Вдоль борта судна

Экономический Словарь Терминов

Необходимость усвоения современных экономических терминов INCOTERMS 2010 — это первое, с чем сталкивается любой начинающий предприниматель. Нет смысла говорить о создании бизнеса, не имея элементарного представления о его теоретической составляющей.

Представленный на сайте словарь экономических терминов и понятий доступен для понимания даже начинающему бизнесмену. Большинство из изложенного здесь прочно вошло в современный лексикон предпринимателя. Понимание того, что такое «оффшор», «драфт-контракт», «агентский договор», «NCND» и многое другое поможет Вам уверенно чувствовать себя в избранной Вами сфере.

Стремиться к получению максимально полной информации должен каждый уважающий себя бизнесмен. Это в полной мере касается и профессионального самообразования. Наш словарь понятий и терминов может стать хорошей предпосылкой для того, чтобы серьезно заняться собственной теоретической подготовкой.

Если здесь у Вас есть профессиональные «пробелы» в теории, словарь современных экономических терминов и понятий восполнит некоторые из них. Вместе с тем, можно посоветовать обратиться и к другим, более расширенным источникам толкования бизнес терминов, это только дополнит Ваши знания.
В нашей «On-line Школе Бизнеса» вы получите все понятия о Бизнесе и широкий спектр бизнес терминов.

  • ОФФШОР Понятие «оффшор» происходит от английского словосочетания «off shore», что в буквальном переводе означает «вне границ», и является одним из ключевых в сфере налогового планирования. Подробнее >>>
  • ДРАФТ КОНТРАКТ — Draft (англ) план, набросок, проект, черновик. Подробнее >>>
  • NCND Это готовая форма договора о не обхождении и комиссионного вознаграждения посредника. Подробнее >>>
  • КОНТРАКТ используется для дальнейшего обсуждения с дополнением в него условий, как отгрузки, доставки так и оплаты товара. Подробнее >>>
  • АГЕНТСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ Это готовая форма договора о не обхождении и комиссионного вознаграждения посредника. Подробнее >>>
  • АККРЕДИТИВ поручение банка одному или нескольким банкам производить по распоряжению и за счёт клиента платежи физическому или юридическому лицу в пределах обозначенной суммы на условиях, указанных в аккредитиве. Подробнее >>>
  • БАНКОВСКАЯ ГАРАНТИЯ это обязательство банка перед бенефициаром произвести платежи в его пользу в пределах указанной суммы денежных средств, в случае, если третья сторона (контрагент бенефициара) не выполняет своего обязательства перед бенефициаром или другого события, произошедшего или не произошедшего (гарантийного случая) Подробнее >>>
  • EXW означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке, когда он предоставит товар а распоряжение покупателя на своём предприятии или в другом названном месте (например: на заводе, фабрики, складе ит. д.). Подробнее >>>
  • FCA означает, что продавец доставил прошедший таможенную очистку товара указанному покупателем перевозчику до названного места. Подробнее >>>
  • FOB означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешёл через поручни судна в названом порту отгрузки. Подробнее >>>
  • FAS означает, что продавец выполнил поставку, когда товар размещён вдоль борта судна на причале или на лихтерах в указанном порту отгрузки. Подробнее >>
  • CFR означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешёл через поручни судна в порту отгрузки. Подробнее >>>
  • CIF «Стоимость, страхование и фрахт» означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешёл через поручни судна в порту отгрузки. Подробнее >>>
  • CPT «Фрахт/ перевозка оплачены до» означает, что продавец доставит товар названному им перевозчику. Подробнее >>>
  • CIP «Фрахт/перевозка и страхование оплачены до» означает, что продавец доставит товар названному им перевозчику. Подробнее >>>
  • DAF «Поставка до границы» означает, что продавец выполнил поставку, когда он предоставил не разгруженный товар, прошедший таможенную очистку для экспорта, но ещё не для импорта на прибывшем транспортном средстве в распоряжение покупателя в названном пункте или месте на границе до проставления товара на таможенную границу сопредельной стороны. Подробнее >>>
  • DES «Поставка с судна» означает, что продавец выполнил поставку, когда он предоставил не прошедший таможенную очистку для импорта товар в распоряжение покупателя на борту судна в названном порту назначения. Подробнее >>>
  • DEQ «Поставка с пристани» означает, что продавец выполнил поставку, когда товар, не прошедший таможенную очистку для импорта, предоставлен в распоряжение покупателя на пристани в названном порту на значения. Подробнее >>>
  • DDU «Поставка без оплаты пошлины» означает, что продавец предоставит не прошедший таможенную очистку и не разгруженный с прибывшего транспортного средства товар в распоряжение покупателя в названном месте назначения. Подробнее >>>
  • DDP «Поставка с оплатой пошлины» означает, что продавец предоставит прошедший таможенную очистку и не разгруженный с прибывшего транспортного средства товар в распоряжение покупателя в названном месте назначения. Подробнее >>>
  • FCO Безотзывное предложение. Подробнее >>>
  • LOI Письмо о намерениях. Подробнее >>>
  • POP Документы, подтверждающие о наличие товара. Подробнее >>>
  • BCL Банковский документ для открытия аккредитива. Подробнее >>>
  • ICPO Безотзывный корпоративный заказ на покупку с полной ответственностью. Подробнее >>>
  • ТОЛИНГ Операции на давальческом сырье. Подробнее >>>
  • ВЕКСЕЛЬ ценная бумага, обособленный документ строго предусмотренной формы, содержащий или безусловное обязательство выдавшего его лица (простой вексель), или его приказ третьему лицу. Подробнее >>>
  • ЛИЗИНГ по экономическому содержанию — форма кредитования без передачи прав собственности на товар арендатору. Подробнее >>>
  • ЧЕК ценная бумага, представляющая собой денежный документ установленной формы. Подробнее >>>
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ собственность на результаты интеллектуальной деятельности Подробнее >>>

biznesskurs.ru

Общее устройство судов и их основные элементы

Все суда независимо от их типа и эксплуатационного назначения имеют общие конструктивные элементы: корпус, надстройки и рубки, силовые судовые установки, судовые устройства, системы и трубопроводы, электрооборудование и оборудование помещений.

Корпусом судна называют водонепроницаемую оболочку той или иной формы (в зависимости от типа судна) и размеров, способную плавать на воде. Корпус большинства судов в оконечностях заканчивается прочными балками — штевнями, в носу — форштевнем, а в корме — ахтерштевнем (рис. 2). На судах (толкачи, толкачи-буксиры) взамен штевней в оконечностях ставят вертикальные торцовые стенки, которые называют транцевыми переборками; к ним делают подъем днища (лыжеобразные или санеобразные формы оконечностей).

Рис. 2. Схематический продольный разрез корпуса судна

Корпус судов состоит из обшивки и набора. Обшивку сваривают или склепывают из стальных листов, согнутых в соответствии с требуемой формой обводов судна. У неметаллических судов обшивку изготовляют из соответствующих материалов — железобетона, дерева или пластмасс. Со стороны внутренней части обшивку и палубу (для поддержания прочности и формы корпуса) подкрепляют системой балок, располагающихся в поперечном и продольном направлениях. Совокупность этих балок называют набором корпуса.

Суда внутреннего и смешанного («река — море») плавания в основном корпусе имеют одну палубу (перекрытие, идущее в горизонтальном направлении), называемую (верхней) главной; морские суда — несколько палуб: нижнюю, среднюю, верхнюю (главную) палубы (характерны для морских пассажирских судов). На крупных озерных пассажирских судах (по типу морских судов) в корпусе, помимо главной, есть еще одна промежуточная палуба, образующая межпалубное пространство.

Палубу внутри корпуса, идущую не по всей длине или ширине судна, а лишь между двумя или несколькими поперечными переборками (перекрытия из листов и подкрепляющих ребер) называют платформой.

Кроме палуб и платформ на многих пассажирских и грузовых судах устраивают на небольшом расстоянии (800—1000 мм) от днищевой обшивки второе дно, которое занимает часть длины или всю длину корпуса; при этом между днищем и вторым дном образуется междудонное пространство.

Для обеспечения непотопляемости корпус каждого судна внутри разделяют поперечными и продольными (в некоторых случаях) водонепроницаемыми переборками на ряд помещений, называемых отсеками.

В зависимости от расположения по длине судна отсеки имеют специальные названия: крайний носовой отсек — форпик и крайний кормовой отсек — ахтерпик.

Отсеки, предназначенные для размещения главных силовых или котельных установок, называют машинно-котельным, или моторным, отделением. На многих судах между машинным и котельным отделениями устанавливают поперечные переборки с задраивающимися водонепроницаемыми дверями; на теплоходах такими переборками отделяют моторный отсек от отсека с электростанцией судна.

Водонепроницаемые отсеки в корпусе судна, используемые для размещения груза, жилых помещений для экипажа и пассажиров, соответственно называют грузовыми, жилыми и пассажирскими трюмами.

На самоходных судах топливо для силовой установки хранят в специальных отсеках: топливных цистернах — для жидкого топлива и угольных ямах (топливо — уголь) —для твердого топлива. Отсек (топливную цистерну) делят по ширине судна одной-двумя продольными переборками, чтобы жидкое топливо не переливалось на один борт и не увеличивало крен (наклонение) судна.

Если рядом с цистерной располагается жилое помещение или грузовой трюм, то между ними устраивают узкий (500—600 мм по длине судна) отсек, называемый коффердамом (оставляют пустым или оборудуют вытяжными вентиляционными трубами, которые выводят на открытую палубу). Переборки, отделяющие коффердам, должны быть водо- и газонепроницаемыми. При хранении топлива в вставных цистернах, расположенных в машинном отделении, устройство коффердама не требуется. На нефтеналивных судах коффердам размещают в носу за форпиком и грузовыми танками— отсеки для перевозки жидких грузов.

Для доступа в отсеки судна в настиле палубы делают прямоугольные вырезы — люки, размеры которых устанавливают в зависимости от назначения отсеков.

Помещения внутри отсеков (под склады или для механизмов — насосов, вспомогательных котлов и др.) ограждают легкими водопроницаемыми переборками — выгородками. Для доступа в эти помещения в выгородках делают двери.

Надстройками (рис.3) называют надпалубные конструкции шириной, равной ширине судна, и бортовые, стенки которых являются продолжением борта корпуса. Такие настройки 4 устраивают на морских и озерных судах, а также на судах смешанного и частично внутреннего плавания.

На многих речных судах ширина надстроек может быть больше ширины корпуса, так как вдоль бортов его на протяжении всей длины или средней части установлены особые конструкции на кронштейнах — обносы, образующие дополнительную обносную палубу. Устройством обносов увеличивают полезную площадь палуб надстроек 11 и верхней палубы корпуса.

На пассажирских судах площадь палуб увеличивают за счет того, что борта корпуса делают не вертикальными, а наклонными; Строят двухкорпусные суда — катамараны. Корпуса таких судов расставлены на некотором расстоянии друг от друга и соединены главной палубой.

В зависимости от расположения по длине судна надстройки имеют специальные названия:
средняя надстройка — надпалубная конструкция, размещенная в средней части судна;
бак — надстройка носовой оконечности судна, длина которой равна 1/4—1/3 длины корпуса; при длине менее на длины корпуса и высоте менее допускаемого межпалубного расстояния носовую надстройку называют полубаком. Бак (полубак) увеличивает вместимость судна и высоту надводного борта, улучшая всхожесть судна на волну, уменьшает заливаемость палубы;
ют — надстройка кормовой оконечности судна, служащая для устройства помещений (жилых помещений для команды на грузовых судах). Надстройку с размерами, равными длине и высоте полубака, называют полуютом.

В некоторых случаях длину бака или юта увеличивают (почти до середины судна). Такие надстройки называют удлиненным баком или удлиненным ютом.

На судах внутреннего плавания (в отличие от морских) ют устраивают редко, а бак — довольно часто, особенно на новых типах судов, плавающих на водохранилищах. На таких судах бак и ют делают короткими (надстройки длиной, не превышающей 15% длины судна).

Палубу между надстройками ограждают с обеих сторон особыми невысокими стенками — фальшбортами, которые являются продолжением борта (см. рис. 2). Фальшборты защищают палубу от заливания водой и рубки — от ударов волн.

Рубки — это надстройки 5 (см. рис. 3), наружные продольные переборки которых не доходят до борта судна, образуя бортовые проходы.

На морских и озерных судах рубки делают в несколько ярусов (этажей) в зависимости от типа судна.

На речном флоте к рубкам относят штурвальную (ходовую) рубку или радиорубку, а все остальные надпалубные сооружений называют надстройками независимо от их ширины.

Судовой силовой установкой называют совокупности машин и механизмов, установленных на судне и служащих для превращения тепловой энергии, получаемой при сжигании топлива, в механическую работу движителей и различных механизмов машинно-котельного отделения.

Судовая силовая установка состоит из главных двигателей и ряда вспомогательных механизмов: насосов, компрессоров и др.

На современных судах устанавливают преимущественно тепло-силовые установки, главными двигателями которых являются (двигатели внутреннего сгорания) дизели. Кроме главных судовых двигателей, устанавливают вспомогательные двигатели внутреннего сгорания, приводящие в действие судовую силовую электрическую станцию и некоторые вспомогательные механизмы. Большинство вспомогательных механизмов (насосы, лебедки и др.) на теплоходах приводится в действие от электродвигателей.

Паросиловые установки имеют паровой котел, в котором энергия сжигаемого топлива (жидкого или твердого) превращается в энергию пара. Энергия пара в главных паровых поршневых машинах (на вновь построенных судах почти не устанавливают) или в паровых турбинах преобразуется в механическую энергию; для всех вспомогательных механизмов рабочим телом служит пар.

На дизель-электроходах, турбоэлектроходах электродвигатели, вращающие гребные валы, получают энергию от генераторов электрического тока, приводимых в действие двигателями внутреннего сгорания или паровыми турбинами.

Судовыми устройствами называют совокупность специального оборудования и палубных механизмов, обеспечивающих судну необходимые эксплуатационные качества.

К основным судовым устройствам относятся: рулевое, якорное, швартовное, буксирное, грузовое и шлюпочное. Каждое из этих устройств в зависимости от типа судна имеет соответствующее применение.

Для приведения в действие и обслуживания судовых устройств суда оборудуют палубными вспомогательными механизмами (рулевыми машинами, буксирными, грузовыми и шлюпочными лебедками, различными насосами и др.).

Судовые системы представляют собой сеть трубопроводов, служащих для создания нормальных условий пребывания людей на судне и обеспечения безопасности его плавания. К судовым системам относятся: трюмные — осушительная, водоотливная, балластная; противопожарные — водяная, пенная углекислотная; санитарная (или система водоснабжения); сточно-фановая; отопления и вентиляции; кондиционирования и др.

Каждая система обслуживается насосами, аппаратами и приборами, предназначенными для выполнения определенных функций, связанных с перемещением жидкостей и газов по трубам.

Кроме вышеперечисленных, для обслуживания механизмов машинного отделения на всех судах имеются следующие судовые системы: топливные — для питания двигателей; воздушные, подающие сжатый воздух для работы механизмов; охлаждения двигателей и подачи смазки к трущимся частям и др.

Электрооборудование обеспечивает освещение судна и работу судовых вспомогательных механизмов и устройств, питающихся от судовых электростанций.

Навигационное оборудование судна применяется для целей судовождения. Современные самоходные суда оборудуют: компасами — для определения курса судна; лагами — для измерения скорости хода; эхолотами — для определения глубин судового хода, радиолокаторами, позволяющими обнаружить встречные суда, препятствия и предметы на пути следования судна в тумане; устройством для автоматизации процессов судовождения по заданному курсу — авторулевым.

Радиооборудование судна, предназначенное для внешней и внутренней связи, состоит из радиостанций (приемных и передающих)— для внешней связи судна; ультракоротковолновых радиотелефонов — для переговоров между судами; судовых телефонных станций — для внутренней связи.

Судовые помещения разделяют на следующие группы: жилые для команды и пассажиров, общественные, санитарно-хозяйственные, служебные и специального назначения.

Жилые помещения — это каюты и помещения для команды и пассажиров.

Общественные помещения: столовые, красные уголки, рестораны, салоны, библиотеки, кинозалы и др.

Санитарно-хозяйственные помещения подразделяют на санитарно-гигиенические (умывальные, уборные, душевые, бани, ванные комнаты, прачечные) и хозяйственно-бытовые (кухни, помещения для хранения и разделки продуктов, кладовые, багажные каюты и др.).

Служебные помещения: судоводительские помещения, машинно-котельные и моторные отделения, кладовые: фонарные, малярные, запчастей и судовых запасов, мастерские и др.

Помещения специального назначения: грузовые и рефрижераторные трюмы, помещения для хранения твердого или жидкого топлива, цистерны и отсеки различного назначения.

Каждое из указанных помещений во время постройки судна отделывают в соответствии с проектом — обшивают древесиной, металлическими листами, пластиками или изоляционными материалами, оклеивают линкрустом, окрашивают и снабжают необходимым оборудованием и инвентарем.

www.stroitelstvo-new.ru

Международные перевозки грузов — компания Анвей

Правила Инкотермс история развития

После создания Международной торговой палаты (International Chamber of Commerce, ICC) в 1919 году одной из первых его инициатив было содействие в международной торговле. В начале 1920-х годов ICC попыталась понять торговые термины, используемые международными коммерсантами в своих сделках. Были проведены исследования в 13 различных странах. Выводы были опубликованы в 1923 году, в виде первых шести правил с использованием торговых терминов: FAS, FOB, FOT, FOR, CIF и C&F (CNF), которые стали предшественниками будущих правил Инкотермс.

Инкотермс 1936 — первое издание правил

В 1928 году для изучения расхождений в некоторых странах, выявленных в ходе первоначального обследования, было проведено второе исследование. На этот раз объем был расширен до интерпретации торговых терминов, используемых в более чем 30 странах. Основываясь, на результатах исследований в 1936 году была опубликована первая версия правил Incoterms, которая включала торговые термины: FAS, FOB, C&F (CNF), CIF, EXS и EXQ.

Условия поставки FAS Инкотермс

Условия поставки FAS Инкотермс — расшифровка «Free Alongside Ship» (перевод «Франко вдоль борта судна» дословно «Свободно вдоль борта судна») означает, что продавец выполнил поставку, когда товар размещен вдоль борта судна на причале или на лихтерах в указанном порту отгрузки. Риск утраты или повреждения товара переходит от продавца, когда товар расположен вдоль борта судна, с этого момента покупатель несет все расходы.

Условия поставки FOB Инкотермс — расшифровка «Free On Board» (перевод «Франко борт», дословно «Свободно на борту») означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна (на борт судна) в указанном порту отгрузки. Риск утраты или повреждения товара переходит от продавца, когда товар находится на борту судна, с этого момента покупатель несет все расходы.

Условия поставки C&F (CNF) Инкотермс — расшифровка «Carriage and Freight» (перевод «Перевозка и фрахт») означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна (на борт судна) в порту отгрузки. Продавец обязан оплатить перевозку и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения, а риск потери или повреждения товара, а также любые дополнительные расходы, переходят от продавца на покупателя после размещения товара на борту судна в порту отгрузки.
Термин C&F (CNF) (Carriage and Freight) позже перерос в базис поставки CFR (Cost and Freight — Стоимость и фрахт).

Условия поставки CIF Инкотермс — расшифровка «Carriage, Insurance and Freight» (перевод «Перевозка, страхование и фрахт») означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна (на борт судна) в порту отгрузки. Продавец обязан оплатить перевозку, страхование и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения, но риск потери или повреждения товара, как и любые дополнительные расходы, возникающие после отгрузки товара, переходят с продавца на покупателя.
Термин CIF «Carriage, Insurance and Freight» позже перерос в базис поставки «Cost, Insurance and Freight» — «Стоимость, страхование и фрахт».

Условия поставки EXS Инкотермс — расшифровка «Ex Ship» — (перевод «Франко судно», дословно «С судна») означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке, когда он предоставит товар в распоряжение покупателя на борту судна в порту назначения. Продавец несет все риски и расходы, связанные с доставкой товара в порт назначения.
Термин EXS (Ex Ship) позже перерос в базис поставки DES (Delivered Ex Ship – Поставка с судна).

Условия поставки EXQ Инкотермс — расшифровка «Ex Quay» — (перевод «Франко пристань» дословно «С пристани») означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке, когда он предоставит товар в распоряжение покупателя на пристани в порту назначения. Продавец несет все риски и расходы, связанные с доставкой товара на пристань в порт назначения, включая оплату фрахта, выгрузки товара, с последующим размещением товара на пристани, а также оплату пошлин, налогов и сборов при согласовании.
Термин EXQ (Ex Quay) позже перерос в базис поставки DEQ (Delivered Ex Quay – Поставка с причала).
Встречались два вида условий поставок EXQ:
— Ex quay duties paid (с пристани, пошлина оплачена) продавец обязан выполнить импортную таможенную очистку;
— Ex quay duties buyer s account (с пристани, пошлина за счет покупателя).
Торговые условия поставок, связанные с перевозкой грузов, первого издания Инкотермс были ориентированы в основном на морской вид транспорта.

Из-за Второй мировой войны дополнительные пересмотры правил Incoterms были приостановлены и не возобновлялись вплоть до 1950-х годов. Первый пересмотр правил Incoterms был опубликован в 1953 году. Он дебютировал тремя новыми торговыми условиями поставки для не морских перевозок: FOT, FOR, DCP.

Условия поставки FOT Инкотермс — расшифровка «Free on Truck» (перевод «Франко грузовик» дословно «Свободно на грузовике») означает, что продавец обязан оплатить расходы, связанные с доставкой товара и его погрузкой в грузовой автомобиль. Покупатель берет на себя все риски потери или повреждения товара, как и другие последующие расходы перевозки после погрузки товара на автомобильный транспорт.

Условия поставки FOR Инкотермс — расшифровка «Free on Rail» (перевод «Франко железнодорожная станция» дословно «Свободно на железной дороге») означает, что продавец обязан оплатить расходы, связанные с доставкой товара на железнодорожную станцию и его погрузкой в железнодорожный вагон (платформу). Покупатель берет на себя все риски потери или повреждения товара, как и другие последующие расходы перевозки после погрузки товара на железнодорожный транспорт.

Условия поставки DCP Инкотермс — расшифровка «Delivered Costs Paid» (перевод «Доставка оплачена») означает, что продавец обязан оплатить расходы, связанные с перевозкой товара, а покупатель берет на себя все риски потери или повреждения товара, как и другие расходы после передачи товара продавцом перевозчику, а не когда товар достигнет места назначения.
Термин DCP (Delivered Costs Paid) позже перерос в базис поставки CPT (Carriage Paid To – Перевозка оплачена до).

В 1967 году были добавлены дополнительные торговые условия для доставки на границе (DAF) и доставки в страну назначения (DDP).

Условия поставки DAF Инкотермс — расшифровка «Delivered At Frontier» named place (перевод «Поставка до границы» название места поставки) означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства тогда, когда товар, предоставлен в распоряжение покупателя неразгруженным на прибывшем транспортном средстве в согласованном месте назначения на границе.

Условия поставки DDP Инкотермс — расшифровка «Delivered Duty Paid» (перевод «Поставка с оплатой пошлины» указанное название места назначения) означает, что продавец предоставит готовый к разгрузке с прибывшего транспортного средства товар в распоряжение покупателя в указанном месте назначения. Продавец обязан нести все расходы и риски, связанные с транспортировкой товара, включая любые пошлины, налоги и сборы для экспорта и импорта в страну назначения.

Условия поставки FOB Airport (FOA) Инкотермс 1976

Увеличение использования воздушных перевозок стало причиной еще одной редакцией терминов Инкотермс . Издание Инкотермс 1976 года включило новый термин FOB Airport (Free on Board Airport) для воздушного транспорта. Это правило предназначалось для устранения путаницы вокруг термина FOB (Free on Board – Франко Борт) путем обозначения точного вида транспорта. На практике использовалось два вида аббревиатуры FOB Airport или FOA (Free on Airport).

Условия поставки FRC Инкотермс 1980

В связи с увеличением различных способов доставки международных грузов: автоперевозки, авиаперевозки, железнодорожный транспорт, контейнерные, паромные, трубопроводные перевозки, в 1980 году был введен торговый термин FRC (Free Carrier), который предусматривал переход товара не на борту транспорта, а на суше (например: в порту, в контейнерном терминале). Условие поставки FRC фактически заменил термины FOT, FOR и FOB Airport , так как разрешает использование любого вида транспорта.

Условия поставки FRC Инкотермс — расшифровка «Free Carrier» (перевод «Франко перевозчик» дословно «Свободный перевозчик» указанное название места) означает, что продавец передаст товар, указанному перевозчику в названном месте. Название термина «Free Carrier», впервые введенного в версии 1980 года, стало с аббревиатурой FRC, который позже будет переименован в базис поставки FCA (Free Carrier).

Все изменения правил Инкотермс с 1953 года по 1980 год были лишь поправками в виде добавления новых терминов к существующим правилам Инкотермс, и только в конце 1980-х годов Международная торговая палата пересмотрела Инкотермс, и адаптировала их к современной коммерческой практике.

В редакции Инкотермс 1990 года была изменена аббревиатура «FRC» для «Free Carrier» на «FCA». Поскольку теперь можно было использовать для любого вида транспорта один общий термин FCA, то торговые условия FOR, FOT и FOB Airport посчитали устаревшими и были удалены.
Также появилась возможность более широкого использования электронных сообщений: вместо бумажных документов — предоставить EDI сообщения, если стороны согласовали электронный способ коммуникаций.

anvay.ru

г. Выкса Нижегородская область

Конструктивные решения основных элементов надувных лодок.

Надувная лодка принимает надлежащую форму и плавучесть при наполнении ее бортов и других элементов конструкции воздухом до образования рабоч его давления. Лодка может приводиться в движение с помощью весел, паруса, двигателя или какого-либо другого механического средства. Форма лодки обеспечивается, главным образом, элементами, формирующими ее корпус, — соединенными днищем надувными бортами, которые создают завершенность конструкции и придают изделию целостность. Все надувные лодки имеют ряд общих конструктивных элементов: надувные борта с перегородками, днище, сиденья, клапаны наполнения и стравливания, весла, уключины, мехи-насосы и т. п.

Надувные борта. Многообразие внешнего вида лодок объясняется различной формой расположения бортов и их соединений. Выбранная форма самодельной лодки достигается путем предварительного раскроя отдельных полотнищ частей бортов и их соединения в заданной последовательности. Для надувных лодок характерны три формы расположения бортов в плане: замкнутая (О-образная), полузамкнутая (0-образная) и незамкнутая (катамаранная, рис. 2.1).

Приведенное деление включает ряд модификаций формы лодок в плане. Так, к лодкам О-образной формы относятся все лодки с замкнутым контуром, в том числе лодки торо-образной формы (рис. 2.2), используемые в основном для развлекательных целей, и надувные байдарки вытянутой остроконечной формы (рис. 2.3).

Лодки с прямолинейными или криволинейными надувными бортами, у которых они соединены между собой в носовой части под различными углами и кормовые оконечности бортов не соединены надувным элементом, принадлежат к группе лодок У-образной формы.

Лодки с параллельно расположенными надувными поплавками, соединенными между собой либо эластичным днищем с жестким настилом (рис. 2.4),

либо жесткой платформой, составляют группу лодок катамаранной формы. К этой же группе относятся и лодки, у которых два надувных поплавка зафиксированы продольными элементами и соединены эластичным днищем. Загнутые вверх носовая и кормовая части днища образуют козырьки. Отдельные конструкции обеспечивают трансформацию одной формы лодок в другую, изменение соотношения длины и ширины в зависимости от целей и условий плавания. Образование новых форм также может достигаться комбинацией лодок одной формы путем их соединения без изменения главных размерений и трансформацией одной формы лодки в другую с помощью разъемных соединений бортов и днища. Например, соединением двух У-образных лодок консольными оконечностями с помощью эластичных муфт получается лодка О-образной формы повышенной грузоподъемностью (рис. 2.5). Соединение нескольких О-об-разных лодок бортами образует групповое транспортное средство (рис. 2.6).

Надувные байдарки, скрепленные жесткими поперечными связями, превращаются в надувное транспортное средство катамаранной формы. Путем соединения бортов нескольких катамаранов или размещения между поплавками одного катамарана дополнительных надувных баллонов получается плот для спортивного сплава. В настоящее время появились конструктивные решения и потрансформации небольших катамаранов в надувную платформу для виндсерфинга. Поплавки катамаранов освобождают от настила, сдвигают до касания боковыми поверхностями, связывают между собой дополнительными гибкими элементами. В центре этого сооружения устанавливают небольшую опорную площадку со швертом, пропускаемым между баллонами (поплавками) и имеющим опору под шпором мачты.

В пределах одной формы лодок возможны изменения соотношения длины и ширины с помощью дополнительных надувных отсеков, расположенных в носовой и кормовой частях, или прямолинейных участков бортов. При такой трансформации дополнительные надувные отсеки складываются, оставшиеся элементы корпуса сближаются и фиксируются.

Борта лодки образованы, как правило, камерами цилиндрической формы. Самым распространенным является борт, состоящий из одной камеры, реже — из нескольких камер, расположенных ярусами одна под другой и соединенных между собой в различных комбинациях. Многоярусное оформление бортов применяется с целью получения повышенной надежности и безопасности, выигрыша в полезной площади кокпита или с целью увеличения надводного борта лодки. Такое расположение камер чаще всего встречается в надувных байдарках.

Для некоторых типов надувных катамаранов характерно многоярусное расположение поплавков, которое обеспечивает конструкции быстроходность и комфортабельность. Поплавки состоят из двух камер разного диаметра. Объем нижней части катамарана должен быть рассчитан таким образом, чтобы при номинальной нагрузке его осадка была равна половине диаметра камеры. Подобная конструкция обеспечивает ряд преимуществ: меньшее гидродинамическое сопротивление корпуса благодаря его удлинению; более высокое расположение над водой мостика; увеличение бокового сопротивления катамарана, который будет меньше дрейфовать при боковых ветрах; повышенное давление воздуха в нижней камере. В других конструкциях катамаранов с многоярусным расположением надувных поплавков предусмотрено деление поплавков горизонтальными параллельными перегородками из эластичного упругого материала. Эти перегородки образуют дополнительные камеры с системой наполнения, независимой от основной системы, что позволяет изменять геометрические характеристики поплавков (например, постепенно увеличивать ширину сечения от нижней части до верхней).

Дополнительные камеры небольшого диаметра иногда применяют на надувных лодках для повышения жесткости корпуса и увеличения высоты надводного борта. Дополнительную камеру располагают обычно наверху, она может быть помещена и в нижней части основных баллонов катамаранов. Такие поплавки обладают большей жесткостью, живучестью и меньшим сопротивлением воды, но изготовление поплавков заметно усложняется.

Для катамаранов возможно применение и надувных поплавков, которые состоят из трех надувных изолированных баллонов, сопряженных друг с другом так, что их центры оказываются в вершинах равнобедренных треугольников (рис. 2.7).

Два нижних поплавка плавучие, а верхний является опорным для продольных связей. Такое расположение баллонов повышает проходимость катамарана, увеличивает его остойчивость.

Для катамаранов с одноярусным расположением поплавков поплавки, изготовленные из эластичного материала, обрамляют тонкими пластинами, которые зажимаются разъемными соединениями в носу, корме и нижней части катамарана.

Надувные борта могут быть разделены эластичными перегородками на несколько герметичных, примерно равных по объему отсеков, каждый из которых имеет устройство для наполнения. Такие борта повышают безопасность плавания лодки, увеличивает надежность конструкции и предотвращает утечку воздуха в случае внезапного повреждения лодки в одном из отсеков. При повреждении борта перегородка будет выдуваться в сторону отсека, имеющего наименьшее давление. Поэтому перегородки должны быть прочными и надежно приклеены к бортам.

Камеры плавучести надувных бортов разделяются перегородками в вертикальном или горизонтальном направлениях, вдоль или поперек борта. В настоящее время в конструкциях надувных лодок наибольшее применение нашли вертикальные перегородки (рис. 2.8). Из поперечных перегородок наиболее известны конусообразные, дискообразные (плоские) и куполообразные (сферические). Они проще продольных в конструктивном отношении, обладают меньшей материалоемкостью и технологичнее в производстве. Чаще в надувных лодках применяется конусообразная перегородка. Куполообразная перегородка сложнее в изготовлении, в случае повреждения смежного отсека она выдувается в сторону этого поврежденного отсека больше, чем остальные, что приводит к пропорционально большей потере давления в неповрежденном отсеке. При дискообразной перегородке потеря давления в отсеке наименьшая, но благодаря ее конструкции внутреннее давление при резком падении давления в соседнем отсеке с максимальной силой действует на место приклейки перегородки к борту, что может привести к ее отрыву. Этот недостаток может быть устранен путем образования гофра на поверхности дискообразной перегородки (рис. 2.9).

Разновидностью устройств, разделяющих внутреннее пространство бортов на отсеки в поперечном направлении, являются надувные перегородки, выполненные в виде шара. Шар наполняется через шланг и способен перемещаться внутри борта на длину шланга. Давление внутри этих перегородок устанавливают обычно больше, чем в бор тах лодки > что обеспечивает меньшую потерю давления в смежном поврежденном отсеке и увеличивает количе-ство изолированных отсеков.

Основным преимуществом лодок надувная с горизонтальными перегородками лодка с перегородками является сохранение формы борта при в виде надувных шаров повреждении одного из отсеков. В этом случае уменьшается только диаметр борта. Горизонтальные перегородки, разделяющие борта в продольном направлении (рис. 2.11), нашли применение в основном на небольших надувных лодках, изготовляемых методом сварки из термопластичных материалов. При таком способе изготовления горизонтальные перегородки свариваются с контуром борта за один цикл, хотя это и приводит к большему расходу материала. В выпускаемых промышленностью в настоящее время лодках горизонтальные перегородки чаще располагаются по варианту «труба в трубе» (рис. 2.12).

Внутри борта лодки по всей его длине или на отдельном участке цилиндрической части борта к его внутренней части прикрепляется надувной цилиндр диаметром, меньшим диаметра борта. Цилиндр имеет объем, который достаточен для поддержания лодки на плаву при утечке воздуха из основной камеры. В других конструкциях борта кольцевое пространство между трубами разделяют продольными перегородками на небольшие отсеки (камеры малого объема). Это пространство (20 — 30% общего объема) отдельно наполняется воздухом. Пространство внутренней трубы может использоваться в качестве грузового трюма, и давление в нем может быть близким к атмосферному. В некоторых конструкциях надувных лодок борта выполнены с внутренней камерой, вставляемой в наружную обшивку (покрышку), последняя имеет разъемы, соединяемые застежками-молниями. Такими же застежками присоединяется к бортам днище по всему периметру корпуса лодки. Разъемы в бортах позволяют, например, в качестве камеры использовать свернутую в спираль плоскую надувную панель, имеющую множество отдельных герметичных баллонов (ячеек), заполненных воздухом.

На лодках и катамаранах, используемых для сплава по горным рекам, где требуется повышенная надежность конструкции, внутреннее пространство бортов разделяют наклонными продольными перегородками с образованием более двух отсеков. В конструкциях поплавков катамарана самостоятельной постройки для повышения надежности конструкции вместо вклеенных перегородок применяют вставные надувные камеры, например резиновые камеры от футбольных мячей. Аналогичное разделение внутреннего пространства борта может быть выполнено с помощью воздухонепроницаемого цилиндра из эластичного материала, который наполняется воздухом и через определенные участки пережимается гибкими связями с образованием в нем нескольких герметичных изолированных отсеков. На надувных лодках, эксплуатирующихся в особо трудных условиях, помимо разделения камеры плавучести на несколько отсеков дополнительно внутрь камеры вводится синтетическое вещество, обладающее собственной плавучестью. Вещество в брикетах или гранулах вводится через отверстия в корпусе и частично заполняет внутренний объем камеры плавучести, после чего камера наполняется воздухом.

Многие технические решения конструкции корпуса направлены на использование объема надувных бортов для хранения в них туристского снаряжения или топлива. Для этого в борту создается, чаще всего вертикальными перегородками, один или несколько изолированных отсеков, которые после загрузки снаряжением герметизируются и наполняются воздухом. Такое решение выполнено в конструкции надувной лодки «Иволга-3». В ряде конструкций лодок внутри бортов монтируют эластичные емкости, предназначенные для размещения топлива (рис. 2.13) или питьевой воды, которые под действием избыточного давления внутри борта подаются наружу. Жесткие топливные баки закрепляются внутри надувного борта обычно с помощью надувного кольцевого пояса и соединяются гибкими шлангами с двигателем. На лодках и-образной формы изолированные консольные оконечности также используются для размещения топлива.

Известны лодки, в которых отсеки, образованные вертикальными перегородками, изготовленными из пористой губчатой резины, выполняют функцию меха-насоса. Отсеки бортов наполняются воздухом нажатием рукой или ногой на наружную стенку отсека меха. При этом воздух через резиновые клапаны на этих перегородках поступает в смежные отсеки. При повышении давления в этих отсеках часть воздуха возвращается обратно через поры губчатой резины в мех-насос.

Борта в зависимости от формы лодки в носовой части выполняют в основном в виде участков тороидальной формы или комбинаций цилиндрических и конических поверхностей, соединенных под различными углами. Для того чтобы лодку не забрызгивало и не заливало на волнении, нос, а иногда и корму делают приподнятыми, при этом нос часто защищают водонепроницаемым козырьком. Приподнятость носа достигается несколькими путями: увеличением диаметра камеры в носовой части (например, у лодки «Нырок-4»), стыковкой отдельных частей вышек раскроя под углом друг к другу в результате предварительного расчета формы раскроя полотнищ этих частей (например, у лодки «Язь-2»), разворотом обоих бортов в пространстве на несколько градусов относительно оси симметрии их цилиндрической части и последующей стыковкой их закругленных частей между собой. Приподнятость носа и кормы, обеспеченную таким способом, имеет лодка «Инка С» фирмы «Метцейлер» (ФРГ). Концы камер в носовой части лодки резко приподняты и загнуты рогообразно вверх (рис. 2.14), а в кормовой части борт приподнят на меньшую высоту.

Фирма «Пирелли» (Италия) предлагает изогнутость и приподнятость носовой части достигать с помощью усилительных лент, обладающих незначительной растяжимостью (рис. 2,15).

Ленты наклеиваются на носовую часть борта в соответствующем расположении, таким образом можно обеспечить изогнутость оси борта в нескольких плоскостях. Известно и другое решение конструкции, по которому тороидальная часть получается перегибом цилиндрического борта с образованием на наружной поверхности борта в кокпите лодки внутренних складок, закрепляемых с помощью специальных лент (рис. 2.16).

Для лодок и-образной формы характерно выполнение консольных оконечностей в виде полных или усеченных цилиндрических или конических поверхностей правильной или неправильной формы (рис. 2.17).

Заделка консольных оконечностей разъемными соединениями позволяет иметь доступ внутрь поплавков для проведения ремонта, профилактического осмотра или устанавливать внутрь бортов элементы, изменяющие их геометрию (рис. 2.18).

Правильно выбранные кормовые оконечности, особенно для надувных моторных лодок с мощными моторами, повышают безопасность от опрокидывания через нос, создают хорошую кромку отрыва воды и дополнительную подъемную силу в кормовой части, приподнимают лодку при набегающей сзади волне и предотвращают заливание с кормы. Естественно, что это также относится и к заднему ходу. Кроме того, благодаря выступающим кормовым оконечностям подвесной двигатель имеет повышенную степень защиты от повреждений. Увеличение объема поплавков на катамаранах способствует улучшению такого показателя мореходности, как всхожесть на волну. Кроме того, дополнительный объем не позволяет катамарану перевернуться.

Увеличить объем оконечностей, не увеличивая габаритных размеров судна (длину и ширину), а также не ухудшая такого важного показателя, как поворотливость, можно, разместив дополнительные емкости-наплывы в носу и корме по верху поплавков катамарана. Реже встречаются лодки с бортами, консольные оконечности которых загнуты за транцем в обратном к нему направлении (рис. 2.19).

При этом свободное пространство за бортами резко уменьшается.

Ряд технических решений предусматривает изменение формы борта от традиционной цилиндрической до эллипсовидной путем расположения внутри борта эластичных перегородок, а также путем монтажа внутри борта или снаружи жестких пластин на части периметра борта (рис. 2.20).

Носовую и кормовую оконечности надувных байдарок и поплавков надувных катамаранов заостряют путем вклейки внутри этих элементов нескольких разных по высоте эластичных перегородок.

www.okafish.ru

Баля?сина — точёный реёк, служащий ступенькой у штормтрапа.

Бимс (англ. beams, мн. число от beam — бревно, балка, перекладина) — поперечная балка, связывающая бортовые ветви шпангоута и придающая судну поперечную прочность.

Би?тенг (изначально бе?тинг, от нидерл. beting) — прочная полая тумба, возвышающаяся над палубой судна или корабля. Является частью буксирного и швартовного устройства судна.

Борт — бок, боковая часть судна, состоит из наружной обшивки и подкрепляющего набора. Правый борт принято называть штирбортом (нидерл. stuurboord), левый борт — бакбортом (нидерл. bakboord), а часть борта выше верхней палубы фальшбортом.

Брашпиль (нидерл. Braadspil) — палубный механизм лебёдочного типа. Используется для подъёма якорей, создания натяжения тросов при швартовке. Имеет горизонтальный вал в отличие от шпиля. Предназначен для обслуживания якорных цепей обоих бортов. Бывают электромеханические, паровые, гидравлические, ручные.

Бульб, или носовой бульб (от фр. bulbe — луковица) — выступающая чуть ниже ватерлинии часть носа судна, имеющая выпуклую эллипсоидную форму. Бульб изменяет направление потока воды по всему корпусу, уменьшая сопротивление, и, следовательно, способствует увеличению скорости, дальности плавания и экономии топлива. Носовой бульб на больших судах даёт выигрыш, как правило, от 12 до 15 процентов топливной эффективности по сравнению с аналогичными судами без них.
Носовые бульбы оказались наиболее эффективными при соблюдении следующих условий:
При использовании на корпусах с длиной по ватерлинии более 15 м;
для длинных и узких корпусов;
при скоростях, близких к максимальной скорости судна.

Валопровод — комплекс устройств, механизмов и соединений, служащих для передачи крутящего момента от двигателя к движителю и передачи упорного давления от последнего корпусу судна.

Галью?н — 1) Площадка, в виде балкона, в носу парусного судна, под носовым украшением. Служила отхожим местом экипажа. 2) На современных судах так называют помещение, где команда может отправить естественные надобности, а так же оборудование для удаления за борт продуктов жизнедеятельности.

Гондола, гондолы, жен. (итал. gondola).
1. Венецианская лодка особой формы, с каютой, передвигаемая посредством кормового весла.
2. Корзина для пассажиров воздушного шара (авиац.). Подвесное помещение для экипажа, пассажиров или механизма дирижабля (авиац.).

Дейдвуд. Происхождение: от англ. deadwood — мертвое дерево
1. Подводная часть кормового и носового заострений судна в месте сопряжения киля с ахтерштевнем и форштевнем. На одновинтовых судах внутри кормового дейдвуда размещается дейдвудное устройство. 2. Брусья, которыми на деревянном судне плотно заполняют пространство между штевнем и килем, чтобы в труднодоступном для осмотра месте не скапливалась вода.
Дейдвуд толстый брус, который одним концом прикрепляется к корме корабля, другим к носу, для скрепки штевней с килем, и составляющий продолжение резенкиля.
Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910.
дейдвуд (англ. deadwood) мор.
1) дейдвудная труба — металлическая труба, через которую гребной вал выходит наружу;
2) кормовая оконечность судна в подводной части, через которую проходит дейдвудная труба.
Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009.
Дейдвуд [англ. deadwood] – мор. 1) металлическая труба, в которую заключён конец гребного вала; 2) кормовая оконечность судна в подводной части между килем и рулём; 3) крепительные брусья между килем и носовой и кормовой оконечностями судна на деревянных судах
Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК», 2007.
Дейдвуд (дэ), а, м. (англ. deadwood букв. мертвое дерево).
мор. Металлическая труба, через которую гребной вал выходит наружу, а также кормовая оконечность судна в подводной части, где помещается эта труба.
Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык, 1998.

Дек (англ. deck) — палуба парусных военных судов.
Деком называлась и верхняя открытая палуба, которую делят на бак, шкафут, шканцы и ют. Шканцы принято называть также квартердеком. Следующая палуба вниз от баковых и кормовых надстроек называлась опердеком, ещё ниже располагался мидельдек, затем гондек, ещё ниже — орлопдек, или кубрик, а в самом низу корпуса судна располагался корабельный трюм.

Дельные вещи (от нидерл. deel — часть) — морской термин, общее название для некоторых вспомогательных деталей оборудования корпуса судна, которые служат главным образом для крепления и проводки такелажа, а также частей судовых устройств, оборудования внутренних помещений и открытых палуб.
К дельным вещам относятся скобы, утки, рымы, талрепы, храпцы, клюзы, кнехты, кипы, битенги, люверсы, горловины, крышки сходных люков, трапы, двери, иллюминаторы, леерные и тентовые стойки и другие.
Основные размеры дельных вещей и требования к их креплению (монтажу) на судне регламентируются классификационными обществами. Большинство дельных вещей являются стандартными.

Дебарка?дер (фр. debarcadere, от debarquer — выгружать, высаживать на берег) — элемент транспортной или складской инфраструктуры, предназначенный для непосредственной перегрузки (выгрузки или погрузки) пассажиров и грузов, а также размещения специального оборудования и помещений, предназначенных для организации погрузочно-разгрузочных работ.

Джига — пиратский танец на рее —

Ка?бельтов (нидерл. kabeltouw) — мера длины, равная одной десятой международной либо британской морской мили, то есть 185,2 или 185,3 м соответственно.

Кабеста?н (лебёдка) (от франц. cabestan) — механизм для передвижения груза, состоящий из вертикально установленного вала, на который при вращении наматывается цепь или канат, прикрепленные другим концом к передвигаемому грузу, например якорю. Кабестан представляет собой вертикальный ворот и является разновидностью лебёдки с барабаном, насаженным на вертикальный вал.
Кабестан в основном используется в судоходстве для подтягивания речных судов у причалов, выбирания судовых якорей и подобных целей. Одними из самых внушительных примеров использования системы кабестанов в строительстве является установка колонн Исаакиевского собора в 1828 году и подъём Александровской колонны на пьедестал в 1832 году.

Ка?мбуз (нидерл. kombuis) — кухня на судне.

Карлингс — продольная подпалубная балка, поддерживающая бимсы и увеличивающая продольную прочность корпуса судна.
(Карлингс — продольная палубная балка, поддерживающая поперечный набор палубы, а также являющаяся опорой для полубимсов.)

Киль — нижняя балка или балки, проходящие посередине днища судна от носовой до кормовой оконечности в районе днища и служащие для обеспечения прочности корпуса судна.
На современных яхтах килeм принято называть фальшкиль.
(Киль (англ. keel) — основная продольная связь корабля, располагаемая по всей его длине в нижней части по диаметральной плоскости. На деревянных судах киль состоит из выступающего наружу бруса, к которому прикрепляются шпангоуты; на металлических киль делается из вертикально поставленных листов, скрепляемых полосами углового железа с листами, положенными горизонтально.)

Кильсон — продольная связь на судах с одинарным дном, соединяющая днищевые части шпангоутов. В зависимости от своего расположения по ширине судна различают средние, боковые и скуловые кильсоны. На деревянных судах кильсоном называют продольный брус, накладываемый поверх шпангоутов и обеспечивающий не только увеличение продольной крепости, но и связь между шпангоутами.

Кингстон (от англ. kingston valve — заборный клапан) — отверстие с клапаном в наружной обшивке подводной части судна для приёма или удаления воды.
Кингсто?н — задвижка или клапан, перекрывающий доступ в корабельную (судовую) систему, сообщающуюся с забортной водой. Расположен в подводной части корабля (судна). Используются для приема забортной воды или откачки жидкости за борт. Возможны любые конструкции клапана.

Клюз — отверстие в борту для якорной цепи.

Кне?хты (устар. кне?ки; от нидерл. Knecht-слуга) — парные металлические тумбы, отлитые вместе с основанием — плитой (на деревянных судах были деревянные). Кнехты устанавливаются на палубе в носовой, кормовой части и бортов судна и служат для закрепленил тросов при швартовке.

Кница — деталь, соединяющая бимсы со шпангоутами.

Козырёк фальшборта — фальшборт с уклоном наружу, устанавливаемый часто в носовой части судна на палубе бака (полубака) с целью улучшения мореходных качеств судна.

Кок (нидерл. kok) — судовой повар.

Колдершто?к — специальное приспособление, делающее значительно легче поворот штурвала на корабле.
Колдершток представляет собой рычаг, расположенный вертикально и соединённый с концом румпеля. Когда колдершток наклоняется, это приводит к повороту руля.

Комингс — вертикальные стальные листы или деревянные брусья, ограждающие грузовые, световые и сходные люки от попадания воды внутрь помещений. Все двери на судне также имеют комингс высотой от 50 до 300 мм.
(Комингс (англ. множественное число coamings), 1) окаймление по периметру выреза в палубе судна (грузового или сходного люка, отверстия для вентиляции и др.). На стальных судах К. больших люков делают в виде подкрепленных ребрами листов или коробчатого сечения. Высота и прочность К. на верхней палубе морских судов регламентируются правилами классификационного общества. 2) Дверной порог на судне.)

Ко?мпас (в профессиональной речи моряков: компа?с) — устройство, облегчающее ориентирование на местности. Существуют три принципиально различных вида компаса: магнитный компас, гирокомпас и электронный компас.

Корма? — задняя часть корпуса корабля (судна), подразделяется на надводную и подводную части. Форма подводной части кормы в определённой мере влияет на управляемость судна и сопротивление воды его движению. Форма надводной части кормы зависит от предназначения корабля (судна) и его размеров.
Кормовая часть корабля была обычно рядом с управляющими элементами корабля (руль, судовые колёса, винт, и т.д). Поэтому кормовая часть корабля обычно принадлежала капитану, и в этой части корабля находились капитан и его помощники. Кормовая часть корабля обычно была защищена от ветра при движении корабля, в ней располагались элементы убранства корабля (галереи, каюты, и хранились награды, которые были вручены этому кораблю).

Кормчий, кормщик иначе «рулевой» или «правитель». Устаревшее производное от слова корма. Обозначает человека, стоящего «у руля».
На морских судах, в корме, находится руль для управления судном. Управление рулем как минимум с XVI века — работа рулевого. Значение слова «кормчий» включает не только управление рулем (выдерживание курса), но и управление кораблем (судном) вообще. Кормчий был специалистом в навигации, выборе пути, лоцманской проводке, ветрах и течениях, глубинах, местных условиях, одним словом — морской практике. Аналогом кормчего в Испании XV века был «маэстре» (исп. Maestre). При этом капитан отвечал за корабль в целом и руководил боем (он мог и не разбираться в судовождении), а маэстре за морскую практику.
В Англии века паруса название превратилось в «мастер» (англ. Master, полностью: Sailing Master). Должность сохранялась в Королевском флоте отдельно от капитана, а в торговом флоте мастером стал называться капитан. В России в петровском флоте недолго имелось звание мастер.

Корпус корабля — основная часть корабля в виде водонепроницаемого и полого внутри тела обтекаемой коробчатой (для надводных кораблей) или цилиндрической (для подводных лодок) формы.
Корпус корабля обеспечивает плавучесть, непотопляемость, прочность, размещение вооружения и личного состава и механизмов, обусловленных назначением корабля. Корпус снабжается рулевым, якорным, швартовным, буксирным и грузоподъёмным устройствами. Внутри корабельного корпуса размещаются главные и вспомогательные механизмы, погреба боезапасов, жилые и служебные помещения, хранилища для запасов топлива, масел, воды, цепные ящики, помещения для перевозимой техники и грузов, а также большинство корабельных устройств. Верхняя палуба корпуса служит фундаментом для надстроек, сооружений и служебных механизмов; на неё выводятся мачты и трубы.
Корпус корабля характеризуется главными размерениями (длиной, шириной, осадкой) и изготавливается из стали и (или) лёгких сплавов, пластмасс, композиционных материалов и дерева.

Кранец — приспособление временное или постоянное, служащее для предохранения борта судна от ударов и трения о причал или другое судно. В качестве кранца используют деревянные брусья, парусиновые или плетённые из троса мешки, набитые крошенной пробкой, пеньковыми или синтетическими отходами (редко песком), цилиндрические резиновые баллоны (иногда надувные — пневмокранцы) В настоящее время моряки часто вместо кранцев используют старые автомобильные покрышки.

Ку?брик — 1) Жилое помещение для команды. 2) Название одной из палуб парусного военного корабля, на которой жила команда.

Лаг — прибор ручной или механический для измерения скорости хода судна.

Лацпорт (нем. lastpforte, грузовой люк) — морской термин, обозначающий вырез во внешней обшивке судна для проведения грузовых операций, приёма и выпуска шлангов, кабелей, буксировочных тросов. Лацпортом также называют водонепроницаемое закрытие такого выреза в виде герметически задраиваемых дверей различной конструкции.

Леер — металлический прут или туго натянутый растительный или стальной трос, используемый для привязывания парусов, стягивания тентов, сушки белья и т. д. Леерами также называются укреплённые на стойках тросы, заменяющие фальшборт судна, и тросы, натягиваемые для предотвращения падения людей за борт во время шторма.

Лот (нидерл. lood) — свинцовый груз или просто груз, служащий для измерения глубины.
Лотлинь — специальная веревка (линь), на которой подвешивается груз (лот) для измерения глубины.

Лоция — описание водоема и руководство для плавания.

Лоцман (нидерл. loodsman) — лицо, измеряющее лотом глубины и потому знающее характер побережья. Проводит суда в порты через каналы, по шхерам, в других местах, где требуется хорошее знание побережья, проходов, течений, фарватера и т.д.

Льяло — водосток в нижней части трюма на стальных судах, образованный крайним междудонным листом и наружной обшивкой. В льяла стекает вода, образующаяся при отпотевании внутренней поверхности бортов, просачивающаяся через швы наружной обшивки и т. п. Из льял вода откачивается насосами и по трубам осушительной системы удаляется за борт; обычно льяла закрывают крышками.

Маркировка судовых дизелей — условное обозначение судовых дизелей, состоящее из цифр и букв. Согласно стандарту дизелям присваивают условное обозначение (марку), состоящее из цифр и букв.

Машинное отделение — помещение или помещения на судне, предназначенные для размещения машин и механизмов, обеспечивающие его движение.
Пункт 8 Правила 2 Главы II-1 СОЛАС (Международной конвенции по охране человеческой жизни на море) дает следующее определение термина машинное помещение:
Машинное помещение — пространство, заключенное между теоретической основной плоскостью, плоскостью предельной линии погружения, а также крайними главными поперечными водонепроницаемыми переборками, ограничивающими помещения, в которых находятся главные механизмы, а также обслуживающие их вспомогательные механизмы, котлы и постоянные угольные бункеры. При необычном расположении пределы машинных помещений определяет Администрация.

Мидель-шпангоут (в судостроении) — сечение корпуса корабля или иного плавсредства вертикальной поперечной плоскостью, расположенное на половине длины между перпендикулярами теоретического чертежа судна. Входит в число основных точек, линий и плоскостей теоретического чертежа. Может не совпадать с самым широким сечением корпуса. В этой плоскости обычно установлен реальный шпангоут.
Площадь мидель-шпангоута используется для вычисления коэффициента полноты корпуса и характеристики лобового сопротивления судна. На теоретическом чертеже мидель-шпангоут, в отличие от остальных, номерных шпангоутов, обозначается особым знаком.
Иногда термин мидель-шпангоут используется как сокращение для плоскость мидель-шпангоута — упомянутая выше секущая плоскость, — но строго говоря такое употребление неверно.

Миля морская — морская единица длины, применяемая для измерений на море, равная 1852 м Старая русская миля равнялась 7.468м.

Мо?стик — ограждённая часть палубы верхних ярусов надстроек и рубок или отдельная платформа. Мостики предназначены для размещения постов управления, наблюдения или связи, а также для перехода из одной надстройки в другую.
Мостики различают по назначению — ходовой, дальномерный, сигнальный, прожекторный, навигационный и другие.
По месту расположения мостики делятся на носовые и кормовые, по степени защищённости от воздействия неблагоприятных условий внешней среды — на открытые, закрытые и полузакрытые.
Всю палубу ходовой рубки называют ходовым мостиком, а её открытые площадки по бортам от рубки — крыльями ходового мостика. На судах предназначенных для плавания в высоких широтах крылья ходового мостика и рулевую рубку объединяют в одно закрытое помещение для защиты от низких температур. Ходовой мостик также носит название капитанского (pilot bridge).
Навигационным мостиком называется крыша рулевой рубки и смежных с ней помещений. На ходовом и навигационном мостиках находятся основные посты управления судном.

Надстро?йка судова?я — закрытое сооружение на верхней палубе судна, расположенное от борта до борта, либо отстоящее от бортов на небольшое расстояние, не превышающее 4 % от ширины судна.
Если подобная конструкция отстоит от бортов на бо?льшее расстояние, то она называется рубкой.
Бак и ют, обычно, одноярусные, их обводы являются продолжением обводов корпуса. Они в первую очередь предназначены для защиты палубы от заливания волнами, что повышает мореходность судна.
Средняя надстройка может служить для защиты от волн сходов и световых люков.
Надстройки увеличивают запас плавучести и улучшают мореходные качества судна. Они имеют водонепроницаемые двери, иллюминаторы и люки.

Нос — передняя часть судна, противоположная корме. Устроен таким образом, чтобы сократить до минимума сопротивление воды. Передняя оконечность носа судна называется форштевнем.
В старину на носу корабля закреплялись фигурные ростры.
Корпус судна в районе носа имеет более усиленный набор, что даёт судну возможность штормовать носом к возне и ветру и производить первое касание к причалу носовой частью судна (скулой судна) во время швартовых операций. Также, по этой причине, в случае, когда судно не может избежать столкновения с другим судном или с прочими препятствиями (скалы, рифы, прочие плавающие предметы, причал и т. п.) желательно первый удар принять носом (или на нос).

Обух — болт, у которого вместо головки сделано кольцо или поковка с проушиной в верхней своей части.

Остойчивость
Остойчивость судна, способность судна противостоять внешним силам, вызывающим его крен или дифферент, и возвращаться в первоначальное положение равновесия после прекращения их действия; одно из важнейших мореходных качеств судна. О. при крене называется поперечной, при дифференте — продольной. Из-за удлинённости формы судового корпуса его продольная О. значительно выше поперечной, поэтому для безопасности плавания наиболее важно обеспечить надлежащую поперечную О.
Различают статическую и динамическую О. Мерой статической О. служит т. н. восстанавливающий момент (см. Пара сил), возникающий при наклонении судна на некоторый угол крена или дифферента, мерой динамической О. — работа этого момента. При малых наклонениях восстанавливающий момент приближённо пропорционален углу крена, водоизмещению и метацентрической высоте (см. Метацентр).
Проверка поперечной О. в эксплуатационных условиях сводится к определению метацентрической высоты и сравнению её с допустимой для данного судна. Поперечная О. регламентируется правилами классификационных обществ.
Л. Н. Стреляев.
Большая советская энциклопедия.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Осто?йчивость — способность плавучего средства противостоять внешним силам, вызывающим его крен или дифферент и возвращаться в состояние равновесия по окончании возмущающего воздействия. Также — раздел теории корабля, изучающий остойчивость.
Равновесием считается положение с допустимыми величинами углов крена и дифферента (в частном случае, близкими к нулю). Отклоненное от него плавсредство стремится вернуться к равновесию. То есть остойчивость проявляется только тогда, когда имеется выведение из равновесия.
Остойчивость — одно из важнейших мореходных качеств плавучего средства. Применительно к судам используется уточняющая характеристика остойчивость судна. Запасом остойчивости называется степень защищённости плавучего средства от опрокидывания. Внешнее воздействие может быть обусловлено ударом волны, порывом ветра, сменой курса и т. п.
Остойчивостью называется способность судна, выведенного из положения нормального равновесия какими-либо внешними силами, возвращаться в свое первоначальное положение после прекращения действия этих сил. К внешним силам, способным вывести судно из положения нормального равновесия, относятся ветер, волны, перемещение грузов и людей, а также центробежные силы и моменты, возникающие при поворотах судна. Судоводитель обязан знать особенности своего судна и правильно оценивать факторы, влияющие на его остойчивость. Различают поперечную и продольную остойчивость.
Остойчивостью называется способность судна, отклоненного от положения равновесия, возвращаться к нему после прекращения действия сил, вызвавших отклонение.
Наклонения судна могут происходить от действия набегающих волн, из-за несимметричного затопления отсеков при пробоине, от перемещения грузов, давления ветра, из-за приема или расходования грузов.
Наклонения судна в поперечной плоскости называют креном, а в продольной — дифферентом. Углы, образующиеся при этом, обозначают соответственно ? и ?.
Остойчивость, которую судно имеет при продольных наклонениях, называют продольной. Она, как правило, довольно велика, и опасности опрокидывания судна через нос или корму никогда не возникает.
Остойчивость судна при поперечных наклонениях называется поперечной. Она является наиболее важной характеристикой судна, определяющей его мореходные качества.
Различают начальную поперечную остойчивость при малых углах крена (до 10—15°) и остойчивость при больших наклонениях, так как восстанавливающий момент при малых и больших углах крена определяется различными способами.

Отсек — пространство внутри корпуса судна или корабля, ограниченное смежными переборками («стенками»). В широком смысле — часть устройства, имеющая полость внутри.

Палуба, (также дек) горизонтальное перекрытие из настила и набора (бимсов, карлингсов и др.) в корпусе (надстройках) корабля (судна), опирающееся на борта, переборки и пиллерсы (при их наличии); разделяет внутреннее пространство корпуса корабля на помещения по вертикали. В зависимости от размеров и назначения корабли могут иметь следующие типы палуб: палуба рубки; палуба надстройки; верхняя палуба; вторая (третья, четвёртая и т. д.) палуба; палуба переборок; палуба бака; палуба юта.
Например:
Верхняя палуба непрерывная по всей длине корабля (судна). Служит водонепроницаемым перекрытием, является одним из главных элементов прочных связей корпуса, обеспечивает общую прочность и поперечную жесткость судна. На верхней палубе размещаются надстройки, палубные механизмы, вооружение и т. д.
На пассажирских судах также существует прогулочная палуба.
В зависимости от числа палуб суда разделяются на одно-, двух- и многопалубные.

Переборка — любая вертикальная перегородка внутри корпуса, кроме двойного борта.
Переборка — вертикальная стенка внутри корпуса судна, кроме двойного борта, разделяющая внутреннее пространство на отсеки. Также к переборкам относятся наружные стенки надстроек и рубок.
Переборки разделяются, например, на:
в зависимости от ориентации относительно корпуса судна:
поперечные;
продольные;
в зависимости от места установки:
в зависимости от исполнения:
в зависимости от формы:
в зависимости от способности воспринимать нагрузку:
в зависимости от назначения:

Перо руля — действующая часть руля.

Пиллерс — (англ. pillars, множественное число от pillar — колонна, столб) — вертикальная металлическая стойка, служащая опорой для палубного перекрытия судна. Пиллерсы бывают постоянные или съёмные.

Пиратство. Ст 227 УК РФ.
1. Нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения, —
наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
2. То же деяние, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, —
наказывается лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, —
наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

Плавучесть — способность судна плавать при заданной осадке, имея на борту заданное количество людей и груза. Нормы грузоподъемности зависят от различных условий, и их следует выбирать сообразно с обстановкой. Например, на шестивесельный ял при ходе под мотором на открытом рейде и в море допускается принимать на борт при ветре 3 балла и состоянии моря 2 балла 7 человек, а в районе закрытых рейдов и гаваней при ветре до 3 баллов на этот же ял можно принять до 13 человек. Эти требования выработаны для того, чтобы в тяжелых условиях плавания увеличить высоту надводного борта, создать дополнительный запас плавучести, который определяется главным образом высотой волны в конкретных условиях плавания.

Планширь (англ. gunwale) — горизонтальный деревянный брус или стальной профиль (стальной профиль может быть обрамлён деревянным брусом) в верхней части фальшборта.
На старинных парусных судах использовался деревянный брус при изготовлении планширя или обрамления металлического планширя.
На современных торговых судах и военных кораблях фальшборт обрамлён сверху стальным планширем. На пассажирских судах и в некоторых местах на торговых судах (на крыльях мостика, например) стальной планширь может быть обрамлён деревянным брусом. Планширь служит наподобие верхней планки перил на балконе. Стальной планширь также выполняет роль ребра жесткости для фальшборта.

Подруливающее устройство — судовое устройство, предназначенное для активного управления судном; рабочий орган (винт) в сквозном канале, проходящем от одного борта судна к другому борту, перпендикулярно его диаметральной плоскости.
Устанавливается в носовой части судна или в носовой и кормовой частях одновременно;
Позволяет улучшить управляемость судном на малых скоростях или при остановленном главном двигателе, при сравнительно больших скоростях хода (ориентировочно, более 5 узлов) подруливающее устройство теряет эффективность;
В соответствии с Правилами Российского Речного Регистра, на все поднадзорные суда, имеющие длину по ватерлинии более 40 метров (для пассажирских судов — более 20 м), установка подруливающего устройства обязательна.

Полубак — носовая надстройка на баке корабля.
Полуют — возвышенная часть кормовой оконечности корабля или дополнительная палуба над ютом.

Привальный брус — часть продольного набора, верхний стрингер: брус, идущий вдоль судна и крепящийся к шпангоутам; на него кладутся концы бимсов.

Прикол — вертикальный или наклонный стержень на берегу для привязывания судна.

okna10.com