Управления безопасности судов

Система управления безопасностью

Анализ аварийности мирового судоходства показывает, что почти 80% аварийных случаев связаны с «человеческим фактором», т. е. с ошибками, нарушениями норм и правил со стороны лиц судового экипажа. Международная морская организация (IMO) 04 ноября 1993 года приняла Резолюцию А.741(18) «Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ)» с включением в международный кодекс СОЛАС – 74 главы IX «Управление безопасной эксплуатацией судов». Кодекс учреждает свод международных стандартов (правил и норм), целью которых является обеспечение безопасности на море, предотвращение несчастных случаев, избежание причинения ущерба окружающей среде и имуществу. В соответствии с Кодексом каждая судоходная компания должна разработать и ввести в действие систему управления безопасностью (СУБ). Задача СУБ – так построить процедуры управления судном, чтобы максимально снизить вероятность появления ошибок, устранить влияние «человеческого фактора». Система управления безопасностью — это структурированная и документированная система, позволяющая персоналу компании и членам экипажей судов эффективно проводить политику в области безопасности мореплавания и защиты окружающей среды через:

– ПРОЦЕДУРЫ кто и что делает;
– ИНСТРУКЦИИ что и как делать;
– ОТВЕТСТВЕННОСТЬ кто это делает;
– ПОЛНОМОЧИЯ кто регулирует.

СУБ компании определяется ее политикой. Политика компании – это документ, определяющий цели и задачи компании, а также методы и средства достижения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды:
– БЕЗОПАСНОСТЬ
– КАЧЕСТВО
– ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИ
Политику компании должны знать и разделять все должностные лица компании, причастные к управлению безопасностью, капитаны и экипажи судов.
Основным документом СУБ компании является Руководство по управлению безопасностью (Safety Management Manual), которое описывает:
– цели, принципы, механизмы действия и структуру системы;
– назначение, задачи и взаимодействие структурных подразделений;
– обязанности, полномочия и ответственность персонала;
состав документов, регламентирующих деятельность системы, их исполнение и ведение.

Ответственность, полномочия и взаимодействия всего персонала судов и береговых подразделений должны быть четко определены и доведены до каждого.
По каждому направлению политики компании создаются конкретные Руководства, которые впоследствии корректируются в процессе анализа, оценки, пересмотра Политики. Каждое Руководство должно содержать ясные инструкции.
Для критических и аварийных операций должны быть разработаны специальные процедуры, инструкции, требования к персоналу, планы оперативных мер.
Документальное обеспечение готовности судового экипажа к аварийным ситуациям указывается в:
– Руководстве по действиям в аварийных ситуациях на судне (Emergency Procedures Manual);
– расписании по тревогам;
– судовой аварийной папке;
– судовом плане оперативных чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением моря (Shipboard Oil Pollution Emergency Plan – SOPEP);
– аварийных контрольных листах рекомендуемых действий (Emergency Check Lists).
Система планов действий в чрезвычайных ситуациях должна содержать указания для судового персонала в случаях: судно на ходу; ошвартовано к причалу;
стоит на якоре; ведение грузовых операций.

seaspirit.ru

Система управления безопасностью

Международная морская организация (IMO) 04 ноября 1993 года приняла Резолюцию А.741(18) «Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ)» с включением в международный кодекс СОЛАС – 74 главы IX «Управление безопасной эксплуатацией судов».

По данным ИМО, около 80% всех аварийных случаев с судами мирового флота связаны с «человеческим фактором», т. е. с ошибками, нарушениями норм и правил со стороны лиц судового экипажа.

Кодекс учреждает свод международных стандартов (правил и норм), целью которых является обеспечение безопасности на море, предотвращение несчастных случаев, избежание причинения ущерба окружающей среде и имуществу.

В соответствии с Кодексом каждая судоходная компания должна разработать и ввести в действие систему управления безопасностью (СУБ).

Система управления безопасностью — это структурированная и документированная система, позволяющая персоналу компании и ее судов эффективно проводить политику в области безопасности мореплавания и защиты окружающей среды через:

ПРОЦЕДУРЫ кто и что делает;

ИНСТРУКЦИИ что и как делать;

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ кто это делает;

ПОЛНОМОЧИЯ кто регулирует.

Задача СУБ – так построить процедуры управления, чтобы максимально снизить вероятность появления ошибок, устранить влияние «человеческого фактора».

Основным нормативно-правовым документом СУБ компании является Руководство по управлению безопасностью (Safety Management Manual), которое описывает:

цели, принципы, механизмы действия и структуру системы;

назначение, задачи и взаимодействие структурных подразделений;

обязанности, полномочия и ответственность персонала;

состав документов, регламентирующих деятельность системы, их исполнение и ведение.

Отсутствие сертификации по СУБ автоматически переводит судоходную компанию в разряд аутсайдеров. Она выпадает из международного судоходства,так как не подтвердила качество своих услуг и соответствие стандартам безопасности.

Администрация — означает правительство страны, под флагом которого судно имеет право плавания.

Признанная организация — организация, которой Администрация делегировала свои функции в СУБ (в России – Регистр судоходства).

Заявитель — компания, судно или организация, обратившаяся с заявкой на получение Документа о соответствии СУБ.

Компания — означает владельца судна или любую другую организацию или лицо, которые приняли на себя ответственность за эксплуатацию судна от судовладельца и которые при этом согласились принять на себя все обязанности и всю ответственность, возложенные Кодексом.

Освидетельствование — проверка для определения, соответствуют ли деятельность компании или судна требованиям МКУБ.

Документ о соответствии (Document of Compliance) — свидетельство, выдаваемое Администрацией или организацией, действующей по поручению Администрации, компании в удостоверение того, что она отвечает требованиям МКУБ.

Свидетельство об управлении безопасностью (Safety Management Сertificate) — свидетельство, выдаваемое Администрацией или организацией, действующей по поручению Администрации, судну в подтверждение того, что компания и управление на ее судне действуют в соответствии с требованиями МКУБ.

Наставление по управлению безопасностью (Safety Management Manual) — документ компании, содержащий описание и задействование СУБ компании и ее судов.

Аудиторская проверка СУБ — означает систематическое и независимое обследование, позволяющее определить, отвечает ли деятельность СУБ и ее результаты запланированным мерам,внедрены ли эти меры эффективно и являются ли они подходящими для достижения целей.

Наблюдение — означает зарегистрированный факт, выявленный в ходе аудиторской проверки СУБ и подкрепленный объективным доказательством.

Несоответствие — невыполнение требований, определенных СУБ, которые не требуют немедленного вмешательства.

Существенное несоответствие — существенное отклонение от требований СУБ, влекущее серьезную угрозу персоналу или безопасности судна или серьезный риск для окружающей среды и требующее немедленного устранения.

Процедура — документально оформленный письменный документ,который описывает специфическую работу и определяет ответственность и методы ожидаемого результата.

Рабочая инструкция — инструкция на рабочем месте, которая объясняет выполнение необходимых действий (как управлять оборудованием, механизмом).

seaman-sea.ru

Система управления безопасностью судов: основные нормативные требования

Многочисленные исследования показывают, что большое количество аварий морских и речных судов происходит из-за воздействия человеческого фактора, то есть вследствие ошибок, допущенных при управлении судном. С целью обеспечения безопасности жизни людей, участвующих в морском транспортном процессе, а также нормальных условий жизнедеятельности экипажа, международные организации приняли несколько конвекций, контроль над исполнением которых возложен в первую очередь на государство. В 2012 году Российской Федерацией был принят Закон, согласно которому все компании-судовладельцы, чья деятельность подлежит государственной регистрации, обязаны внедрять комплекс установленных защитных мер при эксплуатации судов. Он должен быть разработан в соответствии с системой управления безопасностью судов на ВВП, в обязательном порядке включающей охрану природной среды от загрязнения.

Что входит в комплекс безопасности судов?

Систему управления безопасностью судов составляют следующие направления деятельности:

  • Обеспечение охраны природной среды согласно разработанным нормативным документам;
  • Определение полномочий и назначение ответственных лиц за безопасную работу судов;
  • Организацию безопасности здоровья и жизни людей;
  • Инструктажи по технике безопасности и правилам безопасной деятельности судов.

Комплекс мер, направленный на обеспечение безопасности всех участников дорожного движения на ВВП, включает в себя такие процессы:

  • Подготовку к возникновению возможных чрезвычайных ситуаций и вариантов их устранения;
  • Сообщение о происшествиях и несоответствии государственным стандартам безопасности;
  • Определение способов взаимосвязи между береговыми и судовыми работниками;
  • Организацию систематического контроля над применением СУБ судна.

Следует отметить, что все без исключения компании-судовладельцы обязаны пройти предусмотренные законодательством процедуры лицензирования и сертификации. Таким же требованиям должна соответствовать система управления безопасностью полетов.

Основные положения системы обеспечения безопасности судов

Известно, что главным ответственным лицом за организацию СУБ судна является его капитан. При первой эксплуатации судна, оно проходит осмотр, на основании которого выдается специальное Свидетельство об управлении безопасностью. Каждые пять лет освидетельствование судна проходит повторно и это подтверждается документально. Оригинал свидетельства должен храниться в главном офисе компании.

Освидетельствование осуществляют уполномоченные организации, которые проверяют не только правильность внедрения судовой СУБ, но и знания экипажем инструкций по надежной и неопасной эксплуатации судов, а также сохранению окружающей среды.

На видео – о безопасности судов:

СУБ судна на ВВП должна обеспечивать качественное и бесперебойное функционирование всех приборов и систем, отвечающих за безопасную эксплуатацию судна. Для этого должны быть выполнены такие условия:

  • Наличие всех действительных судовых свидетельств;
  • В случае перевозки товара любого типа необходимо иметь пакет документов, включающий разрешение на перевозку;
  • Осуществление страхования или другого финансового обеспечения гражданской ответственности в случае загрязнения окружающей среды;
  • Сертификация и маркировка всех механизмов, применяемых для крепления груза;
  • Обязательное ведение предусмотренных судовых журналов;
  • Наличие описаний технических характеристик всех приборов, а также инструкций по их эксплуатации и отчетов по проверкам, ремонту и уходу;
  • В случае выполнения ремонтных работ ответственных устройств и приспособлений (например, трапов, ограждений и др.), перед сдачей их в эксплуатацию следует провести испытательные работы и составить судовой акт с подписью капитана.

Какие требования к экипажу судна предусмотрены СУБ?

СУБ судна на ВВП включает определенные требования к экипажу:

  • Все работники судна должны иметь специализированные дипломы;
  • Каждый экипаж обязательно должен включать дипломированного специалиста по спасательным плотам и шлюпкам;
  • К работе допускаются только те лица, которые имеют соответствующую квалификацию для обслуживания механизмов, предупреждающих загрязнение окружающей среды;
  • Все лица, работающие на судне, обязаны проходить курсы повышения квалификации в предусмотренные сроки, в том числе и по медицинской подготовке;
  • Вахтенные механики обязаны знать основные положения государственных документов по сохранению окружающей среды.

Также со всеми членами экипажа должны проводиться учебные тренировки, сборы, тревоги, а их результаты записываются в судовой журнал.

На видео – больше информации о безопасности судов:

На что следует обратить внимание при организации СУБ?

Существуют специализированные компании, которые оказывают методическую помощь по внедрению и поддержке СУБ судна на ВВП. Они предлагают такие услуги:

  • Разработку пакета документов по СУБ для судов и береговых подразделений;
  • Методическую поддержку при организации комплекса управления безопасностью судов;
  • Подготовку и обучение персонала (судового и берегового) по вопросам СУБ судна;
  • Методическую помощь в период сертификации;
  • Консультационное сопровождение в период применения СУБ судна на ВВП.

camafon.ru

Система управления безопасностью полетов (СУБП)

Внедрение принципов управления безопасностью полетов в гражданской авиации

Начиная с 2001 года, положения об управлении безопасностью полетов постепенно включались ИКАО в различные Приложения к Конвенции о международной гражданской авиации.

Во исполнение рекомендации 2/5 Конференции высокого уровня по безопасности полетов 2010 года (HLSC/2010) Совет ИКАО поддержал разработку нового Приложения к Конвенции о международной гражданской авиации, сводящего воедино всеобъемлющие положения об управлении безопасностью полетов из Приложения 1 «Выдача свидетельств авиационному персоналу», Приложения 6 «Эксплуатация воздушных судов», Приложения 8 «Летная годность воздушных судов», Приложения 11 «Обслуживание воздушного движения», Приложения 13 «Расследование авиационных происшествий и инцидентов» и Приложения 14 «Аэродромы».

25 февраля 2013 года Совет ИКАО единогласно принял Международные стандарты и Рекомендуемую практику «Управление безопасностью полетов» (Приложение 19 к Конвенции о международной гражданской авиации) с датой начала применения 14 ноября 2013 года.

Приложение 19 устанавливает следующие основные термины:

Безопасность полетов. Состояние, при котором риски, связанные с авиационной деятельностью, относящейся к эксплуатации воздушных судов или непосредственно обеспечивающей такую эксплуатацию, снижены до приемлемого уровня и контролируются.

Система управления безопасностью полетов (СУБП). Системный подход к управлению безопасностью полетов, включая необходимую организационную структуру, иерархию ответственности, руководящие принципы и процедуры.

Требования к системе управления безопасностью полетов поставщика услуг

В Российской Федерации системный подход к управлению безопасностью полетов обеспечивается посредством:

  • структуры и функций федеральных органов исполнительной власти;
  • Воздушного кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 24.1 который устанавливает, что реализация государственной системы управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов обеспечивается в Российской Федерации в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации;
  • Правил разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов, а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2014

№ 1215 (далее – Правила разработки и применения СУБП).

Дальнейшее развитие требований Воздушного кодекса Российской Федерации и Правила разработки и применения СУБП содержится в следующих федеральных авиационных правилах:

1). Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки:

требования пунктов 5.5-5.8, 5.12 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128;

2). Для юридических лиц, осуществляющих техническое обслуживание гражданских воздушных судов:

требования пункта 63 Федеральных авиационных правил «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим техническое обслуживание гражданских воздушных судов». Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих техническое обслуживание гражданских воздушных судов, требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2015 № 285.

3). Для поставщиков услуг, осуществляющих аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов:

требования Главы XII Обеспечение безопасности полетов при обслуживании воздушного движения Федеральных авиационных правил «Организация воздушного движения в Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 25.11.2011 № 293;

4). Для операторов сертифицированных аэродромов гражданской авиации:

требования пунктов 57, 63 и раздела 5.2 пункта 61 Федеральных авиационных правил

5). Для образовательных учреждений, осуществляющих подготовку пилотов гражданских воздушных судов:

правил», утвержденных приказом Минтранса России от 29.09.2015 № 289.

© 2010 – 2018 Официальный Интернет-ресурс Федерального агентства воздушного транспорта

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации

favt.ru

Статья 34.1. Система управления безопасностью судов

(введена Федеральным законом от 28.07.2012 N 131-ФЗ)

1. Судовладельцы в отношении судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, прогулочных судов и спортивных парусных судов, должны разработать и применять систему управления безопасностью судов (далее — система управления безопасностью), под которой понимается совокупность документированных мер, необходимых для эффективного выполнения судами требований в области обеспечения безопасности судоходства и предотвращения загрязнения окружающей среды, действий работников судовладельцев, включая членов экипажей судов, в случае возникновения связанных с судами опасности, аварийных ситуаций и включающих в себя:

1) инструкции работникам судовладельца по обеспечению безопасной эксплуатации судов и предотвращению загрязнения окружающей среды в соответствии с требованиями настоящего Кодекса;

2) документы, устанавливающие полномочия и взаимоотношения работников судовладельца, осуществляющих управление эксплуатацией судов, в части обеспечения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды;

3) документ, устанавливающий полномочия и взаимодействие членов экипажей судов владельца в части обеспечения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды;

4) способы связи между работниками судовладельца и экипажем судна;

5) порядок передачи экипажем судна сообщений об авариях, о фактах несоблюдения требований законодательства и (или) требований, установленных судовладельцем;

6) порядок действий членов экипажа судна и других работников судовладельца в случае возникновения аварийных ситуаций;

7) документы, устанавливающие обязанности капитана судна в отношении:

обеспечения безопасной эксплуатации судна экипажем судна;

издания необходимых приказов и инструкций в целях обеспечения безопасной эксплуатации судна;

проверки выполнения экипажем судна требований безопасной эксплуатации судна;

своевременной передачи сообщений судовладельцу о недостатках системы управления безопасностью;

8) документы, подтверждающие полномочия капитана судна, в том числе исключительные полномочия и ответственность в отношении сохранения жизни, здоровья людей, обеспечения безопасной эксплуатации судна и предотвращения загрязнения окружающей среды;

9) программы учений экипажа судна по действиям в условиях аварийной ситуации;

10) порядок ознакомления членов экипажа судна, принятых на работу или назначенных на судно, со своими обязанностями до выхода судна в рейс;

11) порядок ознакомления работников судовладельцев при приеме на работу и переводе на другую работу с возложенными на них обязанностями в части обеспечения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды;

12) порядок планирования рейса судна и обеспечения безопасности его плавания;

13) меры по обеспечению надежности механизмов, устройств, оборудования судов, в том числе регулярные проверки механизмов, устройств, оборудования, которые не используются постоянно;

14) порядок проведения проверок эффективности системы управления безопасностью и при необходимости ее пересмотра.

2. Правила разработки и применения системы управления безопасностью утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

3. Судовладелец должен назначить работника или работников (не из членов экипажей судов), ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов и осуществление связи между судовладельцем и находящимися на судах лицами. Профессиональные и квалификационные требования, требования к профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию, аттестации лиц, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов, устанавливаются правилами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. К полномочиям таких лиц относятся контроль за соблюдением работниками судовладельца требований в области безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды, обеспечение надлежащего выполнения требований безопасной эксплуатации судов.

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

4. Судовладелец должен обеспечить:

1) соответствие капитана судна профессиональным и квалификационным требованиям в зависимости от района эксплуатации судна и его типа;

2) ознакомление капитана судна с системой управления безопасностью;

3) безопасное выполнение капитаном судна своих обязанностей.

5. Эксплуатация судна должна осуществляться судовладельцем, имеющим документ о соответствии разработанной и применяемой им системы управления безопасностью требованиям настоящей статьи (далее — документ о соответствии). Документ о соответствии выдается судовладельцу организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, после проверки выполнения им требований настоящей статьи, проводимой в соответствии с правилами, указанными в пункте 2 настоящей статьи.

Максимальный срок действия документа о соответствии не может превышать пять лет при условии проведения промежуточного освидетельствования судна в период между вторым и третьим годами действия выданного документа о соответствии.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

6. Судовое свидетельство об управлении безопасностью выдается организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, судну (за исключением судна, эксплуатируемого без экипажа) в подтверждение того, что система управления безопасностью, разработанная судовладельцем в соответствии с требованиями настоящей статьи, применяется на судне надлежащим образом. Проверки применения на судне системы управления безопасностью осуществляются по заявкам судовладельца в целях выдачи судового свидетельства об управлении безопасностью или его ежегодного подтверждения организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, в соответствии с правилами, указанными в пункте 2 настоящей статьи.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

7. Для судов, эксплуатируемых без экипажа, требования подпунктов 3 — 10 пункта 1, пункта 6 настоящей статьи не применяются. В отношении несамоходных судов, эксплуатируемых с экипажами, требования подпунктов 1 — 3, 7 — 11, 13 пункта 1 и пункта 4 настоящей статьи не применяются.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

8. Если судно имеет свидетельство об управлении безопасностью, судовладелец имеет документ о соответствии в отношении этого судна и данные документы выданы в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации, требования настоящей статьи считаются исполненными судовладельцем в полном объеме.

ipipip.ru