Закон по лифтам

Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов

Подборка наиболее важных документов по запросу Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов

Документ доступен: с 20 до 24 ч. (выходные, праздники — 24 часа)

Документ доступен: с 20 до 24 ч. (выходные, праздники — 24 часа)

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

www.consultant.ru

Ключевые проблемы

  • Является ли лифт ОПО и к какому классу относится?
  • Зачем снимать лифт с регистрации в Ростехнадзоре?
  • Кто проверяет соблюдение правил эксплуатации лифтов?
  • Какие документы регламентируют безопасную эксплуатацию лифтов?
  • Нужно ли страховать лифты?

Является ли лифт ОПО и к какому классу относится?

Лифты относятся к грузоподъемным механизмам. Их эксплуатация связана с потенциально высокими рисками аварии. Поэтому они считались опасными производственными объектами (далее – ОПО). Как любые ОПО, они должны были быть зарегистрированы в Ростехнадзоре. Однако 4 марта 2013 года в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности» (далее – Закон № 116-ФЗ) были внесены поправки. В результате лифты исключили из категории ОПО. Также не упоминаются они и в классификаторе ОПО, а значит, у них нет класса опасности.

Вместе с ними перестали считаться ОПО и подъемные платформы для инвалидов (п. 3 Приложения 1 к Закону № 116-ФЗ).

Обязательная регистрация в Ростехнадзоре лифтов как ОПО была отменена с 15 марта 2013 года, когда поправки вступили в силу. Но фактически лифты остались ОПО. Такой вывод можно сделать из нормативных актов, принятых вслед за выводом лифтов из категории ОПО.

В первую очередь это ТР ТС 011/2011 «Технический регламент Таможенного союза. Безопасность лифтов»,ГОСТ Р 55969-2014 «Лифты. Ввод в эксплуатацию. Общие требования», ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации». Владельцы лифтов обязаны их страховать. Кроме того, за Ростехнадзором оставлена функция надзора за эксплуатацией лифтов.

Но обо всем по порядку.

Зачем снимать лифт с регистрации в Ростехнадзоре

До 1 января 2014 года владельцам лифтов рекомендовалось вывести их из реестра ОПО. Возникал вопрос, зачем это делать, если они и так больше не считаются ОПО. Однако разумное зерно в этом есть. Если лифт остался в реестре, у инспектора Ростехнадзора есть формальное основание провести проверку на предмет того, как выполняются требования промбезопасности. При этом будет проведено полное обследование грузоподъемного механизма, проверены такие документы, как положение о производственном контроле, план ликвидации аварийных ситуаций, заключение экспертизы промбезопасности др. И такие проверки могут проводиться раз в год.

Если выявят нарушения, штрафа не миновать. А возможно и приостановление деятельности организации. Воспрепятствовать деятельности инспектора в ходе проверки работодатель не сможет. Останется только надеяться на успешное обжалование действий и решений проверяющих. Но ведь на это уйдет немало сил и времени. Поэтому проще написать заявление в Ростехнадзор с просьбой исключить лифт из реестра ОПО.

К заявлению нужно приложить:

  • ранее выданную карту учета исключаемого ОПО;
  • ранее выданное свидетельство о регистрации опасного(ых) производственного(ых) объекта(ов);
  • копии документов, подтверждающих:

а) ликвидацию и вывод из эксплуатации ОПО (списания с баланса);

б) сдачу в аренду ОПО (заверенные нотариально);

в) консервацию (на срок не менее года) ОПО;

г) смену организации – владельца ОПО;

д) факт купли-продажи ОПО (заверенные нотариально);

е) изменения на ОПО, в связи с которыми у объекта не стало признаков опасности (дегазация, акт отключения от газоснабжения и т. д.) (Пункт 23.3.1 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (утвержден приказом Ростехнадзора от 4 сентября 2007 г. № 606)).

Настоятельно рекомендуем всем владельцам лифтов, которые этого еще не сделали, снять их с учета в Ростехнадзоре.

Кто проверяет соблюдение правил эксплуатации лифтов

Хотя теперь лифты не являются ОПО, но надзор за их правильной эксплуатацией не отменили. Правда, теперь основой является ТР ТС 011/2011 «Технический регламент Таможенного союза. Безопасность лифтов». На соответствие его требованиям и проводятся проверки.

Контроль за проектированием, изготовлением и монтажом ведет Росстандарт, а в процессе эксплуатации за выполнением норм промбезопасности следит Ростехнадзор. Но во время строительства и реконструкции объектов капитального строительства (дома, производственные здания и т. п.) контроль опять переходит к Ростехнадзору (подп. «в» п. 1 постановления Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 407).

И здесь мы получаем еще одно подтверждение, что лифт – все же весьма опасное сооружение.

Порядок проверки и ее сроки установленыАдминистративным регламентом по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (Утвержден приказом Ростехнадзора от 19 декабря 2013 г. № 631).

Какие документы регламентируют безопасную эксплуатацию лифтов

Итак, владельцам лифтов необходимо соблюдать требования, установленные:

  • ТР ТС 011/2011 «Технический регламент Таможенного союза. Безопасность лифтов» (принятрешением Комиссии Таможенного союза 18 октября 2011 г. № 824);
  • ГОСТ Р 55963-2014 «Лифты. Диспетчерский контроль. Общие технические требования» (введен в действие приказом Росстандарта от 6 марта 2014 г. № 92-ст);
  • ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации» (введен в действие приказом Росстандарта от 6 марта 2014 г. № 93-ст);
  • ГОСТ Р 55965-2014 «Лифты. Общие требования к модернизации находящихся в эксплуатации лифтов» (введен в действие приказом Росстандарта от 6 марта 2014 г. № 94-ст);
  • ГОСТ Р 55966-2014 (CEN/TS81-76:2011) «Лифты. Специальные требования безопасности к лифтам, используемым для эвакуации инвалидов и других маломобильных групп населения» (введен в действие приказом Росстандарта от 6 марта 2014 г. № 95-ст);
  • ГОСТ Р 55967-2014 (ЕН 81-21:2009) «Лифты. Специальные требования безопасности при установке новых лифтов в существующие здания» (введен в действие приказом Росстандарта от 6 марта 2014 г. № 96-ст);
  • ГОСТ Р 55969-2014 «Лифты. Ввод в эксплуатацию. Общие требования» (утвержден приказом Росстандарта от 6 марта 2014 г. № 98-ст);
  • Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

Предупреждает

Владимир ИВАНОВ,

Системы добровольной сертификации организаций, специалистов, продукции и технологических процессов в области охраны труда (Москва)

Чтобы ввести в эксплуатацию лифт, необходимо провести оценку его соответствия Техническому регламенту ТР ТС 011/2011. Для этого нужно подать заявку в аккредитованную лабораторию, которая проведет исследование. Затем владелец лифта должен оформить декларацию соответствия, приложив к ней результаты исследований, проектную документацию, паспорт лифта, монтажный чертеж, протокол проверки функционирования лифта.

В настоящий момент нет документов, регламентирующих постановку на учет лифтов в государственном реестре. Однако существует проект постановления Правительства РФ, которым будет утвержден порядок ввода в эксплуатацию. Им предусматривается ведение учета лифтов в Ростехнадзоре. Там же будет прописан порядок подачи документов. Данный документ можно рассматривать как возврат к оценке лифтов в качестве ОПО.

Нужно ли страховать лифты

Выведя лифты из класса ОПО, законодатель все же признает их ОПО. Это вытекает из обязанности владельца лифта застраховать свою гражданскую ответственность.

Базовые ставки страховых тарифов зависят от количества лифтов. Они указаны в пункте 2 раздела 1 постановления Правительства РФ от 1 октября 2011 г. № 808 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуры и порядка применения страховщиками при расчете страховой премии».

Так, если в организации имеется не более 5 лифтов, базовая ставка страхового тарифа будет составлять 0,05 процента от страховой суммы. Если лифтов в организации от 6 до 10, базовая ставка поднимется до 0,10. Самая большая ставка предусмотрена для владельцев более 150 лифтов. В этом случае она составляет 1,5 процента от страховой суммы.

Размер страховой суммы для лифтов составляет 10 000 000 рублей (подп. «в» п. 2 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»).

Чтобы рассчитать стоимость страхового полиса на один год, нужно воспользоваться формулой:

СП = (СС ? СТ) : 100, где

СП – стоимость полиса или страховая премия;

СС – страховая сумма;

СТ – страховой тариф.

Нетрудно определить, что минимальная стоимость полиса составляет 5000 рублей, а максимальная – 150 000 рублей.

В зависимости от уровня безопасности объекта страховая компания вправе применить понижающий коэффициент. На период с 1 января 2014 года по 31 декабря 2015 года установлен интервал понижающих тарифов от 0,7 до 1. С 1 января 2016 года граница интервалов расширится и составит от 0,6 до 1.

Таким образом, если страховщик сочтет возможным использовать максимальный понижающий коэффициент, то владелец не более 5 лифтов заплатит за страховку не 5000, а 3500 рублей.

За отсутствие страхового полиса собственник лифта может быть оштрафован на сумму от 300 000 до 500 000 рублей, а руководитель организации – от 15 000 до 20 000 рублей (ст. 9.19 КоАП РФ).

Ответы на ваши вопросы

Нужно ли страховать лифты в ТСЖ?

В жилом многоквартирном доме есть несколько лифтов. Нужно ли их страховать и кто выступает страхователем, если жильцы организовали ТСЖ?

Валерий ПЕТРОВ, специалист отдела кадров (Киров)

Если владельцем лифтов является ТСЖ, оно и выступает страхователем. Если же ТСЖ наняло управляющую компанию, передайте ей полномочия на оформление страховки.

Что будет интересовать Ростехнадзор при проверке лифтов?

Ждем плановую проверку Ростехнадзора. Они сообщили, что будут инспектировать лифты. Что их будет интересовать?

Алиса ВОРОБЬЕВА, инженер по охране труда (Вологда)

Инспекторы будут интересоваться, как владелец лифта проводит оценку соответствия лифта безопасности, есть ли у него полис обязательного страхования гражданской ответственности, соблюдает ли он требования ГОСТ Р 55964-2014 и Технического регламента ТР ТС 011/2011. Проведут визуальный осмотр здания, где установлены лифты. Проверят также и документы собственника.

Самые необходимые нормативные акты:

Документ

Поможет вам

ТР ТС 011/2011 «Технический регламент Таможенного союза. Безопасность лифтов» (принят решением Комиссии Таможенного союза 18 октября 2011 г. № 824)

Выяснить, на какие лифты распространяется действие регламента

ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации» (введен в действие приказом Росстандарта от 6 марта 2014 г. № 93-ст)

Вспомнить, какие требования установлены для безопасной эксплуатации лифта

Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (утвержден приказом Ростехнадзора от 4 сентября 2007 г. № 606).

Понять, какой порядок установлен для проверки собственников лифтов инспекторами Ростехнадзора

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ

Узнать размер страховой суммы для лифта

Постановление Правительства РФ от 1 октября 2011 г. № 808

Уточнить размер страхового тарифа для лифта

Запомните главное:

1 Лифт не является ОПО и не имеет класса опасности.

2 Лифт необходимо снять с учета в Ростехнадзоре как ОПО. Иначе в ходе проверки Ростехнадзора к нему будут применяться требования как к ОПО.

3 Проверкой эксплуатации лифтов по-прежнему занимается Ростехнадзор. А на стадии проектирования и монтажа в некапитальных строениях – Росстандарт.

4 Владельцам лифтов нужно соблюдать требования ТР ТС 011/2011 «Технический регламент Таможенного союза. Безопасность лифтов» и ряда стандартов, например, ГОСТ Р 55964-2014.

5 Владелец лифта должен застраховать свою гражданскую ответственность. Иначе ему грозит штраф до 500 000 рублей.

Алексей СУТЯГИН,
главный редактор журнала
« Охрана труда: просто и понятно»

www.ot-dist.ru

Госдума приняла закон, усиливающий контроль за эксплуатацией лифтов

Депутаты Госдумы приняли в третьем чтении закон, повышающий уровень безопасности при эксплуатации лифтов.

Как сообщает ТАСС, закон вступет в силу с 1 сентября 2018 года. С этого дня организации, работающие в данной сфере, обязаны информировать о начале своей деятельности Ростехнадзор в течение шести месяцев после вступления документа в силу.

«Несчастные случаи, связанные с эксплуатацией опасных объектов, в том числе приведшие к гибели людей, зачастую объясняются отсутствием контроля за деятельностью по их эксплуатации», — отмечается в пояснительной записке к документу.

В феврале 2018 года в многоэтажном доме номер 6 по Старорусскому проспекту упал грузовой лифт с пассажиром. К счастью, сработала аварийная система торможения. Лифт застрял между четвертым и пятым этажами. Специалисты открыли двери и освободили мужчину. Он не пострадал, но сильно испугался.

В сентябре 2017 года при остеклении шахты лифта одного из домов по Литейному проспекту погиб рабочий. Предположительно из-за нарушения техники безопасности лифт начал движение. Возбуждено уголовное дело.

Одна из жительниц Петербурга в 2015 году потеряла фалангу пальца при пользовании неисправным лифтом. Ей удалось отсудить у страховой и управляющей компании 70 тысяч рублей.

topspb.tv

Постановление Правительства РФ от 24 июня 2017 г. № 743 “Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах”

В соответствии с частью 10 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах;

изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 407 «Об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 20, ст. 2501; 2014, № 14, ст. 1647; 2016, № 14, ст. 2004; № 51, ст. 7390).

2. Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации, Службе внешней разведки Российской Федерации и Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации в 2-месячный срок разработать и утвердить административные регламенты по предоставлению государственной услуги по вводу в эксплуатацию лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах (далее — объекты), после осуществления их монтажа в связи с заменой или модернизации.

3. Уведомления о вводе в эксплуатацию объектов, предусмотренные пунктом 6 и абзацем третьим пункта 10 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в отношении объектов, введенных в эксплуатацию до вступления в силу указанных Правил, для их постановки на учет направляются в соответствующий уполномоченный орган Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза «Безопасность лифтов» и «О безопасности машин и оборудования» в срок, не превышающий 4 месяцев со дня вступления в силу указанных Правил.

4. Реализация настоящего постановления осуществляется в пределах установленной Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти, предусмотренной указанным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

5. Установить, что пункт 1 настоящего постановления вступает в силу по истечении 2 месяцев со дня официального опубликования настоящего постановления.

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 июня 2017 г. № 743

Правила
организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах

1. Настоящие Правила устанавливают требования к организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах (далее — объекты).

2. Требования настоящих Правил не распространяются:

а) на лифты, предназначенные для использования и используемые в шахтах горной и угольной промышленности, на судах и иных плавучих средствах, платформах для разведки и бурения на море, самолетах и летательных аппаратах, а также на лифты с зубчато-реечным или винтовым механизмом подъема и лифты специального назначения для военных целей;

б) на грузовые лифты, которые предназначены только для подъема и спуска грузов, а также конструктивные особенности, размеры кабины и дверей шахты которых не допускают свободного доступа в них человека;

в) на объекты, используемые для личных, семейных и домашних нужд.

3. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

«аварийно-техническое обслуживание объекта» — комплекс мероприятий по эвакуации лиц, находящихся на объекте (внутри объекта), и пуску остановившихся объектов, а также устранение неисправностей, связанных с прекращением функционирования двусторонней переговорной связи и (или) диспетчерского (операторского) контроля за работой объекта;

юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие объектом на праве собственности либо ином законном основании и осуществляющие использование и содержание объекта;

в отношении объектов в многоквартирном доме — лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации;

в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме и в случаях, если способ управления многоквартирным домом не выбран или не реализован, — специализированная организация, заключившая договор о содержании и ремонте общего имущества многоквартирного дома в отношении объекта, в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;

«вывод объекта из эксплуатации» — документально оформленное событие, свидетельствующее о прекращении использования объекта в связи с демонтажом или с целью последующего проведения модернизации;

«квалифицированный персонал» — физические лица, соответствующие квалификационным требованиям для осуществления трудовой функции, необходимой при выполнении соответствующего вида (видов) работ по монтажу, демонтажу, обслуживанию, включая аварийно-техническое обслуживание объекта и обслуживание систем диспетчерского (операторского) контроля, ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию объекта, в соответствии с положениями профессиональных стандартов, устанавливающих квалификационные характеристики для выполнения соответствующих видов работ;

«контрольный осмотр объекта» — визуальное определение исправности объекта и его готовности к использованию в соответствии с требованиями инструкции (руководства) по эксплуатации объекта при вводе его в эксплуатацию;

«лифт» — устройство в значении, установленном техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность лифтов»;

«модернизация» — мероприятие по повышению безопасности и технического уровня находящегося в эксплуатации объекта до уровня, установленного техническими регламентами Таможенного союза «Безопасность лифтов» и «О безопасности машин и оборудования»;

«обслуживание и ремонт объекта» — комплекс работ по обеспечению и восстановлению исправности и безопасности объекта на стадии эксплуатации;

«осмотр объекта» — периодическая проверка объекта в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации объекта и настоящими Правилами;

«пассажирский конвейер (движущаяся пешеходная дорожка)» — установка с электромеханическим приводом для перемещения пассажиров, в которой непрерывная несущая поверхность пластин или ленты остается параллельной направлению ее движения;

«подъемная платформа для инвалидов» — грузоподъемная машина с вертикальным (угол перемещения платформы не более 15 градусов от вертикали) или наклонным (угол перемещения платформы к горизонтали не более 75 градусов) перемещением для подъема и спуска пассажиров из числа инвалидов и других маломобильных групп населения, размещающихся на грузонесущем устройстве;

«система диспетчерского (операторского) контроля» — система технических средств для дистанционного контроля за работой объекта и устройств безопасности объекта, а также для обеспечения двусторонней переговорной связи между объектом и диспетчерским (операторским) пунктом;

«сопроводительная документация объекта» — документы, предусмотренные требованиями технических регламентов Таможенного союза «Безопасность лифтов» и «О безопасности машин и оборудования» и скомплектованные при выпуске объекта в обращение, составленные при монтаже объекта, последующем использовании и содержании объекта, в том числе техническая документация по замене или модернизации объекта в случае выполнения его замены или модернизации, паспорт объекта, руководство (инструкция) по эксплуатации объекта, копии сертификатов на лифт и устройства безопасности лифта в случаях, предусмотренных техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность лифтов», на подъемные платформы для инвалидов, пассажирские конвейеры (движущиеся пешеходные дорожки) и эскалаторы, а также монтажный чертеж и принципиальная электрическая схема с перечнем элементов на лифты, принципиальная гидравлическая схема для гидравлических лифтов и подъемных платформ для инвалидов;

«специализированная организация» — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предметом деятельности которых является осуществление одного или нескольких видов работ по монтажу, демонтажу, обслуживанию, включая аварийно-техническое обслуживание объектов и обслуживание систем диспетчерского (операторского) контроля, а также по ремонту объектов;

«эскалатор» — наклонная, непрерывно движущаяся лестница с электромеханическим приводом для подъема и (или) спуска пассажиров, у которой несущая поверхность ступеней остается горизонтальной.

4. Организация безопасного использования и содержания объекта обеспечивается владельцем объекта и включает в зависимости от вида объекта реализацию следующих мер:

а) соблюдение требований технических регламентов Таможенного союза «Безопасность лифтов» и «О безопасности машин и оборудования», настоящих Правил и руководства (инструкции) по эксплуатации объекта;

б) обеспечение соответствия фактических параметров объекта основным техническим данным и характеристикам объекта и его оборудования, указанным в сопроводительной документации объекта;

в) организация осмотра объекта, обслуживания и ремонта объекта и системы диспетчерского (операторского) контроля в соответствии с требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации объекта;

г) организация аварийно-технического обслуживания объекта в соответствии с положениями пунктов 18 и 19 настоящих Правил и руководства (инструкции) по эксплуатации объекта;

д) организация проведения технического освидетельствования объекта в период назначенного срока службы;

е) организация проведения обследования объекта по истечении назначенного срока службы;

ж) выполнение мероприятий по устранению нарушений и неисправностей, выявленных при проведении технического освидетельствования и обследования объекта в сроки, указанные в акте технического освидетельствования объекта и заключении по результатам его обследования;

з) обеспечение надлежащего функционирования двусторонней переговорной связи между лицами, находящимися в кабине лифта, на грузонесущем устройстве подъемной платформы для инвалидов, если такая платформа оборудована средствами для подключения к двусторонней переговорной связи, и квалифицированным персоналом;

и) обеспечение сохранности документов, указанных в пункте 9 настоящих Правил;

к) обеспечение беспрепятственного и безопасного подхода (доступа) квалифицированного персонала к сооружениям и техническим устройствам, используемым на объекте, включая оборудование, расположенное на посадочных, этажных площадках и во вспомогательных помещениях (шахтах, приямках, машинных и блочных помещениях), а также освещенности подходов, проходов и зон обслуживания;

л) хранение ключей от машинных, блочных, чердачных и других помещений, используемых для размещения оборудования объекта, и их выдача квалифицированному персоналу, исключающие доступ посторонних лиц к помещениям и оборудованию объекта;

м) исключение хранения и размещения в машинных и блочных помещениях, используемых для размещения оборудования объекта, предметов и оборудования, не связанных с использованием и содержанием объекта;

н) размещение в кабине лифта и на основном посадочном этаже лифта, площадках подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов информации на стендах, в виде табличек, наклеек и иных носителей, содержащей:

сведения о средствах и способе связи с квалифицированным персоналом и аварийной службой;

правила пользования объектом;

о) размещение на основной посадочной площадке (этаже) объекта информации с указанием учетного и заводского номеров, даты ввода в эксплуатацию, срока службы и даты следующего технического освидетельствования объекта;

п) приостановление использования объекта в случае возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, имуществу граждан и организаций при наличии нарушений по перечню согласно приложению № 1, до устранения такой угрозы;

р) соответствие квалификации работников владельца объекта требованиям профессиональных стандартов в зависимости от выполняемых ими трудовых функций;

с) назначение распорядительным актом лица, ответственного за организацию эксплуатации объекта из числа квалифицированного персонала;

т) обеспечение электрической энергией оборудования систем диспетчерского (операторского) контроля, видеонаблюдения, двусторонней переговорной связи и освещения кабины в течение не менее 1 часа после прекращения энергоснабжения объекта.

5. Использование объекта по назначению, предусмотренному сопроводительной документацией объекта, после его монтажа в связи с заменой или модернизации допускается по результатам принятия уполномоченным органом Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза «Безопасность лифтов» и «О безопасности машин и оборудования» в отношении соответствующего объекта (далее — уполномоченный орган) решения о вводе объекта в эксплуатацию в порядке, предусмотренном пунктами 6 — 8 настоящих Правил.

6. В целях оформления решения о вводе объекта в эксплуатацию после его монтажа в связи с заменой или модернизации владелец объекта направляет в уполномоченный орган уведомление о вводе объекта в эксплуатацию с указанием:

реквизитов декларации о соответствии лифта требованиям технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» — для лифтов;

реквизитов сертификата соответствия подъемной платформы для инвалидов, пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки) и эскалатора требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» — для подъемной платформы для инвалидов, пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки) и эскалатора;

реквизитов страхового полиса, подтверждающего заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на объекте в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

К уведомлению о вводе объекта в эксплуатацию владелец объекта прилагает копии заключенных им договора (договоров) со специализированными организациями о выполнении работ по монтажу (демонтажу) в случае их заключения в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил и копию акта технического освидетельствования подъемной платформы для инвалидов, пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки) и эскалатора по форме, утверждаемой в соответствии с пунктом 25 настоящих Правил, — для подъемной платформы для инвалидов, пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки) и эскалатора.

7. Контрольный осмотр объекта проводится в течение 10 рабочих дней со дня поступления в соответствии с положениями пункта 6 настоящих Правил уведомления о вводе объекта в эксплуатацию уполномоченным органом с участием владельца объекта (его уполномоченных представителей).

Контрольный осмотр объекта оформляется актом контрольного осмотра объекта в 2 экземплярах с передачей одного экземпляра владельцу объекта (его уполномоченному представителю).

8. В случае представления уведомления о вводе объекта в эксплуатацию с нарушением положений пункта 6 настоящих Правил уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня поступления уведомления информирует владельца объекта о невозможности проведения контрольного осмотра объекта.

Контрольный осмотр объекта проводится при условии представления владельцем объекта (его уполномоченным представителем) представителю уполномоченного органа документов, предусмотренных пунктом 9 настоящих Правил. По результатам контрольного осмотра объекта при условии выполнения положений подпунктов «а» — «г», «и» — «н» и «р» — «т» пункта 4, пунктов 17 и 20 — 22 и в отношении лифтов и подъемных платформ для инвалидов подпункта «з» пункта 4 настоящих Правил, а также при отсутствии нарушений, приведенных в приложении № 1 к настоящим Правилам, уполномоченный орган принимает решение о вводе объекта в эксплуатацию.

Решение о вводе объекта в эксплуатацию оформляется в течение 5 рабочих дней со дня проведения контрольного осмотра объекта актом ввода объекта в эксплуатацию в 2 экземплярах с передачей одного экземпляра владельцу объекта (его уполномоченному представителю).

9. Ввод в эксплуатацию, содержание и использование объекта осуществляются при наличии:

а) сопроводительной документации объекта;

б) для лифтов — декларации о соответствии лифта требованиям технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов», представленной организацией, выполнившей монтаж лифта, и зарегистрированной в едином реестре деклараций о соответствии согласно пункту 6 статьи 24 Федерального закона «О техническом регулировании»;

в) для подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов — акта технического освидетельствования подъемной платформы для инвалидов, пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки) и эскалатора;

г) договора (договоров) со специализированной организацией в случае его заключения в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил, а также иные документы, подтверждающие соблюдение требований, предусмотренных пунктом 17 настоящих Правил;

д) страхового полиса, подтверждающего заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на объекте в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

10. Учет введенных в эксплуатацию объектов осуществляется уполномоченным органом в реестре объектов. Основаниями для включения сведений об объекте в указанный реестр являются:

для объекта, монтаж которого осуществлен в связи с заменой, или объекта, прошедшего модернизацию, — акт ввода объекта в эксплуатацию;

для объекта, введенного в эксплуатацию в составе объекта капитального строительства в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, — уведомление о вводе объекта в эксплуатацию. Указанное уведомление направляется владельцем объекта в уполномоченный орган в 10-дневный срок со дня получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Порядок ведения реестра объектов определяется соответствующим уполномоченным органом.

11. Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о вводе объекта в эксплуатацию после осуществления его монтажа в связи с заменой или модернизации объекта, а также со дня поступления в уполномоченный орган уведомления о вводе объекта в эксплуатацию в составе объекта капитального строительства, введенного в эксплуатацию в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом Российской Федерации, направляет владельцу объекта информацию о постановке объекта на учет с указанием номера объекта в соответствующем реестре.

12. При выводе объекта из эксплуатации для снятия объекта с учета владелец объекта в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня прекращения использования объекта, направляет в уполномоченный орган уведомление о выводе объекта из эксплуатации.

13. Формы уведомления о вводе объекта в эксплуатацию (выводе объекта из эксплуатации), акта контрольного осмотра объекта и акта ввода объекта в эксплуатацию утверждаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

14. Сведения о вводе объекта в эксплуатацию и постановке объекта на учет владелец объекта вносит в паспорт объекта.

15. При смене владельца объекта новый владелец объекта обеспечивает наличие документов, предусмотренных пунктом 9 настоящих Правил, и в течение 10 рабочих дней со дня перехода к нему права владения и пользования объектом направляет в уполномоченный орган уведомление о смене владельца объекта по форме, утвержденной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

16. Владелец объекта обеспечивает осуществление одного или нескольких видов работ по монтажу, демонтажу и обслуживанию объекта, включая аварийно-техническое обслуживание объекта и обслуживание систем диспетчерского (операторского) контроля, а также по ремонту объекта самостоятельно либо на основании соответствующего договора со специализированной организацией. В случае заключения указанного договора владелец объекта передает в специализированную организацию копию руководства (инструкции) по эксплуатации объекта.

17. Лицо, осуществляющее проведение указанных в пункте 16 настоящих Правил видов работ, должно обеспечить:

а) наличие в штате квалифицированного персонала. Численность и уровень квалификации указанного персонала определяются с учетом выполняемых квалифицированным персоналом трудовых функций, требований настоящих Правил, руководства (инструкции) по эксплуатации объекта, а также с учетом условий, технического состояния и особенностей использования объекта и их количества. Уровень квалификации такого персонала, выполняющего работы по монтажу (демонтажу), обслуживанию и ремонту объектов, должен соответствовать требованиям профессиональных стандартов;

б) для квалифицированного персонала — наличие производственных (должностных) инструкций, содержащих объем специальных знаний, соответствующих занимаемой должности и соответствующих положениям профессионального стандарта, а также определяющих функции, обязанности, права и ответственность. Указанные инструкции должны содержать меры по приведению объекта в положение, исключающее возможность причинения вреда жизни и здоровью граждан, принимаемые в случае нахождения объекта в неисправном состоянии, а также порядок оповещения о возникновении аварий и инцидентов;

в) допуск квалифицированного персонала к выполнению соответствующих видов работ на основании распорядительного акта;

г) регистрацию в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации;

д) наличие распорядительного документа, определяющего структуру управления, обеспечивающую каждому работнику сферу деятельности и пределы его полномочий, закрепление обязанностей квалифицированного персонала по организации работ, контролю их качества, охране труда, подготовке и повышению квалификации кадров;

е) выполнение работ по обслуживанию и ремонту объектов в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации объекта. В случае отсутствия информации в руководстве (инструкции) по эксплуатации объекта о составе и периодичности работ по обслуживанию объекта должен быть определен состав работ, подлежащих выполнению со следующей периодичностью:

один раз в 3 месяца;

один раз в 6 месяцев;

один раз в 12 месяцев;

ж) организацию и выполнение аварийно-восстановительных и аварийно-технических работ;

з) устранение неисправностей, не связанных с капитальным ремонтом (модернизацией) объекта, в срок, не превышающий 24 часов с момента его остановки;

и) назначение распорядительным актом из числа квалифицированного персонала:

лица, ответственного за организацию эксплуатации объекта. На это лицо возлагается контроль за работой лифтеров, операторов эскалаторов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), операторов подъемных платформ для инвалидов и диспетчеров по контролю за работой лифтов;

лица, ответственного за организацию обслуживания и ремонта объекта. На это лицо возлагается контроль за работой электромехаников по лифтам (подъемным платформам для инвалидов), электромехаников эскалаторов и пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек). Сведения об указанном лице (фамилия, имя, отчество, должность, дата и номер распорядительного акта о его назначении) и его подпись вносятся в паспорт объекта. Допускается возлагать обязанности лица, ответственного за организацию эксплуатации объекта, на лицо, ответственное за организацию обслуживания и ремонта объекта;

электромеханика по лифтам (подъемным платформам для инвалидов), электромеханика эскалатора и пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки) из персонала по обслуживанию и ремонту объекта. В распорядительном акте указываются сведения о местонахождении каждого закрепленного за работником объекта с указанием заводских и учетных номеров;

лифтера, оператора эскалатора, пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки), оператора подъемной платформы для инвалидов и диспетчера по контролю за работой лифтов.

18. Аварийно-техническое обслуживание объекта должно осуществляться круглосуточно и обеспечивать:

а) прием сведений о неисправностях объекта и возникновении аварийных ситуаций на объекте, их регистрацию и передачу квалифицированному персоналу для принятия соответствующих мер, а также контроль за исполнением таких мер;

б) устранение неисправностей объекта и неисправностей функционирования двусторонней переговорной связи и (или) диспетчерского (операторского) контроля за работой объекта.

19. Порядок проведения работ по аварийно-техническому обслуживанию объекта регламентируется распорядительными документами лица, их проводящего, в которых предусматриваются:

а) выполнение требований пункта 18 настоящих Правил;

б) порядок функционирования аварийной службы, в том числе в ночное время, рабочие, выходные и праздничные дни;

в) особенности организации функционирования аварийной службы в экстремальных условиях (авария, пожар, затопление, прекращение энергоснабжения и другое);

г) необходимое количество квалифицированного персонала в целях укомплектования, его подбор и расстановку с учетом уровня квалификации;

д) требования об обеспечении работников аварийной службы запасными частями, материалами и оборудованием, необходимыми для выполнения аварийных работ по пуску остановившихся объектов;

е) требования о техническом оснащении необходимыми транспортными средствами и средствами связи с диспетчером по контролю за работой лифтов;

ж) положения об эвакуации лиц, находящихся на объекте (внутри объекта) в случае его аварийной остановки, которая должна осуществляться в течение 30 минут с момента регистрации соответствующей информации лицом, которое в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил осуществляет обслуживание объекта. Эвакуация осуществляется квалифицированным персоналом с учетом требований руководства (инструкции) по эксплуатации объекта. При отсутствии таких требований эвакуация осуществляется в соответствии с распорядительными документами лица, осуществляющего обслуживание объекта.

20. Контроль за работой лифтов должен осуществляться в соответствии с сопроводительной документацией объекта и руководством (инструкцией) по эксплуатации систем диспетчерского (операторского) контроля (при наличии) по выбору владельца лифта посредством:

а) диспетчерского контроля;

б) постоянного контроля за работой лифта квалифицированным персоналом, находящимся на объекте, в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации объекта.

21. Контроль за работой подъемной платформы для инвалидов должен осуществляться в соответствии с сопроводительной документацией объекта и руководством (инструкцией) по эксплуатации системы операторского контроля, которая должна обеспечивать:

а) двустороннюю переговорную связь между подъемной платформой для инвалидов, посадочными площадками и пунктом оператора или местом нахождения квалифицированного персонала;

б) сигнализацию о срабатывании электрических устройств безопасности.

22. Контроль за работой эскалатора и пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки) должен осуществляться в соответствии с сопроводительной документацией объекта и руководством (инструкцией) по эксплуатации системы операторского контроля, которая должна обеспечивать:

а) постоянное видеонаблюдение за подходами к эскалатору и пассажирскому конвейеру (движущейся пешеходной дорожке), а также за лицами, находящимися на лестничном полотне эскалатора и ленте пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки);

б) сигнализацию о срабатывании электрических устройств безопасности;

в) возможность отключения эскалатора и пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки) в экстренной ситуации и наличие средств оповещения пассажиров.

23. Информация о выполнении осмотров объекта, об обслуживании и о ремонте объекта заносится квалифицированным персоналом, выполнившим соответствующие работы, в журнал периодического осмотра объекта и журнал технического обслуживания и ремонта объекта. Отметки, внесенные в журнал технического обслуживания и ремонта объекта, заверяются подписью лица, ответственного за организацию обслуживания и ремонта объекта.

Формы указанных журналов утверждаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Сведения о проведении технического освидетельствования и обследования объекта указываются в паспорте объекта представителем лица, выполнившего техническое освидетельствование или обследование объекта.

24. Приостановление использования (хранения в период эксплуатации) объекта, не связанное с проведением аварийно-технического обслуживания объекта, на срок, превышающий 24 часа, должно оформляться распорядительным актом владельца объекта.

При приостановлении использования объекта должны выполняться следующие меры безопасности:

размещение предупреждающих табличек на дверях шахты, посадочных этажах и площадках о нерабочем состоянии объекта;

выполнение действий, направленных на ограничение возможности проникновения посторонних лиц в шахты, приямки, машинные, блочные и другие помещения, относящиеся к опасному объекту;

обеспечение электробезопасности пользователей, иных лиц и квалифицированного персонала при их воздействии на аппараты управления объектом и (или) прикосновении к токопроводящим конструкциям объекта;

назначение распорядительным актом владельца объекта лица, ответственного за обеспечение безопасности объекта на период приостановления использования (хранения в период эксплуатации) объекта.

Для объекта, приостановленного на срок более 15 суток, необходимо до возобновления эксплуатации выполнить работы по подготовке к его дальнейшей эксплуатации согласно руководству (инструкции) по эксплуатации.

25. Техническое освидетельствование и обследование объектов осуществляется:

в отношении лифтов — в порядке, установленном техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность лифтов», испытательной лабораторией, аккредитованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации. Обследование лифтов проводится испытательной лабораторией, имеющей специалистов (экспертов) по оценке соответствия лифтов требованиям безопасности;

в отношении подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов — в порядке, установленном Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, экспертной организацией, отвечающей требованиям согласно приложению № 2.

При техническом освидетельствовании и обследовании объекта заявителем является владелец объекта.

Организации (ее квалифицированному персоналу), осуществляющей техническое освидетельствование и обследование объектов, запрещается проводить такие работы в отношении объектов, принадлежащих ей и ее аффилированным лицам на праве собственности или ином законном основании.

Результат технического освидетельствования объекта оформляется актом и вносится в паспорт объекта представителем организации, выполнившей такое техническое освидетельствование. Форма акта технического освидетельствования подъемной платформы для инвалидов, пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки) и эскалатора утверждается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

По результатам обследования оформляется заключение. Форма заключения по результатам обследования подъемной платформы для инвалидов, пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки) и эскалатора утверждается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

26. Техническое освидетельствование введенных в эксплуатацию объектов в течение назначенного срока службы осуществляется не реже одного раза в 12 месяцев.

Обследование объекта проводится по истечении назначенного срока службы с целью определения фактического состояния объекта и возможности его дальнейшего использования по назначению. Назначенный срок службы при отсутствии сведений о нем в паспорте подъемной платформы для инвалидов, пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки) и эскалатора принимается равным 20 годам с даты изготовления объекта.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к Правилам организации безопасного
использования и содержания
лифтов, подъемных платформ для
инвалидов, пассажирских конвейеров
(движущихся пешеходных дорожек)
и эскалаторов, за исключением
эскалаторов в метрополитенах

Перечень
нарушений требований к обеспечению безопасности лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов (за исключением эскалаторов в метрополитенах), создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, возникновения аварии

I. Общий перечень нарушений требований к обеспечению безопасности лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах

1. Непроведение в установленный срок технического освидетельствования или обследования лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах (далее — объекты).

2. Отсутствие квалифицированного персонала, выполняющего работы по монтажу, демонтажу, обслуживанию объекта, включая аварийно-техническое обслуживание объекта, обслуживанию, ремонту систем диспетчерского (операторского) контроля объекта, а также по ремонту объекта.

3. Отсутствие лица, ответственного за организацию обслуживания и ремонта объекта и (или) эксплуатации объекта.

руководства (инструкции) по эксплуатации объекта;

сертификата соответствия объекта;

в отношении лифтов — декларации соответствия лифта;

в отношении подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов — акта технического освидетельствования.

5. Невыполнение предписаний уполномоченного органа Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза «Безопасность лифтов» и «О безопасности машин и оборудования» в отношении соответствующего объекта или лица, проводившего техническое освидетельствование и обследование объекта.

6. Несоответствие конструкции, элементов и составных частей объекта требованиям паспорта объекта, руководства (инструкции) по эксплуатации объекта, проектной документации по установке объекта, а также установочных и монтажных чертежей.

7. Нарушение установленных паспортом и (или) руководством по эксплуатации объекта требований в отношении электрических, механических и гидравлических устройств безопасности.

8. Неисправность цепи безопасности при срабатывании электрических устройств безопасности, указанных в паспорте и (или) руководстве по эксплуатации объекта, при которой не исключен пуск или не обеспечивается остановка электродвигателя главного привода.

II. Дополнительный перечень нарушений требований к обеспечению безопасности в отношении лифтов и подъемных платформ для инвалидов

9. Неисправность устройства реверсирования автоматических дверей кабины (шахты).

10. Возможность открытия дверей шахты снаружи шахты без применения специального ключа, предусмотренного изготовителем.

11. Неисправность устройства, контролирующего перегрузку кабины и предотвращающего ее движение при размещении в кабине груза массой, превышающей грузоподъемность лифта на 10 процентов (при наличии).

12. Отсутствие двусторонней переговорной связи между кабиной лифта, грузонесущим устройством подъемной платформы для инвалидов и местом нахождения квалифицированного персонала.

13. Неисправность механизма привода ловителей и (или) необеспечение остановки или удержания на направляющих движущейся вниз кабины при срабатывании механизма привода ловителей.

14. Несрабатывание ограничителя скорости при превышении номинальной скорости движения кабины (противовеса, уравновешивающего устройства кабины) вниз не менее чем на 15 процентов.

15. Наличие предельного износа, указанного в паспорте и (или) руководстве по эксплуатации, и (или) обрывов тяговых элементов.

16. Отсутствие под порогом кабины лифта на всю ширину дверного проема вертикального щита заподлицо с передней кромкой порога.

17. Наличие излома пружины механизма крепления противовеса и (или) кабины.

18. Наличие трещин, отрывов, изломов несущих элементов металлоконструкций кабины, противовеса, конструктивных элементов направляющих, основного привода, канатоведущего шкива, отводных блоков, блока ограничителя скорости, блоков противовеса и зубчатых колес.

19. Превышение допустимого расстояния по вертикали между уровнем пола кабины и уровнем этажной площадки после автоматической остановки кабины при эксплуатационных режимах работы.

20. Отсутствие (неисправность) средств, выводящих лифт из режима «нормальная работа» при несанкционированном открытии дверей шахты при отсутствии кабины на этаже в режиме «нормальная работа».

21. Отсутствие масла в гидравлическом буфере.

22. Неисправность гидравлических средств контроля и устройств безопасности (запорный клапан, обратный клапан, предохранительный клапан и разрывной клапан).

III. Дополнительный перечень нарушений требований к обеспечению безопасности в отношении пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах

23. Неисправность и нарушение правильной регулировки рабочего или дополнительного (аварийного) тормозов.

24. Неисправность тяговых, приводных цепей, каркасов и настилов ступеней, пластин, бегунков и направляющих.

25. Неисправность поручня и поручневого устройства, разность скоростей лестничного полотна и поручней, превышающая допустимую разность, указанную заводом-изготовителем в паспорте технического устройства.

26. Наличие трещин, отрывов, изломов несущих расчетных металлоконструкций, конструктивных элементов, конструкций основного и вспомогательного приводов, блоков, зубчатых колес.

27. Неисправность балюстрады, представляющая опасность для пользователя.

28. Несоответствие зазоров и размеров по лестничному полотну требованиям изготовителя.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к Правилам организации безопасного
использования и содержания
лифтов, подъемных платформ для
инвалидов, пассажирских конвейеров
(движущихся пешеходных дорожек)
и эскалаторов, за исключением
эскалаторов в метрополитенах

Требования
к экспертным организациям, осуществляющим техническое освидетельствование и обследование подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов

1. Экспертная организация, выполняющая работы по техническому освидетельствованию и обследованию подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах (далее соответственно — объекты, экспертная организация), должна быть зарегистрирована в качестве юридического лица на территории Российской Федерации и внесена в реестр экспертных организаций, осуществляющих техническое освидетельствование и обследование объектов.

Порядок ведения указанного реестра устанавливается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

2. Экспертная организация должна иметь сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащий информацию о внесении в реестр экспертных организаций, осуществляющих техническое освидетельствование и обследование объектов, а также сведения согласно пунктам 3, 6 и подпунктов «а», «к», «м» пункта 7 настоящего документа.

3. В штате экспертной организации по основному месту работы должно быть не менее 3 работников, участвующих в выполнении работ по техническому освидетельствованию и обследованию объектов.

4. Квалификация работников экспертной организации, участвующих в выполнении работ по техническому освидетельствованию и обследованию объектов, должна соответствовать положениям профессионального стандарта.

5. Экспертная организация должна располагать испытательным оборудованием и средствами изменений, соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

6. Экспертная организация обязана утвердить положение об экспертной организации, которое подписывается руководителем экспертной организации и скрепляется печатью.

7. Положение об экспертной организации должно включать:

а) указание на сферу деятельности, предусматривающее техническое освидетельствование и обследование объектов;

б) требования к работникам экспертной организации, участвующим в выполнении работ по проведению технического освидетельствования и обследования объектов;

в) требование о наличии положений о структурных подразделениях экспертной организации, предусматривающих:

права и обязанности структурного подразделения, проводящего работы по техническому освидетельствованию и обследованию объектов, в том числе порядок взаимодействия с исполнительным органом экспертной организации и иными структурными подразделениями в целях исключения конфликта интересов;

наличие документов, определяющих функциональные обязанности работников экспертной организации, включая распределение прав, обязанностей и ответственности между работниками экспертной организации;

г) меры по обеспечению независимости и беспристрастности экспертной организации при осуществлении своей деятельности, а также установление требований, включающих меры:

предотвращения и разрешения конфликта интересов;

по исключению финансового и иного воздействия, способного оказать влияние на результаты работ по техническому освидетельствованию и обследованию объекта;

д) порядок профессиональной подготовки и повышения квалификации работников экспертной организации;

е) правила обеспечения конфиденциальности информации, в том числе поступающей от третьих лиц;

ж) положение о наличии у экспертной организации системы управления документацией (правил документооборота), которая должна включать в себя:

правила утверждения и регистрации документов;

правила учета и документирования результатов проведения работ по техническому освидетельствованию и обследованию объекта, в том числе результатов работ по проведению исследований (испытаний) объекта;

правила ознакомления работников экспертной организации с документами;

систему хранения и архивирования документов, в том числе правила хранения и архивирования;

систематизированное ведение сведений о работниках экспертной организации, непосредственно выполняющих работы по техническому освидетельствованию и обследованию объекта, в том числе осуществляющих проведение исследований (испытаний) объекта;

з) правила привлечения экспертной организацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях выполнения отдельных работ по исследованиям (испытаниям) объекта и правила ведения записей о соответствии выполненной ими работы установленным требованиям;

и) правила использования оборудования для проведения исследований (испытаний) объекта, предусматривающие:

определение места нахождения оборудования (при необходимости);

инструкции по использованию и управлению оборудованием;

указание на даты, результаты и копии свидетельств о поверке и (или) сертификатов калибровки, а также на планируемую дату очередной поверки и (или) калибровки;

план обслуживания (при необходимости) и результатов проведенного обслуживания оборудования;

положение о регистрации повреждений, неисправностей, модификаций или ремонта оборудования;

к) правила проведения исследований (испытаний) объекта;

л) правила обеспечения и контроля надлежащих внешних условий для осуществления деятельности экспертной организации (температура, влажность воздуха, освещенность, уровень шума и иные внешние условия, оказывающие влияние на качество результатов исследований (испытаний)

объекта), включающие сведения о конкретных показателях внешних условий, в том числе допустимых отклонениях от них, а также о технических требованиях к помещениям;

м) правила выбора и использования методик исследований (испытаний) объекта, предусматривающие:

положение об обеспечении работников экспертной организации методиками исследований (испытаний) объекта;

правила документирования сведений о зафиксированных отклонениях при проведении исследований (испытаний) от требований, установленных методиками исследований (испытаний) объекта;

н) правила обращения с объектами исследований (испытаний), предусматривающие:

систему идентификации объектов исследований (испытаний) объекта;

правила документирования работ с объектами исследований (испытаний) объекта, в том числе в случае отклонения результатов исследований (испытаний) объекта от нормальных или заданных условий.

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 июня 2017 г. № 743

Изменения,
которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 407

1. В подпункте «б» пункта 1:

а) абзац третий после слова «объектах,» дополнить словами «подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов (за исключением эскалаторов в метрополитенах и машин и оборудования, находящихся на объектах, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации, Службе внешней разведки Российской Федерации и Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации)»;

б) в абзаце четвертом слова «применяемых на поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору объектах» заменить словами «поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и находящихся на объектах, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации, Службе внешней разведки Российской Федерации и Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации»;

в) дополнить абзацем пятым следующего содержания:

«Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой охраны Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации и Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации в отношении машин и оборудования, находящихся на подведомственных указанным федеральным органам исполнительной власти объектах, и связанных с требованиями к этой продукции процессов эксплуатации и утилизации.».

2. В пункте 6 слова «Таможенного союза «Безопасность лифтов»,» заменить словами «Таможенного союза «Безопасность лифтов», «О безопасности машин и оборудования» и».

3. Дополнить пунктом 6.1 следующего содержания:

«6.1 Реализация Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой охраны Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации и Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации полномочий по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза «Безопасность лифтов» и «О безопасности машин и оборудования», предусмотренных подпунктами «б» и «в» пункта 1 и подпунктами «б» и «в» пункта 2 настоящего постановления, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.».

Правительство РФ наделено полномочиями по утверждению порядка организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, движущихся пешеходных дорожек и эскалаторов (за исключением эскалаторов в метрополитенах).

Определены перечень мер по обеспечению безопасного использования и содержания таких объектов, порядок их учета, требования к их монтажу, демонтажу, обслуживанию и ремонту.

Правила не распространяются на лифты, используемые в шахтах горной и угольной промышленности, на судах и иных плавучих средствах, платформах для разведки и бурения на море, самолетах и летательных аппаратах, а также на лифты с зубчато-реечным или винтовым механизмом подъема и лифты специального назначения для военных целей; на грузовые лифты, которые предназначены только для подъема и спуска грузов, а также конструктивные особенности, размеры кабины и дверей шахты которых не допускают свободного доступа в них человека; на объекты, используемые для личных, семейных и домашних нужд.

Полномочия по контролю за соблюдением требований техрегламента «О безопасности машин и оборудования» в отношении опасных объектов закреплены за федеральными органами исполнительной власти, на подведомственных объектах которых находится такое оборудование.

Уведомления в отношении объектов, используемых в составе объекта капстроительства, введенных в эксплуатацию до вступления в силу правил, для постановки их на учет направляются в срок, не превышающий 4 месяцев с момента вступления в силу правил.

Правила вступают в силу по истечении 2 месяцев со дня официального опубликования постановления.

www.garant.ru