Вид деятельности в разрешении на работу

Вид на жительство и разрешение на работу

Подборка наиболее важных документов по запросу Вид на жительство и разрешение на работу (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Вид на жительство и разрешение на работу

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Вид на жительство и разрешение на работу

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Вид на жительство и разрешение на работу

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

www.consultant.ru

Директор-иностранец — получение трудового патента (разрешения на работу) в Санкт-Петербурге

Любое зарегистрированное в России юридическое лицо имеет право принять на должность директора (руководителя) гражданина иностранного государства.

Наиболее часто подобная ситуация встречается при создании юридического лица с иностранными учредителями, в качестве которых могут выступать как иностранные граждане, так и организации. Однако и в случае регистрации ООО (АО, компании другой формы) со 100-процентным российским капиталом закон не запрещает назначить руководителя-иностранца.

Вместе с тем, по российскому законодательству директор компании (даже если он является одним из ее учредителей) — такой же наемный работник, как и сотрудники, занимающие другие должности. Поэтому, прежде чем принять на работу во вновь созданное юридическое лицо директора-иностранца, необходимо решить, насколько это правомерно, и требуется ли данному гражданину патент или разрешение на работу в России?

Простой анализ миграционного законодательства дает следующий ответ: иностранец может быть назначен на должность руководителя юридического лица сразу с момента создания последнего только в трех случаях:
а) будущий руководитель компании является гражданином страны, являющейся членом ЕАЭС (Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана), трудовым мигрантам которых для работы в РФ разрешение на работу не требуется;
б) будущий руководитель имеет разрешение на временное проживание (РВП) или вид на жительство в РФ;
в) будущий руководитель является гражданином безвизовой страны, и ранее уже получил трудовой патент для работы в России в должности директора или генерального директора.

Во всех остальных случаях назначение иностранного гражданина на должность директора российской фирмы без разрешения на работу расценивается как нарушение закона и влечет за собой серьезные штрафы, определяемые статьей 18.15 Кодекса об административных правонарушениях:

«Статья 18.15. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
1. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
2. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
3. Неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечания:
1. В целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
2. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

Как же поступить, если необходимо создать российскую компанию с директором-иностранцем, не имеющим разрешения на работу, патента, РВП, вида на жительство и не состоящим в гражданстве страны-члена ЕАЭС? В такой ситуации мы рекомендуем следующие варианты:

1. Директор — гражданин безвизовой страны.
Это достаточно простой случай — необходимо вначале получить трудовой патент (как это сделать, читайте здесь), затем регистрировать компанию, сразу указав в регистрационных документах в качестве руководителя юридического лица данного иностранного гражданина.

2. Директор — гражданин визовой страны.
Гражданам стран, въезд из которых в Россию требует получения визы, вместо патентов оформляются разрешения на работу. К сожалению, закон не предусматривает возможности получения разрешения (в отличие от патента) без указания конкретного работодателя. Поэтому здесь единственно возможный вариант — регистрация юридического лица с «временным» руководителем — гражданином России. Далее, после создания компании (т.е. после возникновения юридического лица — работодателя), можно приступать к выполнению мероприятий, необходимых для оформления разрешения на работу «постоянному» директору-иностранцу.

Разрешение на работу представляет собой именную пластиковую карту. Порядок получения разрешений на работу для директоров-иностранцев ничем не отличается от порядка, установленного для иностранных граждан, желающих работать в РФ по другим специальностям. Подробно о данном порядке Вы можете узнать на этой странице.

Юридическое лицо, в котором сменился директор в связи с назначением на должность иностранного гражданина, также должно зарегистрировать этот факт в ЕГРЮЛ (Едином государственном реестре юридических лиц).

Все услуги по регистрации «под ключ» в Санкт-Петербурге российских предприятий с иностранным капиталом, в том числе решение вопросов, связанных с получением разрешения на работу иностранному директору, Вы можете заказать у нашей компании.

Отношения между клиентом и нашей компанией регулируются договором об оказании юридических услуг. С особенностями заключения договоров и документального оформления заказов можно ознакомиться здесь.
Порядок оплаты услуг — предварительная оплата 100%.
Оплатить услуги возможно наличными и по безналичному расчету, а также различными способами (в том числе банковскими картами) через платежный интерфейс на нашем сайте. Подробнее об оплате читайте здесь.

Вы можете сэкономить свое время, заказав данную услугу дистанционно. Подробная информация — в этом разделе.

Есть вопросы? Перейдите в Контакты и свяжитесь с нами или отправьте сообщение с помощью этой формы обратной связи:

petroleks.ru

Специальное предложение для иностранцев,прибывших из заграницы, а также находка для российских работодателей! Мы предоставляем услуги:

  • по оформлению разрешений на работу в Москве и области
  • содействуем в вопросе получения разрешения для привлечения труда иностранных граждан.

Оформленное разрешение на работу в РФ откроет потрясающую перспективу официального трудоустройства на интересующую Вас должность. А это, в свою очередь, избавит Вас от различных проблем, связанных с нелегальным трудом, который не дает никаких гарантий и социальной защиты. Безо всяких затруднений и довольно быстро Вы сможете занять подходящую должность и вполне легально получать свои доходы.

Разрешение на работу является гарантом легального присутствия гражданина другого государства на территории РФ. Своевременно получив документы, Вы сможете избежать наложения штрафов и получите отличную возможность спокойно заниматься своим любимым делом, устроиться в хорошую фирму или масштабную организацию на территории Московской области и столицы.

Документ, разрешающий участие в трудовой деятельности, подтверждает существование у гражданина иностранного государства, владеющего документом, права осуществлять (временно) ту или иную деятельность в РФ. Не только иностранцам, прибывшим в Россию, но и их работодателям необходимо наличие своевременно оформленного разрешения. Мы поможем Вам в оформлении всех необходимых документов и получении нужных для работы в России разрешений. Обращаясь к нам, Вы можете быть уверены – работа по оформлению будет выполнена в срок и без затруднений!

Особенности приема на работу граждан дальнего и ближнего зарубежья

Если работодатель привлекает к работе в России граждан других государств, то все его действия должны быть осуществлены в рамках норм российского законодательства. Эти самые нормы требуют своевременно оформленного разрешения на труд, а также своевременного уведомления ФМС и УФМС РФ.

В течение 10 дней с момента подписания трудового соглашения о найме иностранца, необходимо о данном факте проинформировать ФМС. Использование работодателем нелегальной рабочей силы преследуется, в соответствии с законодательством РФ! Причем ответственность в данном случае лежит и на работодателе, и на работнике.

Работодатель, нанимающий на работу иностранца, который разрешения не имеет, должен сообщить об этом в ФМС и территориальное УФС по занятости и труду. После чего, нужно предоставить необходимые для оформления разрешения на трудовую деятельность документы. Приступить к работе иностранец сможет только по факту получения им разрешения.

О получении разрешения на работу в РФ

Итак, уже понятно, чтобы оформить иностранца на работу в РФ, необходимо получить разрешение, дающее возможность реализовать свои трудовые навыки. Получить это разрешение можно, обратившись в ФМС РФ. Выданный документ имеет срок действия — один год. По истечении срока, его действие можно продлить. Внешне разрешение похоже на пластиковую карту, его оформление производится, согласно действующим стандартам государственного образца. Наши специалисты, не затягивая сроки, соберут все нужные Вам документы в полном объеме и помогут Вам быстро получить разрешение, необходимое для работы на территории РФ. Вы можете ознакомиться с кратким порядком оформления разрешения на участие в трудовых отношениях и перечнем необходимых документов. Для лиц из стран СНГ. Оформление происходит поэтапно. Сначала будущий работник получает пластиковую карту, после чего представителям ФМС отправляется уведомление.

Документы для получения разрешения на работу

  • Заявление.
  • Подтверждающий факт уплаты государственной пошлины за получение разрешения документ.
  • Документ, позволяющий установить личность человека (принимаются к рассмотрению только те документы, которые признаны устанавливающими личность в России).
  • Копию миграционной карты.
  • Копию документа об образовании, полученном гражданином СНГ (справка, свидетельство, диплом и др.).
  • Справки из медицинских учреждений, свидетельствующие о том, что данный человек не болен инфекционными заболеваниями, которые представляют возможную опасность для окружающих и отсутствии зависимости от наркотических средств.
  • Цветная фотография (размером 3 на 4 см), выполненная на матовой фотобумаге – 1 шт.
  • Сертификат, свидетельствующий, что его предъявитель не болен ВИЧ.

Разрешение на работу в РФ выдается с использованием бланка строгой отчетности. Если человек, имеющий гражданство СНГ, находится в России и у него нет необходимости оформлять визу, то его можно принять на работу. С единственной оговоркой – работать он может лишь в том субъекте или субъектах России, которые приводятся в разрешении на работу, полученном им. Для лиц из стран дальнего зарубежья. Также существует 2 этапа оформления: выдача карты и уведомление ФМС о принятии иностранного гражданина в ряды российской организации. Перечень необходимых при получении разрешения на работу документов для граждан СНГ и лиц из дальнего зарубежья одинаков. Организация, которая периодически привлекает в ряды своих работников представителей дальнего зарубежья, должна вовремя встать на учет в ПВУ (паспортно-визовое управление). Въезд на территорию РФ будущих работников организации должен осуществляться по предварительно оформленному приглашению, при этом оформляется рабочая виза. Прибытие будущего сотрудника не должно осуществляться по деловой визе.

Процесс оформления разрешения на работу

Процесс оформления сводится к двум последовательным стадиям:

  • Необходимо получить заключение Департамента Федеральной госслужбы занятости населения (ее территориального отдела).
  • Следует обратиться в органы УФМС или ФМС РФ.

Первая стадия сопровождается установлением целесообразности привлечения иностранцев как рабочей силы. При этом рассматривается заключение ДФГСЗН по г. Москва. Но, до того как получить это самое заключение, нужно обратиться в ЦЗН.

На второй стадии работодателем должно быть направлено заявление и пакет документов в УФМС для получения собственно самого разрешения.

После того, как разрешение получено, работодатель может заключать договора о найме сотрудников, имеющих другое гражданство или не имеющих его. Длительность срока действия данного разрешения не превышает 1 года. Разрешение не может быть передано другому работодателю. В случае, если возникла ситуация, когда требуется сменить работодателя, то лицом, к которому переходят наемные работники, также должно быть получено разрешение. Если же требуемого разрешения у будущего работодателя нет, то и переходить к нему работники не имеют права. Для решения любых задач по оформлению нужных документов, Вы всегда можете обратиться в нашу компанию!

  • Иностранцам – получить долгожданное разрешение на трудовую деятельность в РФ.
  • Русским работодателям – вполне легально привлекать и трудоустраивать работников из ближнего и дальнего зарубежья.

Цена на услуги, которые мы оказываем, колеблется в зависимости от места регистрации обратившихся за оформлением документов лиц и от количества оформляемых одним лицом заявлений. Обращайтесь к нам, и мы решим все вопросы, связанные с получением разрешений на работу!

xn--l1adkk.xn--p1ai

Разрешение на работу иностранного гражданина и вид трудовой деятельности

Добрый день. В разрешении на работу иностранного гражданина из Киргизии указан вид трудовой деятельности — продавец продавольственных товаров. Можно ли принять на работу этого гражданина для осуществления другого вида трудовой деятельности, например кладовщика?

05 Сентября 2012, 10:50 Ирина, г. Москва

Работодатель вправе привлекать к трудовой деятельности по профессии, не совпадающей с указанной в разрешении на работу, только безвизового иностранца.

Это следует из следующих норм:

Статьей 18.15 КоАП предусмотрена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом.

Законодательством не установлено, что несоответствие вида деятельности, указанного в разрешении и фактически выполняемой работе влечет наложение административного штрафа.

п. 9 ст. 13.1 Закона N 115 работодатели или заказчики работ (услуг) могут привлекать к работе иностранных граждан, которые прибыли в РФ в порядке, не требующем получения визы, и имеют разрешение на работу.
Ранее в Правилах выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 N 681) в пункте 15 содержалось условие, что работодатель может использовать иностранных работников только по профессиям, которые указаны в разрешении на привлечение и использование иностранных работников. Однако он распространялся только на случаи привлечения визовых иностранцев. Для безвизовых иностранцев такого правила не установлено, то привлечение их к трудовой деятельности по иной профессии, чем указанная в разрешении на работу, не образует состав административного правонарушения.

Данные выводы подтверждены судебной практикой: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.10.2009 по делу N А56-14212/2009, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.02.2009 по делу N А42-2521/2008, Постановление ФАС СЗО от 25.11.2008 по делу N А42-2520/2008).

В приложении см. практику по данному вопросу.

п. 4 ст. 13 закона о правовом положении иностранных граждан — иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.

ст. 2 указывает что разрешение на работу — это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности.

п. 1 ст. 13.1 разрешение на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании заявления данного иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу.

ФАС Северо-Западного округа в своем Постановлении от 08.10.2009 N А56-14212/2009 написал, что нельзя привлекать иностранного гражданина занимающегося трудовой деятельности по специальности, не указанной в разрешении, т.к это не образует административного правонарушения, о которой говориться. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.

таким образом никаких изменений в документах- вам делать не нужно, главное чтоб у этого сотрудника было разрешение на работу в рф

Добрый день!

Если иностранный гражданин будет осуществлять трудовую деятельность по другой специальности, то ему необходимо будет оформить новое разрешение на работу в рамках квоты по данной специальности, так как смена профессии не предусмотрена действующим законодательством.

Указание конкретного вида разрешенной деятельности предполагает, что работодатель может использовать иностранных работников только для выполнения работ соответствующих тому виду деятельности (профессиям, должностям) которые указаны в разрешении на работу.

Кроме того, в соответствии со ст. 18.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации ежегодно определяет потребность в привлечении иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации, а также в целях оценки эффективности использования иностранной рабочей силы. Этот же орган уполномочен устанавливать квоты на количество разрешений на работу, выдаваемых иностранцам. Такое квотирование осуществляется, в том числе, в зависимости от профессии, специальности иностранных граждан.

Доброго Вам дня!

Статьей 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 115-ФЗ) предусмотрено, что трудовая деятельность иностранного гражданина — это работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Согласно п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.

Статьей 13.1 Закона N 115-ФЗ установлены особенности осуществления иностранными гражданами, прибывшими на территорию РФ в порядке, не требующем получения визы, трудовой деятельности.

Из содержания указанной выше нормы Закона N 115-ФЗ следует, что иностранные граждане, прибывшие на территорию РФ в порядке, не требующем получения визы, вправе осуществлять трудовую деятельность только на основании разрешения на работу.

Приказом ФМС России от 25.12.2006 N 370 «Об утверждении формы бланка заявления о выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на работу и формы бланка разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства» утверждена форма разрешения на работу, которая, помимо прочего, также содержит сведения о территории действия разрешения и виде деятельности, который вправе осуществлять иностранный гражданин.

Из изложенного следует, что иностранный гражданин, прибывший на территорию РФ в порядке, не требующем получения визы, может осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу, только в субъекте РФ, на территории которого такое разрешение выдано, и только по той деятельности, на которую разрешение на работу выдано.

специальность иностранного гражданина, по которой он принят на работу, может не совпадать с указанной в поле «Вид деятельности» из разрешения на работу, то есть иностранный гражданин может быть принят на работу грузчиком, а в разрешении на работу указана профессия водителя. Согласно п. 1 ст. 13 Закона N 115-ФЗ это не противоречит законодательству, так как иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.
Тем не менее привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина по профессии, специальности, не совпадающей с указанной в выданном ему разрешении на работу, может послужить основанием для привлечения работодателя (заказчика работ (услуг)) к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Этот вывод подтверждается судебной практикой (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 05.08.2009 N А53-25254/2008-С4-49 и от 10.07.2009 N А32-1426/2009-29/30-15АЖ, Третьего арбитражного апелляционного суда от 14.07.2009 N А33-5069/2009-03АП-2078/2009).

Следует отметить, что в случае возникновения в подобных случаях спорных ситуаций с контролирующими органами предпринимателям можно попытаться разрешить спор в судебном порядке. Например, ФАС Северо-Западного округа в своем Постановлении от 08.10.2009 N А56-14212/2009 указал, что привлечение иностранного гражданина к трудовой деятельности по специальности, не указанной в разрешении, не образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.

Привлечение иностранного гражданина к работе с видом деятельности, отличным от указанного в его разрешении, не соответствует вышеуказанным положениям Приказа ФМС России от 25.12.2006 N 370 «Об утверждении формы бланка заявления о выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на работу и формы бланка разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства».

При этом, ответственности за такое нарушение приказа ФМС в действующем законодательстве не нахожу.

Вот еще судебная практика по сходному вопросу:

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 сентября 2011 г. N 18-АД11-15

Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.
В соответствии п. 9 ст. 13.1 названного Федерального закона работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 г. N 160-ФЗ).
Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что обязанность по уведомлению соответствующего органа исполнительной власти возникает у работодателя при привлечении им к трудовой деятельности иностранного гражданина и (или) лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

m.pravoved.ru

Трудовая деятельность иностранных граждан в вопросах и ответах

Может ли иностранный гражданин, временно пребывая в России, работать не по профессии, указанной в разрешении на работу?

Временно пребывающий в России иностранный гражданин (гражданин Украины) имеет разрешение на работу по профессии «каменщик». Может ли он работать в организации по другой профессии, например грузчиком?

Граждане Украины являются временно пребывающими на территории Российской Федерации иностранными гражданами, которые въезжают в нашу страну в безвизовом порядке [1] .

Для ведения трудовой деятельности на территории России гражданин Украины должен иметь разрешение на работу. Категории иностранных граждан, которые могут осуществлять трудовую деятельность в России без разрешения на работу, перечислены в п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2013, далее — Федеральный закон № 115-ФЗ).

СЛОВАРЬ

Разрешение на работу — это документ, подтверждающий право иностранного гражданина на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности (Пункт 1 ст. 2 Федерального закона № 115-ФЗ.).

В связи с тем, что трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации имеет некоторые особенности, оформлять прием на работу иностранных работников, временно пребывающих на территории России, работодатель может только на те вакансии (должности, профессии), по которым иностранцы имеют разрешение осуществлять трудовую деятельность.

Разрешение на работу оформляется территориальными органами ФМС России в виде пластиковой карты по установленной форме. Для безвизового иностранного работника форма разрешения на работу приведена в Приложении № 4 к Приказу ФМС России от 25.12.2006 № 370 (в ред. от 16.03.2009) «Об утверждении формы бланка заявления о выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на работу и формы бланка разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства». В соответствующей графе разрешения на работу указывается вид деятельности, по которой иностранный работник имеет право осуществлять трудовую деятельность.

В рассматриваемой ситуации в разрешении на работу, которое выдано гражданину Украины, указана профессия «каменщик». Поскольку организация планирует принять его для выполнения работы по профессии «грузчик», необходимо, чтобы в разрешении на работу был указан соответствующий вид деятельности. Если в разрешении на работу указан вид деятельности, не соответствующий профессии (виду работы), на которую претендует иностранный работник, то принимать на эту работу такого иностранного гражданина нельзя.

Если гражданин Украины будет осуществлять трудовую деятельность по профессии «грузчик», не имея при этом разрешения на данный вид деятельности, то в случае проведения проверки территориальные органы ФМС России придут к выводу, что организация фактически привлекла к трудовой деятельности иностранного гражданина, не имеющего разрешения на работу. Это связано с тем, что работа иностранца по должности (профессии, специальности), не соответствующей указанной в разрешении, приравнивается к работе без разрешения. Такое нарушение повлечет за собой санкции, предусмотренные действующим законодательством.

Сделанный вывод подтверждается судебной практикой судов общей юрисдикции (см., например, Постановление Верховного Суда РФ от 23.09.2011 № 18-АД11-15), а также арбитражных судов (см., например, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 09.08.2013 по делу № А63-16119/2012, от 21.05.2012 № А53-16050/2011).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

В пункте 4.2 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ теперь прямо закреплено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. При этом работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выдано разрешение на работу, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу.

Указанные изменения вступили в силу с 1 января 2014 г. (Федеральный закон от 23.07.2013 № 203-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях создания дополнительных благоприятных условий для обучения в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства»).

За незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ. Так, за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина при отсутствии у него разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральном законом, предусмотрены следующие меры ответственности:

  • штраф от 250 000 руб. до 800 000 руб. или административное приостановление деятельности организации на срок от 14 до 90 суток — в отношении организации;
  • штраф от 25 000 руб. до 50 000 руб. — в отношении должностного лица (например, руководителя организации).

При этом необходимо учитывать, что за упомянутое выше нарушение для организаций, расположенных в г. Москве, Московской области, г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области, ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ установлены штрафы в повышенном размере:

  • штраф от 400 000 руб. до 1 млн руб. или административное приостановление деятельности организации на срок от 14 до 90 суток — в отношении организации;
  • штраф от 35 000 руб. до 70 000 руб. — в отношении должностного лица (например, руководителя организации).

Кроме того, осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, влечет за собой административную ответственность иностранного гражданина, предусмотренную ст. 18.10 КоАП РФ. За такое правонарушение для иностранца предусмотрен штраф в размере от 2000 руб. до 5000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Учитывая изложенное, во избежание претензий территориальных органов ФМС России организации не следует принимать на работу иностранного гражданина для выполнения трудовых обязанностей по профессии «грузчик», поскольку в выданном ему разрешении на работу указан вид деятельности (профессия) «каменщик». В рассматриваемой ситуации гражданину Украины необходимо получить новое разрешение на работу по виду деятельности (профессии), на которую планируется принять на работу этого работника.

Разрешение на работу по другой должности (профессии) иностранный гражданин может получить самостоятельно, либо оформлением разрешения на работу по предложенной должности (профессии) может заняться работодатель [2] .

Можно ли принять на работу по трудовому договору иностранных граждан, у которых оформлены патенты?

Организация (ООО) хочет принять на работу по трудовому договору временно пребывающих иностранных граждан (граждан Узбекистана, Молдовы), у которых оформлены патенты (выданы территориальным органом ФМС России). Правомерно ли такое трудоустройство?

В настоящее время патент выдается по форме, утвержденной Приказом ФМС России от 05.07.2013 № 303.

Патент, который выдан иностранным гражданам территориальным органом ФМС России, дает им право на работу только у физических лиц (граждан Российской Федерации). Из норм ст. 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2013, далее — Федеральный закон № 115-ФЗ) следует, что граждане Российской Федерации имеют право привлекать иностранных граждан, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы и получивших патент, к трудовой деятельности по найму на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с ведением предпринимательской деятельности (например, ремонт квартиры, присмотр за домом, уход за детьми (няня) и др.).

Кроме того, п. 10 ст. 13.3 Федерального закона № 115-ФЗ прямо указывает, что для осуществления иностранным гражданином, имеющим патент, деятельности, не являющейся трудовой деятельностью у физических лиц, данный иностранный гражданин обязан получить разрешение на работу в установленном порядке. В этом случае разрешение выдается на срок, не превышающий одного года со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию.

Следовательно, в организации иностранный гражданин на основании патента работать не может. Если организация примет на работу иностранного гражданина, который имеет патент и не получил разрешение на работу, то за такое нарушение организация может быть привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина при отсутствии у него разрешения на работу.

Сказанное выше подтверждает и судебная практика арбитражных судов (см., например, Постановления ФАС Центрального округа от 06.08.2012 по делу № А54-4713/2011, от 06.08.2012 по делу № А54-4714/2011, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2012 № 15АП-14755/2012).

Для трудоустройства иностранного гражданина в организацию на законном основании он обязан получить разрешение на работу в порядке, установленном Федеральным законом № 115-ФЗ и Административным регламентом, утвержденным Приказом ФМС России № 1, Минздравсоцразвития России № 4, Минтранса России № 1, Госкомрыболовства России № 2 от 11.01.2008 (в ред. от 30.09.2010).

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона № 115-ФЗ разрешение на работу является документом, подтверждающим право иностранного работника на временное осуществление на территории России трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в России в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности .

Таким образом, принять иностранных граждан (граждан Узбекистана и Молдовы) на работу в организацию можно будет только после того, как они в установленном порядке получат разрешение на работу (за исключением случаев, когда такое разрешение не требуется) (п. 4 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ).

Обязан ли работодатель уведомлять УФМС России и службу занятости о предоставлении отпуска иностранному работнику?

В организации работает иностранный работник (гражданин Украины). В феврале 2014 г. он уходит в ежегодный отпуск на 28 календарных дней. Обязан ли работодатель уведомлять УФМС России и службу занятости о предоставлении отпуска иностранному работнику?

Обязанность по уведомлению об отпуске иностранного работника территориального органа ФМС России и службы занятости населения возложена на работодателей и заказчиков работ (услуг), привлекающих к трудовой деятельности иностранцев, если одновременно соблюдаются следующие условия:

  • иностранный гражданин прибыл в Россию в порядке, не требующем получения визы (безвизовый иностранец);
  • иностранный гражданин имеет разрешение на работу.

При соблюдении данных условий работодатель обязан уведомить упомянутые выше ведомства о предоставлении иностранному работнику отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года по форме, приведенной в приложении № 9 к Приказу ФМС России № 147 от 28 июня 2010 г. Данная форма уведомления применяется с 1 сентября 2010 г.

Уведомлять территориальный орган ФМС России и службу занятости населения нужно в течение трех рабочих дней с даты предоставления иностранному работнику отпуска без сохранения зарплаты указанной выше продолжительности [3] ).

Следовательно, если иностранному работнику (гражданину Украины) предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск или отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью менее одного календарного месяца в течение года, то уведомлять территориальный орган ФМС России (УФМС России) и службу занятости населения организации не нужно.

На какой срок можно заключать договор с временно пребывающим на территории РФ иностранным гражданином?

Организация принимает на работу гражданина Таджикистана (временно пребывающего). На какой срок можно заключить с ним трудовой договор?

Правовой статус иностранных граждан на территории России определен Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2013, далее — Федеральный закон № 115-ФЗ). Согласно абзацу 13 ст. 2 Федерального закона № 115-ФЗ иностранный работник — это иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность.

Трудовые отношения с участием иностранцев регулируются правилами, установленными трудовым законодательством России и иными актами, содержащими нормы трудового права, если иное не предусмотрено международным договором Российской Ф едерации (ч. 5 ст. 11 ТК РФ). Следовательно, на иностранных работников распространяются общие условия и порядок заключения трудовых договоров, установленные российским трудовым законодательством, но с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом № 115-ФЗ и международными договорами.

По общему правилу трудовые договоры с работниками заключаются на неопределенный срок (ч. 1 ст. 58 ТК РФ). Срочный трудовой договор в обязательном порядке заключается с работником только в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения (ч. 2 ст. 58 ТК РФ). Основной перечень этих случаев приведен в ч. 1 ст. 59 ТК РФ (например, выполнение сезонных работ). В нем законодателем не упомянуты иностранные граждане, имеющие срочное разрешение на работу на территории Российской Федерации. Кроме того, работодатель обязан заключить срочный трудовой договор с работником в других случаях, предусмотренных ТК РФ или другими федеральными законами. Трудовой кодекс РФ и иные федеральные законы, в том числе регулирующие правовой статус иностранных граждан (например, Федеральный закон № 115-ФЗ), не предусматривают обязанности работодателя заключать с иностранцами срочный трудовой договор (на срок действия разрешения на работу). Поэтому считаем, что с принимаемым на работу иностранным гражданином (временно пребывающим) необходимо заключить трудовой договор на неопределенный срок, за исключением тех случаев, когда необходимость или возможность заключения срочного трудового договора прямо предусмотрена чч. 1 или 2 ст. 59 ТК РФ, а также международными договорами.

Сделанный вывод подтверждается разъяснениями, содержащимися в письме Роструда от 23.10.2013 № ПГ/9509-6-1.

Где получить разрешение на работу?

Где можно получить разрешение на работу высококвалифицированному иностранному специалисту, если приглашающая организация находится в г. Казань?

Разрешение на работу высококвалифицированному иностранному специалисту выдается по форме, утвержденной Приказом ФМС России № 487 от 30 декабря 2010 г. (приложение № 1 к указанному Приказу — для визового иностранного гражданина).

Для получения разрешения на работу высококвалифицированному иностранному специалисту необходимо лично явиться в ФМС России или территориальный орган ФМС России. Если в иностранном государстве, гражданином которого является высококвалифицированный специалист, открыто представительство или имеется представитель ФМС России, то для получения разрешения на работу необходимо лично явиться в представительство (к представителю) данного ведомства (п. 15 ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2013, далее — Федеральный закон № 115-ФЗ).

Разрешение на работу выдается при предъявлении документа, удостоверяющего личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (например, паспорта иностранного гражданина) [4] .

Приказом ФМС России от 15.01.2013 № 4 утвержден Перечень уполномоченных территориальных органов ФМС России, которые осуществляют прием и рассмотрение ходатайств о привлечении высококвалифицированных специалистов и прилагаемых к ним (ходатайствам) документов, оформление и выдачу высококвалифицированным специалистам разрешений на работу, продление срока их действия, прием уведомлений об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения), о случаях расторжения трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с данными высококвалифицированными специалистами и случаях предоставления им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года).

Необходимо учитывать, что разрешение на работу указанной категории иностранных работников оформляют только 15 уполномоченных территориальных органов ФМС России, указанных в Перечне, утвержденном Приказом ФМС России от 15.01.2013 № 4.

Поскольку в упомянутый Перечень не включено территориальное подразделение ФМС России по Республике Татарстан (УФМС России по Республике Татарстан), можно сделать вывод, о том, что для получения разрешения на работу высококвалифицированному иностранному специалисту необходимо лично обратиться в ФМС России (г. Москва) либо в представительство (к представителю) данного ведомства в иностранном государстве (если представительство открыто или имеется представитель ФМС России).

[1] Пункт Письмо МИД России от 27.04.2012 № 19261/кд «О режиме въезда иностранных граждан в Российскую Федераци » .

[2] Пункт 2 ст. 13.1 Федерального закона № 115-ФЗ, пп. 46, 122 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, утверждены Приказом ФМС России № 1, Минздравсоцразвития России № 4, Минтранса России № 1, Госкомрыболовства России № 2 от 11.01.2008 (в ред. от 30.09.2010).

[3] Пункт 9 ст. 13.1 Федерального закона № 115-ФЗ, п. 2 Порядка предоставления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомления о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, утвержден Приказом ФМС России от 28.06.2010 № 147 (в ред. от 05.09.2013.

[4] Пункты 11.1, 136.18 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, утверждены Приказом ФМС России № 1, Минздравсоцразвития России № 4, Минтранса России № 1, Госкомрыболовства России от 11.01.2008 (в ред. от 19.09.2013).

И. Г. Умяров, юрист

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 2, 2014.

www.profiz.ru