Эссе природа не знает никаких прав ей известны только законы

(из открытого банка заданий ЕГЭ Федерального института педагогических измерений)

Смысл высказывания:
В данном высказывании выделяется сразу несколько аспектов. Наиболее общий аспект – социум как система, как целое, состоящее из частей. В рамках этой общей проблемы выделяется тема социализации и социального взаимодействия. И наиболее узкие аспекты – тема взаимопомощи в процессе деятельности и тема становления человеческой психики.

«Личностью не родятся, личностью становятся» (А.Н. Леонтьев).

Смысл высказывания:
Главная проблема, затронутая автором – это социализация индивида. Каждый человек – индивид, рожденный с набором психофизиологических качеств, потребностей, задатков. Личность – результат социализации, усвоения индивидом общественных норм, ценностей, образцов поведения и т.д.. Однако, если задуматься над высказыванием А.Н. Леонтьева, то выявляется и такой аспект, как индивидуализация. Оказывается, чтобы стать Личностью с большой буквы необходимо научиться отстаивать свои убеждения, свою неповторимость, обрести целостность и социальную устойчивость, реализовать свою уникальность.

«Именно стратегическая организация поведения включает интеллект и волю в структуру личности, соединяя их с потребностями, интересами, всей мотивацией поведения личности» (Б. Г. Ананьев).

Смысл высказывания:
Речь идет об одном из важнейших механизмов, описанных в рамках психологии личности, — механизме формирования структуры деятельности. Психика человека предстает примерно так: есть данные от рождения индивиду потребности, в процессе деятельности человека формируются мотивы и интересы, постепенно в обществе из индивида вырастает личность. Но как стало возможным, чтобы деятельность человека обрела сознательный волевой характер? Ведь именно это предопределило успех человечества. Этим вопросом задается автор высказывания.

«Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности» (Б. М. Теплов).

Смысл высказывания:
Необходимо различать способность как социальное качество, и задатки, как качество индивида. Рождаясь, человек обладает множеством физиологических особенностей, психических качеств, задатков. Часто мы наблюдаем, как маленький ребенок с удовольствием поет, танцует, рисует, читает книги, смотрит мультики, стремится помочь старшим в чем бы то ни было. Это говорит о широком спектре возможностей человека. Однако не все вырастают музыкантами, художниками, писателями. По мере взросления навыки человека совершенствуются в какой-то отдельной области. И это совершенствование определено тем видом деятельности, которую избрал человек.

«Без многого может человек обойтись, только не без человека» (Л. Берне).

Смысл высказывания:
Человек рождается в обществе, психика и сознание человека имеют социальную природу, так же как и его деятельность. Без общества человек теряет свою сущность. Уже ребенком, чтобы обрести себя, человек нуждается в другом человеке – он как бы видит свое отражение близких людях.

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают» (А.Г. Асмолов).

Смысл высказывания:
Только что появившийся на свет человек – индивид. У него уже есть потребности, задатки, особенности темперамента и т.д.. Попав в социум, человек начинает развиваться как личность, приобретает знания, навыки, привычки, социальные установки. Но в какой-то момент человек начинает отстаивать собственную неповторимость на фоне окружающих. Индивидуальность – результат волевого самосовершенствования личности.

«Один и тот же человек, входя в разные коллективы, меняя целевые установки, может меняться – иногда в очень значительных пределах» (Ю.М. Лотман).

Смысл высказывания:
Речь идет о таком аспекте личности, как изменчивость. Принято считать, что это свойство является негативным на фоне устойчивости личности. Устойчивая личность целостна, неизменна в своих идеалах, установках, решениях. Тогда как изменчивая личность подвержена, словно малое дитя, сиюминутным желаниям, неспособна ранжировать свои потребности, всегда конформна в социальной группе. Однако Ю.М. Лотман говорит об изменчивости как способности личности адаптироваться в новой группе. Адаптация – первый и необходимый этап социализации в группе. Необходимо выявить негативные и позитивные проявления адаптации в группе.

«Личность человека ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается» (А. Н. Леонтьев).

Смысл высказывания:
Существует множество научных и околонаучных теорий антропосоциогенеза. Проблема сущности человека является основополагающий для понимания всех процессов, происходящих в обществе. А.Н. Леонтьев предлагает деятельностную теорию антропогенеза. Деятельность понимается им как основной фактор возникновения личности и психики.

«Личность – это человек как носитель сознания» (К. К. Платонов).

Смысл высказывания:
Сознание – это субъективное отражение внутренней и внешней по отношение к человеку реальности. Сознание носит социальный характер. Оно формируется в обществе в процессе деятельности человека. Личность человека – результат социализации. По мере усвоения человеком социальных норм, ценностей, установок, знаний и умений формируется сознание.

«В спорах забывается истина. Прекращает спор умнейший» (Л.Н. Толстой).

Смысл высказывания:
Со времен античности известно выражение: «В споре рождается истина». Однако античное понятие «спор» отличается от современного. Когда-то спор осмыслялся, скорее, как диалог. Л.Н. Толстой придает иной смысл этому понятию. Спор для него – это ненужная борьба мнений, ни к чему не ведущая и бесплодная. А тот, кто способен размышлять, тот, кто стремится к настоящему знанию, не будет участвовать в борьбе мнений. И когда этот человек достигнет знания, то сможет противопоставить это знание всем мнениям, тем самым завершив спор.

«Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете» (И.В. Гёте).

Смысл высказывания:
Часто человек живет в мире грез, фантазий. Часто он словно спит наяву. Мысли человека текут сами собой. Так рождаются фантастические образы и небывалые сюжеты. В реальном мире создать что-либо без усилий невозможно. Тяжким трудом человеку дается даже самое необходимое – хлеб, вода, крыша над головой. Что уж говорить о настоящих замках и храмах. Но самым удивительным в человеке является то, что он способен таки наяву воплощать свои мечты. Этому посвятили свои жизни лучшие умы человечества – Архимед, Леонардо да Винчи, Михайло Ломоносов, Сергей Королев и многие другие.

«Прежде всего поучай сам себя, тогда научишься чему-либо от других» (И.В. Гете).

Смысл высказывания:
С самого детства мы встречаем самых разных людей. Среди них и те, кто обладает важным и ценным знанием, умеет многое и способен передать это нам. Однако сколь бы ни были усердны учителя, какие бы методики они не применяли без внутреннего желания человека понять как устроен он сам и мир, его окружающий, без собственного стремления к познанию, без саморефлексии сложно понять и принять чужой опыт. Особенно это касается нравственного жизненного опыта.

Смысл высказывания:
С точки зрения научного обществознания личность – это набор социально значимых черт, определяющих человека как члена того или иного общества. Однако сущность человека определяется таким важнейшим качеством, как свобода воли. Когда человек научился совершать действия не по наитию и не по привычке, а в результате собственного обдуманного свободного решения, тогда можно говорить о том, что он зрелая личность.

«. Все люди нуждаются друг в друге, и. вы ожидаете помощи от себе подобных точно так же, как они ждут ее от вас» (Д. Дидро).

Смысл высказывания:
Социальное взаимодействие происходит в различных формах. Это могут быть отношения партнерства, соперничества, конкуренции, борьбы. Автор высказывания указывает на то, что главной формой социального взаимодействия является взаимопомощь. Понимание взаимозависимости друг друга в противовес эгоистической позиции – основа мира и процветания для каждого члена общества.

«Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его – и мысли его спутаются, характер ожесточится» (Д. Дидро).

Смысл высказывания:
Сознание, речь, деятельность и даже эмоциональная сфера – все эти сферы жизни человека имеют социальный характер. Утрата социального фактора способна довести человека до безумия, а иногда и до животного состояния.

«Заблуждение всегда противоречит себе, истина – никогда» (К. Гельвеций).

Смысл высказывания:
Познавая мир, человек часто сталкивался с противоречиями, с тем, что будто бы не может существовать одновременно. И тогда он начинал искать непротиворечивое знание, которое бы по-настоящему объясняло положение дел. В процессе такого поиска были сформулированы законы логики понятие истины. Истинная мысль адекватно и непротиворечиво отражает предмет познания. Ложная мысль всегда наткнется на противоречие.

«Нет покровителей надежнее, чем наши собственные способности» (Л. Вовенарг).

Смысл высказывания:
Человек выглядит слабым по сравнению с многими представителями животного мира. Однако он оказался самым сильным на планете, он научился предсказывать природные явления, использовать физические законы в своих целях, управлять психическим и социальными процессами. В процессе деятельности человек развивает свои природные задатки, они превращаются в способности – физические, интеллектуальные, нравственные. Важнейшим фактором в этой трансформации становится воля человека, способность к целеполаганию.

«Человеку недостаточно познать самого себя, нужно найти также способ, с помощью которого он сможет разумно показать, проявить себя и в конце концов изменить себя и сформировать». (Ф. Бэкон)

«Значение непроизводственных активов сегодня растёт. Идеи, люди, групповая работа, коммуникации, энтузиазм и, наконец, знания». (А.М. Веббер)

Смысл высказывания:
Долгое время экономисты называли среди факторов производства только труд, землю и капитал. Однако в 20 веке произошел перелом в воззрениях. Важнейшими факторами производства стали считать предпринимательскую способность и информацию. Эти важнейшие ресурсы связаны между собой. Предпринимательская способность – это, конечно, особое качество человека. Предприниматель имеет знания, опыт, энтузиазм. И на их основе он соединяет наиболее эффективным образом землю, труд и капитал. Информация – это собирательное понятие. Сюда можно отнести и упомянутые знания предпринимателя, и образование вообще, и науку.

«Богатство – это сбережения многих в руках одного». (Ю. Тувим)

Смысл высказывания:
Одной из самых острых проблем для общества является неравенство – неравномерное распределение благ (денег, власти, образования, престижа) среди членов общества. Ю.Тувим говорит о том, что неравенство несправедливо. И тезис Ю. Тувима о сути этой несправедливости: один человек владеет тем, что на самом деле принадлежит (возможно, не по закону, а по этическому принципу) другим людям, которые, возможно, вложили много сил в создание благ, а потому могли бы жить лучше.

«Товар может быть олицетворением инженерной мечты и кошмаром для сбыта одновременно». (Д. Хьюджес)

Смысл высказывания:
Современный маркетинг основан на понятии «рынок потребителя». Решение, что производить, производители принимают не исходя из собственных воззрений о хорошей вещи или услуге, а на основе детального исследования предпочтений и покупательной способности целевой аудитории. Иначе может возникнуть ситуация, когда новый продукт вопреки своей красоте и совершенству оказывается ненужным рядовому потребителю, его не покупают. Кроме того, даже нужный товар может быть столь высокотехнологичным, что его себестоимость и, соответственно, цена слишком высока. Это тоже станет причиной низкого спроса.

«Потребители являются окончательными судьями успешности нововведений и удачливости бизнеса». (Р. Строуп, Дж. Гвартни)

Смысл высказывания:
В условиях рыночной конкуренции производители борются за спрос потребителей. Потребители поступают рационально – они стремятся удовлетворить максимум своих потребностей по наименьшей цене. Поэтому производители перед тем, как выпустить новый товар, должны ответить на ряд вопросов о потребителях: «Кто будет покупать товар?» «Какие потребности товар будет удовлетворять?» «По какой цене потребители смогут приобрести товар?»

«Ключевая концепция нынешнего десятилетия – скорость. Здесь и скорость изменения характера бизнеса, и динамика изменения образа жизни потребителей и их запросов». (Б. Гейтс)

Смысл высказывания:
Глобальная экономика, повсеместная информатизация и компьютеризация, рост производства и потребления – условия, в которых бизнес-решения нужно принимать очень быстро. Потребители все более придирчивы к качеству, на их спрос влияет очень много факторов (мода, СМИ, научные исследования и пр.). В то же время, появляются все новые потребности, на которые первым реагирует самый информированный производитель.

«Важно разрабатывать разные технологии, чтобы экономика не сильно зависела от нефти, и заниматься экологией». (С.М. Брин)

Смысл высказывания:
Нефть – это важнейший ресурс. Одни страны вынуждены покупать нефть в больших количествах, чтобы обеспечить свои производственные мощности. А для других стран, продающих нефть, она является основным источником дохода. Однако такая зависимость от нефти опасна – и с точки зрения экологии, и с точки зрения инфляционных процессов, и с точки зрения финансовых систем. Единственный способ избежать опасности – найти хотя бы частичную замену нефти. Это значит, что необходимы современные экологически чистые виды топлива в частности и энергии в целом.

«Чтобы оставаться здоровой, современная экономика периодически нуждается в кризисе». (В. Швебель)

Смысл высказывания:
Считается, что рыночная экономика циклична. В. Швебель говорит о среднесрочных (деловых экономических циклах). Каждый цикл включает этапы оживления, роста, спада и стагнации. На этапе экономического роста количество инвестиций увеличивается, растет производство, спрос на рабочую силу, спрос на товары и услуги, на деньги; денежная масса увеличивается, темпы инфляции также растут. Постепенно экономика перегревается – происходит товарное, денежное и капитальное перенакопление. И начинается спад. Это многие называют кризисом. Естественный процесс, когда сокращается потребление, а вслед за ним и производство; темпы инфляции замедляются, а деньги становятся дороже.

«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство» (Б. Авербах).

Эссе (мини-сочинение) – особый жанр. Он отличается живостью слога, высокой смысловой нагруженностью каждого высказывания, полемичностью, экспертной позицией автора. На экзаменах и олимпиадах по обществознанию мини-сочинение играет важнейшую роль. Хорошее мини-сочинение существенно повышает оценку экзаменационной работы и часто является залогом победы на олимпиадах.

Мы собрали и прокомментировали видео – передачи, лекции, выступления по вопросам, напрямую связанным или близким к темам твоих эссе. Это поможет провести свободное от занятий время с пользой, погрузиться в дискуссионную атмосферу того, что тебя интересует.

  1. Вводный абзац – 3-4 предложения. О чем выбранное высказывание автора. Суть проблемы своими словами.
  2. Собственная позиция – 1 предложение. Например: «Я полностью согласен с высказыванием автора», «Я разделяю позицию автора лишь отчасти», «Позиция автора, на мой взгляд, довольно спорная» и т.п..
  3. Намерение: как будет излагаться тема – 1-2 предложения. Например: «Перечислим ряд аспектов заданной проблематики»; «Далее дадим определения ключевых понятий темы»; «Разберемся подробнее в аргументах «за» и «против» и т.п..
  4. Теоретическая часть работы: аспекты, определения, классификации, аргументы и т.д.. – 1-2 абзаца по 3-5 предложений. По ходу рассуждения должно быть дано хотя бы одно явное определение!
  5. Практическая аргументация – 2 абзаца по 2-5 предложений. Минимум 2 примера из разных источников (любые общеобразовательные предметы, СМИ (включая статистические данные), собственный жизненный опыт).
  6. Вывод – 2-3 предложения.

Порядок пунктов плана эссе может быть произвольным.

www.ehsse-obshchestvo.ru