Отзывы на роман преступление и наказание

Достоевский написал свой роман «Преступление и наказание» после каторги. Именно в это время убеждения Федора Михайловича приняли религиозную окраску. Обличение несправедливого общественного устройства, поиски правды, мечта о счастье для всего человечества сочетались в этот период в его характере с неверием в то, что мир можно переделать насильно. Писатель был убежден в том, что зла невозможно избежать ни при каком устройстве общества. Он считал, что оно исходит из человеческой души. Федор Михайлович поднимал вопрос о необходимости нравственного усовершенствования всех людей. Поэтому он решил обратиться к религии.

Соня Мармеладова и Родион Раскольников — два главных героя произведения. Они представляют собой как будто два встречных потока. Идейную часть «Преступления и наказания» составляют их мировоззрения. Сонечка Мармеладова является нравственным идеалом писателя. Это носитель веры, надежды, сочувствия, любви, понимания и нежности. По мнению Достоевского, именно таким должен быть каждый человек. Эта девушка является олицетворением правды. Она считала, что у всех людей есть равное право на жизнь. Сонечка Мармеладова была твердо убеждена в том, что путем преступления нельзя добиться счастья — ни чужого, ни своего. Грех всегда остается грехом. Неважно, кто совершил его и во имя чего.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова существуют в разных мирах. Подобно двум противоположным полюсам, эти герои не могут друг без друга. Идея бунта воплощена в Родионе, тогда как Сонечка Мармеладова олицетворяет смирение. Это глубоко верующая высоконравственная девушка. Она верит в то, что в жизни есть глубокий внутренний смысл. Идеи Родиона о том, что все существующее бессмысленно, ей непонятны. Во всем Сонечка Мармеладова видит божественное предопределение. Она считает, что ничего не зависит от человека. Истина этой героини — бог, смирение, любовь. Для нее смысл жизни — великая сила сочувствия и сострадания к людям.

Раскольников же беспощадно и страстно судит мир. Он не может мириться с несправедливостью. Именно отсюда проистекает его преступление и душевные мучения в произведении «Преступление и наказание». Сонечка Мармеладова, подобно Родиону, тоже переступает через себя, однако она делает это совсем не так, как Раскольников. Героиня приносит себя в жертву другим людям, а не убивает их. В этом автор воплотил идею о том, что у человека нет права на личное, эгоистическое счастье. Необходимо учиться терпению. Достичь истинного счастья можно лишь через страдание.

Согласно мысли Федора Михайловича, человеку необходимо ощущать ответственность не только за свои поступки, но и за любое зло, творимое в мире. Именно поэтому Соня чувствует, что в преступлении, совершенном Родионом, есть и ее вина. Она принимает поступок этого героя близко к сердцу и разделяет его нелегкую судьбу. Раскольников решается открыть свою страшную тайну именно этой героине. Ее любовь возрождает его. Она воскрешает Родиона к новой жизни.

Образ Сонечки Мармеладовой является воплощением лучших человеческих качеств: любви, веры, жертвенности и целомудрия. Даже будучи окруженной пороками, вынужденная отдать в жертву собственное достоинство, эта девушка сохраняет чистоту своей души. Она не теряет веру в то, что в комфорте нет счастья. Соня говорит, что «человек не родится для счастья». Оно покупается страданием, его надо заслужить. Падшая женщина Соня, загубившая свою душу, оказывается «человеком высокого духа». Эту героиню можно поставить в один «разряд» с Родионом. Однако она осуждает Раскольникова за презрение к людям. Его «бунта» Соня не может принять. А ведь герою казалось, что его топор был поднят и во имя нее.

По мысли Федора Михайловича, эта героиня воплощает русскую стихию, народное начало: смирение и терпение, любовь к богу и к человеку. Столкновение Сони и Родиона, их противоположные мировоззрения являются отражением внутренних противоречий писателя, тревоживших его душу.

Соня надеется на чудо, на бога. Родион же убежден в том, что бога нет, а чуда ждать бессмысленно. Этот герой раскрывает перед девушкой тщетность ее иллюзий. Раскольников говорит о том, что ее сострадание бесполезно, а ее жертвы безрезультатны. Вовсе не из-за позорной профессии является грешницей Сонечка Мармеладова. Характеристика этой героини, данная Раскольниковым во время столкновения, не выдерживает никакой критики. Он считает, что ее подвиг и жертвы напрасны, однако в конце произведения именно эта героиня возрождает его к жизни.

Загнанная жизнью в безвыходное положение, девушка пытается предпринять что-то и перед лицом смерти. Она, подобно Родиону, действует согласно закону свободного выбора. Однако, в отличие от него, она не потеряла веру в человечество, что отмечает Достоевский. Сонечка Мармеладова — героиня, которой не нужно примеров, чтобы понять, что люди добры по своей природе и заслуживают самой светлой доли. Именно она, и только она, способна сострадать Родиону, поскольку ее не смущает ни уродливость его социальной судьбы, ни физическое уродство. Соня Мармеладова проникает в суть души через ее «коросту». Она не спешит никого осуждать. Девушка понимает, что за внешним злом всегда таятся непонятные или неизвестные причины, которые привели ко злу Свидригайлова и Раскольникова.

Эта девушка стоит вне законов мира, терзающего ее. Ее не интересуют деньги. Она по собственной воле, желая прокормить свою семью, пошла на панель. И именно по своей несокрушимой и твердой воле она не покончила жизнь самоубийством. Когда перед девушкой встал этот вопрос, она тщательно обдумала его и выбрала ответ. В ее положении самоубийство было бы эгоистическим поступком. Благодаря ему она была бы избавлена от мучений и позора. Самоубийство вытащило бы ее из «зловонной ямы». Однако мысль о семье не позволила ей решиться на этот шаг. Мера решимости и воли у Мармеладовой намного выше, чем предполагал Раскольников. Для того чтобы отказаться от самоубийства, ей необходимо было больше стойкости, чем для того, чтобы совершить этот поступок.

Разврат для этой девушки был горше смерти. Однако смирение исключает самоубийство. В этом раскрывается вся сила характера этой героини.

Если определить одним словом натуру этой девушки, то слово это — любящая. Любовь к ближнему у нее была деятельной. Соня умела отзываться на боль другого человека. Это особенно проявилось в эпизоде признания Родиона в убийстве. Это качество делает ее образ «идеальным». Приговор в романе произносится автором с позиций этого идеала. Федор Достоевский в образе своей героини представил пример всепрощающей, всеобъемлющей любви. Она не знает зависти, не хочет ничего взамен. Эту любовь даже можно назвать невысказанной, ведь девушка никогда не говорит о ней. Однако это чувство переполняет ее. Только в форме поступков оно выходит наружу, но никогда не в форме слов. Безмолвная любовь становится от этого только прекраснее. Перед ней преклоняется даже отчаявшийся Мармеладов.

Перед девушкой падает ниц и сумасшедшая Катерина Ивановна. Даже Свидригайлов, этот вечный развратник, уважает за нее Соню. Не говоря о Родионе Раскольникове. Этого героя ее любовь исцелила и спасла.

Автор произведения путем размышлений и нравственных исканий пришел к мысли о том, что любой человек, обретающий Бога, по-новому смотрит на мир. Он начинает переосмысливать его. Именно поэтому в эпилоге, когда описывается нравственное воскрешение Родиона, Федор Михайлович пишет, что «начинается новая история». Любовь Сонечки Мармеладовой и Раскольникова, описанная в конце произведения, — самая светлая часть романа.

Достоевский, справедливо осудив Родиона за его бунт, оставляет победу за Соней. Именно в ней он видит высшую правду. Автор хочет показать, что страдание очищает, что оно лучше, чем насилие. Вероятнее всего, в наше время была бы изгоем Сонечка Мармеладова. Образ в романе этой героини слишком далек от норм поведения, принятых в обществе. И далеко не каждый Родион Раскольников будет сегодня страдать и мучиться. Однако до тех пор, пока «мир стоит», всегда живы и будут жить душа человека и его совесть. В этом и состоит бессмертный смысл романа Достоевского, которого по праву считают великим писателем-психологом.

fb.ru

Достоевский Федор Михайлович (30.10.1821 — 28.01.1881) — великий русский писатель.

Он рос в довольно суровой обстановке, над которой витал угрюмый дух отца — человека «нервного, раздражительно-самолюбивого», вечно занятого заботой о благосостоянии семьи. Отец был хирургом в госпитале для бедных; перед выходом в отставку он получил дворянский титул и уехал жить в деревню, в свое поместье. Натура развратная и очень жестокая, особенно в старости, он дошёл до того, что возмущённые крепостные крестьяне зверски убили его. Дети (их было 7; Федор — второй сын) воспитывались в страхе и повиновении, по традициям старины, проводя большую часть времени на глазах родителей.

Живость темперамента, самостоятельность характера, необыкновенная отзывчивость — все эти черты проявлялись у Достоевского уже в раннем детстве. Учиться Достоевский начал довольно рано; азбуке его научила мать.

16 лет Достоевский лишился матери и вскоре был определен в инженерное училище. Он не мог мириться с казарменным духом, царившим в школе, мало интересовался и предметами преподавания; с товарищами не сходился, жил уединенно, приобрел репутацию «нелюдимого чудака». Он весь уходит в литературу, много читает, еще больше думает.

Достоевский был принят в кружок Белинского, как один из равных, часто посещал его, и тогда, должно быть, окончательно укрепились в нем социально-гуманические идеалы, которые столь страстно проповедывал Белинский. Хорошие отношения Достоевского с кружком очень скоро испортились. Члены кружка не умели щадить его болезненного самолюбия и часто над ним посмеивались. С Белинским он еще продолжал встречаться, но его очень обижали плохие отзывы о последующих его произведениях, которые Белинский называл «нервической чепухой». Успех «Бедных людей» повлиял на Достоевского крайне возбуждающе. Он работает нервно и страстно, хватается за множество тем, мечтая «заткнуть за пояс» и самого себя, и всех других. До ареста в 1849 г.

Годы заключения абсолютно перевернули его взгляд на мир. В период с 1860 по 1866 гг. работа с братом в собственном журнале, романы «Записки из мёртвого дома», «Униженные и оскорбленные», «Зимние заметки о летних впечатлениях» и «Записки из подполья» — можно сказать, что настоящий Достоевский рождается из этого произведения. Поездки за границу со своей возлюбленной Аполлинарией Сусловой (жестокий роман с которой длится 3 года), разорительная игра в рулетку, постоянные попытки добыть денег и в то же время — смерть жены и брата, долги которого он берет на себя. Это время открытия им для себя Запада и возникновения ненависти к нему.

В безвыходном материальном положении Достоевский пишет главы «Преступления и наказания», посылая их прямо в журнальный набор, и они печатаются из номера в номер. В это же время он обязан написать «Игрока», на что у него попросту не хватает физических сил. По совету друзей Достоевский берет молодую стенографистку, которая легко справляется с непосильной задачей, и «Игрок» готов через месяц. Роман «Преступление и наказание» закончен и оплачен очень хорошо, но чтоб этих денег у него не отобрали кредиторы, писатель уезжает за границу со своей помощницей Анной Григорьевной, ставшей его новой женой. Впервые в жизни Достоевскому действительно по-настоящему повезло. Эта женщина постепенно устроила ему нормальную жизнь, взяла на свои плечи все экономические заботы, и с 1871 г. он навсегда бросает рулетку. В 1867 г. написан роман «Идиот».

Последние годы жизни невероятно плодотворны: 1871 — «Бесы», 1873 — начало «Дневника писателя» (серия фельетонов, очерков, полемических заметок и страстных публицистических заметок на злобу дня), 1874 — «Подросток», 1876 — «Кроткая», 1879 — «Братья Карамазовы». В это же время два события стали значительными для Достоевского. В 1878 г. император Александр II пригласил к себе писателя, чтобы представить его своей семье, и в 1880 г., всего лишь за год до смерти, Достоевский произнес знаменитую речь на открытии памятника Пушкину в Москве. Это, наконец, настоящий триумф. Он уверен, что теперь является первым писателем в России и победил-таки графа Льва Толстого.

«Белые ночи» — одно из самых поэтичных произведений Ф.М.Достоевского. Главный герой повести — одинокий благородный мечтатель. Безответно влюбившись в Настеньку, случайную, знакомую в городе белых ночей, он помогает ей обрести счастье с другим — с тем, кого любит она.

Роман, в котором творческие принципы Достоевского воплощаются в полной мере, а удивительное владение сюжетом достигает подлинного расцвета. Яркая и почти болезненно талантливая история несчастного князя Мышкина, неистового Парфена Рогожина и отчаявшейся Настасьи Филипповны, много раз экранизированная и поставленная на сцене, и сейчас завораживает читателя.

Уникальная книга гения. С одной стороны, это просто переписка двух молодых людей, поставленных в непростые жизненные обстоятельства, с другой — феноменальный рассказ о том, что такое вообще человек, из каких мелочей он сделан и как, собственно, можно им остаться в мире, под «бедных людей» абсолютно не приспособленном. А еще это пронзительная история романтической страсти, подверженной всевозможным ударам и случайностям, — побеждающей, несмотря ни на что.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Уже были написаны «Записки из Мертвого дома», «Записки из подполья», «Преступление и наказание», «Идиот», а Достоевский все еще испытывал острое чувство неудовлетворенности и, по собственному признанию, только подбирался к главному своему произведению, перед которым вся «прежняя литературная карьера — была только дрянь и введение».

Однако в политической жизни России случилось нечто, заставившее Достоевского изменить свои литературные планы и приступить к созданию романа с вызывающим и символичным названием «Бесы». Спиралеобразное развитие истории вообще и российской истории в частности позволяет думать, что роман Достоевского «Бесы» будет интересен новым поколениям читателей не только как шедевр классической литературы.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Самый сложный, самый многоуровневый и неоднозначный из романов Достоевского, который критики считали то «интеллектуальным детективом», то «ранним постмодернизмом», то — «лучшим из произведений о загадочной русской душе». Роман, легший в основу десятков экранизаций — от предельно точных до самых отвлеченных, — но не утративший своей духовной силы.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

«Вечный муж» — классический любовный треугольник. Тонкий психолог, Достоевский виртуозно анализирует поступки людей, проникая в самые потаенные уголки человеческой души.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

В повести «Двойник» (1846) Достоевским дан глубокий психологический анализ расколотого сознания, анализ, предвещающий великие романы писателя. Повесть «Двойник» во многом связана с художественным миром и поэтикой гоголевских петербургских повестей. Можно сказать, что фантастический и непостижимый Петербург романов Достоевского берет начало в этой повести. Не случайно ведь повесть имеет подзаголовок «Петербургская поэма».

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

В настоящее издание вошла главная идеологическая книга Ф. М. Достоевского «Дневник писателя», в которой великий русский мыслитель размышляет над судьбами России и мира.

За десятилетия до ХХ века он предсказывает грядущие революции и указывает их источник — бунт антихриста против Христа, дьявола и его слуг иудеев против Бога. Социализм и капитализм — выражение общего иудейско-сатанинского идеала «вожделений избранного народа», замаскированных лукавством дьявола, искушавшего в пустыне Христа своими соблазнами хлеба земного и чувственных наслаждений.

После 1917 года за чтение этой книги расстреливали. На многие десятилетия она была запрещена.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

В основу «Записок из Мертвого дома» (1861-1862) легли впечатления от лет, проведенных Ф.М.Достоевским на каторге за участие в деле петрашевцев.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

«Записки из подполья» — увертюра Достоевского к его пятикнижию; в повести нашли свое выражение великие прозрения художника-мыслителя; здесь впервые в русской литературе сформулированы основы философии экзистенциализма. «Записки из подполья» — повесть точно поставленных вопросов и точно найденных интонаций. Боль пронизывает слово героя, оно бьется в стремительных перепадах его настроений, в бесконечных волнениях, в тягостных переживаниях и в неразрешимых тупиках.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Это — «Игрок». Произведение жесткое до жестокости, нервное до неровности и искреннее — уже до душевной обнаженности. Это — своеобразная «история обыкновенного безумия» по-достоевски. История азарта, ставшего для человека уже не смыслом игры и даже не смыслом жизни, но — единственной, экзистенциальной сутью бытия. Это — «Игрок».И это — возможно, единственная «автобиографическая» книга Достоевского.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

«Неточка Незванова» — повесть, написанная вскоре после «Белых ночей». Но в отличие от поэтических, хрупких ощущений города у героя «Белых ночей» здесь романтически заостренные петербургские контрасты, болезненно вошедшие в душу ребенка — девочки, превратившие ее жизнь в «странный, фантастический» «хаос», когда ее детское воображение не в силах справиться с реальностью этих контрастов.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

В романе «Подросток» Ф.М. Достоевский обрисовал сложный умственный и нравственный путь развития русского юноши из общественных низов, рано узнавшего изнанку жизни, страдающего от всеобщего «беспорядка» и социального «неблагообразия».

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

«Преступление и наказание» (1866) — роман об одном преступлении. Двойное убийство, совершенное бедным студентом из-за денег. Трудно найти фабулу проще, но интеллектуальное и душевное потрясение, которое производит роман, — неизгладимо. В чем здесь загадка?

Кроме простого и очевидного ответа — «в гениальности Достоевского» — возможно, существует как минимум еще один: «проклятые» вопросы не имеют простых и положительных ответов. Нищета, собственные страдания и страдания близких всегда ставили и будут ставить человека перед выбором: имею ли я право преступить любой нравственный закон, чтобы потом стать спасителем униженных и утешителем слабых; должен ли я сперва возлюбить себя, а только потом, став сильным, возлюбить ближнего своего? Это вечные вопросы.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

«Униженные и оскорбленные» (1861) — по определению Ф. Достоевского, «роман из петербургского быта» — произведение, в котором изображены страдания «маленьких людей», резкие социальные контрасты современной писателю жизни.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

www.koob.ru

музыка: Эдуард Артемьев
либретто: Андрей Кончаловский и Юрий Ряшенцев при участии Марка Розовского
режиссер-постановщик: Андрей Кончаловский

премьера состоялась 17 марта 2016 года
продолжительность: 2 часа 40 минут
возрастное ограничение: 12+

17 марта 2016 года в Московском театре мюзикла состоялась одна из самых знаковых премьер театрального сезона — рок-опера «Преступление и наказание». Премьера приурочена к 150-летию выхода одноименного романа Федора Михайловича Достоевского. Билеты на ближайшие показы спектакля «Преступление и наказание» можно купить на нашем сайте.

Творческий союз Артемьев — Кончаловский — Ряшенцев не раз пытался осуществить эту постановку в разных театрах мира, их идеи привлекали огромное внимание, но не были воплощены на сцене. Для Театра мюзикла они создали не просто новую редакцию написанной 35 лет назад рок-оперы, а совершенно новое произведение.

рок-опера «преступление и наказание» удостоена Российской национальной театральной премии «Золотая маска» сезона 2016/2017 в номинациях

ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ:
Мария БИОРК, Соня

РАБОТА КОМПОЗИТОРА В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
Эдуард АРТЕМЬЕВ

Гениальная музыка, обнажающая тайны русской души

Феноменальные трюки и уникальная пластика

Достоевский бесконечен и опасен: его провиденье, острота и глубина. Достоевский — серьезная планета вне времени, притом, что настолько определенен в сюжете. Фантастический пласт мучительного познания бытия: мира прошлого и будущего. Второй акт «вытащил» всю историю. Блистательный! Спектакль прекрасный. Поздравляю театр!

Это реальная удача. Сильный шаг вперед. Театр может гордиться постановкой. Действие насыщенно, интенсивно, в свежей эстетике. Я с интересом наблюдал за происходящем на сцене. Оно правильно агрессивно, очень энергично — не отпускает, держит, цепляет. Много находок стенографических, интересная работа по свету. Сочетание стилей: документалистика и эстетика 90-х годов, то, что мы хорошо помним, то, что считывается. Иной дух, такой перенос во времени, актуализированное, новое прочтение. Главная задача — удержать внимание зрителя в современном динамичном мире — здесь успешно решается.

Дмитрий Богачев, театральный продюсер

Большое событие произошло в Москве. Премьера состоялась! Замечательная музыка, прекрасно поют артисты — новое произведение даже для самого Достоевского. Волна нового захватила: очень современно, очень интересно — спектакль будет жить. Оставлены идеи автора, но мысль его идет дальше: сделано произведение сегодняшнее. Актерски и вокально все очень интересно и нестандартно.

teamuz.ru

музыка: Раймонд Паулс, переложение для театра группы СЛОТ
либретто: Сергей Плотов по идее Дмитрия Быкова
режиссер-постановщик: Олег Глушков

премьера состоялась 20 октября 2014 года
продолжительность: 3 часа
возрастное ограничение: 12+

Сколько вы уже видели «Золушек»? Их потерянных хрустальных туфелек хватило бы на батальон. Но такой Золушки, как у нас, вы точно не видели. Мы смахнули пыль и сахарную пудру с детской сказки, превратив в злободневную, правдивую и трогательную историю о нас с вами. Теперь эта сказка — не совсем сказка. Молодые романтики становятся заложниками неуемных амбиций и взаимных обид старшего поколения, правитель от скуки готов развязать войну, а добрые люди живут по понятиям — слишком непредсказуем этот мир, чтобы смотреть на него доверчивыми глазами. Но все закончится хорошо — ведь возможность чуда пока никто не отменял.

teamuz.ru

Зачем мы читаем? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Один читает, чтобы скоротать время в электричке, другой ищет ответы на конкретные вопросы, третий уходит от серой действительности, четвертый развивает воображение. Кто-то читает давно и много, кто-то по совету знакомых прочтет пару книг, а некоторые ограничатся лишь обязательным школьным списком литературы.

Как сказала М. Цветаева, чтение – это разгадывание, «извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов».

Одним оно приносит невыразимое наслаждение, другим — невыразимую скуку. Главное – каждая из прочитанных книг оставит свой след: учит быть добрее к другим или лучше понимать самого себя, дает ответы на вопросы или, напротив, заставит задуматься о жизни.

Красивая проза заставляет читателя возвращаться к ней снова и снова. Смаковать каждое слово. Она оставляет после прочтения приятное послевкусие. Добрые, светлые романы раскрывают внутренний мир героев, заставляют вместе с ними переживать.

Трогательные и жизненные истории затрагивают невидимые струны души и не оставляют равнодушными. Они настолько захватывают, что зачастую читатель не замечает, как на глаза наворачиваются слезы. Это слезы радости или печали, восторга или негодования. Так или иначе проза о жизни и судьбе заставляет сострадать и сочувствовать героям. Она обогащает жизнь человека и дарит ему новые эмоции и впечатления.

Читательский интерес – вещь непредсказуемая. Каждый воспринимает заложенное в книге послание по-своему. Многое зависит от характера, мировоззрения, опыта и воображения читателей. Они по-разному представляют, как выглядят герои или места, где развиваются события. Но никто не остается равнодушным к прочитанному, он может быть возмущен или восхищен, согласен с точкой зрения автора или категорически против.

Сложно сказать, какое слово или фраза, факты или мысли, сюжет или его детали тронули потаенные струны души, которые взволновали читателя, заставили плакать и задуматься о смысле жизни. Красивая проза – это не просто художественный текст, это строки, которые преображают и улучшают личность.

Одних не оставляет равнодушными чистая, бескорыстная любовь, способная вызвать трепетное биение сердца. Чувства других переворачивают тяжелые испытания, которые выпадают на долю героев книг, которые, несмотря на суровую действительность, сохраняют внутренний свет и ценят счастливые моменты.

Третьи читатели предпочитают «пофилософствовать» вместе с автором о жизни. Красивая проза для них – это слова, которые они смакуют и оценивают на вкус, наслаждаются каждой фразой. Сердца четвертых пронзает какая-то отдельная деталь, ощутимый и запоминающийся штрих.

Великая сила книги меняет сознание и отношение к жизни. Подтверждением этому служит ставшая классикой проза о жизни со смыслом. До слез трогательные истории о любви и дружбе, о жизни и смерти, о человечности и вере в добро. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Это произведение Эриха Ремарка заслуженно признано одним из лучших романов о любви. «Три товарища» — самый трагический и прелестный роман двадцатого столетия о человеческих отношениях. Действие разворачивается в Германии после Первой мировой, в воздухе витают следы отчаяния и страха, безнадежности и непонимания.

Герои книги – три друга – попали на войну почти детьми. Это представители «потерянного поколения», на плечи которых легли ее тяготы и ужасы. Отличать истинное от напускного их научила близость смерти, они узнали цену военному братству и преданности. И не позволили жестокости и отчаянию разъесть их души. Они вернулись с войны разочарованными, но несломленными. И сумели сохранить верность принципам и чувство сострадания.

Один из друзей, Роберт, встречает девушку. И в его сердце возрождается чистое и искреннее чувство, которому, казалось бы, нет места в сердце человека, прошедшего через адское пламя войны. Вначале его изумила беззаботность Патриции, то, как девушка радовалась каждому дню. Когда сердце юноши оттает и наполнится страстным и нежным чувством, перед ним откроется страшная правда – Патриция неизлечимо больна.

Друзья будут самоотверженно бороться за ее жизнь, делая все возможное и невозможное. Но Патриция умирает. Несмотря на трагичный конец, эта книга заставляет поверить в то, что в мире есть место отношениям, лишенным пафоса. Трогательная проза о жизни со смыслом. До слез пробирающая и жизнеутверждающая история, задающая высокие стандарты, на которые невольно ориентируешься.

Не менее известное произведение Ремарка «Триумфальная арка» — красивейший и в то же время печальнейший роман двадцатого столетия. Это не книга. Это целая жизнь. С первых строк она подхватывает, словно волной, и не отпускает до последней буквы.

История, от которой невозможно оторваться. Она затягивает и заставляет задерживать от отчаяния дыхание. В ней нет ни капли надежды, но речи быть не может о том, чтобы бросить книгу и не дочитать. Это проза о жизни со смыслом, до слез, бьющая в самое сердце.

Главный герой романа – немецкий хирург, спасший от лап гестапо двух человек. Шел 1938 год, и доктор вынужден бежать во Францию. У него нет возможности подтвердить квалификацию соответствующими документами. Он ассистирует бездарному местному хирургу и скрывается от полицейских облав. Вспоминает о тех, кого он спас и не позволяет себе думать, стоил ли его поступок такой жертвы, как мучительная гибель возлюбленной?

Но одна ночь меняет все – он встречает на мосту итальянку Жоан. Ремарк настолько живо, реально описал эмоции героев, что, читая роман, их можно понять и пережить. Глубокое понимание автором чувств, движущих человеческими душами, и потрясающе убедительные персонажи вызывают восхищение. Книга проводит читателя через глубокую печаль и заставляет задуматься о хрупкости чувств, делает мудрее и призывает беречь любовь.

Стефан Цвейг – один из немногих авторов, способных захватить читателя с первой страницы и не отпускать. В своих произведениях он неутомимо исследует психологию человека, следит за своими героями с пристальным вниманием.

Роман будоражит воображение, представляет видение происходящего глазами героев. Автор раскрывает души своих персонажей, измеряя ее глубины и пропасти, обнажает их мысли, чувства, страхи, мечты и размышления о жизни. В прозе Цвейга не найдешь исключительных ситуаций, он умеет найти в банальном – драматическое, в обычной жизни – скрытые конфликты.

Сюжет романа «Нетерпение сердца» основан на реальных событиях. В нем автор поднимает вечные вопросы: ответственность за свои поступки и проблему выбора, истинную любовь и предательство, преступление, наказание и искупление вины. Его роман, впрочем, можно читать и проще — как роман о неразделенной любви. Но Цвейг, как тончайший психолог, выворачивает наизнанку, обнажает скрепы и швы души, духовную бедность главного героя.

Действие романа происходит неподалеку от Вены в начале XX века. Девушка-инвалид Эдит отчаянно и безнадежно влюбляется в молодого офицера. Он испытывает сочувствие к несчастной девушке, даже пытается скрасить ее тоскливую жизнь – бывает чаще в их доме, рассказывает смешные истории. Все меньше проводит времени с друзьями, насмешки которых и лишили его уверенности. Поддавшись их мнению, он реже стал бывать у Эдит.

Подслушав однажды разговор доктора, молодой человек обнадежил девушку, что ее можно вылечить. К сожалению, надежды врача не оправдались. Антон, так зовут героя этой печальной истории, зная правду о том, что Эдит всю жизнь будет калекой, обещает несчастной девушке жениться на ней после того, как она выздоровеет.

У этой истории печальный конец — девушка покончила с собой. Офицер винит себя в этой трагедии, ищет смерти в бою, но остается жив. Проходят годы, и он в отчаянии говорит, что из памяти не изгладится никакая вина, пока совесть помнит о ней.

Не только классикам присуще то литературное совершенство текста, когда каждая фраза, каждое слово буквально кричат и взывают к сочувствию, трогают до слез. Проза о жизни со смыслом современных авторов не менее трогательна — за каждой историей стоит настоящая драма.

В этом романе Джоджо Мойес рассказала грустную, но прекрасную историю любви. Финал заставляет задуматься и у сентиментальных читателей вышибает слезу. Однако сюжет книги интересный и в какой-то мере позитивный. Понимаешь, что несмотря на то, что жизнь порой кардинально меняется не в лучшую сторону, необходимо принимать эти повороты судьбы.

Автору удалось не превратить сюжет в сплошную безысходность – в романе много позитивного. Как иначе? Ведь герои романа абсолютно разные — социальный уровень, стремления, хобби, смысл жизни. Но Мойес удалось гармонично вплести в сюжет историю любви, и получилась довольно-таки трогательная проза о жизни.

Джоджо не использует для выражения драматических моментов каких-то радикальных средств. Вероятно, поэтому история выглядит реалистично, и ей веришь. Жизненные пути героев романа пересеклись в непростые для них времена. Бизнесмен и любитель экстрима Уилл оказался прикованным после аварии к инвалидному креслу.

Семья ищет ему сиделку в надежде на то, что Уилла удастся вывести из депрессии и убедить не уходить из жизни. Эта роль выпадает Лу – молодой девушке. У нее размеренная жизнь, повторяющаяся изо дня в день. Но Лу вполне счастлива, хоть и потеряла работу. Другую найти без образования довольно сложно, тем более с достойным заработком. И она соглашается на это предложение.

Роман британской писательницы Дженни Даунхэм «Пока я жива» был отмечен несколькими литературными премиями. Он рассказывает о последних месяцах жизни шестнадцатилетней девушки. Тесса серьезно больна лейкемией и знает, что жить осталось недолго. Каждая страница этой книги – последние дни Тессы. Она составляет список желаний и начинает их исполнять. Тесса еще ребенок – ей многое хочется попробовать. Поэтому и желания ее – где-то нелепые и детские, а где-то слишком взрослые.

Книгу читать тяжело – слезы сами наворачиваются на глаза. В ней – боль и страдания, любовь и печаль, надежда и грусть, и жизнь – пронзительно короткая. Проза о жизни, конечно, подразумевает все перечисленное. Но здесь сюжет построен вокруг самой жестокой и беспощадной болезни. Довольно смелый роман. И трогательный. Напоминает о том, что нужно ценить жизнь и наслаждаться моментом – даже если это всего-навсего «чашка горячего шоколада или поездка в дождь по шоссе».

Еще одна книга – боль, книга – страдание. Хоть автор Джон Грин и предупредил читателя с первых строк, что история вымышлена, без слез этот роман читать невозможно. Но как ни странно, книга, рассказывающая о неизлечимо больных подростках, заставляет посмотреть на жизнь другими глазами, — она учит жить и ценить каждый момент.

Шестнадцатилетняя Хейзел живет в маленьком городке штата Индиана. У нее рак щитовидной железы. Дышать она может только при помощи кислородного баллона, так как метастазы уже в легких. Мать девушки настаивает, чтобы Хейзел посещала группу поддержки для раковых больных. Там она знакомится с Огастусом, семнадцатилетним подростком, больным остеосаркомой. Между ними завязывается дружба.

Девушка читает все время один и тот же роман, где героиня больна раком и автор предельно честно рассказывает об этой болезни. Но книга заканчивается на самом интересном, — героиню готовят к новому курсу лечения. Хейзел рассказывает Огастусу о книге. Он, прочитав роман, так же как и Хейзел, остался недоволен концовкой. Подростки решают разыскать автора книги в надежде, что он работает над продолжением книги.

Писатель приглашает Хейзел в гости, но у девушки нет денег на дорогу. Да и здоровья вряд ли хватит на перелет. Огастус дарит девушке деньги, выделенные ему фондом «Джинни» на исполнение заветного желания. И Хейзел решает лететь в Европу, несмотря на возражения врачей. В Амсердам она отправляется в сопровождении мамы и Огастуса. В самолете он признается девушке в любви. Дни влюбленных сочтены.

Джон Грин подарил своим читателям глубокий пронзительный сюжет и удивительных персонажей. Книга дарит им не только море слез и терзаний, но и светлые чувства, которые, как ни странно, присущи этой трогательной и страшной истории о подростках. Они стали друг для друга лучиком надежды, вместе переживают боль. Глядя в лицо смертельной болезни, говорят берущие за душу слова о жизни. В прозе такого рода их встречается много. Но героиня романа своими словами: «Мне не хватило… будущего» подчеркнула всю боль этой трагедии.

Не оставит равнодушным ни одного человека самая страшная трагедия XX века, унесшая жизни миллионов людей. Жестокая и беспощадная Вторая мировая война до сих пор будоражит чувства людей. О ней написаны тысячи книг. Роман ирландского писателя Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме» также рассказывает об этом тяжелом времени.

Несмотря на название и то, что речь в ней идет о детях, это очень взрослая книга. Глубокая и будоражащая. Роман надолго застревает в памяти, разрывает душу, читать его без слез невозможно. Речь ведется от лица восьмилетнего мальчика Бруно, который живет бок о бок с концлагерем и до поры до времени не догадывается о страшном соседстве.

Бруно, беззаботно живущий в Берлине, переезжает в Польшу, куда его отца, высокопоставленного офицера, переводят по службе и назначают комендантом Аушвица. Ребенку никто не рассказывает о войне. Выросший вдалеке от нее, он не имеет представления о том, кто такие евреи. И тем более что такое концлагерь.

Выросший в заботе и роскоши, он смотрит за колючую проволоку и искренне не понимает, почему все эти люди ходят в старых пижамах. «Ведь Германия – величайшая в мире держава», — вспоминает Бруно беседы родителей. Ему не нравится на новом месте, ему скучно и одиноко. Он смотрит в окно своей спальни на людей в пижамах и думает, что им там весело – ведь их так много. Вот такие наивные детские рассуждения о жизни.

Проза военных лет наглядно показывает бесчеловечность нацизма. Роман Бойна получил два десятка литературных премий. Автору удалось показать реальный ужас фашизма, его повседневность и расчеловечивание. Герою романа также открылась страшная правда, когда он подружился с мальчиком из концлагеря. Дети встречаются у ограды. Однажды Бруно решает помочь другу найти своего отца. Переодевается, чтобы стать похожим на остальных узников, и пролезает по ту сторону колючей проволоки.

На самом деле очень много книг, берущих за душу и не отпускающих долгое время. Они учат ценить настоящий момент и навевают мысли о жизни. В прозе, и классической, и современной, есть произведения, которые тронут чье-то сердце.

Например, книга К. Маккалоу «Поющие в терновнике». Вряд ли оставит читателя равнодушным эта пронзительная история беспримерной любви. «Не отпускай меня» К. Исигуро – роман с элементами научной фантастики. Но тем не менее написан реалистично, характеры героев прописаны до мелочей. Это печальная история о жизни – такой хрупкой и маленькой.

Престарелый ворчун из романа Ф. Бакмана «Вторая жизнь Уве» с невыносимым характером заставил плакать многих читателей. Уве постоянно всем указывает, как делать правильно и борется за справедливость. На самом деле у старика большое доброе сердце, но он очень одинок. Трогательная история об утраченной любви, дружбе и о том, как на жизни многих людей смогла повлиять жизнь одного человека.

Кому не знакома повесть Г. Троепольского «Белый Бим, Черное ухо»? Речь в ней о потерявшей хозяина собаке. И тем больнее читать эту историю о преданности, безграничной любви и горькой потере. Ведь животные не знают зависти и корысти, а способны только на искренние чувства.

Книга К. Аткинсона «Жизнь после жизни» наполнена ожиданием смерти. Ее сложно назвать доброй и светлой. Но сюжет притягивает и завораживает читателя. Глубокий и необычный роман, который заставляет задуматься о жизни и смерти, потерях и приобретениях.

«Собор Парижской Богоматери» и «Последний день приговоренного к смерти» В. Гюго — проза о жизни и любви. Истории, пережившие века. Книги Д. Рубиной «Белая голубка Кордовы» и «Почерк Леонардо», «Медея» Л. Улицкой, «Неопалимая Купина» Б. Васильева и многие другие дополнят этот список. На самом деле они не только заставляют сопереживать героям и искренне плакать, а помогают дорожить близкими людьми, ценить настоящий момент и жить дальше.

fb.ru