Правило правописание о ё после шипящих

Правила правописания букв е ё о после шипящих

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. (Дети здороваются, садятся на свои места).

Учитель: Что нового вы узнали из учебника?

Дети: В корне после шипящих под ударением пишется Ё, а не О.

Оборудование. Русский язык: Учеб. Для 5 кл. / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.

3. Выполнить фонетический разбор слова ЩЁТКА.

Ученики сверяют самостоятельную формулировку правила с учебником, с. 171.

-От каких условий зависит написание букв О – Ё в корне слова?

-Что нужно запомнить, чтоб грамотно писать?

Урок русского языка в 5-м классе — Буквы о-ё после шипящих в корне

Вставьте буквы, выделите корень и расставьте ударения.

Учитель: В какой морфеме находится орфограмма?

Дети: Является, потому что пишется буква ё, а слышится звук [о]

В заимствованных словах в корне после шипящих под ударением и без ударения пишется буква о жокей шофёр жонглёр шоссе шорты шоколад Шотландия

На проговаривание каких звуков направлены скороговорки? В ж…вом уголке ж…л… еж… и уж… Волки рыщ…т, пищ… ищ…т Жужж…т жужелица, жужж…т и круж…тся Чешуя у щ…чки, щетинка у ч..шки

Подберите к данным словам однокоренные слова или формы одного и того же слова Жёлтый Чёрточка Шёпот Щётка

Если мы не можем подобрать однокорен-ное слово или другую форму слова с буквой е, то после шипящих в корне слова пишется буква о

Описание презентации по отдельным слайдам:

Мыслительный лист: Я хочу Я Я себя оцениваю Знать: Узнала: Уметь: Научилась:

Орфограмма «Буквы о – ё после букв шипящих в корне слова»

После шипящих в корнях слов пишется буква е, если можно подобрать однокорен-ное слово или другую форму того же слова с буквой е.

Мыслительный лист: Я хочу Я Я себя оцениваю Знать: условия выбора букв о-ё после шипящих в корне Узнала: Уметь: правильно писать слова с данной орфограммой Научилась:

Проблема урока Какую букву – о или ё – нужно писать в корне слова после букв шипящих?

«Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» А.И. Куприн

Тема урока: Орфограмма «Буквы о – ё после букв шипящих в корне слова»

На проговаривание каких звуков направлены скороговорки? В живом уголке жили ежи и ужи. Волки рыщут, пищу ищут. Жужжит жужелица, жужжит и кружится. Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

Технологическая карта урока русского языка 5 класс ФГОС по теме: Правописание букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Ученики записывают в рабочих тетрадях дату урока и эпиграф, оставив пустую строку для темы урока.

Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Каждое слово – особый микромир, изучать тайны которого не только поучительно, но и увлекательно».

Ключевые слова: имена существительные, части слова, ударение, падеж, число, шипящие согласные и ц .

деятельностная : сформировать способность опознавать существительные в речи, применять правило правописания букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных;

Учитель : Но сегодня у нас с вами необычный урок, я вам предлагаю совершить небольшое путешествие в страну «Орфографию». Слайд №1

Ученики приветствуют учителя, читают с доски эпиграф урока.

предметные: способствовать формированию понятий «часть речи», «часть слова», «ударение», «падеж», «число», «шипящие согласные и ц », неповторимости и уникальности русского языка; осуществлять выбор написания букв о/е в словах.

Виды работы: индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.

— содержательная : сформировать представление о правописании букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Учитель : — Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть!

Чтобы достичь финиша, где спрятан клад, вам необходимо пройти ряд испытаний-заданий. Ну как? Вы готовы?

5. Анатолий уверен, что недостаток зерна в России даст лишние аргументы для ж. стких разговоров с русскими.

В словах-исключениях иностранного происхождения всегда пишется буква “о” в безударном положении.

I. Щелкал в зарослях кустов; спелый крыжовник; выбраться из чащобы; черствый хлеб; черный карандаш; тяжелый ранец; тонкая жердочка; неровный шов; четкий рисунок; узкий желоб; желтый песок; громкий шепот; узкие шорты.

Употребление букв е (ё) — о после шипящих в корне можно определить специальными правилами, которые отличаются от правил правописания е (ё), о после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи.

4. И он начал считать: раз, два, три, четыре, пять загадывая, что ежели разорвёт бомбу в ч. т, то он будет жив, — в неч. т, то будет убит.

8. Таким и запомнилось начало новой прекрасной жизни: красивое синее небо, зелёно-ж. лтое выжж. нное поле аэродрома и прыгающая в траве маленькая ч. рная машина.

2. Петька стоит на откосе в сеим шагах от окопа, спрятав автомат под плащ и накинув на голову капюш. н. 3. Три пулемета, стоявшие очень близко, вперекрёст с перемещением били по высоте, чудилось — проч. сывали каждую осеннюю травинку светящимися острыми зубьями гигантского гребня.

Автомобиль движется по шоссе в сторону страны Словографии. За рулем опытный шофер-шотландец. С ним рядом в машине – жонглер, жокей, переводчик Жора-обжора. Все они едут к нам в Россию на веселое шоу. Настроение у всех мажорное. Каждый занят своим делом. Жонглер жонглировал крыжовником. Жокей рассматривал новые шоры для лошади и обдумывал, какие лучше взять, ведь на скачках в Шотландии он слыл лучшим наездником лошадей. Жора пока не был занят своим профессиональным делом – переводом на русский язык, а поэтому он ел шоколад и запивал его крюшоном. Вдруг раздался шорох, все были шокированы происшедшим. Это у обжоры лопнул шов на шортах.

Буквы е (ё) — о после шипящих в корне

Выписать в две колонки слова с и и ы после ц. Обозначить условия выбора орфограммы.

7. Прохожий лейтинант задумчиво покачал головой, почмокал языком, потом достал трубочку, не накладывая её, расковырял прижж. нный табак, заж. г кусочек трута у курившего лейтинанта и приподнял шапочку.

9. Мокрый окурок попал в щ. ку Мармеладова, но не обж. г его, только пеплом осыпал.

6. Базаров не относился к числу тех, очутившихся за границей людей, у которых инстинктивное неприятие всего окружающего превращалось в ш. ры, мешавшие им видеть и узнавать незнакомый мир. Ш. рами прикрывают глаза лошади, чтобы она не пугалась незнакомого и чужого.

Если нет чередования то писать следует О

Правило написания букв Е и О идущих после шипящих в корне слова простое и запомнить его не сложно. Если гласная после шипящей стоит под ударением, то пишется буква Ё, если она безударная, то это буква Е. В некоторых словах, которые предлагается запомнить как исключения, после шипящей пишется так же как и слышится буква О, но это как правило слова иностранного происхождения, которые невозможно проверить однокоренным словом, имеющим в корне букву Е.

шомпол, крыжовник, шорох, шофёр, шоколад, чащоба, жонглёр.

Пржде всего надо обратить внимание на ударение, если звук под ним, то пишем Ё, при этом в изменении слова Ё должна чередоваться с Е, как в примере из таблицы возьмем.

Буквы — О — и — Е — после шипящих в корне слова, правило

Кроме того, заметьте — есть ещё много слов (большинство из них — это слова нерусского происхождения), в которых пишется О в корне после шипящей независимо от того, по под ударением или без : шок, жор, обжора, жонглёр, шофёр, шорты, мажор, анчоус и т. п.

шёл-шедший, жёлтый-желтеть, шёлк-шелка; чёт, зачёт, отчёт, счёт -вычет, щеголь — щеголять, жёлоб- желоба, жёлудь — желудей, чёрт -черти, шёпот — шептать ит. п.

Отдельное правило — это существительные с -жог- и -жёг-.

Внизу приведены примеры исключения, надо запомнить.

После шипящих в корнях слов под ударением вместо «о» пишется «ё(е)», если при изменении слова или образовании родственного слова в этом корне появляется «е»:

Чтобы правильно писать слова с гласными «о» и Ё после шипящих, нужно вспомнить такое правило:

Если при преобразовании слова в слове стоит «е», то и в первом слове пишется «е». Например, счет — вычет.

Отдельно оговаривается написание букв О и Е в корнях слов после буквы Ж. Для существительных правильно будет написание буквы О, а для глаголов — Е: Ожог-ожег.

учитель начальных классов первой квалификационной категории

Составление алгоритма действий « Маршрут знаний» (слайд 20-21)

Мы под удареньем пишем, Без сомненья, то, что слышим. Ну, конечно, букву о. Если ж звук без ударенья Вызвал сильное сомненье, Напиши смелее букву е. (слайд 14)

Цель: создание условия для осознания правила правописания О и Е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и Ц.

Что их объединяет? (слова в Т.п.- он особый)

Выполнение задания в учебнике. Работа со словами в «Обратном словаре».

Конспект урока по русскому языку по теме — Правописание букв -о и -е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных — в 3 классе

Оборудование: учебник «Русский язык», 3 класс авт. Н.А Чуракова, мультимедийная презентация урока; карточки для групповой и индивидуальной работы, карточки для рефлексии.

Учитель читает ребятам стихотворение про новую орфограмму.

Вспомним правила работы в группах (слайд18)

В окончаниях имён существительных после букв __________________________

Работа в парах: объясните, как понимаете значение данных устойчивых выражений.

По какому принципу они записаны в 2 столбика.

2. Своя сторона по шерстке гладит, чужая насупротив.

9. Кто Родину любит, того и Родина бережет.

5. Этап реализации построенного проекта.

Шёпот, жёлтый, шов, бережёт, плащом, закопченный, чащоба, стережёт, приближённый, кирпичом, жёсткий, утюжок, шок, свечой, речонка.

2. Подготовить материал к «Немому» диктанту (5 учеников). (Нарисовать предмет на повторяемую орфограмму, например, жёлудь, шорты). Придумать с данным словом предложение, записать его в тетрадь, обозначив орфограмму.

Тестовый задания В4 из сборника Н.А.Сениной «Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. 2010» (Слайд )

Свои работы разместите на Блоге «206kab.blogomama.ru». Эксперты – старшеклассники проверят вывешенные на блоге работы, определят лучший алгоритм. Победитель имеет право на следующем уроке в качестве консультанта провести повторение орфограммы по составленному им алгоритму и практические упражнения с учащимися, которые выберут третий маршрут.

Прочитайте свои работы одноклассникам, которые выполняли творческую работу (работа в группах), отредактируйте свои сочинения, выберите лучшее и представьте его всему классу.

— У кого возникли затруднения во время работы над ошибками? Давайте еще раз проговорим вслух правильные способы действий, выполняя выборочно-объяснительный диктант, который проведет ученик – консультант.

Тип речи — рассуждение (тезис — аргументы — вывод).

Учащиеся формулируют тему урока «Правописание о — е — ё после шипящих». (Слайд)

Щ. лкать, ш. в, ш. лк, ш. рох, деш. вый, ж. лудь, капюш. н, щ. голь, изж. га, трещ. тка, трущ. ба, ж. лтый.

Орешек, ключик, доченька, грибочек, полотенцем, рычажок, бачок, медвежонок, реченька, дружок.

Нам предстоит побывать в стороне Орфографической, в городе Прилагательном, на улице Шипящей, в доме у Суффиксов и Окончаний. Дорога предстоит нам дальняя, нам надо будет пройти через мост Суффиксов, вход на который охраняют Суффиксы прилагательных. Нам встретится гора Корень, у подножия которой живут звуки, шипящие на путников, и, только покорив эту вершину, мы сможем продолжить путь. Нам надо будет переплыть реку Существительных, которые также не пропускают путешественников, не загадав им трудных загадок. Но встретятся нам и добрые помощники — Проверочные слова и Ударения, и если мы сумеем воспользоваться их помощью, наш путь будет легким и быстрым.

Проверь себя. Капитаны отмечают в дневнике путешественника успехи каждого члена команды.

Ребята, мы почти у цели. Вот улица шипящих, вот дом, в котором живут суффиксы и окончания прилагательных. Но почему же так тихо в доме? Где все его жители.

Мы успешно справились с препятствием. Продолжаем путь. Очередное испытание встает на нашем пути — река Существительных. Её, конечно, можно было просто переплыть. Но, чтобы не обидеть духа этой реки — Существительное, мы согласимся на его условия, выполним задание, и он (Дух Существительного) перевезет нас через свою речку.

Задание: вставить пропущенные буквы, где возможно записать проверочные слова.

Задание — вставить пропущенные буквы, записать слова в таблицу.

Собираясь в поход, положим в рюкзак все самое необходимое. В пути нам понадобятся знания состава слова, умения выделять морфемы, ставить ударения и подбирать проверочные слова.

— Ребята, поможем суффиксам и окончаниям прилагательных, стоящим после шипящих. Мы ведь уже встречались с такими же морфемами у существительных. Кто помог существительному навести порядок среди суффиксов и окончаний?

Составьте текст (или предложения), где будут употреблены имена прилагательные с суффиксами, которые мы встретили во время путешествия. Не забудьте о шипящих, их нужно задобрить, чтобы они больше не доставляли неприятностей нашим суффиксам и окончаниям.

Начинаем наш путь. Первое препятствие на нашем пути — мост Суффиксов. На мосту пробка — собралось много Суффиксов, все перепуталось, все спешат к своим существительным. Помогите им занять свои места в словах. Только так мы сможем продолжить путь.

o-v-m.ru

§ 1. После х, ч, ш, щ не пишутся ю, я, ы, а пишутся у, а, и, например: чудо, щука, час, роща, жир, шить.

Буквы ю и я допускаются после этих согласных только в иноязычных словах (преимущественно французских), например: жюри, парашют (в том числе – в именах собственных, например: Сен-Жюст ), а также в сложносокращённых словах и буквенных аббревиатурах, в которых, по общему правилу, допускаются любые сочетания букв (см. § 110).

§ 2. После ц буква ы пишется в окончаниях и в суффиксе -ын, например: птицы, о?вцы и овцы?, огурцы, белолицый, сестрицын, лисицын, а также в словах цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц (междометие) и в других словах того же корня. В остальных случаях после ц пишется всегда и, например: станция, цибик, циновка, цимбалы, цинк, медицина.

§ 3. После ц буквы ю и я допускаются только в иноязычных именах собственных, например: Цюрих, Свенцяны.

§ 4. А. Если после ж, ч, ш, щ произносится под ударением о, то буква о пишется:

1. В окончаниях имён существительных и прилагательных, например: плечо, ножом, шалашом, плечом, Фомичом, плащом, межой, вожжой, душой, свечой, пращой, чужой, большой.

а) имён существительных:

-ок, например: рожок, петушок, крючок, борщок;

-онок, например: медвежонок, мышонок, галчонок, бочонок;

-онк-а, например: книжонка, рубашонка, ручонка; также деньжонки;

б) имён прилагательных:

-ов, например: ежовый, грошовый, парчовый, холщовый;

-он- (с беглым о ), например: смешон;

в) наречий, например: свежо, горячо, общо.

3. В именах существительных родительного падежа множественного числа на -ок, -он, например: кишок, княжон.

4. В словах (и в производных от них): обжора, крыжовник, жом, трещотка, трущоба, чащоба, чокаться, чопорный, Печора, шов, шорох, шоры, в именах существительных: изжога, ожог, поджог (ср. написания с -ёг в прошедшем времени глаголов: изжёг, ожёг, поджёг ); также в некоторых областных и просторечных словах, например: жолкнуть, зажора (и зажор ), жох, ужо (в значении «потом», «после»), вечор (в значении «вчера вечером»), чох (например, в выражении «не верит ни в сон, ни в чох»), наречие чохом.

Примечание. Иноязычные слова пишутся согласно произношению, например: крюшон, мажор, шомпол – шомпола, Чосер (фамилия), но: жест, планшет.

Б. Во всех прочих случаях после х, ч, щ, щ под ударением пишется буква ё, хотя и произносится о, а именно:

1. В глагольных окончаниях -ёшь, -ёт, -ём, -ёте, например: л жё шь, л жё т и т.д., пе чё шь, пе чё т и т.д.

2. В глагольном суффиксе -ёвыва-, например: затушёвывать, перекочёвывать, также затушёвывание, перекочёвывание.

3. В суффиксе отглагольных существительных -ёвк-, например: перекочёвка, размежёвка.

4. В суффиксе существительных -ёр, например: дирижёр, ретушёр, стажёр, ухажёр.

5. В суффиксе причастий страдательного залога -ённ- (-ён-) и в словах, образованных от таких причастий, например: напряжённый, напряжён, напряжённость, напряжённо; отрешённый, отрешённость; размягчённый, размягчённость; упрощённый, упрощённость; учёный, учёность; толчёный; жжёный, жжёнка.

6. В словах, в корне которых под ударением произносится о, чередующееся с е в других формах или в других словах того же корня, например: жё лтый ( же лтеть), жё сткий ( же стковатый), жё рнов ( же рнова), жё лудь ( же лудей), жё рдочка ( же рдей); де шё вый, де шё вка (де ше веть), шё лк ( ше лковистый), шё рстка ( ше рстяной), ре шё тка, ре шё тчатый (ре ше то), ко шё лка (ко ше лёк), шё пот ( ше птать); чё лн ( че лнок), чё лка ( че ло), чё рт ( че ртей), чё рный ( че рнота), чё т (не че т), че чё тка (че че т), от чё т, с чё т (вы че т, вы че сть), чё рточка ( че рта), пе чё нка (пе че нь), бе чё вка (бе че ва); щё тка ( ще тина), щё лкать ( ще лчок), по щё чина, щё ки ( ще ка); в корнях глагольных форм: с жё г, под жё г, с жё гший, под жё гший (с же чь, под же чь), шё л ( ше дший), раз жё вывать (раз же вать).

7. В предложном падеже местоимения что: о чём, на чём, а также в словах причём, нипочём.

Примечание. Правила § 4, равно как и все другие, не распространяются на фамилии: они пишутся в соответствии с написаниями в официальных личных документах.

§ 5. В русских словах в неударяемых слогах после х, ч, ш, щ буква о не пишется, например: горо?шек (ср. пету шо? к ), сто?ро же м (ср. чижо? м ), бо?ль ше го (ср. боль шо?г о ), ры? же го (ср. чу жо?г о ).

В иноязычных словах допускается буква о и в слогах неударяемых, например; жокей, шоколад.

§ 6. Написание о или е после ц в русских словах определяется следующими правилами:

1. В слогах ударяемых пишется о или е в соответствии с произношением, например: цокать, лицо, овцой, дельцов, отцов, отцовский, облицовка, вытанцовывать, танцор, но: прицел, целый, ценный, цеп и т.п.

2. В слогах неударяемых о не пишется, кроме слова цокоту?ха и родственных (ср. цо?кот).

При отсутствии ударения в суффиксах и окончаниях всегда пишется е, например: полотенце, пальцем, пальцев, куцего, ситцевый, молодцеватый, глянцевитый, танцевать, гарцевать, Кунцево, Баренцево море.

В иноязычных словах о после ц может писаться и в неударяемых слогах, например: пала?ццо, ске?рцо.

n-t.ru

2. В словах иноязычного происхождения возможно написание о после шипящих в безударном слоге: жокей, жонглёр, шокировать, шоколад, шоссе, шотландский, шофёр.

В некоторых заимствованных словах о пишется и в неударяемом слоге под влиянием языка-источника (герцог, меццо, скерцо).

4) в суффиксе существительных -ёр: дирижёр, стажёр;

Однако по традиции после ц приято писать е (не э), хотя после твердого согласного слышится [э].

4) в суффиксах имён прилагательных: -ов (моржовый, камышовый), -он (с беглым о; смешон);

3. В именах собственных написание о после шипящих встречается как под ударением, так и в безударном слоге, например: Жолио-Кюри, Жорж, Печора, Печорин, Шолохов, Щорс, Джованни, Джонатан, Джордано, Шопен, Шопенгауэр, Шостакович, Шота.

После шипящих под ударением в корне пишется е(ё), хотя произносится [о], если в родственных словах или в другой форме того же слова пишется е (жёлтый ? желтеть, шёлк ? шелка). Поэтому пишем:

6) в предложном падеже местоимения что: о чём, на чём, а также в словах причём, нипочём.

1) в окончаниях глаголов, например: жжёшь, печём, течёт;

2) крыжовник, мажор, шов, шок, шорох, чащоба, обжора.

5) в суффиксе страдательных причастий -ённ, -ён (завершённый, сокращённый; завершён, сокращён), отглагольных прилагательных -ён (тушёный, копчёный), а также в производных словах (тушёнка, копчёности);

5) на конце (в суффиксах) наречий, например: горячо, свежо, общо, голышом.

Например: чёрный — чернеть, жёлтый — желтеть.

Внимание! В глаголах и отглагольных словах во всех морфемах под ударением пишется ё.

В суффиксе под ударением пишется о, без ударения — е.

В окончаниях под ударением пишется о, без ударения — ё.

Также о пишется в корнях некоторых иностранных слов:

В корне пишется ё, если можно подобрать такое слово, в котором было бы чередование ё с е.

Правописание гласных -о-/-ё-, -е- после шипящих и ц зависит от того, в какой морфеме находится орфограмма.

В заимствованном из французского языка суффиксе -ёр- всегда пишется ё.

ожог руки (имя существительное) — ожёг руку (глагол).

Если слово с чередованием подобрать невозможно, в корне пишется «О». Кроме того, в корне почти всех исконно русских слов всегда пишется е за исключением некоторых слов:

Например: ночёвка — от глагола ночевать; тушёный — от глагола тушить; печёт (глагол).

Следует различать корни -жог- и -жёг-. Корень -жог- пишется в именах существительных, корень — в глаголах и отглагольных словах:

Если слово является существительным, то надо писать букву О. Например: СИЛЬНЫЙ ОЖОГ, СОВЕРШЕН ПОДЖОГ ДОМА. Но когда слово является глаголом, оно пишется с буквой Ё. Например: СИЛЬНО ОБЖЁГ РУКУ, НЕИЗВЕСТНЫЙ ПОДЖЁГ ДОМ, АВТОР ЖЖЁТ РУКОПИСИ.

В суффиксах, оконч. и корне-под удар. О, без удар. Е. ТанцОр, цОколь, поцЕлуй, ситцЕвый.

1. После шипящих ж, ч, ш, щ не пишутся буквы ы, э, ю, я, пишутся и, е, у, а: чаща, чудо, чистый, честный; щука, щипать, щавель, щель; шипы, шалун, шелест, шумный; жизнь, жажда, железо, жук.

Исключение составляют иноязычные имена собственные (Цюрих, Друцэ и т. д.).

Примечание 2. Следует различать одинаково звучащие, но пишущиеся по-разному слова разных частей речи: поджог дома (сущ.), ожог руки (сущ.) — поджёг дом (глаг.), ожёг руки (глаг.).

3. В СУФФИКСАХ глаголов, причастий и всех слов, образованных от глаголов, под ударением пишется буква Ё: ПЕЧ-ЁТ, ВЫ-КОРЧ-ЁВ-ЫВА-ТЬ, ВЫ-КОРЧ-ЁВ-КА, ПЕРЕ-СЕЧ-ЁНН-ЫЙ, НОЧ-ЁВ-КА, ЛИШ-ЁНН-ЫЙ.

Правописание гласных О-Е (Ё) после шипящих и Ц

Обратите внимание, что слова РЕЧОВКА, МЕЛОЧОВКА, ПЛАЩОВКА пишутся через О. Буква О пишется в суффиксах существительных по изложенному выше правилу.

Примечание 1. Следует запомнить правописание некоторых иноязычных слов, в которых буква о пишется в безударном положении: жокей, жонглёр, шоколад, шоссе, шофёр, шовинизм.

ШОрох, чОкаться, обжОра, шОв, крыжОвник, шОрты, шОры, капюшОн, мажОр, трущОба,

Исключения составляют иноязычные слова жюри, брошюра, парашют и производные от них (брошюровать, брошюровка, парашютист, парашютный), а также иноязычные имена собственные, например: Жюль, Авижюс, Чюрленис, Шяуляй, Марцинкявичюс и пр.

Есть ещё такая интересная группа слов, похожих по звучанию, но различных по написанию. Существительные пишутся с О, а глагольные формы с Ё: поджог – поджёг; ожог — ожёг.

Если слово образовано при помощи суффикса ЁР, в нем после шипящих будет ё: ухажёр, дирижёр.

Если такого чередования в корнях слов нет, то пишется О.

Образованные от глаголов прилагательные пишутся в таких случаях с Ё. Пример: парчовый – золочёный (от глагола золотить).

В остальном важно обращать внимание, в какой части слова и у какой части речи стоит ударный звук О.

Таблица О, Е, Ё после шипящих в разных частях речи с примерами

  • шептать – шепчет (в корне);
  • горошек – петушок (в суффиксе);
  • сторожем – чижом (в окончании).

Зависит это и от того, ударные или безударные названные гласные, в какой части слова или какой части речи пишутся. В различных обстоятельствах и написание будет разным. Эти правила надо хорошо знать, чтобы не ошибаться, когда приходиться писать слова с такой орфограммой.

— в некоторых словах, пришедших к нам из других языков. Эти слова просто нужно запомнить. Вот несколько для примера:

— если это сложносокращенные слова или в словах с приставкой меж-. Например, межобластной, межотраслевой и т.п.

— также в словах, не входящих в литературную норму, а придуманными авторами текстов, образовавших их от существующих. Пример: на свежо (от свежий по образцу набело).

Буква О в безударной позиции пишется после шипящих в нескольких случаях.

Наиболее просто запомнить, когда после шипящих стоит звук Э под ударением. В таком случае пишется буква Е всегда. И в прилагательных, и в причастиях, и у всех прочих частей речи: жесть, шелест, Женя, яйце.

9. Скоро заключили мир, и Эраст возвратился в Москву, отягч _ нный долгами. (Н. М. Карамзин)

14. Офицер, разгоряч _ нный вином, игрою и смехом товарищей, поч _ л себя жестоко обиженным.(А. С. Пушкин)

24. Общество, по крайней мере, было бы сладко ш _ кировано, и бледные юноши с горящими глазами таскались бы за тобой по пятам.(А. и Б. Стругацкие)

28. – А ну, стой! – Ш _ потом сказали из темноты и уперлись в грудь чем-то знакомым. Виктор машинально поднял руки. (А. и Б. Стругацкие)

36. Где бандж _ , подумал он. Куда я сунул бандж _ ? (А. и Б. Стругацкие)

21. Знакома ли вам игрушка под названием «Злой волч _ к»? (А. и Б. Стругацкие)

8. Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по ж _ лтым пескам, течет светлая река (Н. М.Карамзин)

3. Автобус остановился, и ш _ фер сказал: «Приехали». (А. и Б. Стругацкие)

23. Двое в плащах разом обернулись и несколько мгновений смотрели на Виктора из под надвинутых капюш _ нов. (А. и Б. Стругацкие)

27. И целую минуту не было слышно ни звука, только какой-то ш _ рох, словно туман, шуршал, проползая над землей. (А. и Б. Стругацкие)

18. Виктор отступил на шаг. Это был больной из лепрозория – «мокрец», или «очкарик», как их здесь называли за ж _ лтые круги вокруг глаз, – в плотной ч _ рной повязке, скрывающей нижнюю половину лица.(А. и Б. Стругацкие)

– Да, — отозвались детские голоса. — Читали. Все.

Ответы: щелчок, старичок, сверчок, пятачок, пирожок, речонка, бочонок, медвежонок.

– Замените одним словом следующие словосочетания, запишите эти слова.

– Меню в тетрадь мы записывать не будем, а вот нужные буквы вставим.

Учитель открывает запись на доске и предлагает учащимся вставить пропущенные буквы:

4. В какой строке во всех словах пропущена одна и та же буква?

1. В какой строке во всех словах пропущена одна и та же буква?

Учитель разбирает орфограммы, предложенные в упражнении 312, и в некоторых местах нарочно делает ошибки. Задача учащихся – следить за учителем. Если орфограмма разобрана верно, учащиеся поднимают зеленую карточку. Если нет – красную. Затем по этому тексту проводится словарный диктант.

2. В какой строке во всех словах пропущена одна и та же буква?

Обж. ра, печ. ночный, кабач. к, окороч. к, полбоч. нка, крыж…вник, ч. рствый, борж. ми.

1. Работа с сигнальными карточками (упражнение 312).

– Сформулируйте правила выбора букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных и существительных.

3. В какой строке во всех словах пропущена одна и та же буква?

7. В предложном падеже местоимения что: о чём, на чём, а также в словах причём, нипочём.

3. В суффиксе отглагольных существительных -ёвк-, например: перекочёвка, размежёвка.

2. В слогах неударяемых о не пишется, кроме слова цокоту?ха и родственных (ср. цо?кот).

1. В слогах ударяемых пишется о или е в соответствии с произношением, например: цокать, лицо, овцой, дельцов, отцов, отцовский, облицовка, вытанцовывать, танцор, но: прицел, целый, ценный, цеп и т.п.

В иноязычных словах допускается буква о и в слогах неударяемых, например; жокей, шоколад.

5. В суффиксе причастий страдательного залога -ённ- (-ён-) и в словах, образованных от таких причастий, например: напряжённый, напряжён, напряжённость, напряжённо; отрешённый, отрешённость; размягчённый, размягчённость; упрощённый, упрощённость; учёный, учёность; толчёный; жжёный, жжёнка.

§ 2. После ц буква ы пишется в окончаниях и в суффиксе -ын, например: птицы, о?вцы и овцы?, огурцы, белолицый, сестрицын, лисицын, а также в словах цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц (междометие) и в других словах того же корня. В остальных случаях после ц пишется всегда и, например: станция, цибик, циновка, цимбалы, цинк, медицина.

-онок, например: медвежонок, мышонок, галчонок, бочонок;

-ок, например: рожок, петушок, крючок, борщок;

Б. Во всех прочих случаях после х, ч, щ, щ под ударением пишется буква ё, хотя и произносится о, а именно:

§ 4. А. Если после ж, ч, ш, щ произносится под ударением о, то буква о пишется:

1. В окончаниях имён существительных и прилагательных, например: плечо, ножом, шалашом, плечом, Фомичом, плащом, межой, вожжой, душой, свечой, пращой, чужой, большой.

3. В окончаниях имён прилагательных — хорош его , тягуч его

4. В окончаниях имён существительных — борщ о?м , мяч о?м

1. В суффиксах имён существительных — реч еньк а, нож еньк а

2. В суффиксах имен прилагательных — парч ов ый, камыш ов ый

1. В суффиксах имен существительных — девч онк а, старуш онк а

3. В суффиксах наречий — горяч о , свеж о

2. В суффиксах и окончаниях глаголов: выкорч ёв ывать, печ ёт

1. В корне слова, если удается подобрать однокоренное слово, где ё после шипящей меняется на е: чёрный — чернеет, шёпот — шепчет, кошелка — кошелёк

4. В суффиксах имен существительных — ёр —: тренаж ёр , стаж ёр . Исключение: мажор

3. В суффиксах любых слов, образованных от глагола: тушёный, тушёнка — от тушить, копчёный — от коптить

5. В окончаниях имён прилагательных — больш о?й , чуж о?й

2. В окончаниях имён существительных — овощ ем , туч ей

o-v-m.ru

Правило правописание о ё после шипящих

Буквы о-ё-е в корнях слов после шипящих

16. Буквы о-ё-е в корнях слов после шипящих.

После шипящих в корнях слов под ударением вместо «о» пишется «ё(е)«, если при изменении слова или образовании родственного слова в этом корне появляется «е»:
шёл-шедший, жёлтый-желтеть, шёлк-шелка; чёт, зачёт, отчёт, счёт -вычет, щеголь — щеголять, жёлоб- желоба, жёлудь — желудей, чёрт -черти, шёпот — шептать ит. п.

Буква «о» пишется в корнях под ударением после шипящих при отсутствии чередования с «е»: зажор (затор льда во время ледохода), обжора, жолкнуть (блёкнуть, вянуть), жом (пресс), жох (пройдоха), джонка (лёгкое судно), мажорный (бодрый), шов, шомпол, шорник (делающий ремённую упряжь), шорох, чопорный, чохом (оптом, без счёта) и т. п.
То же правило применимо к словам крыжовник, трущоба, трещотка, в которых корень или суффикс затемнён.

Примечание 1. Буква о пишется в существительных ожог, поджог, в отличие от глагольных форм ожёг, поджёг; в наречии вечор (вчера вечером).

Примечание 2. В иноязычных словах буква о после ж и ш бывает и без ударения: жокей, жолнер, жонглёр, шовинизм, шоколад, шоссе, шофёр, Шотландия; а также в производных словах: Жокейский, шовинист и т. п.

russkay-literatura.ru

§41. Ё после шипящих в окончаниях глаголов стережёшь, стережёт, бережёшь, бережёт, жжёшь, жжёт

Определи сферу действия правила: часть речи и часть слова.

Внимание на ударение

В окончаниях глаголов после шипящих под ударением пиши букву ё: стереж ёшь , стереж ёт , береж ёшь , береж ёт , жж ёшь , жж ёт .

russkiy-na-5.ru