Как оформить дополнение к учетной политике

Учетная политика организации при ОСНО на 2018 год — образец

Обязательные составные части учетной политики

Учетная политика (УП) любого юрлица — документ весьма объемный, поскольку в нем описываются все организационно-методические вопросы, определяющие как общие моменты учетного процесса, так и порядок ведения каждого из видов организуемого учета. Важна она не только для фирм, работающих на ОСНО, но и для иных юрлиц, вне зависимости от применяемой ими системы налогообложения, поскольку формирование бухотчетности (составляемой, соответственно, по данным бухучета) является обязательным для всех организаций (пп. 1, 2 ст. 6, п. 1 ст. 13 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

В УП закрепляются:

  1. Организационные положения:
  • порядок документооборота, распределение ответственности за ведение необходимых для учета операций;
  • рабочий план счетов;
  • применяемые формы первичной документации, учетных регистров и обязательной бухотчетности;
  • правила проведения мероприятий по проверке данных учета.
  1. Применяемая методология бухучета, т. е. способы:
  • оценки имущества каждого вида при его поступлении и выбытии;
  • начисления амортизации по ОС и НМА;
  • учета затрат на ремонты, реконструкции, модернизации;
  • распределения затрат по местам возникновения и счетам бухучета;
  • осуществления расчетов, необходимых для разнесения распределяемых расходов;
  • оценки произведенной продукции, полуфабрикатов, незавершенного производства, возвратных отходов;
  • деления доходов на обычные и прочие.
  1. Правила ведения налогового учета, отражающие:
  • для НДС — нюансы оформления счетов-фактур и порядок учета налога по операциям с разными его ставками (в т. ч. алгоритм распределения сумм, требующих такой процедуры);
  • для прибыли — используемый метод признания доходов, формы налоговых регистров, перечень прямых расходов, методологию операций налогового учета, методику начисления авансов по налогу;
  • для иных налогов (в частности, для НДПИ) — моменты, существенные для их исчисления.

УП должна быть достаточно подробной, поскольку будет служить руководством, к которому не раз обратятся все лица, участвующие в процессе учета. Подробная учетная политика — залог не только успешно организованного учетного процесса. Она позволяет выбрать оптимальные для юрлица варианты расчета налогов, в т. ч. в ситуациях, допускающих самостоятельную разработку учетных методик. И, конечно, УП будет востребована проверяющими органами как документ, обосновывающий применяемые способы учета.

Оформить ее можно как в виде единого документа, включающего в себя описание всех вышеупомянутых вопросов, так и в виде отдельных документов, посвященных каждый своей теме. Но в любом случае ее нужно будет утвердить руководителю юрлица.

Когда можно ограничиться корректировкой УП?

Все отражаемые в УП методики должны соответствовать требованиям актуального законодательства, т. е. в части налогового учета — действующим положениям НК РФ, а в части бухучета — применяемым нормам ПБУ. При этом для бухучета действует требование соблюдать преемственность учетной политики (п. 5 закона 402-ФЗ, п. 5 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н).

Внесение в нее поправок становится (п. 10 ПБУ 1/2008):

  1. Необходимым, когда:
  • меняется законодательство;
  • изменяются условия ведения деятельности.
  1. Добровольным, если принимается решение о разработке нового способа учета.

В первом случае поправки вносятся в УП для применения в период c начала действия соответствующих изменений, а во втором они должны вводиться только с начала очередного года.

Также УП может быть скорректирована, если в деятельности юрлица возникают события, не предусмотренные ее утвержденным вариантом. В этом случае она требует дополнений.

Таким образом, если во внесенных в УП прошлого года учетных методах нет законодательных изменений, вступающих в силу с текущего года, или такие изменения есть, но они не приводят к необходимости пересмотра политики прошлого года, а у юрлица нет своих причин для смены УП, то прошлогоднюю учетную политику можно сохранить неизменной. Если какие-то отдельные положения этого документа требуют корректировок, то можно ограничиться дополнением к УП.

Оформить дополнение к учетной политике следует так же, как и основной документ, т. е. утвердить организационно-распорядительным документом, обязательно указав в нем дату начала действия новых положений.

Какие особенности может иметь УП?

УП, составляемая при ОСНО, будет иметь свои особенности для каждого юрлица не только в силу ведения им того или иного вида деятельности или выбора им тех или иных учетных методик. Присутствие особенностей обусловливается также наличием у организации:

  • обособленных подразделений, для которых в УП надо будет прописать наличие/отсутствие самостоятельности в уплате налогов, выбор ответственного по платежам подразделения, базу распределения налога на прибыль по регионам.
  • дочерних обществ, в отношении которых потребуется учесть порядок предоставления в головную организацию данных для формирования консолидированной отчетности;
  • оснований быть отнесенной к субъектам малого предпринимательства, имеющим право на ведение упрощенного учета и формирование упрощенной бухотчетности, что при выборе этих способов потребует внесения соответствующих оговорок и описаний в текст УП;
  • совмещаемых режимов налогообложения, в отношении которых придется привести не только выбранные применительно к каждому из них методики, но и описать алгоритмы распределения параметров, требующих такой процедуры при совмещении;
  • обязанности формировать отчетность по правилам МСФО, что потребует введения в УП отдельной части, посвященной особенностям учета, предназначенного для этих целей;
  • решения о параллельном ведении управленческого учета, осуществляемого в добровольном порядке и ведущегося по своим особым правилам, отвечающим поставленным перед ним задачам и тоже требующим отдельного их описания в УП.

Таким образом, УП каждого конкретного юрлица — это уникальный документ, разрабатывать который всегда придется самостоятельно, несмотря на наличие предлагаемых образцов его оформления.

Один из вариантов УП на ОСНО приводим и мы:

Учетная политика — важнейший документ, который каждому юрлицу необходимо сформировать, а затем руководствоваться им в работе. УП необязательно менять ежегодно, если ее положения отвечают требованиям действующего законодательства. Вместе с тем может потребоваться внесение в нее изменений или дополнений. Для каждой организации УП уникальна, и определяется это обстоятельство множеством факторов.

nsovetnik.ru

Учетная политика: правила составления и образец приказа

Перед началом нового года в каждой организации не только подводят предварительные итоги года уходящего, но и задумываются о том, как работать в следующем. И для этого главный бухгалтер пересматривает как бухгалтерскую, так и налоговую учетную политику. А в организациях, которые зарегистрированы в IV квартале этого года, главбух формирует учетную политику впервые. Документ этот очень важный, составлять или изменять его надо очень внимательно. Мы постараемся вам в этом помочь. В статье мы расскажем, что такое учетная политика, для чего она нужна организации, когда ее можно изменять, а также покажем на примерах, как зафиксировать в учетной политике тот или иной порядок учета.

Учетная политика — это свод обязательных для организации, постоянно применяемых единых правил отражения имущества, доходов, расходов, операций в бухгалтерском и налоговом учете и отчетности.

Учетная политика для целей налогообложения — это совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения, признания, оценки и распределения доходов и расходов, а также иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности.

Учетная политика для целей бухучета — принятая совокупность способов ведения бухучета, а именно способов:

— группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности;

— погашения стоимости активов;

— организации документооборота и инвентаризации;

— применения счетов бухучета, системы регистров бухучета;

— обработки информации.Бухгалтерская учетная политика нужна, если вы применяете общий режим налогообложения, уплачиваете ЕНВД или ЕСХН. А если вы применяете УСНО, то вам понадобится лишь «упрощенная» политика — по учету основных средств и нематериальных активов. Ведь упрощенцы не обязаны вести бухучет в полном объеме . Однако в течение этого года Минфин России неоднократно разъяснял, что ООО и АО, применяющие упрощенку, должны вести полноценный бухучет и представлять бухгалтерскую отчетность своим участникам. Но и без этого многие организации при переходе на упрощенку продолжают вести бухучет в полном объеме, поскольку вести урезанный учет довольно сложно. Так что и упрощенцам лучше составлять полноценную бухгалтерскую учетную политику.

Налоговая учетная политика нужна:

— по налогу на прибыль, НДС, налогу на имущество — организациям, применяющим общий режим налогообложения, а также совмещающим ОСНО и уплату ЕНВД;

— по УСНО — упрощенцам, а также совмещающим УСНО и уплату ЕНВД;

— по ЕСХН — организациям, уплачивающим ЕСХН, а также совмещающим уплату ЕСХН и ЕНВД.

Если организация уплачивает только ЕНВД, то налоговая учетная политика может ей не понадобиться.

Как и когда надо утвердить или изменить учетную политику и образец приказа

Бухгалтерскую и налоговую учетную политику должен утвердить руководитель организации своим приказом или распоряжением. Форма приказа — произвольная. Положения учетной политики могут быть либо в самом приказе, либо в приложении к нему.

Налоговое законодательство не содержит никаких специальных требований к порядку составления учетной политики для целей налогообложения. Поэтому вы можете выбрать то, что вам будет удобнее:

— составить единую учетную политику по организации в целом и сделать в ней отдельные разделы — бухгалтерская политика, политика по налогу на прибыль, политика по НДС и т.д.;

— составить для бухучета и каждого налога отдельный документ.

Образец оформления приказа:.

Общество с ограниченной ответственностью «Учетная политика»

28.12.2009 г. Москва

Об учетной политике

1. Утвердить учетную политику ООО «Учетная политика» для целей бухгалтерского учета и налогообложения согласно приложению к настоящему приказу.

2. Положения учетной политики обязаны исполнять все работники ООО «Учетная политика», ответственные за ведение бухгалтерского и налогового учета, подготовку первичных документов.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на главного бухгалтера ООО » Учетная политика » Е.Н. Карьерову.

Директор Волковский С.А. Шустров

к Приказу N 1 от 28.12.2009

Учетная политика ООО » Учетная политика «

Если организация только создана, то учетную политику ей надо утвердить в следующие сроки:

— бухгалтерскую — не позднее 90 дней со дня государственной регистрации;

— по НДС — не позднее окончания первого квартала, в котором зарегистрирована ваша организация. Например, если вы зарегистрированы в IV квартале 2009 г., то учетную политику по НДС надо утвердить до 31.12.2009.

Для учетной политики по налогу на прибыль нет сроков утверждения. Но ее лучше, так же как и политику по НДС, утвердить не позднее окончания первого отчетного периода (I квартала, полугодия, 9 месяцев), в котором зарегистрирована ваша организация. Если же вы зарегистрированы в IV квартале этого года, то учетную политику по налогу на прибыль надо утвердить до 31.12.2009.

Итак, учетную политику утверждают один раз при создании организации. А потом, при необходимости, ее либо дополняют (в любое время), либо изменяют.

Прописанные в учетной политике методы учета в течение года изменять нельзя.

В большинстве случаев изменять указанные в учетной политике бухгалтерские и налоговые «правила поведения» можно только с начала очередного года. Поэтому приказ об изменении каких-либо положений бухгалтерской и налоговой учетной политики на 2010 г. надо утвердить не позднее 31 декабря 2009 г. Многие организации составляют политику и позже, например в январе. Но приказ все равно должен быть датирован декабрем. Иначе измененные методы учета вы сможете применить только с 2011 г.

Правила составления учетной политики на 2010 год

Каждая организация составляет учетную политику с учетом особенностей своей деятельности. Но все же есть общие правила, которые касаются всех организаций. Сформулируем эти правила и покажем на примерах, как их применять.

За формирование учетной политики организации отвечает главный бухгалтер.

Если законодательство не предусматривает возможности выбора того или иного варианта учета одной операции (имущества), то незачем писать о таком способе учета в учетной политике.

Например, организации, у которых выручка за предыдущие четыре квартала не превышала в среднем 3 миллионов рублей, за каждый квартал уплачивают только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль. Указывать на это в налоговой учетной политике не надо, так как этот порядок прямо закреплен в гл. 25 НК РФ.

Или другой пример по налогу на прибыль. К прямым расходам в торговле в любом случае относятся:

— стоимость товаров, реализованных в отчетном (налоговом) периоде;

— транспортные расходы по доставке товаров до склада организации (если такие расходы не включены в стоимость приобретения товаров).

Таким образом, торговая организация не может сократить список прямых расходов и что-то писать о них, если перечень не расширен, незачем.

Теперь пример из гл. 21 НК РФ. Налоговая база по НДС определяется на наиболее раннюю из дат — либо на дату отгрузки товаров (работ, услуг), либо на дату получения оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящей отгрузки. Никакого выбора здесь нет, а повторять положения НК РФ в учетной политике ни к чему.

Еще пример. Получить право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС можно, если за 3 предшествующих (последовательно) календарных месяца общая сумма выручки без учета НДС не превысила 2 миллионов рублей. Если условие выполнено и вы решаетесь на такое освобождение, вам надо только сообщить об этом в налоговую инспекцию и представить туда ряд документов. Но учетная политика здесь ни при чем.

При составлении учетной политики прописывайте варианты (способы) учета только тех операций (имущества), которые вы уже совершаете (имеете) или собираетесь совершить (приобрести) в ближайшее время.

Не пытайтесь впихнуть туда способы учета всех операций, по которым бухгалтерское и налоговое законодательство предоставляет вам право выбора. Например, если вы не покупали ценные бумаги и не собираетесь это делать, то не надо указывать, по какой стоимости вы будете списывать их при выбытии. У вас нет товаров, облагаемых НДС по разным ставкам? Значит, вам не надо разрабатывать и утверждать правила раздельного учета НДС. А если вдруг какая-то операция появится (будет куплено имущество) впервые, вы сможете внести дополнения в учетную политику, которые начнут действовать сразу же. Причем эти дополнения наверняка будут более осознанными, чем положения учетной политики, принятые на всякий случай.

Из нескольких вариантов, допускаемых законодательством о бухучете и НК РФ, надо выбрать один, наиболее подходящий вам вариант (способ) учета имущества или хозяйственной операции.

Причем, если в законодательстве методика учета выбранного способа детально расписана, не нужно повторять ее в учетной политике.

Пример. Выбор метода оценки покупных товаров при списании

В бухучете можно выбрать один из трех методов списания товаров при их выбытии — по стоимости каждой единицы, по средней стоимости, по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО). Метод ЛИФО с 01.01.2008 в бухучете не применяется.

Допустим, вы выбрали в бухгалтерском учете метод списания по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО). Тогда в приказе о бухгалтерской учетной политике можно написать так.

5. При выбытии стоимость товаров оценивается по стоимости первых по времени приобретения товаров (способ ФИФО).

А методика применения этого способа списания товаров изложена в п. 19 ПБУ 5/01 и п. 76 Методических указаний по бухучету МПЗ и в Приложении 1 к ним. Поэтому переписывать ее из этих документов в учетную политику не нужно.

Если в налоговом законодательстве методика применения какого-либо способа не прописана, ее можно взять из бухгалтерского учета.

Пример. Методика оценки покупных товаров при списании для целей налогообложения

Глава 25 НК РФ позволяет выбрать один из четырех методов списания товаров при их продаже — по стоимости каждой единицы, по средней стоимости, по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО), по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Допустим, вы выбрали в налоговом учете метод списания по средней стоимости. Но в ст. 268 НК нет порядка его применения (как и всех остальных). Поэтому можно взять методику из бухучета. Тогда в приказе о налоговой учетной политике можно написать так.

7. При выбытии стоимость товаров оценивается по средней стоимости. Оценка товаров по средней себестоимости производится в порядке, аналогичном тому, который применяется в бухучете (п. 18 ПБУ 5/01; п. п. 75, 78 Методических указаний по бухучету МПЗ, Приложение 1 к ним).

Если способ учета какой-то операции бухгалтерским или налоговым законодательством не урегулирован, этот способ надо разработать самостоятельно и отразить в учетной политике.

Пример. Налоговый учет выручки от реализации продукции с длительным технологическим циклом изготовления

Если у вас есть производство с длительным (более 1 года) технологическим циклом и договорами не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), то для целей налогообложения вы должны распределять выручку с учетом принципа равномерности признания дохода. Но о том, как именно это делается, в гл. 25 НК РФ ничего не сказано.

Вы должны разработать порядок учета самостоятельно. В налоговой политике можно написать, например, так.

7. Выручка от выполнения работ с длительным циклом (более 1 года) признается пропорционально доле прямых расходов отчетного периода, относящихся к этим работам, в общей сумме расходов, предусмотренных в смете по этим работам.

Другой пример. В НК РФ установлено, что если организация совмещает ЕНВД с другим налоговым режимом (общим или упрощенным), то она обязана вести раздельный учет доходов, расходов, имущества, операций. А порядок такого учета опять-таки в Кодексе не указан. Так что вы должны разработать его сами.

Пример. Утверждение методики раздельного учета НДС при совмещении ОСНО и ЕНВД

Организация продает товары оптом и в розницу, по рознице уплачивается ЕНВД. Некоторые товары, работы, услуги она приобретает как для оптовой, так и для розничной торговли.

Организация сама разработала методику раздельного учета при совмещении ОСНО и ЕНВД. В приказе об учетной политике она записала методику раздельного учета НДС так.

5. При совмещении оптовой и розничной продажи товаров раздельный учет ведется следующим образом.

5.1. Для учета входного НДС по товарам (работам, услугам) вводятся субсчета:

— 19-3-1 «НДС по товарам (работам, услугам), используемым в оптовой торговле»;

— 19-3-2 «НДС по товарам (работам, услугам), используемым в розничной торговле»;

— 19-3-2 «НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для оптовой и розничной торговли».

Постарайтесь максимально сблизить бухгалтерскую и налоговую учетную политику.

Это удобно, если, кроме налоговой инспекции и органов статистики, вы свою бухгалтерскую отчетность никому не представляете и ее содержание особо никого не интересует. Сближение двух видов учета поможет избежать трудоемкого отражения временных разниц по ПБУ 18/02, а также позволит при исчислении налога на прибыль пользоваться данными бухучета.

Для сближения бухгалтерского и налогового учета нужно установить одни и те же методы (способы) учета разных видов имущества, учета доходов, расходов и т.д. Например, установить одинаковые:

— методы списания сырья и материалов в производство и товаров при продаже;

— перечни затрат, включаемых в первоначальную стоимость основных средств, стоимость сырья, материалов, товаров;

— методы начисления амортизации по основным средствам;

— сроки полезного использования основных средств на основании Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы;

— способы признания коммерческих расходов. Например, отнесение их в бухгалтерском учете к расходам на продажу в полном размере, а в налоговом учете — к косвенным расходам;

— перечни затрат, включаемых в прямые расходы. В бухгалтерском учете перечень прямых расходов гораздо шире, поэтому его можно применять и в налоговом учете.

Хотя полного совпадения сумм расходов в бухгалтерском и налоговом учете вы все равно вряд ли добьетесь. Ведь ряд расходов нормируется для целей налогообложения, а в бухучете все расходы отражаются в полной сумме.

Также можно предусмотреть создание в бухгалтерском учете резервов по правилам, установленным гл. 25 НК РФ. Ведь в бухгалтерских нормативно-правовых актах правила создания многих резервов вообще не прописаны.

Пример. Установление лимита стоимости имущества для отнесения объектов к основным средствам в бухгалтерском учете

В налоговом учете к амортизируемому относится имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб.

В бухгалтерском учете стоимостный лимит для признания объекта основным средством организация может установить самостоятельно, хотя он тоже не должен превышать 20 000 руб.

В бухгалтерской учетной политике можно написать так.

10. Не относятся к основным средствам и отражаются в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов активы стоимостью не более 20 000 руб.

Есть смысл отразить в учетной политике организационно-технические вопросы.

Например, можно привести в приложении к учетной политике формы первичных документов, по которым нет унифицированных форм. Укажите, кто подписывает первичные документы или счета-фактуры. Пропишите порядок и сроки проведения инвентаризации, составьте график документооборота.

Дополнять учетную политику можно тогда, когда появляются новые виды деятельности, новые операции, приобретаются новые объекты.

Применять дополнения можно сразу после утверждения.

Пример. Создание обособленного подразделения

В 2009 г. у вас не было обособленных подразделений. А в апреле 2010 г. вы открыли обособленное подразделение, не выделенное на отдельный баланс. В связи с этим в апреле 2010 г. вы вносите дополнения в учетную политику.

В бухгалтерской учетной политике дополнение отразите, к примеру, так.

1. Все операции по расчетам с обособленным подразделением, не выделенным на отдельный баланс, ведутся на балансовом счете 79 «Внутрихозяйственные расчеты».

2. Обособленное подразделение передает в головное подразделение копии всех первичных документов, составленных обособленным подразделением, не позднее 5 дней со дня окончания месяца. За своевременную передачу документов отвечает бухгалтер обособленного подразделения.

В налоговую учетную политику можно внести, в частности, такие дополнения.

1. Для расчета сумм налога на прибыль, приходящихся на обособленное подразделение, используется показатель среднесписочной численности работников.

2. Обособленное подразделение в течение года нумерует свои счета-фактуры в хронологическом порядке с индексом ОП (1/ОП, 2/ОП и т.д.). 3. Обособленное подразделение передает головному подразделению копии выставленных и полученных счетов-фактур, копии раздела единой книги продаж и раздела единой книги покупок (оригиналы хранятся в ОП). Копии всех документов должны быть переданы в головное подразделение не позднее 10 дней по окончании месяца. За своевременную передачу документов отвечает бухгалтер обособленного подразделения.

Итак, мы прошлись по основным правилам составления учетной политики. Если вы подробно и обоснованно изложите в ней не урегулированные законодательством положения, то это будет еще один аргумент в поддержку применяемых вами способов (методов) учета. Ведь даже если налоговики не согласятся с вашей методикой, им надо будет предложить свою, а это обычно не так просто сделать.

mosuruslugi.ru

08 октября 2014

В этой статье аудиторы компании «Правовест Аудит» дают рекомендации по актуализации учетной политики на 2015 год для целей бухгалтерского и налогового учета. Предлагаем ознакомиться с необходимыми изменениями и дополнениями, чтобы вовремя скорректировать свою учетную политику в 2015 году.

Изменения и дополнения учетной политики

В начале нового финансового года каждая организация должна пересмотреть учетную политику, которой пользовалась в течение предшествующего периода на предмет соответствия действующему законодательству и при необходимости внести в нее изменения или дополнения.

Положение об учетной политике предприятия, как правило, оформляется в виде двух самостоятельных распорядительных документов (приказов, положений и т.п.). Первый посвящен учетной политике для целей бухгалтерского учета, а второй — для целей налогообложения.

Составлять и утверждать бухгалтерскую и налоговую учетную политику (полностью весь текст) на каждый год не нужно. Обязательно проводить ее актуализацию путем внесения изменений и (или) дополнений в связи с изменением законодательства, появлением и/или изменением фактов хозяйственной жизни организации. Именно изменения и дополнения учетной политики нужно «привязывать» к конкретному году.

По общему правилу, изменения и дополнения в бухгалтерскую и налоговую учетную политику формируются организацией в конце года и применяются, начиная с 1 января следующего года. Поэтому приказ об изменениях и дополнениях в учетную политику на 2015 год должен быть датирован концом декабря 2014 года.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

В 2015 году организация при формировании учетной политики должна руководствоваться Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (действует с 2013 года), а также следующими документами (п. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ):

— ПБУ (с 1/2008 по 24/2011);

— Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998. N 34н;

— Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;

— Методическими указаниями и рекомендациями (по учету основных средств, МПЗ, спецодежды и др.) (согласно п. 8 ст. 21 Закона N 402-ФЗ рекомендации в области бухучета применяются на добровольной основе).

Не исключено, что до конца 2014 года появится несколько новых стандартов бухучета (ПБУ). Новые ПБУ расширяют сферу необходимой профессиональной компетенции для работников российского бухучета, поскольку приближены к стандартам МСФО.

В частности, стандарты по учету запасов, доходов, основных средств, вознаграждений работникам, аренде. Если стандарты наконец примут, их положения необходимо будет учесть при формировании учетной политики на 2015 год. Однако пока что эти документы находятся в статусе проектов.

При формировании учетной политики на 2015 год организации необходимо еще раз качественно проанализировать нововведения последних лет, чтобы не упустить важные нюансы.

Напомним, что с 1 января 2014 года в Закон N 402-ФЗ были внесены изменения, которые при необходимости, стоит учесть при актуализации бухгалтерской учетной политики на 2015 год.

В частности, Федеральным Законом от 21.12.2013г. N 357-ФЗ внесены поправки, направленные на ужесточение требований к первичным документам. Для целей бухучета введены понятия мнимого и притворного объектов учета. Под мнимым объектом бухучета понимается несуществующий объект, отраженный в бухучете лишь для вида. Под притворным объектом — отраженный в бухучете вместо другого объекта с целью прикрыть его. Дополнены статьи 9 и 10 Закона N 402-ФЗ: не допускается принимать к бухучету документы, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок. Запрещается регистрация мнимых и притворных объектов бухучета в регистрах бухучета.

Поправки направлены на усиление контроля и требований к первичным документам и достоверности бухучета. Напомним, что организация обязана организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых операций, направленный на получение достаточной уверенности в достоверности и своевременности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соблюдение законодательства при ведении бухучета (ст. 19 Закона N 402-ФЗ). Рекомендации по организации внутреннего контроля содержатся в Информации Минфина России от 25 декабря 2013 г. N ПЗ-11/2013. При необходимости предприятию необходимо доработать имеющееся положение о системе внутреннего контроля за совершаемыми хозяйственными операциями. Распределение полномочий и функций по организации и осуществлению внутреннего контроля организация устанавливает самостоятельно в зависимости от характера и масштабов своей деятельности и особенностей системы управления.

Согласно пункту 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» при формировании учетной политики утверждаются правила документооборота и технология обработки учетной информации.

По общему правилу, закрепленному статьей 9 Закона N 402-ФЗ, первичный учетный документ оформляется при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не возможно — непосредственно после его окончания.

С 1 января 2014 года в данное положение также внесены дополнения: лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, должно обеспечить своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухучета, а также достоверность этих данных. При этом главбух или лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухучета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

Предприятию нужно пересмотреть график документооборота с учетом нововведений, изменив при необходимости ответственных за составление первичных документов лиц, а также сроки их передачи в бухгалтерию.

Напомним, что с 1 января 2013 года организации вправе оформлять факты хозяйственной жизни (сделку, событие, операцию) как унифицированными формами первичных документов, утвержденные Госкомстатом, так и самостоятельно разработанными формами. Важно, чтобы они содержали обязательные реквизиты, перечисленные в статье 9 Закона N 402-ФЗ. Обязательными к применению продолжают оставаться только формы первичных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы, транспортная накладная). Помимо этого, организация может воспользоваться формой универсального передаточного документа, рекомендованной налоговой службой (письмо ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/[email protected]). Она разработана на основе действующей формы счета-фактуры и содержит все необходимые реквизиты первичного документа. Поэтому такой документ можно использовать как для отражения факта хозяйственной жизни в бухучете, так и использовать в целях исчисления НДС и налога на прибыль, тем самым сократив документооборот. В Письмах ФНС России, выпущенных в 2014 году (от 05.03.2014 N ГД-4-3/[email protected], от 24.01.2014 N ЕД-4-15/[email protected], от 29.01.2014 N ГД-4-3/[email protected], от 30.05.2014 N ГД-4-3/[email protected]), разъяснены некоторые вопросы составления и использования универсального передаточного документа для подтверждения расходов налогоплательщиков и НДС.

Учетная политика для целей налогообложения

При разработке налоговой учетной политики основным документом является Налоговый кодекс РФ.

С 1 января 2015 года в главу 25 НК РФ внесены поправки, направленные на сближение налогового и бухгалтерского учета (Федеральный закон от 20.04.2014г. N 81-ФЗ):

1) из пункта 8 статьи 254 НК РФ исключен метод списания ТМЦ ЛИФО. В бухучете он не используется с 2008 года. Если же в 2014 году в налоговом учете организация применяла метод ЛИФО, до конца года ей нужно определиться, каким методом в дальнейшем она будет оценивать товары, сырье и материалы. Свой выбор следует закрепить в учетной политике для целей налогообложения не позднее 31 декабря 2014 года. Таких методов с 2015 года и в бухгалтерском и в налоговом учете останется три: оценка по стоимости каждой единицы запасов, по средней стоимости и по методу ФИФО.

2) вносятся поправки в статью 254 НК РФ: налогоплательщики смогут частями списывать в расход стоимость инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, и другого малоценного имущества, не являющегося амортизируемым. Сейчас стоимость малоценного имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере его ввода в эксплуатацию.

С 2015 года при списании стоимости малоценного имущества в течение более одного отчетного периода налогоплательщик вправе самостоятельно определить порядок признания материальных расходов с учетом срока использования данного имущества или иных экономически обоснованных показателей.

Частичное списание стоимости МПЗ позволит вести налоговый учет аналогично порядку, установленному Методическими указаниями по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (утв. приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н). Соответственно разниц между бухгалтерским и налоговым учетом больше не возникнет.

Поскольку законодатель предусмотрел право, а не обязанность на частичное списание МПЗ, этот момент является элементом налоговой учетной политики. И если организация захочет воспользоваться новым методом списания, в нее необходимо внести изменения.

Более подробно об изменениях по налогу на прибыль, внесенных в главу 25 НК РФ законом от 20.04.2014г. N 81-ФЗ мы уже рассказывали в статье Изменения по налогу на прибыль с 2015 года: корректируем учетную политику

Поправками, вносимыми в 25 главу НК РФ Федеральный законом от 28.12.2013г. N 420-ФЗ с 1 января 2015 г. отменяется нормирование расходов в виде процентов по долговым обязательствам. По общему правилу проценты по долговым обязательствам будут учитываться в расходах исходя из фактической ставки. Аналогичное правило предусмотрено и в отношении соответствующих доходов.

Но по долговым обязательствам, возникшим в результате совершения контролируемых сделок, доходом (расходом) будет признаваться процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений разд. V.1 Налогового кодекса о контролируемых сделках. Исключением являются случаи, когда одной из сторон такой сделки является банк. В этом случае налогоплательщик вправе:

— признать доходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки, если она превышает минимальное значение установленного интервала предельных значений;

— признать расходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки, если она менее максимального значения установленного интервала предельных значений.

Поскольку в 2014 году проценты учитываются в расходах в ином порядке (статьей 269 НК РФ предусмотрено два метода их признания), организациям необходимо откорректировать учетную политику с учетом нововведений.

Правила бухучета отдельных хозяйственных операций, содержащиеся в ПБУ, подчас отличаются от норм налогового учета. К сожалению, от различий между двумя видами учета не уйти. Однако, уменьшить их и снизить трудозатраты на ведение бухгалтерского и налогового учета все-таки можно и нужно. Для этого при составлении учетной политики организации нужно сблизить нормы бухгалтерского и налогового учета.

Например, для целей бухгалтерского и налогового учета можно:

1) установить один и тот же способ амортизации основных средств;

2) закрепить единый стоимостной лимит для признания актива основным средством (амортизируемым имуществом) в размере более 40 000 руб.;

3) использовать одинаковый способ формирования и списания стоимости товаров и МПЗ;

4) применять в бухучете для определения срока полезного использования активов Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденную для целей налогообложения (утв. Постановлением Правительства России от 01.01.2002 г. N 1);

5) установить схожий перечень прямых расходов и порядок их распределения при расчете НЗП;

6) сблизить порядок признания доходов и расходов по договорам с длительным циклом (более одного года) выполнения работ;

7) максимально сблизить порядок создания и списания резервов по сомнительной дебиторской задолженности, а также порядок признания оценочных обязательств на оплату отпусков и гарантийный ремонт в бухучете и создания одноименных резервов в целях налогообложения;

Итак, в статье рассмотрены наиболее значимые дополнения учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета на 2015 год. Надеемся, что статья поможет бухгалтеру улучшить главный документ организации и сделать его более полезным в практической работе.

компании «Правовест Аудит» Ирина Б. Остафий

Приглашаем стать участниками очередного круглого стола компании «Правовест Аудит». Темы и ближайшие даты смотрите тут>>

Мы оказываем реальную помощь бизнесу: отвечаем на вопросы, проводим аудит, выявляем риски, даем профессиональные рекомендации.

звоните: (495) 231-23-21 (многоканальный);

пишите: [email protected]

Мы всегда рады помочь Вам! Обращайтесь к профессионалам!

Услуги от «ПРАВОВЕСТ Аудит» – это снижение рисков и укрепление бизнеса

pravovest-audit.ru

Как оформить изменения в учетной политике?

В учетную политику предприятия возникла необходимость внести изменения, к примеру о принятии раздельного учета, сроки списания ТМЦ, сроки предоставления авансовых отчетов. Как оформить изменения в учетной политике, приказом или каким то дополнением, с кем должен согласовываться приказ о принятии учетной и налоговой политики?

Ответ:
Для того, чтобы оформить изменения и дополнения к учетной политике и налоговой учетной политике необходимо составить приказ о внесении изменений и дополнений.
Данные изменения и дополнения можно отдельным документом прикрепить к учетной политике, либо утвердить новый документ с внесенными изменениями и дополнениями.
Утверждается учетная политика исполнительным органом предприятия.

Документ доступен только подписчикам портала Учёт с тарифом: ЭКСПЕРТ, МАСТЕР, ПРОФ, ЭКОНОМ, ДЕМО ДОСТУП
Авторизуйтесь под своим электронным ключом (логин, пароль)

Документ показан не полностью. Оформите подписку

uchet.kz

Внесение дополнений в учетную политику

Организация в течение года может расширить сферу своей деятельности и начать выполнять новые виды работ. Например, помимо краткосрочного ремонта заняться и другими строительно-монтажными работами, в отношении которых придется применять ПБУ 2/2008. В связи с этим необходимо дополнить учетную политику. О том, как это правильно сделать, – в нашей статье.

Не изменение, а дополнение

Подчеркнем: речь пойдет именно о дополнении, а не об изменении учетной политики. Ведь согласно пункту 10 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утверждено приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н), установление способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, отличных по существу от фактов, имевших место ранее или возникших впервые в деятельности организации, не считается изменением учетной политики.

Итак, запланировав осуществление новых видов деятельности, нужно дополнить учетную политику. Особые правила для оформления таких дополнений в ПБУ 1/2008 не установлены. Значит, следует руководствоваться общими требованиями и здравым смыслом.

Что указать в содержании

Если организация начинает использовать ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» в связи с осуществлением новых операций, а раньше к ее деятельности данное ПБУ не применялось, необходимо закрепить в учетной политике только те моменты, по которым предоставляется возможность выбора одного из нескольких способов учета.

Учет предвиденных расходов

Расходы по договору, согласно пункту 11 ПБУ 2/2008, делятся на три вида:

Распределение косвенных расходов

Второй случай «вариантности» связан со вторым видом расходов – с косвенными расходами по договору.

Определение степени завершенности работ

И наконец, третий момент связан с одним из способов признания выручки.

Корректировка рабочего плана счетов

Внося дополнения в методологический раздел учетной политики, не забудьте и про рабочий план счетов в организационно-техническом разделе. Ведь, как уже отмечалось, обязательным способом признания выручки по договорам, подпадающим под действие ПБУ 2/2008, является способ «по мере готовности».

Поскольку сама политика оформляется приказом (распоряжением) руководителя компании, так же нужно оформить и вносимые в нее дополнения. То есть надо издать приказ и прописать в нем все дополнительные положения, необходимость введения которых вызвана началом осуществления новых видов деятельности.

www.stroychet.ru