Статья ук рф 289

Статья 289. Незаконное участие в предпринимательской деятельности

СТ 289 УК РФ.

Учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую
деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо
вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой
организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме,
наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет со штрафом в размере
до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за
период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо
лишением свободы на срок до двух лет.

Комментарий к Ст. 289 Уголовного кодекса

1. Объективная сторона преступления предполагает два обязательных действия.

2. Первое из них описывается альтернативно: учреждение организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо. Под организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность (юридическим лицом), необязательно понимается только коммерческая организация, поскольку гражданское законодательство допускает занятие предпринимательской деятельностью и некоммерческими организациями (п. 1 ст. 50 ГК РФ).

Учреждение организации предполагает ее создание, в том числе форме реорганизации. Уголовно не наказуемо вхождение в состав участников организации в процессе ее функционирования. Участие в управлении такой организацией лично означает вхождение в состав органов юридического лица; управление через доверенное лицо связано с вхождением в состав органов юридического лица субъекта, подчиняющегося отданным в любой форме указаниям субъекта преступления по вопросам деятельности такого лица. При этом не имеет значения то, является ли участие в управлении определяющим (решающим) в деятельности юридического лица.

3. Второе обязательное действие представляет собой предоставление такому юридическому лицу льгот и преимуществ или покровительство в иной форме (например, в форме рекомендаций иным субъектам хозяйственного оборота вступать именно с данной организацией в договорные отношения, непринятия мер за упущения или нарушения в деятельности такой организации).

4. Учреждение организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо должны быть запрещены субъекту преступления законом (см., например, ст. 6 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

www.ugolkod.ru

Статья 289 УК РФ. Незаконное участие в предпринимательской деятельности

Комментарий к статье 289 УК РФ:

1. Объектом данного преступления является нормальная в соответствии с законом деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе правоохраняемые интересы других организаций, функционирующих в экономической сфере, которым в результате совершения преступления не предоставляются или предоставляются не в полном объеме положенные льготы и преимущества.

2. Данное преступление — одно из проявлений коррупции и может быть отнесено к группе собственно коррупционных преступлений наряду со злоупотреблением должностными полномочиями, взяточничеством и служебным подлогом. Предоставление должностным лицом, использующим свои должностные полномочия, экономически необоснованных привилегий и льгот организациям, им самим учреждаемым или в деятельности которых оно участвует, причиняет существенный ущерб функционированию экономической сферы, нарушает принцип объективности — условие эффективной деятельности организаций.

3. Современное законодательство России содержит ряд прямых запретов на участие должностных лиц в предпринимательской деятельности. Это относится к ст. 289 УК, устанавливающей запрет за незаконное участие должностного лица в предпринимательской деятельности. Ответственность возможна тогда, когда законом установлен прямой запрет на подобное участие. Такой запрет содержит Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 14 февраля 2010 г.) (принят ГД ФС РФ 7 июля 2004 г.). В нем прямо запрещено всем государственным служащим заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц. Уголовная же ответственность за нарушение данного запрета распространяется только на должностных лиц. Аналогичные запреты имеются в других нормативных актах. Например, аналогичный запрет закреплен в Федеральном законе от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

4. Объективная сторона названного преступления выражена в фактическом учреждении должностным лицом юридического лица (предприятия), которое функционирует только в сфере предпринимательства. Гражданский кодекс РФ (ст. 50) предусматривает правовой статус коммерческого и некоммерческого предприятий. Коммерческое предприятие преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, которая распределяется между ее участниками. Предпринимательской деятельностью занимаются только коммерческие предприятия. Участие должностного лица в подобной деятельности и будет составлять предмет запрета. Закон не запрещает должностному лицу участвовать в деятельности некоммерческого предприятия, к числу которых относятся фонды, ассоциации. В силу этого такое участие нельзя рассматривать как одну из форм объективной стороны данного состава преступления.

5. Формами совершения рассматриваемого преступления являются: 1) учреждение должностным лицом только коммерческого предприятия, организации, которые занимаются предпринимательской деятельностью. При этом должностное лицо может либо быть единоличным учредителем (владельцем) созданного им предприятия, либо входить наряду с другими в состав учредителей, участников такого предприятия; 2) обязательное участие в управлении предприятием лично или через представителя доверенного лица. Это может быть участие в качестве учредителя в проводимых собраниях, избрание членом правления, совета предприятия; 3) создание предприятия либо участие в нем, сопряженное с предоставлением данному предприятию льгот и преимуществ или с покровительством в какой-то форме. Несомненно, эти льготы, преимущества, покровительство должны носить материальный характер (кредиты, займы, подряды и т.п.), давать право предприятию выгодно извлекать прибыль, не платить обязательные налоги и т.д. Важным признаком здесь является использование должностным лицом возможностей своего официального служебного положения. Хотя это обстоятельство прямо не указано в законе, но оно вытекает из существа нормы. Без подобного использования речь можно вести лишь о дисциплинарном должностном проступке.

6. Правовой порядок создания и функционирования юридических лиц установлен и подробно регламентирован в гл. 4 Гражданского кодекса РФ. Противоправным в смысле ст. 289 УК РФ считается только то действие должностного лица, которое сопряжено с процедурой образования предприятия, предусматривающей обязательную его регистрацию в государственном органе. Таким органом является Министерство по налогам и сборам, структурные подразделения которого регистрируют учредительные документы создаваемого юридического лица путем внесения о нем сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (см.: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 19 мая 2010 г.) (СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3431). Фактическим доказательством образования должностным лицом предприятия, организации является наличие в уставе либо в учредительном договоре, а именно в разделе «Учредители», сведений о том, что данное должностное лицо входит в состав участников организации либо участвует в его управлении через доверенное лицо.

7. Участие в указанных организациях означает, что лицо самостоятельно или через представителя принимает участие в управлении коммерческой организацией или оказывает какое-либо содействие юридическим и физическим лицам в предпринимательской деятельности.
Предоставление льгот и преимуществ заключается в первоочередном вопреки установленному порядку получении сырья или товара, льготном налогообложении, предоставлении внеочередных беспроцентных кредитов и т.п.
К покровительству в иной форме можно отнести, например, освобождение от проверок и ревизий, а также от контроля со стороны налоговых органов.

8. Исходя из законодательной конструкции данный состав преступления следует относить к числу формальных. Само действие при совершении преступления, предусмотренного ст. 289 УК, заключается, по существу, в злоупотреблении служебным положением, когда должностное лицо, пользуясь своими полномочиями, отдает распоряжение, подписывает документы или совершает иные действия вопреки интересам службы. По юридической природе такие действия можно отнести к специальным видам злоупотребления служебным положением. Последствием таких действий является получение организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, льгот, преимуществ или покровительства в иной форме, в чем заинтересовано должностное лицо. Неполучение таких льгот, преимуществ и покровительства исключает уголовную ответственность, а попытка их предоставления является дисциплинарным правонарушением либо покушением на рассматриваемое преступление.

9. Незаконное получение льгот и преимуществ является последствием рассматриваемого деяния, а непосредственная связь, о которой говорится в приведенном высказывании, — причинно-следственной связью между действиями, совершенными вопреки интересам службы, и незаконным получением льгот и пр. Преступление считается оконченным с момента незаконного получения организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, льгот, преимуществ или покровительства в иной форме.

10. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла, содержанием которого является осознание должностным лицом наличия законодательного запрета на осуществление подобных действий и желание совершать данные действия. Цели и мотивы не являются обязательными признаками субъективной стороны данного преступления, но могут быть учтены при назначении наказания. Как правило, это корысть и иная личная заинтересованность.

11. Субъект — специальный: должностное лицо, которое либо само учреждает организацию, осуществляющую предпринимательскую деятельность, или участвует в ее управлении, либо действует через доверенное лицо (посредника). В качестве последнего может выступать и недолжностное лицо. Однако предоставление льгот и преимуществ указанной организации в любом случае осуществляет должностное лицо.
В некоторых случаях может возникнуть вопрос о разграничении рассматриваемого преступления и деяния, предусмотренного ст. 176 УК РФ (незаконное получение кредита). Разграничение этих преступлений следует проводить по объективным признакам. Лицо не использует свое должностное положение для незаконного получения кредита.

www.ugolkod.ru

Статья 289. Незаконное участие в предпринимательской деятельности

Учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме, —

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

1. Общественная опасность рассматриваемого преступления состоит прежде всего в том, что незаконное участие в предпринимательской деятельности создает условия для коррупционных связей, стимулирует должностное лицо использовать возможности по службе в своих корыстных интересах, причиняя вред действительным интересам службы.

Законодательство РФ запрещает государственным служащим и лицам, занимающим государственные должности, заниматься предпринимательской деятельностью и участвовать в деятельности органа управления коммерческой организации.

Так, данный запрет установлен в ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2012) , ст. 6 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в ред. от 03.12.2012) , ст. 11 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 03.12.2012) и других законах.
———————————
СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215; 2007. N 10. Ст. 1151; 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6235; 2010. N 5. Ст. 459; N 7. Ст. 704; 2010. N 49. Ст. 6413; N 51 (ч. 3). Ст. 6810; 2011. N 1. Ст. 31; РГ. 2011. N 139, 153; СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6730; N 49 (ч. 5). Ст. 7333; N 50. Ст. 7337; 2012. N 48. Ст. 6744; РГ. 2012. N 283.

СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3466; 2001. N 32. Ст. 3317; 2002. N 30. Ст. 3033; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3104; 2006. N 29. Ст. 3123; 2007. N 10. Ст. 1151; 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6229; 2009. N 7. Ст. 772, 789; N 20. Ст. 2391; 2010. N 31. Ст. 4181; 2011. N 1. Ст. 16; РГ. 2011. N 162; СЗ РФ. 2011. N 43. Ст. 5975; N 48. Ст. 6730; 2012. N 47. Ст. 6389; РГ. 2012. N 283.

СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; 2007. N 10. Ст. 1147; 2010. N 5. Ст. 458; N 30. Ст. 3984; 2011. N 1. Ст. 1; 2012. N 50. Ст. 6938.

Нарушение установленного законодательством РФ запрета влечет за собой дисциплинарную ответственность. Однако если должностное лицо учреждает организацию, осуществляющую предпринимательскую деятельность, либо участвует в управлении такой организацией и при этом предоставляет ей различные льготы и преимущества, оно может быть привлечено к уголовной ответственности по комментируемой статье.

2. Объективная сторона преступления состоит в совершении следующих действий: 1) учреждении должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, вопреки запрету, установленному законом, либо 2) участии должностного лица в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом; 3) предоставлении учрежденной либо управляемой организации льгот и преимуществ или покровительство ей в иной форме.

В случае учреждения (создания) организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, должностное лицо выступает в качестве учредителя или соучредителя. Организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, может быть как коммерческая организация, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (хозяйственное товарищество, хозяйственное общество, производственный кооператив), так и некоммерческая, не преследующая такой цели, однако имеющая право осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана.

Участие в управлении организацией означает участие должностного лица в принятии различного рода решений, касающихся деятельности организации. Такое участие может иметь место в случае единоличного руководства организацией путем замещения какой-либо руководящей должности либо в случае вхождения должностного лица в состав какого-либо органа управления организацией. Участие в управлении организацией может осуществляться и через доверенное лицо (например, родственника), когда фактически решения относительно деятельности организации принимаются должностным лицом.

3. Обязательным признаком объективной стороны является предоставление учрежденной или управляемой организации льгот и преимуществ или покровительство ей в иной форме. Предоставление льгот, преимуществ и иное покровительство происходит путем использования должностным лицом своих полномочий и может выражаться в следующем: освобождение организации от какой-либо проверки, от привлечения к ответственности и наложения различного рода санкций, предоставление таможенных, налоговых, экспортных льгот, создание условий для победы организации на конкурсе по получению государственного заказа, создание препятствий конкурентам и т.п.

4. По конструкции объективной стороны состав рассматриваемого преступления является формальным. Преступление окончено с момента совершения входящих в объективную сторону действий.

5. Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла.

6. Субъект преступления — специальный — должностное лицо, в отношении которого законом установлен запрет на занятие предпринимательской деятельностью и участие в управлении организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность. Так, не является субъектом данного преступления должностное лицо государственного либо муниципального учреждения, поскольку законодательство не устанавливает для него запрет на занятие предпринимательской деятельностью и участие в управлении организацией (если только такое должностное лицо не относится к категории государственных или муниципальных служащих ). Субъектом преступления не является также депутат законодательного органа субъекта РФ, осуществляющий свои полномочия не на постоянной основе. Вместе с тем предоставление такими должностными лицами льгот и преимуществ учрежденным (управляемым) ими организациям или иное покровительство может быть квалифицировано по ст. 285 УК.
———————————
Так, ст. 7 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2063) предусматривает прохождение правоохранительной службы (являющейся видом федеральной государственной службы), в том числе в государственных органах, службах и учреждениях.

stykrf.ru

Лицам, занимающим должности на государственной службе, запрещено осуществлять предпринимательскую деятельность, а также стоять во главе управления коммерческой организацией. Об этом гласит закон. Данный запрет связан прежде всего с тем, что должностные лица, принимающие незаконное участие в коммерческой деятельности, начинают использовать свое служебное положение, создают коррупционные связи, что наносит вред действительной службе. Поэтому государственные чиновники, нарушившие установленные нормы, будут привлечены по ст. 289 УК РФ. Наказание здесь может быть даже в виде реальной изоляции от общества.

Ст. 289 УК РФ содержит в себе наказание для должностных лиц, которые преступили закон и организовали свое собственное коммерческое предприятие для личного обогащения и получения дополнительного дохода. Кроме того, указанные граждане подлежат привлечению к ответственности, если:

— они осуществляют управление фирмой лично или через доверенного человека;

— создают льготные условия для осуществления деятельности данной организации (например, помогают уйти от уплаты налогов и других обязательных взносов с использованием своего служебного положения и связей);

— покровительствуют коммерческой организации.

Запрет на участие в предпринимательской деятельности распространяется на всех без исключения государственных служащих. Исключением здесь являются те случаи, когда должностное лицо выполняет особые поручения своего руководства и вступает в управление организацией, приносящей прибыль, если на это указывает закон.

Данное деяние относится к преступлениям минимальной тяжести. Потому срок наказания не превышает двух лет изоляции от общества. Кроме того, необходимо помнить о том, что за незаконное участие в коммерческой деятельности может быть привлечено только то должностное лицо, которому по закону нельзя иметь свой собственный бизнес. Как правило, государственным служащим можно получать доход от осуществления ими научной, преподавательской или иной творческой работы.

Образуется только в том случае, если будет доказано, что должностное лицо организовало свой собственный бизнес или принимало участие в осуществлении организацией коммерческой деятельности лично либо через доверенное лицо, вопреки запрету, установленному законом. Также состав злодеяния будет иметь место в том случае, если государственный служащий, используя свое положение, помогал предприятию обойти налоги и создавал льготные условия для ведения работы и всячески покровительствовал ему. Об этом написано в ст. 289 УК РФ.

Состав данного деяния имеет следующие структурные элементы:

  • субъект — должностное лицо, состоящее на государственной службе и имеющее определенные полномочия (судья, депутат, пристав);
  • объект — нарушение установленного запрета на ведение коммерческой деятельности и участие в ней человека, который занимает определенный пост и обладает рядом вверенных ему полномочий;
  • субъективная сторона здесь характеризуется только прямым умыслом и корыстным интересом, потому что служащий хочет получить дополнительный источник дохода вопреки закону;
  • объективная сторона проявляется в виде определенных действий гражданина, занимающего государственную должность (он организовывает бизнес и занимается его управлением лично, либо через доверенного человека, либо покровительствует любой коммерческой организации, несмотря на то, что это запрещено).

Для этого правоохранительные органы должны собрать достаточное количество доказательств того, что человек, находящийся на государственной службе, действительно занимается противозаконной, коммерческой деятельностью, несмотря на установленный запрет. В противном случае предъявить обвинение должностному лицу и привлечь его к ответственности по ст. 289 УК РФ будет невозможно.

Участие в незаконной коммерческой деятельности государственных служащих преследуется по закону. Об этом гласит ст. 289 УК РФ. С комментариями к ней невозможно не согласиться. Ведь в данном случае должностные лица, принятые на службу для того, чтобы охранять, оберегать и защищать интересы своего государства, сами становятся субъектами злодеяний. Они создают свой бизнес, участвуют в ведении коммерческой деятельности лично либо нанимают для этой цели другого человека, а также предоставляют различные льготы предприятиям с использованием своих полномочий. Поэтому, если указанные граждане совершили такое преступление, они обязаны нести за это ответственность. Ведь данное деяние всегда совершается виновными умышленно и нарушает интересы государства.

Все деяния, совершаемые должностными лицами с использованием вверенных им полномочий, должны быть раскрыты, а сами виновные наказаны. Ведь преступления, осуществляемые государственными служащими, в основном связаны с их личными, корыстными интересами и получением дополнительного источника денежных средств. К таким деяниям можно отнести:

  • незаконное участие в коммерческой деятельности;
  • дача и получение взятки государственными служащими.

Санкции за них предусматриваются ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ.

Данное деяние считается преступлением наименьшей тяжести. Максимальный срок наказания по данной статье не превышает двух лет в изоляции от людей. Кроме того ст. 289 кодекса о преступлениях содержит еще некоторые виды санкций:

— штраф в сумме до 300 тысяч рублей, либо иного дохода виновного лица за период до двух лет;
— запрет на занятие определенных должностей на срок до 5 лет с выплатой штрафа в сумме до 80 тысяч, или заработка осужденного за период до полугода;

— работы, которые осуществляются в обязательном порядке виновным, их продолжительность должна быть не больше 480 часов;

— арест — до полугода;

— принудительный труд — до двух лет.

Глава местной администрации города организовал под прикрытием свое собственное казино. Все документы он оформил на своего брата, тем не менее всей документацией занимался сам, иногда пользовался услугами доверенных лиц. В ходе проведения специальной операции сотрудники правоохранительных органов выяснили, что чиновник не только имеет свой собственный бизнес и управляет всеми делами организации, но и еще имеет долю в уставном капитале. И это несмотря на то, что должностным лицам запрещено заниматься коммерческой деятельностью. На чиновника возбудили уголовное дело. В процессе допроса он во всем признался. Суд назначил ему наказание в виде шести месяцев изоляции от общества. Наказание бывший чиновник будет отбывать на поселении.

Как видно из приведенного примера, служащий получил небольшой срок по ст. 289 УК РФ. Практика показывает, что суды не назначают максимальное наказание бывшим чиновникам за такие деяния.

Не всегда государственные служащие признают свою вину в совершенном злодеянии. Большинство из них обжалуют приговоры по ст. 289 УК РФ. Ведь не все бывшие чиновники были готовы к тому, чтобы лишиться своего положения, власти и хорошего источника дохода. Тем более если многие из них занимали серьезные государственные посты.

Как правило, обжалование таких приговоров не занимает много времени, но почти всегда процессуальные акты остаются без удовлетворения. Это связано с тем, что судьи не готовы принимать новое решение в отношении лица, чья вина уже была доказана нижестоящей инстанцией.

fb.ru

Статья 289 УК РФ. Незаконное участие в предпринимательской деятельности

Учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме, —

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

1. Служащим государственного аппарата Федеральными законами «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О муниципальной службе в Российской Федерации» запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, самостоятельно или через представителя принимать участие в управлении акционерными обществами, товариществами с ограниченной ответственностью и иными хозяйствующими субъектами и т.п. В ряде федеральных законов специально оговорен запрет на занятие всеми видами предпринимательской деятельности для соответствующих категорий государственных служащих (сотрудников полиции, прокурорских работников, работников органов Федеральной службы безопасности и др.). Относительно депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ в Конституции РФ и в Федеральном законе от 08.05.1994 N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» указывается, что они не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3466.

В то же время, как установлено Указом Президента РФ от 10.06.94 N 1200 «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой» , государственные служащие на основании решений Президента РФ, Правительства РФ, соответствующих федеральных органов исполнительной власти либо Российского фонда федерального имущества могут быть назначены представителями государства в органах управления акционерных обществ (товариществ и иных предприятий смешанной формы собственности), акции (доли, паи) которых закреплены в федеральной собственности.

СЗ РФ. 1994. N 7. Ст. 700.

2. Объективная сторона преступления может быть выражена в двух различных действиях: 1) учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, вопреки запрету, установленному законом. В этом случае должностное лицо выступает как учредитель (один из соучредителей) коммерческой организации; 2) участие должностного лица в управлении организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, вопреки запрету, установленному законом.

3. Обязательным условием уголовной ответственности должностного лица за нарушение запрета на участие в предпринимательской деятельности является то, что оно, пользуясь своими служебными полномочиями и возможностями, предоставило льготы и преимущества учрежденной им предпринимательской организации или организации, в управлении которой участвует, или покровительствовало им в иной форме (льготное налогообложение, первоочередное или на льготных условиях предоставление кредитов, экспортных или таможенных льгот, создание различных препятствий для конкурентов и устранение их с рынка, освобождение от различных проверок, ревизий, нарушение конкурсной основы при размещении заказов, установление низкой арендной платы и т.п.). Каких-либо последствий этой деятельности, необходимых для наступления уголовной ответственности, закон не предусматривает.

4. Преступление совершается с прямым умыслом, как правило, из корыстных побуждений.

5. Субъектом преступления является только должностное лицо (см. примечание 1 к ст. 285 УК и комментарий к этой статье).

rulaws.ru