Закон декоративно-прикладного искусства

Закон декоративно-прикладного искусства

Декоративно-прикладное искусство — сложное и многогранное явление культуры. Оно охватывает многие виды народных промыслов, связанных с созданием художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту, и художественной обработкой утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда,средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.). Декоративно-прикладное искусство живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни.

В народном искусстве всегда находила свое отражение родная природа. Знакомые каждому с детства цветы и травы, изображения зверей и птиц, солнца и неба, земли и воды, преображенные фантазией художника, превращались в изделии в яркий, выразительный орнамент.

Язык и законы в декоративно-прикладном искусстве

Декоративно-прикладное искусство имеет свой язык и свои законы. Выражая представление о прекрасном своими специфическими средствами, оно никогда не стремится слепо копировать окружающий мир, а передает только самое характерное и выразительное. Художник творчески перерабатывает формы, найденные в природе, с учетом конкретного материала, его декоративных достоинств и особенностей технологической обработки.

Современное декоративно-прикладное искусство

Современные изделия декоративно-прикладного искусства созданы с учетом народных традиций и моды сегодняшнего дня. До сих пор самыми популярными предметами этого искусства, овеянными дымкой старинных традиций, являются изделия из стали, ковры, сделанные вручную и украшенные традиционным орнаментом, — в восточных странах; керамика, предметы из морских раковин — в южных; изделия из янтаря — в прибалтийском регионе; ритуальные маски — в Африке; фарфор, перегородчатая эмаль, ткани, расписанные цветами, фруктами, фантастическими животными, — в Китае и Японии и т. д.

Много прекрасных образцов декоративно-прикладного искусства можно увидеть в художественных, исторических, краеведческих и этнографических музеях, а также в книгах, альбомах и на страницах журналов. Каждая выставка народного искусства — это всегда открытие мира красоты и мудрости. Изделия, сработанные старыми и современными художниками, неизменно вызывают восхищение посетителей, а у некоторых появляется желание следовать примеру народных мастеров.

Каждому, кто соприкасается с произведениями декоративно-прикладного искусства, важно не оставаться праздными зрителями, а стремиться быть исследователями, всякий раз пытаясь понять, какими художественными и техническими приемами мастер смог достичь совершенства. Многое из того, что каждый из вас попытается любовно сделать своими руками, будет доставлять окружающим людям

• Проанализируйте символику орнаментов на различных произведениях декоративно-прикладного искусства. Какую информацию несут формы и украшения этих предметов?

• Послушайте народные мелодии и наигрыши. Какие предметы, изображенные на развороте, соответствуют им по стилю?

Вышивка с древних времен являлась украшением домашнего очага, она придавала изюминку в одежде, ее использовали на скатертях, салфетках, занавесках и рушниках, и она была основой декоративно-прикладного искусства в Украине и на Руси.

Любая хозяйка могла с помощью вышивания придать уют своему дому, украсить одежду своих близких, воплотить свои художественные задумки, так как этот вид декоративно-прикладного искусства был доступный каждому.

Вышивки разных народов пестрят разнообразием и оригинальностью узоров и цветовой гаммы, так как создавались веками и зависели от истории и культуры народов. Так как в те времена не было модных журналов, где можно найти узор на любой вкус, люди в вышивку закладывали определенный смысл.

Вышивка была не только красивой элементом в одежде, она также выполняла важную роль оберега. Если вы обратили внимание на вышивки, то, наверное, заметили, что самыми распространенными среди орнаментов являются геометрические узоры. Так, например древний символ солнца, плодородия и женского начала, приносящего удачу и процветание, изображали в вышивках в форме ромба. Символ воды олицетворял жизненную силу и его наносили в виде волнистых линий. Горизонтальные орнаменты несли в себе символ Земли и обозначали процветание семейного очага.

Если вы заметили, то в некоторых вышивках в орнаменте изображен круг, в нутрии которого вышит крест, такой элемент вышивки символизирует Солнце и служит оберегом, который отводит от человека зло. А вот вышитый крест в узоре обозначает духовное очищение, так как является символом огня.

Украинцы отдавали предпочтение рушниковым орнаментам, которые носили растительный характер, а также было распространено изображение птиц и зверей. В цветовой гамме в основном предпочитали использовать красный, черный и синие цвета.

Растительные мотивы в вышивке были придуманы не просто и также имели свой определенный смысл. Изображение в орнаменте листьев дуба символизировало силу, а калина считалась символом красоты. Вышитые на одежде маки означали плодородие и память рода, а кисти винограда привносили в семейную жизнь счастье и радость. Вышитый барвинок являлся символом верности, ну а розы были символом молодости и любви.

Также в украинских орнаментах часто можно встретить изображения голубей, ласточек, петухов, лошадей и других животных и птиц. Такие вышивки выступали в роли оберегов, защищая человека от разных злых сил и духов.

Неотъемлемой частью мужского и женского гардероба в украинцев всегда была вышитая сорочка. Орнамент на сорочке характеризовал определенную местность. По этим узорам можно было легко отличить жителей Полтавы от населения подольского края, а гуцульские орнаменты отличались от полесских. Отличительной чертой этих вышиванок были не только узоры, но и техника исполнения и цветовая гамма.

В Украине вышивкой занимались преимущественно женщины. Этому ремеслу они посвящали каждую свободную минуту. Они вышивали и во время совместных посиделок, и коротая длинные зимние вечера, да и после полевых работ во время небольшого отдыха часто можно заметить украинскую женщину, занимающуюся вышиванием.

В создание орнаментов на своей одежде украинские девушки вкладывали любовь и душу, а одетая на них вышитая сорочка являлась характеристикой ее умения и трудолюбия.

С приобретением своей независимости в Украине начала возрождаться и любовь народа к своим традициям. В последнее время, украинские вышиванки начали снова приобретать популярность. Она стала модным трендом не только среди соотечественников, но и далеко за ее пределами. Людей в вышитых сорочках можно встретить повсеместно. Она уместно смотрится, как на торжественных мероприятиях, так и на школьных выпускных, на свадебных торжествах или митингах.

Художественная вышивка воплотила в себя лучшие традиции нашего народа и нашла тысячу почитателей этого прекрасного вида декоративно-прикладного искусства.

Художественно-творческие задания

Подберите информацию об истории одного из известных народных промыслов, подготовьте альбом, стенд, компьютерную презентацию, познакомьте с ней одноклассников.

> Выполните эскиз росписи по мотивам какого-либо русского народного промысла: Жостово, Городец, Хохлома и др. (по выбору), на одну из тем: «Времена года», «Утро», «Лесная сказка»,
«Золотая рожь» и др.

> Подготовьте с одноклассниками выставку изделий декоративно-прикладного искусства разных жанров. Продумайте музыкальное сопровождение, подберите образцы народного словесного творчества (отрывки из сказок, преданий, пословицы, поговорки и др.). Проведите экскурсию по данной экспозиции для младших школьников, родителей, гостей школы.

edufuture.biz

Презентация по технологии на тему: «Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства.» (5 класс)

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства 5 класс Подготовила учитель технологии первой категории МОБУ «Лесная СОШ» Лашина Любовь Владимировна

Композиция — это объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание.

Динамичная композиция — при которой создается впечатление движения. Статичная композиция — создает впечатление неподвижности. 1 2 3

Орнамент — это последовательное повторение отдельных узоров или целой их группы. Основное назначение орнамента украсить поверхность предмета, подчеркнуть его форму. Ритмическое повторение одного или нескольких элементов (мотивов) орнамента называется раппортом.

Ритм — чередование элементов, происходящее с определенной последовательностью, частотой. Ритм на кайме полотенца Ритмическая композиция народного текстильного орнамента Ритм в композиции одежды

Виды орнамента Растительный Животный Геометрический Птичий Меандровый Антропоморфный

Символика в орнаменте символы солнца Знаки плодородия

Симметрия – это принцип построения композиции , где элементы расположены правильно относительно плоскости, оси или центра. .

Асимметрия – это отсутствие симметрии.

Фактура- внешнее строение поверхности материала.

Доска , имитирующая текстуру натурального дерева Текстура дерева Тип текстуры: камень Тип текстуры: мрамор Текстура- рисунок материала, созданный природой.

Колорит- одно из самых важных средств эмоциональной выразительности, передающее цветовое богатство окружающего мира.

Стилизация передаёт характер изображаемого объекта, это своего рода карикатура на него. Стилизация- изменение реальной формы (фигуры, предмета) , её объемных и цветовых отношений.

Ахроматические Хроматические Цвета

Контрастные сочетания цветов Однотонные сочетания цветов Гармония цвета Однотонная гармония

Практическая работа Создание композиций с растительным орнаментом ( изготовление кухонной прихватки) – работа по индивидуальной технологической карте

Номер материала: ДВ-255904

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Вы первый можете оставить свой комментарий

Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

Грамота за использование ИКТ в работе педагога

Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

infourok.ru

Автор: Куликова Людмила Евгеньевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №46 с УИОП
Населённый пункт: город Сургут Тюменской обл. ХМАО-Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства.
Дата публикации: 08.01.2018
Раздел: среднее образование

Основы композиции и законы восприятия цвета при создании

предметов декоративно-прикладного искусства.

Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с

основными правилами, приёмами и средствами композиции и

законами восприятия цвета на примере предметов

Ознакомить с понятиями композиция, орнамент.

Ознакомить с основными правилами, приёмами и средствами композиции на

примере предметов декоративного искусства.

Ознакомить с видами и символикой в орнаменте.

Дидактические средства обучения: учебник технологии (§ 25-27),

ничных цветовых композиций.

Формы работы учащихся : в группах, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный,

Оборудование: ноутбук, презентация, тест, оформление классной доски изделиями ДПИ,

иллюстрациями ДПИ для проверки знаний учащихся, коллекция лоскута фактурного

материала, шаблоны, цветные карандаши, лист бумаги в клетку.

Термины и понятия урока: композиция, статика, динамика, ритм, симметрия,

асимметрия, фактура, текстура, колорит.

сравнивать предлагаемые образы, находить в них общее и различное (характер

формы, декор, цветовое решение);

под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке.

умение давать определение понятиям, находить ответы на вопросы в иллюстрациях,

презентациях, использовать свой жизненный опыт.

научатся участвовать в диалоге, на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с

одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их;

точно выражать свои мысли.

1. Организация урока

1.1.Активизация учащихся: – Добрый день!

Стали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели.

А теперь поздоровайтесь друг с другом, 1. с рядом сидящим по плечу,

2. с рядом сидящим по лицу.

2. Проверить знания учащихся полученные на прошлом уроке по теме «Декоративно-

2.2. — На прошлом уроке у нас в классе был в «гостях» музей ДПИ и некоторые экспонаты

они оставили нам, но вот незадача подписи на экспонатах кто-то поменял и зашифровал.

Помогите навести порядок.

(Учащиеся рассматривают подписанные вещи, расшифровывают и прикрепляют верное

— Давайте проговорим верно ли вы справились с задачей. ВЫШИВКА, ГОНЧАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО,

ВЯЗАНИЕ, РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ, РОСПИСЬ ПО ТКАНИ, ШИТЬЁ, ТКАЧЕСТВО,ЛОСКУТНОЕ

-Молодцы, справились с заданием. А как вы думаете сохранились ли эти виды ремесел в сегодняшнее

-Какие вещи несут в себе народные и традиционные исполнения.( сувениры, костюмы)

3. Изложение нового материала.

Люди на Руси всегда стремились к красоте, замечали её

вокруг себя в обычных на первый взгляд предметах и явлениях. Восход солнца, снегопад,

прощальный хоровод осенних листьев – всё мило сердцу человека. Русский человек

своими руками создавал красоту вокруг себя. Красоту особую, для своей семьи, своих

Люди давно заметили, что в природе всё подчиняется тем или иным законам И перенося

объекты природы в своё творчество мастера подчинялись законам композиции.

Подвести учащихся к осознанию целей и задач.

Какова же тема урока? (СЛАЙД 2)

О композиции в вещах и предметах.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Молодцы. Вот вы самостоятельно и сообщили цель урока.(Если учащиеся затруднились с

определением цели ,то учитель формулирует сам цель урока)

Цвет. Композиция на основе контрастов.

С давних времен человек стремится создать изделия, отличающиеся гармонией функций,

формы и декоративной отделкой. Вот почему очень важно сделать за ранее эскиз изделия,

чтобы оно гармонировало с последующей отделкой.

На уроках технологии важно не только освоить основы мастерства, но и творчески

соединить при изготовлении изделия технологические знания и знания полученные на

уроках изобразительного искусства.

Цветовое решение изделия также имеет очень важное значение для восприятия.

Контрастные по цвету сочетания получаются при произвольном сопоставлении чистых

цветов: красного, желтого, синего.

В цветовом решении изделия важную роль играет не только цветовой контраст, но и

гармоничное сочетание различных цветов.

Из уроков изобразительного искусства вам известен цветовой круг, в котором цвета

радуги расположены в определенной последовательности: шесть основных цветов и шесть

д и а м е т р а л ь н о

п р о т и в о п о л о ж н ы е

н а ч и н а ю т с я

дополнительными(красный и зеленый, синий и оранжевый).Сочетание двух или более

цветов называются ГОРМОНИЧНЫМИ.

связанные через равносторонние и равнобедренные треугольники, или четырех цветов,

связанные через квадрат и прямоугольники.

Треугольники, прямоугольники, квадраты можно вращать внутри круга получая все новые

Работа в группах

-задания для групп

1 группа. написать на листочках сочетание двух цветов

2. группа. написать сочетание трёх цветов равностороннего треугольника.

3. горуппа написать сочетание четырёх цветов квадрата,

4 группа. написать сочетание четырёх цветов прямоугольника.

-каждый ученик зачитывает свои цвета.

на разграниченных квадратах выполнить рисунок из треугольников и квадратов и

закрасить в сочетании из четырех цветов.

рефлексия первого урока:

итог: полученные работы прикрепляются на доске и делаем общее обсуждение, что

получилось или не получилось.

Вопросы к обучающимся:

Посмотрите на слайды (слайд №1, №2) и скажите, что общего вы здесь увидели? Сможете

ли вы определить, чем мы будем заниматься на уроке? работа с учебником пар 26-27.

Вопрос: Знаете ли вы, что означает понятие композиция?

Составление, соединение в одно целое отдельных частей в определенном, строгом

порядке называется композицией. (слайд №2) Взятые вместе, эти части должны

создавать определенную форму. В декоративно- прикладном искусстве композиция – это

расположение изобразительных элементов по определенной схеме с целью наибольшей

выразительности содержания произведения.

В правильно построенной композиции все связанно, убрать какую-либо деталь

невозможно без ущерба для целого, так как красота и цельность рисунка потеряются, и

композиция утратит свою гармонию.

Вопрос: Как вы считаете, что нужно знать при составлении композиции?

Создавая декоративное изделие, нужно учитывать основные правила, приёмы и

средства композиции, известные вам из уроков ИЗО.

(составление кластера) Задание учащимся по группам: найдите в учебнике

правила, приемы и средства композиции.

1-2я группы —Правила.

Композиция может быть статичной (замкнутой), которая передает состояние покоя,

устойчивости, и динамичной, которая передает движение, ощущение простора. (слайд

№4) Задание: Определите, на каком из рисунков передана динамика, а на каком статика?

3-4 я группы- Приемы композиции.

Симметрия и асимметрия.

Симметрия ( с греческого переводится как соразмерность.)- это принцип построения

композиции , где элементы расположены правильно относительно плоскости, оси или

Асимметрия – отсутствие симметрии. Это не значит, что не соблюдается равновесие

композиции- асимметричная форма воспринимается постепенно.

Задание: на столе лежат картинки с изображением симметричных и асимметричных

изображений определить и прикрепить на доску(или показать, подняв карточки в верх)

Вопрос: В чем различие симметрии от асимметрии? (слайды № 5, 6)

Передача ритма. (Ритм – чередование, каких либо элементов)

Выделение центра, равновесие частей. (В композиции есть главное и второстепенное,

соподчиненное. Главное – это то, что в первую очередь должно привлекать внимание,

заключать в себе идею, замысел данного мотива. Главная деталь узора должна быть

логически связана и уравновешена с второстепенными деталями. Главное не всегда может

быть расположено в центре композиции. Его можно выделить с помощью цвета,

контрастного по отношению к второстепенным деталям узора, или за счет его величины,

Задание: Ребята, посмотрите, на эту кайму, что вы замечаете? ( Приложение 2)

( чередование одних и тех же элементов). Попробуйте дать определение понятию ритм.

Найдите, в представленных работах, ритм.

3-я группа — Средства композиции (слайды №7-9)

Фактура — внешнее строение поверхности материала. Фактура может быть шероховатая и

гладкая, матовая и глянцевая и т. д.

Текстура- рисунок материала, созданный природой. Искусственные материалы могут

имитировать текстуру древесины, камня, кожи и т. д.

Колорит – (от лат. – «цвет», «краска») — одно из самых важных средств эмоциональной

выразительности, передающее цветовое богатство окружающего мира.

Для создания предметов декоративного искусства очень важно уметь трансформировать

реальные формы окружающих предметов в условные, то есть стилизовать их (слайд №10).

Стилизация- изменение реальной формы (фигуры, предмета), её объемных и цветовых

отношений. Один и тот же предмет можно изучать и отображать бесконечно, постоянно

открывая его новые стороны в зависимости от поставленной задачи

(пример рис. 106, с. 160 учебника, стилизация лебедя, бабочки).

Задание. Посмотрите на представленные вышивки, и скажите, что на них стилизованно?

на доске прикреплены ваши работы с первого урока. Охарактеризуйте их.

физ минутка. Игра « верю- не верю»

верю- хлопаем в ладоши

не верю – топаем ногами

я читаю утверждения ,если вы согласны с ним т.е верите, то –хлопаем, нет –топаем.

1.Статичная композиция передаёт движение – ноги ( динамичная композиция)

2.Асимметрия – это отсутствие симметрии – руки

3. Композиция означает составление, соединение – руки

4. Фактура – средство эмоциональной выразительности – ноги ( колорит)

5.Стилизация – средство композиции связанное с изменение реальных форм( руки)

Построение чертежа шаблона квадрата.

1.На картоне вычертить квадрат 7Х7 , самоконтроль углы должны быть прямые

2. Во внутрь квадрата отступить на 1 см. в каждом углу квадрата, самоконтроль 1х1.

3. вершины маленьких квадратов соединить, самоконтроль внутренний квадрат 5х5.

portalobrazovaniya.ru

Всероссийский музей декоративного искусства 0+

Это место — единственный в стране музей, владеющий богатой коллекцией предметов отечественного декоративного искусства XVIII—XX столетий.

Музей занимает старинное здание, известное в народе как усадьба Остермана. С XVII столетия усадьбой владели бояре Стрешневы, а в 1783 году её унаследовал граф Иван Остерман. Несколько лет спустя титул графа Остермана был передан Александру Толстому, впоследствии ярко проявившему себя в войне с Наполеоном. К концу XVIII века центральное усадебное строение было кардинально изменено неизвестным зодчим и приобрело вид, близкий к современному.

После 1945 года в усадьбе размещались Президиум Верховного совета и Совет Министров РСФСР. В 1981 году здание было передано Всероссийскому музею декоративного искусства — преемнику Кустарного музея, созданного меценатом Сергеем Морозовым в 1885 году.

Сегодня в музейном собрании представлены предметы из металла, лаковые изделия, фарфор, стекло, работы современных авторов. Большую ценность имеют шедевры русского модерна, созданные Михаилом Врубелем, Сергеем Конёнковым, Александром Головиным и другими известными художниками; агитационный фарфор и текстиль 1920–1950-х годов, редкие книги. В особом архивном фонде содержатся уникальные рукописи.

Дополнительную информацию можно узнать в Facebook и «ВКонтакте».

kudago.com

Презентация по искусству «Декоративно-прикладное искусство» (9 класс)

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Декоративно-прикладное искусство — раздел декоративного искусства, охватывающий ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту. Декоративно-прикладное искусство живет вместе с народом, уходя корнями в древность и развиваясь в наши дни.

Декоративно-прикладное искусство занимается обработкой утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.)

Особенности произведений декоративно-прикладного искусства Обладают эстетическим качеством Рассчитаны на художественный эффект Служат для оформления быта и интерьера

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества. Его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, а с начала XX века — с художественным конструированием и дизайном.

Человек издавна стремился украсить свое жилище и предметы быта. При изготовлении любой вещи народный мастер думал не только о ее практическом назначении, но и о красоте. Из самых простых материалов — дерева, металла, камня, глины — создавал он истинные произведения искусства, передававшие поэтическое представление мастера об окружающем мире.

Древнейшим произведениям декоративно-прикладного искусства свойственны исключительная содержательность образов, внимание к эстетике материала.

В народном искусстве всегда находила свое отражение родная природа. Цветы и травы, изображения зверей и птиц, солнца и неба, земли и воды — центральное изображение в произведениях народного творчества.

Но с началом классового расслоения общества всё большее значение приобретает интерес к богатству материала и декора, к их редкостности и изысканности.

После Великой Октябрьской социалистической революции её идеи и цели вдохновляли художников, видевших в искусстве одно из действенных средств революционной агитации.

Задача создания комплексного убранства квартиры рабочего человека в советской стране открывала путь для творческих исканий конструктивистов в СССР.

В постсоветское время произведения декоративно-прикладного искусства также стали отражать дух своего времени.

ЯЗЫК И ЗАКОНЫ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

Декоративно-прикладное искусство имеет свой язык и законы. Оно передает характерное и выразительное окружающего мира. Художник творчески перерабатывает формы, найденные в природе, с учетом конкретного материала, его декоративных достоинств и особенностей технологической обработки.

Особенности языка декоративно-прикладного искусства Стилизация или точность форм Выявление и обыгрывание фактуры и пластических свойств материала Использование орнаментов, включающих как мотивы традиционных изображений, так и авангардные формы.

Композиция в декоративно-прикладном искусстве Композиционное построение декора основано на гармонии частей и целого. Современные изделия декоративно-прикладного искусства созданы с учетом народных традиций и моды сегодняшнего дня.

До сих пор самыми популярными предметами этого искусства являются изделия из стали, ковры, сделанные вручную и украшенные традиционным орнаментом (в восточных странах); керамика, предметы из морских раковин (в южных странах); изделия из янтаря (в Прибалтике); ритуальные маски (в Африке); фарфор, ткани, расписанные цветами, фруктами, фантастическими животными, (в Китае и Японии) и т. д.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОТРАСЛЕЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Во второй половине XIX века в академической литературе утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства По материалу По технике выполнения По функциональным признакам Использования предмета

По материалу керамика текстиль металл дерево

По технике выполнения резьба роспись вышивка набойка литьё чеканка и т. д.

По функциональным признакам использования предмета мебель посуда игрушки

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Батик – ручная роспись по ткани

Гобелен — стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей.

Изонить (нитяна?я графика) — графическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании.

Резьба по камню — процесс придания камню требуемой формы и внешней отделки при помощи распиловки, токарной обработки, сверления, шлифовки, полировки.

Резьба по дереву — один из видов художественной обработки дерева .

Резьба по кости — искусство вырезания орнаментов и фигур из кости

Керамика — изделия из глины и ее смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.

Вышивание — рукодельное искусство украшать узорами ткани и материалы.

Вязание — создание изделия из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью спиц, крючка.

Макраме — техника узелкового плетения.

Ковроделие – производство ковров (художественных текстильных изделий, обычно с многоцветными узорами или изображениями).

Ювелирное искусство – изготовление художественных изделий преимущественно из драгоценных металлов.

Художественная обработка кожи – изготовление из кожи предметов бытового и декоративно- художественного назначения.

Художественная обработка металла – изготовление из металла предметов бытового и декоративно- художественного назначения.

Пирография — выжигание по дереву.

Витраж — произведение из цветного стекла, предназначенное для заполнения проёма в архитектурном сооружении.

Бисероплетение — вид декоративно-прикладного искусства, рукоделия; создание украшений, художественных изделий из бисера.

Оригами — складывание фигурок из бумаги.

Лоскутное шитьё — сшивание цельного изделия из лоскутков с определённым рисунком.

Плетение — изготовление жестких конструкций из нитей, стеблей растений, волокон, прутьев и т. д.

Декупаж — техника украшения с помощью вырезанных бумажных мотивов по ткани, посуде, мебели и пр.

НАСЛЕДИЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Много прекрасных образцов декоративно-прикладного искусства можно увидеть в художественных, исторических, краеведческих и этнографических музеях, а также в книгах, альбомах. Каждая выставка народного искусства — это всегда открытие мира красоты и мудрости. Изделия, сработанные старыми и современными художниками, неизменно вызывают восхищение посетителей, а у некоторых появляется желание следовать примеру народных мастеров.

Как называется вид декоративно-прикладного искусства?

ОТВЕТЫ Резьба по кости Вязание Изонить Пирография Макраме Резьба по дереву

Творческое задание 1. Подготовьте сообщение или презентацию об одном из видов декоративно-прикладного искусства. 2. Выполните эскиз росписи по мотивам одного из народных промыслов (Городец, Хохлома, Дымково и др.) 3. Выполните работу одного из видов декоративно- прикладного искусства.

К учебнику: Искусство. 8-9 классы. Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д.М.: 2009. – 190 с.

К уроку: Дар созидания

Номер материала: ДВ-509663

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

Грамота за использование ИКТ в работе педагога

Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

infourok.ru