Решения волостных судов при рассмотрении дела

Новое рассмотрение дела после отмены судебного решения судом кассационной инстанции

После отмены приговора или постановления судом кассационной инстанции суд первой или апелляционной инстанции осуществляет новое рассмотрение дела в соответствии с требованиями раздела IV, гл. 31 раздела V УПК, установленных для судебного производства в первой инстанции или в суде апелляционной инстанции соответственно. Рассмотрение дела начинается с подготовительного производства и осуществляется другим составом суда, который в соответствии со ст. 35 УПК определяется автоматизированной системой документооборота с учетом обстоятельств, указанных в ст. ст. 75 и 76 УПК.

Особенностями нового рассмотрения являются:

1) обязательное выполнение судами первой и/или апелляционной инстанций указаний суда кассационной инстанции;

Такие указания, а также выводы и мотивы, по которым отменены судебные решения, могут касаться только вопросов правильности применения и толкования материального и процессуального права, а также соразмерности наказания тяжести уголовного правонарушения и личности осужденного.

2) ограничения возможности применения судами закона о более тяжкое уголовное преступление или ужесточение наказания;

3) указания суда кассационной инстанции могут касаться вопросов:

o необходимости применения той или иной статьи уголовного закона судами первой или апелляционной инстанций;

o доказанности или недоказанности в уголовном производстве тех или других обстоятельств;

o убедительности тех или иных доказательств или обязательности для судов первой или апелляционной инстанций при вынесении судебного решения ссылаться на те или иные доказательства; определение наказания, которое следует применить по результатам нового рассмотрения судом первой или апелляционной инстанций.

Поскольку указания суда кассационной инстанции, кроме названных, являются обязательными для суда первой или апелляционной инстанций при новом рассмотрении, суд кассационной инстанции, отменяя судебные решения с направлением дела на новое рассмотрение, должен указать в постановлении, какие нарушения норм материального и/или процессуального права привели к отмене судебного решения, какие обстоятельства должны быть обязательно выяснены при новом судебном рассмотрении, какие процессуальные действия должны быть совершены при новом рассмотрении. Невыполнение указаний суда кассационной инстанции при новом рассмотрении дела судами первой или апелляционной инстанции допускается в случаях, когда такие указания невозможно выполнить по объективным причинам.

Суд первой или апелляционной инстанции при осуществлении нового рассмотрения может назначить более суровое наказание или применить закон о более тяжкое уголовное преступление лишь в случае отмены судом кассационной инстанции именно приговора, а не постановления, и при условии, что оно было отменено в связи с необходимостью применения закона о более тяжкое уголовное преступление или ужесточение наказания по кассационной жалобе прокурора, потерпевшего или его представителя.

Ограничения по возможности применения судами закона о более тяжкое уголовное преступление или ужесточение наказания по сравнению с общим порядком судебного разбирательства заключается в следующем:

— суд первой или апелляционной инстанций при новом рассмотрении может применить закон о более тяжкое уголовное преступление или ужесточение наказания, если решение суда первой или апелляционной инстанций было отменено в связи с необходимостью применить закон о более тяжкое уголовное преступление или ужесточение наказания по кассационной жалобе прокурора, потерпевшего или его представителя, поданных по указанным мотивам;

— если при новом рассмотрении будет установлено, что обвиняемый совершил более тяжкое уголовное преступление, или если увеличился объем обвинения (если, например, прокурор в соответствии со ст. 341 УПК выдвинул дополнительное обвинение), суд может применить закон о более тяжкое уголовное преступление или ужесточение наказания. Вместе с тем, если кассационная жалоба прокурора, потерпевшего или его представителя были поданы в связи с необходимостью применить закон о более тяжкое уголовное преступление или ужесточение наказания, а суд кассационной инстанции отменил судебные решения с направлением материалов уголовного дела на новое рассмотрение по другим основаниям, а при новом рассмотрении не было установлено, что обвиняемый совершил более тяжкое уголовное преступление, не увеличился объем обвинения, суд при новом рассмотрении не может усилить наказание или применить закон о более тяжкое уголовное правонарушение.

в Соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 436 УПК к полномочиям суда кассационной инстанции отнесена возможность при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 284 УПК, отменить судебные решения и закрыть уголовное производство. Об отмене судебного решения и прекращении производства по основаниям, предусмотренным ст. 284 УПК, суд кассационной инстанции выносит определение.

Судебные решения, принятые по результатам нового рассмотрения в судах первой или апелляционной инстанций, могут быть пересмотрены на общих основаниях согласно раздела V УПК.

studbooks.net

Судебная реформа 1864 г. и создание мировой юстиции в России.

В ноябре 1864 г. после длительного и тщательного рассмотрения проектов были утверждены и вступили в силу основные акты судебной реформы: Учреждения судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского судопроизводства и Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

В Указе Правительствующему Сенату «Об учреждении судебных установлений и о Судебных Уставах» от 20 ноября 1864 г. император Александр II указал: «Рассмотрев сии проекты, Мы находим, что они вполне соответствуют желанию Нашему водворить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных Наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе Нашем то уважение к закону, без коего невозможно общественное благосостояние и которое должно быть постоянным руководителем действий всех и каждого, от высшего до низшего».

Судебными уставами 20 ноября 1864 г. провозглашались принципы равенства всех перед судом, независимости суда от администрации, несменяемости судей, гласности, устности, состязательности; презумпция невиновности; право обвиняемого на защиту; оценка доказательств по внутреннему убеждению судьи; основанием вынесения приговора стала виновность. Этому, безусловно, способствовало создание института судебных следователей, адвокатуры, суда присяжных и преобразование прокурорского надзора.

Согласно новому пореформенному законодательству, в соответствии с судебными уставами 20 ноября 1864 г., в России вводились две системы судебных учреждений: коронный и мировой суды.

Общие судебные установления были представлены окружными судами, судебными палатами и Правительствующим сенатом.

Окружные суды создавались на несколько уездов и состояли из председателя, его товарища и членов суда. Они могли быть разделены на отделения, в которых для исполнения обязанностей председателя и состояли его товарищи (ст. 77, 78 Общих учреждений судебных установлений. Свод законов Российской империи. Т.16. Ч.1. Судебные уставы). Судебные уставы предусматривали привлечение в качестве членов окружного суда к участию в его заседаниях и судебных следователей. В составе окружных судов создавались присутствия для рассмотрения уголовных и гражданских дел по первой инстанции; причем окружной суд выступал и в роли второй инстанции по отношению к съездам мировых судей, проверяя законность выносившихся ими решений.

Председатель и члены окружного суда назначались императором по представлению министра юстиции, который, рекомендуя к назначению кандидатов, должен был считаться с мнением общего собрания данного съезда. При этом судебные уставы 20 ноября 1864 г. установили, что председателем и членом судебных органов, могли быть исключительно лица, имеющие высшее юридическое образование, стаж работы, определенное имущество и соответствующие целому ряду других жестких и многочисленных требований.

Вышестоящей по отношению к окружным судам инстанцией являлись судебные палаты, которые пришли на смену действовавшим ранее в каждой губернии палатам гражданского и уголовного суда. Они создавались в каждом округе, состоявшем из нескольких губерний в соответствии с особым для них расписанием. Судебным законодательством предусматривалось деление палат на департаменты, председатель и члены которых назначались царем по представлению министра юстиции.
К кругу действий судебных палат относились: принятие решений о предании суду; разбирательство по первой инстанции дел о государственных преступлениях и «преступлениях по должности», контроль за обоснованностью и законностью решений окружных судов по гражданским делам и их приговоров, вынесенных по уголовным делам, но без участия присяжных заседателей или сословных представителей. В последнем случае палата действовала в качестве апелляционной инстанции по отношению к окружным судам (ст. 110–113 Общих учреждений судебных установлений. Свод законов Российской империи. Т.16. Ч.1. Судебные уставы).

Правительствующий Сенат выступал в качестве верховного кассационного суда империи. В его составе было два кассационных департамента — по гражданским и уголовным делам, в каждый из которых назначался первоприсутствующий. Весь состав сената назначался императором по представлению министра юстиции.
В ведение Сената входило рассмотрение дел по жалобам и протестам на явные нарушения, при постановлении окончательных приговоров, прямого смысла закона; просьб и представлений о пересмотре, в связи со вновь открывшимися обстоятельствами, приговоров, вошедших в законную силу и дел о преступлениях и проступках по службе, которые подведомственны рассмотрению кассационных департаментов в особом порядке судопроизводства.

Мировые суды создавались в уездах и предназначались для рассмотрения малозначительных уголовных и гражданских дел.
Впрочем, к местным судебным установлениям относились и сельские суды, действие которых было предусмотрено принятым в феврале 1861 г. Общим положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. При его введении предполагалось, что сословный суд по крестьянским делам будет действовать до реализации судебных преобразований в стране, но реформа 1864 г. его не ликвидировала. Эти суды, получившие название волостных, состоя из председателя и не менее чем двух членов, рассматривали мелкие имущественные споры и дела о проступках членов сельских общин. Для избрания волостным судьей требовались: наличие российского подданства, возрастной ценз — достижение 30-летнего возраста, грамотность, отсутствие судимости и целый ряд других условий. В отличие от мировых судов их система избрания была многоступенчатой. Сельские сходы должны были избрать по одному выборщику от ста жителей, и лишь потом выборщики голосованием называли из своего состава председателя и необходимое число членов волостного суда. Выбирались они на 3-х летний срок.

Контролирующим органом для волостных судов являлись верхние сельские суды, в состав которых входили председатели всех волостных судов. В первые годы существования решения волостного суда даже не подлежали обжалованию, и лишь в 1866 г. было введено право апелляции к местным съездам мировых посредников, а с 1874 г. — уездным по крестьянским делам присутствиям.

Возвращаясь же к мировой юстиции в России, следует отметить, что мировой суд, по мысли законодателя, должен был дать не только ближайшее средство для решения пререканий о праве в делах, требующих, прежде всего, скорого решения на местах и наглядного знания местных обстоятельств и отношений, но и способствовать охране общественного порядка и спокойствия посредством разбора многочисленных дел о маловажных преступлениях и проступках.

В связи с тем, что эти суды должны были стать ближайшими к населению и его проблемам, их учреждение было тесно связано с административно-территориальным делением областей и губерний Российской империи. Каждый уезд с входившим в него городом, а порою и отдельно крупный город составляли мировой округ, который в свою очередь делился на несколько участков. В каждом участке и должны были вступить в работу участковый и почётный мировые судьи (ст. 12–16 Общих учреждений судебных установлений). Что касается функциональных обязанностей последних, то они, не получая за свою работу жалования (ст. 50 Общих учреждений судебных установлений), временно замещали мировых участковых судей во время их отсутствия. Создавая должность почётного мирового судьи, составители судебных уставов надеялись, что учреждение, как почётных, так и участковых мировых судей будет воспринято в обществе с неменьшим »сочувствием», которое наблюдалось при введении института мировых посредников. Каждому почётному мировому судье должно было быть предоставлено право разбора всех тех гражданских или тяжебных дел, которые по правилам гражданского судопроизводства предоставлялись разбору мировых судей. При этом мировые судьи, как почётные, так и участковые, пользовались одинаковыми правами и преимуществами (ст. 66 Общих учреждений судебных установлений). От воли »тяжущихся» зависело обращение к разбирательству их дел у участкового или почётного мирового судьи.

Рассмотрению мировых судей подлежали мелкие уголовные и гражданские дела. В отношении последних мировые судьи разрешали иски, не превышающие стоимости в 500 рублей. Что же касается размеров наказания за уголовные преступления, налагаемых мировыми судьями, то они ограничивались денежным штрафом не более 300 рублей, арестом до трёх месяцев и тюремным заключением до одного года (ст. 66 Общих учреждений судебных установлений).
При этом принимались во внимание не только характер правоотношения и цены иска, но и применялся дополнительный критерий, связанный со сроком защиты нарушенного права, т. к. считалось, что его пропуск усложняет рассмотрение дела у мировых судей и дело должно рассматриваться в общих судебных установлениях. Соглашение об изменении подсудности в мировых судебных учреждениях могло быть заключено только в отношении подсудности, определяемой местом жительства или пребывания ответчика.

Как мы видим, институт мировых судей в качестве местного суда учреждался для дел меньшей важности и по возможности в близости к нуждающимся в нём жителям.

Вследствие чего основные положения придают мировому суду особый характер, выделяя его из общей системы судебных учреждений. К числу таких особенностей мировых судебных установлений можно отнести и то, что мировые судьи назначались по выборам, тогда как другие чины судебного ведомства должны были определяться от правительства. Избирались мировые судьи (участковые и почётные) на три года местными органами городского и земского самоуправления в лице уездных земских собраний и городских дум. Причём для занятия должности мирового судьи не требовались столь строгие условия в отношении юридического образования, как для членов общих судов. Возрастной ценз составлял не менее 25 лет, а образовательный заключался в получении диплома об окончании высшего или среднего юридического учебного заведения или судебной практики в течение не менее трёх лет (ст. 19 Общих учреждений судебных установлений). Ещё одной отличительной чертой мировых судебных установлений являлось и то, что рассмотрение дел в камерах мировых судей производилось при упрощённом судопроизводстве и сокращённом делопроизводстве.

Собрание как почётных, так и участковых мировых судей каждого мирового округа составляло высшую мировую инстанцию, именуемую съездом мировых судей. Председатель съезда выбирался из мировых судей. Съезды собирались в назначенные сроки на сессии для окончательного решения дел, подлежащих мировому разбирательству, а также для рассмотрения в кассационном порядке просьб и протестов об отмене окончательных решений мировых судей. Дело, поступившее на рассмотрение съезда, который являлся апелляционной инстанцией для мировых судей округа, могло быть обжаловано в кассационном порядке только в Сенате. При съездах мировых судей состояли секретари, а в случае надобности и их помощники, для исполнения же решений при съездах назначались особые судебные приставы (ст. 51–63 Общих учреждений судебных установлений).

Гражданский и уголовный процессы приобрели совершенно иной вид согласно уставам гражданского и уголовного судопроизводств 1864 г., нежели дореформенный, присущий старым судебным установлениям. Гражданский иск предъявлялся мировому судье в письменной или устной форме, после чего ответчик вызывался повесткой в суд. При рассмотрении дела в суде истец и ответчик должны были дать устные показания; помимо них показания давали свидетели и учитывались другие доказательства. При обсуждении дела в судебный процесс при желании любой из сторон мог быть включён адвокат. После завершения рассмотрения дела мировой судья единолично принимал и оглашал решение, передавая истцу исполнительный лист для предъявления его в органы полиции, волостное правление или судебному приставу при мировом судье. Ещё более сложным был уголовный процесс, распадающийся на несколько стадий.
В таком виде мировой суд должен был быть введен на значительной территории Российской империи.

Безусловно, впереди предстояли еще долгие годы борьбы за действительно независимые органы правосудия, что в условиях самодержавной власти в России было практически невозможно. Вместе с тем проводникам судебных преобразований удалось сделать главное — изменить характер дореформенного судоустройства и судопроизводства и приблизить его к уровню западноевропейских государств XIX в.

Судебная реформа в корне изменила судоустройство и процессуальное право Российской империи. В соответствии с судебными уставами 1864 г. вводились принципы независимости судей и всесословности суда, учреждались суды с участием присяжных заседателей и реально действующая, настоящая адвокатура. Последнее стало возможно только благодаря закреплению принципов состязательности, гласности и устности судебного процесса. Значительные изменения претерпели и органы прокурорского надзора, которые смогли сосредоточить основную работу на выполнении своих прямых обязанностей в суде.
Несмотря на значительную незавершенность политических и социально-экономических преобразований в стране, правовая реформа в области судоустройства и судопроизводства стала одной из самых значительных реформ в государстве. Не даром современники так отзывались о результатах судебной реформы: «…Никогда, — ни раньше, ни позже — суд не стоял на такой высоте, как в то время, когда он был только что реформирован. И его твердое и в то же время гуманное направление отражалось и на всех остальных отраслях производства. И магистратура, и прокуратура, и следственная часть, и адвокатура, глубоко проникнутые важностью возложенной на них задачи, проявляли редкую солидарность. На суд смотрели, как на храм правосудия; люди, призванные этот суд вершить, священнодействовали».


Зозуля И.В.,
кандидат юридидических наук,
кандидат исторических наук,
доцент, зам. декана по научной работе
и информатизации исторического факультета
Ставропольского государственного университета

www.mirsud.pskov.ru

Решения волостных судов при рассмотрении дела

Взаимосвязанные положения части первой статьи 320, части второй статьи 327 и статьи 328 признаны Постановлением Конституционного Суда РФ от 21.04.2010 N 10-П не соответствующими Конституции. В той мере, в какой они не предоставляют лицам, о правах и об обязанностях которых мировой судья принял решение без привлечения этих лиц к участию в деле, право апелляционного обжалования данного судебного решения, а также не предусматривают правомочие суда апелляционной инстанции направлять гражданское дело мировому судье на новое рассмотрение в тех случаях, когда мировой судья рассмотрел дело в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных о времени и месте судебного заседания, или разрешил вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционных жалобы, представления вправе:

оставить решение мирового судьи без изменения, жалобу, представление без удовлетворения;

изменить решение мирового судьи или отменить его и принять новое решение;

Абзац четвертый статьи 328 по своему конституционно-правовому смыслу не препятствует суду апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционных жалобы, представления отменить решение мирового судьи в случае рассмотрения им дела с нарушением правил подсудности и направить дело в тот суд, к подсудности которого данное дело отнесено законом, или (в случае, если данное дело подсудно самому суду) принять его к своему производству в качестве суда первой инстанции (Определение Конституционного Суда РФ от 03.07.2007 N 623-О-П).

отменить решение мирового судьи полностью или в части и прекратить судебное производство либо оставить заявление без рассмотрения.

Комментарий к статье 328

1. Положения комментируемой статьи повторяют нормы ст. 318.9 ГПК РСФСР. Полномочия апелляционной инстанции во многом сходны с полномочиями кассационной инстанции, за исключением права отмены решения полностью или в части и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Суд апелляционной инстанции при обнаружении ошибки, допущенной мировым судьей, должен самостоятельно исправить эту ошибку. При необходимости истребования новых доказательств, исследования новых обстоятельств районный суд должен сделать это самостоятельно и, если это необходимо, отложить разбирательство дела для вызова свидетелей, назначения экспертизы и т.д.

2. Изменение решения суда возможно в тех случаях, когда допущенные судом нарушения не повлияли на резолютивную часть решения суда, определяющую материальные права и обязанности сторон спора по заявленным требованиям.

Новым является решение, противоположное по содержанию решению суда первой инстанции в отношении требований, заявленных при рассмотрении дела мировым судьей. Прекращение производства по делу осуществляется по основаниям, предусмотренным ст. 220, а оставление заявления без рассмотрения — ст. 222 ГПК РФ.

grazhd-processualniy-kodeks-rf.com

ПРАВИЛА Кабинета министров от 26.03.1996 N 80 «ПРАВИЛА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИРОТСКИХ СУДОВ и ВОЛОСТНЫХ СУДОВ»

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПРАВИЛА

от 26 марта 1996 года N 80

Рига (протокол N 16, з19)

ПРАВИЛА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИРОТСКИХ СУДОВ

И ВОЛОСТНЫХ СУДОВ

Изданы согласно части пятой статьи 5

закона «О сиротских судах и волостных судах»

I. Общие вопросы

1. Настоящие правила определяет порядок, в котором согласно закону «О сиротских судах и волостных судах» (Латвияс Вестнесис, 1995, N 182) осуществляют свою деятельность сиротские суды (волостные суды).

2. Сиротский суд имеет печать с полным наименованием учреждения. Сиротский суд, осуществляющий нотариальные функции, и волостной суд имеют печать с изображением дополненного государственного малого герба Латвийской Республики и полным наименованием учреждения.

3. Председатель сиротского суда (волостного суда) и не менее двух членов суда в соответствии с условиями, упомянутыми в статьях 6 и 7 закона «О сиротских судах и волостных судах», избираются соответствующей думой (советом) самоуправления на три года.

4. Полномочия председателя сиротского суда (волостного суда) и членов суда начинаются с момента их избрания и прекращаются в момент истечения срока, упомянутого в пункте 3 настоящего правил, если они не избраны повторно.

5. в установленных статьей 8 закона «О сиротских судах и волостных судах» случаях полномочия председателя сиротского суда (волостного суда) и членов суда прекращаются до срока, упомянутого в пункте 3 настоящего правил, с момента, когда дума (совет) самоуправления приняла решение об освобождении от должности (от исполнения обязанностей) председателя сиротского суда (волостного суда) или соответствующего члена суда.

6. Вступая в должность (приступая к исполнению обязанностей), председатель сиротского суда (волостного суда) и члены суда дают думе (совету) самоуправления или ее председателю и подписывают торжественное обещание: «Обещаю быть преданным Латвийскому государству и его правительству, обязуюсь добросовестно в соответствии с убеждениями и знаниями выполнять доверенную мне должность, обещаю выполнять законы, решения правительства и самоуправления, не разглашать служебные тайны и осознавать, что за свою деятельность я должен буду нести ответственность перед законом».

7. Документы сиротского суда (волостного суда) оформляет работник, назначенный думой (советом) самоуправления.

8. При наличии большого объема работы сиротский суд (волостной суд) может иметь своего секретаря.

9. Секретарь сиротского суда (волостного суда) или упомянутый в пункте 7 настоящего правил работник (далее в тексте — секретарь) несет ответственность за делопроизводство и оборот документов в сиротском суде (волостном суде).

10. Соответствующее самоуправление предоставляет подходящие помещения для работы сиротского суда (волостного суда).

11. Согласно порядку, установленному законом «О самоуправлениях» (Латвияс Вестнесис, 1994, N 61; 1995, N 96), для обнародования обязательных правил дума (совет) самоуправления информирует жителей соответствующей территории о местонахождении и времени работы сиротского суда (волостного суда).

12. Если несколькими волостями образуется один волостной суд, самоуправления должны информировать жителей соответствующих волостей о местонахождении волостного суда.

13. Если в городе образовано несколько сиротских судов, самоуправление должно информировать жителей о подсудности части территории города конкретному сиротскому суду.

14. Об образовании, территории деятельности, местонахождении и времени работы сиротского суда (волостного суда) дума (совет) самоуправления сообщает в Министерство благосостояния в месячный срок после образования соответствующего учреждения.

15. Председатель сиротского суда (волостного суда) и члены суда, а также секретарь не могут быть опекунами или попечителями по делам, подсудным соответствующему сиротскому суду (волостному суду).

16. Сиротский суд (волостной суд) при рассмотрении дела и принятии решений основывается на законах и выясненных по делу обстоятельствах.

II. Организация работы сиротского

суда (волостного суда)

17. Прием и сдача документов сиротского суда (волостного суда) оформляется путем составления акта, в котором должны быть указаны, какие дела делопроизводства, денежные суммы, ценные бумаги, драгоценности и документы переняты и отвечают ли они записям в соответствующих книгах. Акт приема-передачи подписывает лицо, которое сдает дела, и лицо, которое принимает дела.

18. Работой сиротского суда (волостного суда) с соблюдением положений частей второй и третьей статьи 21 закона «О сиротских судах и волостных судах» руководит председатель сиротского суда (волостного суда).

19. в случае необходимости для решения вопросов по организации работы председатель сиротского суда (волостного суда) назначает заседание, в котором принимают участие все члены сиротского суда (волостного суда). О таких заседаниях составляется протокол, подписываемый председательствующим в соответствующем заседании и лицом, которое вело протокол.

20. О времени и месте заседания сиротского суда (волостного суда) должно быть вывешено сообщение в помещениях сиротского суда (волостного суда).

III. Получение и оборот документов в

сиротском суде (волостном суде)

21. в сиротском суде (в волостном суде) ведутся следующие регистровые книги:

21.1. регистр дел об усыновлении;

21.2. регистр дел об опеке;

21.3. регистр дел о попечительстве;

21.4. регистр выполненных нотариальных функций;

21.5. книга завещаний;

21.6. актовая книга протестов простых векселей;

21.7. алфавитный регистр;

21.8. регистрационная книга полученных в сиротском суде (волостном суде) ценных бумаг и драгоценностей;

21.9. книга квитанций;

21.10. регистр нотариальных актов и заверений;

21.11. книга входящей корреспонденции;

21.12. книга исходящей корреспонденции.

22. Ведение и хранение регистровых книг, упомянутых в пункте 21 настоящего правил, осуществляется согласно закону «Об архивах» (Ведомости Верховного Совета и Правительства Латвийской Республики, 1991, N 21/22).

23. Документы, полученные в сиротском суде (в волостном суде), секретарь регистрирует в книге входящей корреспонденции в порядке получения документов, производя на соответствующем документе отметку о дате его получения и номере регистрации.

24. Если в сиротский суд (в волостной суд) представляется устная информация о необходимости обеспечения защиты личных и имущественных интересов несовершеннолетнего или недееспособного лица, председатель сиротского суда (волостного суда) или по его поручению секретарь вносят представленную информацию в протокол, подписываемый лицом, которое вело протокол.

25. Секретарь полученные документы передает председателю сиротского суда (волостного суда), который определяет их дальнейшее движение.

26. Если полученные документы не являются подсудными соответствующему сиротскому суду (волостному суду), они пересылаются по подсудности с письменным уведомлением об этом подателя соответствующих документов.

27. Решение о рассмотрении конкретного дела в заседании сиротского суда (волостного суда) принимает председатель сиротского суда (волостного суда).

28. Если получено подсудное сиротскому суду (волостному суду) заявление, председатель сиротского суда (волостного суда) в 15-дневный срок после получения соответствующего заявления может проводить необходимые мероприятия для проверки полученного заявления с заведением соответствующего проверочного дела.

29. Если дело может быть решено без рассмотрения его в заседании сиротского суда (волостного суда), оно находится на контроле и вносится в алфавитный регистр соответственно фамилии определенного несовершеннолетнего лица.

30. Председатель сиротского суда (волостного суда) подготавливает дело к рассмотрению, устанавливает лиц, которые могли бы дать объяснения по делу, и запрашивает необходимые для рассмотрения дела документы.

31. Каждому рассматриваемому делу присваивается номер, и к нему приобщаются все документы, относящиеся к конкретному делу.

32. Номера дел вносятся в соответствующий регистр в порядке рассмотрения дел.

33. После внесения номеров дел в соответствующий регистр каждое дело вносится в алфавитный регистр соответственно фамилии лица, находящегося под опекой или попечительством, или фамилии того лица, в отношении которого возбуждено дело.

34. Все остальные документы, полученные в сиротском суде (в волостном суде), приобщаются к делам соответственно номенклатуре дел.

35. При ответе на полученные документы в деле сохраняется копия ответа с датой и номером направленного ответа.

36. Если деньги, ценные бумаги и драгоценности сданы в сиротский суд (волостной суд) без заявления, составляется протокол, в котором должно быть отмечено, кто и что представил. Протокол после его прочтения подписывают лицо, представившее деньги или ценности, и председатель сиротского суда (волостного суда).

37. На счете депозитных сумм учитываются деньги, ценные бумаги и драгоценности, которые на время поступают в распоряжение сиротского суда (волостного суда), и при наступлении известных условий перечисляются или возвращаются лицу, представившему деньги или ценности.

IV. Заседания сиротского суда (волостного суда)

38. На заседание сиротского суда (волостного суда) приглашаются заинтересованные в деле лица (далее в тексте — лица, участвующие в деле), а также те лица, присутствие которых сиротский суд (волостной суд) считает необходимым для выяснения обстоятельств по делу.

39. До рассмотрения дела лица, участвующие в деле, имеют право ознакомиться с имеющимися в деле документами.

40. Приглашаемым на заседание сиротского суда (волостного суда) лицам своевременно высылают или вручают под расписку уведомление о явке на заседание сиротского суда (волостного суда).

41. Дело может быть рассмотрено в отсутствие приглашенного лица, если имеются сведения о том, что приглашенное лицо уведомлено о рассмотрении дела и не явилось на соответствующее заседание, а также не сообщило о причине неявки, или же местонахождение приглашенного лица неизвестно.

42. Если приглашенное лицо на заседание сиротского суда (волостного суда) не явилось по уважительным причинам и не ходатайствовало о рассмотрении дела в его отсутствие, сиротский суд (волостной суд) принимает решение об отложении рассмотрения дела.

43. Заседания сиротского суда (волостного суда) являются открытыми. Если кто-либо из лиц, участвующих в деле, обоснованно ходатайствует о рассмотрении дела в закрытом заседании, сиротский суд (волостной суд) может принять решение о рассмотрении дела в закрытом заседании, о чем производится отметка в протоколе заседания.

44. Вопросы об усыновлении рассматриваются в закрытом заседании.

45. Председатель сиротского суда (волостного суда) и члены суда заявляют о самоотводе от участия в рассмотрении дела, и лица, участвующие в деле, могут дать им отвод, если они, их супруги или их родственники по прямой линии или родственники первых трех степеней по боковой линии непосредственно заинтересованы в рассмотрении соответствующего дела.

46. Председателю сиротского суда (волостного суда) и членам суда дают отвод от участия в рассмотрении дела на основании их собственного ходатайства или просьбы какого-либо лица, участвующего в соответствующем деле. Лица, участвующие в деле, могут ходатайствовать об отводе председателя сиротского суда (волостного суда) и членов суда от участия в рассмотрении дела до момента начала заседания по соответствующему делу.

47. Сиротский суд (волостной суд) принимает решение об обоснованности заявленного ходатайства об отводе председателя сиротского суда (волостного суда) и членов суда от участия в рассмотрении соответствующего дела. Если ходатайство является обоснованным, рассмотрение дела откладывается и рассматривается другим составом сиротского суда (волостного суда). Если это не представляется возможным, дело направляется для рассмотрения в ближайший сиротский суд (волостной суд).

48. Заседания сиротского суда (волостного суда) открывает и ведет председатель сиротского суда (волостного суда), который знакомит лиц, участвующих в деле, с их правами и обязанностями.

49. Во время заседания лица, участвующие в деле, дают объяснения с разрешения председателя.

50. Председатель сиротского суда (волостного суда) и члены суда вправе задавать вопросы лицам, участвующим в деле.

51. Протокол заседания секретарь ведет по каждому рассматриваемому делу отдельно. Протокол ведется во время заседания.

52. в протоколе заседания должны быть указаны:

52.1. время (год, месяц, дата) и место заседания; начало и окончание заседания;

52.2. имя и фамилия председателя сиротского суда (волостного суда) и членов суда, а также секретаря;

52.3. название рассматриваемого дела;

52.4. присутствующие лица, участвующие в деле, и лица, участвующие в деле, которым было сообщено о заседа-нии, но которые на него не явились; причина неявки лиц, участвующих в деле, если таковая известна;

52.5. представленная председателем сиротского суда (волостного суда) информация об имеющихся по делу документах;

52.6. объяснения и ходатайства лиц, участвующих в деле, объяснения приглашенных лиц;

52.7. какие документы представлены в ходе рассмотрения дела и кто их представил;

52.8. решения об удалении из помещения заседания нарушителей порядка заседания (если таковые имелись);

52.9. обоснование принятия решения (если решение не записывается отдельно);

52.10. решение, срок и порядок его обжалования.

53. Если в ходе заседания устно были выражены отдельные просьбы или представлены объяснения, влияющие на рассмотрение дела, они должны быть внесены в протокол заседания. Председатель сиротского суда (волостного суда) может потребовать, чтобы лицо, участвующее в деле, которое выразило упомянутые просьбы или представило упомянутые объяснения, подписало их в протоколе заседания.

54. Начиная рассмотрение дела, председатель сиротского суда (волостного суда) знакомит лиц, участвующих в деле, со всеми имеющимися по делу документами. Сиротский суд (волостной суд) заслушивает объяснения лиц, участвующих в деле, зачитывает письменные заявления и выслушивает объяснения приглашенных лиц.

55. После всестороннего ознакомления с делом сиротский суд (волостной суд) совещается и принимает решение по вопросу большинством голосов. По наиболее важным вопросам сиротский суд (волостной суд) совещается в отдельном помещении и в совещании принимают участие только председатель сиротского суда (волостного суда) и члены суда.

56. После принятия сиротским судом (волостным судом) решения оно незамедлительно оглашается с объяснением порядка и срока обжалования решения.

57. Решения по делам, рассмотренным в закрытых заседаниях, оглашаются открыто, кроме решений по делам, которые рассмотрены по вопросам об усыновлении.

58. По сложным делам разрешается объявлять перерыв в заседании до следующего рабочего дня. О перерыве в заседании сообщает председатель сиротского суда (волостного суда). в таком случае решение о перерыве в заседании должно быть написано отдельно.

59. Решения сиротского суда (волостного суда) вносятся в протокол заседания или пишутся отдельно.

60. Если решение написано отдельно, оно подписывается председателем сиротского суда (волостного суда) и членами суда. в решении, написанном отдельно, должны быть указаны:

60.1. дата и год принятия решения;

60.2. инициалы и фамилия председателя сиротского суда (волостного суда) и членов суда, а также секретаря;

60.3. инициалы и фамилия лиц, участвующих в деле;

60.4. обоснование принятия решения;

60.5. четко сформулированное решение.

61. Решения, внесенные в протокол заседания, отдельно не подписываются.

62. Протокол заседания после заседания подписывает председатель сиротского суда (волостного суда) и члены суда, а также секретарь.

63. Лица, участвующие в деле, могут ознакомиться с делом у секретаря сиротского суда (волостного суда), и они имеют право получить копию соответствующего решения.

64. Если лицо, участвующее в деле, не участвовало в заседании, а решение сиротского суда (волостного суда) затрагивает его интересы, сиротский суд (волостной суд) направляет соответствующему лицу, участвующему в деле, копию принятого решения (если сиротскому суду (волостному суду) известно место жительства соответствующего лица, участвующего в деле).

65. Все решения сиротского суда (волостного суда) выполняются незамедлительно, кроме тех решений, выполнение которых приостановил районный (городской) суд, а также тех решений, для которых согласно законам необходимо утверждение в районном (городском) суде.

V. Опека и попечительство

66. Сиротские суды (волостные суды) согласно закону «О сиротских судах и волостных судах» ведут дела об опеке и попечительстве.

67. Если несовершеннолетнее лицо осталось без попечения родителей, то до момента назначения опекуна сиротский суд (волостной суд) принимает решение о выплате государственного социального пособия тому физическому лицу, которое осуществляет уход за соответствующим несовершеннолетним лицом и его воспитание, или самому несовершеннолетнему лицу, если сиротский суд (волостной суд) признает это возможным и несовершеннолетнее лицо старше 16 лет.

68. При получении заявления об установлении опеки председатель сиротского суда (волостного суда) проверяет, является ли конкретное дело подсудным соответствующему сиротскому суду (волостному суду).

69. Если конкретное дело об установлении опеки является подсудным соответствующему сиротскому суду (волостному суду), заводится соответствующее дело.

70. Если конкретное дело об установлении опеки не является подсудным соответствующему сиротскому суду (волостному суду), сиротский суд (волостной суд) полученное заявление направляет по подсудности, информируя об этом заявителя.

71. На каждое находящееся под опекой или попечительством лицо заводится отдельное дело. Одно общее дело об опеке заводится для несовершеннолетних лиц, имеющих общих родителей.

72. К делу об опеке приобщаются копия свидетельства о рождении несовершеннолетнего лица и документы, на основании которых установлена опека.

73. К делу о попечительстве приобщаются документы, на основании которых установлено попечительство.

74. Если дело прекращается из-за смерти лица, находящегося под опекой или попечительством, к делу приобщается копия свидетельства о смерти соответствующего лица.

75. Вопрос об установлении опеки рассматривается в заседании сиротского суда (волостного суда). О времени и месте заседания сообщается лицу, обратившемуся с ходатайством об установлении опеки, а также другим заинтересованным лицам по усмотрению сиротского суда (волостного суда).

76. При принятии решения об установлении опеки над несовершеннолетним лицом сиротский суд (волостной суд) соблюдает интересы несовершеннолетнего лица. Если несовершеннолетнее лицо старше семи лет, сиротский суд (волостной суд) при решении вопроса выслушивает желания несовершеннолетнего лица. При проведении беседы с несовершеннолетним лицом обязательно должен присутствовать педагог.

77. При назначении опекунов (нескольких опекунов) сиротский суд (волостной суд) каждому опекуну устанавливает конкретные обязанности.

78. Председатель сиротского суда (волостного суда) объясняет назначенным опекунам (попечителям) упомянутые в Гражданском законе условия в отношении их обязанностей перед несовершеннолетним лицом (недееспособным лицом), управления имуществом соответствующего лица и расчетов по нему, ответственности опекуна (попечителя) и взаимоотношениях между соопекунами.

79. Сиротский суд (волостной суд) выдает опекуну удостоверение опекуна (в соответствующем деле об опеке остается копия удостоверения опекуна).

80. в случае утери удостоверения опекуна опекуну выдается повторное удостоверение, и он должен возместить расходы на изготовление повторного удостоверения.

81. Составление перечня имущества (далее в тексте — перечень имущества) лица, находящегося под опекой или попечительством, сиротский суд (волостной суд) поручает опекуну (попечителю) или по более сложным делам — опекуну (попечителю) и кому-либо из членов сиротского суда (волостного суда).

82. При составлении перечня имущества проводится опись имущества, оформляемая соответствующим актом (далее в тексте — акт описи имущества), а также по возможности выясняются имеющиеся долги. в случае необходимости имущество оценивается на основании рыночной цены имущества или с привлечением соответствующих специалистов.

83. Перечень имущества не составляется, если судебный исполнитель описал имущество и если в распоряжении соответствующего районного (городского) суда имеется акт описи имущества. в таком случае копия акта описи имущества выдается опекуну (попечителю) и ему поручается перенять имущество в свое распоряжение и проверить, существует ли фактически все имущество, указанное в акте описи имущества.

84. в следующем заседании сиротского суда (волостного суда) после получения перечня имущества сиротский суд (волостной суд) проверяет его, заслушивает опекуна (попечителя) и в случае необходимости дает опекуну (попечителю) указания, как распоряжаться переданным ему имуществом и что делать для возвращения находящегося во владении третьих лиц имущества лица, состоящего под опекой или попечительством, если таковое имеется.

85. Денежные документы и деньги находящегося под опекой или попечительством лица сиротский суд (волостной суд) выдает опекунам (попечителям). Денежные документы выдаются после наступления срока платежа для взыскания денег. Деньги выдаются для покрытия неотложных платежей (выдается сумма, необходимая для соответствующих целей).

86. Если опекун (попечитель) просит разрешение на продажу, разделение, обмен, отдачу в залог, обременение и т.п. движимого или недвижимого имущества лица, находящегося под опекой или попечительством, сиротский суд (волостной суд) оценивает, является ли такое действие законным и целесообразным и отвечает ли оно интересам соответствующего несовершеннолетнего лица или недееспособного лица. После оценки упомянутых обстоятельств сиротский суд (волостной суд) принимает мотивированное решение об этом.

87. в случае продажи имущества (далее в тексте — имущество) находящегося под опекой или попечительством лица сиротский суд (волостной суд) устанавливает, продается ли оно с аукциона или по рыночным ценам.

88. Продажу имущества с аукциона организует сиротский суд (волостной суд).

89. Продажу имущества по рыночным ценам организует опекун (попечитель). Перед продажей недвижимого имущества опекун (попечитель) представляет в сиротский суд (волостной суд) проект договора купли-продажи и подписанный опекуном (попечителем) документ о том, что высшая цена никем не была предложена. Если сиротский суд (волостной суд) согласится с условиями, упомянутыми в проекте договора купли-продажи, опекун (попечитель) заключает договор купли-продажи.

90. У лиц, купивших движимое имущество находящегося под опекой или попечительством лица, берется расписка о том, какое имущество и за какую цену они купили.

91. После продажи движимого имущества опекун (попечитель) в семидневный срок представляет в сиротский суд (волостной суд) расчет с приобщением к нему подписей лиц, купивших упомянутое движимое имущество, и полученных денег.

92. Попечительство над наследственной массой прекращается после вынесения решения или правил соответствующего районного (городского) суда о правах затребовавших наследство, передачи имущества наследникам и получения об этом расписки наследников. в остальных случаях попечительство прекращается согласно решению того же суда, который принимал решение об установлении попечительства.

93. Если сиротскому суду (волостному суду) становятся известны обстоятельства, на основании которых попечительство прекращается, сиротский суд (волостной суд) уведомляет об этом тот суд, который принял решение об установлении попечительства.

94. Председатель сиротского суда (волостного суда) или назначенный им член сиротского суда (волостного суда) совместно с представителями учреждений охраны здоровья, образования, социальной помощи и полиции не реже одного раза в год проводят обследование несовершеннолетних лиц, находящихся под опекой, и составляют соответствующий акт, который приобщается к делу об опеке.

95. в соответствии с упомянутым в пункте 94 настоящего правил порядком обследуются также несовершеннолетние лица, находящиеся в воспитательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

VI. Порядок обжалования решения сиротского

суда (волостного суда)

96. Жалоба на решение сиротского суда (волостного суда) согласно законам подается в районный (городской) суд по местонахождению соответствующего сиротского суда (волостного суда).

VII. Нотариальные функции

97. Сиротский суд, осуществляющий свою деятельность в районном городе, где нет присяжного нотариуса, и волостной суд выполняют нотариальные функции, установленные законом «О сиротских судах и волостных судах».

98. Нотариальные функции выполняет председатель сиротского суда (волостного суда) или член суда, которому это поручено соответствующим решением сиротского суда (волостного суда).

VIII. Переходные вопросы

99. Органы или лица, которые выполняли функции сиротского суда до момента начала деятельности соответствующего сиротского суда (волостного суда), в течение месяца после начала деятельности сиротского суда (волостного суда) должны передать дела об опеке и попечительстве в соответствующий сиротский суд (волостной суд). О передаче упомянутых дел должен быть составлен соответствующий акт, который подписывают председатель и секретарь сиротского суда (волостного суда), а также руководитель того органа или то лицо, которые выполняли функции сиротского суда до момента начала деятельности соответствующего сиротского суда (волостного суда).

100. К передаваемым делам об опеке обязательно должны быть приобщены решение самоуправления об установлении опеки, документы, на основании которых опека установлена, и копия свидетельства о рождении несовершеннолетнего лица.

101. в сиротский суд (волостной суд) в месячный срок после начала его деятельности передаются также личные дела тех несовершеннолетних лиц, которые согласно решению самоуправления помещены в принадлежащие государству и самоуправлениям воспитательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

102. Дела об опеке и попечительстве, ведение которых начато, но по которым до 1 марта 1996 года решение не принято, сиротские суды (волостные суды) рассматривают согласно закону «О сиротских судах и волостных судах».

latvia.news-city.info

История судебной системы в России

В ходе крестьянской реформы было сформировано крестьянское сословное самоуправление. В его рамках действовала крестьянская юстиция, или, как ее еще называли, «крестьянский самосуд». Существуют различные трактовки этого понятия. Одни обозначают этим термином разбирательство крестьянами своих дел на основе обычного права. Другие включают в понятие «самосуда» все существовавшие формы расправы потерпевших крестьян над правонарушителем. В таком случае рассматриваются различные виды крестьянского суда семейный суд, третейский суд, суд волостного схода, суд соседей, волостной суд и др. Неслучайно известный судебный деятель М.И. Зарудный отмечал большое разнообразие «сельских общих судилищ».

Все это разнообразие судов можно привести в определенную систему на основе формального критерия: предусмотрен ли был тот или иной суд действовавшим законодательством или нет. Исходя их этого суды распределялись на две группы: официальные, или установленные законом (например, волостной суд), и неофициальные, или не получившие формальной институционализации (например, суд соседей).

Судебная реформа сохранила крестьянские суды. В примечании к ст. 2 Учреждения судебных установлений отмечалось, что «судебная власть. крестьянских судов определяется особыми о них постановления ми». В ст. 34 содержалась норма, согласно которой из подсудности мировых судей изымались деда «сельских обывателей», подведомственные их собственным судам. Особые суды сохранились как следствие «разнообразия сословных отношений». По всей видимости, авторы судебных уставов рассматривали их как временное явление и стремились таким образом обеспечить адаптацию крестьян к российским законам, освоение ими способов защиты своих прав и интересов. Предполагалось, что они с течением времени будут совершенствоваться и видоизменяться «согласно с изменяющимися условиями общественной жизни».

Важно помнить огромную роль, которую играл обычай в жизни крестьянского населения. Можно с полной уверенностью говорить о существовании особой правовой системы традиционного характера и специфической правовой культуры подавляющего большинства населения страны. Правовые взгляды крестьянства значительно отличались от предписаний официального права, что нашло свое отражение как в пословицах и поговорках, так и в индифферентном отношении к некоторым видам преступлений и непонимании современных институтов права. Обычное крестьянское право было мало знакомо специалистам. К тому же передача множества мелких дел в государственные суды могла привести к кризису в их работе, поскольку те не обладали необходимыми кадровыми и финансовыми ресурсами.

Главное место среди крестьянских судов занимала волостная юстиция, в истории которой выделяются три периода:

В рамках первого периода (1861—1889 гг.) ядром крестьянской юстиции выступал волостной суд. Это был выборный орган, включавший от 4 до 12 судей, преимущественно крестьян-домохозяев, которые осуществляли свои функции либо на выборной безвозмездной основе, либо за установленное волостным сходом вознаграждение.

Волостной суд являлся сословным судом не только по составу, но и по подсудности и находился вне сформированной судебной системы. В нем судьи из крестьян судили только крестьян. Территориальная подсудность волостного суда ограничивалась пределами волости. К компетенции суда были отнесены мелкие споры и тяжбы между крестьянами по имущественным делам и маловажные проступки.

Последние были подсудны волостному суду тогда, когда они были «совершены в пределах самой волости против лиц, принадлежащих к тому же состоянию, и без участия лиц других состояний, а также когда означенные проступки не находятся в связи с уголовными преступлениями, кои подлежат рассмотрению общих судебных мест». За указанные преступления суд имел право приговаривать виновных: к общественным работам до шести дней, денежному взысканию до трех рублей, аресту до семи дней, телесным наказаниям до 20 ударов.

Суд собирался каждые две недели. При производстве и решении дел судьи руководствовались местными обычаями. Рассмотрение дел осуществлялось устно. Заметим, что закон ориентировал волостных судей стремиться заканчивать споры мировым соглашением (ст. 107). Декларировалась независимость суда от сельской администрации: волостной старшина и староста не имели права вмешиваться в его работу. Сенат распространил эту норму на сельских старост. Реализовать в полной мере независимость волостного суда не удалось. Волостные судьи не могли отстраниться от схода и общинников, с которыми были связаны тесными социальными узами.

Все приговоры и решения по спорам ценой иска до 100 руб. являлись окончательными и не подлежащими обжалованию. Это было следствием сословности суда, ориентированного на разрешение дел на основе обычного права. В условиях разнообразия обычаев и невозможности знакомства с ними никаким другим путем, кроме как социализации, была невозможна апелляционная или кассационная проверка правильности постановленного решения. Это имело и негативные последствия в виде неправомерных приговоров.

Тем не менее, ст. 127 Общего наложения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, допускала возможность подать жалобу на сельских и волостных должностных лиц мировому посреднику. Тот самостоятельно рассматривал жалобы на сельскую администрацию, а жалобы на волостных должностных лиц передавал уездному мировому съезду. Уездный съезд мировых посредников мог отменить приговоры только в случае нарушения подсудности, превышения меры взыскания или наказания, рассмотрения дела без вызова сторон. В случае нарушения съезд не решал дело по существу, а передавал его на новое рассмотрение по принадлежности—в соответствующий волостной суд или в общие суды. Исполнение актов волостного суда осуществляли сельские старосты или помощник волостного старшины.

В 1874 г. мировые посредники и их съезды были упразднены. Их функции, в том числе и в отношении волостного суда, перешли к уездным по крестьянским делам присутствиям, которые работали под руководством местного предводителя дворянства и состояли из уездного исправника, председателя уездной земской управы и одного из почетных мировых судей и др.

Первое десятилетие функционирования волостного суда вызвало разные мнения. Доминировали негативные оценки. Современники отмечали такие недостатки суда, как безграмотность судей, засилье писарей, формальное решение дел, давление со стороны администрации, взяточничество, пьянство судей, кумовство и др. Многие проблемы в работе волостных судов были связаны, с одной стороны, с неудовлетворительным состоянием законодательной базы, а с другой стороны, с отсутствием должной помощи от местных властей. Реформа 1874 г. не дала ощутимых результатов. И ожидаемых улучшений не произошло. Были начаты подготовительные работы по преобразованию волостного суда (работа комиссий М.Н. Любошинского — М.И. Зарудного, М.С. Каханова), но они не завершились принятием законодательного акта.

Изменения в организационно-правовом статусе волостного суда произошли в 1889 г. в связи с введением судебно-административных учреждений, что даст основание выделить временной отрезок до 1912 г. в отдельный — второй — период в истории волостной юстиции. Были приняты Временные правила о волостном суде в местностях, в которых введено положение о земских начальниках. Теперь волостные суды состояли из четырех судей, один из которых назначался уездным съездом председателем. Примечательно, что допускалась возможность возложения обязанностей председателя на местного волостного старшину, что вызвало волну критики со стороны специалистов и общественности.

Изменился порядок назначения волостных судей. По новому закону каждое сельское общество избирало одного кандидата в волостные судьи. Общее число кандидатов не должно быть менее восьми. Из них земский начальник утверждал четырех в качестве судей на 3 года. Более определенными стали требования к судьям. В волостные судьи должны были избираться крестьяне-домохозяева, достигшие 35 лет, пользовавшиеся уважением односельчан, по возможности грамотные. Волостные судьи получали содержание из волостных сумм.

Подверглась корректировке подсудность волостного суда. Он по-прежнему разбирал гражданские споры между крестьянами и совершенные ими мелкие преступления. Но теперь суду были подведомственны дела ценой иска до 300 руб. Появились новеллы в части наказаний, налагаемых волостным судом. Он мог назначать выговор в присутствии суда, денежное взыскание от 25 коп. до 30 руб., арест до 15 дней и. как и раньше, телесные наказания розгами до 20 ударов.

Более четкой стала процедура обжалования решений волостного суда Жалобы на решение могли подаваться в течение 30 суток земскому участковому начальнику. Последний передавал на рассмотрение уездного съезда только те жалобы, которые указывали на явное нарушение пределов власти суда или действовавших норм, а также жалобы по делам о тех проступках, за которые виновный приговаривался к строгим наказаниям: аресту свыше трех суток, телесному наказанию, денежному взысканию свыше пяти руб. или по решениям, по которым присуждалось более 30 руб.

Как видим, реформа носила неоднозначный характер. Очевидны позитивные перемены. Роль волостного суда усилилась, появилась большая четкость и определенность в его деятельности. Но при этом усилился контроль за деятельность суда со стороны администрации и дворянства. Именно земскому начальнику принадлежит надзор за волостными судами. На нем же лежала обязанность ревизовать каждый из них не менее двух раз в год.

Последним актом переустройства волостного суда стал закон от 15 июня 1912 г., ставший отправной точкой третьего периода (1912—1917 гг.). Несмотря на очевидные недостатки волостного суда — сословность, невежество и подкупность судей, податливость его на разные влияния со стороны, этот суд сохранили. Закон внес в его организацию несколько улучшений и установил более тесную связь с мировыми судами.

По закону 1912 г. волостная юстиция состояла из трех инстанций. Первая — волостной суд. Он должен был быть в каждой волости и состоял из председателя, двух членов и двух кандидатов в члены. При больших размерах волостного участка мировому съезду представлялось право увеличить состав волостного суда до шести членов и шести кандидатов.

В волостные судьи могли избираться крестьяне-домохозяева достигшие 30 лет и грамотные. Вводилось большое число ограничений для замещения должности волостного судьи. Например, запрещалось избирать судьями лиц, состоявших под следствием или судом за преступные деяния, объявленных несостоятельными должниками. занимавших другие должности по волостному или сельскому управлению, евреев, иностранцев, не принявших российского подданства и др.

Возвращалась выборная процедура формирования волостного суда. Только теперь выборы волостных судей становились двухстепенными. Сначала сельские общества избирали выборщиков, а уже они под руководством мирового судьи выбирали из своей среды председателя волостного суда, судей и кандидатов к ним. Избранные судьи утверждались мировым съездом. Волостные судьи избирались на три года. В решении каждого дела должны участвовать трос судей, считая и председателя.

Вторая инстанция — верхний сельский суд. Это была апелляционная инстанция. Этот суд состоял из участкового мирового судьи и председателей волостных судов.

Кассационной, или третьей, инстанцией выступал мировой съезд.

Таким образом, волостные суды подчинялись надзору мировых судей, которые были должны не менее раза в год ревизовать волостные суды своего участка с указаниями должностным лицам этих судов на замеченные беспорядки и отступления от закона. Высший надзор за волостными и верхними сельскими судами был возложен на мировой съезд. Мировой съезд мог издавать особый наказ для этих судов, представляемый, через старшего председателя палаты, министру юстиции. Председатели мировых съездов могли ревизовать верхние сельские суды. Наконец, мировому съезду принадлежала известная дисциплинарная власть над волостными судьями.

isfic.info