидом I группы или лицом, достигшим 80 лет составляет 5594,19 р. Это в республике Беларусь в переводе на наши деньги. Вот у них действительно заботятся о инвалидах и стариках!

    На собаку нужно 165 руб. в сутки, а на кошку — 120,45 руб. Это данные из питомника бродячих животных. Гражданин, осуществляющий уход, получает 1200/30 = 40 руб. в день — это в 3 раза хуже кошки, не говоря уже о собаке.

    Если каждый кот будет заботится о 3 собаках, то он сможет (?) прожить на компенсации по уходу 1200 рублей ))

    Подскажите, пожалуйста, считается ли учебная практика, оформление сейчас официальное в Вузах как работа для студента, оформленного за пенсионером за 80 лет?

    Добрый день! Подскажите пожалуйста, на моего отца была оформлена компенсационная выплата 1200 руб. В марте он умер, а ПФ обратился в суд о взыскании излишне выплаченной компенсации, так как он в прошлом году не сообщил в ПФ о своем трудоустройстве. Правомерно ли это, взыскивать с самого инвалида?

    На 1200 р. в месяц кошку не прокормишь, а не то что лицо осуществляющее уход. Эта сумма неизменна с 2008 г. Наверное, это «стабильность»! В Белоруссии платят 5600 р.

    В 2016 году я оформила компенсацию по уходу за 3 престарелыми людьми старше 80 лет, и ежемесячно я ее получала от пенсионеров. 30 октября 2016 года я официально устроилась на работу (приказ о приеме на работу от 30.10.2016). В свой первый выходной день 01.11.2016 я отправилась в Пенсионный фонд и написала заявление о прекращении ухода за пенсионерами.

    В сентябре 2017 года мне вдруг стали поступать звонки из Пенсионного фонда с требованиями вернуть переплаченную ими компенсацию за ноябрь 2016 года в размере 3600 руб. (за 3 пенсионеров по 1200 рублей на каждого). Но в ноябре 2016 года от пенсионеров деньги я никакие не получала, так как уже официально работала, и узнать, получали ли они за ноябрь 2016 года компенсацию по уходу уже не могу.

    Подскажите, правомерно ли со стороны сотрудников Пенсионного фонда требовать с меня возврат этой компенсации? И установлены ли законом сроки, в которые я должна была уведомить Пенсионный фонд о прекращении ухода?

    Мне 76 лет, у меня 2-ая гр. инвалидности, 3-я степень ограничения жизнедеятельности, бессрочно. В 2014 г. лечебным учреждением мне выдана справка о том, что я нуждаюсь в постоянном постороннем уходе. 3 года уход осуществляла моя внучка, теперь она работает, а уход оформила другая студентка, но в ПФР потребовали обновить справку из поликлиники, но там мне отказали, ссылаясь на Правительственное Постановление № 95 от 20.02.2006 г., хотя в нем сказано, что я имею на это право. Кроме того, в разъяснении «О компенсационных выплатах» говорится, если справка из поликлиники в пенсионном деле уже есть, а группа бессрочная, то и справка врачебной комиссии (ВК) тоже бессрочна. Прошу разъяснить мне законность действий врачебной комиссии и работников Пенсионного Фонда.

    Бабушке 85 лет, ухаживаю за ней, но выплаты по уходу не оформляли. Мне 14 лет исполнилось. Правда ли, что можно оформить уход и подать заявление за три года?

    Ребёнок-инвалид посещает иногда развивающий интернат 5-ти дневного пребывания. Оформлено надомное обучение. Обеспечение лекарствами, лечение и медицинское обслуживание получали по месту прописки.

    Мать получала в течение 11 месяцев (с момента увольнения с работы и до выхода на пенсию с 50 лет) по 5500 по уходу за ребёнком в 2015-2016 г.г. На сегодняшний день пришло письмо из ПФР о том, чтобы мы вернули незаконно выплаченные нам пособие в размере 60000 руб. Правомерно ли это?

    Здравствуйте. Моя мама инвалид 1 группы, меня оформили как лицо, осуществляющее уход за ней. Если я оформлю маму в ПНИ (у нее психическое заболевание), нужно ли мне сообщать об этом в Пенсионный фонд, если я буду забирать ее каждые выходные домой? Является ли это причиной отказать мне в том, чтобы я была ее ЛОУ? Или в таком случае им становится кто-то из сотрудников интерната?

    Здравствуйте. Я пенсионер Министерства обороны, других прочих источников дохода не имею. Могу ли я официально оформить уход за нетрудоспособным гражданином, достигшим возраста 80 лет, с получением компенсационных выплат и соответствующей записью об этом в моей трудовой книжке? Какими документами по закону определяется то или иное решение по этому вопросу? Спасибо.

    Здравствуйте! Мать-пенсионер 59 лет ухаживает за инвалидом с детства 39 лет. Мать получает минимальную пенсию от государства (т.к. досрочно вышла на пенсию по достижению 15 летнего стажа). Имеет ли она возможность увеличения размера пенсии в виду ухода за инвалидом детства (дееспособный, неработоспособный)? Спасибо!

    Здравствуйте. Ухаживала за двумя пенсионерами после 80 лет. Нужны ли какие-нибудь подтверждающие документы при оформлении моей пенсии по возрасту? Спасибо за ответ.

    pensiology.ru