Каждый домохозяин имеет право требовать

Столыпин принадлежал к числу тех государственных деятелей, которые понимали: «Там, где правительство побеждало революцию, оно успевало не исключительно физической силою, а тем, что, опираясь на силу, само становилось во главе реформ».

Пётр Аркадьевич Столыпин (1862—1911) был сыном героя обороны Севастополя в 1854—1855 гг. генерал-адъютанта А. Д. Столыпина и княжны Горчаковой. После окончания Петербургского университета он начал свою служебную карьеру в Министерстве внутренних дел, был губернским предводителем дворянства, губернатором. В 1903 г. Столыпин был переведён на должность губернатора Саратовской губернии, едва ли не самой революционной в России. С началом революции он занял решительную и бескомпромиссную позицию по отношению к зачинщикам беспорядков, к какому бы лагерю они ни принадлежали. В апреле 1906 г. саратовский губернатор был назначен министром внутренних дел. В отличие от многих членов правительства, он часто посещал заседания I Государственной думы, выступал там по многим вопросам. Его гражданскую позицию выражала формула: «успокоение и реформы». В июле 1906 г. Столыпин стал председателем Совета министров, сохранив за собой пост министра внутренних дел.

12 августа 1906 г. на Аптекарском острове в Петербурге, где жила семья главы правительства и где он принимал посетителей, раздался мощный взрыв. 27 человек погибли и 32 были ранены, была искалечена его дочь и ранен сын. Сам Столыпин чудом остался в живых. Это покушение ускорило подписание им 19 августа Указа о военно-полевых судах.

Судебное разбирательство по делам о революционном терроре должно было длиться не более 48 ч, а приговор — исполняться в течение суток. По неполным данным, в 1906—1910 гг. по приговорам военно-полевых (действовали до апреля 1907 г.) и военно-окружных судов были казнены около 4 тыс. человек, 26 тыс. человек были направлены на каторгу по политическим обвинениям. Дума требовала отменить военно-полевые суды, но Столыпин был убеждён: «К горю и сраму нашему, лишь казнь немногих предотвратит море крови. »

24 августа 1906 г. была опубликована правительственная программа. Она состояла из двух частей. В первой обосновывалась необходимость успокоения страны при помощи чрезвычайных мер и объявления в некоторых районах империи военного положения с введением там военно-полевых судов. Во второй части предлагалось немедленно, не дожидаясь созыва II Думы, начать аграрную реформу. Одновременно было объявлено о подготовке законопроектов, которые должны были серьёзнейшим образом изменить страну: о свободе вероисповедания, о гражданском равноправии, об улучшении быта рабочих, о реформе местного самоуправления, о реформе высшей и средней школы, о введении всеобщего начального обучения и улучшении материального обеспечения народных учителей, о подоходном налоге и др.

Начать реформы Столыпин решил с переустройства жизни деревни. Идея «чёрного передела» помещичьих земель витала в умах, будоражила широкие массы народа. Крестьяне активно поддержали революцию, и это тревожило правительство, привыкшее верить в привязанность народа к престолу.

9 ноября 1906 г. был издан указ, разрешивший свободный выход крестьян из общины. Выходя из общины, крестьянин получал в частную собственность все закреплённые за ним наделы и мог требовать, чтобы они были сведены в один участок.

Указ поощрял образование отрубов и хуторов (значения этих понятий объяснены в разделе «Расширяем словарный запас»). Помещичье землевладение оставалось неприкосновенным.

Документ
ИЗ УКАЗА 9 НОЯБРЯ 1906 г.

1. Каждый домохозяин, владеющий землёй на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.

6. Требования об укреплении в личную собственность части из общинной земли. предъявляются через сельского старосту обществу, которое по приговору, постановленному простым большинством голосов, обязано в месячный со дня подачи заявления срок указать участки, поступающие. в собственность. домохозяина. Если в течение указанного срока общество такого приговора не поставит, то по ходатайству. домохозяина все означенные действия исполняются на месте земским начальником.

12. Каждый домохозяин. имеет право. требовать, чтобы общество выделило ему взамен сих участков собственный участок, по возможности к одному месту.

Какой порядок выхода из общины был предусмотрен указом? Легко ли было крестьянам выйти из общины?

Подписывая указ о разрушении общины, Столыпин имел в виду сразу несколько целей. Он считал, что совместная жизнь крестьян в деревнях облегчает работу революционерам. А вот крестьян, получивших в собственность землю, рассредоточенных по хуторам, занятых своими хозяйствами, поднять на бунт будет очень трудно.

Аграрная реформа была призвана создать широкий слой мелких собственников и тем самым обеспечить стабильность в обществе. Столыпин прямо говорил, что делает ставку «на крепких и сильных». Он считал, что «мелкий земельный собственник. трудолюбивый, обладающий чувством собственного достоинства, внесёт в деревню и культуру, и просвещение, и достаток».

Разрешая крестьянам выход из общины, указ преследовал ещё одну важную цель: отвлечь внимание крестьян от идеи захватить и разделить помещичьи земли. Государство выступало против нарушения принципа неприкосновенности частной собственности.

Однако крестьяне не спешили переходить на хутора и отруба. Из общины выходили в основном зажиточные крестьяне и беднота. Бедняки выходили из общины, чтобы продать землю и поправить своё материальное положение. Так поступили 60 % выделившихся из общины крестьян.

Несмотря на все усилия правительства, лишь чуть больше 10 % крестьянских хозяйств можно было назвать фермерскими: ориентированными на рынок, применявшими новейшую технику, удобрения, получавшими высокие урожаи. Успехи хуторян-фермеров нередко становились причиной ненависти крестьян-общинников. Хозяйства удачливых соседей поджигали, травили их скот, уничтожали посевы, ломали инвентарь.

xn--24-6kct3an.xn--p1ai

Каждый домохозяин имеет право требовать

Указ 9 ноября 1906 г. положил начало аграрной реформе, которая проводилась под общим руководством председателя правительства П. Столыпина. Она стала основной в серии столыпинских реформ, которые стали ответом самодержавия на вызов Первой российской революции 1905-1907 гг.

Одной из причин революции 1905-1907 гг. стал социальный кризис в деревне. В высших эшелонах власти Российской империи давно готовились аграрные преобразования, но их осуществление все время откладывалось. Для проведения реформ необходима была политическая воля. Решение об их начале было принято в период, когда правительство возглавил П.А. Столыпин. Он стал известен в 1905 г. в бытность губернатором Саратовской области своими решительными мерами против восставших крестьян. 26 апреля 1906 г. Столыпин был назначен министром внутренних дел.

Летом 1906 г. с новой силой поднялось крестьянское движение. Эсеры и анархисты продолжали вести террористическую борьбу. От их рук погибло несколько тысяч человек, в большинстве своем — чиновников и военнослужащих. Террористами-самоубийцами была взорвана даже дача Столыпина. Сам он получил только легкое ранение, но погибли десятки случайных людей.

В ответ в августе 1906 г. были введены военно-полевые суды. Они возглавлялись не профессиональными юристами, а офицерами, которые судили не военнослужащих, а гражданских лиц. До своей ликвидации в апреле 1907 г. они вынесли более тысячи смертных приговоров (примерно половина политических казней периода правления Столыпина).

Однако Столыпин понимал, что только репрессивными мерами ограничиться нельзя. Еще в 1905 г. государство пошло на уступки крестьянам — с 1 января 1907 г. были отменены выкупные платежи, которые крестьяне вынуждены были платить, начиная с реформы 1861 г. Это снимало с крестьянской общины обязательства перед государством и давало хороший повод для осуществления мер, разработанных еще при председателе правительства С. Витте. Столыпин горячо поддержал эту программу, которая в дальнейшем связывалась с его именем. Эти преобразования были направлены на разложение крестьянской организации — общины и создание слоя зажиточных крестьян как опоры самодержавия.

9 ноября 1906 г. в обход Государственной думы (в соответствии со ст. 87 Основных законов — ведь Дума была распущена) был принят предложенный Столыпиным указ. Он разрешал крестьянам выделять свое хозяйство из общины вместе с землей. Указ поощрял выход из общины: «Каждый домохозяин, владеющий надельной землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собою в собственность причитающейся ему части из означенной земли». Если крестьянин продолжал жить в деревне, его участок назывался отрубом. В случае согласия общины участки крестьянина, разбросанные по разным местам, обменивались так, чтобы отруб стал единым участком. Государство должно было организовать землеустроительные работы по выделению из общины отдельных крестьянских участков. Крестьянин мог выделиться из деревни на хутор, в удаленное место. Земля для хутора отрезалась от угодий общины, что затрудняло выпас скота и другую хозяйственную деятельность крестьянского мира. Таким образом интересы хуторян вступали в конфликт с интересами остального крестьянского общества. Создание хуторов и отрубов кредитовалось Крестьянским банком, созданным еще в 1882 г. для выдачи ссуд крестьянам на покупку частных земель.

Борьба с общиной должна была стать «громоотводом» от помещичьего землевладения, на которое демократы указывали как на истинную причину отсталости аграрной сферы. С точки зрения той части либеральной общественности, которая была согласна со Столыпиным, причина отсталости крылась в коллективизме общинников.

Указ был тщательно согласован с имеющимся законодательством Российской империи. Он перечисляет основания для приобретения прав собственности, включая акты бывшей крепостной зависимости и владенные записи, которые с 1866 г. получали на землю бывшие государственные крестьяне после ликвидации крепостного права.

В тех деревнях, где крестьяне прежде уже прекратили переделы земли, почти ничего нового не произошло, а в селениях, где община была сильна и экономически оправданна, нередко происходили столкновения между общинниками и выделившимися из общины крестьянами, на стороне которых выступали полиция и войска. Постепенно (уже после смерти Столыпина), реформа вошла в более спокойное русло.

Если до реформы 2,8 млн дворов уже жило вне общины, то в 1914 г. это число выросло до 5,5 млн (44% крестьян). Всего из общины вышло 1,9 млн (22%) общинников, то есть 2,5 млн человек. Они владели 14,7% общинной земли. 27,2% из тех, кто заявил о желании укрепить землю, не успели или не смогли этого сделать к 1 мая 1915 г. То есть даже в перспективе показатели реформы могли увеличиться почти на треть. Пик подач заявлений (650 тыс.) и выхода из общины (579 тыс.) приходится на 1909 г.

Большинство крестьян не стало выходить из общины. И это не удивительно. Как пишет историк А.П. Корелин, «дело в том, что само по себе укрепление земли в личную собственность в хозяйственном плане не давало «выделенцам» никаких преимуществ, ставя общину зачастую в тупиковую ситуацию… Производство единоличных выделов вносило полное расстройство в земельные отношения обществ и не давало каких-либо преимуществ выходившим из общины, за исключением, может быть, желавших продать укрепленную землю». Хозяева теперь мешали друг другу в работе из-за чересполосицы, возникали все бо?льшие проблемы с выпасом скота, и приходилось больше тратиться на фураж, вынимая продовольствие из собственного рациона. При этом почти десятая часть вышедших из общины — бедняки — продала свои наделы соседям и уехала из деревни. Таким образом, только незначительная часть крестьян превратилась в «крепких хозяев», которые должны были по мысли Столыпина поддерживать помещичье-самодержавные порядки. Ушедшие в города крестьяне пополнили армию безработных и низкоквалифицированных рабочих, которые вскоре стали участвовать в стачечном движении. Да и зажиточные крестьяне продолжили мечтать о разделе помещичьих земель и не заступились за дворян в 1917-1918 гг.

Чтобы уменьшить остроту «земельного голода», Столыпин проводил политику освоения азиатских земель. Более 3 миллионов крестьян с помощью правительства отправились в Сибирь и Среднюю Азию. Но хозяйствовать в новых условиях смогли не все; около миллиона уехавших вернулись назад.

В итоге результаты аграрной реформы Столыпина оказались противоречивыми. Усилилось расслоение крестьянства. На одном полюсе образовалась масса бедняков, что усиливало нестабильность в городе и деревне. На другом полюсе росла сельская буржуазия (кулачество) и зажиточные середняки. Они закупали сельскохозяйственную технику, производство и импорт которой выросли в три раза. Но Столыпин ошибся в своих надеждах на то, что эти слои не станут союзниками помещиков и самодержавия. Многие зажиточные крестьяне даже не выделились из общины; последняя сохранилась и в части регионов России определяла развитие села.

После разгона Столыпиным и Николаем II Второй государственной думы 3 июня 1907 г. нижняя палата парламента стала послушнее и 14 июня 1910 г. указ 9 ноября 1906 г. был превращён в закон.

В период правления Столыпина завершилась депрессия, с 1909 г. экономика России росла вплоть до Первой мировой войны.

Аграрную реформу Столыпин рассматривал как часть более широкой модернизации страны. В августе 1906 г. Столыпин обещал, что «Ныне также будут проведены некоторые неотложные мероприятия в смысле гражданского равноправия и свободы вероисповедания». Были отменены ограничения в отношении старообрядцев. Планировались меры по расширению страхования рабочих, начального образования. Однако даже проводя меры в направлении создания в России правового государства, Столыпин настаивал на ограничениях по национальному принципу, например, для поляков при выборах в земства».

Оказавшись в политической изоляции из-за недовольства его политикой как левой общественности, так и консерваторов в окружении Николая II, Столыпин ожидал отставки, когда 1 сентября 1911 г. был убит террористом-анархистом. Столыпин говорил о революционерах: «Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!»

Именной Высочайший указ, данный Сенату. — О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования.

Однако, действительное осуществление сего признанного законом права в большинстве сельских обществ встретит практические затруднения в невозможности определить размер и произвести выдел участков, причитающихся выходящим из общины домохозяевам.

С другой стороны, в законе не установлено порядка совершения сделок об отчуждении состоящих в подворном владении участков надельной земли, на которые у собственников их не имеется отдельных крепостных актов владения.

Признав, вследствие сего, необходимым ныне же устранить имеющиеся в действующих узаконениях препятствия к действительному осуществлению крестьянами принадлежащих им прав на надельные земли и одобрив состоявшийся по сему предмету Особый журнал Совета министров, Мы, на основании статьи 87 Свода Основных государственных законов, издания 1906 года, повелеваем:

I. В дополнение статьи 12 Общего положения о крестьянах и примечания к ней (Свод. зак., особ. прил. к т. IX, изд. 1902 г.) постановить нижеследующие правила:

1. Каждый домохозяин, владеющий надельной землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собою в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.

2. В обществах, в коих не было общих переделов в течение 24 лет, предшествующих заявлению отдельных домохозяев о желании перейти от общинного владения к личному, за каждым таким домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все участки общинной земли, состоящие в его постоянном (не арендном) пользовании.

3. В обществах, в коих в течение 24 лет, предшествовавших заявлению отдельных домохозяев о желании перейти от общинного владения к личному, были общие переделы, за каждым сделавшим такое заявление домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все те участки общинной земли, которые предоставлены ему обществом в постоянное, впредь до следующего общего передела, пользование. Но если в постоянном пользовании желающего перейти к личному владению домохозяина состоит земли больше, нежели причиталось бы на его долю, на основаниях последней разверстки, по числу разверсточных единиц в его семье ко времени упомянутого заявления, то за ним укрепляется в личную собственность то количество общинной земли, какое причитается ему по указанному расчету. Засим оказавшийся излишек укрепляется в личную собственность только под условием уплаты обществу его стоимости, определяемой по первоначальной средней выкупной цене за десятину предоставленных в надел данному обществу угодий, облагавшихся выкупными платежами. В противном случае весь означенный излишек поступает в распоряжение общества.

4. Домохозяева, за коими укреплены в личную собственность участки общинной земли, состоящей в постоянном пользовании (ст. 1-3), сохраняют за собою право пользования в неизменной доле теми сенокосными, лесными и другими угодьями, которые переделяются на особых основаниях (напр., по произведениям почвы, или отдельно от угодий, переделяемых при общих переделах, и на иных основаниях и т.п.), а также право участия в пользовании, на принятых в обществе основаниях, непеределяемыми угодьями, как то: мирскою усадебною землею, выгонами, пастбищами, оброчными статьями и друг.

5. Постоянные доли в угодьях, переделяемых на особых основаниях (ст. 4), определяются в том размере, в каком домохозяева, заявившие желание перейти от общинного владения к личному, пользуются означенными угодьями ко времени подачи такого заявления.

6. Требования об укреплении в личную собственность части из общинной земли (ст. 1) предъявляются через сельского старосту обществу, которое по приговору, постановляемому простым большинством голосов, обязано, в месячный со дня подачи заявления срок, указать участки, поступающие, на основании статей 2 и 3, в собственность переходящего к личному владению домохозяина, а в подлежащих случаях определить также размер причитающейся с него доплаты (ст. 3) и постоянную его долю участия в угодьях, переделяемых на особых основаниях (ст. 4 и 5). Если в течение указанного срока общество такого приговора не постановит, то, по ходатайству подавшего упомянутое заявление домохозяина, все означенные действия исполняются на месте земским начальником, который разбирает по существу все возникающие при этом споры и объявляет свое по сему предмету постановление.

7. В упомянутых в ст. 6 приговорах и постановлениях земских начальников должны быть точно указаны:

а) число укрепляемых в личную собственность домохозяина отдельных участков, а также размер и род угодий каждого из них;
б) количество и описание состоящих в наделе общества угодий, переделяемых на особых основаниях (ст. 4), и постоянная доля участия в сих угодьях домохозяина, переходящего к личному владению, и
в) состоящие в общем пользовании всех членов общества непеределяемые угодья (ст. 4).

8. Стороны и заинтересованные лица могут приносить уездному съезду жалобы на общественные приговоры и постановления земского начальника (ст. 6) в тридцатидневный срок со времени их объявления. Жалобы на общественные приговоры подаются через земского начальника и представляются им с его заключением в уездный съезд по производстве на месте предварительного расследования. Как обжалованные, так и необжалованные общественные приговоры и постановления земского начальника представляются на утверждение уездного съезда.

9. Постановления уездного съезда, последовавшие по жалобам на общественные приговоры и постановления земского начальника, равно как об утверждении сих приговоров и постановлений (ст. 6), почитаются окончательными и приводятся в исполнение сельским старостою или волостным старшиною. На постановления уездного съезда могут быть приносимы жалобы губернскому присутствию лишь в случаях превышения пределов ведомства или власти или же явного нарушения закона.

10. В местностях, в коих не введены в действие Положения 12 июля 1889 года (6196), обязанности, возлагаемые настоящими правилами на земских начальников, уездные съезды и губернские присутствия, исполняются соответствующими им должностными лицами и учреждениями.

11. В тех случаях, когда домохозяева, в личную собственность коих укреплены участки надельной земли, или общество пожелают отграничить эти участки в натуре и нанести их на план, межевые работы и составление планов могут быть исполняемы как правительственными, так и частными землемерами за счет той из сторон, которая признала необходимым произвести отграничение.

12. Каждый домохозяин, за коим укреплены участки надельной земли в порядке, установленном в статьях 1-11 настоящих правил, имеет право во всякое время требовать, чтобы общество выделило ему взамен сих участков соответственный участок, по возможности, к одному месту.

13. В тех случаях, когда требование о выделе к одному месту не совпадает с общим переделом, выдел же оказывается неудобным или невозможным, обществу предоставляется удовлетворить желающего выделиться домохозяина деньгами по взаимному с ним соглашению, а при недостижении соглашения – по оценке, установляемой волостным судом. Со своей стороны, желающий выделиться домохозяин, если найдет определенную судом оценку для себя невыгодной, может отказаться от получения денег и продолжать владеть укрепленными в его собственность участками в прежних границах.

14. При общих переделах выдел к одним местам участков домохозяевам, заявившим желание о переходе к личному владению до вступления в законную силу приговора о переделе или ранее укрепившим за собою участки надельной земли в порядке, установленном статьями 1-11 настоящих правил, обязателен по требованию как этих домохозяев, так и общества, без права сего последнего удовлетворять выделяющихся деньгами.

15. Споры, возникающие при выделе участков к одним местам, разрешаются на основаниях, установленных в примечании к статье 12 Общего положения о крестьянах, изд. 1902 года.

16. Домохозяева, перешедшие от общинного владения к личному, а также их правопреемники пользуются укрепленными в их личную собственность, на основании настоящих правил, участками, до выдела их к одному месту, на одинаковых правах с владельцами подворных участков. За правопреемниками сохраняется также право на участие в пользовании как переделяемыми на особых основаниях угодьями в той мере, в какой это право было предоставлено первоначальным собственникам участков, так и непеределяемыми угодьями, на принятых в обществе основаниях.

17. В порядке и на основаниях, установленных статьями 4-16 настоящих правил, производится укрепление в личную собственность и выдел участков, досрочно выкупленных на основании статьи 165 Положения о выкупе, изд. 1876 года, и не выделенных к одному месту.

18. Действие настоящих правил (ст. 1-16) распространяется на крестьян всех наименований, причем укрепление в личную собственность отдельных домохозяев участков из общинной земли до освобождения ее от выкупного долга допускается при условии погашения части этого долга, упадающей на укрепляемые участки.

II. В дополнение действующих узаконений о порядке отчуждения надельных земель, состоящих в подворном владении, постановить:

1. Отчуждение участков надельной земли, состоящих в подворном владении, совершается общим крепостным порядком (Пол. нотар., изд. 1892 г., ст. 66).

2. Принадлежность упомянутых в статье 1 участков лицам, их отчуждающим, может быть удостоверяема в нотариальных учреждениях одним из следующих документов: а) крепостными актами; б) владенными записями и иными землеустроительными актами, выданными крестьянскими учреждениями; в) вошедшими в законную силу и приведенными в исполнение решениями судебных установлений, а равно волостных судов и уездных съездов по делам о праве собственности на недвижимое имущество, входящее в состав надела, и о наследовании в этом имуществе (Общ. пол. крест., ст. 125, п. 1 и 4 и ст. 142, 159 и 161); г) сделками об отчуждении, совершенными до 25 января 1883 года в волостных правлениях (Общ. пол. крест., ст. 110, п. 1 и прим. 1); д) утвержденными уездным съездом общественными приговорами или постановлениями земских начальников об укреплении в личную собственность отдельных домохозяев участков из надельной земли, состоящей в общинном пользовании (отд. I настоящего узаконения, ст. 6, 7 и 9); е) вошедшими в законную силу и приведенными в исполнение приговорами сельских и селенных сходов о предоставлении участков из общинной земли в подворное владение отдельных домохозяев, равно как о замене общинного пользования землею подворным и о разделе мирских земель на постоянные наследственные участки и на хутора, а также приговорами о переходе целых обществ с подворным землепользованием к владению в отрубных участках (Общ. пол. крест., ст. 62, п. 8, ст. 66, п. 1 и 2; Пол. выкуп., ст. 111; Пол. крест. влад., ст. 20 и 21 и Пол. крест. казен., ст. 32-34), и ж) в обществах с подворным землепользованием, а в отношении усадебных участков и в обществах с общинным землепользованием – утвержденными земским начальником, или соответствующим ему должностным лицом, приговорами сельских и селенных сходов о том, что отчуждаемый участок действительно принадлежит отчуждающему его лицу на праве собственности.

3. Приговоры сельских и селенных сходов, упомянутые в пункте ж статьи 2 настоящего (II) отдела, постановляются по ходатайствам владельцев подворных и усадебных участков и утверждаются с соблюдением следующих правил:

а) означенные приговоры постановляются простым большинством голосов в удостоверение принадлежности отдельным домохозяевам не только полных, значащихся по землеустроительным актам, подворных участков, но и частей их, состоящих в бесспорном владении отдельных лиц;
б) в приговор обязательно включаются сведения о размере участка, числе отдельных отрубов, из коих он состоит, размере каждого отруба и роде угодий, а также подробное описание местоположения участка и его границ;
в) в тех случаях, когда точное описание границ представляется невозможным, к приговору должен быть приложен план участка, составляемый за счет владельца;
г) приговор обязательно записывается в установленную для записи приговоров сельского схода книгу (Общ. пол. крест., изд. 1902 г., ст. 69), а копия с него вывешивается для общего сведения в волостном правлении и в том селении, где находится участок, относительно которого состоялся приговор;
д) волостной старшина обязан, в недельный срок по составлении приговора, проверить на месте содержание его по существу в присутствии трех понятых и немедленно представить приговор, со своим заключением, на утверждение земского начальника;
е) в месячный, со дня проверки волостным старшиною, срок приговор может быть обжалован заинтересованными лицами земскому начальнику и
ж) приговор не подлежит утверждению, если окажется неправильным с формальной стороны, или если при составлении его не соблюдены требования, изложенные в настоящей статье, или если будет возбужден спор о праве гражданском, подлежащий разрешению суда.

4. Выписки нотариальных актов, касающихся надельных земель и подлежащих утверждению старших нотариусов, могут быть пересылаемы нотариусами старшему нотариусу по почте.

1. Подворные участки, как предоставленные в подворное владение крестьян при наделении их землей, так и укрепленные впоследствии в личную собственность отдельных крестьян из общинных земель, а также усадебные участки при общинном землепользовании, составляют личную собственность домохозяев, за коими эти участки значатся по землеустроительным актам, общественным приговорам, постановлениям крестьянских учреждений, актам об отчуждении и решениям судебных мест. Таковым же правом на упомянутые участки пользуются и правопреемники сих домохозяев.

2. В тех случаях, когда указанные в предшедшей (1) статье участки находятся в нераздельном владении нескольких лиц, не состоящих между собою в родстве по прямой нисходящей линии, они составляют общую их собственность.

IV. В дополнение статей 62 и 66 Общего положения о крестьянах и статьи 15 Положения о поземельном устройстве крестьян и поселян разных наименований, водворенных на владельческих землях (Свод. зак., особ. прил. к т. IX, изд. 1902 г.), постановить.

Переход целых обществ как с общинным, так и с подворным землепользованием к владению в отрубных участках совершается по приговорам, постановленным большинством двух третей крестьян, имеющих право голоса на сходе.

Правительствующий Сенат к исполнению сего не оставит учинить надлежащее распоряжение.

На подлинном Собственною Его Императорского Величества рукою подписано:

В Царском Селе
9 ноября 1906 года

Зырянов П.Н. Пётр Столыпин: Политический портрет. М., 1992.

Пожигайло П.А., Демидов И.И., Соколов Р.И., Шелохаев В.В. П.А. Столыпин: Переписка. М., 2004.

Пожигайло П.А., Демидов И.И., Соколов Р.И., Шелохаев В.В. П.А. Столыпин. Грани таланта политика. М., 2006.

Пожигайло П.А. Столыпинская программа преобразования России (1906-1911). М., 2007.

Пожигайло П.А., Демидов И. И., Шелохаев В. В. П. А. Столыпин. Биохроника. М., 2006. П. А. Столыпин: Программа реформ. Документы и материалы. В 2-х томах. М., 2011.

Революция в начале века: революция и реформа. М., 1995.

П.А. Столыпин. Программа реформ. Документы и материалы. В 2-х тт. М., 2003.

Собственность на землю в России: история и современность. М., 2002.

Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия. М., 1991.

Чернышев И.В. Аграрно-крестьянская политика за 150 лет. Крестьяне об общине накануне 9 ноября 1906 года. М., 1997.

В чем заключались причины cтолыпинской аграрной реформы?

Почему Столыпин считал, что необходимо разрушить общину?

Какие меры осуществлялись в период столыпинских реформ для преодоления социального кризиса в деревне?

Какие положения документа подтверждают принятые ранее решения, а какие вводят новые меры?

Какие основания для получения права собственности на землю устанавливает документ?

Каковы были результаты столыпинской аграрной реформы?

Какую позицию занимал Столыпин в отношении религиозного и национального неравноправия?

doc.histrf.ru

Каждый домохозяин имеет право требовать

29 января Новый сервис учителю: работа над ошибками кратко / полно

25 января Открыли новый раздел Итоговое собеседование
авторские материалы Т. Н. Стаценко (Кубань)

25 января Проверьте! Кнопка «Русский язык» в верхнем меню работает в двух режимах.

Наша группа Вконтакте
Мобильные приложения:

Прочтите отрывок из исторического документа и укажите автора реформы, о которой идёт речь.

«1. Каждый домохозяин, владевший надельной землёй на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли. 12. Каждый домохозяин, за коим укреплены участки надельной земли, имеет право во всякое время требовать, чтобы общество выделило ему взамен сих участков соответственный участок, по возможности к одному месту».

1) М. М. Сперанский

Возможность выхода крестьян из общины была предоставлена в ходе аграрной реформы Столыпина (1906?1911 гг.).

hist-oge.sdamgia.ru

Держава Русь – это тысячи селений, объединённые в Общины, где любой важный вопрос решался всем миром, скопом на вече непосредственным народовластием. Одно многолюдное селение могло составлять отдельную Общину, но, как правило, Община состояла из нескольких селений — от 4 до 9 соседних селений, одно из которых служило центральным местом, в котором народ собирался на вече. Совокупность земель, принадлежавших таким селениям, составляла округ сельской Общины.

Главная цель соединения селений в Общины состояла в том, чтобы предупреждать нарушение законов, открывать и преследовать преступников, судить и наказывать их, наконец, присуждать и доставлять обиженному вознаграждение.

В каждой Общине были свои народные собрания для совещаний и решения дел, связанных с жизнью Общины. Такое народное собрание называлось КОПА. Совещание народного собрания называлось вече: Копа собиралась на вече, т.е. для совещания. Принимать участие в совещании могли не все лица, принадлежавшие к Общине; такое право предоставлялось только домохозяевам, имевшим постоянную оседлость.

Домохозяева, составлявшие народное собрание, назывались: сходатаи, соседи околичные, судьи копные. Между ними отличались старцы, мнение которых пользовалось уважением, особенно в таких случаях, когда нужно было постановить приговор на основании давних решений народного собрания. Кроме сходатаев, в народное собрание приглашались люди из трёх селений соседней Общины, по 1-2 человека из каждого селения; эти лица назывались людьми сторонними; они не участвовали в совещаниях и в постановлении приговора, но следили за ходом дел в народном собрании, чтобы в случае надобности, свидетельствовать о производстве дел и судебных решениях.

Так как каждый домохозяин обязан был присутствовать в народных собраниях, и так как славяне, в молодых летах, вступали в брак и могли основывать отдельные хозяйства; то по этому каждый из них имел возможность, в течение многих лет, изучать народное Копное право, и в свою очередь передавать его младшим поколениям. Таким образов, вече было не только судебным собранием, но и школой для изучения Копного права, которое, без помощи письма, сохранялось в памяти мужей-сходатаев, переходя от одного поколения к другому.

Копа собиралась в центральном месте Общины, которое называлось коповище или копище, и занималась изследованием и решением дел под открытым небом. Для изследования дел уголовных Копа собиралась на месте преступления: в дубраве, в бору, под горою. Если нужно было решить спор о поземельной собственности, то Копа собиралась на спорной земле; а когда в округе Общины оказывался труп убитого человека, то Копа собиралась в том месте, где находился труп.

Копное право – это древнейшая форма самоуправления внутри славянской Общины, совокупность народных юридических обычаев; суд, производящийся на основании этих обычаев, называется Копным судом. Основа Копного права – Заветы Богов и Предков, и правило единогласия, т.е. все сходатаи приходили к единому мнению.

Если преступлением нарушены были права частного лица, то по началам Копного права, обиженному самому предоставлялось отыскать своего шкодника [прим. — мошенник, хулиган, озорник, вредитель и пр.]. Истец расспрашивал людей, собирал письменные доказательства, отыскивал улики. Такое предварительное изследование дела называлось обыском. Если истец, при всём своём старании, не мог отыскать своего шкодника, и если он подозревал, что преступник находится в округе сельской Общины, то он имел право требовать, чтоб собрана была Копа.

В юридических обычаях начало частного права было преобладающим, не только в делах гражданских, но и уголовных. Лицо, право которого было нарушено преступлением, могло предать виновного всей строгости законов, или окончить дело добровольным соглашением; в последнем случае преступник освобождался от всякого наказания. Даже и в том случае, когда преступник был приговорён к смертной казни, он мог помириться с истцом и освободиться от наказания. Если дело не оканчивалось добровольным соглашением, то Копа постановляла приговор.

Постановив приговор, Копа принимала меры к его исполнению. Если преступник приговорён был к смертной казни, то приговор немедленно исполнялся в присутствии Копы, на месте суда. Если Копа присуждала денежному взысканию, то все сходатаи отправлялись к виновному и требовали исполнить приговор Копного суда. Также и в других случаях, все сходатаи (всем скопом) добивались выполнения решений Копного суда.

После христианизации произошла замена общинно-родового уклада на феодальный, крестьян сделали крепостными. Нарождающийся класс феодалов, будущих помещиков начинает вытеснять Копу, как выразительницу интересов широких слоёв народа.

Под натиском крепостного права, Копа превратилась в сельский суд, а затем и его запретили. Власть помещиков постоянно возрастала, ограничивая общинные права поселян. Мужи-сходатаи теряли своё прежнее значение, уступая власть своим помещикам. К XVII веку, сёла околичные посылали уже только по 1 депутату, а помещик с несколькими приятелями, иногда в присутствии священника, производили суд и расправу, постановляя приговор на основании Литовского Статута. Крестьяне, присланные околичными селениями, присутствовали безмолвно, соглашаясь с распоряжениями помещика и его приятелей; суд общинный перестал называться Копным судом, и получил название сельского суда.

Сходатаи, составлявшие народные собрания, находясь в состоянии жалкого унижения и угнетаемые бедностью, теряли способность быть безпристрастными следователями, разумными судьями и правоведами. От этого, при изследовании преступлений, они действуют робко, и решения их не всегда согласны с правом. Унижение и бедность произвели нравственную порчу в сельском народонаселении; поселяне, вместо того, чтобы предотвращать преступления, открывать и наказывать преступников, сами разбойничали, поджигали и грабили имения соседних владельцев, упорно отказываясь являться на вече, для открытия и наказания преступников.

Судебная власть, которою пользовались крестьяне в народных собраниях, находилась в резком противоречии с неограниченною властью помещиков. Помещик и его управляющий имели безответное право казнить своих слуг и крестьян. Сходатаи, находясь в полной зависимости от своих помещиков и решая дела в их присутствии, не могли иметь той свободы мысли, которая необходима для безпристрастного изследования дела и для добросовестного суда. Иногда помещичий урядник, присутствуя на Копе, вмешивался в делопроизводство, перебивая речи истца, прерывая распрос сходатаев ругательствами, и самовольно уводил крестьян из собрания, не дождавшись судебного решения. Производя следствие и суд под влиянием помещиков, Копа постановляла решения, не всегда согласные с правом.

В следствие жалкого состояния крестьян и их безусловной зависимости от помещиков, народные собрания теряли доверие; их Копное право выходило из употребления, их судебные приговоры оставались безсильными, возбуждая презрение помещиков. Наконец, в XVII веке, некоторые помещики вовсе запретили своим крестьянам ходить в народные собрания и принимать участие в общинных судах.

Изображённое нами состояние сельских Общин в XVI и XVII столетиях, доказывает, что Копное право противоречило новым формам общественной жизни и должно было исчезнуть от расширяющейся власти правительственных мест и лиц, от нравственного и экономического упадка поселян, наконец, от постепенного возрастания власти помещиков над крестьянами.
* По материалам книги Н.Д. Иванишева «О древних сельских общинах на юге России», 1863 г.

razvitie4.ru

Каждый домохозяин имеет право требовать

Именной Высочайший указ

Манифестом Нашим от 3 ноября 1905 года (26871) взимание с крестьян выкупных платежей за надельные земли отменяется с 1 января 1907 года. С этого срока означенные земли освобождаются от лежащих на них, в силу выкупного долга, ограничений, и крестьяне приобретают право свободного выхода из общины, с укреплением в собственность отдельных домохозяев, переходящих к личному владению, участков из мирского надела.

Однако, действительное осуществление сего признанного законом права в большинстве сельских обществ встретит практические затруднения в невозможности определить размер и произвести вы-дел участков, причитающихся выходящим из общины домохозяевам.

С другой стороны, в законе не установлено порядка совершения сделок об отчуждении состоящих в подворном владении участков надельной земли, на которые у собственников их не имеется отдельных крепостных актов владения.

Признав, вследствие сего, необходимым ныне же устранить имеющиеся в действующих узаконениях препятствия к действительному осуществлению крестьянами принадлежащих им прав на надельные земли и одобрив состоявшийся по сему предмету Особый журнал Совета министров, Мы, на основании статьи 87 Свода Основных государственных законов, издания 1906 года, повелеваем:

I. В дополнение статьи 12 Общего положения о крестьянах и примечания к ней (Свод. зак., особ. прил. к т. IX, изд. 1902 г.) постановить нижеследующие правила:

1. Каждый домохозяин, владеющий надельной землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собою в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.
2. В обществах, в коих не было общих переделов в течение 24 лет, предшествующих заявлению отдельных домохозяев о желании перейти от общинного владения к личному, за каждым таким домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все участки общинной земли, состоящие в его постоянном (не арендном) пользовании.
3. В обществах, в коих в течение 24 лет, предшествовавших заявлению отдельных домохозяев о желании перейти от общинного владения к личному, были общие переделы, за каждым сделавшим такое заявление домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все те участки общинной земли, которые предоставлены ему обществом в постоянное, впредь до следующего общего передела, пользование. Но если в постоянном пользовании желающего перейти к личному владению домохозяина состоит земли больше, нежели причиталось бы на его долю, на основаниях последней разверстки, по числу разверсточных единиц в его семье ко времени упомянутого заявления, то за ним укрепляется в личную собственность то количество общинной земли, какое причитается ему по указанному расчету. Засим оказавшийся излишек укрепляется в личную собственность только под условием уплаты обществу его стоимости, определяемой по первоначальной средней выкупной цене за десятину предоставленных в надел данному обществу угодий, облагавшихся выкупными платежами. В противном случае весь означенный излишек поступает в распоряжение общества.
4. Домохозяева, за коими укреплены в личную собственность участки общинной земли, состоящей в постоянном пользовании (ст. 1-3), сохраняют за собою право пользования в неизменной доле теми сенокосными, лесными и другими угодьями, которые переделяются на особых основаниях (напр., по произведениям почвы, или отдельно от угодий, переделяемых при общих переделах, и на иных основаниях и т.п.), а также право участия в пользовании, на принятых в обществе основаниях, непеределяемыми угодьями, как то: мирскою усадебною землею, выгонами, пастбищами, оброчными статьями и друг.
5. Постоянные доли в угодьях, переделяемых на особых основаниях (ст. 4), определяются в том размере, в каком домохозяева, заявившие желание перейти от общинного владения к личному, пользуются означенными угодьями ко времени подачи такого заявления.
6. Требования об укреплении в личную собственность части из общинной земли (ст. 1) предъявляются через сельского старосту обществу, которое по приговору, постановляемому простым боль-шинством голосов, обязано, в месячный со дня подачи заявления срок, указать участки, поступающие, на основании статей 2 и 3, в собственность переходящего к личному владению домохозяина, а в подлежащих случаях определить также размер причитающейся с него доплаты (ст. 3) и постоянную его долю участия в угодьях, переделяемых на особых основаниях (ст. 4 и 5). Если в течение указанного срока общество такого приговора не постановит, то, по ходатайству подавшего упомянутое заявление домохозяина, все означенные действия исполняются на месте земским начальником, который разбирает по существу все возникающие при этом споры и объявляет свое по сему предмету постановление.
7. В упомянутых в ст. 6 приговорах и постановлениях земских начальников должны быть точно указаны:
а) число укрепляемых в личную собственность домохозяина отдельных участков, а также размер и род угодий каждого из них;
б) количество и описание состоящих в наделе общества угодий, переделяемых на особых основаниях (ст. 4), и постоянная доля участия в сих угодьях домохозяина, переходящего к личному владению, и
в) состоящие в общем пользовании всех членов общества непеределяемые угодья (ст. 4).
8. Стороны и заинтересованные лица могут приносить уездному съезду жалобы на общественные приговоры и постановления земского начальника (ст. 6) в тридцатидневный срок со времени их объявления. Жалобы на общественные приговоры подаются через земского начальника и представляются им с его заключением в уездный съезд по производстве на месте предварительного расследования. Как обжалованные, так и необжалованные общественные приговоры и постановления земского начальника представляются на утверждение уездного съезда.
9. Постановления уездного съезда, последовавшие по жалобам на общественные приговоры и постановления земского начальника, равно как об утверждении сих приговоров и постановлений (ст. 6), почитаются окончательными и приводятся в исполнение сельским старостою или волостным старшиною. На постановления уездного съезда могут быть приносимы жалобы губернскому присутствию лишь в случаях превышения пределов ведомства или власти или же явного нарушения закона.
10. В местностях, в коих не введены в действие Положения 12 июля 1889 года (6196), обязанности, возлагаемые настоящими правилами на земских начальников, уездные съезды и губернские присутствия, исполняются соответствующими им должностными лицами и учреждениями.
11. В тех случаях, когда домохозяева, в личную собственность коих укреплены участки надельной земли, или общество пожелают отграничить эти участки в натуре и нанести их на план, межевые работы и составление планов могут быть исполняемы как правительственными, так и частными землемерами за счет той из сторон, которая признала необходимым произвести отграничение.
12. Каждый домохозяин, за коим укреплены участки надельной земли в порядке, установленном в статьях 1-11 настоящих правил, имеет право во всякое время требовать, чтобы общество выделило ему взамен сих участков соответственный участок, по возможности, к одному месту.
13. В тех случаях, когда требование о выделе к одному месту не совпадает с общим переделом, выдел же оказывается неудобным или невозможным, обществу предоставляется удовлетворить желающего выделиться домохозяина деньгами по взаимному с ним соглашению, а при недостижении соглашения – по оценке, установляемой волостным судом. Со своей стороны, желающий выделиться домохозяин, если найдет определенную судом оценку для себя невыгодной, может отказаться от получения денег и продолжать владеть укрепленными в его собственность участками в прежних границах.
14. При общих переделах выдел к одним местам участков домохозяевам, заявившим желание о переходе к личному владению до вступления в законную силу приговора о переделе или ранее укрепившим за собою участки надельной земли в порядке, установленном статьями 1-11 настоящих правил, обязателен по требованию как этих домохозяев, так и общества, без права сего последнего удовлетворять выделяющихся деньгами.
15. Споры, возникающие при выделе участков к одним местам, разрешаются на основаниях, установленных в примечании к ста-тье 12 Общего положения о крестьянах, изд. 1902 года.
16. Домохозяева, перешедшие от общинного владения к личному, а также их правопреемники пользуются укрепленными в их личную собственность, на основании настоящих правил, участками, до выдела их к одному месту, на одинаковых правах с владельцами подворных участков. За правопреемниками сохраняется также право на участие в пользовании как переделяемыми на особых основаниях угодьями в той мере, в какой это право было предоставлено первоначальным собственникам участков, так и непеределяемыми угодьями, на принятых в обществе основаниях.
17. В порядке и на основаниях, установленных статьями 4-16 настоящих правил, производится укрепление в личную собственность и выдел участков, досрочно выкупленных на основании статьи 165 Положения о выкупе, изд. 1876 года, и не выделенных к одному месту.
18. Действие настоящих правил (ст. 1-16) распространяется на крестьян всех наименований, причем укрепление в личную собственность отдельных домохозяев участков из общинной земли до освобождения ее от выкупного долга допускается при условии погашения части этого долга, упадающей на укрепляемые участки.

II. В дополнение действующих узаконений о порядке отчуждения надельных земель, состоящих в подворном владении, постановить:

1. Отчуждение участков надельной земли, состоящих в подворном владении, совершается общим крепостным порядком (Пол. нотар., изд. 1892 г., ст. 66).
2. Принадлежность упомянутых в статье 1 участков лицам, их отчуждающим, может быть удостоверяема в нотариальных учреждениях одним из следующих документов: а) крепостными актами; б) владенными 102) записями и иными землеустроительными актами, выданными крестьянскими учреждениями; в) вошедшими в законную силу и приведенными в исполнение решениями судебных установлений, а равно волостных судов и уездных съездов по делам о праве собственности на недвижимое имущество, входящее в состав надела, и о наследовании в этом имуществе (Общ. пол. крест., ст. 125, п. 1 и 4 и ст. 142, 159 и 161); г) сделками об отчуждении, совершенными до 25 января 1883 года в волостных правлениях (Общ. пол. крест., ст. 110, п. 1 и прим. 1); д) утвержденными уездным съездом общественными приговорами или постановлениями земских начальников об укреплении в личную собственность отдельных домохозяев участков из надельной земли, состоящей в общинном пользовании (отд. I настоящего узаконения, ст. 6, 7 и 9); е) вошедшими в законную силу и приведенными в исполнение приговорами сельских и селенных сходов о предоставлении участков из общинной земли в подворное владение отдельных домохозяев, равно как о замене общинного пользования землею подворным и о разделе мирских земель на постоянные наследственные участки и на хутора, а также приговорами о переходе целых обществ с подворным землепользованием к владению в отрубных участках (Общ. пол. крест., ст. 62, п. 8, ст. 66, п. 1 и 2; Пол. выкуп., ст. 111; Пол. крест. влад., ст. 20 и 21 и Пол. крест. казен., ст. 32-34), и ж) в обществах с подворным землепользованием, а в отношении усадебных участков и в обществах с общинным землепользованием – утвержденными земским начальником, или соответствующим ему должностным лицом, приговорами сельских и селенных сходов о том, что отчуждаемый участок действительно принадлежит отчуждающему его лицу на праве собственности.
3. Приговоры сельских и селенных сходов, упомянутые в пункте ж статьи 2 настоящего (II) отдела, постановляются по ходатайствам владельцев подворных и усадебных участков и утверждаются с соблюдением следующих правил:
а) означенные приговоры постановляются простым большинством голосов в удостоверение принадлежности отдельным домохозяевам не только полных, значащихся по землеустроительным актам, подворных участков, но и частей их, состоящих в бесспорном владении отдельных лиц;
б) в приговор обязательно включаются сведения о размере участка, числе отдельных отрубов, из коих он состоит, размере каждого отруба и роде угодий, а также подробное описание местоположения участка и его границ;
в) в тех случаях, когда точное описание границ представляется невозможным, к приговору должен быть приложен план участка, составляемый за счет владельца;
г) приговор обязательно записывается в установленную для записи приговоров сельского схода книгу (Общ. пол. крест., изд. 1902 г., ст. 69), а копия с него вывешивается для общего сведения в волостном правлении и в том селении, где находится участок, относительно которого состоялся приговор;
д) волостной старшина обязан, в недельный срок по составлении приговора, проверить на месте содержание его по существу в присутствии трех понятых и немедленно представить приговор, со своим заключением, на утверждение земского начальника;
е) в месячный, со дня проверки волостным старшиною, срок приговор может быть обжалован заинтересованными лицами земскому начальнику и
ж) приговор не подлежит утверждению, если окажется неправильным с формальной стороны, или если при составлении его не соблюдены требования, изложенные в настоящей статье, или если будет возбужден спор о праве гражданском, подлежащий разрешению суда.
4. Выписки нотариальных актов, касающихся надельных земель и подлежащих утверждению старших нотариусов, могут быть пересылаемы нотариусами старшему нотариусу по почте.

III. В дополнение действующих узаконений, определяющих права крестьян на участки надельной земли, состоящие в подворном владении, постановить:

1. Подворные участки, как предоставленные в подворное владение крестьян при наделении их землей, так и укрепленные впоследствии в личную собственность отдельных крестьян из общинных земель, а также усадебные участки при общинном землепользовании, составляют личную собственность домохозяев, за коими эти участки значатся по землеустроительным актам, общественным приговорам, постановлениям крестьянских учреждений, актам об отчуждении и решениям судебных мест. Таковым же правом на упомянутые участки пользуются и правопреемники сих домохозяев.
2. В тех случаях, когда указанные в предшедшей (1) статье участки находятся в нераздельном владении нескольких лиц, не состоящих между собою в родстве по прямой нисходящей линии, они составляют общую их собственность.

IV. В дополнение статей 62 и 66 Общего положения о крестьянах и статьи 15 Положения о поземельном устройстве крестьян и поселян разных наименований, водворенных на владельческих землях (Свод. зак., особ. прил. к т. IX, изд. 1902 г.), постановить:

Переход целых обществ как с общинным, так и с подворным землепользованием к владению в отрубных участках совершается по приговорам, постановленным большинством двух третей крестьян, имеющих право голоса на сходе.
Правительствующий Сенат к исполнению сего не оставит учинить надлежащее распоряжение.

3 ПСЗ. Т. 26. № 28528.
Собрание узаконений. 1906. 11 ноября. Отд. I. Ст. 1859.

101) Указ был принят в порядке 87 ст. Основных законов. Его подготовка и проведение осуществлялись Комитетом по земельным делам, действовавшим под председательством главноуправляющего землеустройством и земледелием. В дальнейшем указ был внесен в Государственную думу, рассматривался в земельной комиссии и лег в основу закона 14 июня 1910 г. об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении.

102) Владенные записи – акт укрепления на земли, отведенные в надел бывшим государственным крестьянам на основании указа 24 ноября 1866 г. о поземельном устройстве государственных крестьян в 36 губерниях, т.е. на территории Европейской России, за исключением девяти западных губерний и окраин. Допускалось также составление одной владенной записи для нескольких селений, если они владели сообща или чересполосно всеми или некоторыми угодьями. Этим путем создавались так наз. «однопланные общества». Со времени выдачи владенных записей прекращалось заведование землями и делами крестьян со стороны Министерства государственных имуществ, и крестьяне подчинялись одинаковым с прочим сельским населением правилам.

Электронную версию документа предоставил Фонд изучения наследия П.А.Столыпина

www.hrono.ru