Отмывание денег это мошенничество

2.1. Общая модель отмывания денег

2.1. Общая модель отмывания денег

Процедура легализации преступных доходов (другими словами — отмывание денег) имеет решающее значение для деятельности практически всех форм транснациональной и организованной преступности. Это функция присуща практически всем действиям по созданию прибыли преступными сообществами[3]. Она способствует коррупции, деформирует процесс принятия экономических решений, усугубляет социальные проблемы и подрывает финансовые институты. Банковская система способна быстро и в любом объеме перемещать финансовые средства практически в любую точку мира и поэтому стала весьма привлекательна для криминальных структур и, как следствие, особенно уязвима.

Одними из основных факторов, способствующих беспрепятственному осуществлению легализации преступных доходов, являются:

— несовершенство механизмов контроля и мониторинга за деятельностью финансовых институтов, несоблюдение международных стандартов регулирования финансовой деятельности, разработанных специализированными международными организациями;

— распространение коррупции среди государственных исполнительных, правоохранительных и судебных органов власти;

— невозможность или ограничение возможности обмена финансовой информацией с иностранными правоохранительными органами.

Различные меры экономического характера, призванные исключить или ограничить возможность использования преступниками приобретенных незаконными путями доходов, представляют собой важнейший компонент программ по борьбе с преступностью.

Одна из самых распространенных (встречающаяся как в отечественных, так и в зарубежных источниках) схема отмывания денег включает три стадии: размещение (placement), расслоение (layering) и интеграция (integration). Указанные стадии могут осуществляться одновременно или частично накладываться друг на друга — это зависит от разработанного механизма легализации и от требований, предъявляемых преступной организацией.

На стадии размещения (placement) необходимо изменить форму денежных средств с целью сокрытия их нелегального происхождения. Например, поступления от незаконной торговли наркотиками чаще всего представляют собой мелкие купюры. Конвертирование их в более крупные купюры, чеки или иные финансовые документы часто производится с помощью предприятий, имеющих дело с большими суммами наличных денег (рестораны, гостиницы, казино, мойки машин), используемых в качестве прикрытия. Ответственным сотрудникам финансовых учреждений, в чьи обязанности входит осуществление мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), необходимо хорошо представлять, что легче всего выявлять противозаконные операции на стадии размещения. В связи с этим в кредитных организациях на вооружении риск-подразделений, служб внутреннего контроля и подразделений (отдельных сотрудников), занимающихся ПОД/ФТ, должны быть необходимые методики для выявления источников рисков, связанных с отмыванием денег.

На стадии расслоения (layering) лица, отмывающие деньги, стараются еще больше замести следы, по которым их могут обнаружить. Для этого одни сложные финансовые сделки наслаиваются на другие. Например, для отмывания больших денежных сумм создаются фиктивные компании в странах, отличающихся строгими законами о банковской тайне или слабыми механизмами обеспечения соблюдения законодательных положений, касающихся отмывания денег. Затем «грязные» деньги переводятся из одной фиктивной компании в другую до тех пор, пока не приобретут видимость законно полученных средств.

Вышеупомянутые операции должны быть замаскированы так, чтобы в конечном счете раствориться в совершаемых каждый день законных сделках. Общепринятыми техническими приемами здесь служат различные варианты выдачи «обратных ссуд»[4] и «двойного выставления счет-фактур»[5].

Другие технические приемы наслоения связаны с покупкой дорогостоящих предметов (ценных бумаг, легковых автомобилей, самолетов и яхт), которые часто записываются на имя другого человека (с целью еще больше отдалить преступника от нелегально полученных средств). В последнее время на данной стадии стали активно использоваться технологии ДБО и системы, осуществляющие электронные платежи (рис. 2.1). Отличие заключается в том, что при ДБО клиентов требуется открытие банковского счета, а электронные платежи могут совершаться без открытия банковского счета (например, системы мобильных платежей позволяют производить платежи со счета мобильного телефона).

Рис. 2.1. Обобщенная схема отмывания денег с использованием технологии ДБО и систем, осуществляющих электронные платежи

На стадии интеграции (integration) преступники пытаются трансформировать денежные доходы, полученные от противозаконной деятельности, в средства, имеющие внешне легальное происхождение (деньги обычно вкладываются в бизнес, недвижимость, покупку драгоценностей и др.).

Поскольку процесс отмывания денег в определенной степени полагается на существующие финансовые системы и операции, то выбор преступниками конкретных механизмов ограничивается лишь их изобретательностью. Деньги отмываются через валютные и фондовые биржи, торговцев золотом, казино, компании по продаже автомобилей, страховые и торговые компании. Частные и офшорные банки, подставные корпорации, зоны свободной торговли, электронные системы и торгово-финансовые учреждения — все эти структуры могут скрывать незаконную деятельность.

Операции, связанные с отмыванием денег, способны значительно увеличить риск потери репутации для финансовых учреждений, негативно влиять на курсы валют и процентные ставки. В конечном счете эти деньги поступают в глобальные финансовые системы, где могут подрывать экономику и валюту отдельных стран, создавая серьезную угрозу для национальной и международной безопасности. В результате происходит подрыв целостности финансовых рынков, при котором финансовые институты, полагающиеся на доходы от преступных деяний, сталкиваются с дополнительными трудностями, стремясь адекватно управлять своими активами, обязательствами и операциями. Например, крупные суммы отмытых денег могут поступить в финансовое учреждение, но затем внезапно бесследно исчезнуть через электронные переводы в ответ на такие нерыночные факторы, как операции правоохранительных органов. Это может привести к проблемам с ликвидностью и перегрузкам в банках.

В некоторых странах с формирующейся рыночной экономикой незаконные доходы могут намного превосходить государственные бюджеты, что приводит к утрате правительственного контроля над экономической политикой. В ряде случаев огромная база активов, накопленная за счет отмывания денег, может использоваться для спекулятивной скупки рынков или даже целой экономики небольшой страны.

Операции, связанные с легализацией незаконно полученных доходов, могут также отрицательно влиять на валюты и процентные ставки, поскольку лица, отмывающие свои доходы, реинвестируют средства в те области, где менее вероятно раскрытие их схем, а не в те, где выше норма отдачи.

Операции, направленные на отмывание денег, снижают налоговые доходы правительства (тем самым наносят косвенный ущерб честным налогоплательщикам). Как правило, данная потеря доходов означает более высокие ставки налогообложения по сравнению с нормальной ситуацией, при которой преступные доходы были бы законными и облагались налогами. Следует отметить, что отмывание денег может проходить в форме приватизации. Преступники располагают финансовыми средствами, позволяющими давать за предприятия, прежде находившиеся в государственной собственности, более высокие цены, чем легальные покупатели. Приватизационные инициативы часто бывают экономически выгодными, они могут также служить механизмом отмывания денег.

Для стран, участвующих в отмывании денег, возникает риск потери репутации. Его значимость возрастает в условиях современной глобальной экономики. Различные финансовые преступления (мошенничество в крупных размерах, хищения посредством операций с ценными бумагами на основе внутренней информации о деятельности компании-эмитента и др.) подрывают доверие к рынкам, а прибыль перестает быть показателем экономических возможностей. Создающаяся вследствие этого негативная репутация препятствует устойчивому росту экономики и одновременно привлекает международные преступные организации с сомнительной репутацией, преследующие краткосрочные цели. Для восстановления финансовой репутации страны необходимо вложение значительных государственных ресурсов, что можно было бы осуществить путем надлежащего контроля над отмыванием денег.

Рост количества операций, направленных на отмывание денег, ведет к увеличению государственных расходов на правоохранительные органы (создание специализированных подразделений) и здравоохранение (например, лечение наркотической зависимости) для преодоления возникающих серьезных последствий.

Большинству финансовых транзакций свойственен некоторый след, однозначно привязывающий сумму к конкретной персоне. Преступники избегают использовать традиционные платежные системы типа чеков, кредитных карточек и т. д. именно в силу наличия этого следа. Они предпочитают использовать наличность (так как это анонимно). Физическая наличность имеет весьма существенные неудобства, связанные с большим объемом и массой[6], поэтому лица, специализирующиеся на отмывании денег, стараются использовать различные способы перемещения денежных средств, где можно избежать жестких требований к идентификации. И системы электронных платежей стали для них в какой-то степени просто находкой.

info.wikireading.ru

Мошенничество и отмывание денег. Прокуроры объявили, в чем обвиняется Вячеслав Платон

Бизнесмен Вячеслав Платон обвиняется в мошенничестве в особо крупных размерах и отмывании денег (190 и 243 статьи УК РМ). Об этом сообщил сегодня на пресс-конференции глава Антикоррупционной прокуратуры Виорел Морарь.

По словам Мораря, оба дела были возбуждены еще в прошлом году: о мошенничестве — 21 июня (190 статья УК РМ, наказание — от восьми до 15 лет тюрьмы), об отмывании денег — 18 августа (243 статья — от пяти до десяти лет заключения). Прокуроры предполагают, что в результате незаконных действий Вячеслав Платон вывел из Banca de Economii 1 млрд леев.

Морарь также заявил, что «Платон действовал в сговоре с бизнесменом Иланом Шором».

Прокуроры выясняют, где находится миллиард леев и надеются вернуть половину с помощью ареста имущества Вячеслава Платона.

Виорел Морарь также заявил, что сейчас прокуратура Украины проверяет, обладает ли бизнесмен гражданством Украины или нет. «Если у него есть гражданство, то экстрадиция будет маловероятна», — сказал Морарь. В этом случае молдавские прокуроры будут просить украинских коллег судить Платона на Украине.

Морарь также рассказал, что в рамках следствия проверяется связь между Платоном и бывшим сотрудником НЦБК Михаилом Гофманом. Морарь отказался назвать версии следствия, однако предложил журналистам сделать вывод самим, «учитывая, что американская неправительственная организация Frontier solutions поддерживает таких двух разных людей». По словам Мораря, Frontier Solutions — это НПО, которое занимается визами, эмиграцией и стратегическим общением. Он не исключил, что Гофман работал на Frontier Solutions, так как «там работают бывшие чиновники разных стран».

Вячеслав Платон, объявленный Молдовой в международный розыск, был задержан на Украине. Киев сейчас решает вопрос об экстрадиции его в Молдову. По информации СМИ, американская компания Frontier Solutions направила письмо в адрес генпрокурора Украины Юрия Луценко, в котором просит не выдавать Платона Молдове, поскольку он готов дать показания американским следователям о причастности руководства Молдовы к «краже века».

В письме также говорится, что в Молдове Платону грозит опасность: «Если он будет передан Молдове, маловероятно, что он будет сотрудничать с властями США, а возможность его допроса следователями Таможенной полиции и ФБР будет затруднена или заблокирована».

newsmaker.md

Отмывание «грязных» денег: особенности преступления и меры наказания за него

Людям, пережившим лихие 90-е годы, хорошо известен термин «отмывание денег». Да и сейчас, к сожалению, данное явление, официально именуемое «легализация денежных средств, добытых преступным путем«, продолжает существовать.

Под легализацией понимается придание добытым нечестным путем средствам вида правомерного владения. Иными словами, лицо переводит преступно полученные деньги или иное имущество из неформальной, так сказать, теневой экономики в официальную. Признание дохода законным позволяет пользоваться финансами и прочими благами открыто.

При легализации деньги могут переходить из безналичного в наличный расчет и наоборот. Целью отмывания является сокрытие истинного источника дохода. Для этого нередко на первоначальном этапе легализации прибегают к подделыванию документов, с целью воспроизведения несуществующих сделок. Возвращение же средств к владельцу и выведение его «из тени» осуществляется с опорой на законы о добросовестном приобретателе и некоторые другие нормы.

Довольно подробно и обстоятельно об особенностях отмывания денег расскажет специалист в следующем видео:

Отмывание денег, с помощью какой бы схемы оно не осуществлялось, проходит ряд этапов:

  1. Преступление, в ходе которого добываются денежные средства и имущество. Это может быть одно из ниже перечисленных деяний:
    • Мошенничество;
    • Терроризм;
    • Взяточничество и коррупция;
    • Наркоторговля;
    • Организованная преступность и т.д.
  2. Размещение. Полученные средства включаются в поток законных коммерческих средств;
  3. Запутывание следов. На этом этапе средства переводятся максимально далеко от преступников, ими овладевших (на другие счета, в банки других государств);
  4. Интеграция. Отмытые средства под видом законного дохода возвращаются к преступникам.

Схемы отмывания денег в России и других странах

Способов легализации денег – бесчисленное множество. К тому же, как только одна схема вскрывается, злоумышленники разрабатывают новые планы.

Приведем основные способы отмывания денег:

  • Структурирование капитала. Денежные средства просто-напросто разбиваются на незначительные, не вызывающие подозрения части, и размещаются на банковских картах посредников, после чего возвращаются собственнику;
  • Контрабанда. Деньги переправляются в страну, где финансовая политика не отличается жестокостью, переводятся на подставные счета, после чего возвращаются обратно;
  • Смешивание. Незаконно заработанные деньги небольшими порциями присоединяются к официальному доходу;
  • Фальшивые счета. В этой схеме отмывание денег происходит через ИП. Компания, у которой на руках теневые наличные, выставляет ИП счет за предоставленные услуги. Однако сумма этого счета превышает фактическую стоимость товара. В результате, деньги поступают в безналичном виде, а разницу (сумму переплаты), фирма возвращает ИП наличкой.

Указанные схемы — наиболее распространенные. Также нередко встречается отмывание денег через банковские карты, электронные кошельки (пр. Киви), действуют даже компании по отмыванию денег.

О том, чем грозит отмывание денег, читайте далее.

Об одной из преступных схем отмывания денег расскажет следующее видео:

В КоАП РФ статьей 15.27 предусмотрена административная ответственность за неоказание противодействия легализации. Субъектом таких преступлений выступают должностные лица и юридические лица. Наказание имеет вид штрафа. Физическим лицам, непосредственно замешанным в отмывании, грозит уголовное наказание.

В УК РФ есть две статьи, посвященных легализации денег и другого имущества. В статье 174 говориться об отмывании добытых другими лицами преступным путем средств, а в статье 174.1 – об отмывании денег, добытых лицом в результате им же совершенного преступления.

В первой части формулируется основной состав преступления: совершение различных сделок с деньгами и имуществом, приобретенным другими лицами незаконным путем, с целью придания им правомерного типа владения. За такое деяние злоумышленнику грозит штраф (до 120 000 рублей) или изъятие дохода (максимум за год). Квалифицированный и особо квалифицированные составы поданы в следующих трех частях статьи.

За отмывание в крупном размере преступнику назначают одно из приведенных ниже наказаний:

  • Штраф (до 200 000 рублей или доход за 2 года максимум);
  • Принудительные работы (до 2 лет);
  • Лишение свободы (до 2 лет) + штраф (до 50 000 рублей).

Группа лиц, отмывавших деньги, или лицо, использовавшее для того служебное положение, несут более строгое наказание (максимальный срок лишения свободы – 5 лет).

Наиболее суровые меры применяются к тем, кто осуществлял легализацию средств в особо крупном размере, либо к организованным группам. Максимальный срок принудительных работ составляет 5 лет, а лишения свободы – 7 лет. Помимо прочего, иногда налагается запрет на деятельность в определенных сферах.

В данной статье также 4 части. Формулировка квалифицирующих частей (2,3,4) звучит так же как и в 174 статье. Совпадают и наказания. Разница заключается в диспозиции: здесь речь идет о совершении лицом сделок со средствами, им же приобретенными в результате совершения преступления.

Итак, субъект 174 статьи – специальный. Это лицо, старше 16 лет, которое осуществляло отмывание денег. В совершении же преступления, при помощи которого они были добыты, не участвовало.

Субъектом статьи 174.1 может быть лишь соучастник или исполнитель исходного преступления, с помощью которого были получены деньги или имущество, подвергнувшееся легализации.

Чтобы борьба с легализацией незаконно добытых средств была успешной, необходимо эффективное взаимодействие целого ряда госструктур: всех ветвей власти, правоохранительных органов, подразделений финансовой разведки (ПФР), надзорных органов и т.д.

  • На международном уровне создана организация, нацеленная на борьбу с отмыванием денег. Известна она под аббревиатурой ФАТФ (от английского Financial Action Task Force on Money Laundering). Россия вступила в нее в 2003 году.
  • В целях пресечения финансирования терроризма и отмывания денег, в 2006 году было введено декларирование валюты иностранными гражданами, въезжающими в РФ.
  • В 2012 году вышел указ президента, предусматривающий разработку особого законопроекта, посвященного деофшоризации экономики страны.

Применение статьи 174.1 подразумевает, что обвиняемого будут судить и по другой статье, соответствующей исходному преступлению, в результате которого отмываемые позже средства были добыты.

Пример 1. Так, Преображенский районный суд г. Москвы осудил бывшего директора банка, который отмывал украденные ним же у данной организации средства, по статье 158, часть 4, пункт «б» и по второй части статьи 174.1. Наказания были сложены, и обвиняемого приговорили к 4 годам тюрьмы и, в дополнение, к выплате штрафа.

Пример 2. Когда речь идет лишь об отмывании, применяется 174 статья. Приведем пример.

Подсудимый получил от знакомого предложение легализовать деньги, которые тот получил, продавая найденные сильнодействующие препараты. Подсудимый осознавал незаконность таких действий, но за вознаграждение согласился на их совершение. Он взял у знакомого деньги, купил в магазине техники планшет, который перепродал, а вырученные средства вернул знакомому.

Подсудимый с обвинением согласился, дело рассматривали в особом порядке. Преступника приговорили, в соответствии с 1 частью 174 статьи, к штрафу.

Преступление «на лицо». Каким бы заманчивым не казалось, но это деяние преступно! Во всем мире действуют специальные международные организации по борьбе с отмыванием денег, есть они и в России. Но, мы искренне надеемся, что вы никогда с ними не познакомитесь.

О еще одном случае из судебной практики по отмыванию денег поведает нам следующий видеосюжет:

ugolovka.com

Что такое отмывание денег в уголовном праве

К серьезным преступлениям, совершаемым на территории РФ, относятся действия, связанные с отмыванием капиталов, иного имущества. Отмывание денег – это любые операции, связанные с финансами и имуществом, которое было приобретено в собственность незаконны способом. Уголовная ответственность и наказание за подобное преступление рассматриваются в статье 174 УК РФ.

Особенно остро стоит вопрос извлечения незаконной прибыли в процессе реализации одной из теневых схем, включая финансирование террористический группировок, лиц, связанных с терроризмом. Введение закона №115-ФЗ призвано регулировать множество неясностей относительно процедуры выявления и превентивных мерах, пресекающих развитие негативных сценариев расширения сфер незаконной деятельности преступных организаций.

Положения закона №115, принятого в августе 2001 года, направлены на противодействие отмыванию незаконно полученных доходов (их легализации в экономике).

Законом №115-ФЗ приводятся разъяснения относительно того, что входит в понятие «отмывание денег», и каковы инструменты для выявления преступной деятельности, связанной с легализацией капитала.

В рамках определения понятия под отмыванием доходов понимают денежные поступления в виде наличности или безналичные перечисления, ставшие результатом незаконной деятельности преступников. Таким образом, доход, полученный преступным путем, представляет собой прибыль, полученную при проведении преступных схем, требующую дальнейшей легализации для свободного использования в коммерческих и личных целях.

Термин «отмывание денежных средств» (другое название – легализация) неотъемлемо связан с операциями, направленными на придание деньгам, полученным преступным путем, законного статуса в пределах правового поля.

Легализация предполагает переход денежных средств из наличности в безналичную форму, конечная цель которого — скрыть настоящий источник дохода. Первые шаги по легализации зачастую связаны с подделкой документов для создания видимости ложных сделок. Возврат денежной массы истинному владельцу уже происходит законным путем, выводя его капитал из теневого оборота, создавая репутацию добросовестного приобретателя.

Любая операция по отмыванию средств характеризуется определенной последовательностью, представляя собой несколько шагов:

  1. Совершение преступления с незаконным добыванием денег или имущества. К таким преступлениям могут относиться мошеннические действия, деятельность террористов, взятки, коррупция, торговля наркотическими веществами, доход от организованной преступности, иные способы.
  2. Размещение средств в потоке «чистых» коммерческих капиталов.
  3. Сокрытие следов реального источника появления капиталов с переводом средств на счета в иностранных банках, иные инвестиции, никак официально не связанные с преступниками.
  4. На стадии интеграции средства банковских счетов в других странах возвращаются преступникам на абсолютно законных основаниях в качестве их дохода.

В результате возникают ситуации обогащения, настоящая причина которого практически не отслеживается. Задача государственных служб – своевременное выявление и препятствие отмыванию незаконных капиталов, а также привлечение ответственных в этом деянии людей к ответу в рамках уголовного и административного законодательства.

Несение уголовной ответственности

Не только сами преступники, совершившие операции по легализации средств, несут уголовное наказание, но и лица, которые не оказали противодействия в момент отмывания средств. Правда, меры к таким гражданам применяются на основании Кодекса об административных правонарушениях (в частности, ст. 15.27 КоАП РФ). Ответственность применяется как к должностным лицам, так и к обычным физическим лицам. Если будет доказано, что лицо оказало прямое способствование отмыванию средств, вина рассматривается на основании уголовного законодательства.

Виновных в преступлениях по отмыванию средств или имущества ждет наказание согласно ст. 174 УК РФ:

  • штраф на сумму равную 120 тысячам рублей или годовому заработку осужденного (зарплата или иной доход);
  • если преступление связано с легализацией больших объемов отмытых средств, штраф увеличен до 300 тыс. рублей, альтернативным наказанием служит начисление штрафа в размере двухлетнего заработка, или нахождение в заключении сроком до 4 лет с возможным штрафом в пределах 100 тыс. рублей или полугодового заработка осужденного, судья также может назначить отбывание срока без выплаты штрафа;
  • возможно назначение принудительных работ или отбывание срока в течение 2 лет, а также дополнительное начисление штрафа до 50 тыс. рублей или трехмесячного заработка осужденного.

На видео о проведении проверок

Если речь идет об отмывании средств на особо крупные суммы, совершенном в результате сговора отдельной группы лиц злоумышленников (пункты «а» части 3 ст. 174 и ст. 174-1 Уголовного Кодекса), а также в случае легализации крупных сумм, совершенной должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (пункты «б» части 3 ст. 174 и ст. 174-1), предусмотрено более суровое наказание длительностью от 4 лет. Максимальный срок наказания – 8 лет. В качестве дополнительного наказания применяется штраф на сумму до 1 миллиона либо в размере пятилетнего заработка. Назначение штрафа выполняется по усмотрению судьи.

ru-act.com

Довольно часто в экономике встречается термин «отмывание денег». Это действия, с помощью которых можно перевести доходы, полученные при незаконных процессах, в узаконенную форму, и при этом утаить их подлинный способ получения. Проще говоря, это легализация денежных средств, полученных незаконным путем. К таким действиям можно отнести нелегальные денежные операции, вложение денег в разные формирования и другое.

Наиболее часто узаконивание средств таким способом проходит в 3 фазы.

Первая фаза – это так называемая фаза размещения. В ее ходе происходит вложение денег в различные финансовые институты.

Дальше следует вторая фаза – фаза преобразования, при этом изменяется происхождение доходов из нелегального в законное.

Последняя фаза – это консолидация, во время которой «очищенные» денежные средства возвращаются к их владельцам.

Схем легализации доходов довольно много. Для этого используются различные офшорные зоны, создаются фирмы-однодневки, заключаются подставные договоры, производится замена отчетности, и много других способов. После таких действий довольно сложно, или вовсе невозможно определить происхождение тех или иных доходов. Практически невозможно узнать, каким образом были получены деньги, если формально все фирмы и договоры были оформлены на лиц, находящихся в местах заключения, либо же и вовсе умерших.

Чтобы пресечь такие действия, один из недавних законов обязывает банки отслеживать все операции своих клиентов. При малейшем подозрении в нелегальном происхождении финансов, банки обязаны известить федеральные налоговые службы. Подобные меры срабатывают только в том случае, когда сами банки не принимают участие в таких схемах. А подобные ситуации случаются нередко, ведь нельзя осуществить «отмывание денег», не привлекая лиц из банковских и государственных учреждений.

Существует мнение, что наиболее эффективный метод узаконивания доходов – это время. Чем больше времени лежат деньги, тем они становятся «чище». Возможно, потомственно богатые семьи даже не знают, что их наследственное состояние было заработано именно нелегальным способом.

mynances.ru