Правила на непроизносимые гласные

К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык. 2 -4 классы. Ахременкова Л.А.

13-е изд. — М.: 200 7 . — 288 с.

В пособии представлен материал, который поможет путем постепенно усложняющихся упражнений усвоить правила написания и произношения трудных слов. На все задания в книге даны ответы для самопроверки.

Пособие предназначено учащимся, которые могут самостоятельно овладеть навыками грамотного письма; учителю — для занятий с отстающими учениками; родителям, которые хотят повысить успеваемость своих детей.

Формат: djvu / zip

Формат: pdf / zip

Размер: 1 2 , 2 Мб

СОДЕРЖАНИЕ
Вместо предисловия, или Несколько слов об этой книге 3
Как работать с пособием 4
Условные знаки 5
Часть I
Занятие 1. Прописные буквы в написании имён и названий 6
Занятие 2. Мягкий знак для обозначения мягкости согласной 8
Занятие 3. Сочетания чк, чн, нч. Ударные и безударные гласные 10
Занятие 4. Буквы и, а, у после шипящих (жи—ши, ча—ща, чу—щу) 12
Занятие 5. Безударные гласные в слове 14
Занятие 6. Согласные на конце слов 16
Занятие 7. Разделительный мягкий знак 18
Занятие 8. Слова с двойными согласными 20
Занятие 9. Члены предложения. Подлежащее и сказуемое 22
Занятие 10. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении 24
Занятие 11. Состав слова. Корень 26
Занятие 12. Окончание 28
Занятие 13. Приставка 30
Занятие 14. Суффикс 32
Занятие 15. Безударные гласные в корне 34
Занятие 16. Проверяемые согласные в корне . 36
Занятие 17. Непроизносимые согласные в корне . . 38
Занятие 18. Непроверяемые гласные и согласные в корне 40
Занятие 19. Приставки и предлоги 42
Занятие 20. Разделительный твёрдый знак 44
Занятие 21. Части речи 46
Занятие 22. Имя существительное 48
Занятие 23. Род имён существительных 50
Занятие 24. Число имён существительных 52
Занятие 25. Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных 54
Занятие 26. Имя прилагательное 56
Занятие 27. Род имён прилагательных 58
Занятие 28. Число имён прилагательных 60
Занятие 29. Глагол. Изменение глаголов по временам 62
Занятие 30. Мягкий знак после шипящих на конце глаголов 64
Занятие 31. Не с глаголами 66
Найдите «ошибки» в тексте. «Вещий сон» (Русская народная сказка) 69
Часть II
Учимся ставить знаки препинания. Однородные члены предложения 80
Занятие 32. Изменение имён существительных по падежам 82
Занятие 33. Три склонения имён существительных 84
Занятие 34. Существительные 1-го склонения . 86
Занятие 35. Существительные 2-го склонения . 88
Занятие 36. Существительные 3-го склонения . 90
Занятие 37. Множественное число имён существительных 92
Учимся ставить знаки препинания. Запятые перед словами что, где, куда и др 94
Занятие 38. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода 96
Занятие 39. Склонение имён прилагательных женского рода 98
Занятие 40. Склонение имён прилагательных во множественном числе 100
Занятие 41. Местоимения 102
Занятие 42. Предлоги с местоимениями 104
Учимся ставить знаки препинания. Повторение . . 106
Занятие 43. Неопределённая форма глаголов. -Тся — -ться на конце глаголов 108
Занятие 44. Изменение глаголов по временам . . 110
Занятие 45. Глаголы в прошедшем времени. Изменение глаголов по родам 112
Занятие 46. Глаголы в настоящем и будущем времени. Изменение глаголов по лицам. Мягкий знак после шипящих на конце глаголов 114
Занятие 47. Спряжение глаголов 116
Занятие 48. Безударные окончания глаголов 118
Занятие 49. Глаголы-исключения 120
Занятие 50. Глаголы-исключения в прошедшем и настоящем времени 122
Найдите «ошибки» в тексте. «Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке» 127
Повторение изученного
1. Состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание 144
2. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог 146
3. Члены предложения: главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные 148
4. Учимся ставить знаки препинания 150
5. Прописные буквы в написании имён и названий 152
6. Безударные гласные в корне 154
7. Проверяемые согласные в корне 156
8. Непроизносимые согласные 158
9. Двойные согласные 160
10. Словарные слова 162
11. Учимся ставить знаки препинания 164
12. И, а, у после шипящих 166
13. Разделительные твёрдый и мягкий знаки 168
14. Мягкий знак для обозначения мягкости. Сочетания чк, чн, нч 170
15. Мягкий знак на конце слов после шипящих 172
16. Окончания имён существительных 174
17. Окончания имён прилагательных 176
18. Безударные окончания глаголов 178
19. Глаголы в прошедшем времени 180
20. -Тся —ться на конце глаголов 182
21. Не с глаголами 184
22. Перенос слов 186
23. Правила орфографии 188
24. Правила пунктуации 190
25. Словарные слова в порядке, удобном для запоминания 192
Справочник 194
Игра «Охотники и зайцы» 203
Ответы 205
Подсказки 283

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

www.alleng.ru

Непроизносимые согласные в корне слова. Правило, примеры слов

Непроизносимые согласные — это звуки, которые не произносятся или плохо различаются в скоплении согласных в слове. В словах русского языка встречаются труднопроизносимые скопления согласных звуков:

вств (здравствуй, чувствовать, явственный, девственный),
здн (праздновать, праздник, поздний, поздно, бездна, звёздный),
ндск (голландский, шотландский, финляндский),
нтск (гигантский, дипломантский, дилетантский),
стл (постланный, счастливый, совестливый, участливый),
стн (доблестный, захолустный, яростный),
лнц (солнце),
рдц (сердце),
стск (расистский, националистский)

При произнесении таких слов выпадают звуки в, д, т, л. Их называют непроизносимыми.

В таких случаях написание слова с непроизносимым согласным требует проверки.

Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным, нужно изменить его форму или подобрать родственное слово таким образом, чтобы в нем после первого или второго согласного этой группы согласных стоял гласный звук.

Для согласного звука, если после него находится гласный, эта позиция в слове является сильной, то есть тогда согласный слышится ясно и отчетливо.

Позиция непроизносимого согласного становится сильной также в конце слова и в случаях, если за ним следует непарный сонорный звук (л, м, н, р, й):

солнце — солнечный, счастливый — счастье (е = [й’э], перед й);

аген т ство — агент, постная (пища) — пост, жалостливый — жалость.

Примеры слов с непроизносимыми согласными

При произнесении слов «грус т ный», «кос т ный», «ярос т ный» в скоплении согласных звуков стн пропадает звук т. Чтобы правильно их написать, воспользуемся орфографическим правилом.

Грус т ный — грустен, грустить, грусть;

кос т ный — косточка, кость, кости, окостенеть;

ярос т ный — в ярости, ярость.

Отличные результаты дают задания детям сделать карточки из слов с непроизносимым согласным. На карточке дети пишут 5-10 слов, пропуская опасное место. Затем на уроке ученики меняются карточками и пишут к словам проверочные слова. Примеры слов, в которых есть непроизносимый согласный:

Свис т нуть (свистеть), аген т ство (агент), безвес т ный (весть), вес т ник (вести), влас т ный (власть), гиган т ский (гигант), голлан д ский (Голландия), горес т ный (горести), громоз д кий (нагромоздил), дилетан т ский (дилетанты), доблес т ный (доблесть), звёз д ный (звезда), захолус т ный (захолустье), здра в ствовать (здравие), корыс т ный (корысть), кос т ный (кость), мес т ный (место), ненавис т ный (ненависть), ненас т ный (ненастье), неизвес т ность (известие), облас т ной (область), окрес т ность (окрест), пас т бище (пасти), поз д но (опоздал), праз д ность (празден), прелес т ный (прелесть), пристрас т ный (пристрастие), радос т ный (радость), свис т нуть (свистеть), сер д це (сердечко), счас т ливый (счастье), трос т ник (тростинка), хлес т нуть (хлестать), хрус т нул (хрустеть), целос т ный (целость), я в ственный (наяву), ярос т ный (ярость).

Примеры слов, в которых нет произносимой согласной

В ряде слов нет непроизносимого согласного звука. Примеры слов, где нет непроизносимой согласной т:

безгла сн ый, вку сн ый, гну сн ый, живопи сн ый, интрига нс кий, иску сн ый, иску сн ица, интере сн ый, живопи сн ый, небе сн ый, ко сн ый (отсталый), куде сн ик, опа сн ый, слове сн ый, слове сн ость, ужа сн ый, рове сн ик, чуде сн ый.

Чтобы убедиться в отсутствии непроизносимого согласного звука в приведенных словах, поступаем точно также: изменяем их форму или ищем однокоренное слово, в котором в сомнительном месте появится гласный звук.

Опа сн ый — опасен, иску сн ый — искусен, интере сн ый — интересен, ужа сн ый — ужасен, вку сн ый — вкусен;

слове сн ый — словеса, чуде сн ый — чудеса, небе сн ый — небеса, живопи сн ый — живопись.

Прилагательные «чудесный», «небесный», «словесный» имеют в своем составе формообразующий суффикс –ес–, с помощью которого образованы формы множественного числа и косвенных падежей существительных «чудо» , «небо», «слово».

Чудо — чудеса — чудесный;
небо — небеса — небесный;
слово — словеса — словесный, словесность, словесник.

Не следует вставлять лишний согласный в сочетания ств в следующих словах:

участвовать, чествовать, шествовать, яства.

Но есть слова исключения, которые не подчиняются правилу. Это словарные слова:

бле сн уть (но блестеть, блёстки), пле сн уть (но плеск), лес т ница (но лесенка), склянка (но стекло, стеклянный).

Нужно различать написание похожих по буквам, но разных по смыслу слов:

ровесник (ровный по вёснам) — сверстник (одинаковый по возрасту);

шествовать (шествие) — шефствовать (шефы);

яства (старославянское ясти — есть) — явственный (явь, явиться, явление);

наперсник (старославянское перси — грудь) — напёрсток (перст — палец);

косный (отсталый, реакционный) — костный бульон (кости).

Слова «ровесник» и «сверстник» считаются словарными, написание которых следует запомнить.

Существительное «сверстник» восходит в общеславянскому слову «верста», которое служило мерой не только длины, но и возраста. Знание этого поможет написать букву т в слове «сверстник».

www.7gy.ru

Запоминалки — Правила русского языка в рифмах

Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.

Если буква гласная вызвала сомнение —
Ты ее немедленно ставь под ударение!

Собирать, стирать, задира —
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира,
Значит, в корне буква И.

Долго ели тОрты —
Не налезли шОрты!

Срубили ель,
сорвали щавЕль.

ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.

www.russisch-fuer-kinder.de

Правила чтения английского языка: согласные буквы

Чтобы не пропустить новые полезные материалы, подпишитесь на обновления сайта

Научиться правильно читать по-английски – дело нелегкое. Но, как известно, нет ничего невозможного. Знание определенной теоретической информации, отработанной на практике, поможет вам в дальнейшем верно прочитать каждое английское слово, даже незнакомое. Что следует знать об английской фонетике? Конечно, необходимо познакомиться с алфавитом английского языка и алфавитным чтением каждой буквы. В статье вы узнаете, что 20 английских букв воспроизводят 44 звука.

Вторым этапом является изучение транскрипции английского языка – системы, с помощью знаков которой записывается звучание любого английского слова . Не поддавайтесь искушению записывать слова буквами русского алфавита, никакой пользы от этого дела нет, а только вред. Запомните, что в английском языке необходимо запоминать не только чтение практически каждой буквы отдельно, но и чтение буквосочетаний. И, конечно, надо научиться разбивать слова на слоги и определять, какой слог перед нами, так как правила чтения английского языка зависят от типа слога. Более подробно о слогах вы можете прочитать в этом материале – «Типы слогов в английском языке».

Правилам чтения английского языка я посвящаю две статьи, так как информации немало. Мы поговорим отдельно о чтении гласных и согласных букв.

Правила чтения английского языка: согласные буквы

  1. Буква sчитается [s] в начале слов, перед и после глухой согласной и в сочетании ss:save, sudden, spouse, caps, tips, best, less, chess, guess. Эта же буква читается [z] между гласными, после гласных и звонких согласных на конце слов: close, choose, prays, photos, cells, pins, beds. Сочетание shмы читаем [?]: shelf, shock, shut, cash, mushroom, dish. Сочетание ssionчитается [??n]: depression, discussion, admission.
  2. Буква с читается [s] перед гласными буквами e, i, y: cereal, cease, centre, pace , city, circuit, cyber, cynic. В остальных случаях эта буква произносится [k]: concrete, crash, clear, coast, carbon, cripple, curious. Сочетание ckпроизносится [k]: stick, pick, black, deck, lack, crack. Сочетание ch, tchчитается [t?]: chase, child, chance, beach, peach, switch, stitch. Буквосочетание – cialчитается [??l]: racial, social, facial. Буквосочетание – cientчитается [?ent]: proficient, efficient, deficient.
  3. Буква gчитается [d?] перед гласными буквами e, i, y: cage, beige, gypsy, gymnastics, ginger, gigantic. Не по правилу: gifted, giggle, girl, give, etc. В остальных случаях произносится [g]: good, grey, gold, glamor, graceful, gut. Сочетание ngнужно прочитывать носовым звуком [?]: sting, cling, bring, long. Сочетание nk читаем [?k]: link, pink, think. А вот в сочетании knв начале слова первая буква не произносится: knight, knee, knead.
  4. Букву xпроизносим [gz] перед ударной гласной: examination, example, exotic, executor. В других вариантах это [ks]: exception, expertise, extravagant, mix, linx.
  5. Буквосочетание thбудет произноситься двумя способами:
    • [O] в начале и конце большинства знаменательных слов: throw, blacksmith, through, threat, thesis.
    • [?] в служебных словах, наречиях, местоимениях, а также между двумя гласными: that, their, those, thus.
  6. Буквосочетание phследует читать [f]: phone, phantom, phoenix, phrase.
  7. В буквосочетании wrпервую букву читать не нужно: write, wring, wrong, wretched, wrinkle.
  8. А в сочетании whчитайте только первую букву: why, what, whisky, whether, whisper. Но если это сочетание стоит перед буквой о, читается вторая буква: who, whole, whose.
  9. Букву jчитаем [d?]: jacket, joy, jingle, joker, jeep, journey.
  10. Буквосочетание ture произносим [t??]: gesture, creature, mixture, torture.

А вот и «немые» непроизносимые согласные в правилах чтения английского языка. Вот какие буквы не читаются в следующих буквосочетаниях:

  • b в bt, mb: doubt, climb, dumb.
  • g в gn, gm: sign, paradigm.
  • gh в gh, igh: sigh, high, fight, bright. Но: laugh, enough, cough.
  • l в lf, alk, lm, в глаголах (could, should, would): calf, half, chalk, talk, palm, balm. Но: gulf.
  • n в mn: autumn, column, damn.
  • p в pn, pt: pneumatic, receipt.
  • s в isl: island, isle, aisle.
  • t в ft, st: often, christen, listen.

Не забывайте, что практически в каждом правиле чтения английского языка существуют исключения, поэтому будьте готовы, что вам придется перепроверять в словаре прочтение того или иного слова.

engblog.ru

Предлагаемый справочник подготовлен Институтом русского языка им. В. В. Виноградова РАН и Орфографической комиссией при Отделении историко-филологических наук Российской академии наук. Он является результатом многолетней работы Орфографической комиссии, в состав которой входят лингвисты, преподаватели вузов, методисты, учителя средней школы.

В работе комиссии, многократно обсуждавшей и одобрившей текст справочника, приняли участие: канд. филол. наук Б. 3. Бук-чина, канд. филол. наук, профессор Н. С. Валгина, учитель русского языка и литературы С. В. Волков, доктор филол. наук, профессор В. П. Григорьев, доктор пед. наук, профессор А. Д. Дейкина, канд. филол. наук, доцент Е. В. Джанджакова, канд. филол. наук Н. А. Еськова, академик РАН А. А. Зализняк, канд. филол. наук О. Е. Иванова, канд. филол. наук О. Е. Кармакова, доктор филол. наук, профессор Л. Л. Касаткин, академик РАО В. Г. Костомаров, академик МАНПО и РАЕН О. А. Крылова, доктор филол. наук, профессор Л. П. Крысин, доктор филол. наук С. М. Кузьмина, доктор филол. наук, профессор О. В. Кукушкина, доктор филол. наук, профессор В. В. Лопатин (председатель комиссии), учитель русского языка и литературы В. В. Луховицкий, зав. лабораторией русского языка и литературы Московского института повышения квалификации работников образования Н. А. Нефедова, канд. филол. наук И. К. Сазонова, доктор филол. наук А. В. Суперанская, канд. филол. наук Л. К. Чельцова, доктор филол. наук, профессор А. Д. Шмелев, доктор филол. наук, профессор М. В. Шульга. Активное участие в обсуждении и редактировании текста правил принимали недавно ушедшие из жизни члены комиссии: доктора филол. наук, профессора В. Ф. Иванова, Б. С. Шварцкопф, Е. Н. Ширяев, кандидат филол. наук Н. В. Соловьев.

Основной задачей этой работы была подготовка полного и отвечающего современному состоянию русского языка текста правил русского правописания. Действующие до сих пор «Правила русской орфографии и пунктуации», официально утвержденные в 1956 г., были первым общеобязательным сводом правил, ликвидировавшим разнобой в правописании. Со времени их выхода прошло ровно полвека, на их основе были созданы многочисленные пособия и методические разработки. Естественно, что за это время в формулировках «Правил» обнаружился ряд существенных пропусков и неточностей.

Неполнота «Правил» 1956 г. в большой степени объясняется изменениями, произошедшими в самом языке: появилось много новых слов и типов слов, написание которых «Правилами» не регламентировано. Например, в современном языке активизировались единицы, стоящие на грани между словом и частью слова; среди них появились такие, как мини, макси, видео, аудио, медиа, ретро и др. В «Правилах» 1956 г. нельзя найти ответ на вопрос, писать ли такие единицы слитно со следующей частью слова или через дефис. Устарели многие рекомендации по употреблению прописных букв. Нуждаются в уточнениях и дополнениях правила пунктуации, отражающие стилистическое многообразие и динамичность современной речи, особенно в массовой печати.

Таким образом, подготовленный текст правил русского правописания не только отражает нормы, зафиксированные в «Правилах» 1956 г., но и во многих случаях дополняет и уточняет их с учетом современной практики письма.

Регламентируя правописание, данный справочник, естественно, не может охватить и исчерпать все конкретные сложные случаи написания слов. В этих случаях необходимо обращаться к орфографическим словарям. Наиболее полным нормативным словарем является в настоящее время академический «Русский орфографический словарь» (изд. 2-е, М., 2005), содержащий 180 тысяч слов.

Данный справочник по русскому правописанию предназначается для преподавателей русского языка, редакционно-издательских работников, всех пишущих по-русски.

Для облегчения пользования справочником текст правил дополняется указателями слов и предметным указателем.

Составители приносят благодарность всем научным и образовательным учреждениям, принявшим участие в обсуждении концепции и текста правил русского правописания, составивших этот справочник.

www.orthographia.ru