Экспертиза земельного участка по отводу

Землеустроительная экспертиза — комплекс технических и юридических работ по определению соответствия фактических границ земельного участка границам ранее выполненного межевания, а также соответствия фактического использования земельного участка регламентирующим документам.

Землеустроительная экспертиза, именуемая иногда земельной экспертизой, является сегодня одной из самых востребованных. Экспертиза представляет собой достаточно дорогостоящее и сложное в техническом плане исследование, которое проводится земельными экспертами с применением самого современного геодезического оборудования.

Необходимость землеустроительной экспертизы возникает при оспаривании границ земельного участка, правомерности находящихся на нем построек. Землеустроительная экспертиза может быть внесудебной, когда она проводится на основании договора с экспертным учреждением. Судебная землеустроительная экспертиза проводится только по определению, постановлению суда с обязательным предупреждением земельного эксперта об уголовной ответственности за заведомо ложное заключение. По результатам землеустроительной экспертизы производится экспертное заключение.
Для проведения землеустроительной экспертизы земельного участка эксперт должен иметь доступ к документам, в которых содержится достоверная информация о земельном участке, землепользователях и их правах на землю, об имеющих место ограничениях и обременениях, сведениях государственного земельного кадастра, характеристиках участков и т.д. Землеустроительная документация представляется на экспертизу в соответствии с устанавливаемыми Федеральной службой земельного кадастра России техническими условиями и требованиями проведения землеустройства, регламентирующими ее состав и правила оформления.

Объектами исследования при проведении землеустроительной экспертизы являются свидетельство о регистрации права на землю; графические приложения — планы участка, постановление о предоставлении земельного участка в пользование, акт отвода границ участка; рабочие чертежи с привязкой к местности; данные технической инвентаризации земель или технический паспорт; сведения об обременении земель участка (сервитуты).

Примерные вопросы, разрешаемые экспертом в рамках землеустроительного исследования:
1. Какая площадь земельного участка занята тем или иным строительным объектом?
2. Какая площадь земельного участка свободна от застройки?
3. Возможно ли возведение на исследуемом земельном участке того или иного строительного объекта с такими-то параметрами? Если невозможно, то в силу каких причин?
3. Какие специальные правила, методики и нормы в области землеустройства, земельного кадастра, градостроительства и строительства были нарушены при возведении определенного строительного объекта (дома, дачи, коттеджа или забора) на территории исследуемого земельного участка?
4. Каковы точные географические (картографические) границы (координаты) исследуемого земельного участка?
5. Накладываются ли границы исследуемого земельного участка на границу соседнего земельного участка, если да то какова площадь таковой накладки?
6. Каковы были границы и размеры спорных земельных участков, расположенных по адресу_________ при их предоставлении в бессрочное пользование под индивидуальное жилое строительство?
7. Подвергались ли границы и размеры спорных земельных участков изменению на момент проведения экспертизы, и если подвергались, то по какой причине? Каковы размеры спорных земельных участков на момент проведения экспертизы?
8. Соответствует ли на момент проведения экспертизы фактические границы и размеры земельных участков, расположенных по адресу _______ их первоначальным границам и размерам при предоставлении вышеуказанных земельных участков под индивидуальное жилищное строительство?
9. При выявленных несоответствиях границ определить, как подлежат восстановлению границы спорных земельных участков и где должна проходить граница между земельными участками, расположенных по адресу?

Для производства экспертизы необходимо предоставить: материалы гражданского (уголовного) дела, межевое (землеустроительное дело) – в случае если межевание проводилось, постановление о выделении земельного участка или договор на приобретение данного земельного участка (если имеется), кадастровая выписка на данный земельный участок.

www.expert-vlg.ru

Процесс отвода земельного участка

Процесс отвода земельных участков в соответствии с земельным кодексом распространяется на все сферы народного хозяйства и наиболее жёстко регулируется государством. Этот процесс осуществляется в несколько стадий и предполагает формирование и межевание земельного участка. Как правило, на первой стадии осуществляется возбуждение ходатайства о предоставлении земельного участка и рассмотрении первичных документов. Основанием для предоставления земельного участка является потребность в определённом строительстве, поэтому основанием для возбуждением ходатайства является решение о строительстве или реконструкции объекта недвижимости. Решение о строительстве объекта может быть принято как органами государственной власти, так и самими юридическими или физическими лицами в рамках их возможностей.

Принятие решение на строительство объектов недвижимости подтверждается постановлением руководящих органов в соответствии с градостроительным кодексом. Возбуждение ходатайства о предоставлении земельного участка и рассмотрение под утверждённый объект может осуществляться по 2-м схемам:

1. С предварительным согласованием места расположения объекта.

2. Без предварительного согласования.

Предварительное согласование необходимо в тех случаях, когда для размещения объекта могут быть использованы различные варианты, а само проектирование объекта зависит с конкретным земельным участком.

При решении о предварительном согласовании мест размещения объектов, ходатайства осуществляются в следующем порядке:

1. В орган, в котором вправе предоставлять интересы собственников, подаётся заявка от потенциального инвестора с мотивированной просьбой предоставить земельный участок. В заявлении указывается площадь, возможные варианты размещения и пожелания. К заявлению прилагается:

a. технико-экономическое обоснование проекта строительства или описание его технологических особенностей,

b. решение о строительстве объектов недвижимости на данном участке, а также согласование строительства с государственными и муниципальными органами,

c. решение о финансировании строительства и оборудования объектов недвижимости

d. примерный расчёт требуемой площади и возможные варианты размещения земельного участка. По особо сложным объектам могут быть указаны площади для проведения изыскательских работ на период строительства и эксплуатации объектов

e. расчёты потребностей в установлении сервитутов для проезда, охранных зон, при необходимости могут быть представлены также предложения заказчика по другим обременяющим мероприятиям.

f. Справка об использовании заказчиком ранее предоставленных земельных участков, а также о выполнении им ранее данных обязательств по рекультивации и другим природоохранных мероприятий.

g. Сведения о предполагаемых сроках начала и окончания работ по освоению данного участка.

2. Ходатайство по отводу земель направляется в орган исполнительной власти, который по закону исполняет интересы собственников земельных участков.

Эти органы могут назначить предварительную экспертизу по целесообразности строительства объекта, а также по экологии, о технологии производства, общественные слушания. По желанию инвестора земельные участки могут быть предоставлены в собственность или аренду. Право пользования сохраняется за гражданами, а также за предприятиями соответствующих форм собственности.

Физическим и юридическим лицам может быть отказано в приобретении земельного участка на правах собственности в следующих случаях:

1. Если земельные участки официально изъяты из оборота

2. Если федеральным законом установлен запрет на приватизацию этих земель

3. Если земельные участки официально зарезервированы для государственных или муниципальных нужд.

Необходимость изъятия земельных участков у частных лиц, имеющих частную собственность, допускается только на основе выкупа по договорной основе или определению суда. Предполагается компенсация убытков и потерь пользователям в полном объёме. А выкуп самой земли по кадастровой стоимости или на правах аукциона.

В предварительном согласовании размещения объекта заинтересованы как потенциальный инвестор, так и государственные органы управления. Для потенциального инвестора важно получить гарантии на размещение объекта, а также права на проведение изысканий и предпроектных работ. Государственные органы также заинтересованы в предварительном согласовании, поскольку это даёт обоснованность проектных решений и гарантии использования участка. На стадии предварительного согласования проводятся обоснования всех возможных вариантов размещения, согласования отвода с общественными организациями, собственниками земельных участков.

В составы работ по предварительному согласованию входят:

23. Проведение подготовительных работ специальной комиссией.

24. Выбор и обоснование вариантов размещения земельного участка

25. Осуществление предварительной договорённости информирования населения и согласование земельного отвода

26. Оценка экологического, социального и иного воздействия строительства и оборудования объекта на окружающую среду, проведение экспертизы и предварительных расчётов по соответствующим компенсациям

27. Разработка, обоснование, рассмотрение и утверждение проекта отвода.

28. Оформление документации по соответствующим обременениям и сервитутам на проведение проектных и изыскательских работ.

Подготовительные и обследовательские работы заключаются в сборе и изучении, систематизации различных сведений и материалов, достаточных для решения соответствующей комиссии, поэтому работы выполняются специалистами, а результаты подготовительных работ предоставляются от имени специальной комиссии.

На первой стадии подготовительных работ решаются задачи:

1. устанавливается состав участников землеустроительного процесса, к которым относятся:

a. Владельцы и собственники земельных участков

b. Владельцы и собственники смежных земельных участков, интересы которых затрагиваются в процессе отвода и прямо заинтересованные в его результатах.

c. Государственные и общественные организации, с которыми необходимо согласовывать границы участков и режимы его использования.

d. Круг государственных исполнительных органов, которыми предоставлены права распоряжения землёй.

2. Рассматриваются представленные заказчиком варианты размещения земельного участка. По каждому из вариантов определяется предварительная площадь, состав угодий, состав владельцев, возможные компенсации.

3. Собираются и изучаются все необходимые для разработки проекта материалы, в том числе планово-картографическая основа с указанием границ землевладений и землепользований, а также элементов ситуации.

a. Земельно-кадастровые материалы учёта и оценки земель

b. Материалы почвенного обследования, характеризующие условия

c. Сведения о постройках здания и сооружения их функционирования, состояния, ориентировочной стоимости.

d. Основные сведения о результатах производственно-экономической деятельности предприятий, расположенных в зоне предполагаемого отвода.

4. Выявляются и изучаются пожелания заинтересованных землевладельцев и землепользователей, разрабатываются компромиссные предложения по выкупу земельных участков, компенсации убытков и потерь, а также установление режимов землепользования.

Подготовительные работы в необходимых случаях дополняются полевым обследованием территории, а также выездом комиссии на места. В состав комиссии включаются представители земельных органов, органов строительства и архитектуры, охраны природной среды, сельского и лесного хозяйства, КУГИ и КУМИ. Возглавляет комиссию глава (заместитель) муниципального образования. Комиссия рассматривает все представленные варианты и оформляет выбор специальным актом. В акте указываются: границы участка, материалы согласования и экспертиз, договоры о намерениях купли-продажи, согласования с арендаторами и пользователями (или условия компенсации), расчёты убытков и потерь, материалы о информации населения, результаты опросов и референдумов, а также материалы согласования с государственными и общественными организациями. Выводы комиссии не являются обязательными к исполнению, но учитываются при разработке проекта и являются основанием для принятия соответствующего решения. Окончательное решение по предварительному согласованию принимается компетентным органом власти с учётом результатов комиссии и общественного обсуждения проекта.

studopedia.ru

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза проектных материалов по обоснованию размещения, отводу земельного участка под строительство объектов

  1. Главная
  2. Услуги
  3. Орган инспекции
  4. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза проектных материалов по обоснованию размещения, отводу земельного участка под строительство объектов

При разработке проектной документации важным аспектом является правильная разработка генерального плана в соответствии с существующими нормами по землепользованию. Объекты на генплане должны размещаться с учетом санитарных и экологических требований, их позиционирование необходимо корректно обосновать. Компания «Радэк» предлагает услуги по экспертизе проектных материалов и по выполнению всех необходимых сопутствующих изысканий в Москве и МО, а также по всей России.

Что собой представляет данный вид экспертиз?

Выбор земельного участка, а также обоснование размещения объектов на выбранной земле – это то, с чего начинается любой проект. Именно адекватность выбора участка, а также правильности его использования и проверяется в ходе данной экспертизы. Основные вопросы, на которые отвечает эксперт:

  • Допустимо ли вообще на данном участке строительство планируемого объекта? Не противоречит ли он существующим принципам застройки и потребностям существующих объектов?
  • Правильно ли размещены корпуса планируемой застройки на данном участке?
  • Насколько данный объект может вписаться в существующие системы водоснабжения, канализации, отопления и другие инженерные сети?
  • Адекватно ли определены защитные зоны и прочие меры экологической безопасности?

Для каких объектов требуется данная экспертиза?

Проведение экспертизы требуется при проектировании большинства объектов, включая проекты:

  • Промышленных зданий. Особое внимание уделяется санитарным нормам: проверяется правильность границ санитарной защитной зоны, мероприятия по охране водоемов и прочие параметры.
  • Жилых зданий. В этом случае ключевыми критериями будут те, которые характеризуют, насколько благоприятны условия для проживания: удаленность от источников загрязнения, доступ к водоснабжению.
  • Общественных зданий: медицинских, образовательных и прочих государственных учреждений, и коммерческих объектов. В этом случае учитываются как потребности самого объекта, так и возможные загрязнения, причиной которых он может стать. В частности, анализируется возможность организация стоков канализации и т.п.

В каждом случае применяются различные стандарты, нормы, санитарные правила, в соответствии с которыми необходимо проверять адекватность проекта.

Ключевые аспекты проведения экспертизы

Для оформления санитарно-эпидемиологического заключения по результатам проведенной экспертизы нашим специалистам нужно провести целый ряд изысканий. Условно порядок выполнения работ выглядит так:

  • Всё зачинается с заявления. Заявитель должен подать его в независимую лабораторию, имеющую необходимую аккредитацию.
  • Проведение документальной проверки проектной документации на соответствие санитарным и гигиеническим нормам.
  • Выявление основных факторов риска и формирование перечня изысканий, которые необходимо провести на площадке.
  • Выполнение замеров, проб и прочих испытаний, направленных на определение параметров грунта, воды, воздуха и прочих характеристик площадки.
  • Оценка экологического воздействия и определение необходимости проведения ОВОС.
  • Финальный этап – оформление отчета, в котором делается обоснованное экспертное заключение касательно возможности внедрения данного проекта.

Компания «Радэк» имеет необходимую аккредитацию, располагает штатом опытных специалистов, а также современным оборудованием, что позволяет проводить квалифицированные экспертизы в сжатые сроки. Мы возьмем на себя выполнение всех работ «под ключ», на выходе мы предоставляем пакет документов, который станет надежным обоснованием для строительства вашего объекта.

www.radek-lab.ru

Проекты землеустройства по отводу земельных участков. Порядок разработки проектов отвода и содержание документации проекта.

Общий порядок разработки проектов отвода.

Проекты землеустройства по отводу земельных участков составляются в случаях:

— предоставления земельного участка;

— передачи в собственность или аренду;

— изъятия земельного участка или выкупа;

— отчуждения земельного участка.

Проект отвода не составляется в случаях:

— когда земельный участок, границы которого установлены в натуре, передается в пользование или собственность без изменения целевого назначения;

— если земельный участок переходит в собственность путем купли-продажи, обмена на основании других соглашений, в т. ч наследства без изменения целевого назначения;

— если участок приобретен на земельных аукционах.

Проект отвода разрабатывается на основании документов (предоставляемых заказчиком или заинтересованным лицом):

1) Решение органов власти, в полномочия которых входит предоставление в пользование или передача в собственность земельных участков (сельские, городские советы, районные администрации);

2) Договор на составление проекта отвода, который составляется между заказчиком и исполнителем – разработчиком проекта;

Разработчиком (исполнителем) проекта отвода может быть физическое или юридическое лицо, иеющее лицензию на проведение землеустроительных и топографо-геодезических работ.

Проект отвода разрабатывается на основании задания, утвержденного заказчиком. Задание является неотъемлемой частью договора на проведение работ. К договору заказчик прилагает исходную документацию, необходимую для разработки проекта.

Исполнитель в установленный договором срок разрабатывает проект землеустройства, который включает в себя текстовые и графические материалы, обязательные условия (положения), установленные заданием, и другие данные, необходимые для решения вопросов по отводу земельного участка.

Проект отвода земельного участка согласовывается с собственником или землепользователем, с органом земельных ресурсов, с природоохранными органами, сан. эпидем. службой, с отделом архитектуры и градостроительства, с комитетом охраны культурного наследия в случаях, если отвод земельного участка для разработки полезных ископаемых, для застройки территории на площади их залегания – в этих случаях согласовывается со службой гос. геологического контроля и службой гос. горного надзора.

Согласованный проект отправляется на гос. экспертизу.

После положительного заключения гос. экспертизы проект отвода рассматривается соответствующим органом местного самоуправления и гос. власти, утверждается в установленном порядке и передается в другие вышестоящие органы власти, в полномочия которых входит предоставление в распоряжение и передача в собственность земельных участков.

Требования по составу, содержанию и оформлению проекта отвода устанавливаются нормативно-технической документацией и согласно разработанному эталону проекта отвода.

Проект отвода может разрабатываться в одну или в две стадии.

В одну стадию проект отвода выполняется, если:

– не надо предварительного согласования месторасположения объекта. А именно, когда объект предусмотрен и утвержден генпланом развития населенного пункта и для него не требуется изъятия или выкупа земельного участка. Не требуется, если объект построен, но нет документов по отводу участка.

– когда предполагается расширение территории объекта без права застройки и изменения целевого назначения.

В две стадии проект отвода выполняется при необходимости предварительного согласования местоположения объекта и отводимого земельного участка

1) подготовка и утверждение материалов предварительного согласования местоположения земельного участка;

2) разработка непосредственного проекта отвода.

В две стадии – в случаях:

— нового строительства и расширения территории с целью её застройки.

Материалы предварительного согласования местоположения земельного участка включаются в проект отвода отдельным разделом. Заключение и выводы согласующих организаций подаются в оригиналах или подтверждаются нотариально на копиях (нотариально заверенных). Ходатайства, заявления, выводы, согласования и другие документы, не предусмотренные земельным законодательством Украины, но которые существенно влияют на обоснование проектного решения, помещаются в раздел «Дополнительные материалы».

Перечень документов, подаваемых заказчиком для составления проекта отвода:

1. Ходатайство или заявление заказчика на выполнение работ.

2. Решение на разработку проекта отвода: «Решение о разрешении разработки».

3. Выкопировка из генплана, который обосновывает размер отводимого земельного участка или выкопировка из дежурного кадастрового плана.

4. Выкопировка из схемы экономико-планировочных зон.

5. Обзорная схема расположения участка.

6. Правоустанавливающие документы, в зависимости от того, кто является заказчиком – на юридическое и физическое лицо нужен разный состав правоустанавливающих документов:

— для юридического лица: свидетельство о гос. регистрации юр. лица; справка о внесении в единый гос. реестр предприятий и организаций Украины; копия устава предприятия.

Они представляются в виде нотариально заверенных копий. При необходимости предоставляется лицензия (копия).

— для физического лица: копия паспорта, индификационного кода и другое по необходимости (например, копия свидетельства о браке).

7. Правоустанавливающие документы на здания и сооружения (нотариально заверенная копия):

— договор купли-продажи нежилого здания, дарения или свидетельства о наследстве;

— копия регистрационного удостоверения на домовладение, которое принадлежит государственным, кооперативным и общественным учреждениям, предприятиям и организациям;

— копия свидетельства о праве собственности на объект недвижимого имущества;

— копия приказа о передаче на баланс объекта недвижимого имущества (здания или сооружения);

— Акт приемки-передачи объекта недвижимого имущества (здания или сооружения).

8. Правоустанавливающие документы на земельный участок, за счет которых запроектирован отвод:

— решение или распоряжение о предоставлении земельного участка;

— договор купли-продажи земельного участка или договор аренды, наследования и т. д.

9. Документы, свидетельствующие о праве собственности на землю или праве пользования.

10. Материалы предварительного согласования и выбора местоположения земельного участка.

11. Акт выбора и обследования земельного участка (к нему есть заключения санэпидемстанции и чертеж участка).

Последовательность разработки проекта отвода земельного участка.

1. Изучение и анализ материалы.

Перед началом разработки проекта отвода проводят изучение и анализ материалов. В первую очередь определяют полноту и достоверность предоставленных материалов. Список необходимых документов может изменяться и дополняться в процессе работы. Основной документ – решение о разработке проекта отвода, а также перечень правоустанавливающих документов. Сначала изучают материалы предварительного согласования местоположения и обоснованность размера запроектированного к отводу участка. Изучают проектно-денежную документацию, в т. ч проект организации строительства, материалы его утверждения или документы о передаче прав на недвижимость (о балансовой принадлежности).

2. Проведение обследования земельного участка.

Проводится в том случае, если проект отвода выполняется в две стадии и заказчик не предоставил материалы предварительного согласования и нет акта обследования. Уточняется на местности проектные границы участка, определяется их соответствие с дежурным кадастровым планом или генпланом. Составляется акт обследования земельного участка и согласовывается с органами управления земельными ресурсами в его границах. Если заказчик предоставляет все эти документы > 3 шаг.

3. Составление плана отвода земельного участка.

Определяется состав угодий, запроектированных к отводу по форме 6-зем и рассчитываются их площади. Определяются землепользователи, за счет которых отводится земельный участок.

Вычисляется общая площадь отводимых земель. Определяются границы и площади ограничений и сервитутов на земельном участке. Эти данные заносятся в экспликацию, а она выносится на чертеж. На основании чертежа плана отвода составляется чертеж границ зон ограничений и сервитутов Составляется чертеж контуров угодий. На основании этого – план зон ограничений.

4. Составление чертежа перенесения проекта границ земельного участка в натуру.

Составляется план привязки с вынесением на чертеж рассчетных геодезических построений (промеры) и вычисляются значения углов и линий, т. е разбивочный и привязочный чертеж.

5. определение размеров с/х потерь и потерь лесного хозяйства.

Если земли отводятся из данной категории или если наложены определенного вида ограничения. Определяется сумма убытков и возмещения их собственникам и землепользователям.

6. Составление текстовых материалов.

— пояснительная записка – к ней обязательно прилагается экспликация земельных угодий.

— исходная земельно-кадастровая информация

— техническое задание (составление текстовых материалов).

— условия отвода земельного участка.

— материалы вычислений площадей – ведомость расчета площадей, по контурная ведомость и экспликация земельных угодий.

— договор на выполнение работ

— плановая смета, прилагается к договору.

— проект решения о предоставлении земельного участка.

7. Получение согласований и заключений.

Документы проекта отвода собираются согласно содержанию и отправляются для подписи и получения заключения, это делает заказчик. Утверждаются и подписываются:

1) техническое задание – заказчиком и исполнителем.

2) условие отвода – органом земельных ресурсов (может разработать исполнитель).

3) акт обследования участка – подписи всех членов комиссии.

Получают следующие заключения:

— заключение санэпидемстанции (СЭС);

— природоохранных органов и экологии;

— комитета культуры и наследия;

— отдела градостроительства и архитектуры. Все необходимые документы на строительство, если оно ведется (строительный паспорт, решение о разрешении на строительство).

— заключение органов земельных ресурсов (комитет или отдел земельных ресурсов).

Получают справку о денежной оценке земельного участка и справку о присвоении кадастрового номера.

8. Прохождение государственной экспертизы.

После того, как получены все заключения, собраны справки, подписи – в проект отвода вкладываются эти материалы, вносятся исправления и предоставляются на гос. экспертизу (проверяет в течение 20 дней, но если нужно вносить изменения повторно – теряются 2 месяца). После получения положительного заключения – проект отвода для окончательного утверждения и получения решения.

9. Утверждение и получение решения соответствующего органа власти о предоставлении земельного участка.

kadastrua.ru

Проведение научной археологической экспертизы при выделении земельных участков

Проведение научной археологической экспертизы при выделении земельных участков

При этом необходимо отметить, что Законом не предусмотрено проведение научной археологической экспертизы при отводе земельных участков в собственность физическим лицам для нужд, не связанных с проведением строительных земляных работ и других работ, которые могут негативно повлиять на состояние сохранности археологических объектов.Отказ по отводу в частную собственность земельного участка, на котором зафиксировано наличие археологических объектов, возможна лишь в случаях, если предлагаемая для приватизации земельный участок располагается на территории памятника культурного наследия, занесенного в Государственный реестр недвижимых памятников Украины объект объекта, включенного в списки (перечни) памятников истории и культуры в соответствии с Законом Украинской PCP «Об охране и использовании памятников истории и культуры» только выявленного объекта культурного наследия, включенного в установленном порядке в перечень объектов культурного наследия, утвержденных решениями соответствующих органов охраны культурного наследия.Для обеспечения сохранности археологических объектов на территории земельных участков, которые были приватизированы до принятия органами охраны культурного наследия решения о постановке на учет только выявленных объектов культурного наследия, в соответствии с требованиями части 1 статьи 23 Закона Украины «Об охране культурного наследия» является обязательным заключение охранных договоров с собственниками участков с определением режима использования территории участков после их надлежащего взятия на учет.Кроме того, необходимо обратить внимание, что частью 4 статьи 9-1 Закона Украины «Об охране археологического наследия» определяется круг субъектов, имеющих право на проведение научной археологической экспертизы, к которым относятся научно-исследовательские организации и учреждения, высшие учебные заведения III и IV уровней аккредитации государственной формы собственности, администрации историко-культурных заповедников, музеев государственной и коммунальной формы собственности, в штате которых работают археологи, которые имеют соответствующую квалификацию, подтвержденную квалификационным документом, а также отдельные эксперты, которые имеют соответствующую квалификацию, подтвержденную квалификационным документом .В рамках статьи 37 Закона Украины «Об охране культурного наследия» лицо может стать заказчиком научной археологической экспертизы, что соответствует нормам статьи 4 Закона Украины «О научной и научно-технической экспертизе», который определяет общие основы и принципы регулирования общественных отношений в области организации и проведение научной экспертизы.Статьей 22 Закона Украины «О научной и научно-технической экспертизе» установлено, что основным юридическим документом, регламентирующим отношения между заказчиком и организатором в сфере научной экспертизы договор на ее проведение, в котором в том числе определяется порядок расчетов между заказчиком и организатором научной экспертизы, другие существенные условия, вытекающие из специфики объекта экспертизы.

Проведение научной археологической экспертизы при выделении земельных участков

10.03.2012 19:37 10 Марта 2012 19:37:01

Учитывая поступления в Государственную службу по вопросам национального культурного наследия многочисленных обращений от органов охраны культурного наследия местного уровня относительно предоставления разъяснений по некоторым вопросам, связанных с согласованием документации по землеустройству относительно отвода земельных участков физическим и юридическим лицам, сообщаем следующее.

Частью 2 статьи 9-1 Закона Украины «Об охране археологического наследия» четко определено, что проведение научной археологической экспертизы предшествует согласованию документации по землеустройству, проектов землеустройства, которыми предусматривается:

  • Отвод земельных участков в собственность юридическим лицам (без исключений)
  • Использование земельных участков для проведения градостроительных, архитектурных и ландшафтных преобразований, строительных, земляных и подводных работ, выполнение которых может сказаться на состоянии объектов археологического наследия (в том числе таких, которые могут быть обнаружены)

  • Изменение целевого назначения земельных участков для нужд строительства (без исключений) и других целей, что может негативно повлиять на объекты археологического наследия (в том числе такие, которые могут быть обнаружены).

    В данном контексте под «об» объектами археологического наследия «следует понимать:

    1. памятники культурного наследия, занесенных в Государственный реестр недвижимых памятников Украины, а также объекты, включенные в списки (перечни) памятников истории и культуры в соответствии с Законом Украинской PCP «Об охране и использовании памятников истории и культуры «
  • только выявленные объекты культурного наследия, занесенных в установленном порядке в перечень объектов культурного наследия, утвержденных решениями соответствующих органов охраны культурного наследия

  • объекты археологического наследия, которые могут быть выявлены — такие объекты, наличие которых на территориях, планируемых для отвода, может быть с высокой вероятностью прогнозируемая по историко-библиографическими данными (нпр. упоминания о их наличии в научной литературе прежних времен, материалы раскопок XIX — начале XX вв. известны факты случайных находок отдельных движущихся предметов и т.п.).

  • При этом необходимо отметить, что Законом не предусмотрено проведение научной археологической экспертизы при отводе земельных участков в собственность физическим лицам для нужд, не связанных с проведением строительных земляных работ и других работ, которые могут негативно повлиять на состояние сохранности археологических объектов.

    Отказ по отводу в частную собственность земельного участка, на котором зафиксировано наличие археологических объектов, возможна лишь в случаях, если предлагаемая для приватизации земельный участок располагается на территории памятника культурного наследия, занесенного в Государственный реестр недвижимых памятников Украины объект объекта, включенного в списки (перечни) памятников истории и культуры в соответствии с Законом Украинской PCP «Об охране и использовании памятников истории и культуры» только выявленного объекта культурного наследия, включенного в установленном порядке в перечень объектов культурного наследия, утвержденных решениями соответствующих органов охраны культурного наследия.

    Для обеспечения сохранности археологических объектов на территории земельных участков, которые были приватизированы до принятия органами охраны культурного наследия решения о постановке на учет только выявленных объектов культурного наследия, в соответствии с требованиями части 1 статьи 23 Закона Украины «Об охране культурного наследия» является обязательным заключение охранных договоров с собственниками участков с определением режима использования территории участков после их надлежащего взятия на учет.

    Кроме того, необходимо обратить внимание, что частью 4 статьи 9-1 Закона Украины «Об охране археологического наследия» определяется круг субъектов, имеющих право на проведение научной археологической экспертизы, к которым относятся научно-исследовательские организации и учреждения, высшие учебные заведения III и IV уровней аккредитации государственной формы собственности, администрации историко-культурных заповедников, музеев государственной и коммунальной формы собственности, в штате которых работают археологи, которые имеют соответствующую квалификацию, подтвержденную квалификационным документом, а также отдельные эксперты, которые имеют соответствующую квалификацию, подтвержденную квалификационным документом.

    В рамках статьи 37 Закона Украины «Об охране культурного наследия» лицо может стать заказчиком научной археологической экспертизы, что соответствует нормам статьи 4 Закона Украины «О научной и научно-технической экспертизе», который определяет общие основы и принципы регулирования общественных отношений в области организации и проведение научной экспертизы.

    Статьей 22 Закона Украины «О научной и научно-технической экспертизе» установлено, что основным юридическим документом, регламентирующим отношения между заказчиком и организатором в сфере научной экспертизы договор на ее проведение, в котором в том числе определяется порядок расчетов между заказчиком и организатором научной экспертизы, другие существенные условия, вытекающие из специфики объекта экспертизы.

    О сохранении исторического и культурного наследия теперь можно забыть

    Президент Украины Виктор Янукович подписал изменения в некоторые законодательные акты относительно охраны культурного наследия. Глава государства предложил отменить проведение обязательной научной археологической экспертизы при выделении земельных участков физическим лицам, отмечается на сайте Верховной Рады.

    Новый законопроект, подписанный Президентом Януковичем, может привести к массовому уничтожению археологических памятников по всей Украине. Вместо античных городов и древних захоронений на карте страны могут появиться торговые центры и развлекательные комплексы.

    Новую редакцию закона О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно охраны культурного наследия . принятую в мае этого года, эксперты приняли с энтузиазмом, поскольку документ предусматривал кардинальное улучшение ситуации с охраной культурного наследия, в частности — архитектурных памятников. Но президент Янукович не согласился с пунктом, предусматривающим проведение археологической экспертизы для физических лиц при выделении земельных участков в частную собственность. Глава державы мотивировал вето тем, что проведение экспертизы усложнит процесс приватизации земли. Эксперты же предостерегали, что в условиях массовой приватизации все историческое наследие, находящее в земле, будет уничтожено.

    В предложениях к законопроекту Янукович отметил: введение научной археологической экспертизы как дополнительного условия выделения земли в собственность физлицам не будет содействовать реализации гражданами права собственности на землю. А это право гарантировано, между прочим, Конституцией.

    Известный архитектор, советник Президента Лариса Скорик в комментарии отмечает, что такое решение логично: Археологи могут углубиться и на 7 метров, а раскопки продолжаться десятилетиями. К тому же эксперт отмечает, что найти сегодня участок земли, под которым нет культурного слоя, — невозможно.

    По словам Скорик, в новом проекте земельной реформы предусмотрено проведение зонинга, обновление генпланов городов, определение археологической стоимости земли. Если физическое лицо получает участок в зоне, где могут находиться исторические памятники, проведение археологических изысканий должно быть обязательным, — говорит эксперт. Службы территориального развития, создание которых планируется в рамках новой реформы, должны, среди прочего, контролировать и земельные работы. В то ж е время Скорик в комментарии proUA отмечает: для эффективности археологического контроля необходимо ликвидировать все возможности проявления коррупции. В украинских условиях такие заявления выглядят слишком оптимистично. Особенно учитывая тот факт, что земля, на которой найден памятник археологии, приватизации не подлежит.

    Заместитель директора Института археологии НАН Украины Глеб Ивакин считает, что поправки к закону откроют путь к масштабным земельным махинациям. Ведь через подставных лиц теперь можно будет оформить во владение не 10 соток, а сотни гектаров. Уже сегодня в Украине активно застраивают остатки замков, курганы. И хоть для юридических лиц археологическая экспертиза является обязательной, почти все покупатели земли пытаются ее избежать, — отмечает Ивакин.

    С введением в действие нового закона большинство археологических памятников автоматически окажутся перед угрозой исчезновения. Во всем мире вокруг вопросов охраны археологического наследия идет борьба, ведь частному лицу, получившему во владение землю, хочется побыстрее начать ею распоряжаться. А проведение экспертизы занимает определенное время. И сопротивление этой процедуре естественно. Но ведь на кону — общенациональные интересы. Если мы идем цивилизованным путем, проведение археологических работ при выделении земли просто необходимо, — считает археолог. И сетует: Если, к примеру, в Дании человек найдет что-то ценное на своем участке, то сам побежит к ученым. В Украине же о таком можно только мечтать.

    В итоге новый закон опять получился палкой о двух концах. С одной стороны, в нем заложена забота о рядовых гражданах, для которых получение земельного участка при условии проведения археологической экспертизы может превратиться в сущий кошмар. Ведь, не секрет, что научная экспертиза — широкое поле для злоупотреблений. С другой стороны, предприимчивые бизнесмены могут воспользоваться ситуацией для массовой скупки земли в особо лакомых местах страны. И вопрос сохранности археологического наследия будет интересовать их в последнюю очередь. А ведь сотрудники Института археологии НАНУ полагают, что в украинской земле до сих пор лежит около 100 тысяч памятников старины.

    История из жизни

    Луганская область — остров сокровищ, которые оставили нам жители Дикого поля . Некоторым древностям — до 5 тысяч лет! На зарубежных аукционах за них отдают миллионы. Но главное даже не это — наши дети и внуки лишаются по праву принадлежащего им исторического наследия. А местные чиновники по прежнему считают, что археологическая экспертиза перед выделением земли под застройку — лишняя формальность. И там где хоронили своих вождей кочевники, сегодня часто появляются бульдозеры и экскаваторы.

    Недавно даже в частную собственность отдали участок между Калиновой и Калино-Попасной, причем без отвода на землю, — разводит руками главный археолог Луганского областного краеведческого музея Ирина Ключнева. — А на этом участке находится трёхметровый древний курган. Можно было его не заметить?

    Заключение археологов — один из ключевых моментов в процессе согласования проекта землеотвода. Его нельзя сделать без выезда сотрудника на место -иначе не определить, есть ли там археологические памятники. В нормативно-правовых актах можно также найти условия допуска археологов к земельной проверке. Только специалист с разрешением Института археологии НАН Украины вправе проводить археологическую экспертизу. Но в Луганской области этот процесс ещё год назад проходил по-своему. Также известно, что ещё год назад никаких выездов на земельные участки для экспертных проверок и в помине не было: отсутствовали археологи с необходимым разрешением. Для выездов в область не было ни людей, ни денег.

    Мало кто знает, что ещё в прошлом году согласованием у нас в области занималось не государственное предприятие, а общество с ограниченной ответственностью. — информировал нас Алексей Бритюк. — Это было прямым нарушением закона. И только в феврале 2008 года было создано государственное — дочернее предприятие института археологии, ситуация стала исправляться.

    Если во время строительства или проведения земельных работ находится какой-то экспонат, представляющий историко-археологическую ценность, работы по предписанию областного органа охраны культурного наследия приостанавливаются, — говорит Наталья Бареева, начальник отдела охраны культурного наследия Луганского городского совета. — Только в этом случае приглашается археолог. Он проводит раскопки, а затем предоставляет отчет о проведенных работах и подтверждает, что земля далее свободна: на ней можно продолжать строительные работы. И когда археологический объект изучен, раскопан, даётся разрешение органом охраны культурного наследия облгосадминистрации на проведение дальнейших работ — объяснила хранительница археологического и культурного наследия города.

    Именно так было с Рублёвкой. Под строительство коттеджного городка Рублёвка в районе поселка Юбилейного, как известно, выделена земля с древними курганами бронзового века. Они считались старейшими из существующих, появились 5 тысяч лет назад. Из 5-ти курганов в районе Юбилейного сейчас осталось только два.

    konsultatsiya.bfmac.com