Древние законы греции

Сложно говорить кратко о Древней Греции. Ведь эта страна оказала огромное влияние на становление не только западной культуры, но и всей мировой цивилизации. Представления европейцев о политике, философии, архитектуре, литературе, медицине, астрономии, искусстве базируются на представлениях древних греков.

Нельзя, к примеру, считать человека образованным, если он не знает основ греческой мифологии. В любой картинной галерее без этих знаний вообще невозможно понять, что изображено на большинстве полотен. Европейские языки содержат в себе большой процент греческих определений и слов. А в русском языке кириллица базируется на греческой письменности.

Удивительно то, что такую огромную роль в истории человеческой цивилизации сыграл немногочисленный народ, населявший небольшую территорию. Люди жили в городах-государствах, расположенных в самой южной части Балканского полуострова.

Даже в эпоху их расцвета общее население жителей не превышало одного миллиона человек. Это было гораздо меньше, чем в Египте, Персии, Вавилонии, а также других великих древних монархиях. Но все мы знаем, что часто дело заключается вовсе не в количестве, а в качестве. Александр Македонский говорил, что одного эллина (древнего грека) можно приравнять к сотне варваров.

Варварами жители Балканского полуострова называли народы, живущие по соседству. Это определение распространялось и на восточные державы. Сами же греки считали себя флагманами человеческой цивилизации. Следует заметить, что это мнение во многом правильное.

Природа поделила Балканский полуостров на три части. Это северная, средняя и южная. Северная часть начинается южнее Македонии. В древнюю эпоху она включала в себя расположенные на севере полуострова государства. В настоящее время здесь находятся исторические области Эпир и Фессалия.

Средняя часть Греции отделена от севера высокими горами. Связь осуществляется через Фермопильский проход по побережью Эгейского моря. В древности здесь располагались такие области как Беотия, Этолия, Фокида, а также самая развитая и богатая из них Аттика. Её основным центром был город Афины.

Южную часть представляет полуостров Пелопоннес. От средних областей он отделён Коринфским перешейком. Здесь главной областью считалась Лаконика. Современным людям она больше известна по имени сильного в военном отношении города Спарты.

Возле Балканского полуострова располагается множество островов, находящихся в Эгейском море. Самыми крупными из них считаются Крит, Родос, Эвбея, Хиос, Лесбос. Древние люди также населяли восточное побережье Эгейского моря. В этих местах располагались такие области как Кария, Иония, Эолида.

Каждому понятно, что гористая местность ограничивает участки, пригодные для земледелия. Здесь требуется большое мастерство, чтобы обрабатывать землю. Поэтому с пашнями и урожаем в этих местах было тяжело. Зато изрезанная и трудно проходимая береговая линия стала причиной быстрого развития мореплавания.

В древнейшую эпоху земли Древней Греции населяли люди, которых называли пеласгами. Кожа у них была светлой, а волосы тёмными. В III тысячелетии до н. э. они владели письменностью, жили в укреплённых поселениях, занимаясь различными ремёслами и земледелием.

В конце указанного тысячелетия на благодатные земли вторглись захватчики с севера Балканского полуострова. Историки называют их протогреками, но больше они известны как ахейцы. В результате агрессии коренное население было либо уничтожено, либо вытеснено со своих законных земель. Оставшиеся в живых и сумевшие приспособиться к новой ситуации смешались с захватчиками.

Ахейцы создали крупные города-государства. Самым большим и сильным из них стал город Микены. К этому же периоду относится и возникновение города Трои. Его населяло племя тевкров. Гомер в VIII веке до н. э. написал поэму, рассказывающую о походе ахейцев против троянцев.

Долгое время историки считали Троянскую войну вымыслом. Но археолог Г. Шлиман в XIX веке обнаружил развалины древнего города и выдвинул идею, что тот был уничтожен сильным пожаром. Пожирающий всё огонь мог возникнуть в результате осады и штурма Трои ахейскими войсками.

Говоря кратко о Древней Греции, следует упомянуть и остров Крит. Это была процветающая местность в 2000-1400 годах до н. э. Данный период обозначается как Минойская цивилизация или Минойская культура.

Название произошло от роскошного дворца в городе Кноссе. В нём, по древнему преданию, жил царь Минос. Под его властью находился весь остров. Именно по приказу Миноса был построен огромный флот. С его помощью грозный владыка подчинил себе соседние острова. Считается, что даже гордые Афины платили дань всесильному властелину.

Однако, как говорил царь Соломон, всё проходит. В конце XV века до н. э. на Крите случился природный катаклизм. В результате этого Минойская цивилизация погибла. Специалисты полагают, что всему причиной стало извержение вулкана на острове Фера. Извержение вызвало цунами. Огромная волна уничтожила критские города вместе с жителями. После этого ахейцы заняли остров Крит и расселились на нём.

Есть все основания считать, что именно природный катаклизм на Крите стал источником легенды об Атлантиде. Люди переиначили историческую правду и придумали могучую державу, существовавшую на огромном материке в Атлантическом океане.

Ахейцы, расселившиеся на Балканах, жили спокойно и благополучно до конца XIII века. Именно в это время на благодатных и сытых землях Древней Греции появились народы моря. О них практически ничего неизвестно. Лишь древнеегипетские источники описывают их как стройных белолицых людей с тёмными и светлыми волосами.

Эти воинственные племена уничтожили большую часть ахейских городов. Их население было вырезано. Спаслись лишь те, кто успел уйти в горы и поселился в труднодоступных местах.

Предполагается, что освободившиеся земли заселили дорийцы. Этот народ стоял на гораздо более низкой ступени развития. Поэтому культура пришла в упадок. Прекратилось строительство каменных зданий, а орудия труда стали примитивными и грубыми. Старую письменность забыли, а новую не создали. Период всеобщего упадка пришёлся на XII-IX века до н. э. Историки называют его «тёмными веками».

На Балканах люди жили в небольших селениях, которыми управляли местные царьки. Костяк общества составляли патриархальные семьи, имевшие собственное хозяйство. В то время рабов был чрезвычайно мало. Владели ими лишь храмы, святилища и правители.

Но вот наступил VIII век до н. э. Характеризуется он быстрым подъёмом во всех сферах жизни. Всего за 200 лет произошли кардинальные изменения в древнегреческом обществе. Что послужило причиной стремительной эволюции – непонятно. Но на месте убогих селений появились процветающие города-государства.

Стали быстро развиваться торговля и денежное обращение. Возникла новая письменность, в основу которой лёг финикийский алфавит. Началось строительство храмов, театров, стадионов, общественных зданий. Греческие корабли начали бороздить воды всего Средиземного моря. Появились колонии переселенцев в Малой Азии, Южной Италии, Сицилии, на берегах Чёрного моря.

Города-государства или правильнее полисы (полис в переводе с греческого означает город) возглавили цари. Возле них сформировалась аристократия. Ниже стояла многочисленная прослойка простого населения, а в самом низу социальной лестницы находились рабы. При этом их численность стремительно увеличивалась.

Таким образом, говоря кратко о Древней Греции, можно заключить, что в VIII веке до н. э. образовалось абсолютно новое государство. Оно взяло за основу ту культуру, которая была присуща ахейцам. Опираясь на эти базовые ценности, была создана ещё более прогрессивная культура. Помимо этого возникла новая письменность, стали стремительно развиваться наука и философия. Начался период античного мира, о котором современным людям известно довольно много.

www.factruz.ru

This message will be pushed to the admin’s iPhone instantly.

О писание законов Древней Спарты не дошли до нашего времени. Многие писатели античности наблюдали за жизнью Спарты со стороны, но некоторые современные ученые несколько скептически относятся к их трудам. Из-за этого некоторые моменты истории этого государства и по сей день являются пищей для споров историков.

Спарта или, как ее еще называли, Лакония считается одним из могущественных государств в Древней Греции, имеющим мощное войско, ни разу не отступившим перед врагом. Спарта была царством, которое не знало смуты. Не зря спартанцев называли «общиной равных» — в этой стране не существовало бедных и богатых. О Спарте знали по всей Древней Греции, но мало кому удавалось побывать на этой земле и узнать жизнь ее общества. Спарта была окутана завесой тайны. По закону древней Спарты чужеземцам запрещалось приезжать, а гражданам покидать общину. Даже торговцы не могли посетить эту страну — Спарта не поддерживала торговых связей с соседними странами.

Основные законы Древней Спарты

По мнению древних греков основателем Спарты был законодатель Ликург. Плутарх, начиная свое повествование об этом правителе, оговаривается, что особо достоверных сведений о нем сообщить не является возможным. Однако, по мнению знаменитого писателя и историка, Ликург был выдающейся исторической личностью. Часть же современных считает Ликурга никогда не существовавшей личностью, а строй Спарты — результатом сохранения первоначальных форм человеческого общежития. Остальные — целиком не отрицают сказания о становлении Спарты, путем государственного переворота. Так же существует и третья группа ученых, выступающих за то, что опережение реформ на два века в Спартанском государстве в отличии от остальных районов Греции, обусловлено достаточно тяжкой ситуацией, имеющей в то время место в Лаконии. Дорийцы, явившиеся сюда в качестве завоевателей, и им было необходимо создать специальные учреждения, для удержания завоеванных ахейских племен.

Законы Древней Спарты, которые установил Ликург, вызывали в равной степени и осуждение, и поддержку. Среди самых первых законов в Древней Спарте была реформа об организации управления гражданской общины. Был организован совет старейшин — герусия, состоящий из 30 участников. 28 геронтов, или старейшин, избирались среди граждан не моложе 60-ти лет народным собранием. Так же, в совет входили два царя, в обязанности которых входило управление армией на войне. Но спустя некоторое время власть перешла к коллегии эфоров, включающих в себя пятерых участников.

Ради соблюдения в спартанкой общины мира и согласия, Ликург решил избавиться от богатства и бедности и ввел закон, чтобы общинная земля была поделена на примерно равные части, клеры. 9 тысяч из них было отдано во владение спартанцам, 30 тысяч — пэрикам, так называемым окрестным жителям. Они не в ходили в спартанскую общину, а следовательно по закону древней Спарты не имели гражданских прав. Землю, которая была выдана, запрещалось кому-либо продавать или дарить. Ее обработкой занимались рабы илоты, а ремеслом занимались пэрики. Спартанцы, же, считавшие любое дело, кроме военного, позорным, спокойно занимались подготовкой к войне, обеспеченные трудом илотов.

Чтобы сохранить всеобщее равенство, Ликург ввел закон запрещающий употребление внутри государства как золотых, так и серебряных монет, имевшие широкое применение по всей Греции. Альтернативой стали железные монеты. На них можно было приобрести только продукцию, произведенную на территории Спарты. Образ жизни спартанцы должны были вести один и тот же, не зависимо от социального статуса, будь то царь или простой гражданин. Вся жизнь каждого спартанца контролировалась от его рождения и до его смерти. Дома должны были строиться по определенным канонам. Подобные каноны существовали на ношение одежды и даже на применение пищи.

grekoline.ru

В древнем Египте судебная система не была отделена от правительства. Профессии судья не существовало. В египетском языке даже не было слов «должность судьи». При том что ни одна книга древних законов Египта так и не была найдена, записи на свертках папируса демонстрируют то, что верховная власть государства решала все вопросы исходя из здравого смысла и справедливости. На самом деле египетское законодательство представляло собой ряд договоренностей по урегулированию конфликтов, а не основывалось на каком-то четком своде правил.

Кто устанавливал законы в Древнем Египте?

В период Нового царства был создан Совет старейшин, называемый «кенбет«. Они были ответственны за разрешение судебных дел, связанных с претензиями и мелкими спорами. На должность выбирали чиновников из местных властей и священников с соответствующим рангом судьи. Египетская судебная система возглавлялась фараоном и визирем. Под их председательством рассматривались сложные судебные дела, связанные с убийством, касающиеся сделок с землей и разграбления гробнц. Также как и в современном процессе, истец и ответчик давали клятву о том, что они клянуться говорить только правду. Женщины обладали при ведении судебных дел теми же правами, что и мужчины. Им было разрешено добиваться справедливости всеми доступными правовыми способами.

Все социальные слои населения, кроме рабов, были равны перед законом. И даже беднейший крестьянин имел право ходатайствовать перед визирем о восстановлении справедливости. И женщины, и мужчины наделялись возможностью приобретать в собственность и вести продажи недвижимого имущества, заключать от своего имени договор, вступать в брачные отношенияя и разводиться, являться наследниками, и защищать свои права в суде. Супруги владели собственностью совместно и заключали брачные договоры на случай разлада в семье. Они предусматривали финансовые обязательства и порядок раздела имущества, а также расходы на содержание детей при разводе.

Главой судебной системы признавался фараон. Он был ответственным за принятие законов в Древнем Египте, отправлял правосудиt, поддерживал закон и порядок в государстве. Египтяне называли кульь справедливости Маат. Хотя своды законов до нас не дошли, постановления о решении судебных дел указывают на то, что зправовая система была основана на общепринятом обычае, грани добра и зла, с учетом достигнутых договоренностей и порядка разрешения споров. Придерживаться комплекса сложных законов и судебных установлений не требвалось.

Обвинение по законам Древнего Египта

В некоторых сложных случаях государство брало на себя роль прокурора и судьи одновременно. На чиновников возлагалась ответственность за совершение пыток, которые зачастую проводились в форме битья подозреваемого, для получения признания о совершенном преступлении. Ход процесса записывался судебными писцами. Они фиксировали требования, указанные в жалобе, и приговор.

Наказанием за незначительные преступления служило наложение штрафа, публичное избиение или нанесение увечий. Тяжкие преступления, как убийство или разграбление гробниц, наказывались обезглавливанием, утоплением или посадкой преступника на кол. Ответственность за совершенное деяние также могло быть наложено на членов семьи преступника.

Начиная с периода Нового царства важную роль в правовой системе Древнего Египта играли оракулы. Они отправляли правосудие как по гражданским, так и уголовным делам. Процесс решения судьбы обвиняемого выглядел примерно так: они задавали вопросы богу – «да» или «нет». Один из священников выходил и оглашал решение, написанное на листе папируса.

drevniy-egipet.ru

Законы Солона — зарождение демократии в Древних Афинах

Тирания, как стиль управления государством, в Древней Греции просуществовала сравнительно недолго. Но урон принесла немалый. Она существенно ослабила экономические механизмы и урезала социальные свободы афинян. Чтобы справиться с кризисом, нужны были радикальные меры. Законы Солона были именно тем рычагом, который вернул главный город Греции на путь экономического процветания.

Сельское хозяйство было одной из сильных производительных сил древней Аттики. Но никогда оно не находилось в столь тяжелом положении, как в 7 в. до н.э. Основной причиной кризиса было ростовщичество.

Согласно законам Драконта, земля не была отчуждаемой собственностью, но крестьяне могли отдавать себя в рабство за некоторую сумму денег. Если должники не выплачивали вовремя долги, они становились собственниками кредиторов и должны были отдавать им шестую часть урожая. Такие должники назывались пелатами или гектеморами. Быстрое обнищание поставило экономику Афин в катастрофическое положение.

Солон был выходцем из богатой землевладельческой семьи. Ко времени своего избрания в народное собрание он уже зарекомендовал себя как поэт и военачальник. Начало своей популярности он положил, отвоевав у мегарян о. Саламин. Его элегии, в которых прославлялись мужество, благородство, бескорыстие, вдохновляли афинян по подвиги. Солон был врагом чрезмерности и несправедливости – именно ему приписывается принцип «все в меру». Хотя стремление человека к обеспеченности и богатству он находил нормальным и благородным – в одной из ранних своих элегий Солон просил муз дать ему материальное благополучие. Но при этом поэт признавал, что добиваться такого благополучия можно лишь честным путем, а богатство, добытое обманом и нечестными поступками – это грех, который жестоко карается Зевсом.

В 594 году Солон был приглашен на должность архонта. Целью такого избрания был ряд экономических и социальных преобразований, способных вывести страну из затяжного кризиса. По законам древних Афин, для столь глубоких изменений требовалось согласие представителей народного собрания – именно оно представляло собой законодательные органы древнего города-государства. Будущее Греции и своих родных Афин архонт видел без тирании, но при этом настаивал на жестком следовании курсу изменений, которые перезагрузили бы социальную и экономическую сферу жизни. Эти перемены должны были перезагрузить власть и отношения в стране. Суть этих изменений представляли законы Солона.

Самым необходимым условием преобразования, по мнению Солона, была отмена долгового рабства. Весь процесс был назван сейсахтейя – освобождение от долгов. Суть необходимых предварительных дел сводилась к следующему:

  • все невольники, ставшие таковыми по условиям самозаклада, получили свободу;
  • земли, ставшие предметом залога, возвращены владельцам;
  • все долговые обязательства аннулированы;
  • произведена реформация измерительной системы — все весы и меры в Афинах приведены к единому стандарту.

Данный процесс вызвал возмущение во всех слоях афинского общества. Бедные злились, что не удалось поделить всю землю богачей, а обеспеченные землевладельцы негодовали из-за потери большой части имущества. Впрочем, у жителей Афин не было другого выхода — и они решили и дальше проводить в жизнь законы Солона.

Афинское общество делилось на четыре категории. Первую из них, самую знатную, составляли эвпатриды – богатые потомственные аристократы Афин. Вторую часть составляли всадники, менее родовитые аристократы. В третьей находились зевгиты – ремесленники и торговцы, а четвертую, самую обширную, представляли собой неимущие, но свободные люди Афин феты – работники и крестьяне. Законы Солона смешали эти слои и представили обществу свое видение социальных различий. Отныне право на вхождение в знать имели лишь богатые люди – эвпатриды должны были обладать доходом не менее 500 мер зерна в год, для всадников устанавливалась квота в 300 мер зерна, а зевгиты могли считаться таковыми, собирая в год 200 мер зерна. Все остальные, независимо от рождения, считались свободными жителями – фетами. Так законы Солона заложили в Афинах основы демократии, и отныне рождение в благородной семье уже не считалось привилегией, если это не было подкреплено необходимым капиталом. К тому же существовала реальная возможность выбраться из своего круга благодаря прохождению имущественного ценза.

Реформы Солона сделали возможным следующий шаг к демократическому обществу. Отныне народное собрание (ареопаг) могло состоять из представителей всех слоев населения. Так впервые неимущие могли на собрании решить некоторые насущные вопросы и влиять на управление государством. К тому же каждый участник народного собрания мог быть выбран судьей. Правда, эта должность не сулила ни больших выгод, ни большого влияния – самые насущные вопросы обычно решались на других советах. Наряду с традиционным ареопагом начал действовать другой совет – булэ, или совет 400. В эти законодательные органы входили представители всех четырех сословий древних Афин – по 100 человек с каждого. Новые законы Солона в Афинах предоставляли булэ право предварительного рассмотрения всех поступающих в ареопаг предложений. Таким образом, именно совет 400 определял необходимость проведения тех или иных преобразований в государстве, а ареопаг лишь утверждал такое решение большинством голосов. В ведении ареопага оставался надзор за соблюдением закона и охрана принятых положений.

Солон не побоялся сделать важные изменения в законодательном поле Афин. Он отменил большинство правовых норм, установленных предыдущими тиранами, и узаконил новый свод правил, которые изменили отношения в судебной и гражданской сфере. Неизменным он оставил лишь уголовное право – жестокие законы Драконта, касающиеся уголовных наказаний за убийства, прелюбодеяния и воровство, Солон находил достаточными.

В качестве уступки демосу по решению Солона были созданы новые судебные ораны, назвавшиеся Гелиэя. В новом суде имелись представители всех классов афинского общества. Это создало совершенно новый правопорядок, коренным образом отличавшийся от всех предыдущих. Судебные органы впервые в истории стали работать на всех свободных людей страны. Люди могли рассчитывать на свободное обращение в суд без посредников, выступать в роли свидетеля или быть адвокатами ответчика. Кроме этого, им давалось право преследовать собственных врагов – ранее это разрешалось лишь представителям знати. С другой стороны, новые судебные органы могли лишить любого человека гражданства Афин. Это могло случиться с теми, кто не имел твердой гражданской позиции во время смут и междоусобиц. Люди, лишенные гражданства, были вне закона.

По преданию, законы Солона были написаны на больших деревянных досках (кирбах). Их расположили на большом щите, которые поворачивался вокруг своей оси. За прошедшие столетия дерево рассыпалось в прах, поэтому до сих пор неясно, какие из законов были действительно учреждены Солоном, а какие лишь приписывались ему. Своим законам Солон назначил десятилетний обязательный срок исполнения и выехал из Афин. По некоторым данным, законодатель опасался гнева рассерженных соотечественников – ведь он пошел на компромисс, не оправдав надежд ни богатых, ни бедных. В одной из своих элегий он говорит, что бедные надеялись на полный передел земли, а богатые – на погашение всей задолженности. В сочинениях Плутарха есть одно замечание, приписываемое Солону: «Трудно в великих делах сделать довольными всех».

Под предлогом расширения торговых связей Солон посетил Египет, Лидию и Кипр. До наших дней дошли отрывки впечатлений Солона от посещения дворцы его современника – легендарного Креза. Но политическая напряженность вынудила его вернуться в Афины. Несколько политических партий начали борьбу за власть, и Солон пытался сопротивляться установлению тирании. В конце концов власть в государстве захватил тиран Писистрат. После победы своего политического противника Солон остался в Афинах, но прожил недолго. Его прах был развеян на о. Саламин.

Главное в законах Солона – удачная попытка уравнять права всех граждан, отбросив в сторону вопросы происхождения и родовой иерархии. Решительные действия этого политика сформировали новый политический и социальный уклад в государстве. Новые критерии общественных отношений дали возможность для формирования новой политической элиты – без привязки к старым родовым традициям. Несмотря на хорошее начало, законы Солона не смогли полностью искоренить старые предрассудки. Лишь через 90 лет после солоновских реформ новый политический деятель, Клисфен, продолжил демократические начинания своего предшественника. Клисфен пользовался широкой поддержкой демоса, поэтому смог окончательно подорвать господство аристократов и утвердить власть в государстве на новых, демократических началах.

fb.ru

11.Особенности права Древней Греции. Законы Драконта.

Наиболее развитую правовую систему в Древней Греции имели Афины. Древнейшим источником права в Афинах был обычай. В 621 г. до н.э. появляется писаное право в виде Законов Драконта. Это была запись обычаев, произведенная архонтом Драконтом под давлением демоса.

В начале VI в. до н.э. в Афинах большая законодательная работа была проведена Солоном. В V-VI вв. до н.э. законы становятся главным источником права.

Имущественные отношения.Афинское право не знает четкого различия между вещами. Однако, правовой статус недвижимости имел свои особенности. Было известно также деление имущества на видимое и невидимое. К первому относились земля, рабы, скот. Ко второму деньги, драгоценности. Среди вещных прав известны были владение и собственность. Частная собственность не достигла высокого уровня развития, она считалась производной от государственной. Представления о широких правах собственника еще не сложилось.

Обязательственные отношениявозникали либо из договора, либо из деликта. Основанием договора служило всякое соглашение любого содержания. Договоры заключались чаще всего в письменной форме, хотя никакой обязательной формы не существовало. Формализм был поисущ афинскому праву на первоначальных стадиях его развития. До реформы Солона неисполнение договорных обязательств влекло за собой личную ответственность должника. После реформы в качестве средств обеспечения договорных обязательств сохраняются задаток, залог и поручительство. Афинскому праву были известны различные виды договоров: купли-продажи, найма, ссуды, подряда, займа, хранения вещей, товарищества, поручения, комиссионный договор.

Обязательства из деликтов возникают в случае причинения имуществу

Семейное и наследственное право.Вступление в брак в Афинах считалось обязательным. Однако безбрачие не влекло наказаний. Брак представлял собой договор, заключаемый с главой семьи. Развод для мужчин был свободным, для женщины это было сложно. Женщина занимала в семье подчиненное положение. Родительская власть первоначально очень широкая с течением времена ослабляется.

Наследование осуществлялось по закону и по завещанию. Наследниками по закону в первую очередь являлись сыновья, дочери могли получить наследство лишь при отсутствии сыновей. Внебрачные дети наследниками отца не являлись. При отсутствии прямых наследников наследовали боковые родственники. Наследование по завещанию начинается с Солона. Для действенности завещания необходимо было, чтобы завещатель находился в здравом уме и не подвергался физическому или психическому насилию. Завещать мог лишь тот, у кого не было законных детей мужского пола. Не могли завещать несовершеннолетние, женщины, приемный сын.

Уголовное право. Афинскому праву были известны следующие виды преступлений: государственные, против семьи, против личности, против собственности. Различались умышленные и неосторожные преступления (в частности, убийства), известно было понятие самообороны, проводилось различие между подстрекателем и исполнителем преступления.

Среди наказаний следует отметить смертную казнь, продажу в рабство, штраф, конфискацию, бесчестье (атимию). Наказание для рабов и свободных было различным. Указанные выше Законы Драконта в области уголовного права отличались особой жесткостью. Цель наказания заключалась в причинении страдания преступнику.

Судебный процесс. Начинать судебные дела могли только полноправные афинские граждане. За женщину и несовершеннолетнего действовал глава семьи, за метека — его простат, за раба — его господин.

Должностное лицо, получившее жалобу, производило предварительное расследование. При этом обвиняемый или ответчик имел право предоставить свои письменные возражения против рассмотрения дела по существу. Если такие возражения представлены не были, судьи переходили к расследованию дела по существу. Стороны представляли все необходимые доказательства по делу. По окончании предварительного расследования назначался день судебного заседания. Решение принималось тайным голосованием. На судебные решения и приговоры допускалась апелляция к гелиэе. Решения гелиэи были окончательными и обжалованию не подлежали.

studfiles.net