14 форма заявления в налоговую

Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией

Форма КС-14 – стандартный унифицированный акт, который фиксирует то, что какой-либо объект строительства полностью завершен и готов к эксплуатации. Он несколько напоминает КС-11, но при этом имеет одну отличительную особенность: при составлении акта КС-11, как правило, указываются заказчик и исполнитель, а при заполнении КС-14 вписывается еще и приемочная комиссия, в которую входят представители надзорных органов.

При оформлении бланка КС-14 учитывается соответствие вводимого в действие объекта застройки не только проекту, но и строительным нормам, как работают вводимые в эксплуатацию коммуникации и т.д. На основе именно этого документа контролирующие государственные структуры решают можно ли давать разрешение на ввод данного строительного объекта в действие.

Первая часть акта КС-14 включает в себя следующую информацию:

  • дату и номер составления акта приемки законченного объекта строительства приемочной комиссией;
  • наименование организации-подрядчика согласно учредительным документам с указанием кода ОКПО (из регистрационных бумаг организации);
  • адрес принимаемого строительного объекта (город, улица, дом/строение);
  • предприятие, назначившее комиссию для приемки строительного объекта;
  • дату и номер составления утверждающего состав приемочной комиссии распорядительного документа (приказа).

Далее идут условия подписания акта, а именно:

Графа 1. Здесь вписывается полное наименование строительного объекта, над которым работал подрядчик, с указанием его адреса (город, улица, дом/строение).

Графа 2. Сюда включается название государственного органа, который выдал разрешение на строительство.

Графа 3. В эту строку вносится информация о субподрядчиках, то есть компаниях также принимавших участие в строительных работах. Если таковых нет, то эту строку можно пропустить.

Графа 4. Тут надо вписать полное наименование компании – генерального проектировщика, разработавшего проектно-сметную документацию на строительство данного завершенного объекта с указанием его адреса. Также, если есть, другие организации, принимавшие участие в разработке этой документации. Если таких организаций нет, следует отметить, что вся проектно-сметная документация создавалась целиком одной компанией.

Графа 5. Указывается ссылка на документ, на основании которого были выданы исходные данные для проектирования.

Графа 6. Эта строка включает в себя данные о фирме, утвердившей проектно-сметную организацию (как правило, это заказчик строительства, но иногда инвестор или иная заинтересованная структура), а также дату утверждения и номер документа.

Графа 7. В эти ячейки заносится период проведения строительно-монтажных работ с указанием четких дат начала и окончания стройки (только месяц и год).

Заполнение таблицы на второй странице

Восьмая графа акта-приемки включает в себя две таблицы. Первая из них содержит в себе шесть столбцов и относится к любым строительным объектам, кроме зданий жилого фонда.

Столбец 1. Здесь надо вписать название основного показателя строительного объекта (мощность, вместимость, пропускная способность, число рабочих мест, производительность, протяженность, объем и т.п.);

Столбец 2. Тут указывается единица измерения предыдущего показателя (кубометры, квадратные метры и т.п.);

Столбцы 3-6. В этих столбцах содержатся сведения о том, сколько в целом единиц измерения по каждому ранее указанному показателю включает в себя данный объект (по проекту и фактически).

Таблица Вариант Б заполняется только тогда, когда объект строительства — жилой дом. Она имеет четыре графы, в которых также содержатся показатели и единицы измерения (по проекту и фактически).

Графа 9. Здесь следует сослаться на приложение (т.е. указать его номер), в котором вписаны сведения об актах по приемке установленного на объект оборудования;

Графа 10. Тут должна быть ссылка на приложение, в котором указаны акты-приемки, справки и т.п. документы о включенных в объект строительства коммуникациях.

Графа 11. В эту небольшую таблицу вносятся сведения обо всех прочих проведанных работах по озеленению, благоустройству дорог, тротуаров, возведению спортивных, игровых, хозяйственных построек, относящихся к основному объекту завершенного строительства (с четким указанием единиц измерения, объемом и сроком исполнения работ).

Графы 12-13. Здесь цифрами указывается окончательная стоимость объекта строительства по проектно сметной документации, с разделением суммы на стоимость выполненных строительно-монтажных работ и стоимость оборудования, инструмента и инвентаря.

Графа 14. Сюда ставится ссылка на номер приложения, которое содержит в себе полный перечень документации, являющейся неотъемлемой частью данного акта, иными словами имеет по отношению к нему доказательный вес.

Графа 15. В эту строку вписываются какие-либо дополнительные условия, сопровождающие факт приемки построенного здания/сооружения.

После того, как весь документ заполнен, приемочная комиссия должна вынести решение о том, что объект строительства выполнен в соответствии с проектом и отвечает всем требованиям по санитарно-эпидемиологическим, экологическим, пожарным, строительным правилам, нормам и государственным стандартам и готов к вводу в эксплуатацию.

Свои подписи под данным решением должны поставить все члены приемочной комиссии с обязательной расшифровкой ФИО и указанием должностей.

assistentus.ru

Обособленные подразделения — правовая информация

В современных рыночных условиях компании для увеличения доходов придумывают различные схемы повышения рентабельности, внедряют новые способы производства. Организации стремятся расширить границы бизнеса, продвинуть товар (услуги) на рынки сбыта не только в ближайшие, но и отдаленные регионы страны. Одним из эффективных способов добиться положительных результатов является создание филиала (представительств).

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения данного подразделения (п. 1 ст. 83 Налогового кодекса РФ).

Гражданское законодательство выделяет следующие виды обособленных подразделений: филиалы и представительства (ст. 55 Гражданского кодекса РФ).

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании доверенности.

Налоговый кодекс РФ предлагает свой подход к понятию «обособленное подразделение». Под обособленным подразделением понимается любое территориально обособленное от головной организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (ст. 11 Налогового кодекса РФ).

Статьей 209 Трудового кодекса РФ рабочее место определяется как место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Местом нахождения обособленного подразделения российской организации согласно ст. 11 Налогового кодекса РФ является место осуществления этой организацией деятельности через свой филиал или представительство.

В Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 07.10.2002 N А26-3503/02-02-07/160 и ФАС Московского округа от 30.07.2004 N КА-А41/6389-04 указывается, что под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание условий для исполнения трудовых обязанностей, а также само исполнение таких обязанностей.

Даже одно созданное стационарное рабочее место создает обособленное подразделение, которое полагается регистрировать в налоговой инспекции (Письмо МНС России от 29 апреля 2004 г. № 09-3-02/1912 «О признании одного рабочего места обособленным подразделением»).

Если работники трудятся на дому и налогоплательщик не оборудовал для них стационарные рабочие места, обособленное подразделение не считается созданным. Однако, работа на дому должна быть закреплена в трудовых договорах с сотрудниками.

Таким образом, обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого организация создает рабочие места и осуществляет свою деятельность сроком более одного месяца. Отсутствие какого-либо вышеперечисленного признака обособленного подразделения не ведет к созданию организацией филиала или представительства (Письма Минфина РФ от 05.08.2005 N 03-02-07/1-211, от 08.08.2006 N 03-02-07/1-212).

Порядок создания филиала (представительства) для обществ с ограниченной ответственностью определен Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Общество может создавать филиалы и открывать представительства по решению общего собрания участников общества, принятому большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена уставом общества.

Что касается акционерных обществ, то для них порядок образования филиала (представительства) определен Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Создание филиалов и открытие представительств общества входит в компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) общества. Внесение в устав общества изменений, связанных с созданием филиалов, открытием представительств общества и их ликвидацией, осуществляется на основании решения совета директоров (наблюдательного совета) общества.

На основании решения (протокола) о создании филиала, открытии представительства исполнительным органом общества (директором) издается приказ о создании обособленного подразделения, в котором указываются наименование, место нахождение филиала (представительства), назначается руководитель, устанавливаются сроки постановки на учет в налоговых органах.

Этим же приказом может быть утверждено Положение о филиале (представительстве) — внутренний документ, содержащий сведения о правоспособности обособленных подразделений, видах осуществляемой ими деятельности, целях их создания, правах и обязанностях, структуре управления, процедуре заключения сделок, полномочиях руководства, возможностях распоряжаться денежными средствами, а также порядок ликвидации филиала (представительства) и др.

На основании приказа вносятся изменения в учредительные документы организации.

Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Но реалии жизни таковы, что решение о создании обособленных подразделений принимается, как правило, уже после регистрации учредительных документов вновь создаваемой организации. Поэтому при создании филиала или представительства необходимо внести изменений в учредительные документы организации.

Процедура государственной регистрации изменений в учредительные документы, связанные с созданием обособленных подразделений установлена Федеральным Законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Для внесения изменений в учредительные документы общества необходимо представить в регистрирующий орган по месту своего нахождения следующий пакет документов:

  • решение о внесении изменений в учредительные документы;
  • изменения в учредительные документы. Текст изменений может быть представлен юридическим лицом как в виде отдельного письменного документа, прилагаемого к уставу (учредительному договору), так и в виде новой редакции устава (учредительного договора);
  • платежное поручение об уплате госпошлины. За государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, предусмотрена госпошлина в размере 400 руб. (п. 3 ч. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ).

Что же касается содержания сведений, которые необходимо отразить в Уставе, то на основании п. «н» ст. 5 вышеуказанного закона в Едином государственном реестре юридических лиц должны содержаться сведения о полном наименовании филиала (представительства) и его месте нахождения.

Какое-либо изменение в наименовании или месте нахождении филиала (представительства) либо ликвидация последних также должны влечь внесение соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица в целях обеспечения достоверности содержащихся в них сведений.

При отсутствии должным образом зарегистрированных учредительных документов юридического лица с внесенными в них сведениями о созданных филиалах и представительствах можно говорить о несоответствии учредительных документов действующему законодательству.

Изменения учредительных документов, в том числе и в части сведений о филиалах, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.

Процедура создания обособленного подразделения на порядок проще, чем создание филиала (представительства) общества. Открытие обособленного подразделения находится в компетенции исполнительного органа (директора) и оформляется приказом о создании. В учредительных документах общества сведения об обособленном подразделении не содержатся, следовательно, при открытии или закрытии обособленного подразделения в учредительные документы вносить ничего не нужно.

Необходимо знать, что обособленное подразделение не следует регистрировать в налоговой инспекции, если оно находится на территории того же муниципального образования, что и сама организация.

После внесения изменений в учредительные документы организация обязана встать на учет в налоговый орган по месту нахождения филиала (представительства). Необходимо помнить о сроке постановки на учет, а именно заявление должно быть подано в налоговый орган в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.

Существенными обстоятельствами при создании обособленного подразделения являются факт и момент создания подразделения, так как срок подачи заявления о постановке на налоговый учет исчисляется именно с момента создания филиала. При этом нет оснований считать таким моментом день принятия внеочередным собранием участников общества (наблюдательным советом, директором) решения об открытии филиала (представительства) (Постановление ФАС Центрального округа от 05.05.2004 по делу № А14-8354-03/23/18).

Не является созданием обособленного подразделения подготовка нового места деятельности (приобретение помещения, его оборудование, ремонтные работы и т.п.). Срок для уведомления налогового органа начинает исчисляться лишь с момента фактического создания рабочих мест, т.е. их окончательной подготовки к осуществлению деятельности (Постановление ФАС Московского округа от 24.08.2001 № КА-А41/4467-01).

Постановка на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления по форме № 1-2 –Учет, утвержденного Приказом ФНС РФ от 01.12.2006 № САЭ-3-09/[email protected] «Об утверждении форм документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц».

При подаче заявления о постановке на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения организация одновременно с заявлением о постановке на учет представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе головной организации по месту ее нахождения, документов, подтверждающих создание филиала или представительства (п. 1 ст. 84 Налогового кодекса РФ). Обычно налоговые органы требуют предоставить нотариальную копию такого свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

В качестве документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, могут быть представлены: учредительные документы юридического лица с указанием в них сведений об обособленном подразделении, либо выписка из ЕГРЮЛ, либо Положение о филиале (представительстве), либо распоряжение (приказ) о создании обособленного подразделения.

При отсутствии документов, подтверждающих создание филиала или представительства, постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления о постановке на учет и заверенной в установленном порядке копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения. При наделении организацией обособленного подразделения полномочиями по уплате налогов по месту его нахождения представляется документ, подтверждающий указанные полномочия (п.2.1.4 Приказа МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178 «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц»).

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных Налоговым кодексом РФ. Следовательно, установленный Налоговым кодексом РФ перечень документов является исчерпывающим.

На практике налоговые органы формируют свой список документов, как правило, они дополнительно требуют представить для постановки на налоговый учет следующие документы:

  1. копии учредительных документов;
  2. положение о филиале (представительстве);
  3. копия свидетельства о государственной регистрации головной организации;
  4. приказ о назначении на должность директора и главного бухгалтера подразделения;
  5. сведения о директоре и главном бухгалтере, как головной организации, так и филиала;
  6. договор аренды нежилого помещения для обособленного подразделения;
  7. письмо, подтверждающее полномочия обособленного подразделения по уплате налогов;
  8. выписка из ЕГРЮЛ в отношении головной организации.

Филиалу или представительству не присваивается отдельный от головной организации идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), так как обособленное подразделение не является самостоятельным налогоплательщиком. В документообороте обособленное подразделение использует непосредственно ИНН головной организации.

Однако обособленному подразделению будет присвоен свой, отличный от головной организации, код причины постановки на учет (КПП). Он будет указан в Уведомлении о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения.

Налоговый орган обязан в течение пяти дней со дня представления всех необходимых документов осуществить постановку обособленного подразделения на учет и выдать соответствующее уведомление.

В случае принятия организацией решения о прекращении деятельности (закрытии)подразделения организация обязана в течение одного месяца со дня закрытия письменно сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения.

Заявление по форме № 1-4-Учет о снятии с налогового учета утверждено Приказом ФНС РФ от 01.12.2006 N САЭ-3-09/[email protected] Налоговые инспекторы могут потребовать от организации и дополнительные документы, например копию приказа о закрытии обособленного подразделения, подлинник уведомления о постановке обособленного подразделения на налоговый учет.

Согласно п. 5 ст. 84 Налогового кодекса РФ в случае принятия организацией решения о прекращении деятельности (закрытии) своего обособленного подразделения снятие с учета организации по месту нахождения этого обособленного подразделения осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 10 дней со дня подачи такого заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения.

В соответствии с п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ организации обязаны письменно сообщать обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, в течение одного месяца со дня создания представительства или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение. Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения головной организации.

Форма такого сообщения утверждена Приказом ФНС РФ от 17.01.2008 № ММ-3-09/[email protected] «Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации».

К сообщению по форме № С-09-3 «Сообщение о создании (закрытии) на территории Российской Федерации обособленного подразделения» прилагаются копии документов, подтверждающих создание (закрытие) представительства.

Зачастую возникает вопрос, что делать организации, если обособленное подразделение, продолжая работать, меняет свое место нахождение?

В Налоговом кодексе РФ не содержатся нормы, предусматривающие изменение места нахождения обособленного подразделения, и такой термин как «изменение места нахождения» в действующем законодательстве относится только к юридическому лицу.

В случае осуществления деятельности по новому адресу (например, при заключении договора аренды на новые помещения) организация должна осуществить процедуру закрытия и открытия представительства, то есть осуществить все вышеописанные действия.

В соответствии с п.п. 1 ч. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, имеющие филиалы или представительства.

Однако если организация создала обособленное подразделение, которое не является филиалом или представительством, а также не указано в качестве таковых в учредительных документах организации, то такая организация вправе применять упрощенную систему налогообложения.

При этом уплата налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, производится головной организацией по месту ее нахождения.

Создавая обособленное подразделение необходимо помнить о том, что ответственность за их деятельность несет головная компания.

Суды прямо указывают, что филиалы, представительства организаций не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц.

В связи с этим ответственность за исполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов и пеней несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство) (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11 июня 1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Узнать о том, что организация создала обособленное подразделение и не поставила его на учет, налоговый орган может, например:

  • при выездной проверке самой организации, если из документов следует, что организация несет расходы по содержанию объекта (собственного или арендованного), расположенного на другой территории, нежели головное подразделение организации. Например, платит за электричество, воду, перечисляет арендную плату;
  • выездной проверке арендодателя, сдавшего в аренду имущество обособленному подразделению. Но выявить незарегистрированное подразделение налоговый орган, проверяющий арендодателя, может только в том случае, если будет сверять фактическое местонахождение арендаторов со сведениями ЕГРЮЛ.

Какова же ответственность за то, что организация своевременно и в установленном порядке не встала на учет по местонахождению представительства?

Если организация не сообщит в налоговую инспекцию об открытии филиала, как того требует п. 2 ст. 23 Налогового кодекса, то ее оштрафуют на 50 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ). Данная статья предусматривает ответственность за непредставление налоговой инспекции сведений, необходимых для осуществления контроля.

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей (ст. 129.1 НК РФ). Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

Одновременно в соответствии с ч. 1 ст. 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок может быть оштрафовано и должностное лицо, ответственное за представление указанного сообщения. Размер штрафа составляет от 300 до 500 рублей.

Если компания опоздает с подачей заявления о постановке филиала на учет в инспекции, то с нее взыщут штраф в размере 5000 или 10 000 руб. (если срок задержки более 90 календарных дней) (ст. 116 НК).

При этом пострадать может не только сама организация, но и ее руководители — директор и главный бухгалтер. За несвоевременную подачу заявления о постановке на учет в налоговой инспекции должностных лиц могут наказать штрафом в размере от 500 до 1000 рублей.

Ведение деятельности без постановки на налоговый учет наказывается штрафом в размере 10% от доходов, полученных организацией за время такой активности, но не менее 20000 руб. (ч. 1 ст. 117 Налогового кодекса РФ). При функционировании без постановки на учет более 90 календарных дней размер штрафа возрастает до 20% от доходов за период работы без постановки на учет, но не менее 40 000 рублей (ч. 2 ст. 117 Налогового кодекса РФ).

Непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5000 рублей (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Кроме того, ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

Разграничение ответственности за непредставление документов (сведений), необходимых для налогового контроля, между Налоговым кодексом РФ (ст. ст. 126 и 129.1) и КоАП РФ (ст. 15.6) проводится только по кругу лиц, привлекаемых к ответственности. К ответственности за непредставление документов (сведений) по НК РФ (ст. ст. 126 и 129.1) привлекаются организации, а по КоАП РФ (ст. 15.6) — должностные лица организаций.

Ответственность за административные правонарушения в области налогов установлена статьями 15.3 — 15.9 и 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Субъектами ответственности согласно данным статьям являются должностные лица организаций.

Ответственность за нарушение налогового законодательства установлена главами 15, 16 и 18 Налогового кодекса РФ. Субъектами ответственности являются сами организации, а не их должностные лица, привлечение последних к административной ответственности не исключает привлечения организаций к ответственности, установленной Налоговым кодексом РФ (Постановление Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Следовательно, применение одновременно штрафных санкций, как к юридическому лицу, так и к должностному лицу данного юридического лица является правомерным.

Копирование и использование материала возможны только с письменного разрешения администрации сайта Юрисконсульт.СПб.Ру

Автор: Зайцева Людмила, юрист

www.urisconsult.spb.ru

Составление сличительных ведомостей по инвентаризации

. Порядок оформления результатов инвентаризации

По окончании инвентаризации все материалы по ней передаются на рассмотрение постоянно действующей инвентаризационной комиссии. На заседании комиссии рассматриваются результаты проведенной инвентаризации и выявляются причины недостач и излишков.

Заседание комиссии оформляется протоколом, в котором фиксируются выводы и решения по результатам инвентаризации, отражаются результаты проверки состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей.

Инвентаризационная комиссия вносит предложения об урегулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета. Предложения обобщаются в унифицированной форме первичной учетной документации, утвержденной постановлением Госкомстата России от 27 марта 2000 года № 26, – Ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма № ИНВ-26).

При этом не допускается покрытие недостатка имущества за счет излишков, выявленных при инвентаризации. В исключительных случаях возможен взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы.

Окончательное решение по вопросу урегулирования выявленных излишков и недостач принимает руководитель предприятия и оформляет его в виде приказа (распоряжения) об утверждении результатов инвентаризации. Приказ служит основанием для внесения в регистры бухгалтерского учета соответствующих записей.

Материалы работы инвентаризационной комиссии передаются в бухгалтерскую службу организации, где они должны храниться не менее 5 лет (ст. 17 Закона о бухгалтерском учете).

Сравнение фактических остатков материальных и нематериальных ценностей, финансовых обязательств, выявленных при проверке, с остатками, учтенными на счетах бухгалтерского учета

Инвентаризационная опись передается в бухгалтерию, которая сравнивает фактические остатки имущества с данными бухгалтерского учета. До составления сличительных ведомостей и определения результатов инвентаризации бухгалтерия организации должна тщательно проверить правильность всех подсчетов, приведенных в инвентаризационных описях.

Сличительные ведомости составляются по имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных. В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.

Для этих ведомостей предусмотрены типовые формы. По каждому виду ценностей форма своя. Например, в форме № ИНВ-18 указывают результаты инвентаризации основных средств, в форме № ИНВ-19 – товарно-материальных ценностей и т.д. В этих документах отражают суммы недостач или излишков.

Сличительные ведомости составляют в двух экземплярах:

– один экземпляр остается в бухгалтерии;

– второй экземпляр передается работнику, ответственному за сохранность данного вида ценностей. Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей.

На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости.

Сличительные ведомости могут быть составлены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и вручную.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации в следующем порядке:

основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты у организации или увеличение финансирования (фондов) у бюджетной организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;

убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя организации соответственно на издержки производства и обращения у организации или на уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач.

Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. В том случае, если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, все же оказалась недостача ценностей, то нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию ценностей, по которому установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм.

Если недостача возникла в результате естественной убыли, то по распоряжению руководителя организации ее можно списать на счета учета затрат на производство или на расходы на продажу в пределах установленных норм следующей проводкой:

ДЕБЕТ 20 (23, 25, 26, 44) КРЕДИТ 10 (41)

– отражено списание недостачи в пределах норм естественной убыли.

Розничные торговые организации и недостачи товаров в пределах норм естественной убыли отражают на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» по продажным ценам, а затем списывают их на расходы на продажу по стоимости приобретения. Для этого по кредиту счета 42 «Торговая наценка» сторнируют сумму торговой наценки, которая приходится на недостающие товары.

ПРИМЕР При инвентаризации остатков товаров в организации розничной торговли выявлена недо

стача продовольственных товаров в пределах норм естественной убыли. Их продажная стоимость составила 2000 руб. Сумма торговой наценки по недостающим товарам составила 500 руб. В бухгалтерском учете недостача товаров будет отражена так:

ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 41

– 1500 руб. – отражена сумма недостачи по продажным ценам;

ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 42

– 500 руб. – сторнирована сумма торговой наценки, приходящаяся на недостающий товар;

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 94

– 1500 руб. (2000 руб. – 500 руб.) – покупная стоимость испорченных товаров включена в издержки обращения.

Недостача материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также их порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В бухгалтерском учете это отражается так:

ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 50 (01 субсчет «Выбытие основных средств», 10, 41, 43)

– списана недостача сверх норм естественной убыли;

ДЕБЕТ 73-2 КРЕДИТ 94

– списание суммы выявленной недостачи на виновных лиц.

Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки производства и обращения у организации или уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации.

Если недостача возникла по вине работника, то он обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Прямой действительный ущерб включает в себя реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение его состояния, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества. Работник несет материальную ответственность как за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный им работодателю, так и за ущерб, который возникает у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам.

Таким образом, работодатель не может взыскать с работника неполученные доходы (упущенную выгоду).

Определение ущерба, причиненного организации, осуществляется на основании статьи 246 Трудового кодекса РФ. Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба. При этом размер ущерба не может быть ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества.

До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки создается комиссия с участием соответствующих специалистов. Работник должен дать письменные объяснения для установления причины возникновения ущерба (ст. 248 Трудового кодекса РФ).

Независимо от размера причиненного работодателю ущерба работник может добровольно возместить его полностью или частично. Для этого он должен внести в кассу организации наличные денежные средства по приходному кассовому ордеру. В этом случае в бухгалтерском учете делается запись:

ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 73

– отражена сумма недостачи, внесенная в кассу организации виновным лицом.

С согласия работодателя работник может передать ему для возмещения причиненного ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное имущество.

ПРИМЕР По взаимному согласию с руководителем предприятия ООО «Витязь» финансовый директор предложил в счет погашения недостачи передать предприятию факсимильный аппарат. Рыночная стоимость факса с учетом его износа составила 5200 руб., что было подтверждено справкой от независимого оценщика.

В бухгалтерском учете ООО «Витязь» были сделаны такие проводки:

ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 73

– 7300 руб. (12 500 руб. – 5200 руб.) – часть задолженности по возмещению материального ущерба финансовый директор погасил денежными средствами;

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 73

– 5200 руб. – покрыта недостача, которая образовалась по вине материально ответственного лица, путем передачи факса;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

– 5200 руб. – факсимильный аппарат включен в состав основных средств.

По соглашению сторон трудового договора допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В этом случае работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей.

По заявлению виновного работника администрация может удерживать из его заработной платы сумму возмещения ущерба. Напомним, что в соответствии со статьей 138 Трудового кодекса РФ общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%.

ПРИМЕР Используем условия примера, рассмотренного ранее, и предположим, что сумма недостачи в размере 12 500 руб. удерживается частями (по 1250 руб.) из заработной платы виновного работника. Ежемесячно в течение 10 месяцев в бухгалтерском учете делаются такие записи:

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 73

– 1250 руб. – часть суммы ущерба удержана из заработной платы виновного работника.

Если ущерб возник вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику, то работник не является виновным лицом и не должен возмещать потери.

Кроме того, работодатель имеет право с учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отказаться от его взыскания с виновного работника.

В документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.).

В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на финансовые результаты коммерческой организации.

В бухгалтерском учете делаются следующие записи:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 73

– сумма недостачи, выявленная при проведении инвентаризации, во взыскании которой с виновных лиц отказано судом, включается в состав прочих расходов организации;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 94

– в состав прочих расходов включена недостача, выявленная при инвентаризации, в случае отсутствия виновных лиц.

При отнесении сумм недостач на финансовые результаты подлежит восстановлению сумма НДС, относящаяся к недостающему имуществу, которая тоже будет списываться на счет 91 субсчет «Прочие расходы».

Пересортица – это появление излишков одного сорта и недостачи другого сорта материальных ценностей одного и того же наименования.

Возникают пересортицы по разным причинам:

1) отсутствует порядок приемки и хранения материальных ценностей на складе;

2) нарушается порядок документооборота;

3) не осуществляется на должном уровне внутренний контроль движения материальных ценностей;

4) материальные лица халатно относятся к своим обязанностям.

Инвентаризационная комиссия должна получить подробные объяснения от материально ответственных лиц о допущенной пересортице. Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы можно проводить в виде исключения:

1) за один и тот же проверяемый период;

2) у одного и того же материально ответственного лица;

3) в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах (письмо Минфина РФ от 19 августа 2004 г. № 07-05-14/217).

Таким образом, проводить взаимный зачет недостач излишками идентичных (однородных) товаров или материалов недопустимо.

Нельзя зачесть недостачу масла в счет излишков маргарина или недостачу бензина в счет излишков дизельного топлива и т.д.

ПРИМЕР В результате инвентаризации на складе организации оптовой торговли была выявлена недостача зубной пасты «Дракоша» в количестве 20 тюбиков по цене приобретения 17 руб. на общую сумму 340 руб. и излишек 15 тюбиков зубной пасты «Пародонтол» по цене 16 руб. на общую сумму 240 руб. (по цене приобретения). Руководителем принято решение о зачете недостач излишками. Оставшуюся после перезачета недостачу взыскать с виновного лица (кладовщика), который согласился возместить недостачу добровольно.

В результате зачета недостачи 15 тюбиков зубной пасты по цене 17 руб. излишками 15 тюбиков по цене 16 руб. выявлено превышение цены приобретения недостающей зубной пасты над стоимостью излишка в сумме 15 руб. (15 т. ? (17 руб. – 16 руб.)), которое отнесено на виновное лицо. Окончательная недостача зубной пасты в количестве 5 тюбиков на общую сумму 85 руб. (5 т. ? 17 руб.) также относится на виновное лицо.

Бухгалтер предприятия сделал следующие проводки:

ДЕБЕТ 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» КРЕДИТ 41 «Товары»

– учтено превышение стоимости недостающей зубной пасты над стоимостью ее излишка в сумме 15 руб.;

ДЕБЕТ 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» КРЕДИТ 41 «Товары»

– отражена окончательная недостача зубной пасты после зачета ее излишками в сумме 85 руб.;

ДЕБЕТ 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» КРЕДИТ 68 «Расчеты с бюджетом»

– восстановлен НДС с общей суммы недостачи в размере 18 руб. ((85 руб. + 15 руб.) ? 18%);

ДЕБЕТ 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» КРЕДИТ 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

– сумма недостачи – 118 руб. отнесена на виновное лицо.

По результатам инвентаризации может сложиться ситуация, когда товаров, оказавшихся в излишках, будет больше, чем недостающих. В этом случае оставшиеся в излишках товары (после зачета) приходуются на счет 41 «Товары» и их стоимость зачисляется в прочие доходы (на счет 91.1 «Прочие доходы») по рыночной стоимости.

На разницу в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине материально ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц. Зачет по пересортице бухгалтерской проводкой не оформляют, а делают соответствующие записи в аналитическом учете. В сличительной ведомости следует указать сумму недостач, покрытую излишками.

После проведения зачета по пересортице могут образоваться разницы по суммам. Курсовые разницы в сторону излишков приходуются, в сторону недостачи – взыскиваются с виновных лиц. При этом в случае отсутствия виновных лиц данный факт должен быть подтвержден документально уполномоченным органом государственной власти.

Если в ходе инвентаризации выявлена недостача имущества, которое было утрачено в результате стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, то его фактическая себестоимость включается в состав чрезвычайных расходов.

В бухгалтерском учете делаются следующие записи:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 01, 10, 41 (42)

– списана фактическая стоимость утраченного имущества в результате прочих ситуаций;

ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– восстановлена сумма НДС по утраченному имуществу;

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 91-2

– стоимость утраченного имущества включена в состав прочих расходов.

При получении организацией страхового возмещения в качестве компенсации потерь от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций на эти суммы следует уменьшить величину прочих расходов:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 99

– сумма страхового возмещения отражена в составе прочих доходов.

Потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций, в налоговом учете приравниваются к внереализационным расходам и уменьшают налогооблагаемую прибыль (пп. 6 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса РФ), в бухгалтерском учете они отражаются в составе прочих расходов.

Чрезвычайные расходы должны быть подтверждены документально. В качестве подтверждающих документов могут быть использованы:

1) акт о происшедшем событии, подписанный руководителем организации и членами комиссии по ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств;

2) справка специализированных служб о происшедшем событии. Такую справку могут предоставить службы, которые занимаются ликвидацией последствий непредвиденных ситуаций (МЧС России, Государственная противопожарная служба и т.д.);

3) заключение эксперта о возможности или невозможности восстановления потребительских свойств имущества;

4) справка с места происшествия;

5) другие документы, выданные компетентными органами.

ПРИМЕР На складе ЗАО «Спутник» произошло чрезвычайное происшествие. В результате сильного ветра была сорвана крыша, и часть товара намокла под проливным дождем. Для того чтобы определить размер убытков, которые нанесла стихия, на складе была проведена инвентаризация товара.

По результатам инвентаризации было установлено, что себестоимость испорченного товара составляет 600 000 руб. Сумма НДС в размере 108 000 руб., уплаченная при покупке этого товара, была возмещена из бюджета.

Так как товар был застрахован, страховая компания выплатила ЗАО «Спутник» страховое возмещение в размере 740 000 руб.

В бухгалтерском учете были сделаны следующие проводки:

ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 41

– 600 000 руб. – списана стоимость товара, недостача которого была установлена в ходе инвентаризации;

ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 108 000 руб. – восстановлена сумма НДС по испорченному товару;

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 94

– 708 000 руб. – сумма недостачи включена в состав прочих расходов;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76

– 740 000 руб. – на расчетный счет поступила сумма страховки.

Иногда может оказаться, что недостачи или излишки ценностей возникли из-за ошибок в бухгалтерском учете. Например, некоторые из них не были оприходованы. В этой ситуации разницу между учетными данными и результатами инвентаризации надо отразить в графе «Отрегулировано за счет уточнения записей в учете». Такая графа есть в сличительной ведомости № ИНВ-19, предназначенной для ревизии товарно-материальных ценностей.

ПРИМЕР ЗАО «Бампер» торгует автомобильными запчастями. При инвентаризации на фирме была

обнаружена недостача 30 штук автомобильных дисков «Марс» по цене 1300 руб. за штуку; излишек

30 штук дисков «Пилот» по цене 1300 руб. за штуку.

В данном случае возникла пересортица, поэтому сумму недостачи можно зачесть излишками.

В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц. Если конкретные виновники пересортицы не установлены, то курсовые разницы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли и списываются в организациях на издержки обращения и производства, а в бюджетных организациях – на уменьшение финансирования (фондов).

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете. Данные результатов проведенных в отчетном году инвентаризаций обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией (приложение № 5 к Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств).

Итак, в ходе инвентаризации могут быть выявлены излишки и недостачи материально-производственных запасов, основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений. Помимо этого может выясниться, что те или иные ценности или хозяйственные операции были отражены в учете неверно. В этой ситуации бухгалтеру придется внести исправления в учет.

Исправляя ошибки по результатам инвентаризации, нужно соблюдать два правила. Во-первых, инвентаризация должна быть закончена до утверждения годовой отчетности акционерами (участниками) и сдачи ее в налоговую инспекцию (то есть до 30 марта). Во-вторых, записи по исправлению ошибок датируются либо датой окончания инвентаризации, либо 31 декабря отчетного года. Изменения в утвержденную и сданную бухгалтерскую отчетность вносить нельзя. В такой ситуации все ошибки исправляют в текущем году.

Выявленные излишки тех или иных ценностей (основных средств, материалов, товаров и т.д.) приходуют и отражают на соответствующих счетах бухгалтерского учета (счета 01, 10, 41). Такое имущество учитывают по рыночной цене на дату проведения инвентаризации.

Для этого делаются проводки:

ДЕБЕТ 01 (04) КРЕДИТ 91-1

– оприходовано основное средство (нематериальный актив), выявленное в процессе инвентаризации (по рыночной стоимости с учетом амортизации);

ДЕБЕТ 10 (41) КРЕДИТ 91-1

– оприходованы излишки материалов (товаров) по рыночным ценам;

ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 91-1

– оприходована денежная наличность (денежные документы), выявленные в результате инвентаризации.

В налоговом учете выявленные излишки включают во внереализационные доходы фирмы (ст. 250 НК РФ).

Стоимость недостающего имущества прежде всего списывают на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Для этого в учете делают записи:

при недостаче основных средств

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01

– списана амортизация по недостающим основным средствам;

ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 01

– списана остаточная стоимость недостающих основных средств;

при недостаче нематериальных активов

ДЕБЕТ 05 КРЕДИТ 04

– списана амортизация недостающих нематериальных активов;

ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 04

– списана остаточная стоимость нематериальных активов;

при недостаче материальных ценностей

ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 10 (41)

– отражена недостача материалов (товаров);

при недостаче денег в кассе

ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 50

– отражена недостача денег в кассе.

Если в результате инвентаризации выявлена задолженность с истекшим сроком исковой давности, то ее списывают с баланса фирмы. Срок исковой давности составляет три года.

При списании дебиторской задолженности делается запись:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 62 (76. )

– списана дебиторская задолженность (если фирма не создавала резерв по сомнительным долгам);

ДЕБЕТ 63 КРЕДИТ 62 (76. )

– списана дебиторская задолженность (если фирма создавала резерв по сомнительным долгам).

Если дебиторская задолженность возникла после отгрузки товаров, облагаемых НДС, и фирма рассчитывает этот налог «по оплате», то дополнительно нужно сделать проводку:

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты по неоплаченному НДС» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– начислен НДС к уплате в бюджет.

При списании кредиторской задолженности сделайте записи:

ДЕБЕТ 60 (76) КРЕДИТ 91-1

– списана кредиторская задолженность;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 19

– списана сумма НДС, которая должна была быть перечислена кредитору.

Сумму НДС по списанной кредиторской задолженности учитывают при налогообложении прибыли.

Помимо ошибок, обнаруженных в ходе инвентаризации, бухгалтер может найти и собственные недочеты. Например, если затраты или выручка были учтены неверно.

Исправить ошибку можно двумя способами: во-первых, сторнировать все неправильные проводки и записать верные; во-вторых, добавить недостающую запись на сумму, отраженную в учете неверно.

ПРИМЕР В феврале 2007 года бухгалтер ЗАО «Максима» обнаружил, что в августе 2006 года была занижена сумма расходов по аренде помещения. Договорная стоимость аренды составляла

118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.). В учете расходы по аренде были отражены лишь в сумме 50 000 руб., а НДС по ним – в сумме 9000 руб.

Годовая отчетность ЗАО «Максима» не утверждена и не была сдана в налоговую инспекцию. Поэтому все исправления должны быть датированы 31 декабря 2006 года.

ДЕБЕТ 20 (26, 44) КРЕДИТ 60

– 50 000 руб. – сторнированы расходы по аренде;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 9000 руб. – сторнирован выделенный НДС по расходам на аренду;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС» КРЕДИТ 19

– 9000 руб. – сторнирована проводка по принятию к вычету НДС;

Если до сдачи бухгалтерской отчетности за текущий год бухгалтер обнаружил ошибку предыдущих лет, то ее исправляют так:

– если доходы были занижены, то сумму занижения учитывают как прибыль прошлых лет (прочие доходы);

– если доходы были завышены, то сумму завышения учитывают как убыток прошлых лет (прочие расходы);

– если расходы были занижены, то сумму занижения учитывают как убыток прошлых лет (прочие расходы);

– если расходы были завышены, то сумму завышения учитывают как прибыль прошлых лет (прочие доходы).

ПРИМЕР В декабре 2006 года бухгалтер ЗАО «Тратта» обнаружил, что расходы 2005 года были завышены на 10 000 руб. Ошибка произошла в результате того, что материалы на эту сумму были списаны в производство дважды.

Чтобы исправить ошибку, 31 декабря 2006 года бухгалтер ЗАО «Тратта» должен сделать проводку:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 91-1

– 10 000 руб. – отражена прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году.

Одновременно с уточнением данных бухгалтерского учета по итогам сверки расчетов и рассмотрения выявленных расхождений организациями должны быть уточнены представленные ими налоговые декларации.

Порядок внесения дополнений и изменений в представленные налоговые декларации регулируется статьей 81 НК РФ. Уточнение может производиться путем подачи в налоговый орган письменного заявления с указанием в нем дополнений и изменений, которые следует внести в декларацию, или же путем подачи новой декларации за соответствующий отчетный (налоговый) период с отраженными в ней новыми данными.

Если изменения в представленные налоговые декларации внесены до предусмотренного действующим законодательством срока уплаты соответствующего налога, организация на основании пунктов 3 и 4 статьи 81 НК РФ освобождается от ответственности, если только соответствующее заявление о внесении изменений (дополнений) сделано до момента, когда организация узнала об обнаружении соответствующих нарушений налоговым органом, либо до даты назначения выездной налоговой проверки.

Если указанные изменения внесены в налоговые декларации после предусмотренного действующим законодательством срока уплаты налогов, организация также может быть освобождена от ответственности, но только в том случае, если до подачи соответствующего заявления оно уплатит недостающую сумму налога и соответствующие суммы пени.

Суммы уточненных по результатам выверки расчетов дебиторской и (или) кредиторской задолженностей должны быть подтверждены первичными учетными документами, ранее предъявленными или дополнительно представленными (в том числе приложенными к акту) поставщиками (подрядчиками), покупателями.

Выявленные по итогам сверки расчетов расхождения могут быть покрыты за счет перечислений должника в пользу кредитора, или же в соответствии с положениями главы 26 части второй ГК РФ могут быть прекращены следующими способами:

надлежащим исполнением (статья 408 ГК РФ), то есть оплатой дополнительно выявленных объемов работ, оказанных услуг, поставленной продукции;

отступным (статья 409 ГК РФ), то есть предоставлением взамен исполнения отступного (уплатой денег, передачей имущества и т.п.);

зачетом встречного однородного требования (статья 410 ГК РФ), и при этом для зачета достаточно заявления одной стороны;

новацией (статья 414 ГК РФ), то есть заменой первоначального обязательства, существовавшего между сторонами, другим обязательством между ними же, предусматривающим иной предмет или способ исполнения;

www.provsebanki.ru