Слово о законе и благодати жанр

Как охарактеризовать «слово» — жанр древнерусской литературы?

Слово — один из самых распространенных жанров древнерусской литературы. Возникло как развитие византийского жанра проповеди. Первый известный образец — «Слово о законе и благодати» Илариона. Среди жанровых особенностей: 1) славящее содержание, как правило, патриотического характера, то есть воспевание Руси, 2) нравственная или политическая проблематика, 3) краткий объем, так как изначально слова были устными, 4) насыщенность выразительными средствами (метафорами, аллегориями, эпитетами, риторическими вопросами и восклицаниями).

Самое знаменитое произведение этого жанра — «Слово о полку Игореве». Признанный авторитет в исследовании — Д.С. Лихачев.

www.bolshoyvopros.ru

«Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона

История создания памятника: автор (о нем), время создания, проблема датировки, исторический и литературный контекст.

Композиция и основные темы произведения. Категории Закона и Благодати.

Характеристика тематики и образной системы каждой части произведения

— библейские ветхозаветные образы (выписать, дать толкование)

— новозаветные образы (выписать, дать толкование)

— исторические образы (выписать, дать характеристику)

Митрополит Иларион о смысле русской истории и роли князя Владимира (подобрать цитаты).

Идея равноправия или свободы

Слово о Законе и Благодати / сост., вступ. ст., пер. В.Я. Дерягина ; реконстр. древнерус. текста Л.П. Жуковской ; комм. В.Я. Дерягина, А.К. Светозарского. М. : Столица, Скрипторий, 1994. 146 с.

Слово о Законе и Благодати митрополита Киевского Иллариона / подг. текста и комм. А.М. Молдована, пер. диакона Андрея Юрченко. Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1: XI –XII века. С. 26–61, 481–487.

Топоров В.Н. Работники одиннадцатого часа («Слово о Законе и Благодати» и древнекиевские реалии) // Святость и святые в русской духовной культуры. Т. I. Начало христианства на Руси. М., 1995.

А. М. Молдован «Слово о законе и благодати Илариона». Киев, 1984. 240 с.

А. Н. Ужанков «Из лекций по истории русской литературы XI – первой трети XVIII в.: “Слово о Законе и Благодати”». – М., 1999.

(Или его же: А.Н.Ужанков. «Слово о Законе и Благодати и другие творения митрополита Илариона Киевского», М.: «Академика», 2014.

studfiles.net

История Литературы 1 сем / русская литература / Жанр проповеди в древнерусской словесности. Слово о Законе и Благодати митрополита Иллариона

Жанр проповеди в древнерусской словесности. Слово о Законе и Благодати митрополита Иллариона и Слово Епископа Кирилла Туровского на новую неделю на Пасхе:

Проповедь — один из важнейших жанров древнерусской словесности — восходила к образцам византийского красноречия и строилась именно по классическим риторическим правилам

«Слово о законе и благодати» написано между пятидесятыми и шестидесятыми годами ХI века. митрополитом Илларионом для людей, разбирающихся в вопросах богословия.

В это время в Болгарии, в Византии и во многих других восточных странах распространялось учение манихейства. Манихеи учили, что все материальное, все природное создано низшим богом, а истинный Бог создал только дух. Вы понимаете, насколько для сознания простых людей это было понятным и объяснимым? Наши болезни, смерть, трудности, голод, жажду, старение, — все то, что угнетает нас в материальном мире, — все это одним росчерком относилось к злым силам. А единственной ценностью становился дух. Получалось как бы два творца: злой и добрый. Эта религия пришла из Ирана, из древней персидской религии Заратустры.

Илларион начинает с преамбулы: «Благословен Господь Бог Израилев, Бог христианский, за то, что посетил и дал избавление людям Своим». То есть Бог Ветхого Завета для него тождествен Богу Нового. «Кто есть великий для нас Бог? Он один, творящий чудеса, установил закон, предваряющий истину, и благодать, чтобы в нем пребывало человеческое естество, от многобожия отходящее к вере в единого Бога, чтобы человечество, как сосуд скверный, но омытый, словно водою, законом и обрезанием, восприняло молоко благодати и крещения. Ибо закон предтечей был и слугой благодати и истины».

Концепция закона в Ветхом Завете рассматривается под углом зрения эволюции, подготовительной стадии. Люди находятся во мраке идолопоклонства. Бог дает им закон, чтобы из этого состояния выйти и, когда является Христос, закон отступает, по образному выражению Иллариона, как уходит луна, когда восходит солнце, и торжествует благодать.

«Слово о Законе и Благодати» по теме своей обращено к будущему Руси, а по совершенству формы и в самом деле как бы предвосхищает это будущее. Тема «Слова» — тема равноправности народов, резко противостоящая средневековым теориям богоизбранничества лишь одного народа, теориям вселенской империи или вселенской церкви. Иларион указывает, что Евангелием и крещением Бог «все народы спас», прославляет русский народ среди народов всего мира и резко полемизирует с учением об исключительном праве на «богоизбранничество» только одного народа. Идеи эти изложены в «Слове» с пластической ясностью и исключительной конструктивной цельностью. Точность и ясность замысла отчетливо отразились в самом названии «Слова»: «О законе Моисеом данеем, и о благодети и истине Иисус Христом бывший, и како закон отиде, благодать же и истина всю землю исполни, и вера в вся языкы простреся и до нашего языка (народа) рускаго, и похвала кагану нашему Влодимеру, от негоже крещени быхом, и молитва к Богу от всеа земля нашеа». Трехчастная композиция «Слова», подчеркнутая в названии, позволяет органически развить основную тему «Слова» — прославление Русской земли, ее «кагана» Владимира и князя Ярослава. Каждая часть легко вытекает из предшествующей, постепенно сужая тему, логически, по типическим законам средневекового мышления, переходя от общего к частному, от общих вопросов мироздания к частным его проявлениям, от универсального к национальному, к судьбам русского народа. Основной пафос «Слова» в систематизации, в приведении в иерархическую цепь фактов вселенской истории в духе средневековой схематизации.

Кирилл Туровский (предположительно 1130-е гг., г. Туров, ныне Гомельской области, — не позднее 1182), церковный деятель и писатель Древней Руси. Став епископом Турова, прославился как писатель и проповедник. Автор обличительных сочинений против ростовского епископа — «еретика» Фёдорца («Притча о слепце и хромце»), писем к князю Андрею Боголюбскому, «слов» на церковные праздники, свидетельствующих о высокой культуре ораторского искусства в Древней Руси. Наиболее поэтично «Слово на антипасху (Фомину неделю)», где автор говорит о весне и пробуждающейся природе.

Кирилл Туровский (до 1182 г.) Епископ Турова, прославившийся на века своими письменными поучениями — самый плодовитый и самый популярный из всех средневековых русских проповедников. Галицко-Волынская летопись, относительно обособленная часть Ипатьевской летописи, содержащая описание событий с начала 13 в. до 1292. Для Г.-В. л. характерны светскость и поэтическая манера изложения. Связность изложения и сходство стилистических приёмов создают впечатление цельности Г.-В. л. Тем не менее исследователям удалось выделить в ней ряд последовательных обработок современных записей и предшествующего материала. В литературе высказываются различные мнения о времени составления Г.-В. л., отдельных её частей и редакций. Одним из важнейших этапов в развитии галицко-волынской традиции явилось составление летописного свода в 40-е гг. 13 в. в кругах, близких Даниилу Галицкому. Позднее этот свод неоднократно редактировался в разных городах Юго-Западной Руси. Помимо собственно галицко-волынских записей, в Г.-В. л. отразился киевский свод (предположительно, свод 1238), а также компилятивный хронограф, сходный с Еллинским летописцем. Хронология Г.-В. л. чрезвычайно запутана. Примечательно, что датировка событий в части до 40-x гг. 13 в., как правило, на 4-5 лет отличается от обычной. Это может быть объяснено применением в Юго-Западной Руси стиля летосчисления, по которому от «сотворения мира» до «рождества Христова» считалось не 5508, а 5503-5505 лет.

Киево-Печерский патерик, памятник древнерусской литературы, сборник рассказов о монахах Киево-Печерского монастыря и его истории. Основу сборника составили послания, написанные в 20-х гг. 13 в. суздальским епископом Симоном и печерским монахом Поликарпом. В дальнейшем, вплоть до 17 в., сборник неоднократно пополнялся в различных его списках. В 1661 был напечатан в типографии Киево-Печерской лавры. Многие сюжеты и образы сборника восходят к византийским источникам, однако в целом он отличается художественной оригинальностью, живо и реалистично рисуя быт и нравы монастырской братии, сообщая ценные исторические факты. Рассказы сборника близки к устному народному творчеству. А. С. Пушкин отметил в них «. прелесть простоты и вымысла» (см. Полное собрание сочинений, т. 10, 1958, с. 347).

studfiles.net

Слово о Законе и Благодати» в контексте жанра торжественного красноречия

«Слово о законе и благодати» Илариона.Выдающееся произведение ораторской прозы XI в.— «Слово о законе и благодати». Оно было написано между 1037—1050 гг. священником княжеской церкви в Берестове Иларионом, обладавшим незаурядным умом, широкой образованностью и писательским талантом. Созданное им произведение было, очевидно, произнесено либо в Десятинной церкви, либо в Софийском соборе и произвело большое впечатление на Ярослава Мудрого. По настоянию великого князя Иларион в 1051 г. стал главой русской церкви — митрополитом Киевским. Он недолго занимал митрополичий престол. В 1055 г., после смерти Ярослава, его преемник вынужден был пойти на уступки Византии, откуда и прибыл на митрополичью кафедру грек Ефрем. Иларион же уходит в Киево-Печерский монастырь, приняв монашество под именем Никона.

«Слово о законе и благодати» проникнуто патриотическим пафосом прославления Руси как равноправной среди всех государств мира. Византийской теории вселенской империи и церкви Иларион противопоставляет идею равноправия всех христианских народов. Сопостав-ляя иудаизм (Закон) с христианством (Благодатью), Иларион в начале своего «Слова» доказывает преимущества Благодати перед Законом. Закон был распространен только среди иудейского народа. Благодать — достояние всех народов. Ветхий завет — Закон, данный богом пророку Моисею на горе Синайской, регламентировал жизнь только еврейского народа. Новый завет — христианское вероучение — имеет всемирное значение, и каждый народ облада-ет полным правом на свободное избрание этой Благодати. Таким образом, Иларион отвергает монопольные права Византии на исключительное владение Благодатью. Он создает, как справедливо отмечает Д. С. Лихачев, собственную патриотическую концепцию всемирной исто-рии, прославляя Русь и ее «просветителя» «кагана» Владимира.

Иларион возвеличивает подвиг Владимира в принятии и распространении на Руси христианства. Благодаря этому подвигу Русь вошла в семью христианских стран в качестве суверенного государства. Владимир владычествовал «не в худе бо и не в неведомы земли», а «в Русской, яже ведома и слышима есть всеми концы земли».

В похвале Владимиру Иларион перечисляет заслуги князя перед родиной. Он говорит о том, что его деятельность содействовала славе и могуществу Руси. При этом он подчеркивает, что христианская вера была принята русскими в результате свободного выбора, что основная заслуга в крещении Руси принадлежит Владимиру, а не грекам. В «Слове» содержится весьма обидное для греков сопоставление Владимира с царем Константином.

Таким образом, «Слово о законе и благодати» выдвигало требование канонизации Вла-димира как святого. В то же время оно прославляло и деятельность Ярослава, успешно продолжающего дело своего отца по распространению христианства на Руси: прославлялись строительная деятельность Ярослава и его заботы о распространении христианской образованности.

«Слово» Илариона построено по строгому, логически продуманному плану, который сообщается автором в заглавии произведения: «Слово о законе, Моисеом даннем ему, и о благодати и истине, Исус Христом бывшим, и како закон отиде, благодетъ же и истина всю землю исполни, и вера в вся языкы простреся и до нашего языкарускаго и похвала кагану нашему Влодимеру, от него же крещени быхом, и молитва к богу от веса земля нашеа».

Первая часть — сопоставление Закона и Благодати — является пространным введением ко второй, центральной, части—похвале Владимиру, завершающейся авторским обращением к Владимиру с призывом встать из гроба, отряхнуть сон и посмотреть на дела своего сына Георгия (христианское имя Ярослава). Вторая часть ставит своей задачей непосредственное прославление современного Илариону правителя Руси и его деятельности. Третья часть — молитвенное обращение к богу «от всея земли нашая».

«Слово» адресовано к людям «преизлиха насышътьшемся сладости книжные», поэто-му автор облекает свое произведение в книжную риторическую форму. Он постоянно пользуется цитатами из Библии, библейскими сравнениями, сопоставляя Закон с рабыней Агарью и ее сыном Измаилом, а Благодать — с Саррой и ее сыном Исааком. Эти символические параллели призваны нагляднее показать превосходство Благодати над Законом.

В первой части «Слова» Иларионом последовательно соблюдается принцип антитезы — типичнейший прием ораторского красноречия. «Прежде закон, потом благодать: прежде степь (тень) ти, потом истина».

В похвале Владимиру он сравнивает деятельность русского князя с деятельностью апостолов — учеников Христа: «Хвалит же похвальными гласы Римъская страна Петра и Павла, имиже вероваша в Исуса Христа, сына божиа; Асиа, и Ефес, и Патм —Иоанна Богослова; Индия — Фому, Египет — Марка; вся страны, и грады и людие чьтут и славят коегождо их учителя, иже научиша православной вере. Похвалим же и мы, по силе нашей, малыми похвалами великаа и дивнаа сътворшаго нашего учителя и наставника, великого кагана нашеа земля Владимера, внука старого Игоря, сына же славного Святослава, иже, в своа лета владычьствующа, мужством же и храбъръствомь прослушя в странах многах и победами и крепостию поминаются ныне и словут». Иларион разделяет родовую точку зрения летописца, подчеркивая, что Владимир — сын славного Святослава, внук старого Игоря. Он отмечает воинскую доблесть князя и его христианские добродетели.

Широко использует Иларион книжные метафоры — символы и метафорические сравнения: Закон — это «иссохшее озеро»; язычество — «мрак идольский», «тьма служения бесовского»; Благодать — это «наводнившийся источник» и др. Он нередко употребляет риторические вопросы и восклицания — типичные приемы торжественного красноречия, при помощи которых достигается большая эмоциональность речи. Этой же цели служит и ритмическая организация «Слова». Иларион часто прибегает к повторам, глагольным рифмам. Например: «.. .ратныя прогони, мир утверди, страны укроти, гладугобзи, боляры умудри, грады разсели, церковь твою возрасти, достояние свое соблюди, мужи и жены и младенцы спаси».

Высокое художественное мастерство обеспечило «Слову о законе и благодати» большую популярность в средневековой письменности. Оно становится образцом для книжников XII—XV вв., которые используют отдельные приемы и стилистические формулы «Слова».

11. «Слово о Законе и Благодати»,, написанное киевским священником Иларионом (будущим митрополитом), как полагает Н. Н. Розов, было впервые произнесено им в 1049 г. в честь завершения строительства киевских оборонительных сооружений [2].

Однако значение «Слова» далеко выходит за рамки жанра торжественных праздничных слов, произносимых в церкви перед верующими. «Слово» Илариона — своего рода церковно-политический трактат, в котором прославляется Русская земля и ее князья.

«Слово» начинается пространным богословским рассуждением. Противопоставляя Ветхий и Новый завет, Иларион проводит мысль, что Ветхий завет — это закон, установленный для одного лишь иудейского народа, тогда как Новый завет — это благодать, распространяющаяся на все без исключения народы, принявшие христианство. Иларион несколько раз возвращается к этой важной для него мысли; для ее подтверждения он раскрывает символику библейских образов, напоминает изречения «отцов церкви», разными доводами и аргументами подкрепляет свой тезис о превосходстве христианства над предназначенным для одного народа иудаизмом, о высоком призвании христианских народов.

Это первая, догматическая часть «Слова» подводит к центральной идее произведения: князь Владимир по собственному побуждению (а не по совету или настоянию греческого духовенства) совершил «великое и дивное» дело — крестил Русь. Владимир — «учитель и наставник» Русской земли, благодаря которому «благодатная вера» и «до нашего языка (народа) русского доиде». Роль Владимира как крестителя Руси вырастает до вселенского масштаба: Владимир «равноумен», «равнохристолюбец» самому Константину Великому, императору «двух Римов» — Восточного и Западного, провозгласившему, согласно церковной традиции, христианство государственной религией в Византии и чрезвычайно почитавшемуся в империи. Равные дела и равные достоинства дают право и на одинаковое почитание. Так Иларион приводит слушателей к мысли о необходимости признать Владимира святым. Он ставит его в один ряд с апостолами Иоанном, Фомой, Марком, которым принадлежит заслуга обращения в христианскую веру различных стран и земель. При этом Иларион стремится прославить могущество Русской земли и подчеркнуть ее авторитет. Фразеологию церковной проповеди порой сменяет фразеология летописной похвалы: предки Владимира — Игорь и Святослав на весь мир прославились мужеством и храбростью, «победами и крепостью»; и правили они не в «неведоме земли», а на Руси, которая «ведома и слышима есть всеми четырьми конци земли». И сам Владимир не только благоверный христианин, но могучий «единодержец земли своей», сумевший покорить соседние страны «овы миром, а непокоривыа мечем».

Третья, заключительная часть «Слова» посвящена Ярославу Мудрому. Иларион изображает его не только как продолжателя духовных заветов Владимира, не только как усердного строителя новых церквей, но и как достойного «наместника. владычества» своего отца. Даже в молитве Иларион не забывает о мирских, политических нуждах Руси: он молит бога «прогнать» врагов, утвердить мир, «укротить» соседние страны, «умудрить бояр», укрепить города. Это гражданственность церковной проповеди хорошо объяснима обстановкой тридцатых — сороковых годов XI в., когда Ярослав всеми средствами добивается независимости русской церкви и русской государственной политики и когда идея равенства Руси в отношениях с Византией (а не подчинения ей) принимала самые острые формы, оказывая влияние даже на церковное строительство; так, например, на Руси строились храмы, одноименные знаменитым константинопольским соборам: Софийский собор в Киеве и Софийский собор в Новгороде, церкви святой Ирины и святого Георгия в Киеве, киевские «Золотые врата» и т. д. Киев по замыслу политиков и зодчих становился как бы соперником Константинополя.

Существует вполне обоснованное мнение, что Илариону принадлежит и первое произведение по русской истории: цикл рассказов о христианизации Руси, с которого, возможно, началось русское летописание; об этом свидетельствуют как будто бы многочисленные текстуальные параллели, содержащиеся в обоих памятниках.

12. «Поучение Владимира Мономаха» в контексте жанра торжественного красноречия.Владимир Всеволодович (1053–1125), прозванный Мономахом по матери, дочери византийского императора Константина Мономаха, выдающийся государственный деятель, с 1113 г. великий киевский князь, много сделавший для упрочения единства Русской земли: прекращения братоубийственных феодальных распрей и борьбы с Половецкой степью.

«Поучение» Владимира Мономаха дошло до нас в единственном списке XIV в., в составе Лаврентьевской летописи, где оно читается под 1096 г.

Первый издатель «Поучения» А.И. Мусин-Пушкин назвал его «Духовной», т. е. завещанием великого князя Владимира Мономаха своим детям. Это, действительно, скорее завещание, чем поучение, и притом не только детям своим. Недаром сам Мономах пишет: «Дети мои или иной

кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться».

В назидание современникам и потомкам Владимир Мономах создал идеальный образ князя, пекущегося о славе и чести Русской земли. Он беспрекословно подчиняется старшему в роду, живет в мире и согласии с равными себе князьями, не притесняя «младших» князей и бояр, по возможности избегая ненужного кровопролития. Таким образом, на первый план в «Поучении» выдвигаются задачи общегосударственного порядка.

Священная обязанность князя – забота о благе своего государства, его единстве, строгое и неукоснительное соблюдение клятв и договоров. Междоусобные распри подрывают экономическое и политическое могущество государства. Только мир приводит к процветанию страны. Поэтому в обязанность правителя входит сохранение мира.

Другая не менее важная обязанность князя, по мнению Мономаха, забота о благе церкви, так как она является верной помощницей правителя. Поэтому ради упрочения своей власти князь должен заботиться о священническом и иноческом чине. Правда, Мономах не рекомендует своим детям спасать свою душу в монастыре, т. е. идти в монахи, он призывает к соблюдению религиозной обрядности, считая, что тремя добрыми делами – покаянием, слезами и милостыней можно «избавиться от греховсвоих».

Князь должен соблюдать все христианские заповеди, заботливо относиться к своим подданным, быть щедрым и справедливым, не давать сильным губить человека, как сам Мономах «бедного смерда и убогую вдовицу не давал в обиду сильным».

Правитель должен быть сам примером высокой нравственности. Основным положительным качеством человека является трудолюбие. Труд в понимании князя – это и воинское дело, и охота, закаляющая мужчину телесно и духовно, это и воспитание в наследниках престола чувства ответственности за судьбу страны.

Основным пороком Мономах считает лень: «Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится». Сам князь предстает в своем «Поучении» человеком необычайно деятельным: «Что надлежало делать отроку моему, то сам делал – на войне и на

охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя». Призывая детей постоянно учиться, он приводит в пример своего отца, который, «дома сидя», выучил пять языков.

Одним из положительных качеств князя является его постоянная забота о приумножении и распространении своего доброго имени. Поэтому необходимо, по мысли Мономаха, пришедшего гостя, простого или знатного, одарить, накормить и напоить, поскольку эти люди, «проходя, про-

славят человека по всем землям, или добрым, или злым».

Кроме общехристианских заветов, «Поучение» включает ряд конкретных советов по управлению хозяйством (за всем в доме необходимо следить самому, не полагаясь на слуг), по поведению в военном походе (не надеясь на воевод, самому устанавливать ночную стражу), по отношению к близким (любить жену, но не давать ей над собою власти).

Владимир Мономах – человек широко образованный, хорошо знающий литературу своего времени. Он свободно владел разными стилями речи. Автобиографическая часть произведения написана просто, языком, близким к разговорному. Для рассуждений этико-философского плана характерен «высокий слог», частое использование библейских цитат. Широкая начитанность помогла Мономаху создать философски обобщенный образ мира, прекрасный в своей целесообразности и гармонии. На этой картине луна и звезды, солнце и «земля на водах положена», «звери различные, и птицы, и рыбы» – «все же это дал бог на пользу людям, в пищу и

на радость». Задача человека – приумножать красоту мира, следуя дорогой добродетели.

«Поучение» Владимира Мономаха вышло за рамки частного документа, сфера которого ограничена одной семьей или домом. Философская глубина размышлений о Боге и человеке, о жизни и смерти, не утратившие своего значения ценные практические советы, поэтическая образность стиля – все это помогло произведению пережить свою эпоху, войти в «золотой фонд» русской и мировой литературы.

13. История открытия и опубликования «Слова о полку Игореве» Самым выдающимся литературным памятником Киевской Руси является, бесспорно, «Слово о полку Игореве».

«Слово о полку Игореве» было открыто собирателем древнерусских рукописей А.И. Мусиным-Пушкиным в начале 90-х гг. XVIII в. Он приобрел у архимандрита Иоиля Быковского, настоятеля упраздненного Екатериной II Спасо-Ярославского монастыря, рукописный сборник, который, по всей вероятности, был написан в XVI в. на северо-западе Руси (в районе Пскова или Новгорода). В состав сборника, кроме «Слова о полку Игореве», входили произведения светского характера: «Хронограф», «Сказание об Индии богатой», «Повесть об Акире Премудром», «Девгениево деяние» и др.

Первое упоминание о находке Мусина-Пушкина сделал в 1792 г. журналист и драматург П.А. Плавильщиков. Очевидно, в 1795–1796 гг. была сделана писарская копия с текста рукописи для Екатерины II. Копия эта затем затерялась в архиве и была обнаружена лишь в 1864 г.

Наконец, в 1800 г. «Слово о полку Игореве» увидело свет: издание вышло в Москве отдельной книгой под названием «Ироическая песнь о походе на половцев удельного князя Новагорода Северскаго Игоря Святославича, писанная старинным русским языком в исходе XII столетия с пе-

реложением на употребляемое ныне наречие». Изданию было предпослано предисловие, содержащее краткую характеристику эпохи и обстоятельств похода князя Игоря. В конце предисловия издатели сообщали о трудностях толкования отдельных выражений памятника, о том, что некоторые места оказались «невразумительными», и просили «всех благонамеренных читателей» сообщить «свои примечания для объяснения сего древнего отрывка российской словесности». Древнерусский текст был напечатан параллельно с русским переводом и сопровождался обстоятельными примечаниями – историческими, географическими и лингвистическими комментариями. Заканчивалось издание памятника генеалогической таб-

лицей русских князей, упоминаемых в «Слове…».

Книга имела успех. Её издание стало большим событием в литературной и культурной жизни русского общества начала XIХ в. С 1800 г. начинается интенсивное изучение памятника, появляются новые переводы древнерусского текста. Но сама рукопись «Слова…» погибла во время московского пожара 1812 г. вместе со всем собранием рукописей Мусина-Пушкина, его библиотекой и музейными коллекциями. В руках исследователей остались лишь печатный текст и выписки, сделанные из рукописи ее первыми издателями. Однако и эти записки отчасти помогают в изучении текста «Слова…».

14. Историческая основа «Слова о полку Игореве»

В основе «Слова о полку Игореве» лежат подлинные исторические факты – поход новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев в конце апреля-начале мая 1185 г.

На территории Руси половцы – кочевники тюркского происхождения – впервые появились еще в 1055 г. С половцами Русь упорно боролась вплоть до начала XIII в. Особенно ожесточенный характер эта борьба приняла во второй половине XII в., когда половцы окончательно захватили

обширную степь, прилегавшую к северным берегам Черного и Азовского морей, и тем самым отрезали Русь от ее восточных рынков.

В 1184 г. великий киевский князь Святослав Всеволодович в союзе с другими князьями разбил половцев, взяв в плен самого половецкого хана Кобяка с сыновьями. Ранней весной 1185 г. Святослав стал готовиться к новому походу в степь. Однако накануне этого задуманного им похода двоюродные братья Святослава – новгород-северский князь Игорь Свяославич с сыном Владимиром из Путивля и племянником Святославом Ольговичем из Рыльска и князь трубчевский и курский Всеволод Святославич – пошли на половцев, рассчитывая только на собственные силы, в надежде, очевидно, опередить Святослава Киевского. Поход закончился страшным разгромом русских войск. Впервые в истории военных столкновений с половцами русские князья были захвачены в плен, а из всего войска в живых остались лишь 16 человек.

14. «Слово о полку Игореве» — величайший памятник мировой литературы. Переписывалось в течение 300 лет. Создан в 12 веке на Киевской Руси. «Слово» было найдено в списке 16 века. Оно входило в состав рукописного сборника, купленного Мусиным-Пушкиным.
Историческая основа:
В основе сюжета «Слова о полку Игореве» лежат подлинные исторические факты. С 1061 года юго-восточные границы Киевского государства начинают подвергаться опустошительным набегам степных кочевников-половцев. Русские князья проводят время в междоусобицах, иногда даже вступая в союз с кочевниками.
В начале 12 века Мономах прогоняет врагов далеко за Дон.
Со смертью Владимира Мономаха усиливается феодальная раздробленность, набеги становятся более частыми
1170 год — съезд южнорусских князей.
1184 год — коалиция разбивает половцев.
Но зато в 1185 году русские войска терпят сильнейшее поражение.
Итак, исторические события, связанные с походом и поражением северских князей — Игоря Святославича, его брата Всеволода, сына Владимира и племянника Святослава Олеговича и легли в основу «Слова о полку Игореве».

Описанию похода Игоря посвящены две дошедшие до нас исторические повести:

1. Лаврентьевская (северорусская). Лаконична и неконкретна, носит лишь религиозно-дидактическую окраску. Приводятся цитаты из «священного писания».

2. Ипатьеская (южнорусская). Подробное описание, трагедия. Человек, который описывал эти события, был сам вовлечён в них. Она не лишена художественности.

Перед нами две различные редакции исторической повести. Зато художественное своеобразие «Слова» особенно ярко раскрывается при его сопоставлении с летописными историческими повестями.
Написано было между 1185 и 1187 годами.

lektsii.org

Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое «СЛОВО (жанр)» в других словарях:

Слово (жанр) — Данные в этой статье приведены по состоянию на конец XIX века (требуется перевод в современные единицы измерения). Вы можете помочь, обновив информацию в статье … Википедия

Слово за слово — Жанр Ток шоу Ведущий(е) Дмитрий Губин, Яна Кудрина, Алексей Шахматов Страна производства … Википедия

СЛОВО — жанр античной, византийской и древнерусской ораторской прозы и письменности (напр., Слово о законе и благодати Илариона, 11 в.) … Большой Энциклопедический словарь

ЖАНР — В литературе, музыке и других искусствах за время их существования сложились различные виды произведений. В литературе это, например, роман, повесть, рассказ; в поэзии поэма, сонет, баллада; в изобразительном искусстве пейзаж, портрет, натюрморт; … Музыкальный словарь

жанр — а, м. genre m. 1. устар. Род. Собирает она <натуральная история> все к к одному царству принадлежащия и .. друг с другом сходные единицы под один вид (espece), сходные виды под один род, (genre), сходные роды под один ряд ( ordre), а… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Слово — жанр византийской и древнерусской церковной письменности и проповеди. В Византии жанр Слова достиг расцвета в IV в. благодаря проповеднической деятельности свв. Григория Назианзина, Василия Великого, Епифания Кипрского и особенно Иоанна… … Православие. Словарь-справочник

Слово — 1. СЛОВО, а; мн. слова, слов, ам и (устар.). словеса, словес, ам; ср. 1. Единица языка, служащая для называния отдельного понятия. Повторить с. Запомнить с. Написать с. Употребить с. Перевести с. Подчеркнуть с. Искать подходящее с. Незнакомое с.… … Энциклопедический словарь

Слово о полку Игореве — «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» лир. эпическая поэма, замечательный памятник художественной литературы древней Руси (XIIв.). «С. о п. И.» было открыто в составе рукописного сборника, найденного в Ярославском Спасском монастыре А.И.Мусиным Пушкиным в 1795 … Литературная энциклопедия

Слово для защиты (фильм) — Слово для защиты Жанр Драма Режиссёр Вадим Абдрашитов Автор сценария Александр Миндадзе В главны … Википедия

Слово женщине — Жанр мелодрама Создатель Валентина Шевяхова В главных ролях Лариса Саванкова Александр Песков Анна Лутцева Страна … Википедия

dic.academic.ru