Газета правда о пенсиях

После серой зарплаты пришла серая пенсия

В России уже отказывают в пенсии по старости из-за нехватки баллов

В России начались первые отказы в назначении страховых пенсий по старости из-за нехватки пенсионных баллов. В Пенсионном фонде уверяют, что эта проблема касается лишь тех граждан, которые получали «серую» зарплату. Эксперты отмечают, что государство в этой ситуации ведет себя «как карточный шулер». Оно вынуждает работников требовать, чтобы им платили зарплату, которая давала бы необходимые баллы, но с себя снимает всяческую ответственность.

Сотни граждан России могли в прошлом году остаться без страховой пенсии из-за нехватки пенсионных баллов. А некоторые работающие граждане пенсионного возраста могли вообще остаться без пенсии, следует из информации, размещенной на сайтах некоторых региональных отделений Пенсионного фонда России (ПФР), — социальная пенсия выплачивается лишь после окончания трудовой деятельности.

«Более 300 саратовцев в прошлом году остались без пенсии», — гласит заголовок пресс-релиза, размещенного на портале регионального отделения ПФР.

На самом деле их почти 400, уточняется в тексте: «396 саратовцам в 2016 году для назначения страховой пенсии по старости не хватило стажа и (или) количества пенсионных коэффициентов (баллов)», — гласит сообщение.

Профсоюзы критикуют пенсионную реформу правительства

Похожая информация есть на сайте отделения ПФР по Республике Марий Эл: «44 жителям республики, достигшим пенсионного возраста, в назначении пенсии было отказано, так как им не хватило либо стажа, либо пенсионных баллов».

Сколько всего таких «пенсионных отказников» по России, в ПФР на момент выхода заметки затруднились сообщить. А разбивка по причинам отказов вовсе не ведется, отметили в фонде.

Нехватка стажа и (или) баллов в большинстве случаев — последствия теневой занятости, добавляют в саратовском отделении ПФР. «Получая «серую» зарплату сейчас, в старости можно остаться с мизерной пенсией», — предупреждают там.

Под «мизерной» пенсией имеется в виду социальная, ее размер сегодня составляет 8742 руб., что всего на 2,4% больше прожиточного минимума пенсионера. Платят ее неработающим гражданам пенсионного возраста. Страховую пенсию получать выгоднее — ее средний размер 13 655 руб., и выплата не зависит от того, продолжает пенсионер работу или нет.

Требования к пенсионерам, которые на протяжении многих десятков лет ограничивались лишь возрастом и трудовым стажем, резко изменились с 2015 года. Теперь пенсия по старости, которая раньше именовалась трудовой, называется «страховая», и для ее назначения гражданину нужно накопить определенное количество пенсионных баллов, стоимость которых меняется каждый год.

Для того чтобы получить страховую пенсию по старости в 2017 году, необходимо иметь не менее 8 лет страхового стажа и 11,4 пенсионного балла.

С каждым годом с новых пенсионеров требуется все большее и большее их количество: на 2,4 балла больше ежегодно, пока к 2025 году требуемое число баллов не достигнет 30.

Требования государства к стажу совпадают с требуемым числом баллов только у тех граждан, чья зарплата выше определенного порога. В текущем году это 10 500 руб., то есть сумма, на треть превышающая официально установленный МРОТ (7800 руб.). Таким образом, граждане с минимально «проходным» стажем 8 лет и зарплатой ниже 10 500 руб. не получат права на страховую пенсию в этом году.

Правительство затягивает с решением о дополнительной индексации пенсий

На запрос «Газеты.Ru» в Пенсионном фонде ответили, что так ставить вопрос некорректно, «потому что это норматив 2017 года». В следующем году он уже будет другим, напомнили в пресс-службе.

Минимальный размер оплаты труда, установленный сегодня, позволяет гражданину заработать всего 1,03 балла за год. Таким образом, минимальный стаж для самой низкооплачиваемой категории работников в стране на самом деле уже 11 лет, а не 8, а к 2025 году с такой зарплатой придется официально проработать 30 лет. Для граждан с более высокой зарплатой потребуется 15-летний стаж.

Пенсионный фонд, после запроса «Газеты.Ru», 30 марта опубликовал заявление о том, что недобора баллов у людей с «белой» зарплатой быть не может. «Описанная проблема — недобор баллов — может коснуться только тех трудящихся, кто получает «серую» зарплату. Причины подобных ситуаций нужно искать не в балльной системе, а в теневой занятости», — говорится в заявлении.

В то же время вице-премьер Ольга Голодец дважды за март заявляла, что в России 5 миллионов граждан получают зарплату на уровне МРОТ и в целом стоимость рабочей силы в нашей стране сильно занижена. По данным Росстата, зарплату до 10 600 руб. включительно получали больше 10% всех работников в стране.

В категорию тех, кто сегодня недополучает баллов, попадают и индивидуальные предприниматели: фиксированный годовой платеж для ИП с оборотом менее 300 тыс. руб. дохода (27 990 руб.) позволяет накопить около 1 балла в год, подтвердили в Пенсионном фонде.

Государство, как карточный шулер

Действующая балльная система — это очередная попытка государства легализовать доходы населения, говорит доктор экономических наук Сергей Смирнов, но государство в этой ситуации ведет себя «как карточный шулер: оно вынуждает работников требовать, чтобы им платили зарплату не меньше этих необходимых баллов, но снимает с себя всяческую ответственность».

Но у низкооплачиваемых работников мало инструментов давления на работодателей, которые выбирают такую систему, не желая уплачивать взносы — особенно в кризис. «Вы можете требовать что угодно, но сейчас, в период экономического спада, вас никто спрашивать не будет», — говорит Смирнов.

Оставляя работника наедине с этой проблемой, государство ведет себя не вполне честно. К тому же некоторые граждане могут не знать о том, что не заработали достаточно баллов. «Когда они приходят за пенсией, может случиться скандал», — предполагает Смирнов.

Правда, в каждом случае надо смотреть: сколько именно баллов не хватает, советует эксперт — вероятно, что вопрос можно решить в течение года-двух, продолжив трудовую деятельность после достижения пенсионного возраста.

Реальные доходы россиян могут снова уйти в минус в феврале

Министр труда Максим Топилин, выступая в пятницу на коллегии министерства, обратил особое внимание на разъяснительную работу с гражданами. На сайте Пенсионного фонда «каждый гражданин, пенсионер, может посмотреть, сколько взносов, сколько баллов у него накоплено», заявил он. «Пожалуйста, работайте с населением с точки зрения этого инструмента. Люди сами должны понимать, что это неправильно и опасно, когда работодатель за них не платит страховые взносы. Это нужно пропагандировать и разъяснять», — добавил Топилин.

Пропаганды на сайтах региональных управлений ПФР уже хватает, убедилась «Газета.Ru» — почти на каждом в марте опубликовано по два-три текста по этой теме с такими заголовками, как: «Работа без оформления сегодня — минимальная пенсия завтра», «Как «цвет» зарплаты влияет на размер будущей пенсии» или «Нелегальная занятость лишит права на пенсию».

На сайте Пенсионного фонда, где каждый желающий сегодня может подсчитать свою приблизительную пенсию, вы не можете получить лишь одной важной детали, уточняет Смирнов: сколько к тому времени, как вы выйдете на пенсию, будет стоить один балл.

«Что будет через 30 лет — никто не знает, а государство играет в одни ворота, потому что то индексирует на некий уровень инфляции, то не индексирует, как в 2016 году», — говорит эксперт.

Вероятно, именно поэтому никакие разъяснения Пенсионного фонда и правительства не могут внушить людям веру в пенсионную систему, и многие граждане продолжают выбирать теневую занятость, даже без давления со стороны работодателя.

m.gazeta.ru

Правда о пенсионной реформе: пенсии россиян «заморозят»

ИА «РБК-daily» опубликовало точку зрения депутата Госдумы Оксаны Дмитриевой о ходе нынешней пенсионной реформы: «В Москве прошёл Пенсионный форум России, на котором обсуждалась стратегия развития пенсионной системы до 2030 года.

Следуя логике, которой, казалось бы, должны руководствоваться инициаторы пенсионной реформы, цель её должна состоять в том, чтобы повысить пенсии, которые в нашей стране по-прежнему не дотягивают до уровня 40% средней зарплаты. Однако на самом деле предложения Министерства труда и социальной защиты рассчитывать пенсии по новой формуле сводятся к тому, чтобы заморозить пенсии нынешним пенсионерам, занизить их тем, кто будет выходить на пенсию в ближайшем будущем, а разнообразные блага и высокие пенсии пообещать будущим поколениям, заведомо зная, что к моменту их выхода на пенсию пенсионная система ещё несколько раз изменится.

Таким образом, эти предложения не только не решат многочисленных проблем, существующих сегодня в пенсионной системе, но и породят новые разночтения и противоречия. Суть предложений в следующем: сохраняется деление пенсии на три составляющие — базовую, страховую и накопительную, при этом базовая часть пенсии составляет 3495 рублей и платится из федерального бюджета. Предлагается отказ от выплаты базовой части пенсии работающим пенсионерам. Пенсия работающим пенсионерам начисляется, фиксируется и дальше не увеличивается. Увеличивается в 1,4 раза предел, с которого начисляются страховые взносы. Также планируется увеличить стаж, необходимый для получения пенсии, с 5 до 15 лет и осуществить переход к балльной системе, которая существовала до 2002 года, только в ещё более запутанном виде.

К чему всё это приведёт? Во-первых, пострадают работающие пенсионеры. По действующим правилам чем больше пенсионер работал, тем больше у него могла быть и пенсия, которая также ежегодно индексировалась. По новой схеме пенсионный возраст — как шлагбаум, когда пенсия фиксируется и больше не увеличивается. До 2002 года по 113-ФЗ пенсия работающим пенсионерам уже выплачивалась не в полном объёме. С большим трудом мне удалось отстоять возможность получения полной пенсии для работающих пенсионеров, и это буквально единственный плюс, который я могу отметить, оценивая реформу 2002 года.

Таким образом, ликвидируется единственное преимущество нынешней пенсионной системы — полная пенсия работающих пенсионеров и её ежегодный перерасчёт. Если дальнейшая работа вновь не будет влиять на размер пенсий, то пенсионеры не будут производить отчисления страховых взносов. Появится теневая занятость. Ни к чему хорошему это не приведёт, просто люди массово начнут увольняться либо будут работать без оформления. Это может серьёзно отразиться на бюджетниках — учителях, воспитателях, нянечках. Разработчики заново «придумали» то, что было раньше, да ещё и ухудшили. Попытка снизить размер страховой части пенсии наталкивается на иные нормы пенсионного законодательства, в части размеров социальной пенсии, обязательств выплачивать пенсию не ниже прожиточного минимума пенсионера. В результате страховая пенсия окажется ниже социальной, что будет дестимулировать граждан к легальной занятости.

Кроме того, сама формула расчёта пенсии имеет концептуальные пороки в виде скачков в размере пенсий в зависимости от года рождения и периода оформления пенсии. Разные периоды работы граждан будут иметь разный вес, то есть люди, проработавшие на аналогичных позициях в течение одинакового времени с аналогичной зарплатой, теперь могут получить совершенно разную пенсию в зависимости от того, в какой последовательности они накапливали стаж и в какие периоды получали больший или меньший заработок.

Запланированное увеличение стажа, необходимого для получения страховой пенсии, приведёт к тому, что люди, у которых окажется недостаточное количество лет трудового стажа, соответственно, получат положенные деньги на пять лет позже. Это может создать проблемы для некоторых категорий граждан, особенно для тех, у кого был период потери стажа в лихие 1990-е или кризисные 2000-е. Косвенно это также ведёт к увеличению пенсионного возраста, ударит и по военным пенсионерам, которые могут утратить право на гражданскую пенсию.

Что действительно требуется сделать, чтобы реально улучшить ситуацию в пенсионной сфере?

Необходимо отменить обязательный накопительный элемент в пенсионной системе, перейти к плоской системе налогообложения, сохранив льготы малому бизнесу. Корректировать пенсионную формулу надо по периодам до 2002 года при конвертации пенсионных прав, а именно: необходимо полностью учесть в трудовом стаже так называемые нестраховые периоды (а именно: периоды подготовки к профессиональной деятельности, уход за ребенком и инвалидом первой группы и ребенком-инвалидом, проживание жен военнослужащих в местах, где не было возможности трудоустроиться, и т.п.), а также изменить предельный коэффициент учёта заработка до 2002 года, который сейчас ограничен коэффициентом 1,2: его следует повысить до 2,0, а для работников с особо вредными и особо тяжёлыми условиями труда — до 2,8».

www.webohrannik.ru

СМИ узнали о возможном повышении срока выслуги лет для военных пенсий

Силовые ведомства подготовили законопроект, в котором предлагается увеличить нижний предел выслуги лет, дающий военнослужащим право получать военную пенсию, на пять лет — с 20 до 25. Документ разрабатывался с начала весны по соответствующему распоряжению президента Владимира Путина.

Ведомства, в которых предусмотрена военная служба, разработали законопроект об увеличении минимального предела выслуги лет, дающего право на получение военной пенсии, с 20 до 25 лет. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источник, близкий к руководству одного из российских силовых ведомств. Эту информацию изданию также подтвердил собеседник в Минобороны.

Документ предлагает внести изменения в российский закон «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исправительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии, и их семей» от 12 февраля 1993 года.

Интервью «Газеты.Ru» с главой Комитета Госдумы по обороне Владимиром Шамановым

Работа по подготовке проекта закона велась с марта этого года по соответствующему решению президента России Владимира Путина. 22 мая начальник главного управления кадров Минобороны генерал Виктор Горемыкин доложил о подготовке документов замглавы ведомства генералу Дмитрию Булгакову, рассказали в министерстве.

Как пояснил газете высокопоставленный сотрудник администрации президента, в подготовке законопроекта участвовали представители всех ведомств, связанных с несением военной службы. «Тема очень тонкая, предстоит еще ряд консультаций на уровне финансово-экономического и социального блоков правительства, а также всех заинтересованных сторон», — добавил он.

Предполагаемые сроки принятия поправок собеседники издания не уточнили, однако, по их мнению, логично будет принять документ уже после президентских выборов, которые состоятся в марте 2018 года.

Авторы законопроекта также не раскрывают механизм увеличения нижнего порога выслуги лет: будет ли для этого введен переходный период, пока неизвестно. Также неясно, как принятие поправок отразится на бюджете.

Издание уточняет, что принятие законопроекта потребует внесения поправок в 13-ю статью настоящего закона (условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет) и в 14-ю (размеры пенсии).

На данный момент уже известно, что поправки, в случае их принятия, не коснутся тех военнослужащих, у которых окончание контракта совпадает с 20-летием выслуги. Всем остальным для того, чтобы иметь право на получение военной пенсии, придется отслужить на пять лет дольше.

Идея увеличить нижний порог выслуги лет обсуждалась уже давно. В 2013 году военные предлагали разделить этот процесс на два этапа: до 2019 года выплачивать всем военнослужащим, отслужившим свыше 20 лет, но не вышедшим на пенсию, надбавку в размере 25% от той пенсии, которую они могли бы получать, а с 1 января 2019 года окончательно установить 25-летний нижний предел выслуги. Однако после проведенных тогда расчетов выяснилось, что в федеральном бюджете недостаточно средств для дополнительных выплат, необходимых для переходного периода.

В 2015 году обсуждение этого вопроса возобновил глава Минфина Антон Силуанов. В правительстве допускали, что срок службы, необходимый для военной пенсии, может быть повышен сразу до 30 лет, однако этот вариант был отвергнут.

Нестабильная экономическая ситуация, наблюдавшаяся в России три года назад, также вынудила Минфин задуматься об отказе от увеличения выплат военным пенсионерам.

Силуанов и глава Минобороны Сергей Шойгу смогли урегулировать все вопросы и найти дополнительное финансирование только после того, как в ситуацию вмешался Путин.

В прошлом месяце глава государства подписал закон об увеличении пенсионного возраста для госслужащих. Согласно документу, пенсионный возраст чиновников увеличился до 65 лет у мужчин и до 63 лет у женщин. Закон также предусматривает постепенное увеличение минимального срока гражданской госслужбы, необходимого для пенсии за выслугу лет, с 15 до 20 лет.

Сейчас «военные пенсионеры», которые после выхода в запас (отставку) продолжают работать на должностях, не относящихся к военной службе, имеют право на вторую, «гражданскую», пенсию по линии Пенсионного фонда России по достижении установленного государством возраста выхода на пенсию (для женщин — 55 лет, для мужчин — 60 лет) и минимально необходимого трудового стажа (в 2017 году составляет восемь лет и будет увеличиваться на один год до 15 лет к 2024 году).

В марте председатель комитета Госдумы по обороне экс-командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов рассказал в интервью «Газете.Ru», что средний размер пенсии в 2016 году составил: для пенсионеров военной службы — около 23 тыс. рублей, для пенсионеров правоохранительной службы — 17 тыс. рублей, для органов безопасности — 30 тыс. рублей.

По его словам, для исчисления «военной» пенсии учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и надбавка за выслугу лет (стаж службы).

Интервью «Газеты.Ru» с советником министра обороны Андреем Ильницким

Оклады военных судей, прокуроров и следователей устанавливаются относительно оклада первого лица соответствующего ведомства. Оклады в остальных ведомствах установлены постановлением правительства Российской Федерации. При этом оклады по званиям для всех одинаковые, а размеры окладов по типовым должностям в Службе внешней разведки, Федеральной службе безопасности, Федеральной службе охраны и Службе специальных объектов при президенте примерно на 20% больше, чем в Вооруженных силах и других войсках и воинских формированиях. Это обусловлено спецификой выполняемых задач этими органами и более строгим отбором.

В России уже более пяти лет не происходило индексации денежного довольствия военнослужащих.

«Гарантия защиты денежного довольствия военнослужащих от обесценивания оказывается невыполненной на протяжении уже пяти лет, то есть фактически за все время действия федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», — объяснял Шаманов.

Положения этого закона, которые предусматривают, что размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям ежегодно индексируются с учетом уровня инфляции начиная с 2013 года, приостанавливаются ежегодно отдельным федеральным законом.

Однако, по словам Шаманова, индексация «военной» пенсии проходила путем увеличения так называемого понижающего коэффициента, который в соответствии со ст. 43 закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу. » в 2012 году составлял 54%, а с 1 февраля 2017 года составил 72,23%. Ее реальное увеличение составило: за 2013 год — на 8,2%, за 2014-й — на 6,2%, за 2015-й — на 7,5%, за 2016-й — на 4%, а с 1 февраля 2017 года — на 4%. Таким образом, за последние пять лет — с 2013 по 2017 год — «военная» пенсия увеличилась на 30%. А с 2011 по 2017 год «военная» пенсия увеличилась на 90%.

m.gazeta.ru

Газета «Правда». «Мир» вам, или Как пустить пенсионеров по миру

В то время как Запад по нарастающей продолжает душить Россию разного рода санкциями, российская власть полна оптимизма. Иначе как расценить недавний отчёт главы правительства Дмитрия Медведева перед президентом о деятельности своего кабинета? Ведь общий смысл сказанного премьером можно охарактеризовать одной фразой: «У нас всё хорошо». Таким же бодрячком пытался глава кабмина держаться и во время своего выступления в Госдуме, но там пришлось отвечать и на скользкие вопросы. Впрочем, от депутатов, большинство которых составляют единомышленники-«единороссы», Медведеву удалось успешно отбиться.

НА ЧЁМ ЖЕ в столь сложных условиях зиждется оптимизм власти? Ответ прост: на нас с вами. Правительство в очередной раз вынудит граждан потуже «затянуть пояса». И на этом не только сэкономить, но и добыть необходимые финансовые резервы для помощи попавшим в «санкционную беду» отечественным олигархам. Ведь не могут же сидящие во властных структурах господа либералы оставить без поддержки собственную кормушку…

В последнее время в центре внимания властей предержащих оказались пенсионеры. Сначала глава минфина Антон Силуанов объявил о том, что пенсии работающих пенсионеров в текущем году повышаться не будут. По мнению министра, пенсионеры работают «не из-за нужды, а из желания… вести активный образ жизни». И это — их собственный выбор, отмечает Силуанов.

Интересный поворот мысли, не правда ли? Особенно если учесть, что средние пенсии по стране колеблются в интервале от 8 до 9 тысяч рублей. И называть в таких условиях чуть ли не развлечением стремление людей, пытающихся свести концы с концами, хоть к какому-то дополнительному заработку, это, мягко выражаясь, кощунство.

Ещё дальше пошла другая представительница либеральной идеи в правительстве — глава Центробанка Эльвира Набиуллина. По её инициативе ЦБ планирует ввести своеобразный теневой налог на бюджетные выплаты пенсионерам через платёжную систему «Мир». При этом указанная банковская система может стать единственным способом получения соцвыплат.

В качестве такого «налога» пенсионеры будут оплачивать сервисное обслуживание карты «Мир» в размере 750 рублей. Никаких льгот для них при этом не предусмотрено. И это при том, что сейчас эта категория граждан пользуется социальными картами бесплатно.

Полный перевод пенсионеров на карты системы «Мир» планируют завершить к 1 июля 2020 года, сообщает Лайф.ру. К этому моменту будет выпущено около 43 миллионов пластиковых карт, что должно соответствовать общему числу вышедших на пенсию граждан России. Таким образом, всего за год обслуживания пенсионеры отдадут Центробанку около 32 миллиардов рублей своих кровных…

При этом госпожу Набиуллину не смущает то обстоятельство, что предложенные ею новации идут вразрез с антимонопольным законодательством, а также разрушают платёжную инфраструктуру и ограничивают возможности граждан использовать свои деньги.

Но стоит ли удивляться демаршу главы ЦБ? Ведь для себя она уже давно нашла истинную причину бедности российских пенсионеров: они, оказывается, живут скромно не из-за мизерных пенсий, а потому, что… не умеют копить деньги. И инвестировать их в прибыльные активы.

Ну сама-то госпожа Набиуллина, конечно, такой ошибки не совершит. Это понятно при её годовой зарплате, которая, по данным, например, «Общей газеты», составляет 27 миллионов рублей. Плюс земельный участок площадью почти 1,5 тысячи квадратных метров, две квартиры площадью за 100 «квадратов» каждая, дача почти 330 кв. м, престижный автомобиль «Ягуар». Как говорится, инвестируй налево и направо, получай прибыль и вообще не думай о приближении пенсии…

Вот только российские пенсионеры, большая часть жизни которых прошла в трудах на благо своей Советской Родины, а не в условиях современных либеральных «ценностей», получают от государства в среднем всего лишь порядка 100 тысяч рублей в год. Этого едва хватает на оплату «коммуналки», продуктов и лекарств. О каких накоплениях и тем более инвестициях может идти речь, понятно, видимо, только главе ЦБ.

Впрочем, всё происходящее вполне в духе крылатой фразы, сказанной всё тем же премьером Дмитрием Медведевым во время его наделавшей в своё время много шума встречи с учителями: «Если вам не хватает зарплаты — идите в бизнес»…

kprf.ru

Силовики Министерству финансов не по карману

Глава Минобороны Сергей Шойгу скорее всего не поддержит новации ведомства Антона Силуанова. Фото PhotoXPress.ru

Бюджетный кризис толкает чиновников к отмене так называемых военных пенсий, которые получают служащие Минобороны, МВД, МЧС, ФСБ и других силовых структур. Вслед за реформой гражданских пенсий логика кризиса ведет экономический блок правительства к сокращению пенсий силовиков. Нынешние военные пенсионеры могут спать спокойно: их пенсии отменять не планируют. Но действующие силовики могут в будущем вместо пожизненной пенсии получить лишь однократное выходное пособие – для адаптации к работе на гражданке. Такое решение уже обсуждается в структурах Минфина.

Научно-исследовательский финансовый институт (НИФИ), подведомственный Минфину, готовит обоснование для новой пенсионной реформы. Теперь жертвами оптимизации могут стать силовики. Об этом можно судить по публичным выступлениям директора НИФИ Владимира Назарова. По его мнению, военные пенсии надо пересматривать. И, судя по всему, довольно радикально. О некоторых подробностях Назаров рассказал на прошлой неделе в эфире «Эха Москвы».

«Тем, кто собирается выходить на военную пенсию, надо вместо пенсии предложить нормальный социальный контракт, – пояснил экономист. – Когда человек заканчивает военную службу, если он не инвалид и у него все в порядке, надо дать ему деньги на переобучение, дать большое выходное пособие, чтобы ему хватило на год-два безбедной жизни, и после этого он вполне как нормальный член общества может работать на другой работе».

Какими бы странными ни казались идеи, обсуждаемые в НИФИ, к ним стоит прислушаться. Ведь, как указано на сайте Минфина, среди задач и функций этого института – разработка теории и методологии управления финансами, прогнозирования, планирования, составления и исполнения федерального бюджета, подготовка предложений и рекомендаций по совершенствованию бюджетного законодательства. Другими словами, разработки НИФИ в виде законопроекта могут лечь на стол главы Минфина Антона Силуанова. А он уже со всеми расчетами и обоснованиями в руках может потом приступить к лоббированию очередной оптимизации.

Если понимать под военными пенсиями выплаты, которые получают не только военнослужащие, но и другие силовики (сотрудники правоохранительных органов и органов уголовно-исполнительной системы, служб безопасности и внешней разведки, пожарных подразделений и т.д.), а также следователи и прокуроры, тогда после реформы бюджетная экономия может составить, по приблизительным подсчетам, от 500 до 700 млрд руб. в год. Но есть и более скромные экспертные оценки экономии – около 200 млрд руб. в год. До тех пор пока реформа не приобрела конкретных очертаний, провести более точные расчеты невозможно.

Впрочем, и сейчас получить военную пенсию бывает непросто. Она назначается при условии выслуги лет. Право на военную пенсию получают лица, имеющие на день увольнения выслугу на службе в силовых ведомствах 20 лет и более; а также лица, уволенные по достижении предельного возраста, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет и шести месяцев составляет служба в силовых ведомствах.

Нередко силовиков увольняют до достижения необходимой для пенсии выслуги лет. Бывают случаи, когда гражданин узнает о своем несоответствии пенсионным требованиям уже после увольнения. Такие недослужившиеся могут рассчитывать только на сохранение в течение одного года выплаты оклада по воинскому званию. Или же на пенсию по инвалидности.

Похоже, что минфиновская реформа военных пенсий может отменить само понятие «выслуга лет». Большинство опрошенных «НГ» экспертов скептически отнеслись к новациям научных структур Минфина. По их мнению, предложенная реформа выглядит провокационно, более того, она почти нереализуема.

«Эта новация снизит престиж военной службы. И это настолько новое слово в мировой практике, что военные всех стран будут смотреть на действия российского правительства с некоторой оторопью», – считает завлабораторией военной экономики Института Гайдара Василий Зацепин. «Пересмотра условий скорее всего не удастся избежать, но полная отмена пенсий для военных – это уже совсем экстремальный вариант. Силовые ведомства у нас обладают немалым весом, и они наверняка сделают многое ради сохранения пенсий», – уверен директор Института актуальной экономики Никита Исаев.

В большинстве развитых стран военные пенсионеры – одна из самых защищенных прослоек населения, напоминает эксперт. Один из стимулов идти на военную службу – гарантия стабильного дохода на протяжении многих лет. По словам Исаева, недостаточно просто дать военнослужащему денег на переобучение: «Чтобы система переподготовки эффективно функционировала, ее нужно построить с нуля. А это невозможно без дополнительного финансирования. В условиях хронического бюджетного дефицита получается замкнутый круг. Вакансий ночных сторожей на всех отставников явно не хватит».

Предлагаемая реформа «сделает людей в погонах временщиками, относящимися к государству как к очередному месту заработка», опасается адвокат бюро «Деловой фарватер» Антон Соничев. По его мнению, такие изменения подорвут доверие к государству. «Сопротивление со стороны силовых ведомств будет очень серьезным», – ожидает Соничев.

«Никакая единовременная выплата не сравнится с регулярным получением дохода, особенно при таких единовременных выплатах, как сейчас в России. Это приведет к ущемлению социальных гарантий военных пенсионеров, так как не каждый сможет адаптироваться к гражданской жизни», – предупреждает юрисконсульт компании «Мой семейный юрист» Роман Азатян. «Как показывает практика, в России с мнением военных ведомств считаются, и поэтому они смогут отстоять свои позиции», – добавляет он.

Многие экономисты напоминают, что частичное размывание военных пенсий идет уже сегодня. Военные пенсионеры и сейчас сталкиваются с бюджетной экономией: тогда, когда власти решают заморозить индексацию их пенсий, говорит аналитик компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский. Он подчеркивает, что новация теоретиков Минфина полностью укладывается в сформированную государством тенденцию: скоро почти все гражданские пенсии могут перейти «в разряд символических пособий, на которые, учитывая инфляционные ожидания, прожить будет проблематично», говорит эксперт. Недаром в правительстве предлагают населению обеспечивать себе достойную старость, формируя пенсионные накопления.

Хотя некоторые эксперты видят здравое зерно в позиции руководителя НИФИ. «Сама идея переобучения вне зависимости от выплат пенсий носит здравый характер, так как в армии есть много людей с навыками, которые очень хорошо пригодятся в работе в крупных корпорациях и малом бизнесе», – говорит первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. Большое выходное пособие будет привлекательно «для тех, кто оставит военную службу в относительно молодом возрасте и решит сделать карьеру на гражданке», считает он.

Наконец, часть экспертов не исключает, что рассуждения об отмене военных пенсий имеют вполне конкретный политический смысл. Возможно, это своеобразная подготовка к выборам, предполагает аналитик компании IFC Markets Дмитрий Лукашов: «Сначала создается угроза отмены пенсий и пособий, а потом эту угрозу устраняют под одобрение избирателей».

«Пока о каких-либо законодательных инициативах в данной области лично мне не известно», – пояснил затем «НГ» Назаров. По его словам, на все пенсии силовикам бюджет тратит почти 1% ВВП. «Но речь не идет, и не может идти об отмене военных пенсий. Военнослужащие, которые уже получают военную пенсию, будут продолжать ее получать. Это вопрос социальной стабильности и справедливости. Речь может идти лишь о постепенной модификации правил выхода на пенсию нынешних военнослужащих: увеличение стажевых требований и использование комбинированных шкал возраст-стаж службы, когда больший стаж службы будет позволять уходить на пенсию раньше с учетом профессиональной специализации и звания военнослужащего», – говорит руководитель НИФИ. «При этом могут возникнуть зазоры между периодом увольнения в запас и назначением военной пенсии. Вот эти зазоры и целесообразно заполнить выходным пособием и программами переобучения с последующим трудоустройством по гражданской специальности, – объясняет Назаров. – Если решение об изменении условий назначения военных пенсий будет сбалансированным, то привлекательность военной службы не снизится. Понимание того, что служишь Родине, высокая заработная плата, а также гарантия того, что в трудный момент общество придет на помощь самому военнослужащему и членам его семьи, гораздо важнее «размазывания каши по тарелке», когда все военные получают пенсию вне зависимости от своего возраста и доходов «на гражданке».

«Надеюсь, что сбалансированное решение может найти понимание у сотрудников и руководства всех силовых ведомств. Военные – это люди, прежде всего, заботящиеся о благе своей страны. Сейчас это благо состоит в том, чтобы сделать социальный пакет военнослужащего более адресным, учитывающим возможность и желание военнослужащего начать гражданскую карьеру, а также более полно учитывающее материальное положение военнослужащих и членов их семей», – заключает Назаров.

«В чистом виде схема с выходным пособием в большинстве стран не применяется. Однако так же не очень распространена и нынешняя российская схема, когда назначение военной пенсии происходит сразу по увольнению из вооруженных сил при наличии определенного стажа без какой-либо привязки к возрасту военнослужащего, его способности трудиться по гражданской специальности и материального положения», – уточняет Назаров.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

www.ng.ru