Органом какой власти является суд

Орган судебной власти: понятие, структура и функции

Любое государство является сложным механизмом, который функционирует за счет своей внутренней структуры. Но далеко не всегда страны были в том виде, в котором все мы привыкли их видеть. Очень давно вместо государственного строя на Земле существовал родоплеменной. Он подразумевал собой безоговорочную власть вождя над своими подданными. Но с течением времени стало понятно, что родоплеменная община при разрастании не может контролировать и координировать деятельность большого количества людей. То есть необходимо было создание более сложной и эффективной структуры. Таковой стало государство.

На сегодняшний день каждая страна – это сложная политико-правовая структура, функционирующая под действием разделенной власти. Последний элемент крайне важен, ведь именно благодаря ему реально работают те или иные привычные нам органы. Разделение властей подразумевает под собой существование трех сфер, одной из которых является судебная. Данная отрасль отвечает за правосудие, а также имеет ряд характерных особенностей, принципов функционирования и т. п. В Российской Федерации также существует судебная ветвь власти, реализация деятельности которой происходит посредством специальных органов, о чем будет указанно далее.

Принцип разделения властей и суд

Многие люди задаются вопросом о том, каким образом судебная власть, основные понятия которой будут представлены далее в статье, соотносится с принципом разделения управления в государстве? Суть в том, что данная основополагающая идея была разработана еще во времена Нового времени Шарлем Луи де Монтескье и Джоном Локком. Принцип подразумевает собой отсутствие единоначалия в процессе координирования деятельности страны. При этом власть должна быть поделена между тремя ветвями, а именно: законодательной, исполнительной и судебной. На последний элемент возлагаются действительно важные функции. Только в этой отрасли допускается осуществление правосудия.

Если говорить о судебной власти, вообще, то она представляет собой систему органов, которые реализуют исключительно присущие только им возможности. Это не просто тенденция в данном случае, а принцип, закрепленный во многих законодательствах разных стран, и в том числе Российской Федерации. Таким образом, суд и судебная власть – это, по сути, едино целое. Потому что система соответствующих органов является формой проявления всей ветви.

Согласно мировым тенденция, соответствующая система органов Российской Федерации построена на принципах, которые являются общепринятыми. Помимо этого, основополагающие положения закреплены в едином, наивысшем по своей юридической силе акте – Конституции РФ. Если анализировать принципы данной отрасли государственной деятельности, то можно выделить наиболее яркие признаки судебной власти, которые характеризуют её, как действительно уникальную отрасль. К данным признакам можно отнести следующие, а именно:

1) Деятельность упомянутого характера реализуется исключительно судами.

2) Ветвь власти имеет полную самостоятельность от всех иных сфер.

3) Имеет полномочия по применению права в рамках процессов разной направленности (административной, гражданской, уголовной и т. п.).

4) Финансируется государственным бюджетом.

5) Решения судебных органов являются обязательными для всех на территории РФ.

Данные признаки показывают особенности системы судов в Российской Федерации. Но чтобы более детально разобраться в проблематике реализации права, необходимо понимать структуру органов этой направленности.

Структура судебных органов Российской Федерации представляет собой иерархию, которая реализует право по мере рассмотрения дел или решения определенных споров. На сегодняшний день созданная система зарекомендовала себя в РФ как нельзя лучше. Она эффективно применяет право на всех уровнях. При этом каждый в отдельности орган судебной власти имеет свою юрисдикцию, которая предопределяется его структурной принадлежностью. Учитывая этот факт, можно выделить следующую систему, а именно:

1) Конституционный суд Российской Федерации.

2) Суды общей юрисдикции. Данное звено состоит из военных и ведомств основного звена.

3) Арбитражные суды.

4) Органы дисциплинарные.

Каждый сегмент структуры реализует собственные полномочия, а также имеет строго определенный спектр возможностей, о чем будет упомянуто далее.

Суд первой инстанции – это самая «близкая» система органов для обычных граждан, которым требуется соответствующая правовая защита, или решение какого-либо спора. В процессе общей юрисдикции рассматриваются гражданские, уголовные и административные дела. При этом нужно понимать, что суд первой инстанции – лишь одно из звеньев всей системы общих органов.

При возникновении каких-либо вопросов, любое лицо может обратиться в районные или же местные суды той или иной территориальной расположенности. Данные органы действуют на отдельных территориях. В их ведение входит не только решение определенных судебных споров, но еще и контроль досудебного производства. Сюда входит координация назначения мер пресечения, например: заключения под стражу, залога и т. п.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, на территории государства действует система военных ведомств, которые уполномочены осуществлять правосудие. Как мы понимаем, сфера деятельности этих органов существенно ограничена, хотя они и входят в структуру общей юрисдикции. Орган судебной власти военной направленности занимается исключительно уголовными делами, которые возникли по причине преступления, совершенного лицом, принадлежащим к Вооруженным силам Российской Федерации. Помимо этого, представленные ведомства рассматривают гражданские дела, в которых субъектами являются военнослужащие с одной стороны и Министерство обороны с другой.

После районных органов соответствующей ветви власти, идут ведомства субъектов государства. Данные органы, безусловно, являются вышестоящим уровнем в иерархии судов общей юрисдикции. Таким образом, дела районных органов подлежат пересмотру в судах субъектов федерации в апелляционном порядке. Это обеспечивает право каждого на объективное рассмотрение дела или решения спора. Апелляцией занимаются судебные коллегии Верховных судов субъектов федерации.

В отдельную систему судов в РФ входят арбитражные ведомства. Они, как и иные подобные органы, представляют собой иерархичную структуру. В неё входят арбитражные суды субъектов федерации, апелляционные арбитражные суды и арбитражные суды округов. Первая инстанция этих органов уполномочена решать споры между предпринимателями, юридическими лицами. Помимо этого, в ведении арбитражей также находятся споры, субъектами которых являются упомянутые лица и государственные органы. При этом подобного рода дела должны возникать по вопросам административного и гражданского производства.

Апелляционные арбитражи существуют для пересмотра решений судов субъектов федерации арбитражной направленности. Данные органы проверяют законность деятельности нижестоящих ведомств, обобщают практику, анализируют статистику этой деятельности и т. п. Право на кассационное обжалование арбитражных дел реализуется посредством обращения в окружные суды соответствующей направленности. Таковыми являются арбитражи округов.

Верховный суд. Высший арбитражный суд

Следует отметить, что в порядке кассации лица могут обращаться в высшие судебные инстанции. Таковой на сегодняшний день является Верховный Суд Российской Федерации. В его составе существуют специальные коллегии, которые занимаются рассмотрением тех или иных дел. На сегодняшний день существуют:

1) Коллегия по административным, гражданским и уголовным делам. По сути, высший кассационный суд РФ.

2) Коллегия по военным делам.

3) Высший арбитражный суд.

Как мы видим, Верховный Суд является кассационным органом для разных юрисдикций.

Наиболее специфическим органом на сегодняшний день является Конституционный Суд Российской Федерации. Данный орган имеет собственную юрисдикцию и ряд полномочий, не присущих иным инстанциям. Он представляет собой структуру конституционного контроля, которая реализует власть при помощи специфического производства. В своей деятельности Конституционный суд Российской Федерации реализует следующие полномочия, а именно:

— На основе запросов высших государственных лиц и отдельных органов упомянутое ведомство имеет право проверять соответствие федерального законодательства Конституции РФ.

— Разрешает споры о компетенции разных органов государственной власти.

— Проверяет конституционность использования конкретных законов или норм в тех или иных делах.

— Предоставляет толкование конституционных норм.

— На основе запроса Совета Федерации Конституционный суд дает заключение по поводу обвинения Президента.

Как мы видим, представленный орган судебной власти является важным звеном во всей системе, так как в его ведении находятся наиболее специфические вопросы.

Достаточно нетипичными по своей природе являются мировые инстанции. Однако следует отметить, что мировых судов в Российской Федерации на сегодняшний день нет. Но существуют мировые судьи. Они имеют смежную компетенцию с ведомствами общей юрисдикции и являются органами первой инстанции. Но их деятельность ограничивается спектром отдельных вопросов, которые они могут рассматривать. Таковыми являются следующие:

— Уголовные дела, в которых наказанием является лишение свободы не более трех лет.

— Дела, возникающие из необходимости выдачи судебного приказа.

— Дела о разделе имущества между членами семьи.

— Дела по имущественным спорам и т. п.

То есть представленный орган судебной власти реализует полномочия по наиболее незначительным разбирательствам.

Итак, мы попытались проанализировать судебную систему в современной Российской Федерации. Следует отметить, что данный сектор на сегодняшний день реализует свою деятельность эффективно. Но это не свидетельствует об отсутствии потребности в модернизации. Ведь судебная власть и право – это те два столба, на которых, по сути, стоит каждое государство. Таким образом, чем они сильнее, тем стабильнее внутреннее состояние державы.

fb.ru

Система государственного управления

Характерной чертой демократического общества является защищенность прав и свобод человека сильной и независимой судебной властью.

Состояние судебной власти оказывает определяющее воздействие на все стороны жизни общества. Там, где не уважают судебную власть, закон, правит в лучшем случае чиновник, а в худшем — насилие. Такое общество обречено на постепенное самоуничтожение.

Суды выполняют правоохранительные функции, рассматривают споры юридических и физических лиц, а также обращения по поводу действий исполнительной власти. Каждый должен быть уверен, что суд разрешит спор самым справедливым образом.

Судебное разбирательство является открытым, публичным, осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, истца и ответчика, защитника (адвоката) и обвинителя (прокурора). Суд выносит решения от имени государства на основе действующего законодательства. Решение суда может быть отменено судом высшей инстанции лишь на основании закона, так как судебные органы не находятся в отношениях подчиненности одного другому. Судья подчиняется только закону.

Судебная система РФ

В стране сложилась трехзвенная судебная система: Конституционный Суд. суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Они осуществляют конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство. Суды подразделяются также на федеральные и региональные (субъектов РФ). Судьи всех видов и уровней судов образуют судейское сообщество.

К федеральным судам относятся:

  • Конституционный Суд РФ;
  • Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
  • Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему арбитражных судов.

К судам субъектов РФ относятся:

  • конституционные (уставные) суды субъектов РФ;
  • мировые судьи.

Основное место в судебной системе занимают суды общей юрисдикции. Им подсудны все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, кроме дел, отнесенных исключительно к компетенции Конституционного Суда или арбитражных судов, а также уголовные и иные дела

Единство судебной системы обеспечивается соблюдением всеми судами установленных законом правил судопроизводства, обязательного исполнения на всей территории России судебных постановлений, вступивших в законную силу, финансированием федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета, что должно обеспечивать возможность полного и независимого правосудия в соответствии с федеральным законом. Размер бюджетных средств, выделенных на финансирование судов в текущем году, может быть уменьшен только с согласия Всероссийского съезда судей или Совета судей РФ.

В осуществлении правосудия участвуют судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели. Участие заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом; за время участия в осуществлении правосудия им выплачивается вознаграждение из федерального бюджета. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей и присяжных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность судов, несут ответственность по закону.

Все судьи обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, судья несменяем, он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, если он не был назначен (избран) на определенный срок или до достижения определенного возраста.

Государство защищает личность, жилище, имущество судьи, судья не может привлекаться к административной и дисциплинарной ответственности. Уголовное дело против него может возбудить только Генеральный прокурор с согласия квалификационной коллегии судей. Судья может иметь огнестрельное оружие.

Конституционный Суд РФ

Конституционный Суд РФ является органом конституционного контроля, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, а также порядок образования и деятельности Конституционного Суда устанавливаются федеральным конституционным законом.

Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

  • федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
  • конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ;
  • договоров между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ;
  • не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Кроме того, Конституционный Суд разрешает споры о компетенции между органами государственной власти РФ и субъектов Российской Федерации, между высшими государственными органами субъектов РФ. По жалобам о нарушении прав и свобод граждан и по запросам судов Конституционный Суд проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

С запросами в Конституционный Суд могут обратиться Президент РФ, палаты Парламента РФ, члены Совета Федерации или депутаты Государственной Думы (одна пятая часть всего количества), Правительство РФ. Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, органы государственной власти субъектов РФ,

Президент РФ имеет полномочного представителя в Конституционном Суде, который обеспечивает деятельность Президента РФ как гаранта Конституции РФ. прав и свобод человека и представление интересов Президента РФ в Конституционном Суде.

Конституционный Суд рассматривает дело и принимает решение коллегиально с участием тех судей, которые присутствовали при процессе, открытым голосованием. Судья обязан голосовать, он не может воздерживаться, уклоняться от голосования. Решение Конституционного Суда окончательное и не может быть обжаловано никаким другим государственным органом, никем не может быть отменено. Только в одном случае решение Конституционного Суда может быть неокончательным: если гражданин обратился в межгосударственный суд по защите прав и свобод человека, исчерпав все средства защиты в своей стране.

Конституционный Суд решает вопросы права и не вмешивается в политику’. Он автономен, независим в финансовом отношении: ему выделяются средства из бюджета, которыми он распоряжается самостоятельно.

Конституционный Суд не рассматривает уголовные и гражданские дела, трудовые споры, не подменяет ни суды общей юрисдикции. ни арбитражные, ему не поднадзорны действия государственных органов и должностных лиц, он не вправе отменять нормативные акты. Конституционный Суд оценивает нормы закона с точки зрения их соответствия Конституции РФ. Законы, признанные им неконституционными, не должны применяться.

Конституционный Суд не наделен нормотворческими полномочиями, его постановления и определения не являются самостоятельными источниками права, но развивают законодательство.

В состав Конституционного Суда входят 19 судей, каждый из которых утверждается персонально Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на 12 лет.

Суды общей юрисдикции

Верховный Суд РФ является высшим органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он осуществляет судебный надзор за деятельностью судов, включая военные и специализированные федеральные суды, являясь непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым, областным, судам городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

Каждый судья Верховного Суда назначается Советом Федерации по представлению Президента РФ. Полномочия судья федерального уровня получает по указу Президента РФ.

При Верховном Суде РФ функционирует Судебный департамент. Он является федеральным органом по организационному обеспечению деятельности верховных судов республик, судов краевых, областных, городов федерального значения, судов автономной области, автономных округов, судов районных, органов судебного сообщества, финансирования мировых судей. Организационное обеспечение включает мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для осуществления независимого правосудия.

В состав Верховного Суда РФ входят 115 судей.

Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, автономной области, автономного округа рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, непосредственно выступают судебной инстанцией по отношению к районным судам.

Районный суд рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанций и является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где законом предусмотрена военная служба.

Арбитражные суды разрешают споры между юридическими лицами. гражданами-предпринимателями, государственными органами в сфере экономики и управления (по договорам между предприятиями, между бизнесом и государством, по налогам, о банкротстве). В случаях, когда решения суда не исполняются по вине должностных лиц, материалы направляются в прокуратуру для предъявления исков о взыскании штрафов и привлечения к уголовной ответственности.

Новые формы хозяйствования резко увеличили количество экономических споров требующих судебного вмешательства: неплатежи, недобросовестность одной из сторон, стремление получить выгоду за счет контрагента и т.п. Сейчас в системе арбитражных судов 92 суда в субъектах РФ, 10 окружных арбитражных судов, в них занято 2,5 тыс. судей.

Высший Арбитражный Суд РФ является органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, а также вышестоящей судебной инстанцией по отношению к арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов РФ.

В 1991 г. создан Высший Арбитражный Суд СССР (в 1992 г. преобразован в Экономический Суд СНГ). Он рассматривал споры, связанные с государственной собственностью. В современном статусе Высший Арбитражный Суд действует с февраля 1992 г.

Федеральный арбитражный суд округа рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам, является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории судебного округа арбитражным судам субъектов РФ.

Арбитражный суд субъекта РФ рассматривает дела в качестве суда первой и апелляционной инстанций, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Третейские суды создаются для разрешения экономических споров в деловом мире. В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом по соглашению сторон возникший или могущий возникнуть экономический спор, подведомственный арбитражному суду, до принятия дела к производству арбитражным судом может быть передан на разрешение третейского суда. Третейский суд предлагает альтернативное решение в расчете на добровольное исполнение обязательств по сделкам. В случае неисполнения следует принудительное исполнение по приказу арбитражного суда без рассмотрения дела по существу. Третейские суды эффективны гам, где высок уровень деловой культуры. Они финансируются за счет отчислений лицами, обращающимися за разрешением возникших споров в суд.

В США до 80% коммерческих споров разрешаются с помощью третейских судов, переговоров, посредников, т.е. минуя государственные структуры. В Германии, наоборот, судятся в основном в государственных судах.

Суды субъектов РФ

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия нормативных актов органов государственной власти субъекта РФ, местного самоуправления конституции (уставу) субъекта РФ. Конституционный (уставный) суд субъекта РФ финансируется за счет средств бюджета субъекта РФ.

В существовании такого контрольного органа региональные власти объективно мало заинтересованы, поэтому конституционные (уставные) суды действуют далеко не везде. Их полномочия часто реализуют суды общей юрисдикции.

Мировой судья является низшим звеном судов общей юрисдикции. Число мировых судей и судейских участков определяется Федеральным законом от 29 декабря 1999 г. № 218-ФЗ и законом региона. Например, законом г. Москвы в городе предусмотрено иметь 384 мировых судьи.

Мировые судьи призваны облегчить доступ гражданам к правосудию. Они рассматривают дела в качестве суда первой инстанции: имущественные споры при цене иска менее 500 МРОТ, трудовые споры (кроме восстановления на работе), бракоразводные и другие дела, разгружают федеральную систему судов, ускоряя рассмотрение дела.

Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции, в пределах судебного участка.

Постановления мировых судей являются обязательными для всех органов государственной власти, местного самоуправления, юридических, должностных и физических лиц.

Мировые судьи назначаются законодательным органом субъекта РФ или избираются населением судебного участка на срок не более пяти лет. Они входят в единую судебную систему РФ. На них распространяются гарантии независимости и неприкосновенности, материального обеспечения, установленные законом.

Органы судейского сообщества

Для выражения интересов судей как носителей судебной власти судейским сообществом образуются следующие органы:

  • Всероссийский съезд судей;
  • Конференция судей субъектов РФ;
  • Совет судей России;
  • советы судей субъектов РФ;
  • общие собрания судей;
  • Высшая квалификационная коллегия судей России;
  • Квалификационная коллегия судей субъекта РФ.

Органы судейского сообщества действуют коллегиально, гласно, при невмешательстве в судебную деятельность.

Всероссийский съезд судей является высшим органом судейского сообщества. Делегаты на съезд избираются по нормам представительства от каждого вида судов. Съезд собирается один раз в четыре года, формирует совет судей РФ. Совет судей избирает председателя совета и его заместителей.

В Совет входят по одному представителю от каждого субъекта РФ. Совет рассматривает вопросы судебной практики, совершенствования ‘законодательства, ресурсного и кадрового обеспечения, представляет интересы сообщества в органах законодательной и исполнительной власти.

Высшая квалификационная коллегия судей состоит из 29 человек по нормам представительства по видам судов, а также представителей от общественности (10 человек) и от Президента РФ (один член). Представители от общественности назначаются Советом Федерации.

Кандидатуры на должности судей отбираются в судейских квалификационных коллегиях, согласовываются с субъектами РФ и представляются для назначения Президенту РФ.

Согласование назначения судей многоступенчато. Президент РФ не может принять решение о назначении, если согласование затягивается.

Назначаются судьи вначале на три года, а затем пожизненно. Сейчас более 50% судей и все председатели судов, в том числе Председатель Верховного Суда, назначены пожизненно.

Само судейское сообщество в лице Совета судей РФ ведет контроль за работой судей. Никто, кроме него, не вправе привлечь судью к административной или дисциплинарной ответственности. Коллегия отрешает от должности судей, совершивших недостойные поступки.

isfic.info

1. Административное право в России сформировалось в результате:
отпочкования от государственного права в 19 веке
перехода от полицейского права к административному 19 и 20 веках
разделения государственного права на административное, конституционное право в начале 20 века
верными являются все указанные ответы

2. Отношения, складывающиеся при межотраслевом управлении, относятся:
к горизонтальным и вертикальным
чаще к вертикальным, чем к горизонтальным
к горизонтальным отношениям
к вертикальным отношениям

3. Основным признаком акта органа исполнительной власти является:
официальный характер и двухстороннее волеизъявление
наличие норм административного права, распространяющихся на широкий круг лиц
их индивидуальный и правонаделительный характер
издание субъектами исполнительной власти и подзаконность

4. Взаимодействие судебной власти и исполнительной власти заключается в том, что:
судебные органы подчиняются исполнительной власти
суды финансируются из местного бюджета
органы исполнительной власти проверяют работу судов, заслушивают отчеты судей
исполнительная власть обеспечивает условия для нормального функционирования судебной системы

5. Какой из признаков состава административного правонарушения является обязательным при квалификации проступка «нарушение правил сезонной охоты»:
средства совершения проступка
способ совершения проступка
время совершения проступка
мотив совершения проступка

6. Правительство РФ имеет право издавать:
указы и постановления
постановления и распоряжения
указы и распоряжения
постановления, распоряжения и указы.

7. Установленная нормами административного права возможность реализации индивидом прав и осуществления обязанностей в сфере госуправления — это:
административная дееспособность
административная деликтоспособность
административная правосубъектность
административная правоспособность.

8. В состав Правительства России, кроме председателя и его заместителей входят:
представители субъектов РФ
федеральные министры – руководители министерств
руководители федеральных органов исполнительной власти
председатели правительств субъектов РФ.

9. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим надзорные функции, является:
федеральный надзор
государственный комитет РФ
федеральное министерство
федеральная служба

10. Единоначальный орган исполнительной власти, действующий в рамках определенной административно-территориальной единицы, ставший правопреемником существовавшего ранее коллегиального органа — исполнительного комитета – это:
орган мсу
департамент
администрация
комитет
управление

11. Важнейшей чертой государственного управления, выражающей природу взаимоотношений между органами законодательной и исполнительной власти, является:
его исполнительно-распорядительный характер
его исполнительный характер
его распределительный характер
характер согласовывается.

12. Разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета, обеспечение проведения в РФ финансовой и денежной политики является компетенцией:
Председателя Правительства РФ
Президента РФ
Правительства РФ
Государственной Думы РФ.

13. Административная деликтоспособность наступает:
с 16 лет
с 21 года
в отдельных случаях- с 14 лет
с 18 лет.

14. Для какого принципа государственной службы характерны следующие проявления: соответствие деятельности интересам общества, государства общедоступность государственной службы сменяемость государственных служащих их подотчетность и ответственность:
демократизм государственной службы
профессионализм государственной службы
социально-правовая защищенность служащих
все перечисленное

15. В России систему органов исполнительной власти возглавляет:
Федеральное Собрание РФ
Президент и Правительство РФ
Правительство РФ
Президент РФ

dekane.ru

Ответы на экзаменационные билеты

Судебная система в рф: понятие, виды судов, структура судебной власти.

Судебной системой называется упорядоченное построение судов в соответствии с их компетенцией, определенными целями и задачами.

Согласно законодательству, судебная система РФ представляет собой совокупность всех установленных конституцией и федеральными законами РФ судов, наделенных полномочиями осуществлять судебную власть.

Судебная власть значительно отличается от законодательной и исполнительной. Суд не создает общих правил поведения (законов), он не занимается управлением. Судебные органы осуществляют государственную власть в особой форме — форме правосудия.

Правосудие — это деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон. Однако суды не изолированы от других ветвей власти: они применяют законы, изданные парламентом, другие нормативные акты органов государства, а исполнительная власть реализует решения, принятые судьями.

Согласно ст. 118 Конституции РФ правосудие в России осуществляется только судом на принципах, закрепленных в:

Федеральной Конституции (гл. 1, 2, 7);

Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» (декабрь 1996 г.);

Федеральном конституционном законе 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон «О статусе судей в Российской Федерации»»;

Федеральном конституционном законе 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»».

Согласно Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. в Российской Федерации действуют федеральные суды и суды субъектов Федерации.

К федеральным судам относятся :

Конституционный суд Российской Федерации.

Конституционный суд Российской Федерации согласно Конституции РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 125 Конституции).

Он рассматривает дела о конституционности законов и иных нормативных актов, принятых федеральным собранием РФ, президентом РФ, правительством РФ, законодательными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации.

Верховный суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Верховный судРФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Верховный суд осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды.

Высший арбитражный суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Высший арбитражный судявляется высшим судебным органом по разрешению экономических споров, осуществляет судебный надзор за деятельностью нижестоящих арбитражных судов, дает разъяснения по вопросам судебной практики.

К судам субъектов Российской Федерации относятся:

— конституционные (уставные) суды субъектов Федерации;

— мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов.

Система судов общей юрисдикции построена на основе централизованной организационной модели в условиях федеративного государства. Федеральные суды и суды субъектов Федерации находятся в единой иерархической судебной системе, при этом они выступают в качестве вышестоящих судов по отношению ко вторым, которые являются судами первой либо второй инстанции.

Первым звеном федеральных судов общей юрисдикции являются районные суды, вторымверховные суды субъектов Российской Федерации. Высшим, третьим, звеном выступает Верховный суд РФ.

Судебной инстанцией называется суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную функцию, связанную с разрешением судебных дел.

В зависимости от полномочий по рассмотрению конкретных дел все суды подразделяются на суды первой инстанции, второй (кассационной) инстанции и надзорной инстанции.

Судом первой инстанции называется суд, который уполномочен принимать решения по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела.

Решение суда по уголовному делу называется приговором.

Суд второй (кассационной) инстанции призван проверять законность и обоснованность судебных решений, не вступивших в законную силу.

Задачей судов надзорной инстанции является проверка законности и обоснованности судебных решений, вступивших в законную силу.

Система арбитражных судов делится на три уровня:

— Высший арбитражный суд РФ;

— федеральные арбитражные суды округов;

— арбитражные суды республик, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов федерального значения.

Следовательно, в системе арбитражных судов низовым звеном выступают арбитражные суды субъектов, вторым звеномфедеральные арбитражные суды округов, третьим звеномвысший арбитражный суд РФ.

Функции арбитражного суда и его структура имеют много схожего с судами общей юрисдикции. Отличие в том, что суды общей юрисдикции создаются в самых малых административно-территориальных подразделениях, чтобы быть ближе к населению, а система арбитражных судов не предусматривает звена, максимально приближенного к населению.

По Закону «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. мировой судья избирается на пять лет населением или назначается органом законодательной власти субъекта Федерации.

Мировые судьи могут действовать в пределах судебных участков, которые создаются в соответствии с законами субъектов Федерации из расчета один участок на 15-30 тыс. жителей.

Мировым судьям закон дал статус судей общей юрисдикции, они входят в единую судебную систему России, но относятся к судам субъектов Федерации. Их постановления, распоряжения, требования, поручения и вызовы обязательны для всех юридических и физических лиц и органов власти.

В компетенцию мировых судей входят дела о расторжении брака и разделе нажитого за время совместной жизни имущества, другие дела в сфере семейно-правовых отношений (за исключением дел об оспаривании отцовства и материнства, лишении родительских прав и усыновлении); дела, связанные с трудовыми отношениями (за исключением дел о восстановлении на работе); споры в отношении собственности по имущественным искам, если сумма иска не превышает 500 минимальных окладов, и дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другой недвижимостью. Кроме того, мировой судья вправе рассматривать уголовные дела о преступлениях, за совершение которых предусмотрено наказание не более двух лет лишения свободы.

eksdan.ru

8: «Суд как орган судебной власти».

Ответ:Согласно ч. 1 ст.1 Закона о статусе судей судебная власть «принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа». Следовательно, под судом как органом, осуществляющим судебную власть, следует понимать только тот состав судей, который осуществляет судопроизводство по конкретному делу.

При производстве по конкретному делу понятие «суд» показывает:

Какой уровень судебных органов рассматривал данное дело: районный суд, областной (краевой суд) и т.п.

На какой территории происходило судопроизводство: например, Московский областной суд;

Тех судей, которые входили в состав суда по данному делу , с указанием их процессуального положения, например: «Промышленный районный суд г. Энска в составе председательствующего судьи Иванова А.П.»

Организационной формой, обеспечивающей осуществление судебной власти, являются суды как особые государственные органы, в состав которых входят прежде всего судьи как носители судебной власти, а также вспомогательные службы или аппарат суда (администраторы суда, канцелярия, секретари судебных заседаний, архив). Следует различать суды, являющиеся государственными органами, и иные квазисудебные органы, также носящие название «суд» (третейские суды, суды чести, суд по информационным спорам).

Ряд законодательных актов регулирует порядок образования, организацию деятельности, структуру и состав судов, место каждого в системе судебных органов государства. Так, в Конституции РФ указано, что судебная система РФ устанавливается Конституцией и федеральным конституционным законом и создание чрезвычайных судов не допускается (ч.3, чт.118). Основным федеральным конституционным законом, устанавливающим судебную систему, является Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации». В РФ действует множество судов, каждый из которых обеспечивает осуществление судебной власти только в пределах своей компетенции и рассмотрение только тех дел, которые отнесены к его подсудности законом. Каждый суд действует на определенной территории, что отражается и в соответствующем название суда. Для успешного, своевременного и качественного осуществления судопроизводства судам как государственным органам создаются определенные организационные и материально-технические условия. Судам предоставляются обособленные здания, пригодные для осуществления судопроизводства, на которых устанавливаются Государственный флаг Российской Федерации.

9 «Понятие правосудия и его признаки, отличие от других форм государственной деятельности».

Ответ:Конституция России указывает, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом Федеральный конституционный закон РФ «О судебной системе Российской Федерации» в ч.1 ст. 4 также подчёркивает:

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.

Поэтому в содержание понятия «правосудие» в законодательстве часто включается только судебная деятельность по рассмотрению и разрешению различных категорий дел.

Конституция Российской Федерации всё же устанавливает общие принципы, по которым оно должно было бы осуществляться.

Правосудие осуществляется только судом (специальными государственными органами в лице судей).

Судьи и присяжные заседатели обладают особым правовым статусом, обеспечивающим их независимость и самостоятельность при принятии решений.

Правосудие осуществляется путём рассмотрения гражданских, конституционных, уголовных, административных и арбитражных дел.

Правосудие реализуется через гражданское, конституционное, уголовное, административное и арбитражное судопроизводство.

Акты реализации правосудия носят общеобязательный характер.

Система демократических принципов реализации правосудия.

Принципы правосудия — общие руководящие начала, определяющие организацию и деятельность судебной власти.

Законность — деятельность по реализации правосудия основана на соблюдении Конституции и законов.

Единство судебной системы — судебная система оформляется в Конституции РФ, все федеральные и мировые судьи соблюдают установленные ФЗ правила судопроизводства, на всей территории РФ признаётся обязательность вступивших в законную силу судебных постановлений.

Единство статуса судей (закрепляется в Законе).

Равенство всех перед законом и судом.

Правосудие осуществляется только судом — гражданские, арбитражные и уголовные дела рассматриваются единолично или коллегиально, а административные дела рассматриваются судьёй единолично

Охрана прав и свобод граждан при осуществлении правосудия.

Неприкосновенность личности — ограничение личной свободы возможно только по определённым основаниям.

Состязательность и равноправие сторон — стороны наделены равными правами, ни одна из сторон не имеет преимущества перед судом.

Обеспечение права на получение квалифицированной юридической помощи.

Язык судопроизводства — уголовное и административное судопроизводство осуществляется только на русском языке или на языках республик в составе РФ, судопроизводство в Конституционном суде РФ, арбитражных и военных судах ведётся только на русском языке.

Обеспечение судебной защиты прав и свобод личности.

Участие граждан в осуществлении правосудия.

studfiles.net