Закон об охране здоровья граждан области

Принят
постановлением
Московской областной Думы
от 26 ноября 2009 г. N 14/98-П

Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает меры по предупреждению причинения вреда здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию несовершеннолетних в Московской области.

Для целей настоящего Закона применяются следующие основные понятия:

несовершеннолетний — лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет, за исключением эмансипированных и лиц, вступивших в брак до достижения возраста восемнадцати лет;

лица, заменяющие родителей, — законные представители несовершеннолетнего, совершеннолетние родственники или иные лица, сопровождающие несовершеннолетнего по поручению его родителей (законных представителей);

лица, осуществляющие мероприятия с участием несовершеннолетних, — лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию несовершеннолетних, содействию их социальной адаптации, социальной реабилитации и подобные мероприятия с участием несовершеннолетних;

места, в которых нахождение несовершеннолетних не допускается, — места, нахождение в которых может причинить вред здоровью несовершеннолетних, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и общественные места, в которых в ночное время не допускается нахождение несовершеннолетних без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием несовершеннолетних, определяемые в соответствии с настоящим Законом.

Основными мерами по предупреждению причинения вреда здоровью несовершеннолетних, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Московской области являются:

информирование несовершеннолетних, родителей (лиц, их заменяющих), иных граждан и организаций о недопустимости нахождения несовершеннолетних в местах, в которых нахождение несовершеннолетних не допускается;

недопущение нахождения несовершеннолетних в местах, в которых их нахождение не допускается;

выявление несовершеннолетних в местах, в которых их нахождение не допускается;

уведомление родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием несовершеннолетних, органов внутренних дел об обнаружении несовершеннолетних в местах, в которых их нахождение не допускается;

доставление и передача несовершеннолетних, выявленных в местах, в которых их нахождение не допускается, родителям (лицам, их заменяющим), а также лицам, осуществляющим мероприятия с участием несовершеннолетних;

проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, родителями (лицами, их заменяющими) о недопустимости нахождения несовершеннолетних в местах, в которых их нахождение не допускается;

абзац утратил силу с 1 июня 2012 года. — Закон Московской области от 04.05.2012 N 48/2012-ОЗ.

1. В Московской области не допускается нахождение несовершеннолетних независимо от времени суток в местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью несовершеннолетних, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, в том числе на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции.

2. В Московской области не допускается нахождение несовершеннолетних в возрасте до 16 лет в ночное время с 22 часов до 6 часов, а в период с 1 мая по 31 августа в ночное время с 23 часов до 6 часов без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием несовершеннолетних, в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции.

3. В Московской области не допускается нахождение несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет в ночное время с 23 часов до 6 часов без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием несовершеннолетних, в общественных местах, указанных в части 2 настоящей статьи.

4. Правительство Московской области с учетом культурных и иных местных традиций вправе определять иные места в Московской области, нахождение в которых может причинить вред здоровью несовершеннолетних, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, а также общественные места, в которых в ночное время не допускается нахождение несовершеннолетних без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием несовершеннолетних.

Оценка предложений об определении иных мест, в которых нахождение несовершеннолетних не допускается, осуществляется экспертной комиссией, функции которой выполняет Московская областная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. Порядок формирования и деятельности Московской областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав определяется законом Московской области.

Московская областная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав осуществляет координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по недопущению нахождения несовершеннолетних в местах, в которых их нахождение не допускается.

1. Уполномоченный Правительством Московской области центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области в пределах своей компетенции осуществляют информирование населения Московской области о недопустимости нахождения несовершеннолетних в местах, в которых их нахождение не допускается, в средствах массовой информации.

2. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также другие органы и учреждения, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проводят разъяснительную работу среди несовершеннолетних и родителей (лиц, их заменяющих) о недопустимости нахождения несовершеннолетних в местах, в которых их нахождение не допускается.

3. Юридические лица или граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обеспечивают размещение на видном месте информации о недопустимости нахождения несовершеннолетних на используемых ими объектах (на территориях, в помещениях), в которых нахождение несовершеннолетних не допускается.

1. Родители (лица, их заменяющие) обязаны принимать меры по недопущению нахождения несовершеннолетних в местах, в которых их нахождение не допускается.

2. Лица, осуществляющие мероприятия с участием несовершеннолетних, в пределах своих полномочий принимают меры по недопущению нахождения несовершеннолетних в местах, в которых их нахождение не допускается.

3. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции осуществляют деятельность по недопущению нахождения несовершеннолетних в местах, в которых их нахождение не допускается.

1. Выявление несовершеннолетних в местах, в которых их нахождение не допускается, осуществляется органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также другими органами и учреждениями, осуществляющими меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

2. Граждане вправе оказывать содействие органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также другим органам и учреждениям, осуществляющим меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в выявлении и недопущении нахождения несовершеннолетних в местах, в которых их нахождение не допускается.

Должностные лица органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также других органов и учреждений, осуществляющих меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, при выявлении несовершеннолетних, находящихся в местах, в которых их нахождение не допускается, незамедлительно уведомляют всеми доступными способами связи родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием несовершеннолетних, и (или) органы внутренних дел.

1. Должностные лица органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних принимают меры по доставлению и передаче несовершеннолетних, выявленных в местах, в которых их нахождение не допускается, родителям (лицам, их заменяющим) или лицам, осуществляющим мероприятия с участием несовершеннолетних.

2. В случае отсутствия родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием несовершеннолетних, невозможности установления их местонахождения или иных препятствующих незамедлительному доставлению несовершеннолетних указанным лицам обстоятельств несовершеннолетние доставляются в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту их обнаружения.

3. Несовершеннолетние, находящиеся в состоянии наркотического, токсического или алкогольного опьянения или нуждающиеся в медицинской помощи, доставляются в медицинские учреждения.

1. По решению комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав городских округов и муниципальных районов Московской области с несовершеннолетними, допустившими пребывание в местах, в которых их нахождение не допускается, проводится индивидуальная профилактическая работа в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области.

2. Координацию взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, допустившими пребывание в местах, в которых их нахождение не допускается, осуществляют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городских округов и муниципальных районов Московской области.

Статьи 12 — 14. Утратили силу с 1 июня 2012 года. — Закон Московской области от 04.05.2012 N 48/2012-ОЗ.

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

pravo-med.ru

По хорошему не на 1 час вперёд надо переводить, а на 2. Зимой и так всегда темно, а летом 2 часа на Волге, на природе, на даче плюсом. Только пенсионеры против из-за сериалов, да и спать они раньше ложаться, чем все остальные.

дети утром сейчас с трудом встают в садик, а когда переведут время. какие же вы недалекие, бандерлоги. Тьфу на всех, кто за перевод времени

А сколько идиотов понабежало на избирательные участки, солнце вручную закатывать!

Вброс на вентилятор удался- люди обсуждают не вусмерть убитые дороги или гнилое жкх- то света нет, то воды, то того и другого..а перевод стрелок. biggrin

Я тоже за время галку ставила, я же не дебилка и с рассветом в 3 часа ночи жить не хочу. Мы победили! Ура!

Утрите сопли и отойдите. Выбор сделан. Мне 34 Жене 31 Сыну 8 Дочке 4. Голосовали за перевод времени

При всём уважение к вашему возрасту, вам с вашими взглядами очень комфортно будет в Уфе например, там правда нет высоты 102, но уверен, что есть другие местные ресурсы. Как вы ещё о переименовании Волгограда в Сталинград или Царицын не заикнулись)

Не сходите с ума ! Мало у нас сложностей надо еще и время перевезти устроить путаницу Многие голосовали даже не разобравшись в самой сути вопроса ставили галочку на ответ ДА а желали в себе НЕТ И таких поверьте очень много особенно людей пожилого возраста.Только потом признавались что совершили ошибку.

Нормальное для жизни человека время в Волгограде это +2 часа к тому, что есть сейчас. Тот, кто не согласен с этим или имбецил, или просто враг народа.

Весь мир уже перевел часы на летнее время, а мы, по воле наших мудрых руководителей несколько лет назад решили по своему, по русски. Нам бы ус. ться, но не поддаться. И так во всем. Были мы на местном времени, потом долго ныли, слава богу перешли, но опять не так. Пройдет несколько лет, заноем вновь, дайте московское, поверьте, так и будет. Всей стране надо переходить на летнее-зимнее и не надо никаких местичковых решений.

Зачем так обидно говоришь.Работяга. лучше-бы твой папа на коврик спустил

Бараны! Украли у работающего населения целый час утром. Зато бабки теперь смогут лишний час на даче проторчать. Ба-ра-ны.

Так чиновники и депутаты тоже за перевод. Их жены с утра заставляют траву полоть на огородах, как солнце встает. К 9 утра они уже выдохлись. Потом кофе в постель жене трясущимися руками подавать не камильфо. А, так встали и бегом на общественно-бесполезную работу с умным видом.

Родители сильно спиртным увлекались, пропеллер ты мой летающий, деточка?

Блин, как задолбало это все. Но жили по Москве, хоть какой-то плюс. Нет путаницы в Аэро и вокзалах, ТВ программах. А сейчас что?? Опять блин эта мудотень. Все привыкли вроде уже Задолбали эти говноиннициативы

перевод стрелок ожидается только после осени, вот развели то.

А говоришь «вижу», «дадено». Мало ты видишь, стало быть. Порчу-то кому делать собралась видишь? Нет? Так смотри лучше, а то самой прилетит.

Видишь ли, дитя дикости и упырьих времён, тебе, умишком квелым твоим, не хватает охватить то даже, что каждое моё слово есть ПРАВДА!, а я истинная тех событий ОЧЕВИДИЦА! Сможешь что мне возразить на это?

А вот тут у Вас промашечка, видно возраст подводит) опрос по вашим предпочтениям производил иной комментатор) и про иногороднего не угадали, так что лучше уж опирайтесь на мнение более компетентных индивидов уважаемая)) а воспоминания хороши, когда таковыми и являются, надо идти вперёд, а не зацикливаться на прошлом))

. «во сколько должны проснуться остальные люди, чтобы собраться на работу или поднять и накормить ребёнка перед школой». ровно во столько же, как и вставали.

Сын ходит в первый класс встаёт трудно. Жена на работу встаёт тяжело. Да и мне не очень легко уже 16 лет на работу хожу всё ни как не привыкну.Однако думаю лет 75 назад дедушке в Сталинграде было всё же потяжелей на заводе в 15 лет работать по 16 часов.Однако выжил и 5 детей вырастил.Я думаю может тогда про биоритмы не знали АААА

Не Бес ты, а тот самый Гнус, ясно вижу. Отлезь моментально, а то порчу сделаю, деточка.

Все клоуны, что сюда на «Высоту» понабегают, они палятся на мелочах. Вот Ираидка спалилась на пневматических шуруповёртах, и на летающих по цеху тараканах. А местный Анатолий спалился на феррит/транзисторных ячейках в системе навигации Фау-2, устроенной на паре гироскопов, и аналоговой схеме отсечки подачи топлива в зависимости от дальности до цели. Летять тараканы, панимаешь, решая в полёте задачи на троичной системе счисления!

Не жужжи иногородний гнус, тьфу на тебя, или дустом, да, дустом! Я тут всю свою жизнь прожила и хорошо очень помню как прекрасно было жить при волгоградском времени, летом +2 часа вечером СВЕТА! ЖИТЬ ХОТЕЛОСЬ!

Да уж, вот очередное доказательство того, что демократии в современном российском обществе, в котором большинство не умеет расставлять приоритеты для общего, быть не должно. Как можно учитывать мнение людей предпочитающих тешиться выбором в пользу лени закрывать шторы на ночь (чтобы солнышко с утра не слепило), не задумывающихся во сколько должны проснуться остальные люди, чтобы собраться на работу или поднять и накормить ребёнка перед школой. Да и что нам остальные, все же привыкнут, а те кто работает с Москвой, вообще предатели волгоградской земли и пусть теперь приходят и уходят с работы на час позже, или и того лучше уезжают в свою Столицу.)) Собственно и речь идёт не об этом часе, прямое значение результата референдума не имеет значения, все переживут переход. А вот косвенное значение (то что сподвигло людей сделать этот выбор) явилось явным индикатором того, что народ не готов делать адекватный выбор опираясь на приоритеты общества и ряд последствий, который затронет их самих. Доверять такому обществу важные решения не рационально!

Хотя у них ,недоумков ,полдень может быть и в пять вечера

А что ты уже там?Слезь и всё будет в ажуре.А то кайфа тебе мало.

ААА. да уже воткните палку в землю или к столбику заборному подойдите в полдень с компасом. и посмотрите, что там с тенью происходит. для плохо учившихся в школе напоминаю: в ПОЛДЕНЬ тень должна быть самой короткой и быть строго на север. после этого дождитесь, КОГДА она станет такой и уже замолчите по поводу времени раз и навсегда. а насчет «на час позже с работы будут уходить те, кто с Мск работает», так вы на час позже и приходить будете, не. как-то живут же в том же Екатеринбурге, там на 2 (аждва. ) часа с Мск разница, а город покрупнее и позначимее В-ада будет. а про Новосибирск даже страшно подумать — четыре часа. а там и губер есть, и депутаты с бизнесменами как-то живут. ничего, справляются. и насчет детушек малых, бедных-несчастных. а вы подумали, что есть дети, которые во вторую смену учатся, а те, кто в первую, ходят в кружки-секции, в полпятого вечера уже темень и нетверезые маньяки из подворотни зыркают под покровом мглы. я лично предпочту ребенка утром по темноте отправить, чем вечером.

У меня дочь ходит в школу. Сова, ложится поздно, никак не уталкаешь. Только школа началась, начала ложится в 9 вечера. Встает в 7. И организм ее не просыпается к этому времени.. Если ляжет в 8 вечера. то встает спокойно. Если в 10 то уже очень трудно ее поднять в 7. Один час для школьника или детсадовца очень принципиален. Укладывать все время в 8, не вариант. Все детки разные, у меня трое, и поверьте двое из них не любят просыпаться рано. А третий спить в любой позе в любом месте в любое время. Спором делу не поможешь. Время покажет, чтоб лучше для нас

сейчас специально дотянут до осени, а там в зиму чтобы народ побольше возмущался утренними потемками.Придурки, ваши дети целее будут,если темнее будет утром,когда водители бодрые едут на работу, а не усталые после работы в потемках , тем более никто уже не учит детей смотреть на дорогу, идут в ушах «бананы», сбивают как кегли.

Наконец-то возможно перейдем на местное время. Скорей бы.

Печально, что в области осталось только 33,62% нормальных людей.

во всех думах на всех уровнях от сельской до государственной сидят недоумки, это поистине паразиты на челе народа, кивают гривами в унисон и вид умнный делают клоуны

Вам не демократия , а крепостное право надо. И царь. Родился холопом , будь им. Вам волю дай вы столько дров наломаете. Сидит в вас ленинское » государством может управлять любая кухарка». В колхозы и за палочки работать , с зари и до зари, чтобы мыслей вольнодумных не было.

знаете почему на северах люди живут лучше и богаче? потому что не смотрят программу время по зомбоящику в 21 час, у них мозг не загажен дерьмом от ёпрст канала. нам ещё бы плюс один и в 23 точно этот зомбоэфир никто смотреть не будет, вот тогда и заживём без депрессий

Что за бред, какие еще биоритмы ребенка?? Дети встают так, как им хочется. У меня сын подскакивает в 5 утра и ты хоть в 20, хоть в 23 часа его укладывай. Летом вообще в 3 ночи может встать и играть тихонько. А дочь может до 11 утра спать, ей хоть солнце в глаз, хоть музыка до вибрации стен. Подушку натянет и дальше сопит.

Чем больше слюней и желочи , тем слаще победа. Победа здравого смысла и логики.

Дерьмократу.А в Областной Думе заседают такие-же недоумки как и ты ДЕРЬМОКРАТЫ

Дерьмократ-Сначала научись грамотно писать,ну а потом трынди

«Решение ,принятое на областном референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении». Статья 52 Закона Волгоградской области «О референдуме на территории Волгоградской области». Так что не надейтесь на иное постановление областной думы, кроме как утвердить , принятое на референдуме решение.

Дерьмократ-это относится к тебе.Боишься за свою задницу,что будет сидеть на работе до шести.А ты подумал о людях.Всё совок вспоминаешь.А совок между прочим думал сначала о работягах.,Поэтому и сделали часовые пояса

Надо уметь проигрывать, а не вспоминать про матиматику

m.v102.ru

Принят Государственной Думой 20 апреля 2011 года

Одобрен Советом Федерации 27 апреля 2011 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией физическими лицами и юридическими лицами — общественными объединениями права на объединение для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, а также в связи с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений пожарной охраны.

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны, права и гарантии деятельности общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных, регулирует отношения добровольной пожарной охраны с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) добровольная пожарная охрана — социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц — общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

2) добровольный пожарный — физическое лицо, являющееся членом или участником общественного объединения пожарной охраны и принимающее на безвозмездной основе участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

3) добровольная пожарная дружина — территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и не имеющее на вооружении мобильных средств пожаротушения;

4) добровольная пожарная команда — территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и имеющее на вооружении мобильные средства пожаротушения;

5) работник добровольной пожарной охраны — физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с юридическим лицом — общественным объединением пожарной охраны;

6) статус добровольного пожарного — совокупность прав и свобод, гарантированных государством, и обязанностей и ответственности добровольных пожарных, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, уставом добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины либо положением о добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине.

Статья 3. Основные принципы создания и деятельности добровольной пожарной охраны

Создание и деятельность добровольной пожарной охраны осуществляются в соответствии с принципами:

1) равенства перед законом общественных объединений пожарной охраны независимо от их организационно-правовых форм;

2) добровольности, равноправия и законности деятельности добровольной пожарной охраны;

3) свободы в определении внутренней структуры добровольной пожарной охраны, целей, форм и методов деятельности добровольной пожарной охраны;

4) гласности и общедоступности информации о деятельности добровольной пожарной охраны;

5) готовности подразделений добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных к участию в профилактике и (или) тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ и оказанию первой помощи пострадавшим;

6) приоритетности спасения людей и оказания первой помощи пострадавшим при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

7) обоснованного риска и обеспечения безопасности добровольных пожарных при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Статья 4. Правовая основа создания и деятельности добровольной пожарной охраны

Правовой основой создания и деятельности добровольной пожарной охраны являются Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Статья 5. Участие органов государственной власти и органов местного самоуправления в обеспечении деятельности добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение прав и законных интересов добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны, предусматривают систему мер правовой и социальной защиты добровольных пожарных и оказывают поддержку при осуществлении ими своей деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Глава 2. Организация деятельности добровольной пожарной охраны

Статья 6. Общественные объединения пожарной охраны

1. Под общественным объединением пожарной охраны понимается созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации социально ориентированное общественное объединение физических лиц и (или) юридических лиц — общественных объединений, основной уставной целью которого является участие в осуществлении деятельности в области пожарной безопасности и проведении аварийно-спасательных работ.

2. Право физических лиц на создание общественных объединений пожарной охраны реализуется как непосредственно путем их объединения, так и через юридические лица — общественные объединения.

3. Общественные объединения пожарной охраны создаются в одной из следующих организационно-правовых форм:

4. Учредителями общественного объединения пожарной охраны могут выступать физические лица и (или) юридические лица — общественные объединения.

5. Членами общественного объединения пожарной охраны могут быть физические лица и юридические лица — общественные объединения, чья заинтересованность в совместном достижении целей и решении задач добровольной пожарной охраны в соответствии с нормами устава общественного объединения пожарной охраны оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов объединения. Членам общественного объединения пожарной охраны могут выдаваться удостоверения (членские билеты) установленного образца.

6. Участниками общественного объединения пожарной охраны могут быть физические лица и юридические лица — общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям и принимающие участие в его деятельности с обязательным оформлением условий своего участия.

7. Учредители, члены и участники общественного объединения пожарной охраны имеют права и несут обязанности, определенные настоящим Федеральным законом и уставом общественного объединения пожарной охраны или положением об общественном объединении пожарной охраны.

8. Условия участия добровольного пожарного или юридического лица — общественного объединения в деятельности подразделения добровольной пожарной охраны устанавливаются гражданско-правовым договором на выполнение работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

9. Добровольные пожарные обязаны быть членами или участниками общественных объединений пожарной охраны.

10. Общественные организации пожарной охраны и территориальные подразделения добровольной пожарной охраны подлежат обязательной государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

11. Порядок создания, реорганизации и (или) ликвидации общественных объединений пожарной охраны и порядок осуществления ими своей деятельности определяются законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Общественная организация пожарной охраны

1. Общественной организацией пожарной охраны является основанное на членстве общественное объединение пожарной охраны, созданное физическими лицами и (или) юридическими лицами — общественными объединениями для осуществления совместной деятельности, защиты общих интересов и достижения уставных целей.

2. Общественные организации пожарной охраны для достижения уставных целей организуют и обеспечивают создание подразделений добровольной пожарной охраны, подготовку добровольных пожарных и материальное стимулирование участия добровольных пожарных в обеспечении пожарной безопасности.

3. Общественные организации пожарной охраны представляют и защищают законные права и интересы добровольных пожарных и иных членов общественных организаций пожарной охраны в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями. Руководящие органы общественных организаций пожарной охраны формируются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом соответствующей общественной организации пожарной охраны.

Статья 8. Общественное учреждение пожарной охраны

1. Общественным учреждением пожарной охраны является не имеющее членства общественное объединение пожарной охраны, созданное в целях участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ на территориях городских и сельских поселений, межселенных территориях и в организациях.

2. В форме общественных учреждений пожарной охраны создаются добровольные пожарные команды и добровольные пожарные дружины, ставящие своей целью участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ соответственно на территориях городских и сельских поселений, межселенных территориях (территориальные добровольные пожарные команды или территориальные добровольные пожарные дружины) или в организациях (объектовые добровольные пожарные команды или объектовые добровольные пожарные дружины).

3. Участниками территориальной добровольной пожарной команды или территориальной добровольной пожарной дружины могут быть добровольные пожарные, проживающие на территориях городских и сельских поселений в районе обслуживания данной добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины.

4. На должности руководителя территориальной добровольной пожарной команды, бухгалтера и водителей мобильных средств пожаротушения (машинистов, мотористов и иных работников, в обязанности которых входит управление мобильными средствами пожаротушения) назначаются работники на условиях трудового договора в порядке, установленном трудовым законодательством.

5. Управление деятельностью и имуществом территориальной добровольной пожарной команды или территориальной добровольной пожарной дружины осуществляется ее руководителем, который назначается на должность и освобождается от должности решением ее учредителя (учредителей).

6. Объектовые добровольные пожарные команды и объектовые добровольные пожарные дружины могут создаваться по месту работы или учебы физических лиц.

7. Учредителями объектовой добровольной пожарной команды или объектовой добровольной пожарной дружины могут выступать физические лица из числа работников организации с согласия собственника имущества организации.

8. Участниками объектовой добровольной пожарной команды или объектовой добровольной пожарной дружины могут быть добровольные пожарные из числа работников организации.

9. Управление объектовой добровольной пожарной командой или объектовой добровольной пожарной дружиной и ее имуществом осуществляется руководителем объектовой добровольной пожарной команды или объектовой добровольной пожарной дружины, который назначается на должность и освобождается от должности решением ее учредителя (учредителей).

10. Руководитель объектовой добровольной пожарной команды или объектовой добровольной пожарной дружины имеет право совещательного голоса при учредителе (учредителях).

11. Деятельность добровольной пожарной команды и добровольной пожарной дружины, их структура, права и обязанности их работников и добровольных пожарных определяются настоящим Федеральным законом, уставом добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины (в случае их регистрации в качестве юридического лица) или положением об объектовой добровольной пожарной команде или объектовой добровольной пожарной дружине (в случае, если регистрация их в качестве юридического лица не осуществлялась).

Статья 9. Задачи добровольной пожарной охраны

Основными задачами добровольной пожарной охраны в области пожарной безопасности являются:

2) спасение людей и имущества при пожарах, проведении аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим;

3) участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Статья 10. Личный состав добровольной пожарной охраны

1. Личный состав добровольной пожарной охраны включает в себя работников добровольной пожарной охраны, состоящих на должностях, предусмотренных штатным расписанием, и добровольных пожарных.

2. Добровольными пожарными могут быть физические лица, достигшие возраста восемнадцати лет и способные по состоянию здоровья исполнять обязанности, связанные с участием в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Состояние здоровья добровольных пожарных определяется в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

3. Для личного состава добровольной пожарной охраны учредителем (учредителями) соответствующих общественных объединений пожарной охраны могут быть установлены знаки отличия и форма одежды.

Статья 11. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны осуществляется за счет собственных средств, взносов и пожертвований, средств учредителя (учредителей), средств поддержки, оказываемой органами государственной власти и органами местного самоуправления общественным объединениям пожарной охраны, и иных средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Имущество добровольной пожарной охраны

1. Имущество, используемое добровольной пожарной охраной, формируется посредством передачи имущества учредителя (учредителей) во владение, в аренду и (или) в безвозмездное пользование на долгосрочной основе добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине, взносов и пожертвований, поступлений от мероприятий, проводимых в соответствии с уставом добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины, за счет средств поддержки, оказываемой органами государственной власти и органами местного самоуправления общественным объединениям пожарной охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений (в том числе средств страховых организаций, осуществляющих страхование имущества и (или) гражданской ответственности на случай пожара).

2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации вправе в порядке оказания поддержки передавать во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе общественным объединениям пожарной охраны здания, сооружения, служебные помещения, оборудованные средствами связи, автотранспортные средства, оргтехнику и иное имущество, необходимое для достижения уставных целей общественных объединений пожарной охраны. Имущество, полученное общественными объединениями пожарной охраны за счет средств поддержки, оказанной органами государственной власти и органами местного самоуправления, подлежит раздельному учету.

3. Имущество и средства, находящиеся в собственности (во владении, в пользовании, распоряжении) добровольной пожарной охраны, должны использоваться для достижения уставных целей общественных объединений пожарной охраны. В случае ликвидации общественного объединения пожарной охраны имущество, полученное и (или) приобретенное за счет средств поддержки, оказываемой органами государственной власти и органами местного самоуправления общественным объединениям пожарной охраны, передается на баланс соответствующего территориального подразделения Государственной противопожарной службы по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Глава 3. Статус работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных

Статья 13. Регистрация добровольных пожарных

1. Физическое лицо приобретает статус добровольного пожарного с момента обязательной регистрации этого физического лица в реестре добровольных пожарных.

2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, определяет порядок формирования и ведения реестра общественных объединений пожарной охраны и сводного реестра добровольных пожарных.

Статья 14. Права работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных

1. Работники добровольной пожарной охраны, состоящие на должностях, предусмотренных штатным расписанием, и добровольные пожарные, осуществляющие деятельность в составе добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины, имеют право на:

1) защиту жизни и здоровья при исполнении ими обязанностей, связанных с осуществлением ими деятельности в добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине;

2) возмещение вреда жизни и здоровью, причиненного при исполнении ими обязанностей, связанных с осуществлением ими деятельности в добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

3) участие самостоятельно или в составе добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины на законных основаниях в профилактике и (или) тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим;

4) информирование о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности органов местного самоуправления и (или) организаций, соответствующих территориальных подразделений Государственной противопожарной службы;

5) внесение в органы местного самоуправления и организации предложений по повышению уровня пожарной безопасности на территориях городских и сельских поселений, межселенных территориях и в организациях;

6) осуществление при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ необходимых действий по обеспечению безопасности людей и спасению имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Работники добровольной пожарной охраны и добровольные пожарные, принимающие непосредственное участие в тушении пожаров, обеспечиваются средствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных, необходимыми для тушения пожаров, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Статья 15. Обязанности работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных

На работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, осуществляющих деятельность в составе добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины, уставом добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины либо положением об объектовой добровольной пожарной команде или объектовой добровольной пожарной дружине должны быть возложены следующие обязанности:

1) обладать необходимыми пожарно-техническими знаниями в объеме, предусмотренном программой первоначальной и последующей профессиональной подготовки добровольных пожарных;

2) во время несения службы (дежурства) в соответствии с графиком дежурства прибывать к месту вызова при получении сообщения о пожаре или о чрезвычайной ситуации, участвовать в тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ и оказывать первую помощь пострадавшим;

3) нести службу (дежурство) в соответствии с графиком дежурства, согласованным с руководителем организации по месту работы или учебы добровольного пожарного в случае включения добровольного пожарного в указанный график дежурства в рабочее или учебное время и утвержденным соответственно руководителем добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины;

4) соблюдать установленный порядок несения службы (дежурства) в расположении добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины, дисциплину и правила охраны труда в пожарной охране;

5) содержать в исправном состоянии снаряжение пожарных, пожарный инструмент, средства индивидуальной защиты пожарных и пожарное оборудование;

6) выполнять законные распоряжения руководителя добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины и руководителя тушения пожара.

Статья 16. Материальное стимулирование деятельности добровольных пожарных

1. Учредитель (учредители) общественного объединения пожарной охраны вправе устанавливать форму и размеры материального стимулирования добровольных пожарных.

2. Форма материального стимулирования добровольных пожарных и размеры денежных вознаграждений (премий) добровольным пожарным устанавливаются учредителем (учредителями) общественного объединения пожарной охраны по представлению руководителя добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины в зависимости от объема средств, предусмотренных на содержание добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины, и личного вклада добровольных пожарных в результаты деятельности добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины.

3. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации могут осуществлять материальное стимулирование деятельности добровольных пожарных.

Статья 17. Страхование добровольных пожарных

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, привлекающие работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных к участию в тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, спасению людей и имущества при пожарах и оказанию первой помощи пострадавшим, могут в порядке оказания поддержки за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствующем бюджете на содержание указанных органов, осуществлять личное страхование добровольных пожарных территориальных подразделений добровольной пожарной охраны на период исполнения ими обязанностей добровольного пожарного.

Статья 18. Компенсации и льготы, предусмотренные добровольным пожарным

1. Добровольные пожарные по месту работы или учебы освобождаются от работы или учебы без сохранения заработной платы (для работающих граждан), но с сохранением за ними места работы или учебы, должности на время участия в тушении пожаров или несения ими службы (дежурства) в расположении добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины либо прохождения ими профессиональной подготовки, если их участие в тушении пожаров или несении службы (дежурства) либо профессиональная подготовка осуществляется в рабочее или учебное время с согласия руководителя организации по месту работы или учебы добровольного пожарного.

2. Добровольные пожарные команды и добровольные пожарные дружины, которые привлекли добровольных пожарных в рабочее или учебное время к участию в тушении пожаров или несению службы (дежурства) либо прохождению профессиональной подготовки, выплачивают за счет средств, предусмотренных на содержание подразделения добровольной пожарной охраны, добровольным пожарным за время отсутствия по месту работы или учебы компенсацию в размере и порядке, которые определены соответствующими общественными объединениями пожарной охраны.

3. Добровольным пожарным территориальных и объектовых подразделений добровольной пожарной охраны за счет средств, предусмотренных на содержание указанных подразделений, выплачиваются компенсации, предусмотренные гражданско-правовым договором на выполнение работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

4. Привлечение граждан к исполнению обязанностей добровольных пожарных сверх 48-часовой продолжительности еженедельного времени несения службы (дежурства) в подразделении добровольной пожарной охраны допускается с их согласия с выплатой компенсации в денежной форме. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения гражданами обязанностей добровольных пожарных сверх 48-часовой продолжительности еженедельного времени несения службы (дежурства) в подразделении добровольной пожарной охраны суммируется и предоставляется добровольным пожарным по согласованию с ними в виде дополнительного времени отдыха.

5. Размер и порядок выплаты компенсации за привлечение добровольных пожарных к несению службы (дежурства) сверх 48-часовой продолжительности еженедельного времени несения службы (дежурства), возмещения расходов, связанных с оплатой проезда от места жительства, работы или учебы до места прохождения профессиональной подготовки и обратно, и командировочных расходов, связанных с прохождением профессиональной подготовки, определяются учредительными документами территориальных подразделений добровольной пожарной охраны или распорядительными документами собственника имущества организации (для объектовых подразделений добровольной пожарной охраны) и указываются в гражданско-правовом договоре на выполнение работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

6. Добровольные пожарные, сведения о которых содержатся в сводном реестре добровольных пожарных три и более года, имеют право на поступление вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в пожарно-технические образовательные учреждения.

7. Добровольным пожарным территориальных подразделений добровольной пожарной охраны по месту работы предоставляется ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до десяти календарных дней.

Статья 19. Социальная защита членов семей работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных

Органы государственной власти и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов устанавливают гарантии правовой и социальной защиты членов семей работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, в том числе в случае гибели работника добровольной пожарной охраны или добровольного пожарного в период исполнения им обязанностей добровольного пожарного.

Глава 4. Организация службы добровольной пожарной охраны

Статья 20. Несение службы работниками добровольной пожарной охраны и добровольными пожарными

1. Работники добровольной пожарной охраны, состоящие на должностях, предусмотренных штатным расписанием, и добровольные пожарные допускаются к самостоятельной работе по тушению пожаров при наличии у них документа о прохождении обучения по программе первоначальной профессиональной подготовки.

2. Режим несения службы (дежурства) работниками добровольной пожарной охраны и режим их отдыха устанавливаются трудовым законодательством.

3. Режим несения службы (дежурства) добровольными пожарными устанавливается учредителем (учредителями) общественного объединения пожарной охраны по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

Статья 21. Подготовка работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных

1. Не имеющие специального профессионального образования в области пожарной безопасности работники добровольной пожарной охраны и добровольные пожарные в обязательном порядке проходят обучение по программам первоначальной и последующей профессиональной подготовки добровольных пожарных, разработанным и утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

2. Первоначальная и последующая профессиональная подготовка работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных осуществляется в подразделениях добровольной пожарной охраны в порядке, установленном руководителем соответствующего подразделения, с учетом особенностей охраняемых объектов и территорий городских и сельских поселений и межселенных территорий или на базе учебных центров (пунктов) Государственной противопожарной службы, пожарно-технических образовательных учреждений, а также других организаций, имеющих лицензию на обучение.

3. Физические лица, входящие в состав органов территориального общественного самоуправления, либо физические лица, входящие в состав органов общественной самодеятельности, созданных физическими лицами по месту их жительства, работы или учебы в целях решения различных социальных проблем в области пожарной безопасности, проходят первоначальную и последующую профессиональную подготовку в объеме, предусмотренном для добровольных пожарных, на добровольной основе в общественных организациях пожарной охраны.

Статья 22. Привлечение подразделений добровольной пожарной охраны к участию в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ

1. Подразделения добровольной пожарной охраны осуществляют несение службы (дежурство) в составе гарнизона пожарной охраны и привлекаются к участию в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ в соответствии с порядком привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

2. Выезд территориальных и объектовых подразделений добровольной пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ за пределы закрепленного за ними района выезда осуществляется в порядке, согласованном с учредителем (учредителями) общественного объединения пожарной охраны.

3. Личный состав добровольной пожарной охраны, участвовавший в тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ и действовавший в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, освобождается от возмещения причиненного ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Старшее должностное лицо подразделения добровольной пожарной охраны, первым прибывшее на пожар, до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы координирует действия личного состава добровольной пожарной охраны по тушению пожара, спасению людей и имущества при пожаре, проведению аварийно-спасательных работ. По прибытии на пожар подразделений Государственной противопожарной службы руководство тушением пожара осуществляет старшее оперативное должностное лицо Государственной противопожарной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

www.mchs.gov.ru